Научная статья на тему 'Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы'

Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4644
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / НОВЫЕ МЕДИА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / ТЕОРИЯ ЖАНРОВ / ГИПЕРТЕКСТ / GENRE / NEW MEDIA / PUBLIC DIALOGUE / THEORY OF GENRES / HYPERTEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханов Евгений Федорович, Кравцов Владимир Владимирович, Шкондин Михаил Васильевич

В статье исследуются особенности жанрообразования в пространстве новых медиа в условиях трансформации российской медиасистемы. Динамичное развитие инфосферы и техносферы, современных информационных и коммуникационных технологий вызывает необходимость перехода массмедиа от коммуникативных стратегий воздействия информаторов на информируемых к коммуникативным стратегиям взаимодействия между социальными субъектами, участвующими в массовом информационном процессе. Актуализация новых функциональных моделей, конвентивных коммуникативных стратегий, стремительное развитие медиаконвергенции, мультимедийных платформ существенно влияет на концепции, форматы различных СМИ, на характер журналистского творчества, в том числе на жанровую структуру медиатекста. Рождаются новые жанровые формы, способствующие активному общественному диалогу, формированию в сознании массовой аудитории полноценной медиакартины мира, способствуя освоеиию и преобразованию действительности с учетом потребностей общества, личности, а также различных социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE STRUCTURE OF NEW MEDIA IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SYSTEM

In article features of a zhanroobrazovaniye in space of new media in the conditions of transformation of the Russian media system are investigated. Dynamic development infosfer and technospheres, modern information and communication technologies cause the necessity of transition of mass media from communicative strategy of influence of informants on informed to communicative strategy of interaction between the social subjects participating in mass information process. Updating of new functional models, the konventivnykh of communicative strategy, prompt development of media convergence, multimedia platforms significantly influence concepts, formats of various mass media, nature of journalistic creativity, including genre structure of the media text. The new genre forms promoting active public dialogue, formation in consciousness of mass audience of a full-fledged media picture of the world are appearing and the expiration promot and to transformation of reality with accordance with requirements of society, the personality, and various social groups.

Текст научной работы на тему «Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы»

Коханов Е.Ф., Кравцов В.В., Шкондин М.В.

ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА НОВЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ

МЕДИАСИСТЕМЫ

Kokhanov E.F., Kravtsov V. V., Shkondin M. V.

GENRE STRUCTURE OF NEW MEDIA IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SYSTEM

Ключевые слова: жанр, новые медиа, общественный диалог, теория жанров, гипертекст.

Keywords: genre, new media, public dialogue, theory of genres, hypertext.

Аннотация: в статье исследуются особенности жанрообразования в пространстве новых медиа в условиях трансформации российской медиасистемы. Динамичное развитие инфосферы и техносферы, современных информационных и коммуникационных технологий вызывает необходимость перехода массмедиа от коммуникативных стратегий воздействия информаторов на информируемых к коммуникативным стратегиям взаимодействия между социальными субъектами, участвующими в массовом информационном процессе. Актуализация новых функциональных моделей, конвентивных коммуникативных стратегий, стремительное развитие медиаконвергенции, мультимедийных платформ существенно влияет на концепции, форматы различных СМИ, на характер журналистского творчества, в том числе на жанровую структуру медиатекста. Рождаются новые жанровые формы, способствующие активному общественному диалогу, формированию в сознании массовой аудитории полноценной медиакартины мира, способствуя освоеиию и преобразованию действительности с учетом потребностей общества, личности, а также различных социальных групп.

Abstract: in article features of a zhanroobrazovaniye in space of new media in the conditions of transformation of the Russian media system are investigated. Dynamic development infosfer and technospheres, modern information and communication technologies cause the necessity of transition of mass media from communicative strategy of influence of informants on informed to communicative strategy of interaction between the social subjects participating in mass information process. Updating of new functional models, the konventivnykh of communicative strategy, prompt development of media convergence, multimedia platforms significantly influence concepts, formats of various mass media, nature of journalistic creativity, including genre structure of the media text. The new genre forms promoting active public dialogue, formation in consciousness of mass audience of a full-fledged media picture of the world are appearing and the expiration promot and to transformation of reality with accordance with requirements of society, the personality, and various social groups.

Российское медиапростанство в условиях активного развития инфосферы и техносферы обретает новые возможности в отражении информационного потенциала социума на базе всестороннего общественного диалога, развивая более активное взаимодействие между

социальными субъектами,

представляющими духовно-теоретическую, духовно-практическую и практическую деятельность. Развитие общества в современных условиях информатизации напрямую зависит от его способности

получать и эффективно использовать необходимую информацию, направленную на удовлетворение коммуникативных потребностей различных социальных субъектов, связанных с реализаций коммуникативных функций экономики, политики, культуры, социальной сферы. Это влечет за собой в первую очередь переориентацию основных

коммуникативных стратегий электронной эры на конвентивные начала1.

1 Шкондин, М.В. Миссия журналистики: системные аспекты//Вопросы теории и практики

Если раньше субект-объектные информационные отношения, отношения управления информируемыми, были движущими моментами создания медиапространства, то в настоящее время чаша весов склоняется в сторону диалоговых коммуникаций, участия в общественном диалоге широких слоев населения. Другими словами, происходит процесс смены эры информационного воздействия на эру коммуникативного взаимодействия, обмена информацией, необходимой для осуществления совместной деятельности, предполагающего взаимное познание коммуникантов, использование современных

коммуникационных технологий,

современных мультимедийных платформ, современных конергентных технологий. Так, речевое взаимодействие между коммуникантами осуществляется с помощью устно-письменных форм общения в Сети, посредством креолизованного текста, а также особенностей структуры гипертекста, что определяет в конечном итоге специфичность коммуникации в интернет-пространстве.

Совершенно очевидно, что в условиях виртуального пространства и общественно-политическая информация, транслируемая сетью, существенно видоизменяется и по форме, и по содержанию. «Новые медиа усиливают создателя информации на процесс коммуникации благодаря способности точно нацеливать сообщения и адаптировать их в соответствии с конкретными интересами и жизненным опытом своей аудитории»1.

Освоение журналистикой Интернет не могло пройти незаметно для самой журналистики, которая подверглась трансформации в связи с изменением технологических условий подготовки и трансляции своего контента.

Поэтому единицей контент-анализа

журналистики. -2012. -№3. - С.40; Шкондин М.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы / Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. -2013. -№6. - С. 38.

1 Бакулев, Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев. - М.: ИПК РТ, 2002, с. 100.

становится жанр, который рассматривается, - по образному выражению Е. Катца (Е. Ка12), - как своего рода «контракт», когда «режиссеры», «актеры» и «публика» негласно договариваются о производстве и потреблении тех или иных культурных товаров2. В этом смысле, журналистский жанр - это и есть «тот культурный товар», элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, или

современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией.

И «если предположить, - пишет А. Калмыков, - что между СМИ и аудиторией (социумом) существует понимание и что язык жанров в равной степени является языком СМИ и аудитории, то можно сделать вывод об адекватности структуры жанрового разнообразия и целостного информационного образа реальности, т.е. актуализированной реальности или виртуальной реальности»3.

То есть, жанр можно считать средством, которое помогает всем медиа-коммуникациям наладить непрерывное и эффективное производство контента и соотнести «свой товар» с ожиданиями его потребителей. И «поскольку жанр к тому же является средством, позволяющим отдельному пользователю СМК планировать свой выбор, его можно считать механизмом упорядочения отношений между двумя основными участниками массовой коммуникации» .

В этой связи интересно проследить тенденцию развития специфики

жанрообразования с позиций теории журналистики.

В свое время теоретик литературы и кино В.Б. Шкловский предположил, что «постоянно установленные обычаи -этикеты порядка осмотра мира (как мне

Katz, E. The Retourn of the Humanities and Sociology/Journal of Communication, 1983, 33(3). P. 52.

3 Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация / Автореферат дисс. доктора филол. наук. М., 2009. - с. 35.

4 Бакулев, Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев. - М.: ИПК РТ, 2002, с. 81.

кажется) называются жанрами»1. Это теоретическое основание объясняет, как формируется жанр и какое значение он имеет для автора и для читателя. «Человеческое сознание исследует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска. Внутренние связи становятся настолько привычными, что как бы отсутствуют»2... - так описывает В.Б Шкловский процесс установления в общественном сознании «порядка осмотра мира». Сказывается и входит в обычай определенная система познавательных операций, закрепляется система сигналов, общая для тех, кто исследует действительность, и тех, кому будет об этом рассказано.

«Медленно, усилиями тысяч известных и неизвестных творцов,-отмечает один из исследователей жанров в теории и практике журналистики Л.В. Шибаева, - общество вырабатывает наиболее эффективные «порядки осмотра мира», отбирает методы познавательной деятельности... И закрепляет в жанрах:

- лучшие технологии работы с информацией;

- наборы интеллектуальных операций, используемые всеми «договаривающимися сторонами»»3.

«Жанр-конвенция-соглашение о

согласовании сигналов» - так называет В.Б. Шкловский негласный, незаметный договор между авторами и читателями о том, «в какой системе расположены те

4

явления, которые подвергнуты анализу» .

В этом единстве «конвенция-жанр-соглашение» находит себя, пожалуй, базовая позиция механизма восприятия и мышления, сложившегося в культуре линейных и плоских форм передачи информации, какими являются традиционные СМИ.

Иначе обстоит дело с гипертекстовой структурой информации Интернета, которая более соответствует базовым механизмам

восприятия и мышления, так как «культура как результат интегрированной экстериоризации мышления также является в основе своей гипертекстуальной»5.

Гипертекст - это также особые типы

электронного текста, функционирующие в

различных жанровых форматах интернет-

коммуникации. В частности, типовой

(стандартный) веб-сайт представляет собой

единое гипертекстовое образование, в

главную задачу которого входит создание

интернет-образа некоторой организации,

проекта, персоны с информацией об

особенностях ее деятельности за счет

реализации гипертекстуальности,

мультимедийности и интерактивности

композиционных единиц электронного текста

(контента). Последнее оказывает

непосредственное влияние на процесс

замещения традиционных информационных

ресурсов коммуникативными. В целом же

«новые медиа усиливают создателя

информации на процесс коммуникации

благодаря способности точно нацеливать

сообщения и адаптировать их в соответствии с

конкретными интересами и жизненным ~ 6 опытом своей аудитории» .

Это и другие особенности, естественно, будут вносить свои коррективы в сложившуюся жанровую теорию и практику. Именно особенности и характер влияния одних жанров на другие, потому что, по утверждению М.М. Бахтина, - «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою

преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.... Но в тоже время каждый существующий и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так

Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве сходного // Собр. соч. Т. 3. - М., 1974, с. 755.

2 Там же.

3 Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] //Яе^а, (№17 [47] 08.09.2000). ИЯЬ: http://relga.ru

4 Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве

сходного // Собр. соч. Т. 3. - М., 1974 с. 762.

Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация / Автореферат дисс. доктора филол. наук. М., 2009. - с. 140.

6 Бакулев, Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев. - М.: ИПК РТ, 2002. -с. 100.

сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и свои границы»1.

Поэтому и мы пока продолжим разговор о фундаментальных основах теории жанров в журналистике.

Вот что пишет сам В.Б. Шкловский о нарушении конвенции: «...Когда-то рассказал Владимиру Маяковскому анекдот. Проповедник в сельской церкви произносит проповедь, паства рыдает. Один из слушателей сидит совершенно спокойно. Его спрашивает сосед: почему ты не плачешь? И тот отвечает: я не здешнего прихода.

Владимир Владимирович считал, что ответ правильный. Слушатель не знал конвенцию трогательного и смешного в этом приходе, не знал, как и к чему здесь относятся» . Л.В.Шибаева замечает по этому поводу: «Нарушителя конвенции просто не поймут. ». И далее: «Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо? Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией. Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр.

При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая «устойчивая форма», в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.»3.

Классическим определением понятию «жанр» принято считать определение, предложенное М.М. Бахтиным: «жанр - это устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками»4. Поэтому

Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советский писатель. 1963, с. 36.

2 Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве сходного //Собр. соч. Т. 3. -.М., 1974 с. 762.

3 Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] //Relga, (№17 [47] 08.09.2000). URL: http://relga.ru

4 Бахтин, М.М. Проблемы поэтики

традиционно жанр рассматривался как группа публицистических материалов с устойчивыми содержательно-формальными признаками.

В цепочке категорий: функция -предмет - метод - содержание - форма, функция и предмет являют собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления творческого освоения материала, содержание и форма - готовый продукт творческой деятельности. Метод -основная центральная категория, воплощающая в себе процесс творчества и превращение необходимого материала в произведение. Поэтому взаимоотношение метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. «Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь, познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров»5, -пишет В. В. Ученова.

Основой для понимания жанрового мышления журналиста служит

трансформация функции и предмета под воздействием метода, Например, информационные сообщения, отвечающие первостепенной задаче - отражению фактов, лежащих в основе всей журналистики, насыщаются фактическими сведениями под углом определенного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. То есть, если тема - событийная, задача - показать, как это происходит, то жанр - репортаж, а метод работы в этом жанре - наблюдение.

Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. Например, «в интервью, оперирующем одноименным методом (опроса) факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляющееся в их

Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советский писатель. 1963, с. 255.

5 Ученова, В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы исследования журналистики. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с. 76.

движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли... В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации фактов, событий, явлений. Оценка выходит на передний план»1.

Жанр одновременно и консервативен, и подвижен. И в этом его универсальность. Консервативен в характере функции, в ее связи с предметом и набором методов. Подвижен - в зависимости от политических задач времени, от установок на формы общения с аудиторией. Последняя характеристика в среде исследователей жанров журналистики выделяет группу ученых

(М.Н. Ким, О.В. Коновалова, Е.В. Черникова, Л.В. Шибаев и др.), которые «выводят» жанры за рамки текста, в действительность, придавая, тем самым, им не только объективный характер, но и причинную роль.

Вообще говоря, своеобразное отражение действительности,

обуславливающее относительно

устойчивую структурно-содержательную организацию текста лежит в основе практически всех исследователей жанровой типологии. Это: В.Б. Томашевский, Л.Е. Кройчик, А.А. Грабельников, Е.И. Пронин, А.А. Тертичный, Г.В. Лазутина и др.

Вслед за М.Бахтиным современные исследователи журналистики справедливо считают, что понять определенные стороны действительности, описываемой в публикации, можно только с помощью соответствующих способов ее выражения.

Связь жанра с действительностью -это основная идея, закладываемая в теорию журналистики, где каждый жанр обладает доступными только ему средствами видения и понимания «картины мира».

Сложность различения жанров в Интернете с позиций теории журналистики вызвана тем, что один и тот же журналистский материал является и просто текстом, и элементом гипертекста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смирнов, В.В. Система жанров радиожурналистики [Электронный ресурс] // Relga, №3(57) 08.02.2001. URL: http://relga.ru.

«Выведенный из сети, например распечатанный на принтере, он может быть отнесен к какому-либо жанру»2 - отмечает А. Калмыков. Добавим, что при этом останется в силе предметно-функциональная природа жанра. С другой стороны, «в гипертексте же каждый элемент лишь в связи с другими приобретает и содержание, и форму, то есть становится смыслосодержащим текстом, но состоящим из разножанровых фрагментов - фельетон связывается с аналитическим обзором и содержит мультимедийную рекламную заставку, отсылающую к критическому публицистическому материалу. Кроме того, траектория движения читателя по гипертексту также слабо предсказуема. Поэтому определение жанровой

принадлежности текста на основании его фрагмента становится некорректным»3. Здесь нужно добавить - «гипертекстового фрагмента».

И сразу возникает вопрос: но что такое, собственно жанровые границы? Это либо «окрестности» жанра, где они передают свои полномочия, теоретически -«функциональные полномочия», соседним жанрам, меняя нацеленность на предмет или такие особенности внутреннего наполнения, как то мультимедийная заставка или аналитика. В таких случаях, «граница» - понятие условное, это скорее не сфера формораздела, а формослияния.

Жанровая палитра гипертекста делает целостным образ актуализированной реальности или виртуальной реальности, еще более подвижной, гибкой, структурно взаимозависимой не только от жанровых «гнезд», но и чутко реагирующей на колебание задач времени, творческих журналистских методов, да и восприятий пользовательской аудитории.

«Вообще же все жанровые явления (по Шкловскому) содержат в себе движения, и тем самым они противоречивы»4. Прежде

2 Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация / Автореферат дисс. доктора филол. наук. М., 2009. - с. 35.

3 Там же. С.36

4 Ученова, В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия //Методы исследования журналистики. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с.

всего, конечно, движется сама жизнь. Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, не «отменяя» его. И речь уже идет о выделении особого вида жанра. Или о смешивании его с другими жанрами.

Процесс «гибридизации» был подробно показан в свое время В.В. Ученовой на примере репортажа. « В начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. То есть, конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж. Но еще в 30-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - знаменитые репортажи А. Кольцова («Три дня в такси», «Семь дней в классе»), похожие одновременно и на очерки, и на статьи. А через полвека трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился уже особый вид репортажа -аналитический»1.

Показывать, как протекает событие, теперь лучше удается телевидению, радио и Интернету Глазами телеобъективов, веб-камер мы видим достаточно много подробностей... и нередко просто не успеваем осмыслить увиденное. Он-лайн репортажи сделали предметом своего внимания стоящее за событием явление, проблему, или черту характера человека. А это уже предметы других жанров! К показу прибавили обдумывание, голосование, объяснение. А это уже другие задачи!

Технологические ресурсы Интернета предлагают «новые гибриды» в виде сетевых дневников - блогов, личные сайты политиков, новостные журналистские сайты, дискуссионные площадки - форумы, чаты и т.п.

Сегодня, когда стремительно происходит процесс смены

информационной парадигмы, где ведущую роль берет на себя обмен информацией, необходимой для осуществления совместной деятельности, предполагающей взаимное познание коммуникантов, использование адекватного языкового оформления. Другими словами,

коммуникативная цель общения становится

жанровым признаком, наиболее значимым типологически, в частности, с риторических позиций той же филологической науки, что и журналистика. Это, как известно, связано с развитием концепции М.М. Бахтина о речевых жанрах как проявлении диалогической природы мышления и общения.

Так, например, согласно Н.Д. Арутюновой, жанр может пониматься как монологическое или как диалогическое явление . В.А. Салимовский представляет

речевой

жанр

тематический,

как устойчивый композиционный и стилистический тип высказывания (текста)3. К.Ф. Седов считает жанром «вербальное оформление типичной ситуации

социального взаимодействия людей». Речевой жанр - не просто минимальная единица речи, удобная для членения единого коммуникативного пространства, а это, по его мнению, активный участник «в драме познания человеком окружающей действительности» .

Приведенные определения можно считать достаточными для понимания сущности речевого жанра, выдвигающего на первое место функциональную доминанту в совокупности со структурными и языковыми параметрами, помогающими в том или ином виде упорядочить текст. Более того, по заключению автора одной из примечательных исследовательских работ в области коммуникативно-прагматических характеристик интернет-жанров И.Г. Сидоровой, эти определения ««является релевантным и для современных жанров, опосредованных Интернетом и типами происходящих в нем коммуникативных процессов»5.

1 Там же - С. 91

Арутюнова, Н.Д. Жанры общения / Н.Д.

Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейкисис. - М., 1992.

3 Салимовский, В.А. Речевой жанр: стилистический энциклопедический словарь русского языка / В.А. Салимовский; под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003, с. 352-354.

4 Седов, К.Ф. Анатомия жанров бытового общения / К. Ф. Седов //Вопросы стилистики. Вып. 27. - Саратов, 1998. - С 9-20.

5 Сидорова, И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий). Дисс. канд. филол. наук. Волгоград,

Лингвистические исследования

интернет-коммуникаций с позиций современной генристики предлагают различные толкования понятия «жанр»: в основном как «типовую модель речевого действия, опосредованного компьютером и специальными сетями и реализуемого с помощью устойчивого типа текста» (Л.Ю. Щипицына) или «обладающим

определенными специфическими чертами коммуникативного характера и служащим для реализации отдельных интенций пользователя» (А.А. Селютин). «Эти определения, пожалуй, наиболее точно дефинируют интернет-жанр, т.к.

обозначают многомерность и

комплексность коммуникативного процесса в Интернете, его прагматическую, медийную, содержательную и языковую природу»1.

Поэтому весьма логичен подход к вопросу жанровой стратификации, разработанный Л.Ю. Щипициной, согласно которому предлагается учитывать медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры интернет-жанра. В соответствии, например, с медийной классификацией выделяются жанры, существующие в той или иной службе Интернета: электронная почта - электронное письмо, список рассылки; служба новостей - новостная группа; Всемирная паутина - веб-страница, веб-портал, форум, веб-блог, поисковая система, социальная сеть, электронная библиотека, веб-каталог; IRC, ICQ - чат; Telnet, MUD - мультипользовательский мир. Л.Ю.Щипицина поясняет, что «лингвистическая значимость

предложенной классификации состоит в возможности ее применения для лингвистического описания каждого жанра, включающей выявление общих форматных (т.е. технически обусловленных) признаков разных жанров и их влияния на использование языковых средств и организацию текста»2.

2014, с. 37-38.

1 Там же, С. 38.

2 Щипицина, Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно -опосредованной коммуникации (на материале

И все же опять всплывает вопрос о жанровой особенности отдельной интернетовской публикации?

Исследователь интернет-журналистики А. Калмыков предлагает определить жанр интернет-публикации в качестве отдельного типа гипертекстовых интерактивных публикаций, при возможной

дифференциации по значимости или незначимости этих качеств, т.е. в рамках конструктов «плоский текст - гипертекст» и «пассивность - интерактивность». «В пользу такого подхода, - заявляет автор, -говорит общая специфика языка и стиля материалов, размещаемых в Интернете, являющаяся следствием особенностей как написания, так и чтения текстов с экрана компьютера»3.

Не отрицая такого впервые сделанного методологического подхода и учитывая, что исследования жанровой специфики интернет-публикаций находятся в стадии осмысления, хотелось бы оттенить два существенных момента в создании смыслосодержащего гипертекста,

состоящего из разножанровых с позиций теории журналистики фрагментов. Непредсказуемость траектории

пользователя (читателя) по гипертексту не снимает ответственности журналиста за создание жанровых элементов гипертекста. И второе, слияние жанров в тех случаях, когда журналист действует наудачу, по обстоятельствам, без ясной цели: в результате - эклектика, хаотично перемешанные фрагменты и элементы разных жанров, алогичность, пестрота стиля... «Взболтать «коктейль из всего» -отнюдь не то же самое, что вырастить высокоурожайный гибрид»4.

Теоретический вывод на эту ремарку был сделан в свое время В. В. Ученовой так: «Осознавая и творчески осваивая процесс

немецкого языка): автореф. ... докт. филол. наук:

10.02.04 - германские языки / Щипицина Лариса Юрьевна. - Воронеж, 2011. - C. 20-21.

3 Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2009. - C. 36.

4 Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] // Relga, (№17 [47] 08.09.2000). URL: http://relga.ru.

развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм»1.

Проблемы функционирования жанров в Интернете практически только начинаются. Взаимопритяжение и взаимоотталкивание чистых журналистских жанров, их «сцепление» во многом и происходит в результате их размещения на конкретном веб-ресурсе, определяемом сегодня в филологической науке как интернет-жанр. И это взаимодействие зависит от навигации по сайту, от количества ссылок, от того, какие задачи и какими средствами рассказчик излагает свои мысли по той или иной тематике. Характерной особенностью, например, сайта политика является внутренняя ритмика разделов. Так, к примеру, сайт Сергея Миронова (http://www.mironov.ru) в разделе «Главное» содержит новости о деятельности Сергея Миронова,

информацию о планируемых мероприятиях, хронике визитов и фоторепортажи, а также публикации, посвященные председателю Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Подраздел «Аудио- и видеоматериалы» помимо записей теле- и радиопередач с участием Сергея Миронова содержит видеорепортажи о мероприятиях, в которых он принимает участие, и о поездках по России и странам мира, а также комментарии и публикации Председателя партии по злободневным темам. На сайте организован архив аудио- и видеозаписей. Каждый файл может быть прослушан или просмотрен непосредственно на сайте, а также загружен на компьютер пользователя. Подборки видео-, аудио- и фотоматериалов прикреплены ко многим новостным текстам. Разделы «Обо мне»,

1 Ученова, В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы исследования журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - C. 89.

«Деятельность», «Пресс-центр»,

«Интерактив»: В этих рубриках размещаются автобиография, увлечения, выступления, интервью, вопрос-ответ, статьи, стенограммы пресс-конференций Сергея Миронова, тексты телеграмм адресных обращений, гостевая книга и др.

Тексты, а также дополняющие их новостные сообщения и прочие материалы, сгруппированы в блоке ключевых тем, оформленном в виде управляемых баннеров в верхней части главной страницы сайта.

Навигационный блок дает выход на страницы С. Миронова в «ЖЖ», В Контакте, «Однокласники», Официальный Twitter C. Миронова, официальный канал на портале YouTube.

Кроме того, стоит обратить внимание

на:

- на сайте разработана PDA-версия, позволяющая просматривать сайт на современных мобильных устройствах;

- сервис социальных закладок, реализованный на сайте, позволяет пользователю, которому понравился сайт, поделиться ссылкой на него с посетителями сервисов социальных закладок;

- механизм тегов или меток позволяет группировать материалы на сайте по нескольким критериям - каждому материалу присваивается набор меток, наиболее полно отражающих содержащуюся в нем информацию. Таким образом, посетители сайта могут быстро отбирать заинтересовавшие их материалы.

Смена традиционных жанров: интервью, статьи, стенограммы пресс-конференций, комментарии, а также чередование аудио- и видеоматериалов, вносят разнообразие в создаваемый «порядок осмотра мира». И каждый жанр, обладая своими ресурсами, являясь составной частью этого единства, тем самым раскрывает и проявляет все многообразие публицистической

нацеленности жанров на воздействие аудитории.

Гипертекст побуждает пользователя к движению от одного окна к другому, формируя индивидуальную сборку в сетевом пространстве. «Факт

конструирования текста пользователем из

различных блоков, пишет А. Калмыков, -привел к появлению так называемого компонентного авторинга»1 - технологии, предполагающей сведение публикуемых текстов до уровня неизменяемых квантов информации - топиков и их сборок.(Соотвествующее математическое обеспечение для работы с топиками уже разработано. Например, система DITA OPEN TOO). «Каждый топик должен освещать конкретную тему, иметь четко определенную цель и быть полностью автономным <...>. Такие элементы должны быть пригодными для многоразового использования независимо от контекста, т. е. вписываться в любую информацию, где они нужны»2.

Такой подход можно наблюдать на сайте Никиты Белых - губернатора Кировской области (http://www.belyh.ru). В правой навигационной колонке сайта расположен раздел «Ссылки». Они указывают на «Блог «Эхо Москвы», «Дневник губернатора», «Живой журнал Никиты Белых», «Сайт правительства Кировской области», «Твиттер Никиты Белых». Четыре первых источника из пяти направляют к сайтам, в которых рассказчик излагает свои мысли в форме отдельных сообщений на определенную тему. Правая колонка начинается с даты, выделенной зеленым «маркером», позволяющей искать записи по дате публикации, а за ним облако тегов уже в статической форме. В шапке ресурса список категорий, а под ним ссылки на статические страницы сайта. При клике на категорию или на ключевое слово (тег) открывается страница с заголовками соответствующих материалов, без анонсов, следовательно, уже только заголовки статей должны побуждать открывать содержание. Таким образом, материалы могут быть сгруппированы по категориям, тегам, дате и публикаторам. Можно дополнительно группировать по авторам, рубрикам, выпускам и иным признакам. Это означает,

1 Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2009. - C. 223.

2 Сиверсон, Э. Как работает компонентный

авторинг // PC Week/RE №7 (661) 3 - 9 марта 2009.

что один и тот же материал может быть представлен во множественном смысловом и тематическом окружении и, соответственно, по-разному прочитан. Твиттер же - это место, где Белых попросту общается с людьми на все различные, отвлеченные от политики темы.

Можно ли считать топик и сборки топиков отдельным жанром? Однозначного ответа в научной журналистской литературе пока нет. «В этом случае, - отмечает А. Калмыков, - более важным является структура сборки, и такой элемент, как юзабилити, отвечающий не только за то, насколько интерфейс ресурса окажется удобен и понятен пользователю, но и за то, насколько далеко от исходного текста удалится посетитель. Поэтому юзабилити как форма организации информации на ресурсе и есть наиболее близкий аналог понятию жанра в оффлайновой журналистике»3. Развивая этот тезис, исследователь добавляет, что юзабилити определяется «читабельностью» элементов навигации, особенностями структуры сайта и наполнением с позиции пользователей. «Юзабилити конструируется с учетом позиций пользователя. При всей свободе движения по гипертекстовым «закоулкам» задаются предпочтительные траектории, моделирующие мышление представителя целевой аудитории. Способ мышления записывается в виде текста. Элементами такого текста являются: кнопки навигации, иконки, идеограммы, ссылки, баннеры, заголовки, выделения, элементы

оформления, цветовая гамма, размер и вид шрифта, иллюстрации, интерактивные формы. Перед создателем гипертекста стоит задача - увидеть не только то, о чем думает его предполагаемый читатель, но и то, как он думает» .

Однако нужно отметить, что типология юзабилити, аналогичная типологии традиционных форм жанров журналистики, пока не разработана.

Множество вопросов, которые

3 Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2009. - C. 224.

4 Там же. - С. 225.

возникают при рассмотрении

интернетовских ресурсов, наводят мысль еще на один методологический подход, определяемый в системе жанров как макрожанр.

Действительно, в каком жанре с позиций теории журналистики

представлены, например, сайты

политических партий и политиков? С позиций современной генристики, как мы уже отмечали, ответ однозначный и характеризующий их прагматическую, медийную, содержательную и языковую природу. Для журналистской теории этот вопрос имеет смысл, если считать, что подобный сайт существует как единое целое. Сложное по составу многожанровое, но вместе с тем и единичное, неповторимое произведение, обладающее собственной внутренней логикой, устойчивой

структурой, определенной завершенностью. И построено это целое, если сравнить с номером газеты, «по законам сложной музыкальной композиции, в которой переплетаются темы и мелодии, перекликаются голоса различных музыкальных инструментов,

прослушивается лейтмотив, соблюдается единство частей. Здесь лучше всего подходит, может быть, и немодное по нынешним временам, но точное ленинское сравнение - «концерт политической газеты»1.

Однако концерт все же жанр музыкальный. Но если при построении сайта выполняется какая-то определенная общая задача, хотя бы - наиболее удобным для пользователя образом разложить информационный товар о партии, ее политике или содержательные имиджевые характеристики политика, то у отдельно взятого сайта есть собственный «общий» жанр.

Какую информационную задачу ставят перед собой сайты общественно-политических движений, политических партий, политиков? Речь может идти, скорее всего, о совокупности многих функций, некоторые из них выделяются как

1 Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] // Relga, (№17 [47] 08.09.2000). URL: http://relga.ru.

главные. В соответствии с этим сайт имеет свой набор наиболее употребительных журналистских жанров и в целом стремится наиболее полно информировать читателей о состоянии социума, сложить из событий и фактов - картину окружающей действительности. И, поскольку

пользователю нужно в этой действительности ориентироваться,

действовать, принимать решения, сайт должен представлять общественную жизнь в движении, указывать пользователю определенное направление, естественно в заданных политических рамках.

Когда же речь идет об общественно-политических сайтах вообще, о единой для них информационной задаче,

типологической характеристикой

оказывается уже не сумма отдельных жанров, а «макрожанр».

Тогда, если предметом оказывается разносторонняя, объемная совокупность событий, фактов, мнений, явлений действительности, а функцией -формирование на этой основе картины жизни общества в данном масштабе пространства и времени, определение тенденций развития, социальное

прогнозирование - то получается, что сайт делается в жанре обзора или обозрения в отличие, например, от отдельных сайтов политиков, сделанных в классических жанрах «биография» или «имидж-визитка».

Исследования жанровой палитры в Интернете продолжаются. М.М. Бахтин не раз подчеркивал в своих трудах мысль о том, что в каждую историческую эпоху «задают тон» определенные жанры, а исторические условия служат тем контекстом, который обусловливает появление тех или иных тенденций в процессе жанроформирования.

Тем более, расширяется внушительная историческая и теоретическая база не только журналистской науки, но филологии в целом. Методологическое осмысление эволюции самих жанров и их теории с точки зрения функционирования в определенной жанровой системе, какой является Интернет, дает основание утверждать, что задача будет решена в ближайшее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнова, Н.Д. Жанры общения / Н.Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейкисис. - М., 1992.

2. Бакулев, Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев. - М.: ИПК РТ,

2002.

3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советский писатель, 1963.

4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2009.

5. Салимовский, В.А. Речевой жанр: стилистический энциклопедический словарь русского языка / В.А. Салимовский; под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003.

6. Седов, К.Ф. Анатомия жанров бытового общения / К.Ф. Седов // Вопросы стилистики. Вып. 27. - Саратов, 1998. - С. 9-20.

7. Сиверсон, Э. Как работает компонентный авторинг // PC Week/RE №7 (661) 3 - 9 марта 2009.

8. Сидорова, И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2014.

9. Смирнов, В.В. Система жанров радиожурналистики [Электронный ресурс] //Relga, №3(57) 08.02.2001. URL: http://relga.ru.

10. Ученова, В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы исследования журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

11. Шибаева, Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] // Relga, (№17 [47] 08.09.2000). URL: http://relga.ru.

12. Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве сходного // Собр. соч. Т. 3. - М., 1974.

13. Щипицина, Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. ... докт. филол. наук: 10.02.04 - германские языки / Щипицина Лариса Юрьевна. - Воронеж, 2011.

14. Шкондин, М.В. Миссия журналистики: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №3. - С. 37-48.

15. Шкондин, М.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2013. - №6. - С. 38-53.

16. Katz, E. The Retourn of the Humanities and Sociology // Journal of Communication, 1983, 33(3). P. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.