Научная статья на тему 'Жанровое своебразие романа О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"'

Жанровое своебразие романа О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5686
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / РОМАН / ДРАМА / ПАРАДОКС / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЗМ / СИМВОЛИЗМ / КРАСОТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Татьяна Николаевна, Никонова Олеся Михайловна

В статье изложена информация об историческом развитии жанров, теоретических основах романа и драмы и представлен анализ романа «Портрет Дориана Грея». Некоторые специфические черты одних жанров сопоставляются с другими, а также упоминаются факты из биографии автора книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровое своебразие романа О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"»

6. Пинский Л.Е. Исторический роман Скотта // Магистральный сюжет. -М., 1989.

7. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М. -Л., 1965. - С. 457.

8. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.

9. Скотт В. Айвенго // пер. с англ. Е.Г. Бекетовой. - М.: АСТ, 2013. - 476 с.

10. Шохина А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и М.Н. Загоскина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Н. Новгород, 2010. - С. 3.

© Романова Т.Н., Давлетшина М.Г., 2016

ЖАНРОВОЕ СВОЕБРАЗИЕ РОМАНА О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Татьяна Николаевна Романова

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: romanova.tn@yandex.ru

Олеся Михайловна Никонова

студентка гр. 742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: olesya_stepochkina@mail.ru

Аннотация: В статье изложена информация об историческом развитии жанров, теоретических основах романа и драмы и представлен анализ романа «Портрет Дориана Грея». Некоторые специфические черты одних жанров сопоставляются с другими, а также упоминаются факты из биографии автора книги.

Ключевые слова: жанр, роман, драма, парадокс, театральность, эстетизм, символизм, красота.

Оскар Уайльд был одним из самых известных писателей и драматургов Англии конца XIX века Его называли апостолом красоты, принцем эстетизма и королем парадоксов. И «в конце концов, вся его жизнь стала парадоксом», -писал один из его биографов [3].

Парадоксы Уайльда цитируют в самых разных аудиториях. Обширная литература, посвященная Оскару Уайльду, растет из года в год. В конце XX века исследователи отмечают наметившийся новый подход к изучению Уайльда: рост интереса к творчеству, к проблемам формы, композиции, стиля. Эпоха Уайльда - рубеж веков - была переходной, полной противоречий: менялись старые жанровые конструкции, грань между ними размывалась, жанры перетекали один в другой. В это время закладывались основы процесса,

актуального для всего дальнейшего развития культуры ХХ-ХХ1 веков, и творчество Уайльда сыграло в этом важную роль. Во многом этим процессом обусловлено жанровое своеобразие романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», поэтому данная тема весьма актуальна. Именно парадоксальность и противоречивость творчества Уайльда заставили нас исследовать роман с точки зрения наличия в нем черт, присущих различным жанрам.

Роман Уайльда пережил несколько десятков экранизаций. В театре история Дориана Грея является одной из культовых постановок: ежегодно ее ставят во всех театрах мира, спектакли притягивают тысячи зрителей и пользуются огромным успехом, что лишний раз свидетельствует о том, что «Портрет Дориана Грея» является в большей степени драмой, чем романом. Если сравнивать произведение Уайльда с романом «Война и мир» Л.Н. Толстого, вышедшим на большой экран лишь дважды (в 1956 и 1965 годах) и крайне редко наблюдающимся на сцене ввиду многогранности сюжета и большого количества действующих лиц, можно отметить, что работа О. Уайльда с трудом может именоваться романом: незамысловатость сюжетной линии, ограниченное количество героев и небольшой отрезок отображаемого времени - все эти черты, несвойственные роману, приближают «Портрет Дориана Грея» к драматическому произведению.

Я. Зунделович определял жанр как тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания, определяющийся на основе преобладающего эстетического качества, объема произведения и способа построения образа. Вопросы родов и жанров литературы - одни из самых сложных и противоречивых.

Роман и драма имеют как общие черты, например то, что роман предполагает развитие конфликтных отношений драматического типа, так и различные.

Следует начать с того, что роман - это один из повествовательных жанров. Ф.-В.-И. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой» [1]. Своеобразие эпоса заключается в сочетании повествовательности и описательности при доминирующей и организующей роли повествования. Повествование предполагает обязательное наличие сюжета и повествователя, в роли которого может выступать сам автор, рассказчик, главный герой, второстепенный герой или даже группа героев. Наличие описания подразумевает присутствие разного рода деталей - портретных, бытовых, пейзажных и некоторых других, что и отличает эпос от драмы как рода. Сюжет развивается медленно, охвачен большой промежуток времени, показаны внутренние конфликты героев.

Драма в переводе с греческого языка означает действие. Это «один из трех родов литературы, наряду с лирикой и эпосом, написанный в диалогической форме и предназначенный для сценического воплощения» [2]. Но драма не только театральный, но и литературный жанр; являясь первоосновой спектакля, она одновременно воспринимается и в чтении. С течением времени драма принимала различные очертания, соответствующие быту и психологии современности.

Драма, как правило, построена на едином действии, с перипетиями, связанными с противоборством героев. Универсальной основой композиции драмы является ее членение на небольшие сценические эпизоды, когда один момент плотно примыкает к соседнему, таким образом, изображаемое (или реальное) время соответствует временивосприятия (художественному).

Таким образом, читатель в полной мере ощущает атмосферу повествования, ставит себя на место героев и переживает те или иные жизненные ситуации вместе с ними, сопереживает им, принимает вместе с ними трудные решения.

В драме решающее значение имеютвысказывания персонажей, которые обосновывают их действия и принимают участие в самораскрытии характеров. Повествование является подчиненным, а то и вовсе отсутствует - главная роль отводится мыслям и словам самих героев, так мы узнаем об окружающей их обстановке и событиях.

Речь в драме двунаправлена: персонажвступает в диалог с другими персонажами (диалогическая речь) или же апеллирует к читателю (монологическая речь). Речь в драме рассчитана на массовый эффект, она исполнена театральности, держит читателя или зрителя в напряжении до последнего момента.

Хотя в образной системе драмы неизменно доминирует речевая характеристика, ее текст ориентирован на зрелищную выразительность и на возможности сценической техники, поэтому одна из важнейших характеристик драмы - ее сценичность.

Взаимодействие жанров приводит к формированию такого подтипа романа, как драматический роман, ему присущи черты:

- острая конфликтность и драматизм повествования;

- напряженный, динамичный сюжет, в котором есть завязка, кульминация и развязка;

- меняется роль повествователя: она перестает быть статичной;

- театрализация действия: преобладание действия, показа над описанием, возрастание роли диалога, речи персонажей и т. п.

Верный своей парадоксальной манере, Уайльд «испытывает на прочность» принципы эстетизма в своей художественной практике, сделав роман попыткой в высшей степени цивилизованно анатомировать современное ему общество и радикально переосмыслить его этику.

Таким образом, можно заключить, что роман является воплощением эстетических теорий О. Уайльда, высказанных в предисловии: искусство выше жизни, а красота выше морали. При этом роман, который воплощает основной принцип эстетизма, культ молодости и красоты, остро «ставит вопрос о цене, которую приходится платить за «вечную красоту».

Основываясь на теоретических сведениях при рассмотрении романа на наличие разных черт, мы выявили преобладание драматических. Отсюда следует вывод, что произведение «Портрет Дориана Грея» - драматический роман.

Стоит упомянуть, что присутствие такого феномена, как театр, придает драматизм роману. Он выступает в роли института и театра как образ, раскрывая символику произведения. Категории театральности, игры, маски использовались Уайльдом для реорганизации жизни по законам красоты. На «подмостках» своего «театрального романа» Уайльд дает возможность проиграть своим «персонажам-идеям» некую мистерию на тему «искусство и жизнь» [3].

Герои романа творят свое художественное бытие по законам искусства, которое становится своеобразной «сценой жизни». Эта «сцена» становится более важной, чем сама действительность.

Согласно положениям эстетизма «искусство - единственная реальность, а в жизни все - призраки, химеры и фантомы» [5]. Только искусство является вечной и непреходящей ценностью, сама же жизнь ненастоящая, это лишь иллюзия, которая лишает свободы.

«Я люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» [Там же], - в свойственной ему парадоксальной манере высказался Уайльд, переиначив слова Шекспира: «Весь мир - театр!». «Король парадокса» своим романом утверждает: «Театр -это мир!».

Таким образом, в романе «Портрет Дориана Грея» большую роль играет театр как институт и театр как образ, сюжетообразующая метафора, призванная раскрыть символику произведения. Присутствие такого феномена, как театр, придает роману драматизм. Театр в романе представлен в двух ипостасях:

- собственно театр: спектакль, игра актеров на сцене, зрительный зал;

- театр как образ, как воплощение искусства.

Театральность литературного произведения не сводится к особенностям жанрового, видового или языкового характера.

«Идея театральности раскрывается в концептуальной посылке произведения и опирается на представления о жизни как неком действе, организованном по законам социального, психологического или эстетического представления. Понятие «театральности» литературного произведения включает в себя два основных аспекта: «психологический и поэтологический» [2].

Поэтологический аспект понятия «театральность» связан прежде всего с пространственной структурой художественного произведения.

Применительно к роману можно говорить о трехмерной структуре. «Демиургом» (режиссером) в этом романе становится не всезнающий автор, а метафизическое пространство эстетического бытия.

Пространством «сцены» становится собственно художественный мир романа. Пространство «зрительного зала» в романе Уайльда связывалось с областью реальности (обыденным сознанием), которое «выносилось» самим Дорианом Греем за рампу своего преображенного идеей красоты бытия» [2].

В отличие от классического викторианского романа, например, «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея, в котором идея театральности рассматривается в связи с социальными проблемами, театральность в романе «Портрет Дориана Грея» связана «с идеей «жизнестроительства», т. е. реорганизации жизни по законам красоты.

На «подмостках» своего «театрального романа» Уайльд дает возможность проиграть своим «персонажам-идеям» некую мистерию на тему «искусство и жизнь» [2].

Проблема театральности в романе Уайльда раскрывается на стилистическом уровне: путем зрелищности, визуальности, пластичности, конкретности изображаемого.

На уровне психологическом идея театральности во многом раскрывается известной формулой Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры». Люди в этом «театре повседневного поведения», как социального, так и бытового, играют различные роли согласно наборам амплуа, присущих той или иной эпохе, и носят поведенческие маски, под которыми скрывают свою суть.

В этом отношении время правления королевы Виктории с его внешним благополучием и внутренней нестабильностью, показной нравственностью и скрытыми пороками было поистине «театральной» эпохой, полной двойственности и драматизма, что во многом сформировало мировосприятие Уайльда с его постоянным стремлением к игре, смене масок и поз.

Саму жизнь Уайльд строил по законам сцены, с помощью театральных терминов, театральных категорий, - он мыслил этими категориями. Уайльд -актер на сцене жизни. Он постоянно позирует, ошеломляет, провозглашает, ищет, возводит вокруг себя декорации, которыми являются его одежда, поведение и даже, в каком-то смысле, окружение его близких и друзей, среди которых он тоже словно в кругу театральных персонажей.

Любой его поступок был продиктован присутствием зрителя, рассчитан на произведение определенного эффекта, считает исследователь И. Детмерс, говоря о «декоратизации» [8] собственной жизни Уайльда, в частности, использовании одежды как средства культурной провокации.

Мотив маски, ложного лица актуален для всего творчества Уайльда. Ярким примером этому служит образ Сибилы, которая носила несколько масок сразу, играла разные роли, это и составляло содержание ее души, волшебство ее обаяния и таланта.

«Художественная ложь, «прекрасный обман искусства» (как называл это Уайльд в «Упадке лжи») делали Сибилу изумительно привлекательной, - пишет исследователь Г.Т. Резяпова. - Лишь когда она «ожила», когда она увидела «мишурность, фальшь и нелепость той бутафории», которая окружала ее на сцене, она перестала существовать для Дориана. Юной и наивной Сибиле было не по силам осознать истинную силу своей притягательности» [4].

Уайльд в разных вариациях декларирует «искусство лжи», отказ от искренности как в искусстве, так и в жизни, настаивает на предпочтительности маски перед подлинным обликом.

Но, тем не менее, он чрезвычайно чутко угадывает предел, за которым подобные эстетические построения становятся опасными. Об этом говорит и финал романа «Портрет Дориана Грея». Таким опасным пределом оказывается человеческое страдание и смерть: «Боль, в отличие от Наслаждения, не носит маски» [6].

Несмотря на то, что роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» был написан в конце XIX века, до сих пор исследователи так и не пришли к единому мнению по поводу того, к какому литературному направлению можно причислить роман.

Творчество Уайльда до сих пор пытаются охарактеризовать, прибегая к самым разным названиям: символизм, эстетизм, импрессионизм, неоромантизм, модернизм - и даже находят в произведениях Уайльда связь с постмодернизмом.

Подтверждает несомненное преобладание драматического начала в романе Уайльда, наряду с другими чертами драмы, такими как:

- ярко выраженный конфликт между идеальным и реальным, составляющий основу произведения;

- динамичный сюжет, в котором есть завязка, кульминация и развязка;

- прерывистая композиция, изображение отдельных, наиболее значимых событий;

- герои, в отличие от традиционного романа, являются рупорами идей автора, и, как правило, в их описании доминирует одна, главная черта;

- главные герои наделены чертами роковой личности и денди, традиционных персонажей мелодрамы и комедии положений, что усиливает драматизм действия;

- большая роль в действии принадлежит диалогам;

- изображение театра как института, что способствует драматизации действия;

- театральная организация пространственной структуры романа как «сцены», на которой выступают персонажи;

- использование таких категорий, как зрелищность, показ, театральность, мотивы игры, маски и др.

Таким образом, вопрос и о жанре «Портрета Дориана Грея» остается открытым; роман рассматривают и как нравственно-философскую притчу, и как социально-психологический роман, и как символический роман, драматический роман и как роман творения, и даже как критическое эссе, воплощенное в художественную форму.

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» поистине уникален и представляет собой неисчерпаемый источник для исследователей.

Список литературы

1. Лангаард Х. Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oscar-wilde.ru/biografiya/lanfgaard-galfdan-esteticheskaya-filosofiya-iskusstvo-oscar-wilde.html (дата обращения: 16.03.2016).

2. Легг О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе Х1Х-ХХ вв. (На примере романов У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», С. Моэма «Театр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/literatura-mLra/teatralnost-kak-tip-hudozhestvennogo-mirovosprrjatrja-v-anglrj skoj -literature-xix.html (дата обращения: 16.03.2016).

3. Липатов Г.А. Теория драмы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/01/21/470 (дата обращения: 16.03.2016).

4. Резяпова Г.Т. Мотив игры в творчестве О. Уайльда: «Портрет Дориана Грея» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/literatura-mira/motiv-igry-v-tvorchest:ve-o-uajlda-roman-portret-doriana-greja.html#4352453 (дата обращения: 16.03.2016).

5. Уайльд О. Эстетические миниатюры, статьи, лекции, эссе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/index.html (дата обращения: 16.03.2016).

6. Уайльд О. De profundis. Тюремная исповедь. - М.: Азбука, 2014. - С. 19.

7. Шеллинг Ф.-В.-И. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 380 с.

8. Detmers I. Oscar's Fashion: Constructing a Rhetoric of Androgyny / I. Detmers // The Importance of Reinventing Oscar. - Amsterdam - New York, 2002. - P. 111.

© Романова Т.Н., Никонова О.М., 2016

ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ШОТЛАНДСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА Й. РАНКИНА

Татьяна Николаевна Романова

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:romanova. tn@yandex. т

Ольга Константиновна Попова

^удентка гр. 743 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:popova. ol@list. т

Аннотация:В статье рассматриваются вопросы истории, проблематики и жанровой специфики шотландского детективного романа (тартан нуар) на примере творчества шотландского писателя Й. Ранкина.

Ключевые слова: Шотландия, шотландская литература, двойственность, жанр, роман, тартан нуар, Й. Ранкин.

Тайны всегда вызывали особый интерес общества. Эту страсть к загадочному человек пронес сквозь всю историю своего развития и существования. Естественным образом мотив загадочности проник и в искусство, в том числе в литературу. Этим объясняется необычайная популярность детективного жанра. В России это ощущение утеряно, поскольку прилавки книжных магазинов долгое время были заполнены невероятным объемом иронических детективов. В Шотландии наиболее популярны романы, поднимающие болезненные социальные вопросы и обсуждающие проблемные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.