Научная статья на тему 'ЖАНР СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. МЕТНЕРА'

ЖАНР СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. МЕТНЕРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
328
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр / соната / драматургия / сонатная форма / композитор / концепция. / genre / sonata / dramaturgy / sonata form / composer / concept.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова Дилором Даниевна

статья посвящена жанру сонаты в творчестве одного их ярких композиторов конца XIX – начала XX веков Николая Метнера. Раскрывается значение и роль сонаты как части фортепианного наследия Н. Метнера. Рассматриваются жанровое разнообразие сонат, особенности композиции и драматургии. Подчеркивается индивидуальность авторских решений, направленных на выявление оригинальности концепций рассматриваемых опусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ильясова Дилором Даниевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONATA GENRE IN THE WORKS OF N. METNER

the article is devoted to the sonata genre in the work of one of the brightest composers of the late XIX early XX centuries, Nikolai Medtner. The significance and role of the sonata as part of the piano heritage of N. Medtner is revealed. The genre variety of sonatas, features of composition and dramaturgy are considered. The individuality of the author's decisions aimed at revealing the originality of the concepts of the considered opuses is emphasized.

Текст научной работы на тему «ЖАНР СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. МЕТНЕРА»

ЖАНР СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. МЕТНЕРА Ильясова Д.Д.

Ильясова Дилором Даниевна - преподаватель,

кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена жанру сонаты в творчестве одного их ярких композиторов конца XIX -начала XX веков Николая Метнера. Раскрывается значение и роль сонаты как части фортепианного наследия Н. Метнера. Рассматриваются жанровое разнообразие сонат, особенности композиции и драматургии. Подчеркивается индивидуальность авторских решений, направленных на выявление оригинальности концепций рассматриваемых опусов.

Ключевые слова: жанр, соната, драматургия, сонатная форма, композитор, концепция.

SONATA GENRE IN THE WORKS OF N. METNER Ilyasova D.D.

Ilyasova Dilorom Daniyevna - Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the sonata genre in the work of one of the brightest composers of the late XIX -early XX centuries, Nikolai Medtner. The significance and role of the sonata as part of the piano heritage of N. Medtner is revealed. The genre variety of sonatas, features of composition and dramaturgy are considered. The individuality of the author's decisions aimed at revealing the originality of the concepts of the considered opuses is emphasized.

Keywords: genre, sonata, dramaturgy, sonata form, composer, concept.

УДК 78.082.2

Одной из важнейших задач, стоящих перед исполнительским искусством, является исследование современного исполнительского стиля. С этой точки зрения весьма актуальным представляется изучение особенностей фортепианного стиля Н. Метнера (на примере его сонат).

В конце XIX - начале ХХ веков Московская консерватория взрастила целую плеяду ярких композиторов и исполнителей, которые заняли определенную нишу в музыкальном искусстве. К числу таких талантливых музыкантов относился и Николай Метнер - один из последних композиторов -романтиков, с именем которого связан значительный этап в развитии искусства. Н. Метнер - необычное явление русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. Верно отмечал в свое время музыкальный критик В. Каратыгин: «Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место».

Перу композитора принадлежит огромное количество произведений, являющихся знаковыми как для самого автора, так и для наследия фортепианного исполнительства, вошедшего в его сокровищницу. Направленность интересов Н. Метнера к фортепианной музыке возможно объясняется и тем фактом, что композитор сам был замечательным пианистом и активно занимался исполнительской деятельностью. Именно фортепиано «он доверял свое вдохновение, и помог открыть новые возможности фортепьянных звучаний, столь непохожие на звучания других авторов» [1, 7].

Среди всех жанров фортепианной музыки именно жанр сонаты занимает одно из важнейших мест и лидирующих положений, в котором композитор свободно экспериментировал и более того, суммировал все свои наработки и достижения, выражая глубокие философские идеи и концепции. Соната -являющаяся и жанром, и формой раскрывает специфику и своеобразие мышления композитора, неповторимость и самобытность авторского стиля.

Н. Метнером было написано четырнадцать фортепианных сонат, не считая иных опусов (концерты, камерно-инструментальные произведения, пьесы), в которых прослеживаются сонатность как принцип формообразования и драматургии. Это не безосновательно позволяет полагать, что не многие композиторы, современники Н. Метнера так искусно и продуманно работали над этой формой. Трактовка сонатной формы Н. Метнера отмечена проявлением своего индивидуального видения и прочтения. При всем разнообразии его сонат, каждая из них отличается как по идейной образности и воплощаемому замыслу, так и циклическим строением. С вершинами горного хребта олицетворял исследователь творчества композитора П. Васильев каждую из сонат Н. Метнера. Подобно «.. .горному

хребту, на протяжении которого высятся четырнадцать самостоятельных вершин, ни в чем друг с другом не схожих» [1, 8].

Индивидуально - авторское прочтение сонатной формы явилось результатом возникновения оригинальных проявлений ее формы-схемы у композитора - сонатная форма с признаками рондо, сложных форм, с двойной экспозицией. Не случайно один из ярчайших пианистов прошлого века, педагог и музыкальный критик А. Гольденвейзер неоднократно в публицистике отмечал: «...едва ли кто - нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком совершенстве сонатной формой, как Метнер» или: «.можно сказать, что основная идея, первичный смысл сонатной формы им, как немногими композиторами послебетховенского времени, разгадан» [2, 58].

Сонаты Н. Метнера, характеризующиеся особой психологизацией образного развития с акцентуацией философских идей относятся к лирической ветви жанра, представляя определенный пласт в творчестве русских композиторов начала ХХ века.

Охарактеризуем особенности сонат композитора, опираясь на более интересные образцы жанра. Так, уже в Первой сонате ор.5 складываются черты, типичные для большинства зрелых опусов. Как отмечает Е. Долинская, к ним можно отнести, прежде всего, опору на классические и романтические традиции: это обращение к тональности и структуре Первой сонаты Л.Бетховена (f-moll, 4-хчастный цикл), а также связь с фортепианной музыкой романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман) [3, 31]. Проявляется поэмный тип мышления, выразившийся в стремлении к сжатию четырехчастного цикла благодаря применению принципа attacca в исполнении второй, третьей части и финала, а также наличие тематических арок. «Соната ор.5 свидетельствует о поисках Н. Метнером новых форм, обогащающих сонатный жанр чертами поэмности» [3, 32].

В «Сонатной триаде» ор.11, сонатах op.22 и op.25, «Сонате-балладе» op.27 и сонате op.30 показательным становится опора на жанровость и программность, что выражается в названиях «Соната-элегия», «Соната-сказка», «Соната-баллада». Данные опусы отмечены широким диапазоном образной сферы, большой ролью контрастной драматургии, и, соответственно, интересными решениями в трактовке сонатного цикла.

В «Сонатной триаде» это выражается в сквозной динамике, подчиненной единой линии развития. В сонате ор.22, являющейся образцом зрелого стиля композитора, отметим углубление лирико -драматической линии, психологизацию образной строя, строго продуманную логику одночастной формы с многотемностью основных партий и симметричностью разделов, использованием принципа многоуровневых арочных связей, что способствует единству развития: «Траектория» сонаты от первой до последней ноты ощущается как одна непрерывная линия!» [5, 32]. Примыкает к данному опусу и соната ор.30, также представляющая собой одночастный цикл, опирающийся на закономерности поэмного принципа развития.

Сонату ор.25 №2, посвященную С. Рахманинову, в силу глубины выражаемых образов, размаха и эпичности Н. Мясковский определяет как «симфонию для фортепиано». По структуре соната представляет своеобразно трактованный цикл из двух масштабных сонатных Allegro, предваряемых интродукцией, части которого следуют attaca и связаны тонально - тематическим единством.

В «Сонате - балладе» жанровые истоки предопределили балладный принцип драматургии. Так, например, использование композиционного приема повтора балладной темы, приводящего к постепенному нарастанию динамики, выражается в том, что смысловая реприза отодвигается композитором в финал. Подобные повторы - своего рода рефрен - являются движущей силой в драматургии, переводя развертывание на следующую, более значимую ступень и одновременно удовлетворяют логике трехфазового развития сонатной формы. Таким образом, опорные точки цикла являют собой единое сквозное повествование. Сам композитор считал «Сонату - балладу» одной из удачных в серии фортепианных сонат, о чем свидетельствует и факт частого включения данного сочинения в концертные программы автора.

«Соната - воспоминание» и «Трагическая соната» из цикла «Забытые мотивы» ор.38 и ор.39 обе одночастны. Если в «Трагической сонате» ведущими являются поэмные структурные принципы, то «Соната - воспоминание» показательна с точки зрения интересных авторских находок, отмечена оригинальностью композиционного и драматургического решения. По воспоминаниям жены композитора «главное тут, конечно, ... вспомненные (как у Платона) ., тоской по забытому вызвано воспоминание, и оно уже не забытое» [4, 213].

«Соната - воспоминание», уникальная своей композиционной структурой - сонатной формой с двойной экспозицией и признаками рондальности, один из немногих примеров сонатного andantino, в котором спокойное движение не прерывается ни на минуту и нет контрастов в темповых сменах. Происходит погружение в состояние некоей медитации, заторможенности. При этом монотонности и однообразия в развитии не ощущается, поскольку композитор создает единую музыкальную структуру, гармонично выстраивая ее на уровне межтематических связей - сонатного, рондального, арочного, где один и тот же материал находиться на нескольких уровнях. Не совсем традиционна для жанра сонаты и

двойная экспозиция формы, включающей к тому же еще и новую тему в репризе. Несомненно, индивидуальное прочтение классической структуры определено программным замыслом сочинения. В данном случае можно провести аналогии с концепцией самого Н. Метнера «разнообразия в однородности», подробно изложенную в его трактате «Муза и мода».

В чем же собственно проявляется аспект воспоминания, отраженный в программном заголовке сонаты? Прежде всего, в порядке многократного появления основного тематического материала и его взаимодействия между собой. Подобные повторы как образы, возвращающиеся в сознание слушателя.

Кроме этого, темы сотканы из множественности разнопланового материала, напоминающего калейдоскопичное его чередование. Хаотичность и эпизодичность сменяющего друг друга материала подобна эффекту фрагментарности в процессе воспоминания.

«Соната - воспоминание», написанная в период с 1919 по 1922 годы по определению композитора является «настоящей творческой удачей», в которой интеллектуализм мышления Н. Метнера органично сочетается с идеей стремления к простоте и единству.

Среди поздник опусов сонатного жанра, раскрывающих различные грани стиля композитора, выделим «Романтическую» и «Грозовую» сонаты. Ориентиром для первого из указанных опусов явилась эстетика композиторов - романтиков, проявившаяся в оригинальном жанровом обозначении каждой из частей цикла «Романс», «Скерцо», «Размышление», «Финал», непрерывности развития при доминировании сонатного принципа.

В «Грозовой» (одночастная) Н. Метнер синтезирует два высших жанра барочной и классической музыки - фугу и сонату, опираясь на закономерности их формообразования, удачно синтезируя последние. Интересно отметить, что в строении темы фуги сконцентрирован интонационный строй всех тем экспозиции.

Итак, сонаты Н. Метнера на всем протяжении творческого пути всегда стояли в центре интересов композитора, знаменуя один из значительных этапов в эволюции этого жанра в русской музыке. Сонаты

H. Метнера являют собой образцы, в которых органично слились традиции классиков и романтиков западной музыки, композиторов предшественников и современников русской школы с творческим методом самого композитора, его оригинальной манерой письма, образовав в результате новый своеобразный синтез. Каждая из сонат Н. Метнера - уникальное явление в фортепианном наследии композитора и исполнительской практике, знаменующее важную веху в развитии и эволюции жанра.

Список литературы /References

I. Васильев П. Фортепианные сонаты Метнера. М.: Музгиз, 1962. 44 с.

2. Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. М.: Музыка, 1975. 415 с.

3. Долинская Е. Николай Метнер. М.: Музыка, 2013. 328 с.

4. Зетель И. Н. Метнер - пианист. М.: Музыка, 1981. 345 с.

5. Метнер Н. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.