Научная статья на тему 'Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода'

Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4473
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕРНЕТ-ПЕРЕДАЧА / В. В. ПОЗНЕР / Ю. ДУДЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильченко Ксения Евгеньевна

Жанр портретного интервью дифференциален в зависимости от медийной площадки. Наиболее очевидны различия подходов интервьюирования на телевидение и в интернет-пространстве. Сравнение специфик портретного интервью на данных медиаплощадках в статье рассматривается на примере авторской программы Владимира Познера и шоу на канале YouTube Юрия Дудя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода»

10. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

Беликова Анна Игоревна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: annabelikova1999@mail.ru

Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна - заведующий Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10203

К. Е. Васильченко

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЖАНР ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

Жанр портретного интервью дифференциален в зависимости от медийной площадки. Наиболее очевидны различия подходов интервьюирования на телевидение и в интернет-пространстве. Сравнение специфик портретного интервью на данных медиаплощадках в статье рассматривается на примере авторской программы Владимира Познера и шоу на канале YouTube Юрия Дудя.

Ключевые слова: портретное интервью, телевизионная программа, Интернет-передача, В. В. Познер, Ю. Дудь.

Интервью занимает особое место среди современных медиажанров. За последние несколько десятилетий данная форма приобрела большую популярность, что, вероятно, связано с усилением личностного начала в коммуникации. Среди разновидностей интервью большой интерес вызывает портретное интервью медийной личности [8. С. 105]. Портретное интервью - это специфический тип телевизионной программы, основанный на диалогической форме общения. Автору при внешней статичности важно добиться динамики мысли, он поддерживает, стимулирует разговор, дает гостю возможность высказаться до конца [13. С. 11]. Интервью может «оживляться» при помощи фотографий и видеозаписей: поскольку для интервьюера важно создать непринужденную атмосферу.

В центре внимания портретного интервью находится человек (как правило, имеющий определенную известность в медиапространстве). Целью портретного интервью является обсуждение значимых событий жизни и деятельности этого человека, открытие читателям или зрителям его внутреннего мира, ценностей, личностных качеств. Среди основных видов портретного интервью следует выделить [7. С. 244]:

1. Событийное - опирается на какой-то факт из жизни гостя; цель - информирование общественности о действиях человека.

2. Биографическое - направлено на создание целостного образа интервьюируемого через раскрытие значимых эпизодов биографии, оказавших влияние на его судьбу.

3. Юбилейное - приурочено к празднованию юбилея известного человека.

4. Политическое - основано на признаниях известных политиков по поводу их политических позиций.

Е. И. Голанова, опираясь на характер коммуникативных позиций участников, выделила три типа интервью [6. С. 432]:

- с равноправием партнеров по диалогу;

- с доминированием интервьюера, являющегося представителем «новой журналистики»;

- с сохранением этики общения и коммуникативной дистанции.

В настоящее время активно обсуждается соотношение традиционной и гражданской журналистики. Журналистика - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид профессиональной деятельности, обеспечивающей взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами [10. С. 177]. В свою очередь, гражданская журналистика представляет собой вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием интернета и новых цифровых технологий.

Первое десятилетие XXI века называют началом эпохи «информационного самообслуживания населения», поскольку на данном историческом этапе технологические средства позволяют простому человеку стать издателем, редактором, репортером [2. С. 78]. Соответственно, обычный человек, способный создать контент, интересный другим людям, может собрать свою аудиторию, а интернет, благодаря определенным технологическим особенностям, функционирует как сложная, динамичная информационная инфраструктура, предоставляющая возможности для распространения любых видов информации в глобальном масштабе.

Гражданской журналистике, в отличие от традиционной (по мнению многих ее представителей), свойственны пристрастность изложения, низкий уровень ответственности за предоставляемые сведения, отсутствие редактуры и требований к проверке информации, недостаток глубины анализа и т.д. [1. С. 79]. В связи с этим в последнее время довольно часто сопоставляются личные образы и профессиональные продукты представителей гражданской и традиционной журналистики [4. С. 76]. К первой можно отнести интернет-ведущего Юрия Дудя, ко второй - ведущего программы официального канала телевидения В. В. Познера.

В. В. Познер - автор и ведущий передачи «Познер». Суть передачи состоит в том, чтобы представить зрителю медийное лицо (актеров, певцов, политиков, спортсменов) с незнакомой стороны, т.е. в ходе интервью составить их полный портрет [12. С. 25]. Ориентирована программа на интеллектуально развитого зрителя, так как в ней постоянно следуют отсылки к историческим фактам, художественным произведениям, известным персоналиям, фильмам и т. д. В программе «Познер» преобладают крупные планы, фокус на глаза, на профиль [9. С. 150], что способствует росту интереса внимательного зрителя. Программа состоит из четырех частей [12. С. 26]:

1. Автор программы задает гостю вопросы, присланные телезрителями.

2. Познер задает вопросы, которые готовит сам, - они и составляют содержательно-композиционную канву интервью.

3. Третья часть включает ряд вопросов из опросника Марселя Пруста.

4. Заключительная часть выстроена в виде монолога на актуальную тему в формате эссе.

Познер с начала и до окончания передачи демонстрирует положительный настрой, хорошее отношение к гостю, его принятие, что смягчает впечатление гостя и зрителей даже тогда, когда задается вопрос, носящий провокационный характер. Он всегда спокоен, формулировка вопросов отражает его желание не задеть своего собеседника. Вопросы автор передачи составляет на основе того, что сам герой когда-либо говорил о себе или что о нем говорилось в других интервью, статьях, видеоматериалах. Чтобы «смягчить» неприятную информацию, Познер часто спрашивает: «А как вы считаете?», «Так ли это?» и т. д. Также он может приводить факты из своей жизни. Это дает возможность

автору программы построить беседу таким образом, что гость не оказывается в ситуации открытой конфронтации с интервьюером [9. С. 152]. Познер предпочитает формулировать вопросы так, чтобы на них невозможно было дать короткие вопросы «Да» или «Нет», поэтому гостям приходится развернуто отвечать на каждый вопрос.

Помимо корректности в общении и безоценочного подхода к гостям В. В. Познера можно охарактеризовать как хорошо информированного человека: биографии героев и материалы о них изучаются им весьма тщательно. По ходу передачи автор всегда разъясняет гостю программы и телезрителям факты, о которых упоминает. В своих интервью Познер точно и иронично шутит, дружелюбно реагирует на высказывания гостей, причем на уровне невербальных признаков демонстрирует заинтересованность (взгляд в глаза, изменение мимики), а также расположенность к собеседнику, выражающуюся в наклоне головы, открытой расслабленной позе и т. д.

Итак, можно сделать вывод, что в телевизионном портретном интервью Познер является не только организатором передачи, но и хорошо узнаваемым «лицом» программы с рядом узнаваемых черт.

Юрий Дудь - российский журналист и видеоблогер. С 2011 года Дудь является главным редактором Sports.ru. В феврале 2017 года он запустил авторское шоу на YouTube-канале «вДудь», где берет интервью у известных бизнесменов, журналистов, деятелей политики, культуры, Интернета. Особенностью шоу является то, что высказывания гостей не подвержены никакой цензуре, в отличие от центрального телевидения, в эфире допустима обсценная лексика, гости могут курить и выражать свою позицию по самым разным вопросам в резкой форме. Дудь в своих передачах затрагивает ряд тем, каждая из которых имеет определенную структуру:

1. Политика: вопросы об управлении страной, реформах, экономике.

2. Музыка: написание хитов, секс, наркотики.

3. Блогосфера: как гость добился популярности и успеха.

4. Кино: вопросы о кинематографе, о работе гостя.

5. Путешествия: как часто, куда, где лучше жить, в России или за рубежом.

В конце любого интервью Дудь задает провокационные вопросы: «Сколько Вы зарабатываете?» и «Оказавшись перед Путиным, что Вы ему скажете?» и т. д. [3. С. 211]. Н. Н. Подосокорский отмечает, что особенность образа Дудя является то, что он умело сочетает сентиментальность и цинизм, политику и шоу-бизнес. Все гости передачи для него всего лишь «экзотические медийные фигуры», будь то политик А. Навальный, бывший мэр Е. Ройзман, политический эмигрант М. Ходорковский. Отвечая на вопрос: «В чем феномен шоу Юрия Дудя?», пользователи сервиса TheQuestion отмечают профессиональное искусство монтажа видеороликов и высокую степень эмоциональной заряженности [11. С. 156-157]. При этом Дудь не старается казаться эрудитом и интеллектуалом, не изображает интеллигентности, а ненормативная лексика для него привычка, а не средство усиления речи. Нередко он допускает в передачах ошибки и неточности, низкую информированность в области элементарных знаний, что, как ни странно, только способствует его популярности.

Главной особенностью журналистского стиля Дудя является его откровенность и наглость. Пользуясь тем, что на канале YouTube нет такой жесткой цензуры, как на государственных телеканалах, блогер не стесняется интересоваться у своих гостей о наркотиках, девушках, отношениях. Такие подробности личной жизни знаменитых людей очень быстро привлекли к просмотру зрителей, в связи, с чем проводимые им интервью сразу набирают миллионы просмотров. Его часто критикуют за неуместную манеру поведения и некорректность в высказываниях. Проект «вДудь» не является просветительским ни по освещаемым им темам, ни по личностям гостей, так как среди нескольких десятков приглашенных нет ни одного представителя ученого сообщества,

юриста или благотворителя, так как все они сложны и неудобны для формата шоу, направленного на создание хайпа и набора числа просмотров.

В одной из лекций перед школьниками популярный блогер довольно резко высказался о будущем профессиональной традиционной журналистики и ее представителей. По его мнению, современные российские журналисты скованы цензурой и крайне ограничены, что не дает им развиваться, а аудитория традиционных СМИ быстро стареет, тогда как молодое поколение практически не смотрит телепередачи [11. С. 158]. Можно выделить основные составляющие профессионального успеха Ю. Дудя: наличие журналистского образования, команда профессионалов съемки и монтажа материала, интервью только с известными миллионам зрителей личностями, ориентация на молодежь и интересные им темы, мощное пиарсопровождение, использование «журналистики эмоций».

В целом в ходе портретного интервью Ю. Дудя зритель имеет возможность увидеть человека и понять, кем он является. В. Познер также был гостем программы «вДудь» и положительно оценил журналистскую деятельность Ю. Дудя, назвав его одним из лучших интервьюеров нашей страны.

Таким образом, говоря о различиях ведущих официального телевидения и каналов Интернет и их подходах к портретному интервью, можно выделить следующие: внешний вид (официальный костюм на телевидении и любая удобная одежда в видеопроектах интернет-журналистов); выражение лица (нейтрально-доброжелательное с поддержанием зрительного контакта у ведущего телеинтервью и несдержанная мимика, выражающая широкий спектр эмоций у журналиста «новых медиа»); поза и жестикуляция (крайне сдержанная жестикуляция и ограниченный спектр поз у телеведущего и любые удобные позы и богатая жестикуляция у видеоблогера); язык (строгое соблюдение норм и правил русского языка, вежливые формы обращения у телеинтервьюера и сленг и ненормативная лексика у интернет-журналиста) и этикет и такт (избегание тем, способных оскорбить гостя и привести к конфликту в программах официальных телеканалов и стремление поставить гостя в «неудобное положение» откровенными вопросами и готовность к конфронтации в интернет-шоу).

Полярность специфик ведения интервью на разных площадках, понимание этих различий дает возможность не только глубокого изучения этого жанра журналистики, но и осмысления причин успеха той или иной программы (телешоу), а также поиска новых подходов интервьюирования.

Список литературы

1. Агеев, Д. В. Определение границ «гражданской журналистики» [Текст] / Д. В. Агеев. // Вестн. Ворон. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2015. - № 1. -С. 76-80.

2. Балмаева, С. Д. Новые медиа: необратимые изменения в журналистике [Текст] / С. Д. Балмаева // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы Междунар. научно-практической конф. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. -С. 77-79.

3. Бельченко, А. Е. Что «вдувает» «вДудь»? или блогер как идеолог социальной значимости личности [Текст] / А. Е. Бельченко // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: материалы междунар. науч. конф. - Майкоп, 2018. - С. 209-213.

4. Витвинчук, В. В. Трансформация жанра интервью в современном медиапространстве: медийный хронотоп и коммуникативные тактики [Текст] / В. В. Витвинчук // Вопросы журналистики. - 2018. - № 4. - С. 73-80.

5. Гмызина, Э. В. Жанр телевизионного портрета в программах о театре на канале «Культура» [Текст] / Э. В. Гмызина // Advanced science. - 2017. - № 4. - С. 43.

6. Голанова, Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью [Текст] / Е. И. Голанова // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - М.: Язык русской культуры, 1996. -С. 427-452.

7. Ким, М. Н. Новостная журналистика [Текст]: учеб для вузов / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2005. - 349 с.

8. Колокольцева, Т. Н. Специфика портретного интервью творческой личности [Текст] / Т. Н. Колокольцева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9. - С. 105-112.

9. Крупчатникова, А. С. Анализ выпуска программы «Познер» [Текст] / А. С. Крупчатникова // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 4 (20). - С. 149-154.

10. Пак, М. Ф. Блог-журналистика как альтернатива традиционным СМИ [Текст] / М. Ф. Пак, С. Л. Лонина // PR и реклама: традиции и инновации. - 2012. - № 7-2. - С. 176-179.

11. Подосокорский, Н. Н. «Лицо с экрана». В чем секрет популярности ток-шоу «вДудь»? [Текст] / Н. Н. Подосокорский // Наука телевидения. - 2018. - № 14. - С. 151166.

12. Ризван, Е. С. Особенности портретного интервью в авторской программе «Познер» [Текст] / Е. С. Ризван // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2014. -№ 2. - С. 25-27.

13. Сопер, П. Основы искусства речи [Текст] : пер. с англ. / П. Сопер. - Изд. 2-е, испр. - М.: Прогресс, 1992 . - 416 с.

Васильченко Ксения Евгеньевна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: knapweed1222@gmail.com

Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10204

Н. У. Ишмухаметова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВИДЕОКОНТЕНТЕ

В современном обществе масс-медиа играют особенную, ключевую роль. Настоящее время называют информационной эпохой, а способов донести информацию до другого человека с каждым днем становится все больше. Совершенствуются не только технологии передачи информации, но и способы выражения мысли. Современные журналисты должны уметь пользоваться всеми методами обогащения текста. Один из самых ярких и распространенных из них - это прецедентный текст или прецедентный феномен, который выступает в тексте в роли ярлыка, символа, намека, за счет которых журналист обогащает свой текст, интеллектуализирует его.

Ключевые слова: прецедентный текст, прецедентный образ, невербальный интертекст, визуальный интертекст, теледокументалистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.