Научная статья на тему 'ЖАНР ОЧЕРКА НА СТРАНИЦАХ «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»'

ЖАНР ОЧЕРКА НА СТРАНИЦАХ «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧЕРК / СИБИРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ПОЭТИКА / СИБИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарасова Мария Владимировна

Статья посвящена осмыслению жанра очерка на материале «Томских губернских ведомостей». Цель исследования - выявить особенности поэтики и типологии очерковой прозы, опубликованной в «Томских губернских ведомостях», первом официальном периодическом издании Томской губернии, во второй половине XIX века. Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи процесса формирования сибирского очерка, развития его поэтики и типологии с появлением периодической печати в регионе. Результаты исследования показали, что, во-первых, развитие литературы в Томске шло с некоторым отставанием от развития общерусской литературы и вплоть до конца XIX века зависело от региональных печатных изданий. Во-вторых, основным и наиболее востребованным среди авторов-корреспондентов жанром оказался очерк благодаря своим жанровым свойствам. В ходе анализа типологических особенностей определился спектр наиболее приоритетных тем, к которым обращались авторы очерков. Среди опубликованных на страницах «Томских губернских ведомостей» по тематическому принципу выделились очерки исторические, этнографические, статистические и мемуарно-биографические. Исследование очерковой публицистики выделенных тематических блоков позволило определить поэтологические особенности сибирского очерка: взаимосвязь документального и художественного, свободная композиция, ярко выраженная публицистическая направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY GENRE ON THE PAGES OF ‘TOMSKIE GUBERNSKIE VEDOMOSTI’ (TOMSK PROVINCIAL GAZETTE)

The paper is devoted to a thorough understanding of the essay genre based on the material of ‘Tomskie gubernskie vedomosti’ (Tomsk Provincial Gazette). The study aims to identify the peculiarities of the poetics and typology of the essay prose published in ‘Tomskie gubernskie vedomosti’, the first official periodical of the Tomsk province, in the second half of the XIX century. The scientific novelty of the study lies in identifying the relationship between the process of formation of the Siberian essay, development of its poetics and typology and the emergence of periodicals in the region. The results of the study have shown that, firstly, the development of literature in Tomsk was somewhat lagging behind the development of all-Russian literature and depended on regional printed publications up to the late XIX century. Secondly, the main and most popular genre among contributing authors turned out to be the essay due to its genre properties. During the analysis of typological features, the spectrum of the most priority topics addressed by the authors of essays has been determined. Historical, ethnographic, statistical and memoir-biographical essays have been distinguished on the thematic basis among the essays published on the pages of ‘Tomskie gubernskie vedomosti’. The study of the essay journalism of the selected thematic blocks has made it possible to determine the poetological peculiarities of the Siberian essay: interrelation of documentary and belles-lettres features, free composition, pronounced journalistic orientation.

Текст научной работы на тему «ЖАНР ОЧЕРКА НА СТРАНИЦАХ «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»»

Z rpämoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 5. С. 1334-1339 | 2023. Volume 16. Issue 5. P. 1334-1339

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Жанр очерка на страницах «Томских губернских ведомостей»

Тарасова М. В.

Аннотация. Статья посвящена осмыслению жанра очерка на материале «Томских губернских ведомостей». Цель исследования - выявить особенности поэтики и типологии очерковой прозы, опубликованной в «Томских губернских ведомостях», первом официальном периодическом издании Томской губернии, во второй половине XIX века. Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи процесса формирования сибирского очерка, развития его поэтики и типологии с появлением периодической печати в регионе. Результаты исследования показали, что, во-первых, развитие литературы в Томске шло с некоторым отставанием от развития общерусской литературы и вплоть до конца XIX века зависело от региональных печатных изданий. Во-вторых, основным и наиболее востребованным среди авторов-корреспондентов жанром оказался очерк благодаря своим жанровым свойствам. В ходе анализа типологических особенностей определился спектр наиболее приоритетных тем, к которым обращались авторы очерков. Среди опубликованных на страницах «Томских губернских ведомостей» по тематическому принципу выделились очерки исторические, этнографические, статистические и мемуарно-биографические. Исследование очерковой публицистики выделенных тематических блоков позволило определить поэтологические особенности сибирского очерка: взаимосвязь документального и художественного, свободная композиция, ярко выраженная публицистическая направленность.

EN

Essay genre on the pages of 'Tomskie gubernskie vedomosti' (Tomsk Provincial Gazette)

Tarasova M. V.

Abstract. The paper is devoted to a thorough understanding of the essay genre based on the material of 'Tomskie gubernskie vedomosti' (Tomsk Provincial Gazette). The study aims to identify the peculiarities of the poetics and typology of the essay prose published in 'Tomskie gubernskie vedomosti', the first official periodical of the Tomsk province, in the second half of the XIX century. The scientific novelty of the study lies in identifying the relationship between the process of formation of the Siberian essay, development of its poetics and typology and the emergence of periodicals in the region. The results of the study have shown that, firstly, the development of literature in Tomsk was somewhat lagging behind the development of all-Russian literature and depended on regional printed publications up to the late XIX century. Secondly, the main and most popular genre among contributing authors turned out to be the essay due to its genre properties. During the analysis of typological features, the spectrum of the most priority topics addressed by the authors of essays has been determined. Historical, ethnographic, statistical and memoir-biographical essays have been distinguished on the thematic basis among the essays published on the pages of 'Tomskie gubernskie vedomosti'. The study of the essay journalism of the selected thematic blocks has made it possible to determine the poetological peculiarities of the Siberian essay: interrelation of documentary and belles-lettres features, free composition, pronounced journalistic orientation.

Введение

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, возросшим интересом современного литературоведения к изучению специфических особенностей региональных литературных текстов, а также в связи с этим к образовавшимся лакунам в исследовании типологических и поэтологических особенностей прозы томских очеркистов, издававшихся преимущественно в изданиях сибирской периодической печати; во-вторых, значимостью исследованного историко-литературного материала для дальнейшей работы по истории и систематизации сибирской литературы.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230225

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.orq/Licenses/by/4.0/

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи: во-первых, собрать и систематизировать корпус очерков местных писателей с опорой на публикации «Томских губернских ведомостей»; во-вторых, выявить и проанализировать особенности поэтики и типологии очерков; в-третьих, выявить причины преобладания очерковой направленности творчества томских прозаиков; в-четвертых, определить роль томской газеты в формировании сибирской словесности.

Методология исследования основывается на принципах сравнительно-исторического и типологического анализа. При работе с периодическими изданиями применялись метод контент-анализа и метод сплошной выборки. Обращение к фактам жизни авторов исследуемых очерков подразумевает использование биографического метода.

Материалом исследования являются публикации в газете «Томские губернские ведомости» в период с 1858 г. по 1911 г. в жанре очерка и различных его формах. Нижняя граница обозначенного периода обусловлена датой выпуска первого номера неофициальной части, верхняя временная граница исследования объясняется результатом, полученным при анализе неофициальной части за все время выхода газеты на предмет наличия в номере очерковой публицистики. Более подробно в статье проанализированы очерки Н. Кострова «Инородческое население Томской губернии в 1819 году» (Томские губернские ведомости (ТГВ). 1872а. № 3) и «Нарымский край» (ТГВ. 1872Ь. № 36); «Граф Эдуард Трофимович Баранов» (ТГВ. 1884. № 34) -без указания авторства.

В качестве теоретической базы в работе были использованы научные концепции, выдвинутые в трудах по теории и истории жанра очерка Е. И. Журбиной (1969), А. Г. Цейтлина (1965), Н. И. Глушкова (1979), Г. А. Казариной (2009), И. А. Айзиковой (2020а; 2020Ь). В вопросе изучения роли региональной печати в общекультурном процессе обращаемся к исследованию Н. В. Жиляковой (2002).

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в преподавании и разработке лекционных курсов по русской литературе Сибири XIX века, регионоведению, спецкурсов о жанрах периодической печати в журналистике.

Обсуждение и результаты

В начале XIX века формирование литературного процесса Сибири отставало в своем развитии от общерусской литературы. Если в Москве и Петербурге литературно-критическая мысль уже пульсировала на страницах периодической печати, в Томской губернии она находилась в зачаточном состоянии. Причинами такого положения являлись, во-первых, общая социокультурная атмосфера региона, которая в начале XIX века характеризовалась большим количеством малограмотного населения, а также инертным состоянием общества в стремлении культурного обогащения и просвещения жителей сибирской провинции. Во-вторых, отсутствие частной инициативы, которая могла бы послужить неким триггером в создании культурного центра, где аккумулировалась бы творческая просветительская среда.

Развитие томской литературно-общественной жизни отставало не только от столичной, но и от других сибирских городов - Тобольска, Иркутска, Красноярска. Тобольск уже к концу XVIII века был крупнейшим политико-административным центром Западной Сибири, и там уже в 1789 году появилась первая типография. Вполне предсказуемо, что именно в Тобольске появляются первые в Сибири периодические издания -журналы «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (1789-1791), «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей» (1793-1794). После образования Енисейской губернии в 1822 году, Красноярск становится крупным общественно-политическим центром во главе с губернатором А. П. Степановым, человеком образованным, интеллигентным, увлеченным наукой. Его передовые идеи и прогрессивный подход способствовали не только экономическому росту региона, но и подъему культурного уровня общественной жизни. Он стимулировал представителей местной интеллигенции к изучению края, его истории, географии, этнографии. По его же инициативе в 1828 году выходит в свет «Енисейский альманах на 1828 год», первый литературно-художественный сборник сибирских авторов, посвятивших свои произведения родному Приенисейскому краю. В Иркутске уже в 1830-е годы также выпускаются несколько рукописных журналов: «Домашний собеседник» (1830-1834), «Вечера досуга» (1838), чуть позже, в 50-60-х годах XIX века, - «Козуля», «Мещанин». Основным наполнением журналов были переводы с иностранных языков, поэтические произведения, а также сочинения местной творческой интеллигенции, статьи и очерки краеведческого характера. Как правило, идейными вдохновителями и создателями первых периодических изданий были представители творческой интеллигенции, состоявшей из местных учителей, чиновников, увлеченной молодежи, что способствовало повышению общего культурного уровня населения.

В Томске ничего этого не было. Как пишет А. П. Казаркин, «элита была крайне нестабильна и чужда "почве"; томскому купечеству, в массе своей староверческому, беллетристика была неинтересна, и все случаи литературного оживления до поры до времени упирались в инициативы приезжих энтузиастов, командированных или сосланных в Томск» (2010, с. 78). Ситуация стала меняться только к середине XIX века в связи с вышедшим «Положением о порядке производства дел в губернских правлениях 1837 г.», обязывающим все губернии и области издавать ведомости, подписанные Николаем I. В регионах центральной России «Губернские ведомости» стали издаваться с 1838 года, в Сибири, в том числе и в Томске, - только в 1857 году, и для города это событие стало знаменательным.

Томские ведомости имели схожие структуру и содержание с губернскими газетами по всей Российской империи: общий отдел, «коего статьи предназначаются для всеобщего по государству сведения» (Высочайше утвержденное учреждение..., 1846), и местный отдел, «в коем печатаются статьи к сведению по одной только своей губернии» (Высочайше утвержденное учреждение., 1846), последний, в свою очередь, делился на официальную и неофициальную часть. Официальная часть содержала информацию об административных указах, судебных извещениях, происшествиях, правительственных циркулярах и предназначалась прежде всего для информирования административно-чиновничьего аппарата. В неофициальной части освещались сведения «географические, топографические, исторические, археологические, статистические и проч. <...> статьи о сведениях о сельском хозяйстве, об урожае, о промыслах...» (Высочайше утвержденное учреждение., 1846). Таким образом, газета удовлетворяла информационные потребности как государственной власти, так и местного населения.

Вокруг губернских ведомостей объединялись представители местной интеллигенции, в том числе и политические ссыльные, вдохновленные идеями революции, неравнодушные к проблемам своего края, обсуждающие друг с другом острые вопросы литературы и политики. Постепенно формируется круг постоянных авторов-корреспондентов. В основном это были представители чиновничьего аппарата, учителя местных школ и училищ, священники, публицисты и начинающие литераторы: Н. Костров, миссионеры В. Вербицкий и А. Ивановский, Н. Ядринцев, чье творчество было направлено на изучение Сибири, ее истории, этноса, выполняло просветительские функции и способствовало подъему общенациональной культуры. Газета также стала местом притяжения для многих других начинающих писателей и публицистов, пробовавших свои силы на литературном поприще: Д. А. Поникаровский, И. Ф. Русанов, Д. Л. Кузнецов, Н. П. Григоровский и др.

Среди сибирских литераторов, авторов-корреспондентов томской газеты очерк был жанром наиболее востребованным, что подтверждает количество опубликованных текстов в форме различных очерковых модификаций: «путевые заметки», «записки путешественников», «письма с дороги», «картинка с натуры», мемуарно-биографические очерки (за период с 1858 г. по 1911 г. было опубликовано более 80 документально-художественных и публицистических очерков). Жанр был привлекателен тем, что давал автору определенную композиционную свободу. Благодаря своим жанровым чертам, таким как малая эпическая форма, документально-художественный характер, «олитературенная» авторская позиция, непосредственно связанная с индивидуальным видением и выбором материала, манерой повествования, очерк позволял публицистам открывать читателю малоизученный мир региональной жизни, ярко выраженным публицистическим характером стимулировал постепенно возрастающую потребность в исследовании и изучении социальной, культурной жизни сибирского края. Именно с очерков начинается формирование томской литературы на страницах «Томских губернских ведомостей» (газета была единственным печатным изданием в губернии на протяжении 30 лет вплоть до 1881 года). В дальнейшем, в конце XIX века, на страницах «Сибирской газеты» (1881) и «Сибирской жизни» (1897) сибирский очерк проявляет эволюционный характер, все больше приобретая проблемную направленность (ближе к концу XIX века основным направлением общественно-идеологической мысли стало развитие областнических идей, основоположниками которого считаются Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, а также появляются произведения Н. И. Наумова, Н. А. Кущевского и других сибирских писателей, связанных с Томском, в основе которых также наблюдались очерковые тенденции, ставшие заметным явлением не только в сибирской, но и в общерусской литературе). Но все эти процессы стали актуализироваться только к концу столетия, а в середине XIX века в очерках преобладала ярко выраженная краеведческая направленность.

Несмотря на то, что очерковый материал газеты большой и разнородный, его можно дифференцировать по проблемно-тематическому принципу: в основном публиковались очерки исторические, этнографические, статистические, мемуарно-биографические. Необходимо уточнить, что градация эта весьма условна, часто в рамках одного произведения объединялись все вышеперечисленные аспекты, взаимодополняя друг друга, обогащая очерк разносторонними деталями.

Очерк - один из самых популярных и востребованных жанров периодической печати и в настоящее время, таким он был и в период возникновения и развития сибирской журналистики благодаря своей двойственной жанровой природе, сочетающей в себе присутствие публицистической мысли во взаимодействии с художественной образностью. Как отмечала в своих исследованиях Е. И. Журбина, взаимосвязь документального и образного, взаимовлияние принципов видения и осознания мира ведут к «столкновению разных методов познания жизни, в связи с чем появляются результаты, одинаково обогащающие как публицистику, так и художественную литературу» (1969, с. 7). Не исключением был и сибирский исторический очерк, центральной темой которого выступали история возникновения сибирских городов, описания природы и географических культурных объектов, более всех других органично совмещавший документальную основу и художественные принципы изображения действительности. Например, Н. А. Костров, автор большинства исторических очерков, юрист по образованию, этнограф, фольклорист, исследователь сибирской жизни, состоял на государственной службе в должности секретаря Томского губернского статистического комитета, имел доступ к историческим, статистическим и архивным документам, например научно-исследовательских экспедиций, которые были организованы во второй половине XVIII века с целью сбора описательного и фактографического материала (экспедиции П. С. Палласа, И. И. Георги, Г. Ф. Миллера, В. Ф. Зуева). Часто эти документы, литературно обработанные, он использовал в своих очерках, выстраивал на их основе собственное исследование, тщательно выверяя факты. В стремлении представить читателю достоверную информацию автор разносторонне изучал исследуемый им вопрос, обращаясь к нескольким источникам. Например, в очерке «Нарымский край» (1872) в поисках исторической истины о дате возведения Нарымского острога автор

обращается сразу к двум историческим документам, к летописи и к исследованиям Г. Ф. Миллера, историка, путешественника, известного исследователя Сибири: «Сибирские летописцы говорят, что это произошло в 1595 г., следовательно, в один год с постройкой Сургута. Но такая поспешность не совсем вероятна. А как из старинных актов нигде не видно, чтобы Нарымский острог был построен особым воеводой, посланным из Москвы с особою командою, как это часто делалось, но напротив, в первое время туда посылались на годовую службу сургутские казаки, то Миллер полагает, что они же и устраивали Нарымский острог, относя это к 1596 г., то есть год спустя после постройки Сургута» (Костров, 1872Ь). Принципы художественности в исторических очерках Кострова проявляются в первую очередь в композиции очерка, свободной, выстроенной согласно авторской идеологии: авторское стремление к объективности во многом объясняет принципы отбора материала в формировании «исторической» правды и авторскую позицию. Приводя несколько точек зрения на событие или исторический факт, писатель представляет их в виде гипотезы, не вводя читателя в заблуждение об описываемом явлении. Ставя факт в центральную позицию, автор выстраивает вокруг него исследовательскую логику и проблемность, вовлекая читателя в процессы размышления. Кроме «Нарымского края», к историческим очеркам можно отнести другие произведения Н. Кострова: «Город Колывань» (1866), «Город Кузнецк» (1879), «Каинская Бараба» (1874) и др.

В этнографических очерках описывались жизнь и быт русского и инородческого населения Сибири, традиции и обряды, история коренных малых народностей, информацию о которых авторы черпали из исторических документов или из фольклорного материала: преданий, мифов, легенд, чаще собранных ими самими во время поездок по сибирскому краю. Часто фольклор авторами помещался в структуру этнографического очерка в аутентичном виде. Например, В. Вербицкий, миссионер духовной Алтайской миссии, этнограф, лингвист, занимался изучением алтайского языка и в свои очерки помещал тексты пословиц, поговорок, песен на алтайских наречиях с переводом на русский язык. В этом случае произведения устного народного творчества, записанные и опубликованные, становились памятниками исторического культурного наследия коренных сибирских народов, объектами исследований гуманитарного знания, актуальными до настоящего времени. Примерами могут служить очерки Н. Кострова «Чулымские инородцы» (1867), «Чатские татары» (1872), «Состояние женщины между инородцами Томской губернии» (1873), «Образцы народной литературы самоедов» (1882), В. Вербицкого «Алтайцы» (1869), И. Русанова «Взгляд на экономический и общественный быт киргиз» (1861) и др.

Важным элементом информационного поля «Томских губернских ведомостей» были статистические очерки, выполнявшие прежде всего ознакомительную, прогностическую функции, учитывая, что газета была практически единственным источником информации не только для образованного населения среднего и высшего сословия, но и для крестьянского люда, обученного грамоте. Это не просто сухие факты и цифры, а логично выстроенная система повествования, через которую прослеживается оценочная позиция автора: в статистическом очерке повествователь вступает в диалог с читателем, представляя его вниманию, например, «довольно любопытные факты о тогдашнем инородческом населении Томской губернии» (Костров, 1872а), является участником событий, «счетчиком» по сбору статистических данных, представленных в очерке, что подчеркивает реалистичность и достоверность излагаемых автором фактов и деталей. Таковы очерки Н. Кострова «Однодневная перепись жителей Томска 18 декабря 1866 г.» (1867), «Инородческое население Томской губернии в 1819 году» (1872), «Заметки о 3-м мировом участке Алтайского горного округа» (1868) и др.

Часто статистические данные, списки, таблицы органически вплетались в повествовательную канву исторических или этнографических очерков: например, при описании жизни сибирских коренных народов авторы приводили данные о количестве населения, мужского и женского; по сословиям и вероисповеданию; по хозяйственным промыслам и торгово-экономической ситуации, что придавало произведению, помимо правдивой и реалистичной атмосферы, исследовательский характер.

С 1884 года по 1886 год на страницах ведомостей публикуется цикл портретных очерков - некрологов об участниках Крымской войны: «Граф Тотлебен», «Генерал Циммерман», «Генерал-лейтенант Хрулев», «Контрадмирал Истомин», «Адмирал Павел Нахимов», «Генерал-адъютант Дмитрий Остен-Сакен» и др. В портретном очерке центральное место занимают личность, герой, его ценности и стремления, определяющие смысл его существования. Очерки данного цикла документальны и публицистичны: автор пишет портреты известных людей, героев войны, подробно описывает их жизненные вехи и достижения в личной жизни и на государственной службе. Судьба героя передается как отражение судьбы нации, по биографии героя можно проследить исторические события, как, например, в очерке «Граф Эдуард Трофимович Баранов» (1884), яркие моменты военных действий Крымской войны с участием героя. Элементы художественности, образности проявляются на уровне эмоционального восприятия текста через описания, ассоциативные образы, экспрессивность: «Новая, чувствительная утрата! 22 июня скончался в Баден-Бадене председатель Департамента государственной экономии Государственного совета, генерал-адъютант граф Эдуард Трофимович Баранов. <...> Государственная деятельность гр. Баранова имеет такие неоспоримые достоинства, его личные, прекрасные качества доставили ему такую почтенную популярность, что вполне уместно, хотя вкратце, воспроизвести главнейшие факты пройденного им поприща» (Граф Эдуард., 1884). Очерки становятся частью «героического» эпоса современной истории, элементом исторической памяти и для современников, и для потомков. Несмотря на то, что мемуарно-биографические очерки были опубликованы без указания авторства, позиция автора прослеживается в отборе биографического материала, в индивидуальном авторском видении героя очерка, как писал В. Я. Канторович (1962, с. 224), автор волен раскрывать и подчеркивать главную «пружину» в характере, отказываясь дозировать достоинства и недостатки.

Заключение

Жанр очерка авторам-корреспондентам был интересен прежде всего его документально-публицистическим характером, жанровая природа которого позволяла осветить те сферы социально-культурной действительности, которые оставались за пределами «большой» литературы. Очень точно отметил эту тенденцию Г. Успенский: «О мужике все очерки, а о культурном обществе - романы» (1949, с. 362). В своих произведениях очеркисты описывали историю, жизнь, быт, язык и культуру сибирских народов, географию исследуемой местности; знакомили читателя с жизнью известных людей, их биографией в культурно-историческом контексте. Появление в 1857 году первой официальной газеты в Томске стало знаменательным событием для жителей губернии, на страницах периодического издания «шли процессы развития литературно-критической мысли и формирования регионального самосознания» (Жилякова, 2002, с. 5). Газета стала первой издательской площадкой для томских литераторов и исследователей. Н. М. Ядринцев писал об этом периоде следующее: «В 1865 г., во время редакции Д. Л. Кузнецова, на смену прежних литераторов являются в губернских ведомостях первые силы сибирской университетской молодежи и пробуют сделать газету литературной, но попытка эта является кратковременной; вообще 1865 год отразил то умственное напряжение и потребность литературы, которая тогда чувствовалась. "Томские губернские ведомости" тогда производили сильное впечатление» (1892, с. 670). Впоследствии очерки таких авторов «Томских губернских ведомостей», как Н. Костров, В. Вербицкий, стали заметным явлением не только в пределах региональной словесности. Они были опубликованы в столичных сборниках и журналах, а также выпущены отдельными изданиями, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии очерка как томской, так и сибирской литературы.

В результате исследования можно сделать вывод о том, что для поэтики сибирского очерка были характерны такие особенности, как взаимосвязь документального начала с художественными приемами повествования, что выражалось в методах авторского отбора материала, свободной композиции, в которой органично функционировали исторические факты, географические описания, элементы фольклора, статистические данные, этнографические исследования. Несмотря на то, что большой и разнородный очерковый материал, представленный в «Томских губернских ведомостях», трудно поддается однозначной типологизации, удалось выделить некоторые разновидности по доминирующему проблемно-тематическому принципу. Популярность очерка по сравнению с другими литературными жанрами объяснялась неструктурированной композицией и гибкими жанровыми границами, позволяющими авторам выстраивать повествование согласно собственной творческой идее. Появление в Томской губернии «Томских губернских ведомостей» стало толчком, благоприятным обстоятельством для развития региональной словесности. Важнейшей миссией, которую выполняло издание, была, во-первых, активизация процессов повышения грамотности населения, во-вторых, формирование постоянной читательской аудитории, в-третьих, генерирование авторского корпуса. Газета стала просветительским стержнем, вокруг которого начинала формироваться провинциальная литература, появлялись новые, талантливые авторы, социальная, культурная и литературная жизнь города Томска и губернии выходила на новый этап развития.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в необходимости сравнительного анализа очерковой публицистики «Томских губернских ведомостей» с очерками других сибирских периодических изданий, например «Сибирской газеты» и «Сибирской жизни», с целью определения и выявления специфических свойств эволюционного характера проблемно-тематических особенностей сибирского очерка.

Источники | References

1. Айзикова И. А. Образ сибирского города в очерках Н. А. Кострова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020a. № 67.

2. Айзикова И. А. Стратегии осмысления и репрезентации трансграничных территорий Сибири в очерках Н. А. Кострова // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020b. № 24.

3. Высочайше утвержденное учреждение губернских правлений. 02.01.1845. Ст. 152 // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 1846. Т. 20. Отд. 1. № 18580.

4. Глушков Н. И. Очерковая проза. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1979.

5. Жилякова Н. В. «Сибирская газета» (г. Томск, 1881-1888 гг.) как явление литературного регионализма: дисс. ... к. филол. н. Томск, 2002.

6. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М.: Мысль, 1969.

7. Казарина Г. А. Жанр очерка на страницах «Томских губернских ведомостей» // Сибирский филологический журнал. 2009. № 1.

8. Казаркин А. П. Литературная жизнь Томска // Очерки истории Томской культуры: сборник / сост. Э. Л. Львова. Томск, 2010.

9. Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Советский писатель, 1962.

10. Успенский Г. Полное собрание сочинений: в 14-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. Т. 8.

11. Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965.

12. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. СПб.: И. М. Сибиряков, 1892.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Тарасова Мария Владимировна1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет

Tarasova Maria Vladimirovna1

1 Tomsk State University

tarasyulja@rambler. ru

1

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 17.03.2023; опубликовано (published): 17.05.2023.

Ключевые слова (keywords): очерк; сибирская периодическая печать; типология; поэтика; сибирская литература; essay; Siberian periodical press; typology; poetics; Siberian literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.