Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ВЕРБЕРА «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА»'

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ВЕРБЕРА «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постмодернизм / интертекстуальность / интермедиальность / витророман / неомиф / пастиш / Вербер / фреймовая модель / postmodernism / intertextuality / intermediality / vitroroman / neomyth / pastiche / Werber / frame model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.А. Белей, М.С. Луканова

Статья посвящена изучению жанрово-стилистических особенностей французского постмодернистского романа на примере творчества современного французского писателя Бернара Вербера. Особое внимание уделяется изучению и анализу постмодернистских терминов, элементов и принципов в литературе на примере романа Б. Вербера «Ее величество кошка». Становление постмодернизма как ключевого направления в современной литературе и искусстве рассматривается в качестве актуального культурно-философского феномена, охватывающего различные сферы человеческой деятельности. Исследование включает в себя анализ теоретических особенностей постмодернизма, понятий интертекстуальности, интермедиальности, неомифа, концепции «витроромана», проблем поэтики пастиша. Статью дополняет фреймовый анализ центрального образа кота в романе «Ее величества кошка». Предложенная фреймовая модель отражает современные принципы междисциплинарного литературоведческого исследования, включая в себя некоторые методы когнитивной лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE PECULIARITIES OF THE FRENCH POSTMODERNIST NOVEL ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF B. WERBER’S “HIS MAJESTY THE CAT”

The work studies the genre and stylistic features of the French postmodernist novel on the example of the work of a modern French writer Bernard Werber. Special attention is paid to the study and analysis of postmodernist terms, elements and principles in literature on the example of B. Werber’s novel “His Majesty the Cat”. The study of postmodernism as a key direction in modern literature and art is considered as an actual cultural and philosophical phenomenon covering various spheres of human activity. The study includes the analysis of theoretical peculiarities of postmodernism, the concepts of intertextuality, intermediality, neomyth, the concept of “vitroroman”, and the problems of pastiche poetics. The article is supplemented by a frame analysis of the central image of the cat in the novel. The proposed frame model reflects modern principles of interdisciplinary literary research, including some methods of cognitive linguistics.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ВЕРБЕРА «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА»»

С другой стороны, сближение повестки носило ограниченный характер и не затронуло ряд ключевых направлений. В частности, различия в приоритетности проблем финансирования здравоохранения в период пандемии даже несколько возросли (коэффициент относительной упоминаемости увеличился с 1,41 до 1,34), а по теме дефицита кадров разрыв между российскими и зарубежными СМИ увеличился с 1,67 до 1,81. В то же время по ряду других направлений (качество помощи, внедрение инноваций) наблюдалось некоторое сближение позиций, хотя и в этих случаях различия в приоритетах сохранялись.

Библиографический список

Таким образом, несмотря на общие вызовы, связанные с пандемией COVID-19, российские и зарубежные СМИ продемонстрировали различные подходы к освещению проблем здравоохранения. Эти различия отражают более глубокие расхождения в приоритетах, ценностных ориентирах и особенностях функционирования медиасистем. Вместе с тем опыт пандемии показал, что глобальные угрозы способны привести к частичному сближению повестки и выработке общих подходов к освещению ключевых проблем здравоохранения. Дальнейшее изучение этого процесса представляется перспективным направлением для будущих исследований.

1. Болл Ст. Парламент и политика в эпоху Болдуина и Макдо-нальда: Дневник Хэдлама 1923-35. Ленинград: Историческая Пресса; 1992.

2. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения. Краткие итоги выборочного обследования. Росстат РФ, официальный сайт Available at: http:www//gks.ru

3. Выровцева Е.В. Традиционные профессиональные ценности в новых медиаформатах. Челябинский гуманитарий. 2020; № 1 (50): 36-42.

4. Гарбузняк А.Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2016.

5. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005; № 2: 28-34.

6. Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань: Издательство Казанского университета, 2007: 55-114.

7. Каминченко Д.И. Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020; № 39 (4): 533-544.

8. Каминченко Д.И. Интернет-СМИ и социальные медиа: анализ информационных повесток дня. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021; № 40 (4): 417-430.

9. Медиалогия. Официальный сайт. Available at: http:// www.mlg.ru

10. Неъматзода О., Гаибов А.Д., Калмыков Е.Л., Баратов А.К. COVID-19-ассоциированный артериальный тромбоз. Вестник Авиценны. 2021; № 23 (1): 85-94.

11. Толоконникова А.В., Лукина М.М. Конфликты в информационной повестке дня: к вопросу об объективности (на примере публикаций российских информационных агентств «Интерфакс» и ТАСС). Меди@льманах. 2021; № 5 (106): 74-85.

12. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. Москва: МедиаМир, 2014.

13. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань: Издательство Казанского университета, 2000: 18-53.

14. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Издательство Казанского университета, 2004.

References

1. Boll St. Parlament ipolitika v 'epohu Bolduina i Makdo-nal'da: Dnevnik H'edlama 1923-35. Leningrad: Istoricheskaya Pressa; 1992.

2. Vliyanie povedencheskih faktorov na sostoyanie zdorov'ya naseleniya. Kratkie itogi vyborochnogo obsledovaniya. RosstatRF, oficial'nyj sajt. Available at: http:www//gks.ru

3. Vyrovceva E.V. Tradicionnye professional'nye cennosti v novyh mediaformatah. Chelyabinskijgumanitarij. 2020; № 1 (50): 36-42.

4. Garbuznyak A.Yu. Interpretaciya realij politicheskoj zhizni strany v povestke dnya obscherossijskoj pressy: tehnologicheskie aspekty. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2016.

5. Dobrosklonskaya T.G. Mediatekst: teoriya i metody izucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2005; № 2: 28-34.

6. Ibarra P., Kits'yuz Dzh. Diskurs vydvizheniya utverzhdenij-trebovanij i prostorechnye resursy. Social'nyeproblemy:konstrukcionistskoeprochtenie. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2007: 55-114.

7. Kaminchenko D.I. Vzaimodejstvie sredstv massovoj informacii i obschestva: analiz informacionnyh povestok dnya. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2020; № 39 (4): 533-544.

8. Kaminchenko D.I. Internet-SMI i social'nye media: analiz informacionnyh povestok dnya. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki iyazykoznaniya. 2021; № 40 (4): 417-430.

9. Medialogiya. Oficial'nyj sajt. Available at: http:// www.mlg.ru

10. Ne'matzoda O., Gaibov A.D., Kalmykov E.L., Baratov A.K. COVID-19-associirovannyj arterial'nyj tromboz. VestnikAvicenny. 2021; № 23 (1): 85-94.

11. Tolokonnikova A.V., Lukina M.M. Konflikty v informacionnoj povestke dnya: k voprosu ob ob'ektivnosti (na primere publikacij rossijskih informacionnyh agentstv «Interfaks» i TASS). Medi@l'manah. 2021; № 5 (106): 74-85.

12. Frolova T.I. Gumanitarnaya povestka rossijskih SMI. Zhurnalistika, chelovek, obschestvo. Moskva: MediaMir, 2014.

13. Hilgartner S., Bosk Ch.L. Rost i upadok social'nyh problem: koncepciya publichnyh aren. Sredstva massovojkommunikacii i social'nye problemy. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2000: 18-53.

14. Yasaveev I.G. Konstruirovanie social'nyh problem sredstvami massovoj kommunikacii. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2004.

Статья поступила в редакцию 08.07.24

УДК 82.09

Beley M.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: maria.beley86@gmail.com

Lukanova M.S., student, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: mari.lukanova@icloud.com

GENRE PECULIARITIES OF THE FRENCH POSTMODERNIST NOVEL ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF B. WERBER'S "HIS MAJESTY THE CAT". The work studies the genre and stylistic features of the French postmodernist novel on the example of the work of a modern French writer Bernard Werber. Special attention is paid to the study and analysis of postmodernist terms, elements and principles in literature on the example of B. Werber's novel "His Majesty the Cat". The study of postmodernism as a key direction in modern literature and art is considered as an actual cultural and philosophical phenomenon covering various spheres of human activity. The study includes the analysis of theoretical peculiarities of postmodernism, the concepts of intertextuality, intermediality, neomyth, the concept of "vitroroman", and the problems of pastiche poetics. The article is supplemented by a frame analysis of the central image of the cat in the novel. The proposed frame model reflects modern principles of interdisciplinary literary research, including some methods of cognitive linguistics.

Key words: postmodernism, intertextuality, intermediality, vitroroman, neomyth, pastiche, Werber, frame model

М.А. Белей, канд. филол. наук, доц., Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: maria.beley86@gmail.com

М.С. Луканова, студентка, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: mari.lukanova@icloud.com

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ВЕРБЕРА «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА»

Статья посвящена изучению жанрово-стилистических особенностей французского постмодернистского романа на примере творчества современного французского писателя Бернара Вербера. Особое внимание уделяется изучению и анализу постмодернистских терминов, элементов и принципов в литературе на примере романа Б. Вербера «Ее величество кошка». Становление постмодернизма как ключевого направления в современной литературе и искусстве рассматривается в качестве актуального культурно-философского феномена, охватывающего различные сферы человеческой деятельности.

Исследование включает в себя анализ теоретических особенностей постмодернизма, понятий интертекстуальности, интермедиальности, неомифа, концепции «витроромана», проблем поэтики пастиша. Статью дополняет фреймовый анализ центрального образа кота в романе «Ее величества кошка». Предложенная фреймовая модель отражает современные принципы междисциплинарного литературоведческого исследования, включая в себя некоторые методы когнитивной лингвистики.

Ключевые слова: постмодернизм, интертекстуальность, интермедиальность, витророман, неомиф, пастиш, Вербер, фреймовая модель

В современной литературе постмодернизм привлекает внимание исследователей. Это новое явление связано с репрезентацией культурной и социальной жизни XX и начала XXI веков. Постмодернизм меняет языковую систему, объединяет тексты и культурные коды разных эпох. Таким образом, он модифицирует представления о целостности текста и создает новые критерии и нормы, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Современное развитие массовой культуры показывает, что тенденция изменений в лингвистике с каждым днём возрастает и открывает людям возможности усовершенствования родного языка. Новые литературные произведения эпохи постмодернизма являются доказательством прогресса в развитии современной лингвистики и дискурса. Использование интермедиальности, синтез искусств, синергетика приводят к появлению новых жанровых форм. Одной из таких жанровых форм является постмодернистский роман, в котором постмодернистский дискурс и нарратив играют ключевую роль. Постмодернистский роман характеризуется жанровой эклектичностью. На основе классических жанровых форм автор, используя приёмы деконструкции и рекомпозиции, создаёт новые уникальные произведения. Постмодернистский дискурс является продуктом массовой культуры, он рассчитан одновременно на элитарного и среднестатистического читателя. Интертекстуальность является одной из отличительных черт постмодернистского текста. Для постмодернистского дискурса характерно новое прочтение и переосмысление античных мифов, пастишизация, как ношение авторской маски. Термины постмодернизма сложны и многообразны, для их интерпретации необходимы знания в области современной французской философии.

В данной работе предпринята попытка выявить основные жанровые особенности французского постмодернистского романа на примере романа Вербера «Её величество кошка».

Целью данной статьи является выявление жанрово-стилистических особенностей французского постмодернистского романа на примере произведения Б. Вербера «Ее величество кошка». Цель определила ряд необходимых для решения задач:

- раскрыть особенности поэтики постмодернистского романа и его интертекстуальной природы;

- определить жанрово-стилистические особенности французского постмодернистского романа на примере произведения Б. Вербера «Её величество кошка»;

- выделить авторские нововведения в постмодернистском романе в контексте эклектичной поэтики витроромана на примере вышеназванного произведения.

- разработать фреймовую модель образа кота в изучаемом романе Б. Вербера.

Объектом исследования являются жанрово-стилистические особенности французский постмодернистского романа Вербера «Её величество кошка» как продукта массовой интермедиальной культуры.

Предметом исследования является анализ жанровых и образных элементов французского постмодернистского романа.

В ходе исследования применялись методы контекстуального и дискурсивного анализа, фреймовый анализ, лингвостилистический анализ, когнитивный анализ.

Научная новизна исследования состоит в том, что роман Б. Вербера «Ее величество кошка» 2020 года пока не подвергался всестороннему литературоведческому анализу.

В ходе исследования были выявлены основные жанрово-стилистические особенности французского постмодернистского романа. В своих исследованиях мы опирались на многолетний опыт зарубежных исследователей и теоретиков постмодернизма - Р. Барта, Ж. Бодрийара, Р Грийе, Ж. Деррида, Ж. Женетта, Ж.Ф. Лиотара, М. Фуко, И. Хассана, У. Эко, а также отечественных филологов -И.П. Ильина, Н.Б. Маньковской, И.С. Скоропановой, Э.Н. Шевяковой, М. Эпштей-на и многих других. Теоретическая значимость состоит в том, что статья вносит определенный вклад в исследование концепции постмодернистского витророма-на во всей совокупности характеристик деконструкции, рекомпозиции и эклектичности. Также используется оригинальный метод когнитивного фреймового анализа для исследования центрального образа кота.

Практическая значимость заключается в том, что углубленное изучение жанровой теории французского постмодернистского романа может быть полезно студентам-лингвистам, литературоведам, филологам и переводчикам.

Феномен «витроромана» в постмодернизме (далее рассматриваемый в романе Б. Вербера «Ее величество кошка»), описанный в кандидатской диссертации М.А. Белей, представляет собой «результат синтеза жанровых моделей романа-путешествия, романа-воспитания, научно-фантастического романа, романа-утопии и романа-антиутопии» [1, с. 13]. Соответственно, можно сделать вывод, что данный феномен появился в результате пастишизации, деконструкции и рекомпозиции классических жанровых моделей.

Особую роль в поэтике постмодернистских романов играет неомиф как современное прочтение античных мифов. Элементы интертекстуальности и неоми-фологичности также можно отметить в «говорящих» именах героев романа «Ее величество кошка». Так, Бастет (кошка, главная героиня) = «Баст/Бастет (древнеегипетская богиня, которая изображалась в виде женщины с кошачьей головой или кошки, а также покровительница деторождения)» [2, с. 175], образ которой представляет постмодернистское прочтение древнеегипетского мифа.

Относительность истины и множественность трактовок мнения автора отражены уже в эпиграфе к роману: «Истина - это не более чем точка зрения» [3, с. 6]. Это заявляет ученый кот Пифагор, отдавая дань уважения взглядам философа С. Батлера.

Важным поэтологическим приемом в жанре постмодернистских романов выступает пастиш. Ж. Женетт называет «порогом» пастиша, или пародии «практику ношения авторской маски» [4, с. 326]. В романе «Ее величество кошка» подобную «авторскую маску» примеряют кошка Бастет и кот Пифагор. В их уста автор вкладывает свои антиутопические взгляды и философские воззрения, реализуя постмодернистский принцип «бартовской смерти автора».

Постмодернистскому роману во многом присущ принцип интермедиальности как синтеза искусств. В течение XVШ-XIX веков идея интермедиальности по-разному трактовалась некоторыми теоретиками искусства. Мы разделяем мнение Е.П. Шиньева, который считает, что «интермедиальность в узком смысле - это особое направление интертекстуальных связей в художественном произведении, основанное на единстве художественных кодов разных искусств. Если говорить об интермедиальности в широком смысле, то она подразумевает построение целостной системы полихудожественного пространства в системе культуры (или формирование художественного «метаязыка» культуры)» [5, с. 1].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что интермедиальность - это особая форма диалога культур через взаимодействия художественных референций, в которых интертекстуальность и интердискурсивность, а также гипертекстуальность, как обращение к шедеврам мировой литературы и культуры, являются основными поэтологическими приемами.

Интермедиальность постмодернистских произведений, в результате которой происходит взаимодействие и пересечение разных форм искусства, позволяет создавать глубину, эмоциональную насыщенность и вовлеченность рефлексивных читателей.

Интертекстуальность является одной из основных системообразующих особенностей постмодернистского текста. Она определяет наличие и взаимодействие различных референций на другие литературные, философские, художественные и культурные работы. Интертекстуальность представляет собой процесс включения элементов из других текстов в создаваемый произведением контекст, что приводит к новым значениям и взаимосвязям между ними.

Интертекстуальная природа постмодернистского текста основывается на том, что текст не существует в изоляции, а является объектом постоянного взаимодействия с другими текстами. Этот феномен связан с просвещенческой идеей о том, что текст не имеет однозначного значения, и его смысл определяется не только автором, но и читателем, а также контекстом, в котором он рассматривается.

Интертекстуальность в постмодернистском тексте проявляется через использование цитат, аллюзий, реминисценций, парадоксальной иронии и других приемов. Эти приемы позволяют автору достичь не только цитатного использования элементов поэтики прошлого, но и создать своеобразную полифонию в своем произведении, где различные голоса активно взаимодействуют, смешиваются и противоречат друг другу.

Важным аспектом интертекстуальности является реализация метатексту-альных игр, которые подразумевают обращение к самому процессу письма и чтения. Использование таких игр позволяет авторам постмодернистского текста осознанно работать с референциями внутри текста и создавать сложные многоуровневые структуры.

Таким образом, интертекстуальность является главной жанрообразующей особенностью постмодернистского романа, определяющей его многообразие смыслов и связей с другими литературными и культурными произведениями. Она позволяет создать новую реальность, которая не только отражает прошлое и настоящее, но и активно взаимодействует с ними, вызывая рефлексию и размышление у читателя.

Роман «Энциклопедия относительного и абсолютного знания» является одним из ярких примеров интертекстуальности в творчестве Бернара Вебера: автор цитирует работы вымышленного ученого по имени Эдмонд Уэллс, на протяжении всего романа встречаются самореференции, постмодернистские игры с читателем и воодушевление читателя на самостоятельный поиск информации. Также в романе ярко выражена концепция «смерти автора» с целью рождения нового типа читателя, тонко чувствующего, рефлексивного и активно вовлеченного в литературу. Данная концепция, предложенная французским философом

и литературоведом Р. Бартом, нашла свое прямое воплощение в творчестве Б. Вербера. Муки творца и круги ада (в контексте творчества Вербера - это континент мертвых) отражены в аллюзиях на «Божественную комедию» Данте и широко представлены в циклах романов Б. Вербера «Об ангелах» и «О Богах».

Жанр постмодернистского романа проявляется в том, что в произведении присутствует приём «двойного кодирования», т. е. в тексте переплетается большое множество упоминаний о различных легендах и мифах, что позволяет читателю прочитать не просто современный роман, но и косвенно ознакомиться с сюжетами различных произведений. Благодаря присутствию сюжетных лини й нескольких текстов в одном произведении появляется «невозможность единого зеркала мира», отражающего принцип постмодернистского плюрализма, интер-медиальности и ризоматичности.

Хорошо вписывается в постмодернистскую поэтологическую модель явление пастиша. Литературный пастиш - это миметическая практика создания текста путем заимствования и копирования ярких стилистических особенностей образца. С конца XVIII века эта практика стала называться «пастишем». До этого слово ассоциировалось с музыкой и живописью. Однако его использование в текстах засвидетельствовано еще в античности, возможно, даже с момента появления письменности.

Во время использования пастиша два голоса (автор и его вымышленный персонаж, через которого он транслирует свои идеи) четко идентифицируются: голос рассказчика и голос автора, которому подражают. Здесь присутствует своеобразная рамка, дистанцирующая пастишизированный фрагмент и придающая ему статус спектакля. Функция обрамляющего дискурса - дать код для чтения обрамленного дискурса, указать имя или характер пастишизированного текста. Пастиш в постмодернизме позволяет реализоваться множественным интерпретациям текста и часто содержит элементы интертекстуальности.

Одной из основных сложностей, возникающих при интерпретации терминов французского постмодернизма, является их многозначность и контекстуальная специфика. Постмодернизм предполагает отказ от общепринятых правил и критериев истины, что приводит к тому, что термины используются в разных контекстах с различными значениями.

Также сложность возникает из-за множества теоретических школ и направлений в рамках постмодернизма, которые могут различным образом интерпретировать одни и те же термины. Это создает запутанную и сложную сеть взаимосвязанных понятий, усложняющих процесс их интерпретации и анализа.

Другим важным аспектом сложности интерпретации терминов французского постмодернизма является их частичная абстрактность и эзотеричность. Многие термины понимаются только в рамках конкретной философской системы или концепции, что делает их труднопонимаемыми для широкой аудитории.

Кроме того, французский постмодернизм славится своей субъективностью я относительностью, что делает интерпретацию терминов еще более усложненной. В зависимости от точки зрения и теоретического подхода термины могут приобретать различные значения и смыслы, что затрудняет их общепринятое понимание.

В целом интерпретация терминов французского постмодернизма является сложным и многогранным процессом, требующим глубокого понимания философских концепций и теорий, а также учета контекстуальных и культурных особенностей их использования.

Роман Бернара Вербера «Её величество кошка» является одним из ярких примеров постмодернистской литературы. Стилистическая особенность романа - повествование ведется от первого лица (кошка Бастет). Основное действие в данном постмодернистском антиутопическом произведении происходит во время «апокалипсиса», причиной которого стало нашествие жестоких крыс - главных антагонистов романа: «Постепенно, пользуясь ослаблением людей, крысы осмелели, принялись вылезать на поверхность и даже нападать на них (людей)», «...что касается заразы, косившей людей, то она, по его словам, представляла собой возродившуюся старинную эпидемию, известную в Средние века как чума, переносимая крысами» [3, с. 54]. Здесь наблюдается ассоциативная связь между опасностью крыс для людей в произведении и пандемией СШИ>19, произошедшей в 2019-2023 годах, поскольку роман имеет жанровые черты антиутопии.

Лудические (игровые) принципы поэтики постмодернизма отражаются в его склонности к ироническому переосмыслению классических античных мифов. Жанр постмодернистского витроромана, собранного из осколков прошлых эпох, прекрасно вписывается в данную концепцию, поскольку миф выступает базовой системообразующей универсальной категорией. При этом он иронически переосмысляется, античные герои и боги помещаются в современные бытовые реалии, снижается «градус пафоса», отражая дух эпохи постмодернизма. Таким образом античный миф преобразуется в постмодернистский игровой неомиф.

Пифагор (кот, главный герой) = Пифагор Самосский (древнегреческий учёный, философ, музыкальный теоретик) обладает «говорящим» именем с аллюзией на древнегреческого ученого Пифагора. Кот Пифагор благодаря своему «третьему глазу» является источником знаний для кошачьей стаи, держит контакт с людьми, и на протяжении всего романа его позиционируют как высокоинтеллектуального уникального кота.

Помимо имён, герои также проецируют на себя характеры личностей, в честь которых были названы. На протяжении действия романа кошка Бастет часто рассуждает на тему женской сущности, несколько раз упоминает собственных котят и особое внимание уделяет репродуктивному процессу.

Исследуя конкретные примеры интертекстуальности в творчестве Бернара Вербера, м-1 можем -аметит ь, га к антич ный миф интегрируетсявсовремен ный контекст, что можно назвать созданием неомифа, здесь мы прослеживаем, как ряждаесая нырыр жифалогийескичпласт, чоторый, в свою ячерядь, нРогащает потстмодернистский нарратив автора. Бернар Вербер в своих романах не просто вплетает сюжет мифа в книгу, он переосмысливает его в рамках постмодерни-стскога йянроромона, где чрисутстврюр «оскол-и прншлых втоа», а влументы мифологии помогают не только предугадать действия персонажей, развитие вюжета, но и создать нужную мистическую антиутопическую атмосферу. Роман Бернара Вебера «Ее величество кошка» - это литературное произведение, в котором присутствуют элементы неомифологии, а также бестиарные образы. Ромаопрадс«аиудетеобой аногмогштьш постмодмрпив«срийтвкст, сядержищий множество символических и мифологических образов, которые придают произве-даячючлубин» ипоэтввновм»,

Кошки: являются основными героями произведения. В отличие от реального мира, в романе они имеют собственный разум и систему коммуникации друг вдругое,аракметаходтт втосо« вувде ржания еденное л юдамю. Ещде н ача-ле романа главная героиня, кошка Бастет, приходит к выводу, что лидирующей расоП еаежаассноькошамья. ж-м прсияжепни твоего яртв япа познаёт то, что было присуще до этого только человеческому роду: юмор, искусство, любовь. В дямяим пpымжeжитмeтмбяpкaи ппвсмраксруаеьнан жтсылрж пнОра-а всна-зме-еборца.

Крысы: в произведении являются главными антагонистами, но, в отличие вм кокор, нетмежттикагеп пуциалвпум це-носте. Вс-итогии Б. Мпрбетт«Мы боги» люди-крысы демонстрируются автором не только как главные антагонисты и^н^дым^^дж^луфвнам,нoв-акмнтииуетнчecнойебмучивоoудуырипa Мих мвим преобладает жесткость, насилие и их общество следует фразе Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства».

Bриopтам«ва Беанаыа BмpМвмaаcеMyюpoлчигpтютбecтваиныд еДуазы. Бестиарные и антропоморфные персонажи вступают в произведениях мировой куи-твое! вдчдлo-;жтиа«ныанaам«бютcяпавовeчутрнми чертами, в то время как люди, в свою очередь, обладают рядом звериных черт. Существуют некоторые стереотипы и прототипические характеристики, с которыми в обществе принято oче>едecтвлегч некыгорыа жи»,™« (тcисмввычзaяц, мeдмимeлптaя аш^паха, хитрая лиса и т. д.). Они могут варьироваться в разных культурах и, в зависимое™ рм ттыeлгбмыxГгcтnдиеыу xегмктepчбтт-,ммжне чнусмeдичт етношение народов к тому или иному животному. В творчестве Вербера можно наблюдать ор ига налитое прочтетис Реями арныто бразо в.

Фрейм как одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики представляет собой схематическое обобщенное представление об объекте исследова-нра.Фреймовм1ё тналез г -анесмве »eтpи-евгaиниса»дкa ротм т ливмсагypном произведении представляется нам уместным, поскольку он помогает наглядно пт-двуаичич pдймирарlд е-с-таси гвмоиого иарсунажа романа «Ее величество кошка».

Р ис. 1

1. Кошка как медиум

Кошка за свою историю существования была всегда связана с эзотерическими и мистическими представлениями. В различных культурах она рассматривалась как связующее звено между миром живых и потусторонним миром. Ее таинственное поведение и способность воспринимать изменения энергетического поля вокруг нее позволяют предполагать, что кошка может выступать в качестве медиума, способного передать информацию из духовного мира.

«Всюду я ощущала миазмы смерти, для людей неуловимые» (Partout, j'ai senti les miasmes de la mort, insaisissable pour les humains) [3, c. 36].

2. Кошка как муза писателя

Многие писатели и поэты на протяжении веков находили вдохновение в общении с кошками. Их элегантность, самостоятельность и загадочность привлекали к себе внимание и стимулировали творческий процесс. Кошка может стать главным героем или символом в литературных произведениях, что демонстрирует ее роль в качестве музы писателя.

Служанка Натали любит свою кошку Бастет и восхищается ей [3, c. 21] (Natalie aime et admire son chat Bastet).

3. Кошка как дитя глобализации

Современная кошка, особенно породистая, является результатом глобализации и международной торговли. Таким образом, она становится символом глобальной связи и объединения между различными культурами.

«Пифагор был очень умен, а главное - благодаря своему «третьему глазу» имел доступ ко всем человеческим знаниям во всех областях» (Pythagore était très intelligent et, surtout, grâce à son troisième œil, il avait accès à toutes les connaissances humaines dans tous les domaines) [3, c. 19].

4. Кошка как отражение своего хозяина

Взаимодействие между кошкой и ее хозяином также играет важную роль. Наблюдая за поведением кошки, можно получить представление о характере и эмоциональном состоянии ее хозяина. Кошка может отражать черты характера и поведение своего хозяина и, в свою очередь, оказывать влияние на его эмоциональное состояние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Я простила ей убийство моих детей. Мне захотелось унять её горе» (Je lui ai pardonné d'avoir tué mes enfants. Je voulais la soulager de son chagrin) [3, c. 16].

5. Кошка как андрогинный образ, сочетающий в себе женское и мужское начало

Во многих культурах кошка рассматривается как символ андрогинности, то есть способности сочетать в себе черты и качества как женщины, так и мужчины. Ее грациозность, хитрость и независимость могут ассоциироваться как с женской, так и с мужской энергией. Такой андрогенный образ кошки отражает уникальность ее существования и позволяет использовать ее в различных контекстах и интерпретациях.

«Я - сама независимость» (Je suis ma propre indépendance) [3, c. 11].

6. Кошка как антиутопический образ спасителя человечества от деградации Существует теория, согласно которой кошка играет роль спасителя, который может уберечь человечество от деградации и разрушения. Данная теория основывается на том, что кошка отличается своей интуицией и заботой об окружающем мире. Таким образом, кошка считается символом надежды и возможности изменения человеческой цивилизации к лучшему. Этот антиутопический образ кошки служит напоминанием о необходимости сохранения баланса в природе и нашего взаимодействия с окружающей средой.

Библиографический список

«... я затеяла грандиозный проект Его смысл можно передать одной фразой: «НАЛАДИТЬ КОНТАКТЫ МЕЖДУ ВСЕМИ ВИДАМИ» (Je me suis lancé dans un projet ambitieux. Son sens se résume en une phrase: «Établir des contacts entre toutes sortes de personnes») [3, c. 12].

Весьма популярным поэтологическим приемом постмодернистского текста является его пастишизация. Пастиш, как уже было сказано выше, -это художественный прием, который заключается в ношении авторской маски. Например, автор создает вымышленного персонажа и «отдает» ему авторство над своими произведениями. Так, например, у Б. Вербера Э. Уэллс, автор «Энциклопедии относительного и абсолютного знания», является его пастишизированным альтер-эго. Автор транслирует через Эд-монда Уэллса свои идеи, сам при этом оставаясь в тени. Во французском постмодернизме пастиш играет важную роль как способ комментирования, переосмысления и новой интерпретации культурных и художественных явлений. Именно в этом контексте пастиш реализует свою функцию - он предоставляет художнику чрезвычайно богатый материал для интерпретации и реинтерпретации.

Пастиш во французском постмодернизме играет важную роль в создании новых художественных произведений, обогащая их разнообразием источников и перспектив. Он позволяет художникам выйти за рамки традиционных жанров и стилей, открывая новые возможности для творчества и интерпретации мира.

Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов и обобщений. Жанрообразующей категорией в современном французском постмодернистском романе выступает античный миф и его ироническое переосмысление, преобразуемое в неомиф. В постмодернистском витроромане главенствует эклектичность и витражность, имеет место сочетание несочетаемого, жанровые надстройки и модификации, в нем присутствуют элементы жанра романа утопии и антиутопии, научно-фантастического и псевдонаучно-эзотерического романа, философской притчи и романа-путешествия. В постмодернистском романе вообще и в творчестве Вербера в частности важную роль играют луди-ческие элементы интертекстуальности и пастиша. Бестиарные образы, широко представленные в творчестве Вербера, особенно ярко нашли свое воплощение в романе «Ее величество кошка». В нашем исследовании мы представили образ кота в виде концептуального фрейма, который показывает разные ипостаси данного животного. Литература французского постмодернизма представляет собой сложный и многогранный интермедиальный феномен, а творчество Б. Вербера является ее ярким воплощением. Вместе с тем оно не получило пока должного освещения в российских исследованиях и требует дальнейшего изучения.

1. Белей М.А. Жанровое своеобразие циклов постмодернистских романов Бернара Вербера «Об ангелах» и «О богах». Диссертация ... кандидата филологических наук. Калининград, 2020.

2. Большой энциклопедический словарь. Мифология. Москва, 1998.

3. Вербер Б. Ее величество кошка. Москва: Эксмо, 2020.

4. Женетт Ж. Работы по поэтике: Фигуры: в 2 т. Москва: Эдиториал УРСС, 1998; Т. 1.

5. Шиньев Е.П. Интермедиальность как механизм межкультурной диффузии в литературе (на примере романов В.В. Набокова «Дар»). Аналитика культурологии. 2009; № 2 (14): 111-116.

6. Werber B. Sa majesté des chats. Paris: Albin Michel, 2019.

References

1. Belej M.A. Zhanrovoe svoeobrazie ciklov postmodernistskih romanov Bernara Verbera «Ob angelah» i «O bogah». Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Kaliningrad, 2020.

2. Bol'shoj 'enciklopedicheskij slovar'. Mifologiya. Moskva, 1998.

3. Verber B. Ee velichestvo koshka. Moskva: 'Eksmo, 2020.

4. ZhenettZh. Rabotypopo'etike: Figury: v 2 t. Moskva: 'Editorial URSS, 1998; T. 1.

5. Shin'ev E.P. Intermedial'nost' kak mehanizm mezhkul'turnoj diffuzii v literature (na primere romanov V.V. Nabokova «Dar»). Analitika kul'turologii. 2009; № 2 (14): 111-116.

6. Werber B. Sa majesté des chats. Paris: Albin Michel, 2019.

Статья поступила в редакцию 11.06.24

УДК 81'25:811.531:811.111

Vasilieva V.E., senior teacher, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: victoriya1204@mail.ru

THE ANALYSIS OF KOREAN SOCIAL AND POLITICAL TEXTS ABOUT RELATIONSHIPS BETWEEN KOREAN PEOPLE'S DEMOCRATIC REPUBLIC AND REPUBLIC OF KOREA. In 1945, Korea was divided into two states: The Korean People's Democratic Republic and the Republic of Korea, which subsequently entered into a war for possession of the Korean Peninsula, which lasted from 1950 to 1953 and ended with a peace agreement. Since that time, the two countries have maintained rather tense, hostile relations, which were aggravated by North Korean missile tests and periodic provocations from both North and South Korea. However, despite this, several attempts were made to reach a truce, and, starting in 2018, the so-called "thaw" began in relations between the two countries. All the events taking place in the relations between the DPRK and the Republic of Korea are widely covered in local news. In addition, it publishes statements by various organizations and political figures regarding a particular problem that has arisen in the international relations of these two countries. The author of the paper analyses Korean social and political texts from the point of view of their relationships on Korean Peninsula.

Key words: social and political texts, Korean People's Democratic Republic, Republic of Korea, international relations, news, mass media

В.Э. Васильева, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: victoriya1204@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.