Научная статья на тему 'Жанрово-стилевая обусловленность функционирования грамматической категории рода имени существительного в старорусских церковно-публицистических памятниках XVI века (на материале «Слов» Иосифа Волоцкого и «Посланий» Нила Сорского)'

Жанрово-стилевая обусловленность функционирования грамматической категории рода имени существительного в старорусских церковно-публицистических памятниках XVI века (на материале «Слов» Иосифа Волоцкого и «Посланий» Нила Сорского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Любовь Константиновна

На материале старорусских памятников церковной публицистики анализируется грамматическая категория рода имени существительного. Исследование проводилось с учетом жанрово-стилевой специфики текстов. В основу изучения была положена вероятностно-статистическая методика, позволяющая наиболее полно раскрыть специфику функционирования языковых единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Крылова Любовь Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанрово-стилевая обусловленность функционирования грамматической категории рода имени существительного в старорусских церковно-публицистических памятниках XVI века (на материале «Слов» Иосифа Волоцкого и «Посланий» Нила Сорского)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218). Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 84-88.

Л. К. Крылова

ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В СТАРОРУССКИХ ЦЕРКОВНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ XVI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ «СЛОВ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО И «ПОСЛАНИЙ.» НИЛА СОРСКОГО)

На материале старорусских памятников церковной публицистики анализируется грамматическая категория рода имени существительного. Исследование проводилось с учетом жанровостилевой специфики текстов. В основу изучения была положена вероятностно-статистическая методика, позволяющая наиболее полно раскрыть специфику функционирования языковых единиц.

Ключевые слова: имя существительное, грамматическая категория, вероятностно-

статистический аспект, жанрово-стилевая обусловленность.

Имя существительное как часть речи, обладающая своим набором грамматических категорий1, спецификой семантических, морфологосинтаксических свойств, представляет большой интерес для исследований в области истории русского языка. Сегодня историческая русистика располагает достаточным количеством работ, посвященных имени существительному в целом. Прежде всего, эти исследования, проводившиеся на материале целого корпуса древнерусских и старорусских памятников письменности, затронули такую важную проблему, как история именного склонения. Изучению указанной части речи в аспекте функционирования отдельных грамматических категорий в памятниках различной жанрово-стилевой и хронологической отнесенности посвящено незначительное количество работ. Нельзя отрицать тот факт, что выбор языковых ресурсов во многом зависит от особенностей содержания произведения и от жанровой принадлежности изучаемых текстов. Слово в средневековом тексте приобретало особую смысловую нагрузку. Это было связано с тем, что жанр древнерусского произведения основывался не на собственно литературных, а на функциональных признаках: «Жанры средневековой литературы несут определенные практические функции в устоявшемся быте, в укладе церковном, юридическом. Жанры различаются главным образом по своей предназначенности для выполнения тех или иных жизненно необходимых, но более или менее узких функций. Они практически необходимы в разных сторонах общественной жизни»2. Таким образом, при изучении языка древнерусских памятни-

ков письменности важно обращать внимание на сферу употребления текста, которая играет ведущую роль в определении жанра и стиля3 произведения. Выявление сходств и различий на уровне жанра и стиля происходит за счет анализа функционирования языковых средств в различных памятниках письменности.

В данной статье в качестве источниковедческой базы для изучения грамматической категории рода имени существительного привлекались тексты одного (конфессионального3) типа

- произведения Иосифа Волоцкого («Слово на еретиков, глаголющих, яко не подобает поклонятися еже от рук сотворенным вещем», «Слово на еретиков, глаголющих, яко Бог-Отець не имать ни Сына, ни Святаго Духа», «Слово на еретиков, глаголющих, яко Христос еще не родился есть», «Слово на еретиков, хулящих писания преп. Ефрема»4) и Нила Сорского («Послание еже на пользу души», «Послание о пользе», «Послание о помыслех»5) по спискам XVI века. Указанные произведения относятся к так называемой церковной публицистике. Выбранные для исследования «Слова» Иосифа Волоцкого представляют собой обличительные произведения, направленные против ереси жидовствующих. Однако значимость этих сочинений преподобного Иосифа не сводится только к опровержению еретических учений и борьбе с религиозными противниками. Обличая еретиков, проповедник излагает основные догматы православного вероучения, которые необходимо знать каждому. Таким образом, автор обращается к традиционному жанру древнерусского церковного красноречия («слово»), наполняя его элементами обличительного, ве-

роучительного, богословского произведения. Сочинения Нила Сорского носят несколько иной характер: это послания (жанр, получивший особое распространение в конце XV - начале XVI века), адресованные конкретному человеку; в них содержатся духовные рекомендации, предназначенные для людей, лично знакомых автору. «Послания» преподобного Нила представляют собой наставления монашествующим: о духовном вреде блудных и хульных помыслов, о том, как «отступити от мира» и «не заблудити от истиннаго пути», о необходимости «испытывать» Божественные писания. Таким образом, публицистические произведения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, несмотря на внешнюю стилевую однородность, имеют различия не только в жанре, но и в содержании

и, что главное, в сфере применения. Указанные отличия подтверждают значимость исследований именно в области морфологии имени существительного (как наиболее «когнитивной» части речи), важность изучения функционирования грамматических категорий имени существительного в памятниках, близких по стилю, но отличающихся по своим коммуникативным установкам.

При определении специфики жанра и стиля текста особую роль играют языковые единицы в их количественном соотношении. Именно поэтому качественный анализ функционирования грамматической категории рода дополняется количественными характеристиками. Подобный анализ проводился с применением вероятностно-статистической методики, разработанной по отношению к истории языка Н. Д. Русиновым. Имена существительные составили выборку (всего 5731 словоупотреблений), на основе которой и проводилось изучение грамматической категории рода. Полученные в ходе анализа количественные дан-

ные сравнивались с частотными показателями других памятников письменности6.

Грамматическая категория рода является одной из основных категорий, характеризующих имя существительное как самостоятельную часть речи. Род называют классифицирующей категорией7, распределяющей имена существительные на три основные группы. В рамках предпринятого исследования анализ данной категории проводился в аспекте изучения соотношения имен существительных по родам в церковно-публицистических произведениях Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Применение вероятностно-статистической методики позволило выявить различия в функционировании существительных мужского, женского и среднего родов в исследуемых памятниках.

«Слова» Иосифа Волоцкого характеризуются заметным преобладанием существительных мужского рода (более половины от всех существительных в исследованных текстах). Существительные среднего и женского рода употребляются с одинаковой частотностью8. В произведениях Нила Сорского представлено совсем иное соотношение. Так, существительные мужского рода имеют в данном случае очень низкую частотность, по сравнению со «словами» Иосифа Волоцкого. Примечательно, что существительные среднего рода употребляются с такой же вероятностью, что и существительные мужского рода. Существительные женского рода незначительно отличаются по своей частотности от слов мужского и среднего рода. Таким образом, послания Нила Сорского характеризуются равными долями существительных мужского и среднего родов и близкими к ним по частотности существительными женского рода. Причины таких различий между текстами одного типа, одинаковой стилевой отнесенности следует искать в лексическом на-

Источник Род Количество фактов Частота в долях

«Слова» Иосифа Волоцкого Мужской 2767 0,555±0,014

Женский 1028 0,206±0,012

Средний 1170 0,235±0,012

РЫгЛаиШт 21 0,004±0,002

Всего 4986 1.000

«Послания» Нила Сорского Мужской 265 0,356±0,035

Женский 210 0,282±0,073

Средний 267 0,358±0,036

Р1игЛапШт 3 0,004±0,005

Всего 745 1.000

полнении слов мужского, женского и среднего родов. У существительных различных родовых классов на основе семантической общности были выделены определенные тематические группы. Лишь отдельные из них (отражающие смысловую связь между родом и полом живых существ) помогают объяснить частотность существительных того или иного рода9. Рассмотрим отдельно существительные мужского, женского и среднего родов в «Словах» Иосифа Волоцкого. Существительные мужского рода представлены в указанных текстах словами следующих групп: имена собственные10 (личные имена - Иисусъ, Давидъ, Павелъ, Ефремъ, Златоустъ, Матфеи, Захария; географические названия - Израиль, Иерусалим, Вавилон; наименования - «Исход», «Закон», «Завет»); слова со значением лица (Отець, Сынъ, Вседержитель, пророкъ, евангелистъ, апостолъ, еретикъ); религиозная лексика (крестъ, кы-отъ, ангелъ, херувимъ); лексика с предметным значением (домъ, жезлъ, светильникъ, телець, камень). Преобладание в этих памятниках существительных перечисленных групп, в свою очередь, обусловлено особенностями содержания текстов, а также задачами, которые ставит перед собой автор. «Слова» Иосифа Волоцко-го - произведения, направленные против еретиков. Обличая лжеучения, утверждая истинность православной веры, преподобный Иосиф обращается в своих проповедях к ветхозаветным и новозаветным текстам, ссылается на авторитетные для Церкви высказывания пророков и апостолов. Нередко преподобный Иосиф сам («своим языком», языком не столько книжника, сколько духовного пастыря) излагает необходимые для его проповеди библейские сюжеты. Заметим, что существительные мужского рода при этом в наименьшей степени представлены словами такой тематической группы, как отвлеченная лексика11 (приходъ, трепетъ, миръ). Существительные женского и среднего родов в словах Иосифа Волоцкого

- это преимущественно слова с предметным значением (книга, рука, гора, риза; лице, слово, тело). Примечательно, что доля существительных с отвлеченным значением в словах Иосифа Волоцкого увеличивается лишь в отдельных произведениях: в «Слове на еретиков, глаголющих, яко Христос еще не родился есть...». в котором повествуется о воплощении, вочеловечении, «съпребывании» и распятии Сына Божия, и в «Слове на еретиков, хулящих писания преподобного Ефрема.», в котором

утверждается истинность творений святых, проповедовавших о пришествии Христовом. В данных случаях эта лексика представлена существительными среднего рода: пришьствие, рождьство, распятие, терпение, бесмьртие, съкончание и т. д. Таким образом, родовая дифференциация имен существительных, характеризующаяся высокой активностью слов мужского рода и одинаковой (более низкой) частотностью слов женского и среднего родов, обусловлена не только внутриязыковыми причинами, но и особенностями содержания произведения, спецификой жанра «слова», а также назначением и сферой употребления этих текстов. В «Посланиях» Нила Сорского, как было отмечено выше, можно наблюдать другое распределение имен существительных по родам. Проведенный вероятностно-статистический анализ существительных с различными значениями также позволил выявить специфику такого соотношения. В произведениях Нила Сорского среди существительных мужского рода количественно преобладают слова со значением лица (названия духовных званий и обращений - братъ, отець, настоятель, настав-никъ, старець, сынъ) и лексика с предметным значением (даръ, садъ, зверь, плодъ). Низкую частотность при этом имеют имена собственные (а точнее, личные имена), несмотря на то, что послания адресованы конкретным лицам. Для обращения автор использует другие слова (отець, господин). Существительные женского рода широко представлены лексикой с предметным значением (стрела, вещь, стопа), их доля здесь значительно больше, чем в «Словах» Иосифа Волоцкого. Кроме этого, в произведениях Нила Сорского представлена более высокая вероятность употребления существительных с отвлеченным значением. Эти факты, в свою очередь, подтверждают активность женского рода в «Посланиях» преподобного Нила. Очень высокую (даже для книжных текстов) частотность среднего рода объясняет активное функционирование в «Посланиях» абстрактных имен существительных. В своих произведениях автор размышляет о борьбе с помыслами, об искушениях, о грехе и добродетели, о любви к Богу, о вечном блаженстве (небрежение, нерадение, злолютство, благоугождение, безмолвие, смирение, послушание и пр.).

Таким образом, вероятностно-статистический анализ существительных выявил отличия в функционировании грамматической категории рода в памятниках одной стилевой

направленности, но с различными коммуникативными установками. Заметим, что среди проанализированных памятников церковной публицистики «Слова» Иосифа Волоцкого в большей степени соответствуют «традиционному» для конфессиональных текстов распределению имен существительных по родам: преобладание существительных мужского рода при более низкой доле существительных женского и среднего родов. Низкая частотность существительных мужского рода при большой доле слов среднего рода в «Посланиях» Нила Сорского отличает эти тексты от других. Сравнение полученных данных с количественными показателями по функционированию грамматической категории рода в иных памятниках позволило выявить жанрово-стилевую специфику произведений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Летописно-хроникальные, деловые, повествовательные памятники характеризуются увеличением доли существительных мужского рода за счет значительного уменьшения доли слов среднего рода12. Проанализированные памятники письменности свидетельствуют об активности среднего рода в церковнопублицистических текстах. Это достигается за счет абстрактной лексики, имеющей особую смысловую и грамматическую нагрузку в текстах данной жанрово-стилевой направленности. Актуализация абстрактных значений в проповеднической литературе обусловлена самой функциональной сущностью этих текстов. Активное употребление лексики с отвлеченным значением является отражением особого средневекового религиозно-ориентированного мышления, особого ментального пространства.

Проведенный количественный и качественный анализ позволил, с одной стороны, говорить о жанрово-стилевой специфике «Слов» Иосифа Волоцкого и «Посланий» Нила Сор-ского. Характерные особенности содержания, жанра, сферы употребления произведений отразились на функционировании грамматической категории рода имени существительного. Определение частотности, активности, вероятности употребления, повторяемости, эпизодичности грамматических единиц выявило различия в разножанровых текстах одного типа. Сравнение произведений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского показало неоднородность памятников в функционировании категории рода. Подвижность этой категории в пределах текстов конфессионального типа обусловлена определенными жанровыми и функциональ-

ными различиями произведений. С другой стороны, функционирование универсальной категории рода имени существительного носит в старорусских церковно-публицистических памятниках особый характер, по сравнению с другими типами текстов. Проведенное исследование свидетельствует о том, что грамматическая категория рода имплицитно участвует в формировании текстов определенной функциональной разновидности.

Примечания

1 Справедливым в этом отношении кажется утверждение Г. А. Хабургаева, который считает, что универсальные грамматические категории рода, числа и падежа «только в кругу существительного <...> обладают специфическим содержанием, не сводимым к выражению синтаксических отношений». См.: Хабур-гаев, Г. А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена. М., 1990. С. 37.

2 Лихачев, Д. С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 95.

3 Говорить о функциональных стилях (в современном понимании стиля) применительно к древнерусской и старорусской речи не приходится, так как стилевая стратификация характерна для языка национального периода. В научной литературе применительно к памятникам древнерусской литературы периода XV-XVI веков в зависимости от сферы употребления принято выделять несколько типов текстов («стилей») и соответствующих им основных жанров: летописно-хроникальный (летописи), конфессиональный (учительные и торжественные слова, жития, толкования на Священное Писание и т. п.), повествовательный (повести, сказания), деловой (грамоты, судебники, договоры). Отдельно также выделяется жанр хождений с его стилевыми особенностями. См.: Герд, А. С. Именное склонение в славянских языках XV-XVI вв. Лингвостатистический анализ / А. С. Герд, Л. В. Капорулина, В. В. Колесов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1977. С. 4.

4 «Слова» Иосифа Волоцкого (далее - ИВ) изучались по рукописи XVI века (См.: Иосифа Волоколамскаго просветитель ХVІ в. // РГБ. Тр.-Серг. № 187. Л. 73-105, 105-119, 152-179, 290-306).

5 «Поучения» Нила Сорского (далее - НС) изучались по рукописи XVI века (См.: Нила

Сорскаго книга с прибавлениями ХVІ в. // РГБ. Тр.-Серг. № 188. Л. 93-107).

6 Статистические показатели по другим жанрам опубликованы в 1977 году в сборнике «Именное склонение в славянских языках XV-XVI вв.: лингвостатистический анализ».

7 См.: Колесов, В. В. История русского языка : учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. СПб. : Филол. фак. СПбГУ; М. : Академия, 2005. С. 299.

8 Незначительное расхождение в частотности в данном случае не признается существенным в связи с тем, что разность между долями не больше суммы их максимальных ошибок.

9 В научной литературе, посвященной проблеме семантической мотивации грамматического рода, последнее время все чаще встречается утверждение о том, что род возник исключительно как согласовательная категория, не имеющая смыслового обоснования. Однако, на наш взгляд, справедливо было бы признавать семантическую мотивированность рода у одушевленных имен существительных. Деление по родам неодушевленных существительных основалось

уже не на лексическом принципе, а на грамматических признаках существительного и зависело от форм согласуемых с ним слов.

10 При изучении лексического наполнения родовых классов имена собственные рассматриваются не как лексико-грамматический разряд имен существительных, а как лексически ограниченный класс слов, называющих индивидуальный предмет. При таком анализе грамматические характеристики имен собственных не учитываются.

11 В данном случае под абстрактными (отвлеченными) существительными подразумевается не лексико-грамматический разряд «отвлеченных существительных», имеющих ограничения не только в семантике, но и в образовании числовых форм, а более широкая группа слов, выделенная на основе общего значения отвлечения действия, признака, качества, состояния независимо от морфологических особенностей.

12 Многие исследователи указывают на посте -пенное исчезновение среднего рода, начавшееся очень рано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.