Научная статья на тему 'Жанр уранов в фольклорной традиции калмыков'

Жанр уранов в фольклорной традиции калмыков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
371
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / КАЛМЫКИ / KALMYKS / УРАНЫ / МОНГОЛОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ / MONGOLIC PEOPLES / ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ / SACRAMENTAL POETRY / URANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басангова Тамара Горяевна

В статье исследуется малоизученный жанр фольклора монголоязычных народов — жанр уранов, который претерпел с течением времени значительную эволюцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre of “urans” in the folklore tradition of Kalmyks

Article portrays the understudied folklore genre of Mongolic peoples – the genre of “uran” which has gone through a significant evolution over the time.

Текст научной работы на тему «Жанр уранов в фольклорной традиции калмыков»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

жанр уранов в фольклорной традиции калмыков

Т. Г. Басангова

Аннотация: В статье исследуется малоизученный жанр фольклора монголоязычных народов — жанр уранов, который претерпел с течением времени значительную эволюцию.

Публикация осуществлена при поддержке РГНФ, проект №131408001 «Мифы, легенды, предания калмыков (Несказочная проза калмыков) (Подготовка текстов к изданию)».

Ключевые слова, фольклор, калмыки, ураны, монголоязычные народы, обрядовая поэзия.

Одним из древних жанров калмыцкой обрядовой поэзии является жанр «ураны». Ураны — это родоплеменные боевые кличи, связанные с родовой организацией и культом предков. Произнесение уранов выполняло важную социальную функцию среди калмыков. Наряду с другими обрядами оно служило средством приобщения людей к общественной жизни селения, а учитывая половую особенность группы участников, — к социальной жизни его мужской половины. Через обряды мальчики и юноши усваивали не только знания о религиозно-обрядовой, ритуальной культуре, но и нормы общественного поведения.

Кличи «ура» и другие, которые выкрикивали мужчины — участники обряда, восходили к древним родоплеменным возгласам и были тесно связаны с родовой организацией и культом предков. В военных столкновениях кличи, первоначально призывавшие духа-покровителя своего племени (Балдаев, 1959; Хабунова, 1998; Рабинович, 1968; Авляев, 1994; Михайлов, 1971), служили для обращения к товарищам, отличия своих и чужих воинов, выражения радости победы и торжества. Ураны произносили во время облавной охоты, и одно из обозначений охотника было

Басангова Тамара Горяевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, г. Элиста.

95

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

урагша (Балдаев, 1959). В мирной жизни специальные кличи произносились на различных состязаниях, свадьбах, в обряде сватовства (Хабуно-ва, 1998). Возглас «Ура!» упомянут в тексте эпоса «Джангар». От крика «Ура!» богатыря Хара-Шорончи сходятся небо и користая золотая земля. Трехлетний сын Джангара Улан Шовшур сопровождает битву с врагами криком «Ура!» (Козин, 1940).

В древности каждый род у калмыков имел свой «уран» — боевой клич, который бытовал в стихотворной форме или в виде одной строки. Впервые ураны как жанр калмыцкого фольклора исследованы в связи с изучением этнического состава калмыков. Отмечено, что ураны (боевые кличи) родоплеменных групп отражали также имена животных-тотемов, у калмыков были ураны: «туула тоха» (локоть зайца), «даагай» (жеребенок). Люди с одним ураном имели одного животного тотема (Авляев, 1994: 74-93). Имя родового божества (гения-хранителя или сякюсен) у калмыков также было связано с именем тотема. Отмечено, «что трудовые процессы и военные мероприятия наших отдаленных предков сопровождались различными обрядами, отправление которых не обходилось без каких-либо песен, кличей, заклинаний» (Михайлов, 1971: 19).

Основное содержание уранов — это, прежде всего, название тотема рода, подчеркивание его достоинств, иногда в «уранах» указывается численность рода. В. Э. Очир-Горяев относит жанр уранов к побудительным боевым кличам, а по лингвистической классификации исследователь относит их к междометиям (Очир-Горяев, 1981: 93).

М. Г. Рабинович, проанализировав боевые кличи (ураны) многих народов, разделил их на три группы — боевые кличи, связанные обычно: а) с родовым религиозным культом, тотемом, б) почитаемым местом (холмом или горой), в) родоначальником-человеком или ныне здравствующим вождем (Рабинович, 1963: 299-307). Ураны, бытующие в калмыцкой фольклорной традиции, сохранили свои древние черты. В уранах упоминается имя нойона:

Баатр Гутг нойта, Байн Шорв еолта, Бае хурл гидг.

Мы — род бага-хурул,

Нойон наш — Баатр Гюнге, Поселившиеся у реки Байн Шорва.

Указывается также количество членов рода: «талтахн — тавн зун

96

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

Грк» (талтахины — пятьсот юрт), «^bn,4HpixH — мигаен Гркин утан» (ульдю-чины — дым из тысячи юрт). О батутах говорится, что их ураном был локоть зайца (туула тоха урата), а нойоном их был Улан-баатр (Улан-баатрин улдл).

В текстах уранов, прежде всего, упоминаются духи-хранители родовой местности — нутгин сякюсен. В героическом эпосе «Джангар» мифическая страна Бумба также имеет своего духа-хранителя.

Алтн шаре деерт еарад, Мингиян, сев на коня Алтан Шарга,

- Авеин келсн еурвн дистс еарув — гил> С радостью подумал:

- Избавился от всех трех опасностей, Санн байрлад, О которых говорил мой дядюшка, -

Ар бумбин нутгиннъ сжуснд залъврад, И, помолившись духу-хранителю

Страны своей Бумбы,

Джн элвг сихн хурдарнъ дуугiд еарв. Стремглав помчался дальше.

Г. О. Авляев полагает, что «важнейшим источником при выяснении этнической истории происхождения аймаков и этнических групп могут быть ураны калмыцких аймаков, так как каждый из 256 аймаков дореволюционной Калмыкии имел свой уран» (Авляев, 1994: 46). По урану — боевому кличу роды распознавали друг друга.

Краткая характеристика рода представляет собой стихотворение из нескольких строк. Оно несет информацию о том или ином роде, в нем указывается тотем рода, его покровитель-сякюсен и боевой клич.

Кггшин Чагчи гидг сгкусту Манла гидг гурмт1,

Ноеан Дгрк гидг хурлта, Ээли авеатан гидг урата.

Сякусен наш — старец по имени Чакчи, Молитва наша — от божества Манла, Хурул наш — Зеленая Тара,

Уран наш — Ээжи Авгатан.

В уране, оформленном в виде четырехстишия, нашли отражение ша-манистические представления о покровителе рода по имени Чакчи, но упоминаются буддийские божества — Манла, Зеленая Тара. Ураном Хо-шеутовского аймака было вызывание имени нойона Церена Увш. Родо-

97

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

вым покровителем-сякюсеном рода яргачин-эркетен является еазр-усна Цаеан Аве — Белый старец земли и вод.

Ц.-Д. Номинханов, исследовавший этнический состав донских калмыков, приводит сведения о происхождении некоторых родов — ясунов. Представители рода тайджиут называли своей родоначальницей антилопу — оон, лама носил имя Шукуртен, князь носил имя Гунгетен. У рода бюргюд тотемом рода был заяц-туула, князем — Бансал-хан (Фонд Но-минханова Ц.-Д. Архив КИГИ РАН, оп. 1, ед. хр. 6). Информанты рода ульдичинер назвали только имя своего князя Мазан Баатара. Хошеуты донской станицы Батлаевская назвали имя Улан Хургун (красный барашек) и имя своего князя — Бамбар-нойон. У хошеутов Эркетиновской станицы родовым покровителем обозначен Мазан-Баатар-нойон, а родоначальником (ора) назван Бор Дааеан — серый жеребенок. Багабурульцы назвали только имя родоначальника — ора Чоно Омголон (неистовый волк). Таким образом, структура стиха, характеризующего род, формировалась постепенно путем называния, описывания образов людей, покровительствовавших родам калмыков.

По поводу происхождения сякюсена — покровителя рода в народе были сложены легенды и предания. Сохранились устные рассказы о том, как тот или иной человек за свои героические подвиги или другие выдающиеся заслуги стал покровителем рода. В уране меркитов, древнего калмыцкого рода, указано имя Мазан-батара — известного у калмыков полководца, ставшего впоследствии покровителем рода эркетенов, куда входили меркиты. Мазан-батар стал наиболее популярным героем поздних мифологических преданий. Легенда включает описание его детского уродства и сиротства, первой пробы сил (натягивание богатырского лука), его подвигов и гибели в результате родовой мести, воскрешения (все раны затягиваются, когда на небе появляются звезды) и окончательной смерти (после того как враги разрезали его тело на куски и разбросали их по полю).

Мазан-батар, согласно тексту сказания о нем, получает титул сякю-сена — небесного хранителя рода в десятилетнем возрасте, выбрав самостоятельно богатырского коня и проявив определенные способности. Окружение Мазан-батара полагает, что он с этого времени достоин стать хранителем и защитником некоторых родов калмыков. Один из почтенных старцев произносит благопожелание:

Пусть возвысится сякюсен — хранитель калмыков,

Человек и богатырский конь стали едины,

98

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

Пусть возвысится имя калмыков,

Носящих шапки с красной кисточкой,

Пусть их возвышению

Покровительствуют множество бурханов.

Имя твое пусть будет Мазан-батар,

Пусть твой лоб будет освещен солнцем,

Сын Очира Мазан-батар,

Оживающий с появлением звезд на небе.

В йореле выражено пожелание, чтобы Мазан-батар стал покровителем всех калмыков, а не только отдельных родов (Васькин, 1995: 56-65).

Но в некоторых случаях калмыки не помнят, почему тот или иной человек стал покровителем — сякюсеном. Подобный пример приведен У. Душаном. Он пишет: «У эркетеневских калмыков, по их словам, имеется какой-то особый покровитель. Он не оставляет их в беде. Всегда он идет им навстречу. Помогает, спасает от многих опасностей. Этого своего покровителя они называют Ээджи Авгатн. Они его обожествляют. Его не только почитают, но обращаются к нему в трудные минуты жизни со словами: “А, хээрхн, Эджи Авгатн, благовольте, спасите!” Согласно сохранившимся легендам и преданиям об этом покровителе, он был человеком знатного происхождения, но заботился всегда о простых людях. В песне, сложенной об Эджи Авгатане, он сравнивается с соколом, который летает над кочевьями эркетенов, распластав крылья и защищая их от невзгод. Образ Эджи Авгатана вошел в текст урана и в текст краткой защитной молитвы» (инф. Л. Т. Дорджиев, 1923 г. р., торгоут, род эркетен).

В структуре урана указано название кочевья рода, название местной речки, холма, имя предводителя рода, которого называли когшэ (старец), и который был руководителем при совершении родовых обрядов. Во время записи фольклора некоторые информанты четко разграничивают жанры уранов — боевых кличей и дразнилок. Причем один из информантов — знаток этого жанра — говорил о том, что его земляки обижаются на него за то, что он в своих публикациях пишет об этом жанре. Информант, по этой причине оставшийся неизвестным, сообщает уран бага-цаатанов и их дразнилку.

1. Маштг цаеан мааньта, Молитва их на низком древке.

Туулан тоха урата, Уран у них — «локоть зайца»,

99

$

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

№ 4 2013

Шар мотел яста, Бае цаатн ймг.

Кость — желтый монгол, Аймак - бага-цаатаны.

2. Цаеан махн ут болв чигн, Хотын тоод ордго,

Цаатн нутг ик болв чигн Цергт дт> болдго.

Хоть прямая кишка овцы длинна, Но она не является пищей, Нутук цаатанов хоть и велик, Но они не пополняют воинство

(Душан, 1976: 31).

В текстах уранов сохранились имена буддийских божеств (полевые записи автора; информант анонимный): роду ики-багут покровительствовал будда врачевания Манла, у рода багут известно четыре покровителя-сякюсена: Будда, Махакала, Гонгор и Дамбир (Авляев, 1994: 96). В первой строке урана называется почитаемое родом животное, позже оно заменилось именем буддийского божества, упоминалось также имя нойона. Произнесение урана на свадьбе звучало как магтал-восхваление рода как со стороны жениха, так и со стороны невесты. В фольклорной традиции бурят ураны вошли в текст шаманского призывания (Дампилова, 2005: 56).

Таким образом, в фольклорной традиции монгольских народов уран как фольклорный жанр претерпел определенную эволюцию, его произносили в обрядах перехода (на свадьбе), в древности свой родовой боевой

клич-уран знал каждый воин.

Список литературы:

Авляев, Г. (1994) Происхождение калмыцкого народа (середина IX - первая четверть XVIII в.). М.

Балдаев, С. (1959) Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ.

Васькин,С (1995) Легенда о Мазан - баторе// Теегин герл,1995, № 5..

Дампилова, Л. С. (2005) Шаманские песнопения бурят. Улан-Удэ.

Душан, У. (1976) Историко-этнографические заметки об Эркетеневском улусе// Этнографический вестник. Элиста.

Козин, С. А. (1940) Джангариада. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михайлов, Г. (1971) Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста

Очир-Горяев, В. Э. (1981) Междометия калмыцкого языка // Исследования по лексике монгольского языка. Элиста.

Рабинович, М. (1963) Боевые кличи «ураны» // История, археология и этнография Средней Азии. М.

Хабунова, Е. (1998) Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста.

Дата поступления: 26.10.2013 г.

100

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2013

GENRE oF “uRANS” IN THE FoLKLoRE TRADITIoN of KALMYKS

T. G. Basangova

Abstract: Article portrays the understudied folklore genre of Mongolic peoples - the genre of “uran” which has gone through a significant evolution over the time.

Keywords: folklore, Kalmyks, urans, Mongolic peoples, sacramental poetry.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.