Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие районных СМИ Амурской области 1930-х гг'

Жанровое своеобразие районных СМИ Амурской области 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / GENRE / JOURNALISM GENRES / BUSINESS COMMUNICATION GENRES / LOCAL NEWSPAPER / AMUR REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иващенко Елена Геннадьевна

Статья представляет собой попытку описать основные жанровые формы, используемые в районной периодической печати в 30-е гг. ХХ вв. (материалом исследования являются районные издания Амурской области за 1934 г.). Речь идет как о собственно журналистских жанрах (заметках, передовых статьях, отчетах), так и о жанрах деловой коммуникации (приказах, решениях, распоряжениях, сводках и др.), игравших значительную роль в прессе тех лет. Уделяется внимание рассмотрению жанров «письма» (в его жанровых вариациях), «красной доски» и «черной доски». Также проводится анализ факторов, повлиявших на формирование жанровой палитры СМИ, среди которых отмечается восприятие журналистики как средства пропаганды, необходимость решать стоящие перед колхозами, совхозами и машинно-тракторными станциями производственные задачи, недостаточная журналистская квалификация сотрудников редакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre variety of Soviet local mass media during the 1930s

This article is describing the main genre forms used in the local periodicals in the 1930s. It talks about both the journalistic genres themselves (notes, editorials, reports), and the genres of business communication (orders, decisions, bylaws, etc.) that played a significant role in the press of those years. The article also considers the genres of "letters" (in its genre variations), the "heroic list" and the "black list". The article analyses the factors that influenced creation of the genre palette of the media, including the perception of journalism as means of propaganda, the need to solve production tasks facing collective farms, state farms and machine and tractor stations, insufficient journalistic skills of editorial staff. The research is based on local periodicals of the Amur Region in 1934.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие районных СМИ Амурской области 1930-х гг»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-200-204 УДК 070(571.61)

Иващенко Елена Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент Амурский государственный университет, г. Благовещенск

eivaschenko@mail.ru

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАЙОННЫХ СМИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 1930-Х ГГ.

Статья представляет собой попытку описать основные жанровые формы, используемые в районной периодической печати в 30-е гг. ХХ вв. (материалом исследования являются районные издания Амурской области за 1934 г.). Речь идет как о собственно журналистских жанрах (заметках, передовых статьях, отчетах), так и о жанрах деловой коммуникации (приказах, решениях, распоряжениях, сводках и др.), игравших значительную роль в прессе тех лет. Уделяется внимание рассмотрению жанров «письма» (в его жанровых вариациях), «красной доски» и «черной доски». Также проводится анализ факторов, повлиявших на формирование жанровой палитры СМИ, среди которых отмечается восприятие журналистики как средства пропаганды, необходимость решать стоящие перед колхозами, совхозами и машинно-тракторными станциями производственные задачи, недостаточная журналистская квалификация сотрудников редакций.

Ключевые слова: жанр, журналистика, деловая коммуникация, районная газета, Амурская область.

Информационная политика в СМИ России 30-х гг. ХХ века целиком зависела от государственных установок. Средства массовой информации были призваны способствовать решению задач, стоявших перед властными структурами, поэтому направление, идейно-творческая концепция, подход к определенным вопросам целиком диктовался «сверху». Необходимость реализации партийных задач оказывала прямое влияние на специфику жанровой системы советской журналистики тех лет.

Жанр как устойчивый тип публикаций, объединенный сходными содержательно-формальными признаками, является одной из краеугольных характеристик журналистского текста. Специфика жанровых форм в том или ином издании позволяет судить о его типе, целевой направленности, о специфике и запросах читательской аудитории и др. Поэтому жанровые характеристики текстов в их теоретических и прикладных аспектах неоднократно становились объектом исследования в журналистике. В работах А. Акопова [2], М. Кима [7], Л. Крой-чика [8], Г. Лазутиной [9], А. Тертычного [15] и др. рассматривалось современное состояние жанровой системы в разных сферах журналистской деятельности, особенности ее обновления, жанрообразую-щие факторы, специфика отдельных форм.

При этом некоторые аспекты формирования жанровой системы нуждаются в дальнейшем изучении. В частности, в недостаточной степени раскрыт вопрос об истории функционирования и специфике использования разных жанровых форм в районных изданиях (в частности, в газетах совхозов, колхозов, а также в изданиях МТС) 1930-х гг. Малая изученность истории прессы Амурской области, вкупе с недостаточностью исследований по специфике газетных жанров в 1930-е годы, определяют новизну данного исследования.

Рассмотрим жанровое своеобразие районных изданий в 30-е гг. ХХ в. на примере газет Амур-

ской области. Актуальность этой темы связана как с необходимостью создания развернутого представления о прессе сталинской эпохи, так и с продолжающимся изучением изменяющейся жанровой системы журналистики.

1930-е гг. в Амурской области, как, впрочем, и во всей России, были временем становления районной прессы. Издателями газет совхозов, колхозов, а также машинно-тракторных станций выступали райкомы, райисполкомы, политотделы, видящие в СМИ инструмент эффективного воздействия на население. В Амурской области, с ее уклоном в аграрный сектор, районные издания и влившиеся в них позже газеты МТС играли значительную роль. К середине десятилетия выпускались такие газеты, как «Голос ударника», «Большевик Томи», «За большевистские колхозы», «Колхозная трибуна» (органы политотделов МТС); «Зерновик», «Красный тракторист», «Ленинский путь» (органы политотделов зерносовхозов); «Голос колхозника», «Приисковая правда», «Серп и молот» (органы райкомов ВКП (б), Райисполкомов, Райпрофсоветов) и многие другие. Их задачи сводились не столько к информированию населения об общественно значимых событиях, сколько к решению целого ряда хозяйственных и политических проблем, к воспитанию трудящихся в духе коммунизма. Необходимость реализации указанных задач во многом определяла жанровую повестку СМИ.

Для характеристики жанрового своеобразия изданий мы взяли по одному номеру пяти газет разных районов Амурской области. Объектом исследования стали типичные номера изданий (т.е. не приуроченные ни к каким знаменательным датам или чрезвычайным событиям) за сентябрь 1934 г.:

1) газета «Авангард», номер от 11 сентября 1934 г. (Райчихинский зерносовхоз) [1];

2) газета «Большевик Томи» от 21 сентября 1934 г. (Томская МТС) [3];

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

© Иващенко Е.Г., 2019

200

3) газета «Ленинский путь», номер от 4 сентября 1934 г. (зерносовхоз Партизан) [10];

4) газета «За Ленинский совхоз», номер от 9 сентября 1934 г. (Борисоглебский зерносовхоз) [6];

5) газета «Ударник полей», номер от 24 сентября 1934 г. (Бузулинская МТС) [16].

Тираж данных газет колебался от 300 до 500 экземпляров, объем составлял 1-2 листа. Большая часть материалов была собственной, перепечатки из центральной прессы встречались, но не занимали значительного объема. Как правило, это были публикации ТАСС и «Правды». Итак, жанровое своеобразие рассматриваемых изданий полностью определялось сотрудниками редакций.

Ведущую роль на страницах газет играли жанры деловой коммуникации, в частности, директивные статьи, постановления, решения, циркуляры, телеграммы, сводки и др. Они были нацелены на решение производственно-хозяйственных проблем, а также на политическое воспитание масс. Публикации должны были стимулировать производственный процесс в колхозах и МТС, укреплять трудовую дисциплину, следить за выполнением пятилетних планов, вести борьбу с бесхозяйственностью и халатностью, курировать организацию разного рода социалистических соревнований и др. К таким материалам можно отнести «Телеграмму крайкома и политсектора треста», опубликованную в «Авангарде»: «Обязываю директора, управляющих отделений, начполитотделов, их помощников на отделениях в связи с большими потерями уборки немедленно организовать подгребку и сбор колосьев скошенных массивов запрещая производить вспашку зяби, а также сжигать стерну и солому где не была проведена уборка потерь...». Подпись «Секретарь Крайком ВКП(б) ЛАВРЕНТЬЕВ, Начальник политсектора треста ОВЧИННИКОВ» [1, с. 1]1. Мы видим очевидное отсутствие каких-либо попыток адаптировать текст под журналистский формат. Публикуя подобные директивные материалы, редакция не просто информировала население, а стремилась добиться неукоснительного выполнения инструкций и распоряжений.

Особого внимания заслуживала ставшая приметой времени такая жанровая форма, как «Красная доска» и «Черная доска». В рассматриваемых нами изданиях этот жанр встречался в газете «Ленинский путь» [10, с. 1]. На «Доски» были занесены успехи и неудачи отделений колхозов, но для большего эффекта рядом были указаны фамилии бригадиров и колхозников. Представляя, по своей сути, нечто среднее между рейтингом и отчетом, жанр служил средством поощрения и наказания работников. Указание конкретных фамилий, как можно предположить, значительно усиливало эффективность влияния публикаций. В. А. Бондарев, говоря о методах морального стимулирования в советское время, отмечал: «Существовала своеобразная

иерархия «красных» и «черных» досок. На низших ступенях находились доски колхозов, далее следовали машинно-тракторные станции, затем - уровень района (доски, учреждаемые райкомами или райисполкомами), края или области. Кроме того, существовала даже Всесоюзная красная доска, на которую могли быть занесены особо отличившиеся сельхозпредприятия из любого региона СССР (поэтому в региональной прессе колхозникам внушалось, что за ударный труд их имена может узнать вся страна)» [4, с. 46]. Механизм морального стимулирования работал эффективно, поэтому на долгие годы «прижился» в советской прессе.

Жанры деловой коммуникации позволяли также решать пропагандистские задачи: они разъясняли массам позицию партии, формировали ее положительный имидж, согласно принципу «бдительности» выявляли классово-чуждых элементов и боролись с ними.

Внимание к подобным жанровым образованиям имело под собой прочную основу. Прежде всего, их публикация была требованием и приметой времени: газеты обязаны были размещать на своих страницах официальные инструктивно-директивные материалы. Также играла свою роль способность подобных текстов решать практические задачи: информируя, поощряя и запугивая, они стимулировали производственный процесс, формировали лояльность колхозников. Конечно, свою роль играла и недостаточная подготовка редакционного коллектива. Не имея профессиональных навыков работы с журналистскими текстами, сотрудники редакций (по преимуществу сотрудники политотделов, далекие от журналистики) не всегда могли трансформировать жанры деловой коммуникации в газетные.

Обзор изданий позволяет утверждать, что собственно журналистские жанры использовались скудно. Одну из ведущих ролей играли передовые статьи. Данный жанр был характерен для газет советского времени и ушел из жанрового репертуара СМИ в период перестройки. Характер подобных публикаций в амурских газетах, как и в целом по стране, был директивно-агитационным.

Передовица «Усилить темпы косовицы, развернуть молотьбу» (газета «За Ленинский совхоз») носила разгромный характер: «Совхоз позорно плетется в хвосте в районе, в области и во всем крае.». В конце публикации выдвигалось требование: «Не жалея сил, используя каждый час суток для уборки и молотьбы 13 сентября во что бы то ни стало закончить план уборки» [6, с. 1]. Так, используя резко негативную лексику и императивные формы, редакция пыталась добиться повышения производительности труда.

В газете «Большевик Томи» передовая статья «Хлебозакупки не хлебосдача» имела разъяснительно-агитационный характер. Она показывала крестьянам разницу между хлебосдачей и хлебоза-

купками, подчеркивая выгоду последних: «Продав хлеба на рубль колхозник может получить товаров на 3 рубля» [3, с. 1]. При этом авторы публикации, предвидя возможные сомнения и недоверие колхозников, попытались пресечь их «на корню»: «Нельзя забывать и того, что разгромленное, но недобитое еще кулачество, спекулянты, лодыри и рвачи будут всячески стараться сорвать работу по хлебозакупкам, будут вести агитацию за отказ от продажи хлеба кооперации. Таким вылазкам классового врага надо дать самый решительный отпор» [3, с. 1]. Газета давала понять, что любое несогласие с проводимой политикой будет расценено как «кулацкие происки» со всеми вытекающими последствиями.

В газете «Ударник полей» место передовицы занял не менее популярный жанр - отчет о совещании председателей колхозов «Сдача натурплаты, семсуды - первая заповедь». Вновь в центре внимания оказался производственный процесс, а, точнее, выявление причин отставания от намеченных планов. В тексте присутствовала одна из важнейших составляющих новой информационной политики - упоминание о заслугах И. Сталина, в частности, выдержка из его высказывания, выделенная жирным шрифтом: «Чтобы скорее претворить в жизнь указание нашего вождя Иосифа Виссарионовича Сталина "Сделать все колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными"» [16, с. 1]. Не были забыты и традиционные угрозы в адрес кулаков, и призывы к классовой бдительности. Обращал на себя внимание заголовок публикации, особенно выражение «первая заповедь». Отсыл к религиозной образности в атеистическом издании был, как ни парадоксально, общим местом в советской журналистике тех лет. Еще П.И. Новгородцев, рассуждая о «Коммунистическом манифесте» Маркса и Энгельса, отмечал: «...в воззрении Маркса социализм совершенно и всецело заменяет религию. Он несет с собою человеку такую полноту обетований, что поистине можно сказать, он сам становится религией, и более того: как всякая еди-носпасающая вера, он вступает в непримиримую вражду с той другой религией, которую издавна исповедовали люди, - религией неба и Бога, религией трансцендентного мира и мироправительного разума» [12, с. 212]. Заимствуя из центральных газет традицию преставления требований и правил в виде «заповедей», районные СМИ получали возможность говорить с крестьянами на доступном им языке, апеллировать к традиционным ценностям для достижения собственных целей.

Наряду с передовыми статьями и отчетами на страницах газет присутствовал такой традиционный жанр, как заметка. Но столь распространенный журналистский жанр встречался далеко не в каждом номере районных газет. В рассматриваемых нами изданиях заметки присутствовали только

на страницах «Авангарда» (не считая перепечаток ТАСС). Первая из них, «Решение райисполкома», рассказывала об открытии базара для советско-колхозной торговли. Вторая, «Решение суда» -о приговоре суда за растрату денежных средств заведующим столовой: «7-го сентября в помещении столовой центральной усадьбы, состоялось заседание народного суда. Суд рассмотрел дело о растрате 5635 руб. принадлежащих ОРСу Николаевым, быв. зав. столовой. Установив виновность Николаева суд ПРИГОВОРИЛ «Николаева Степана Петровича, на основании ст. ст. 109 и 116 ч. 2 УК и их совокупности избрать мену социальной защиты лишение свободы сроком на шесть (6) лет с заключением в концлагерь...» [1, с. 1].

Материалы в целом соответствовали требованиям, предъявляемым к данной жанровой форме: они носили новостной (событийный) характер, отличались фактологичностью, краткостью, безэмоциональностью. Незначительное количество заметок на страницах изданий, на наш взгляд, вновь объяснялось тем, что сотрудники политотделов не считали нужным трансформировать поступающую информацию под журналистский формат, оставляя исходную форму. Поэтому место новостных жанров чаще всего занимали жанры деловой коммуникации: решения, постановления, инструкции, циркуляры и др.

Значительную часть объема в изданиях отводили под корреспонденцию селькоров. Письма с мест были представлены во множестве вариаций: письма-советы, письма-жалобы, письма-обличения, письма-призывы, письма-вызовы на социалистические соревнования, письма-обличения, письма-благодарности, письма-сигналы. Они в какой-то мере компенсировали отсутствие жанра заметки, информируя о событиях, вводя в курс дела. Из-за присущей корреспонденциям субъективности, письма придавали материалам газет высокую степень эмоциональности, что значительно «оживляло» издания, погрязшие в инструктивно-директивных документах.

Публикация под заголовком «КРАВЧЕНКО ИРИНА» являлась типичным образцом селькоровской корреспонденции. Она, как это нередко встречалось, была подписана псевдонимом «Чер-ниговец»:

«... Зато в этом же колхозе есть и такие, которые только свет коптят. Настоящие трутни.

Галайда Анастасия здоровая женщина, нет совсем детей, ничем не связана дома, оштрафована и все же на работу упорно не выходит. Надо только подумать - с начала уборки ни одного дня не была на работе. Ее муж Галайда Иван поддерживает бездельницу, оставляя ее дома стены караулить, а на колхозный хлеб ему наплевать.

Будник Ирина также симулирует, грудных детей у нее нет, а на работе редкий гость.

Совсем надо стыд потерять делая так, как делает Кравченко Ирина, на работу идти живот болит, а на базар, так где моя ложка большая. Ни одного базара в городе не пропускает, там для нее климат другой, сиди спекулируй и семячки лузгай.

Кравченко Малах, муж Ирины, делегат краевого слета колхозников-ударников, а такой позор допускает, что жена на базаре толкается, а на колхоз, как на чужой двор смотрит.

Лодырь, прогульщик - враги колхоза, они подрывают борьбу за зажиточность, им надо объявить самую беспощадную борьбу» [16, с. 2].

Письмо-обличение (или сигнал с места событий) было одним из самых распространённых жанровых разновидностей письма на страницах газет. Редакции в большом количестве печатали подобные материалы, борясь со «срывщиками» и «саботажниками». Использование оскорбительных слов и выражений «бездельница», «лодырь», «сиди спекулируй и семячки лузгай» усиливали негативное впечатление. То, что критика исходила от «своих» (обилие просторечных выражений и общая безграмотность свидетельствовали о том, что авторами были колхозники), а не «сверху», служило средством формирования общественного мнения. Селькоровская корреспонденция помогала наладить прямую связь с читателями, вызвать их неподдельный интерес.

Таким образом, изучение газет Амурской области 1930-х гг. позволило в общих чертах представить картину жанровой специфики районной прессы. Ведущая роль на страницах изданий отводилась жанрам деловой коммуникации, позволяющим не только информировать население, но и решать пропагандистские и производственные задачи. Собственно журналистские жанры отходили на второй план. В рассмотренных номерах изданий встречались лишь передовые статьи, отчеты и заметки. При этом в них отчетливо прослеживались элементы все той же официально-деловой стилистики. Особое место на страницах газет занимали письма селькоров. Они «оживляли» контент, вынося на страницы пусть однобокие, но все же личные мнения и оценки, позволяли наладить диалог с населением.

Подобная жанровая одноликость, на наш взгляд, была обусловлена нескольким причинами. К 1930-м годам советская журналистика, утратив самостоятельность, вынуждена была проводить партийную политику. Следствием этого стала публикация инструктивно-деловой документации. Интересы целевой аудитории, ее потребности волновали редакции не в первую очередь, ведь главной задачей считалось соответствие выдвигаемым требованиям. Еще одной причиной жанровой скудности был кадровый состав редакций. Не имея достаточной журналистской квалификации, сотрудники редакционных коллективов считали

уместным размещение официальных материалов без их адаптации под журналистские стандарты. Вследствие этого на страницах районных газет чрезвычайно редко встречались (а иногда не встречались вовсе) такие «классические» жанры журналистики, известные еще дореволюционной прессе (да и центральной советской прессе), как репортаж, проблемная статья, обозрение, очерк, фельетон. Они требовали от своих создателей определенной профессиональной подготовки, поэтому районные СМИ обходили их стороной. Совокупность указанных причин привела к доминированию в районной прессе 1930-х гг. Амурской области жанров деловой коммуникации.

Примечание

1 Здесь и далее орфография и пунктуация авторов даны без изменений.

Библиографический список

1. Авангард. Орган политотдела и рабочкома Райчихинского зерносовхоза. - 1934. - 11 сентября. - № 23.

2. Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. -Ростов-на-Дону: Институт массовых коммуникаций, 1996. - 51 с.

3. Большевик Томи. Орган политотдела Том -ской МТС. - 1934. - 21 сентября - № 31(54).

4. Бондарев В.А. Рогожные знамена: методы и результаты морального стимулирования колхозного производства на юге России в 1930-х гг. // Белые годы. - 2012. - № 23(1). - С. 44-49.

5. Горохов В.М. Газетно-журнальные жанры. -М.: МЭГУ, 1993. - 175 с.

6. За Ленинский совхоз. Орган политотдела Борисоглебского зерносовзоха ДВК Амурской области. - 1934. - 9 сентября. - № 48(66).

7. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Знание, 2004. - 335 с.

8. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, 2000. - С. 125-168.

9. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.

10. Ленинский путь. Орган политотдела совхоза «Партизан» ДВК. - 4 сентября 1934 г. - № 42(114).

11. Лукина М.М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 191 с.

12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Издательство «Пресса», 1991. - 640 с.

13. Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. -С. 20-34.

14. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Городская газета как фактор обще-

ственного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 5(97). - С. 149-156.

15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 315 с.

16. Ударник полей. Орган политотдела Бузулин-ской МТС. - 1934 г. - 24 сентября. - № 36(57).

References

1. Avangard. Organ politotdela i rabochkoma Rajchihinskogo zernosovhoza. - 1934. -11 sentyabrya. - № 23.

2. Akopov A.I. Analiticheskie zhanry publicistiki. Pis'mo. Korrespondenciya. Stat'ya. - Rostov-na-Donu: Institut massovyh kommunikacij, 1996. - 51 s.

3. Bol'shevik Tomi. Organ politotdela Tomskoj MTS. - 1934. - 21 sentyabrya - № 31(54).

4. Bondarev V.A. Rogozhnye znamena: metody i rezul'taty moral'nogo stimulirovaniya kolhoznogo proizvodstva na yuge Rossii v 1930-h gg. // Belye gody. - 2012. - № 23(1). - S. 44-49.

5. Gorohov V.M. Gazetno-zhurnal'nye zhanry. -M.: MEGU, 1993. - 175 s.

6. Za Leninskij sovhoz. Organ politotdela Borisoglebskogo zernosovzoha DVK Amurskoj oblasti. - 1934. - 9 sentyabrya. - № 48(66).

7. Kim M.N. ZHanry sovremennoj zhurnalistiki. -SPb.: Znanie, 2004. - 335 s.

8. Krojchik L.Е. Sistema zhurnalistskih zhanrov // Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista. - SPb.: Znanie, 2000. - S. 125-168.

9. Lazutina G.V., Raspopova S.S. ZHanry zhurnalistskogo tvorchestva. - M.: Aspekt Press, 2011. - 320 s.

10. Leninskij put'. Organ politotdela sovhoza «Partizan» DVK. - 4 sentyabrya 1934 g. - № 42(114).

11. Lukina M.M. Tekhnologiya interv'yu. - M.: Aspekt Press, 2003. - 191 s.

12. Novgorodcev P.I. Ob obshchestvennom ideale. - M.: Izdatel'stvo «Pressa», 1991. - 640 s.

13. Svitich L.G. Sovremennaya periodika: pole ponyatij i terminov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. ZHurnalistika. - 2013. - №6. - S. 20-34.

14. Svitich L.G., Smirnova O.V, SHiiyaeva A.A., SHkondin M.V. Gorodskaya gazeta kak faktor obshchestvennogo dialoga v sociume (po itogam sociologicheskogo issledovaniya v gazetah malyh i srednih gorodov Rossijskoj Federacii) // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. - 2014. - № 5(97). - S. 149-156.

15. Tertychnyj A.A. ZHanry periodicheskoj pechati. - M.: Aspekt Press, 2017. - 315 s.

16. Udarnik polej. Organ politotdela Buzulinskoj MTS. - 1934 g. - 24 sentyabrya. - № 36(57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.