Научная статья на тему 'Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М. Ю. Лермонтова'

Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М. Ю. Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2769
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕРМОНТОВ / КАРТИНА МИРА / МОЛИТВА / ВСТРЕЧА / ЧЕЛОВЕК / БОГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Седина Елена Витальевна

В статье рассматривается молитва как один из неотъемлемых компонентов картины мира М. Ю. Лермонтова. В мире М. Ю. Лермонтова молитва это прямое обращение к Богу, посредством которого происходит встреча человека с Творцом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М. Ю. Лермонтова»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188). Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 143-147.

Е. В. Седина

жанр молитвы в мифопоэтической картине МИРА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

В статье рассматривается молитва как один из неотъемлемых компонентов картины мира М. Ю. Лермонтова. В мире М. Ю. Лермонтова молитва - это прямое обращение к Богу, посредством которого происходит встреча человека с Творцом.

Ключевые слова: Лермонтов, картина мира, молитва, встреча, человек, Бог.

Характерной чертой русского романтизма является обращенность к мифу в его мифопоэтической форме, мифологичность поэтического мышления, создание собственной мифологии в контексте мировой и русской культуры. По утверждению Л. А. Ходанен, занимающейся вопросами изучения мифа в творчестве русских романтиков, в русском романтизме постепенно основным материалом мифотворчества становится библейско-христианская мифология, в обращении к которой мифопоэтическая картина мира обретает целостные очертания, формируя единую картину национальной духовности, в которой находят место языческая древность и христианские святыни [13. С. 313]. В творчестве М. Ю. Лермонтова, как одного из представителей русского романтизма, обращенность к мифу, его преобразование, создание собственной мифологии прослеживается особенно ярко.

Сознание Лермонтова наполнено христианскими мотивами, символами, образами (стихотворения «Мой демон», «Ангел», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Покаяние», «Исповедь», поэма «Демон», «Казачья колыбельная песня», «Бой», «Земля и небо», «Послушай, быть может, когда мы покинем.» и др.).

В мифопоэтической картине мира Лермонтова одной из основных бинарных оппозиций является оппозиция земля/небо, человек/Бог. Смысловое напряжение в рамках этой оппозиции создается путем постановки вопросов о свободе воли человека, предопределенности судьбы человека, вопросом о взаимоотношениях между человеком и Высшей Силой. В мифопоэтической картине мира поэта взаимоотношения человека с Богом осуществляются путем прямого обращения человека к

Высшей Силе, которое реализуется в жанре молитвы.

Если обратиться к частотному словарю поэта, то можно будет проследить следующую закономерность употребления некоторых слов: молитва - 71, моление - 35, молить - 64, молиться - 78, мольба - 46 [7. С. 736]. Столь частое употребление позволяет сделать вывод об определенном значении в мире поэта этого слова.

В традиционной молитвенной практике обращение к молитве означает признание Бога как Высшей над собой Силы, которой человек подвластен, оно подразумевает просьбу о помощи, желание совершенствоваться, приобщение к духовному опыту. Опираясь на традиционные представления о молитве, хотелось бы выяснить назначение и смысл молитвы в мифопоэтической картине мира Лермонтова.

В христианской традиции разработано подробное святоотеческое учение о молитве. Святые отцы учат тому, что такое молитва, в чем ее назначение, как нужно молиться, о чем нужно просить в молитве, какие бывают молитвы. Церковное богословие определяет «молитву как духовное дыхание, как дыхание самой жизни» [2. С. 144].

Богослов Игнатий Брянчанинов называет следующее назначение молитвы: «Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоночальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов» [2. С. 119].

В любой своей нужде, скорби, радости человек может обратиться с молитвенным словом к Богу, в зависимости от нужды и прошения молитвенные могут быть разными: «По предметам апостол различает четыре вида молитв: молитвы, моления, прошения, благодарения (1 Тим. 2, 1) [2. С. 383].

Молитва может быть обращена к Богу, Богородице, святым. Замечено, что русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через Нее - ко Христу. Лермонтов не остался чужд этой традиции почитания Божией Матери, одно из его стихотворений-молитв обращено к Богородице - «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»).

По свидетельству А. П. Шан-Гирея, Лермонтов написал молитву, находясь под арестом за стихи на смерть Пушкина. «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках. С помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес, а именно: “Когда волнуется желтеющая нива”; “Я, Матерь Божия, ныне с молитвою”; “Кто б ни был ты, печальный мой сосед”, и переделал старую пьесу “Отворите мне темницу”, прибавив к ней последнюю строфу “Но окно тюрьмы высоко”» [5. С. 45].

Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М. А. Лопухиной от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю Вам стихотворение, которое я случайно нашел в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает» [7. С. 284].

Название в автографе и свидетельство самого Лермонтова, что он случайно нашел стихотворение в своих дорожных бумагах, позволяют отнести его к первым месяцам ссылки, т. е. к весне 1837 года.

Некоторые разногласия в определении точной даты написания в данном случае могут быть и не столь существенными. Важно, что Лермонтов обращается к молитве в трудную для него минуту жизни: арест, ожидание наказания, ссылка. И обращается в своей молитве именно к Богоматери, и в этом своем обращении он глубоко народен: «К кому воз-опию, Владичице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царица Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое примет, аще не Ты, о Пре-непорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным?» [8. С. 177]

В стихотворении лирический герой обращается с прошением к Богородице в канонической форме, как к теплой Заступнице:

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного

Подобное обращение встречается во многих молитвах к Божьей Матери: «Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Всемилостивая Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе с верою прибегающих!» [8. С. 42]; «Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержены есмы...» [8. С. 63]; «О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше упование»! [8. С. 87]; «Мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающее пред честною иконою Твоею державною усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе» [8. С. 108].

Автор рисует героя, молящегося перед иконой Божьей матери. В христианском понимании, «святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю» [4. С. 48].

Яркое сияние иконы можно трактовать как внутреннее ощущение героем святости, исходящее от иконы Божией Матери, видение света истины. В подтверждение этой мысли можно сослаться на традиции иконописания, согласно которым святость изображаемого на иконе святого передается золотым цветом фона, нимба, как символ того Фаворского света, в котором Христос явился своим ученикам во всем величии своей Божественной славы. Христос - Царь славы, и золотой фон иконы указывает на присутствие благодати Божи-ей. Сияние золота символизирует славу Бога, явленного через этого святого. Простым восприятием это может быть увидено лишь как золотой цвет, а увидеть сияние - это должно быть дано. Лирический герой стихотворения чувствует незримое присутствие Божества через яркое сияние образа.

Традиционны молитвенные прошения - о спасении, перед битвою, с благодарностью, с покаянием. Герой раньше с ними обращался к Богородице, они ему знакомы. Христианские молитвенные прошения весьма разнообразны: об избавлении от искушения, о помощи в бедности и нужде, при нападении зверей, молитвы от голода, в болезни, молитва за рус-

ский народ, перед сражением, по исходе души из тела, о счастии брака и др. Христианину подобает на всякое дело обращаться за помощью к Богу. Ибо без Меня не можете делать ничего (Ион.15, 5).

Стихотворение строится в большей степени не как обращение лирического героя к Богородице, а как диалог. Лирический герой обращается к Богоматери в уверенности, что его слышат, что ему ответят.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного В понимании смысла стихотворения важную роль играет синтаксис. Первые две строфы представляют одно сложносочиненное предложение, грамматические части которого соединены противительным союзом «но». В первой части сложного предложения предикативный центр - «я молю». Если уточнить, то получим - «я молю не за свою душу». Во второй части сложного предложения: «Но я вручить хочу деву невинную // Теплой заступнице мира холодного», - предикативный центр - «я вручить хочу». Союз «но» определяет действия в предложениях по отношению друг к другу как противительные, то есть, они противопоставляются друг другу. Смысловая значимость второго сказуемого по отношению к первому сказуемому важнее, что как раз противительным союзом «но» и подчеркивается. Получается - не молю, но вручаю.

Я не молю о своей душе

Избегая употребления во второй строфе в трех строчках подряд существительного «душа», герой называет свою душу «девой невинной». Таким образом, получается, что он не молит о своей душе, он свою душу -деву невинную - вручает Божией Матери. «Вручать» - дать в руки, отдавать, передавать, поручать, доверять. - вручать себя кому-либо, быть вручаему [3].

«Вручить себя» - отдаться полностью на волю Богородицы, как ей угодно будет, так пусть она и управит душу. Если вспомнить время создания стихотворения Лермонтовым (арест или первые месяцы ссылки), то весьма возможно полное предание себя воле Божи-ей, когда все, что сам человек мог сделать, он сделал, и теперь ему остается уповать только

на волю Божию. Это свидетельствует об особом состоянии смирения и покорности воле Божией. В подтверждение этой мысли можно обратиться к текстам канонических молитв: «.не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего» [10. С. 496]; «В руце твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: ты же мя благослови, ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь» [11. С. 56]; «.Вручаю себе милостивому покрову твоему: приведи мя грешного к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих.» [8. С. 31].

Герой просит счастья душе, называя ее «достойной, прекрасной». Достойна и прекрасна она потому, что незлобная, не хранящая и не имеющая зла, т. е. душа добрая, светлая. Просит дать сопутников, полных внимания (чтобы душа не была одинокой), молодость светлую, которая даст и старость покойную, мир упования. «Упованье» - надежда, уверенность, покойная и твердая вера в ожидаемое [3]. Мир упования можно понять как надежду на вечную жизнь, на царство Божие. Ведь просит герой после смерти прислать за душой «лучшего ангела».

Интонация стихотворения - задушевная, умиротворенная, эту молитву можно отнести к типу молитвы-прошения.

Рассмотрим стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную»). Определяя жанр этого стихотворения, можно отнести его также к типу молитвы-прошения, так как просит

но Я вручить хочу деву невинную

герой «в минуту жизни трудную».

Оптинский старец преподобный Варсоно-фий считал, что в этом стихотворении имеется в виду Иисусова молитва [1. С. 6].

Стихотворение было написано Лермонтовым в 1839 году. По словам А. О. Смирновой (Россет), написано для М. А. Щербатовой: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи» [7. С. 283].

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») - это даже не молитва, это впечатление от пережитой молитвы. Молитва была пережита, ее опыт реален, но сама молитва невыразима.

В стихотворении психологически точно и поэтически проникновенно передано состоя-

ние легкости, душевной просветленности. Противопоставляются два состояния - до и после молитвы. До молитвы - тягостное состояние, бремя грусти, мучительных сомнений, время трудностей житейских (бремя (стар.) - тяжелая ноша).

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть.

Во время этого мучительного состояния приходит молитва:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых И дышит непонятная Святая прелесть в них.

Слова молитвы воспринимаются как «живые» слова. Это можно объяснить следующим образом. «Сила благодатная» - обильная и радостная, полная благ, исполненная благодати. «Благодать» - ниспосланная свыше сила [9]. «Живой» - кто живет, кто жив, в ком или чем есть жизнь [3]. Приставка «со» имеет значение совместного участия в чем-нибудь [9], а, помня о том, что молитва - это беседа, разговор, то «созвучье слов живых» можно трактовать как гармонию общения, когда были найдены те самые нужные слова, именно для этого времени, для этой ситуации и они были услышаны. Возникает ситуация общения, в которой человек получает отклик на свое молитвенное слово, происходит встреча молящегося с Тем, Кому он молится. Потому слова молитвы можно назвать живыми словами, словами жизни.

Неслучайно сочетание «живые слова» встречаются в канонических религиозных текстах: «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говоривши ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян. 7, 38).

Настолько невыразимо впечатление от молитвы, что автор не может подобрать слов и говорит «святая прелесть», соединяя, в принципе, несоединимые понятия, но в этом контексте они передают наивысшую степень восхищения. Отсюда состояние после молитвы: С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В этом произведении Лермонтов дает пример молитвы, в которой сливается небо и земля, соединяется человек и Бог. Эта молит-

ва является связью, объединяющим началом между небом и землей, человеком и Богом, мучительная разделенность внутри оппозиции земля/небо, человек/Бог преодолевается, обретается покой и гармония.

Другая «Молитва» Лермонтова («Не обвиняй меня, Всесильный») обращена уже к Богу как к Всесильному Творцу. Именно с такого обращения начинается это стихотворение:

Не обвиняй меня, Всесильный.

Это обращение весьма значимо, оно образует всю структуру данного произведения. Страсти заполонили душу, человек горит в их огне, сам он справиться с ними не может. И он обращается к Силе Всемогущей, которая только и может остановить этот бушующий поток. Неуправляемой мощи, лаве, напору страстей может противостоять только сила Бога.

Любовь к земле, ум, творческий дар сами по себе не греховны. Они даны человеку свыше каждому в своей мере. Но человек может нарушить эту меру использования дарами, что приводит к нарушению гармонии. Страшна не любовь к земле, а страстное проявление этой любви. Опасен не сам творческий дар, а чрезмерное служение ему. Ум не дан для погибели человека, но он может погубить его, когда тот начинает блуждать вдали от Бога. В результате гармония жизни нарушается, страсти обуревают человека.

За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю.

За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя.

За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей,

За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей Глаза - зеркало души. Стекло обычно прозрачно, светло, но в результате действия страстей ясный цвет меняется на мрачный (темный, густой, ближе к черному). Затмевается способность души четко разделять добро и зло, человек как бы теряет зрение (в данном случае духовное), глаза становятся мутными. За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь.

Страсти гиперболизированы, они даны в огромном масштабе: лава вдохновенья, дикие волненья, мир тесен, всесожигающий костер, страшная жажда песнопенья.

Герой порабощен страстями, он осознает это и просит Всесильного освободить от них: - «угаси», «преобрати», «останови» (Ср.: Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная ...) [11. С. 53].

Герой просит свободы от страстей, чтобы вновь вернуться на пути Господни:

Тогда на тесный путь спасенья К Тебе я снова обращусь. Противопоставление безграничного пространства страстей и тесного пути спасения отсылает к известному месту Библии:

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.: 8, 12-13).

Эту молитву можно отнести к собственно молитве (или покаянной молитве), в которой присутствуют обращение к Богу, осознание своих прегрешений, просьба о помощи. Размышляя о молитве, богослов Ефрем Сирин наставлял: «Молитва - беседа с Богом, равно-честие с ангелами, преспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим» [12. С. 104]. Подобное восприятие молитвы находим в мифопоэтической картине мира Лермонтова. У поэта молитва - это прямое обращение к Богу, это осознание своих прегрешений, желание их исправить, просьба о помощи.

Духовный универсум мифопоэтической картины мира поэта основан на христианском мифе об изначальной гармонии мира, которую человек потерял. Осознавая эту потерю, человек в мире Лермонтова обращается в молитве к Богу, стремясь обрести душевный покой, утраченную гармонию, веру.

Список литературы

1. Афанасьев, В. Ангел и демон в поэзии Лермонтова // Русь державная. 1999. № 11 (66).

2. Глаголу Божию внимая. Православный церковный календарь с чтениями из Священного Писания 2008 : справочник. Издат. совет Рус. Православ. Церкви, 2008. 392 с.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 1, 4. М. : Рус. яз., 1999.

4. Закон Божий : учебник. Изд. Николо-Волосов. монастыря, 2002. 713 с.

5. Лермонтов в воспоминаниях современников. М. : Худож. лит., 1964. 583 с.

6. Лермонтов, М. Ю. Собр. соч. : в 2 т. М. : Правда, 1988.

7. Лермонтовская энциклопедия : энциклопедия / В. А. Мануйлов [и др.]. М. : Совет, энцикл., 1981. 784 с.

8. Молитвослов и Псалтирь ко Пресвятой Богородице : учебник. М., 2000. 468 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Изд. 12-е. М. : Рус. яз., 1978.

10.Полный православный молитвослов на всякую потребу : учебник. СПб. : О-во святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2005. 720 с.

11. Православный молитвослов для молодежи : учебник. М. : Развитие духовности, культуры и науки, 2003. 286 с.

12.Преподобный, Ефрем Сирин. О покаянии : монография. М. : Изд-во Православ. братства святого апостола Иоанна Богослова, 2002. 460 с.

13.Ходанен, Л. А. Миф в творчестве русских романтиков : монография. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.