Научная статья на тему 'Жанровая специфика современного романа'

Жанровая специфика современного романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2207
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ РОМАН / MODERN NOVEL / ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН / ETHOLOGICAL NOVEL / РЕЛЯТИВИСКИЙ ПОДХОД / ТАКСОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / STRUCTURAL-SEMANTIC APPROACH / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / GENETIC APPROACH / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / TYPOLOGICAL SIGNS / СТРУКТУРООБРАЗУЮЩАЯ ИДЕЯ / STRUCTURE-FORMING IDEA / RELYATIVISKY APPROACH / TAKSOMETRICHESKY APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комовская Е.В.

В статье представлены вопросы, связанные с происхождением жанра романа. Представлена история вопроса, различные точки зрения на данную проблему. Выявлены закономерные причины необходимости исследования данной литературоведческой категории, исходя из работ Ю. Лотмана, В.А. Пестерева, А.В. Зверева и др. Представлена типологическое ядро романа и семиосфера, исходя из современных романов А. Рубанова, Ю. Полякова, В. Пелевина, Т. Толстой. Выведены признаки присущие современному роману, указаны особенности, отличающие его от романов предшествующих эпох.The questions connected with a novel genre origin are presented in article. The historical background, various points of view on this problem is submitted. The natural reasons of need of a research of this literary category, proceeding from Yu. Lotman, V. A. Pesterev, A. V. Zverev's works, etc. are established. It is presented a typological kernel of the novel and a semiosfer, proceeding from A. Rubanov, Yu. Polyakov, V. Pelevin, T. Tolstaya's modern novels. Signs inherent in the modern novel are removed, the features distinguishing it from novels of the previous eras are specified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика современного романа»

УДК83.01.

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОМАНА

Комовская Е.В. ©

К.фил.н. Кафедры иностранных языков и культуры речи СПбГАУ

Аннотация

В статье представлены вопросы, связанные с происхождением жанра романа. Представлена история вопроса, различные точки зрения на данную проблему. Выявлены закономерные причины необходимости исследования данной литературоведческой категории, исходя из работ Ю. Лотмана, В.А. Пестерева, А.В. Зверева и др. Представлена типологическое ядро романа и семиосфера, исходя из современных романов А. Рубанова, Ю. Полякова, В. Пелевина, Т. Толстой. Выведены признаки присущие современному роману, указаны особенности, отличающие его от романов предшествующих эпох.

Ключевые слова: современный роман, этологический роман, релятивиский подход, таксометрический подход, структурно-семантический подход, генетический подход, типологические признаки, структурообразующая идея.

GENRE SPECIFICS OF THE MODERN NOVEL

Komovskaya Е^.

Departments of foreign languages and standard of speech СПбГАУ

Summary

The questions connected with a novel genre origin are presented in article. The historical background, various points of view on this problem is submitted. The natural reasons of need of a research of this literary category, proceeding from Yu. Lotman, V. A. Pesterev, A. V. Zverev's works, etc. are established. It is presented a typological kernel of the novel and a semiosfer, proceeding from A. Rubanov, Yu. Polyakov, V. Pelevin, T. Tolstaya's modern novels. Signs inherent in the modern novel are removed, the features distinguishing it from novels of the previous eras are specified.

Кеуwords: modern novel, ethological novel, relyativisky approach, taksometrichesky approach, structural-semantic approach, genetic approach, typological signs, structure-forming idea.

В жанровой специфике современного романа XXI века намечены некоторые основные противоречия, отличающее его от данной жанровой разновидности прошлых эпох, но в тоже время позволяющие убедительно доказать, что роман как жанр обладает своими типологическими классификационными признаками. Как справедливо отмечает исследователь Г.К. Косиков в статье «К теории романа»: «Усилия современных исследователей не в последнюю очередь направлены на то, чтобы выявить внутреннее единство романа на всех этапах его существования. Трудность заключается в выделении критериев такого единства, предполагающих определенное представление о характере развития этого жанра и о фазисах его исторической эволюции»[5, 52-53]. Исследователь Н.Л. Лейдерман полагал., что «...все ответы о специфике романа как жанровой формы кроются в структурном принципе этой самой сложной, самой гибкой, но все же имеющей свои границы и обретающей в результате творческого акта свою устойчивость, свою статику жанровой формы» [7, 140]. На наш взгляд, достаточно разграничить типологические признаки романа,

© Комовская Е.В., 2016 г.

которые были ему присуще на протяжении всех эпох существования жанра и структурные, которые изменялись под влиянием литературных и экслитературных причин, чтобы выделить закономерности жанра и спрогнозировать его дальнейшее развитие. С этой целью обратимся к разнообразным подходам в исследовании жанра романа. Их можно в целом свести к следующим (классификация Л.Н. Лейдермана):

1. Таксометрический подход к жанру, сводится к тому, что он должен быть «единицей классификации»;

2. Релятивиский подход, по которому в основе жанра его постоянная изменчивость, а значит и его неуловимость;

3. Структурно-семантический подход, который определяет любой жанр как «речевое действие»;

4. Генетический подход, ориентирован на установление семантики жанровых форм, через мифологическую концепцию и концепцию «памяти жанра».

Постараемся объединить различные концепции и выделить ядро жанра романа, которое смогло бы удовлетворить и примерить существующие теории и помочь в дальнейших исследованиях данного жанра. С этой целью определим типологические и структурные черты данного жанра.

Типологические черты _романа - свойственны _романам _различных временных эпох

Бахтин М.М. в своих исследованиях настаивает на том, что жанр есть «сложная система средств и способов понимающего овладения и завершения действительности», а если говорить о жанре романа, то исследователь указывает на «вместимость» или «невместимость» [10, 181-185] определенной концепции действительности. Исходя из этого, можно справедливо утверждать, что начиная с работ М.М. Бахтина, одним из типологических признаков романа следует считать особенность изображения и представления действительности. То есть предметом изображения романа и его типологическим ядром является современная писателю действительность, которая заключена в конкретной авторской идее - второй типологический признак жанра . Данная идея, в свою очередь, преломляется в определенную «модель мира» - третий типологический признак романа. В этой модели «все сущее обретает свою цель и свой порядок, сливается в завершенную картину бытия, совершающегося в соответствии с неким общим законом мира» [7, 18].

В пользу первого типологического признака, выделенного нами, говорят и исследования И.А. Виноградова, который в отношении жанра романа отмечал, что ему свойственна «... большая концепция, охватывающая связи объективного мира» [2, 293]. По мнению М.М. Бахтина, основным предметом романа является «незавершенная, становящаяся действительность» [1, 445]. Следовательно, начиная с работ М.М. Бахтина, исследователи одним из типологических элементов жанра романа считают особенности отражения в нем « концепций действительности», то есть если малые жанры только фиксировали закономерности современных реалий автору, то роман аккумулировал основные тенденции жизни в завершенные художественные миры. Исследователи разных лет неоднократно отмечали в своих работах, что роман как жанр акцентирует внимание на «связях между гранями и процессами жизни, он ищет «всеобщую связь явлений». В работе М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» четко отмечается «предмет романа -незавершенная, становящаяся действительность, источник романа - современность, её познание, стремление предсказать будущее, мир романа не замкнут, он раскрывается в становлении как в процессе, человек в романе незавершен, он или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» [1, 455]

Ученый Скобелев В.П. одной из особенностей данного жанра считает «стремление выявить закономерности непосредственно наблюдаемой «неготовой действительности» как некого универсума, как всеобщей действительности». Данная действительность, по мнению В.П. Скобелева, «несет в себе высокий идеал ориентированный на будущее» [15, 4]. Как утверждает в своих исследованиях Н.С. Лейтес, в романе «предметом художественного

познания является не человек сам по себе, не общество как таковое - это всегда отношения между человеком и миром» [8, 9], именно они, на наш взгляд, и составляют романную действительность. В подтверждение тому, что основным предметом изображения в романе является «становящаяся действительность» в многообразии форм своего проявления, а не конкретная концепция личности и специфика её воплощения, говорит следующий факт. В начале XIX веке человек ощущает свою «самость», в конце XIX века переходит к чувству личности, чтобы в XXI предстать перед читателем полностью обезличенным. Авторов на протяжении всех эпох волнуют в целом жизненные процессы, а не их конкретное преломление. Пушкина, Лермонтова, Тургенева интересовали вовсе не судьбы их героев, а процесс появления «лишних людей» в современном обществе, писатели XXI века в познании действительности идут дальше, выводя её на первый план, полностью типизируя и обезличивая человека. Выделение в качестве основного предмета изображения в романе «концепции личности» приводит в литературоведении к теории Н.А. Вердеревской, которая выделяет «четыре вариации романа: роман линейно-биографических судеб, роман кульминаций личности, роман саморазвития личности и жильблазовского типа. Основание служит изображение личности в её взаимоотношении со средой и связанный с этим характер детерминизма, то есть степень зависимости личности от среды и вытекающая отсюда структура образа» [4, 18]. Однако данная концепция романа не объясняет появление документального, социологического романа, романа non-fiction, созерцания, романа-антиутопии, а ведь это все разновидности данной жанровой категории. Как быть с ними? Поэтому все-таки справедливее будет рассматривать в качестве предмета изображения-действительность современную автору, а в качестве объекта - преломление её в концепции личности. Наше суждение находит свое подтверждение в исследованиях немецкого ученого Lukacs G., который отмечает герой в романе «... лишь инструмент, центральное положение которого основано на его пригодности для раскрытия определенной концепции действительности» [16, 82].

Если анализировать существующие романные формы на современном этапе и сравнивать их с предшествующими, то взаимоотношение предмета изображения (действительность) и объекта изображения (личность) в романе можно представить следующим образом:

Таблица 1

Романы XVIII века Романы XIX века Романы XX века Романы XXI века

Предмет Предмет Предмет Предмет

изображение - изображения - изображения- изображения - идея

отдельная судьба, социальная преобразование преобразования

рок, объект действительность её действительности действительности,

изображения - отрицательные и согласно объект

человек, его положительные определенной изображения -

биография, история черты, доктрине, объект обезличенный

его жизни объект изображения - человек,

изображения- «человек творящий» примеряющий

внутренний мир теорию

человека, его преобразования на

психологические и себя

социальные

переживания

Акцент сделан на то, Акцент сделан на Акцент сделан на Акцент сделан на

что может пережить борьбе личностного, социалистических новой концепции

человек, с чем индивидуального плюсах и минусах и действительности и

справиться сознания и роли человека в них её воплощении в

общественного устройства отдельной судьбе

Культивируются : нравственные ценности, нравственные поступки, личные страдания Культивируются: внутренне богатый мир, разносторонняя личность, конфликт между личностным и общественным Культивируются: человеческие возможности и способность все преобразовать Культивируются: теоретические принципы и теории по преобразованию современности

Следовательно, концепция личности в романе не является единственной ведущей стороной жанра, а вот изображаемая действительность и её особенности всегда в центре внимания романиста, поэтому действительность - это вечный предмет изображения романа, а объектом становится либо сам человек, его теории, либо законы и факты реальной автору действительности. Отсюда можно заключить, что концепция представления действительности составляет тот необходимый типологический признак, влияющий на вариации в формах романа и на его жизнеспособность и адаптивность к современности. Исходя из существующих романных форм на сегодняшний день, данный жанр, в зависимости от того с позиции какой науки рассматривает объективную реальность, пополняется новыми разновидностями. Именно благодаря этому свойству жанра: представлять переосмысленную автором действительность с позиции той или иной науки, близкой мировоззрению писателя, приводит к тому, что «каждый раз роман оказывается чем-то новым, не копирующим уже известные разновидности» [7, 141]. Так, например, если в центре внимания онтологические вопросы современной автору действительности, то перед нами философский роман. Психологический, социальный, социологический подход к анализу реалий повседневной автору жизни пополняет данный жанр соответствующими разновидностями. Писатель может во главу угла при анализе действительности ставить нравы и убеждения отдельных групп людей или лиц, что составляет предмет изображения этологического романа. В XXI веке повсеместное стремление к информации определяет то, что при исследовании действительности в романах авторы обращаются к фактам, документам, в результате на литературную арену «выходят» «документальные романы» и романы в жанре «non-fiction».

Как отмечает исследовательница Г.М. Рембель: «... в конце XX- начале XXI века разные потоки опять сливаются в единый, и художество оказывается необходимым мотором, не только движущим текст, но и отвечающим на потребность осмысления самой действительности» [13, 34].

Исходя из вышесказанного, действительность современная автору - это необходимый предмет художественного познания романа, преломление его сквозь призму близкой авторскому миросозерцанию науки - оформляет ту необходимую разновидность жанра, а воплощение исследуемой действительности в конкретном человеке или собирательном образе - это объект нашего эстетического восприятия для осознания как авторской действительности, так и_разновидности жанра.

По мнению исследователя М. Полякова, « с точки зрения семантической поэтики литературное произведение представляет своеобразное отражение и оценку действительности», поэтому жанр романа «как социальное явление .. функционирует на двух уровнях - как высказывание о действительности и как образ самой действительности» [12, 5]. Причем роман отличает от других жанров (эпопеи, рассказа, повести) именно специфика представления образа действительности, которую можно проследить, по мнению Н.Т. Рымарь, только в том случае, если мы будем рассматривать роман «... в системе прочих эпических жанров.» [14, 16]. Наглядно это можно представить в следующей таблице.

Таблица 2

Специфика представления образа действительности в романе и других жанровых

формах

Эпопея Рассказ Повесть Новелла Роман

Представл Представляют действительность с точки зрения Представляет

яет значительных и актуальных проблем действительность,

«идеальну современности, но уже, получивших в обществе разрываемую новыми

ю соответствующие разрешение. теориями,

действит РАЗЛИЧИЕ мировоззрениями

ельность» Действительност Действительнос Действительн законами, нормами,

. Ту норму ь в рассказе ть в повести ость в новелле типами людей,

организац полностью основывается основывается типами сознания, к

ии воссоздается на реальных на реальных которым общество,

реальности автором, а из судьбах, общественных современное автору,

, которая реальности событиях, событиях, ещё не готово, так как

должна берутся только биографиях преломленны не знает, к чему эти

быть, а значимые х в личных новшества приведут.

если что- проблемы судьбах Задача автора

то идет не Примеры спрогнозировать и

так и Рассказы М. Повесть М. Боккаччо описать возможный

общество Зощенко, Шолохова «Декамерон» вариант развития

отклоняетс вымышленные «Судьба рамочная действительности,

я от ситуации но человека» композиция исходя из новых

нормы, значимые и представляет соединяет все веяний.

всегда есть актуальные подобную отдельные Вот почему «смерть»

то зло, вопросы для тысячам судьбы в романа не возможна,

которое России того других судеб в общую так как данный жанр не

напоминае периода: после военные историю, только имеет дело с

т о законах квартирный годы жизнь которая стала «неготовой

действител вопрос, человека, возможна под становящейся

ьности и подхалимства, который влиянием действительностью», но

её нормах краж, ханжества. потерял сложившихся и со всем новым,

и герой, Автор многое в годы условий пугающим общество,

возвращаю высмеивает войны и исторической так как у него нет

щий миру, данные глубоко действительно ответа на данные

через проблемы, но одинок, но сти (в городе проблемы. Очертим их

испытания уже исходя из общество уже свирепствует примерный круг,

и тех норм и выработало чума), герои, начиная с XIX века до

лишения, правил борьбы с варианты находят выход настоящего времени:

прежнюю этими разрешения из проблема «лишних

гармонию. явлениями, этого сложившейся людей», возрастающего

Данное которые послевоенного ситуации, влияния теорий

представле выработало само одиночества и выработав «сверхчеловека»,

ние общество того по одному из собственную «нигилизма», развития

действител времени них и программу пассивного

ьности поступает спасения существования

близко к герой, гомофлорусов,

фольклорн приютив гомососов, постлюдей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ому и мальчика проблема появления

мифологич Ваню загадочной Кыси в

ескому Вот почему в послевоенное время роман теряет свои нашем сознании,

мировоспр главенствующие позиции, обществу, выработавшему стремления к

иятию свои варианты решения проблем, необходимы «сначальной жизни»,

адекватные жанры - жанры способные популизировать «оранжевому небу».

предложенные варианты разрешения социально- Роман - это жанр

значимых проблем, а это рассказ и повесть, новелла, переходных эпох, когда

именно в этот период говорят о «смерти романа», но старые ценности

как окажется напрасно уходят, а новые

окончательно не

закрепились

Следовательно, как справедливо отмечает в своей работе Н.Т. Рымарь, «... среди эпических жанров в большей мере. материалом романа является проза обыденной жизни, современная социальная действительность, обладающая громадным многообразием индивидуальных форм»[14, 20].

Однако, встает вопрос, если роман фокусирует внимание на так называемых не разрешимых в отдельную историческую эпоху проблемах человечества, то как тогда быть с этологическими и производственными романами, которые выявляют анти - норму и борются с ней, тем самым снимая противоречие. Обратимся к исследованию М. Полякова «Вопросы поэтики и художественной семантики», в котором он выделяет три категории художественной реальности: «категория «видения» выражает определенную точку зрения писателя в его подходе к материалу действительности . категория «образ мира» связана с пространственно-временной характеристикой вымышленного мира произведения. Обе они в процессе создания произведения объединяются в концепцию мира»[12, 23]. Однако, материалом для «видения» может быть совершенно различный материал, это зависит от авторского миросозерцания, в результате «образ мира», по мнению М. Полякова «может дорастать до «концепции мира», а может быть её частичной реализацией» [12, 23]. Следовательно, каждое произведение художественной литературы, с одной стороны, «охватывает определенное явление действительности», а с другой, « выражает отношение к ней писателя» [12, 17]. Именно эти реляционные связи художественного произведения и действительности создают авторский образ мира, а значит та или иная концепция действительности организует в романе писательское видение мира, а оно формируется под влиянием господствующей в данный период времени формы познания. Если до XXI века существовало две распространенные формы познания мира: чувственное и рационалистическое, отсюда появление либо психологических, сентиментальных романов, либо реалистических, просветительских, то в XXI веке в художественной форме романа они не только соединились, но и пополнились прогностической формой познания. Исследователь А. А. Никитин по данному поводу писал: « в XXI веке наметился новый модус мышления, происходит смена культуры чувственного типа на культуру идеационального типа, то есть если чувственная культура опиралась на естественные науки, формы понятийного знания, то в культуре идеационального типа все видимые проявления бытия предстают лишь знаками невидимого мира» [11].

Это стало необходимостью для данной жанровой формы, так как одной из типологических черт жанра нужно считать представление автором «завершенной модели мира». Н.Л. Лейдерман отмечал по данному поводу, что «... форма познания (господствующая в тот или иной период) становится ступенью в развитии современного художественного сознания, а авторские эксперименты выливаются в новое осмысление жанра» [7, 128]. Однако, существенной особенностью представления действительности в романе, по сравнению с другими жанровыми формами, является то, что под каким бы углом зрения данная концепция не была рассмотрена, она не фрагментарна, она обладает обязательной «смысловой законченностью». То есть формирует некую модель мира, и даже если современная действительность пока не дает ответа на концептуально значимый для автора вопрос, он разрешает его сам, подводя читателя к ответу: либо через личный вывод, либо с помощью открытого финала, тем самым прогнозируя будущее.

Прогностическую функцию романа на протяжении нескольких эпох его

существования в общем и упрощенном виде можно представить следующим образом:

Таблица 3

Разновидности модели мира в романных формах на протяжении различных эпох

Романы XVIII века Романы XIX века Романы XX века Романы XXI века

«Модель мира» - «Модель мира» - «Модель мира» - «Модель мира» -

нравственная и типичный герой влияние «безвременье» нет

праведная жизни своего времени в господствующей ориентиров ни

отдельного человека типичных идеологии на прошлого, ни

с её заключениями и обстоятельствах, человека. настоящего, герой

радостями. однако Прогностическая растерян, пытается

Прогностическая испытывающий функция проявляется выработать

функция - явное конфликт между либо в положительной собственные новые

или скрытое личностным и оценке идеалы.

назидание автора о общественным. существующего строя Прогностическая

необходимой Прогностическая и прогнозировании функция

нравственности в функция - будущего складывается как

человеке, которая в заключается в процветания реакция на данную

конечном счете авторских вариантах (социалистические модель мира и

обязательно разрешения романы), либо с поиски её

вознаграждена. основного отрицательной дальнейшего и

Данная конфликта романа оценкой возможного

прогностическая существующей развития, отсюда

функция ведет свое идеологии и бесконечный

начало от прогнозированием авторский пессимизм

фольклорных и деградации человека при описании

мифологических (романы-антиутопии) человека и анализе

жанров действительности.

Эту особенность прогнозировать, присущую данному жанру в своих исследованиях отмечал М.М. Бахтин: «Роман хочет пророчить факты, предсказывать и влиять на реальное будущее, будущее автора и читателя» [1, 437] . На наш взгляд, именно типологический признак прогнозирования будущего определяет «завершенный образ мира» в романе. По мнению Н.Л. Лейдермана, роман представляет «... завершенный образ мира, где человек и его отношения с действительностью, отражаясь, одновременно выверяются самим устройством жизни, её законами.» [7, 66]. Следовательно, по мнению ученого, в основе данного жанра «лежит художественная завершенность», которой нет без «авторской идеи мира» в произведении [2, 125]. Г. Кант неоднократно по данному поводу отмечал в своих исследованиях: «. роман не был результатом творческого произвола, а возник из двойной потребности: потребности его создателя и потребности читателя. И тот, и другой хотят и хотели докопаться до сути; хотели и хотят выйти из своего узкого жизненного круга; искали, ищут познания мира, историй, в которых мир представлялся бы им более понятным»[2, 205]. Исследователь В.Я. Кирпотин в своих работах по жанру романа отмечал типологическую особенность данной категории следующим образом: « для создания романа. необходимо было, чтобы автор имел свое достаточно удовлетворительное объяснение ранящих душу противоречий, а также нужно было, чтобы в самой жизни наметились достаточно ясно те тенденции развития, которые, в конечном счете, могли бы вывести из переживших себя, ставших невыносимыми условий существования» [6, 244]. Таким образом, исследователь подчеркивает в качестве неизменного типологического признака романа не только действительность как таковую, но и авторское её осмысление как непременное условие жанра, то есть в основе романного единства авторская концепция. Именно данный жанр, по

мнению Н.Т. Рымарь, создает необходимый «диалог между художником и жизненным материалом., потому что в структуре художественной формы авторская концепция предстает на уровне самого глубокого философского обобщения..», а материалом для данного обобщения становятся «. конкретные явления, проблемы, типы и обстоятельства [14, 34].

Так как роман, по мнению В.П. Скоболева, « предлагает нам такую систему ценностей, которая ещё создается, то, как писал Дж. Конрад, «поистине каждый романист должен начать с создания своего мира»»[15, 5]. Следовательно, одной из важных типологических черт романа, присущей всем его разновидностям на протяжении всего существования жанра можно назвать «стремление авторов прозаически упорядочить важный для них объект исследования - «неготовую, становящуюся действительность» в прогнозируемом будущем» [15,7]. Как отмечает Н.Т. Рымарь, «роман - это не просто изображение действительности и не просто изображение судьбы индивида, а художественная деятельность, перерабатывающая наличный материал особым образом» [14, 42]. В отличие от других жанровых форм автор в романе концентрирует внимание на обстоятельствах действительности, которые пока в современном обществе не имеют разрешения, и перерабатывает данную проблему в художественном пространстве с прогнозированием вариантов её разрешения. Таким образом, все романное пространство скрепляет авторская идея, которая посвящена злободневному вопросу эпохи, на который общество пока не готово дать ответа. Данная теория изначально сформулирована автором и высказана либо в лирических отступлениях, либо вложена в уста героя, либо носителем её, как в романах последнего время, является социальные нормы и законы. Затем писателем смоделировано её разрешение, которое для романного жанра обязательно, оно должно наметить пути решения назревших проблем или показать пагубность выбираемых обществом путей развития (в этом проявляется его прогностическая функция как жанра, ни один другой жанр этому не подвержен).

Чтобы убедительно доказать верность данного признака как типологического для романного жанра, проследим его на примере существующих романов, начиная от XVIII века и заканчивая романами XXI столетия.

Таблица 4

Романы XVIII века

Романы XIX века

Романы XX века

Романы XXI века

авторская идея

общественно значимый, неразрешимый вопрос, волнующий _современное автору общество_

Существование праведных натур, которые несмотря на все злоключения не отчаиваются и за это вознаграждены

Существование в обществе людей, которые не находят своим способностям должного применения, или наличие «лишних людей», автора волнуют не столько они сами, сколько причины их появления и возможная дальнейшая судьба

Существование некой идеологии, способной преобразовать мир. Автора волнуют

вопросы: как будет преобразовано общество, хороша ли принятая идеология

Существование эпохи безвременья, в которой нет своих норм и законов, в которой чудовищным образом переплелись советские идеалы, перестроечные катастрофы, капиталистические нормы с лихими девяностыми

Варианты воплощения общественно- значимой идеи

Г. Филдинг «Домби и сын», М. Твен «Приключения Тома Пушкин - Евгений Онегин; Лермонтов - Все производственные романы представляли Роман Толстой «Кысь», Роман А. А. Рубанова «Жизнь

Сойера», Дидро «Монахиня» Печорин; Тургенев - Рудин, Базаров существующую идеологию со знаком плюс, Все романы-антиутопии - со знаком минус удалась», «Хлорофилия», « Живая земля», романы Пелевина, Ю.Б. Полякова

Варианты разрешения

В конечном счете праведная жизнь всегда вознаграждена, герои обретают покой, свободу, или желаемое. Как правило, герои так и не находят себя и гибнут при историческом, трагическом, фатальном стечении обстоятельств Производственные романы прогнозировали светлое будущее, прогресс и подъем современному обществу; Романы-антиутопии видели пагубность дальнейшего общественного развития по намеченному пути Всегда пессимистическое, если общество пойдет по уже принятым принципам развития

Исходя из приведенной таблицы, можно сделать вывод о том, что «роман универсален по своему охвату и это связано с исходной установкой на то, чтобы воссоздать в модели мира «всю» действительность сразу - точнее говоря - создать некий эквивалент всей действительности, создать у читателя ощущение того, что перед ним воссоздается движение всей жизни сразу»[15, 12].

Однако авторская идея меняется на протяжении эпох и обусловлено это не только изменением общественно-значимых вопросов, но и долей личностного начала. Ещё в исследованиях М.М. Бахтина было отмечено, что слово и дело человека всегда сопряжены с идеей, следовательно в основе всего вопросы реальной, объективной действительности, герои могут меняться, как это показано выше в таблице, быть обезличены, как в современном романе, но авторская идея как движущий стержень повествования должна быть обязательно, потому что без неё роман превратиться в череду событий или детектив, рассказ или сжатое в диалогическом плане повествование, цепь событий или повесть. Однако, принципиальное утверждение о диалогичности романа на современном этапе развития жанра претерпевает изменение, общество, которое доверяет фактам, событиям создает необходимые себе формы романа - роман-антиутопию, социологический роман, которые концентрируют внимание не на полифонии и многоголосии, сколько на авторской идеи, то есть данные формы в «очищенном» от разговоров виде представляют авторскую концепцию. Современный роман сталкивает уже не героев-идеологов, разговорам мир больше не верит, а сталкивает события, реалии, а герои всего лишь примеряют их на себе.

Если представить, исходя из нашей теории, всю закономерность развития авторской идеи в романном жанре, то она может выглядеть приблизительно так:

Схема 1

От романа с авторской идеей при минимально м

личностном выражении, роман-

приключение

?

просветител ьский роман, присутствие только авторского назидания

До романа с авторской

идеей максималь но

личностно выраженно й,

присутств ие героя-идеолога, носителя теории, наличие авторских лирических отступлен ий

До романа

без

личностного выражения авторской

идеи, «смерти автора», столкновени е фактов, событий, типажей (социологиче с кий роман, документаль ный роман, роман non-

fiction, постмодерна стский роман)

До

современного романа, в котором авторская идея представлен а

максимально _уравновешен но:

личностные теории героев, авторские отступлени я

подкреплены фактами, и наоборот

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература,1975.-504с.

2. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное пособие/ Состю П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец/ Под ред П.Н. Николаева.-3-е изд. Испр. и доп.-М.: Высшая школа, 1997.-350с.

3. Воронин А.В. Специфика романного жанра //Вопросы литературы, 1978,№12,с.205-206.

4. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века.-Казань.-1980.-134с.

5. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблемы жанра в литературе средневековья / Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко, вып. I, М.: Наследие, 1994. - с. 45-87.

6. Кирпотин В. Пафос будущего.-М.: Советский писатель, 1963.-123с.

7. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра (Жанровые закономерности развития советской прозы 60-70-е годы).- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.-256с.

8. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945 годов: (Эволюция жанра): Учебное пособие по спецкурсу.-Пермь, 1975.-198 с.

9. Маликова Е.В. Маргинальные жанровые формы романа конца XX- начала XXI века: Методические указания/Е.В. Маликова.- Усть - Каминогорск: Изд. ВКГУ им. С. Аманжолова,2005.-98с.

10. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении.-М.: Эксмо.-1985.С.145-211.

11. Никитин А.А. Контуры методологии гуманитарных наук XXI века// Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования»,2014,№2 [Электронный ресурс]. URL: http:// human.snauca.ru. (дата обращения 27.04.15).

12. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики.-М.: Советский писатель, 1978.-448с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рембель Г.М. Черты романа XXI века в произведениях А. Иванова и Л. Улицкой// Нева, №4,2008С. 112-138.

14. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа.-Воронеж: Издательство: «Воронежского университета», 1989.-154 с.

15. Скобелев В.П. Поэтика русского романа 1920-1930-х годов: Очерки истории и теории жанра. -Самара: Издательство «Самарского университета», 2001.-152с.

16. Lukacs G. Die Theorie des Romans. Nuewied. Berlin, 1963. 128 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.