Научная статья на тему 'Жанр легенды в творчестве Д. Г. Булгаковского'

Жанр легенды в творчестве Д. Г. Булгаковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
502
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. Г. БУЛГАКОВСКИЙ / НИЖЕГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕГЕНДА / ФОЛЬКЛОР / D. G. BULGAKOVSKIJ / NIZHNY NOVGOROD LEGENDS / LITERARY LEGEND / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Седова Олеся Валерьевна

В статье исследуются художественные и жанровые особенности «Нижегородских легенд» Д. Г Булгаковского священника, писателя, педагога, этнографа и просветителя, чье творчество было очень популярным на рубеже XIX-XX веков. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнить существующий пробел в науке, в которой не проводился литературоведческий анализ художественных произведений писателя, и даже само его имя долгое время оставалось забытым. «Нижегородские легенды», созданные Д. Г Булга-ковским на основе детально изученных фольклорных источников, написаны в русле традиций русской литературы XIX века. Писатель мастерски сочетает художественный вымысел с историческими событиями, картинами былых времен. «Нижегородские легенды» Д. Г. Булгаковского представ ляют большой интерес, как в филологическом, так и в историко-этнографическом плане. «Нижегородские легенды» состоят из семи легендарных историй, посвященных славному прошлому нижегородской земли. В «Нижегородских легендах» Д. Г. Булгаковский использовал фольклорные сюжеты, образы и стилистику, чтобы отмежевать легенду от быта и привычной для читателя развлекательной сказки, акцентировать его внимание на онтологических проблемах, апеллировать к категориям милосердия, покаяния, прощения. «Нижегородские легенды» по праву могут считаться выдающимися произведениями писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGEND GENRE IN THE WORKS OF D. G. BULGAKOVSKIJ

The article deals with the literary and genre peculiarities of «Nizhny Novgorod legends» of D. G. Bulga-kovskij. D. G. Bulgakovskij was a priest, writer, ethnographer and educator. His work was very popular at the turn of XIX-XX centuries. The research urgency is caused by necessity to fill the existing gap in science. Literary analysis of literary works of the writer was not carried out, and even his name was long forgotten. Literary work «Nizhny Novgorod legends» was created on the basis of detailed study of folklore sources, they are written in the traditions of Russian literature of the XIX century. The writer skillfully combines artistic iction with historical events, pictures of the past. «Nizhny Novgorod legends» of D. G. Bulga kovskij are of great interest, both in philological and in historical and ethnographic terms. «Nizhny Novgorod legends» consist of seven legendary stories dedicated to the glorious past of Nizhny Novgorod land. D. G. Bulgakovsky used folklore subjects, images and stylistics to dissociate the legend from everyday life and the entertaining fairy tale habitual for the reader, to focus his attention on ontological problems, to appeal to categories of mercy, repentance, forgiveness. «Nizhny Novgorod legends» can rightfully be considered outstanding works of the writer.

Текст научной работы на тему «Жанр легенды в творчестве Д. Г. Булгаковского»

УДК 82-3

О. В. Седова

ЖАНР ЛЕГЕНДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. Г. БУЛГАКОВСКОГО1

В статье исследуются художественные и жанровые особенности «Нижегородских легенд» Д. Г Булгаковского - священника, писателя, педагога, этнографа и просветителя, чье творчество было очень популярным на рубеже Х1Х-ХХ веков. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнить существующий пробел в науке, в которой не проводился литературоведческий анализ художественных произведений писателя, и даже само его имя долгое время оставалось забытым. «Нижегородские легенды», созданные Д. Г Булга-ковским на основе детально изученных фольклорных источников, написаны в русле традиций русской литературы XIX века. Писатель мастерски сочетает художественный вымысел с историческими событиями, картинами былых времен. «Нижегородские легенды» Д. Г. Булгаковского представ-

ляют большой интерес, как в филологическом, так и в историко-этнографическом плане. «Нижегородские легенды» состоят из семи легендарных историй, посвященных славному прошлому нижегородской земли. В «Нижегородских легендах» Д. Г. Булгаковский использовал фольклорные сюжеты, образы и стилистику, чтобы отмежевать легенду от быта и привычной для читателя развлекательной сказки, акцентировать его внимание на онтологических проблемах, апеллировать к категориям милосердия, покаяния, прощения. «Нижегородские легенды» по праву могут считаться выдающимися произведениями писателя.

Ключевые слова: Д. Г. Булгаковский, нижегородские легенды, литературная легенда, фольклор.

О. V. Sedova

LEGEND GENRE IN THE WORKS OF D. G. BULGAKOVSKIJ

The article deals with the literary and genre peculiarities of «Nizhny Novgorod legends» of D. G. Bulga-kovskij. D. G. Bulgakovskij was a priest, writer, ethnographer and educator. His work was very popular at the turn of XIX-XX centuries. The research urgency is caused by necessity to fill the existing gap in science. Literary analysis of literary works of the writer was not carried out, and even his name was long forgotten. Literary work «Nizhny Novgorod legends» was created on the basis of detailed study of folklore sources, they are written in the traditions of Russian literature of the XIX century. The writer skillfully combines artistic fiction with historical events, pictures of the past. «Nizhny Novgorod legends» of D. G. Bulga-

kovskij are of great interest, both in philological and in historical and ethnographic terms. «Nizhny Novgorod legends» consist of seven legendary stories dedicated to the glorious past of Nizhny Novgorod land. D. G. Bulgakovsky used folklore subjects, images and stylistics to dissociate the legend from everyday life and the entertaining fairy tale habitual for the reader, to focus his attention on ontological problems, to appeal to categories of mercy, repentance, forgiveness. «Nizhny Novgorod legends» can rightfully be considered outstanding works of the writer.

Key words: D. G. Bulgakovskij, Nizhny Novgorod legends, literary legend, folklore.

Жанр легенды был одним из ведущих жанров в творчестве священника, писателя, этнографа и просветителя Д. Г. Булгаковского, чье имя было хорошо известно читающей публике в начале ХХ века. Творческое наследие писателя чрезвычайно многогранно. Оно включает в себя литературно-просветительские, историко-этнографические, религиозно-дидактические, противоалкогольные и военно-патриотические произведения, настолько

востребованные в обществе, что многократно переиздавались.

Интерес к легенде, появившийся у Д. Г. Булгаковского достаточно рано, обусловлен идейно-нравственными и духовными потребностями и исканиями писателя, высоко ценившего народное творчество. В этнографическом сборнике «Пинчуки», опубликованном в 1890 г., Д. Г. Булгаковский обращался к различным жанрам народной поэзии (песням, загадкам, пове-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Липецкой области в рамках научного проекта № 17-14-48001.

рьям, легендам, пословицам). Народные начала пронизывают все произведения Д. Г. Булгаков-ского и выражают приверженность писателя к нравственным и эстетическим идеалам народной культуры. Памятники народного творчества, по мнению Д. Г. Булгаковского, «представляют нам свидетельство о религиозном состоянии народа со всеми светлыми и мрачными обрядностями, о его умственном и всестороннем образовании, сохраняя даже образы одежды и жилища его» [2, с. 4].

Жанр легенды использовали в своем творчестве многие писатели. «Легенда (от лат. legenda - то, что следует прочитать) - это рассказ-воспоминание о чем-либо чудесном или удивительном. В средние века так называли извлечения из житий, которые надлежало читать в определенные дни» [5, с. 90]. Жанр легенды претерпел большие изменения со времен средневековой письменности, в которой легенда представляла собой житие святого и религиозно-поучительный рассказ. Постепенно легенда сближалась, а иногда и отождествлялась с преданием, сказанием и другими фольклорными жанрами. «Если прежде ее основным содержанием было чудо, то теперь чудесное воспринимается все более как поэтическая интерпретация какого-нибудь действительного события или происшествия» [5, с.90].

Легенда занимает срединное положение в системе жанров, поскольку она одновременно содержит факт и вымысел, совмещает в себе книжную и устную традицию, находится на стыке народного и авторского творчества.

Долгое время в литературоведении не существовало четкого определения жанра легенды, и «до начала 1970-х гг. термин легенда отечественными литературоведами избегался» [8, с. 5]. Только в конце ХХ в. появились емкие формулировки жанра литературной и фольклорной легенд. В фольклоре легенда - «жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи») [3, с. 433]. В отличие от фольклорной легенды, в основе которой лежит представление о чуде, в литературе легендой считается произведение, характеризующееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. «Легенда, исконно фольклорный жанр или жанр средневековой религиозной литературы, в литературу светскую проникает двумя путями: через соединение светских жанров с религиозными

и через взаимодействие литературных жанров с фольклорными» [6, с. 40]. Литературная легенда обычно концептуальнее фольклорной, материал в ней строго подчинен авторской мысли. «Легенда имеет морально-дидактическую установку на воспитание человека, что обусловлено художественной задачей жанра: дать представление о добре и зле» [4, с. 24] .

Жанр легенды в русской литературе переживает расцвет на рубеже Х1Х-ХХ веков. Литературная легенда стилизована под фольклорную традицию, «объединяя в себе черты светского (новеллистического) и религиозных жанров: притчи, апокрифа, жития» [7]. К этому жанру обращаются Н. С. Лесков, П. И. Мельни-ков-Печерский, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. А. Бунин и многие другие писатели. Не остается в стороне и Д. Г. Булгаковский, опубликовавший в 1896 г. «Нижегородские легенды».

В предисловии к ним он с восхищением пишет о том, как много в народе создано разнообразных легенд о городах, селениях, реках, озерах, горах, курганах, лесах, болотах. «Народная фантазия старалась ничего не пропустить, она не поскупилась разукрасить своими богатыми картинами самую отдаленную древность» [1, с. 3]. По мнению Д.Г. Булгаковского, «легенды того или другого места в истории, что приправа в кушанье» [1, с. 4]. Писатель считал, что «легендами начинается всякая история, и, чем дальше мы уходим от начала ее, тем больше появляется легендарных вариантов» [1, с. 4].

«Нижегородские легенды» Д. Г. Булгаковского, представляющие большой интерес, как в филологическом, так и в историко-этногра-фическом плане, содержат семь легендарных историй, посвященных славному прошлому нижегородской земли: «Как зачинался Нижний Новгород», «Дятловы горы», «Коромыс-лова башня », «Проклятие Н.-Новгорода», «Кума-чародейка», «Царская невеста», «Убойное дело». Источником этих легенд послужили народные предания и представления о лицах, событиях, судьбах. В своем произведении Д. Г. Булгаковский мастерски сочетает художественный вымысел с историческими событиями, картинами былых времен, содержащими мельчайшие подробности быта, нравов, существовавших в прежние времена. Каждая из легенд заслуживает особого внимания.

В первой легенде «Как зачинался Нижний Новгород», Д. Г. Булгаковский, интересовавшийся историей, верованиями и обычаями финно-угорских народов, воспроизводит фольклорную версию завоевания русскими устья

Оки и покорения мордвы, изложенную в мордовской песне. Согласно легенде, русский князь Мурза, путешествуя по Волге, увидел, что на горе мордва в белых балахонах Богу молится. «Он спросил своих воинов: "Что это за березняк мотается, шатается, к земле-матушке на восток поклоняется?" Посланные отвечали, что это не березняк мотается, шатается, а мордва своему богу молится, в бадьях у них стоит пиво сладкое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят» [1, с. 5-6]. Мордовские старейшины, узнав о прибытии русского князя, послали ему говядины и пива с молодыми людьми, которые дорогой все съели и выпили, а русскому князю принесли земли и воды. Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его как знак покорности мордовского народа и поплыл далее по Волге-реке. «Где кинет на берег горсть принесенной в дар земли - там быть городу, где бросит щепотку - там быть селению» [1, с. 5-6]. Так мирно и добровольно покорилась мордовская земля русским, и был основан Нижний Новгород. В легенде зафиксирован древний обычай, связанный с землей. Русский князь не рассердился на молодых мордовских послов за принесенную ими землю, а обрадовался, расценив это как знак покорности и верноподданнических чувств. Безусловно, подобная реакция русского князя обусловлена особым отношением славян к земле, которая считалась живой, священной.

Вторая легенда «Дятловы горы» объясняет происхождение названия семи холмов, на которых был основан Нижний Новгород. В этих местах в стародавние времена обитал мордвин Скворец - друг Соловья-разбойника, побежденного Ильей Муромцем. Скворец женился на восемнадцати женах, и родилось у него семьдесят сыновей. Все они жили дружно, занимались скотоводством. Рядом с ними обитал чародей Дятел, бывший некогда тоже в хороших отношениях с Соловьем-разбойником. Однажды пришел Скворец к колдуну Дятлу, узнать о будущем своих детей. Дятел предрек, что, если дети будут жить в мире и согласии, то долго будут владеть насиженными местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят в устье реки каменный город. Под конец разговора Дятел попросил Скворца о честном и достойном погребении и получил согласие. Когда Дятел умер, то был достойно похоронен Скворцом при устье Оки. И место то было названо «Дятловы горы». Скворец перед смертью завещал детям взаимное согласие, но их потомки стали враждовать между собой и сбылось предсказание Дятла: «Юрий Всеволо-

дович заложил город на устье реки Оки и наре-че имя ему "Нижний Новгород"« [1, с. 8].

В легенде «Коромыслова башня» Д. Г. Бул-гаковский приводит две версии происхождения названия башни, «которая находится под Зе-ленинским съездом» [1, с. 9]. Первое предание повествует о жестоком и широко распространенном древнем обычае зарывать в землю или закладывать в стены живого человека при строительстве укреплений, которые от данной человеческой жертвы будут стоять крепче. Вторая версия происхождения названия восходит ко времени татарского нашествия, во время которого одна девушка с коромыслом проявила такую храбрость и силу духа, что нападающие отступили, сказав: «Если женщины так храбры в этом городе, то каковы же должны быть мужчины» [1, с. 10].

В четвертой легенде «Проклятие Нижнего Новгорода» изложено любопытное предание о том, как святой Макарий, плывя по реке, хотел пристать к городу, а стиравшие белье женщины, которым он почему-то не понравился, прогнали его, после чего Макарий проклял Нижний Новгород.

Действие легенды «Кума-чародейка» происходило «в старину, на том месте, где теперь стоит Кунавино» [1, с. 15]. Легенда представляет драматическую историю воеводы, изменившего своей богобоязненной и благонравной жене с красивой ведьмой Кумой. Драматизм истории измены усиливается вовлечением в порочную связь с Кумой-чародейкой сына воеводы. Княгиня, страдающая от измены мужа и пораженная известием о порочной связи сына с той же ведьмой, в отчаянии решается на страшный для христианина поступок: обратиться к колдуну. Легенда отражает особенности русского народного мировоззрения и культуры, синтезировавшей языческое и христианское начала. Не случайно, благочестивая и верующая княгиня в трудную минуту жизни прибегает не к помощи молитвы, а к чародею, дающему ей снадобье, приводящее Куму к гибели. В состоянии аффекта воевода убивает княгиню и своего сына, а их тела сбрасывает в Оку. После чего происходят зловещие знамения: над убитыми княгиней и ее сыном засветились огоньки, словно радуга, а над трупом Кумы загорелось кроваво-красное пламя, похожее на адский огонь. Ужаснулись все видевшие эти явления люди. Воевода в ужасе осознал, какое злодеяние он совершил, изменился, разлюбил пиры, охоту, стал молиться, посещать церковь. Воеводский двор стал похож на монастырь, где толпились монахи, попы, странники, юродивые, нищие,

пелись молебны и панихиды, раздавалась милостыня. Однако, правосудие все-таки свершилось над преступным воеводой: однажды в Архангельский собор, где он молился, ворвались посланные царем вооруженные люди для поимки воеводы. Они сорвали с него одежду и знаки власти и повели в сопровождении толпы народа к Оке. Над рекой, куда прибыли всадники с судимым воеводой, вновь как некоторое время назад, загорелись два радужных огонька и один кровавый. И после того, как обезглавленное тело казненного воеводы бросили в воду, над ней появился еще один кровавый огонек и присоединился к первому. Радужные огни слились вместе, тоже самое произошло и с кровавыми, и они начали кружить в небе, словно борясь друг с другом, при этом их свет усиливался все более и более, пока не сделался так силен, что осветил всю окрестность. Все люди увидели необыкновенное явление в воздухе: борьбу четырех восходящих к небу огненных столбов, двух радужных и двух кровавых. Голову воеводы привезли в Москву и в назидание носили по улицам города, показывая, как царь-государь вершит суд над изменниками, преступающими Господни заповеди.

Легенда «Кума-чародейка» содержит много топонимов и названий архитектурных памятников, позволяющих реконструировать ландшафты ушедшей эпохи: Кунавино, Копосово, Большой Козин, Семионовский монастырь, Тверская башня, Ивановский мост, Большая Мостовая улица, Острожные ворота, Никольское подгорье, Михайло-Архангельский собор, Преображенский собор.

Стоит отметить, что сюжет «Кумы-чародейки» был положен в основу драмы И. В. Шпажин-ского, действие которой происходит в последней четверти XV века, и оперы П. И. Чайковского «Чародейка» с либретто И. В. Шпажинского.

Следующая легенда «Царская невеста» излагает известную историю несостоявшегося брака царя Михаила Романова и боярышни Марии Хлоповой, которой не суждено было стать венценосной супругой. В легенде изображена героиня, в судьбу которой словно вмешивается некий злой рок, не позволяющий ей породниться с царским родом. Мотив предопределенности звучит в легенде, основанной на реальных исторических событиях.

Последняя зафиксированная Д. Г. Булгаков-ским нижегородская легенда «Убойное дело» восходит к событиям, связанным с приездом императрицы Екатерины II в Нижний Новгород в мае 1767 г. В ней повествуется о девице Осо-киной - богатой купеческой дочери, с которой произошла цепь страшных событий, начав-

шихся со случайной смерти ее возлюбленного, которого она спрятала от неожиданно вернувшегося домой отца. Батрак, которого ее няня попросила избавиться от погибшего, начал шантажировать девушку. Не выдержав многомесячного шантажа и унижений от пьяницы-батрака, Осокина поджигает деревянное здание, в котором находились уснувшие пьяные мучители. Нервный срыв, случившийся с девушкой, вынуждает ее покаяться во всем перед сбежавшемся тушить пожар народом. Ее заковывают в кандалы и помещают в острог. Однако, приехавшая в Нижний Новгород Екатерина II, прослышав об истории с девицей Осокиной, захотела увидеть ее и поговорить с ней. Услышав трагическую исповедь девушки, императрица помиловала ее и приказала освободить. Но измученная с надломленной душой девушка была не в состоянии жить в миру, а поступила в нижегородский женский монастырь, где и окончила свою жизнь. Была ли у этой истории реальная основа? Вероятнее всего, легенда была придумана, чтобы показать хорошие душевные качества, доброту, милосердие императрицы Екатерины II, чей приезд в Нижний Новгород произвел большой фурор в городе.

Стоит отметить, что Д. Г. Булгаковский создавал «Нижегородские легенды» в соответствии с законом жанра литературной легенды, для которой «характерен особый тип отношений героя и мира, специфика которого заключается в познании героем законов бытия, оказывающихся извечными и незыблемыми для всех времен» [6, с. 41]. Законы могут представлять собой морально-этические, религиозные, ритуально-обрядовые, социальные нормы, авторское отношение к которым оказывается как позитивным и оптимистичным, так и мрачно-безысходным. Способ познания законов может быть реалистическим, мистическим, фантастическим, а результатом - счастье, сумасшествие или даже смерть. «Несмотря на это разнообразие трактовок, именно предопределенность человеческой жизни некими раз и навсегда установленными законами является смысловым стержнем литературной легенды» [6, с. 41].

Мотив предопределенности человеческой жизни, невозможности вырваться за рамки онтологических или социальных законов, ярко звучит в легендах «Кума-чародейка», «Убойное дело», «Царская невеста». В каждой из этих легенд герои оказываются вовлеченными в определенные условия, которые предопределяют их дальнейшую судьбу. Для жанра легенды характерно повествование о каком-либо важном для персонажа событии,

часто чудесном, которое перерождает его, изменяет систему его ценностей. Почти в каждой из «Нижегородских легенд» Д. Г. Булгаковского содержится кульминационное событие, являющееся переломным пунктом в жизни персонажей. Легенды Д. Г. Булгаковского, считающего главной задачей писателя воспитать человека, дать представление об истине, о добре и зле, имеют морально-дидактическую установку.

Что касается типа легенд, созданных Д. Г. Бул-гаковским, то следует подчеркнуть, что писатель работал в русле традиций литературы XIX века, в которой легенда представлена тремя основными вариантами, использующими разные источники образности. «Это легенды религиозные, продолжающие агиографическую традицию; нерелигиозные, имеющие фольклорную основу; и смешанный тип, в котором в равной степени представлены и фольклорный, и религиозный варианты жанра» [6, с. 41]. Все «Нижегородские легенды» Д. Г. Булгаковского можно отнести к нерелигиозным, имеющим фольклорную основу.

Таким образом, Д. Г. Булгаковский, подобно многим крупным писателям своего времени, обратился к жанру легенды, поскольку в ней на первый план выступают философские и морально-нравственные смыслы, доминирующие над бытовыми вопросами и историческими формами отношений между людьми. Легенда рассматривает универсальные законы бытия, ее события могут проецироваться на все человечество и его историю. В «Нижегородских легендах» Д.Г. Булгаковский использовал фольклорные сюжеты и стилистику, образы национального фольклора, чтобы отмежевать легенду от быта и привычной для читателя развлекательной сказки, акцентировать его внимание на онтологических проблемах, апеллировать к категориям милосердия, покаяния, прощения. Детально изучивший фольклорные и историко-этнографические источники, Д. Г. Булгаковский подверг их филигранной литературной обработке. «Нижегородские легенды» по праву могут считаться выдающимися произведениями писателя.

Литература

1. Булгаковский Д. Г. Нижегородские легенды. СПб.: Типография В.С. Балашева и К, 1896. 48 с.

2. Булгаковский Д. Г. Пинчуки. Этнографический сборник. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверья и местный словарь. Собрал в Пинском уезде Минской губ. Д. Г. Булгаковский. СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1890. 201 с.

3. Зуева Т. В. Легенда // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 432-434.

4. Ивашнёва Л. Л. К проблеме специфики и систематизации фольклорной легенды // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №7(61): в 3-х ч. Ч. 1. C. 23-26.

5. Кораблев А. Легенда // Литературный словарь / ред.-сост. А. В. Безрукова. М.: ЛУч, 2007. С. 92-95.

6. Тулякова Н. А. Жанр легенды в творчестве Натаниэля Готорна // Вопросы филологии и журналистики. Выпуск 6. Омск: о НОУ ВПО ОмГА, 2012. С. 40-51.

7. Тулякова Н. А., Никитина Н. А. Легенды Стефана Цвейга: новый этап в развитии европейской легенды // Studia Humanitatis. 2015. № 3. URL: http://st-hum.ru/en/node/318 (дата обращения: 24.05.2017).

8. Фатеева Ю. Г. Жанр легенды в русской литературе рубежа XIX-XX веков: дисс. ... канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 2006. 181 p.

References

1. Bulgakovskij D. G. Nizhegorodskie legendy (Nizhny Novgorod legends). St. Petersburg: Tipografija V. S. Balasheva i K, 1896. 48 p. (In Russian).

2. Bulgakovskij D. G. Pinchuki. Jetnograficheskij sbornik. Pesni, zagadki, poslovicy, obrjady, primety, predrassudki, pover'ja, suever'ja i mestnyj slovar'. Sobral v Pinskom uezde Minskoj gub. D. G. Bulgakovskij (Pinchuki. The ethnographic collection. Songs, riddles, proverbs, rituals, superstitions, prejudices, beliefs, superstitions and the local dictionary. D. G. Bulgakovskij gathered in Pinsk district, Minsk province). St.Petersburg: Bezobrazov i K° printing office, 1890. 201 p. (In Russian).

3. Zueva T. V. Legenda (Legend) // Literaturnaja jenciklopedija terminov i ponjatij /ed by A.N. Nikoljukina. Moscow: NPK «Intelvak», 2001. P. 432-434. (In Russian).

4. Ivashnjova L. L. K probleme specifiki i sistematizacii fol'klornoj legendy (The problem of specificity and systematization of folklore legends) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. No. 7(61). Part 1. P. 23-26. (In Russian).

5. Korablev A. Legenda (Legend) // Literaturnyj slovar' / ed by A. V. Bezrukova. Moscow: LUch, 2007. P. 92-95. (In Russian).

6. Tuljakova N. A. Zhanr legendy v tvorchestve Natanijelja Gotorna (Legend genre in the works of Nathaniel Hawthorne) // Voprosy filologii i zhurnalistiki. 2012. Issue 6. P. 40-51. (In Russian).

7. Tuljakova N. A., Nikitina N. A. Legendy Stefana Cvejga: novyj jetap v razvitii evropejskoj legendy (Legends of Stefan Zweig: a new stage in the development of European legends) // Studia Humanitatis. 2015. No. 3. URL: http://st-hum.ru/en/ node/318 (Accessed: 24.05.2017). (In Russian).

8. Fateeva Ju. G. Zhanr legendy v russkoj literature rubezha XIX-XX vekov (A genre of legends in Russian literature of XIX-XX centuries): thesis. Volgograd: VSPU publ., 2006. 181 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.