Научная статья на тему 'Жанровая дифференциация пресс-релизов'

Жанровая дифференциация пресс-релизов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1324
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСС-РЕЛИЗ / ЖАНР / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ДИФФУЗИЯ / СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белошапкин А. Н.

Изменения, происходящие в русском литературном языке, вызванные его демократизацией, привели к тому, что публицистический стиль сегодня активизировал такую стилевую черту, как заимствование элементов других стилей. Напрямую это отразилось на пресс-релизах, как жанрах публицистического стиля. В соответствии с этим можем говорить о различных подтипах пресс-релиза, которые отличаются жанровым своеобразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровая дифференциация пресс-релизов»

ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ

© Белошапкин А.Н.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф Катанова, г. Абакан

Изменения, происходящие в русском литературном языке, вызванные его демократизацией, привели к тому, что публицистический стиль сегодня активизировал такую стилевую черту, как заимствование элементов других стилей. Напрямую это отразилось на пресс-релизах, как жанрах публицистического стиля. В соответствии с этим можем говорить о различных подтипах пресс-релиза, которые отличаются жанровым своеобразием.

Ключевые слова: пресс-релиз, жанр, публицистический стиль, диффузия, СМИ.

Все больше компаний и организаций вводят в свой штат должность пресс-секретаря, принимая во внимание значимость его работы, крупные же структуры организовывают целые пресс-службы - отделы сбора и обработки информации по материалам печати. Пресс-служба является связующим звеном, обеспечивающим обмен информацией между организацией и обществом. Основной формой подачи информации пресс-службой является пресс-релиз.

Зверинцев А. называет пресс-релизом небольшой, предназначенный для прессы организационный документ, содержащий актуальное сообщение [4, с. 135]. Тертычный А.А. говорит о том, что пресс-релиз - это подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты [10, с. 248]. Татаринова Г.Н. утверждает, что пресс-релиз - это информация, содержащая новость о деятельности базисного ПР-субъекта, подготовленная для рассылки в СМИ или раздачи журналистам [9, с. 175].

Пресс-релиз как жанр публицистического стиля отражает специфику жанрообразующих факторов публицистики, но, в то же время, имеет индивидуальные жанровые особенности. При этом жанровые особенности пресс-релиза накладывают отпечаток и на его языковую специфику. Тексты пресс-релизов сегодня помимо информирования выполняют функцию воздействия на аудиторию. В качестве инструмента воздействия используется система элокутивов.

Актуальность данного исследования заключается в том, что жанровая специфика пресс-релиза рассматривается в русле изменений, фиксирующихся в современном русском литературном языке в общем и в публицистическом дискурсе в частности. Кроме того, увеличение количества пресс-

* Аспирант.

служб увеличивает и количество текстов, функционирующих в сфере публицистического дискурса, потому важно, чтобы они отвечали необходимым требованиям и могли выполнять поставленные перед ними задачи.

Цель работы заключается в исследовании жанрового своеобразия пресс-релиза и выявлении его жанровых разновидностей.

Основы жанроведения - нового направления в языкознании, находящегося на стыке лингвопрагматики, социолингвистики и стилистики, заложил М.М. Бахтин. Проблема речевых жанров, как отмечает М.М. Бахтин, лежит на границах лингвистики и литературоведения, а также многих еще не разработанных разделов филологии, которые должны изучать специфическое использование языка во всех сферах общественной жизни и культуры [1, с. 197].

Бахтин М.М. речевыми жанрами называл определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний [1, с. 182]. Ученый говорил, что речевой жанр является вербальным оформлением типичной ситуации взаимодействия людей.

В настоящее время известно несколько различных классификаций речевых жанров в зависимости от выбранного основания:

- информативные и фатические [2, с. 178].

- речевые и риторические [8, с. 31]

- апеллятивные и регулятивные [6, с. 122] и т.д.

Однако помимо перечисленных классификаций речевых жанров на основе различных признаков мы считаем целесообразным классифицировать речевые жанры по стилевому признаку. То есть выбор того или иного речевого жанра определяется спецификой сферы функционирования языка. Ранее об этом заявлял К.А. Долинин, называя функциональными стилями речи не что иное, как обобщенные речевые жанры, т.е. речевые нормы построения определенных, достаточно широких классов текстов, в которых воплощаются обобщенные социальные роли - такие, как ученый, администратор, поэт, политик, журналист и т.п. [3, с. 60].

Таким образом, придерживаясь классической классификации стилей современного русского литературного языка, которая предполагает деление их на книжные и разговорный, можем говорить о существовании книжных и разговорных жанров. К книжным стилям мы относим научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный. Таким образом, выделяем научные, официально-деловые, публицистические и художественные жанры.

В рамках публицистических жанров рассмотрим жанры языка СМИ. Эти жанры функционируют в рамках массово-информационного дискурса, основной задачей которого является сообщение общественно значимой информации и достижение желаемого воздействия. При этом ведущей функцией таких жанров признается воздействующая, а информативная образует контекстные условия ее реализации.

В «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. Жанры сегодня видоизменяются, взаимопроникают друг в друга - это явление называется диффузией [11, с. 70]. На «стыке» жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени. Но сколь бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы.

В условиях демократических перемен публицистический стиль претерпел изменения, а именно он активизировал такую стилевую черту, как заимствование элементов других стилей [5, с. 86]. Это напрямую отразилось и на жанровых особенностях публицистических текстов, в том числе и на пресс-релизах.

Тертычный А.А. выделяет пресс-релиз как отдельный жанр публицистических текстов, относя его к группе аналитических журналистских жанров. Лучкина С.А. относит пресс-релиз к оперативно-новостным жанрам. К группе этих жанров она относит PR-тексты, оперативно передающие новостную информацию, ранее неизвестную общественности. Шишкина М.А. приводит два основных типа пресс-релиза: текущий (предназначенный для регулярной рассылки в СМИ) и тематический (событийный), или разовый, посвященный важным для организации событиям или акциям [12, с. 201]. Однако некоторые исследователи, например, А.Д. Кривоносов рассматривают текущий пресс-релиз как самостоятельный жанр PR-текста - бэкгра-ундер [7, с. 34].

По нашему мнению, пресс-релиз, как жанр современной публицистики с присущей ей жанровой и стилевой диффузией, включает в себя следующие группы:

- Анонс, кратко рассказывающий о предстоящем событии. Его цель -передача информации, поэтому информатика преобладает над фа-тикой. Анонс не ставит перед собой задачу воздействия на аудиторию. Структура анонсов стандартизирована - обычно сообщение строятся по принципу «перевернутой пирамиды», язык отличается конкретностью и лаконичностью. С точки зрения стилистики анонс вобрал в себя черты публицистического и научного стилей.

- Собственно пресс-релиз, представляющий собой расширенную информацию, более подробно рассказывает о событии или факте. Структура такого пресс-релиза включает в себя «перевернутую пирамиду», дополненную интересными фактами, репликами компетентных специалистов и т.д., поэтому в тексте допускается использование языковых средств, характерных для художественного и разговорного стилей.

- Пост-релиз повествует о прошедшем событии. Если анонс и собственно пресс-релиза в своей основе содержат «жесткую» новость, то

пост-релиз - это «мягкая» новость, в которой фатика преобладает над информатикой. «Сухую» информацию аудитория получила из двух предыдущих типов пресс-релиза, а пост-релиз призван сформировать общественное мнение, побудить к каким-либо действиям и т.д. Пост-релиз может объективироваться в форме интервью, репортажа, очерка, а также ньюс-фиче.

Пост-релиз в форме репортажа сообщает актуальную информацию, но наряду с этим автор при описании события, прибегает к приемам и языковым средствам, помогающим реализовать эффект присутствия и вызвать сопереживание у аудитории.

Для очеркового пост-релиза тоже свойственна художественная насыщенность, так как информативность подобного рода текстов играет второстепенную роль. Создавая пост-релиз в форме очерка, автор с одной стороны выступает как журналист, рассказывающий об определенном событии, а с другой - как исследователь, дающий оценку фактам.

Ввиду того, что пресс-релиз является официальным документом, представляющим собой реакцию компании на тот или иной информационный повод, пост-релизы в форме фельетона встречаются крайне редко, так как сатира может навредить имиджу компании. А вот черты фельетона имеют место быть в пост-релизах, например, высмеивание пороков общества.

Пост-релиз в форме интервью, как и в форме фельетона, встречается нечасто, а вот с элементами интервью - повсеместно. К этому жанру прибегают в том случае, когда необходимо рассказать о прошедшей пресс-конференции или дать подробный комментарий на определенную тему, и слова компетентного специалиста будут гораздо авторитетнее, чем безликий текст.

Внешне пост-релиз - ньюс-фиче напоминает произведение художественной литературы, однако, в отличие от литературы, здесь описываются реальные события. По сути, пост-релиз в форме ньюс-фиче вобрал в себя черты всех предыдущих разновидностей пост-релиза. Здесь и эффект присутствия, и анализ событий и фактов, и комментарий специалиста.

При освещении одного конкретного события желательно использовать все три указанных типа пресс-релизов. За день-два до события подготавливать анонс, в день события - собственно пресс-релиз, на следующий день после события - пост-релиз. Ограничиваясь каким-то одним текстом (как правило, собственно пресс-релизом), пресс-службы не в полной мере реализует поставленную пере ней задачу, а именно, воздействие на аудиторию и формирование общественного мнения. На наш взгляд, наибольший эффект воздействия достигается в пост-релизах, которые отличаются свободой выбора языковых средств. Однако с точки зрения объективности, пост-релиз нельзя использовать отдельно от собственно пресс-релиза. Таким образом, полный цикл освещения какого-либо события подразумевает обязательное написание анонса, собственно пресс-релиза и пост-релиза.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. - М.: Русские словари, 1996.

2. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010.

3. Долинин К.А. Стилистика французского языка. - М.: Просвещение, 1987.

4. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

5. Кобец Е.В. Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А.И. Лебедя). - Абакан, 2012.

6. Комлева Е.В. Соотношение понятий «речевой жанр» и «речевой акт» (на материале немецких апеллятивных текстов). - М.: 2009.

7. Кривоносов А.А. PR-текст в системе публичных коммуникаций. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.

8. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы языковых культур. - М.: Просвещение, 1995.

9. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. - СПб., 2004.

10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000.

11. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров. - М., 1976.

12. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА

© Лапшина О.Г.*

Лингвистический центр Военного университета (Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения), г. Омск

Предметом описания в настоящей статье является семантическая организованность фразеологизмов, обозначающих человека по социальным свойствам: раскрывается механизм формирования семантической структуры фразеологизмов, выявляется роль компонентов во фразооб-разовании и формировании индивидуального значения ФЕ.

Ключевые слова фразеологизм, структура фразеологического значения, компоненты.

* Доцент кафедры Русского языка, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.