28. Zaccone P. Nouveau langage des fleurs, avec pensees, precede d'une introduction par Pierre
la nomenclature des sentiments dont chaque fleur est Zaccone. - Paris: Librairie Hachette, 1871. - P. 174.
le symbole et leur emploi pour l'expression des
УДК 82.161.1.09
Никонова Надежда Александровна
Ульяновский государственный университет [email protected]
ЖАНР КОМЕДИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО
В статье раскрывается своеобразие жанра комедии А.Н. Островского «Комик XVII столетия». Выявлены нехарактерные для комедии жанровые черты, придающие пьесе глубину и иное звучание, но не приводящие к нивелировке комедийного пафоса.
Ключевые слова: А.Н. Островский, драматургия, жанры драматургии, комедия.
При изучении драматургического наследия А.Н. Островского в центре внима-. ния исследователей, как правило, оказываются его пьесы на современную тематику, среди которых заметно преобладают комедии. Стихия комического с большей или меньшей отчетливостью пронизывает большинство пьес драматурга. Среди исторических пьес Островского, которые не так часто попадают в поле зрения исследователей, мы также находим интересный образец этого жанра. Это комедия в стихах «Комик XVII столетия», созданная и поставленная в театре в 1872 году. Пьеса посвящена рождению русского театра, которому в октябре 1872 года исполнялось двести лет. Для А.Н. Островского, посвятившего театру всю свою жизнь, это было значительное историческое событие.
Пьеса «Комик XVII столетия» полностью удовлетворяет жанру комедии. В ней доминирует комический пафос, который возникает из сущности порождающего его конфликта - бытового. Он строится на двух интригах - любовной и семейной. Домостроевская мораль старшего поколения сталкивается с интуитивной тягой молодого поколения к чему-то новому, неизведанному. Молодой писец Яков Кочетов согласился обучаться «неслыханному действу» - актерскому мастерству Узнав, какова новая служба, он решил, что по глупости угодил в скоморохи. Якова раздирают противоречия. Его неодолимо тянет к веселому искусству «комидии», но в то же время он воспринимает его как греховное и страшится проклятия отца:
Да так-то хорошо,
Что, кажется, кабы не грех великий,
Не страх отца... Вот так тебя и тянет, Мерещится и ночью [4, с. 312].
Яков боится признаться суровому отцу как в том, какую службу ему навязали, так и в том, что он бегает с нее:
Житье мое проклятое: из дома
Ни в праздник мне, ни в будни ходу нет;
Украдкой я, как пес из подворотни,
На вольный свет гляжу. В приказе разве Обмолвишься веселым словом; дома
Не смею рта разинуть; с постной рожей Молчальником брожу, повеся нос [4, с. 310].
В вечный конфликт отцов и детей драматургом мастерски вплетена любовная интрига - легкая, лишенная драматизма и напряжения. Юмор, составляющий неотъемлемую часть жизни молодого поколения в пьесе А.Н. Островского, создает ощущение, что разрешение этой интриги не может быть неблагополучным. Благодаря творческому началу в характере русского человека русская культура и очищается от косности.
Кульминации конфликт достигает в момент, когда две интриги обнаруживают точку соприкосновения. Старый подьячий Клушин желает сосватать Наталью и, придя с челобитьем к боярину Матвееву, становится «пробным» зрителем интермедии из первого спектакля «Эсфирь», в котором участвует Яков. Узнав, что Наталья сосватана за Якова, Клу-шин рассказывает старому Кочетову о новой службе сына, которую он тоже принял за скоморошество.
Существенная черта жанра комедии - благополучная развязка. По замечанию А.Л. Штейна, «комедия возникает не только тогда, когда художник видит противоречия жизни». Необходима «реальная или утопическая вера в то, что эти противоречия можно разрешить в благоприятном для добра и справедливости духе» [8, с. 320]. Убеждение в том, что несмотря ни на что добиться счастья и справедливости возможно, - важная предпосылка жанра комедии. Реализацию счастливой развязки мы обнаружим в «Комике XVII столетия». Бытовой конфликт разрешается благополучно. В семье Якова восстановлен мир и спокойствие. Для старого Кочетова «царское веленье» и «боярская воля» многое значат. Почет и жалование комедиантам, уважение их «отцам», рассказ о новой почетной службе «в глазах царя» убедили Кочетова, что учат ребят не скоморошеству. Находчивость Натальи разрешает любовную интригу. Она разыгрывает роль, притворяясь согрешившей с Яковом, которого нашли в ее светлице. На причитания матери и ее уговоры отпираться от сказанного отве-
© Никонова Н.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
97
чает: «Не знаю, хмельна была». После такого «стыда» мать сама желает поскорее «сбыть Наталью с рук» Кочетовым.
В комедии А.Н. Островского мы выявим еще ряд признаков данного жанра: преобладание диалога над монологом, а также действия над словом; неизменность характеров комедийных персонажей с ходом событий; «насыщенная игровая канва» [7, с. 216]. А.Н. Островский изображает комедию самой жизни, те ее стороны, которым неизменно сопутствует игра. Он ищет композиционные приемы введения этой игры в комедию. Важное место занимают персонажи, которые играют и шутят. Игровые элементы представлены комическим рукобитьем и «игрой» в риторов Кочетова и Клушина, комической ролью Наташи, игрой в лицах Якова Кочетова «про бытье-житье домашнее» и комической сценкой-диалогом «Цыган и лекарь». Персонажи выражают свои взгляды не в пространных монологах, а поведением, репликами-реакциями на слова других героев в бытовых сценках.
Жанр комедии предполагает сюжет вымышленный, как правило, связанный с жизнью обыденной. Историческая комедия А.Н. Островского не станет исключением. Исторически достоверные события в «Комике XVII столетия» дают толчок бытовому поверхностному конфликту, но прямо в него не введены. То же можно сказать и об исторических именах.
Все исторические произведения А.Н. Островского призваны не просто передать колорит эпохи на подходящем историческом материале, но воссоздать мировоззрение человека эпохи, поднять проблемы, волнующие его. Пьеса «Комик XVII столетия», будучи комедией, в то же время открывает зрителю глубокие, далеко не комедийные противоречия в мировосприятии человека того времени, изменение его взгляда на мир. Бытовой комедийный конфликт вырастает на почве серьезных, глубинных противоречий русской жизни и культуры. Это позволяет отнести пьесу «Комик XVII столетия» к жанру «серьезной» комедии.
Глубинный конфликт, на почве которого возникает в комедии «Комик XVII столетия» конфликт бытовой, - противоречие и столкновение нового и старого в сфере морали, культуры, быта. А.Н. Островский показывает обострение этого вечного в человеческой жизни конфликта в момент возникновения нового культурного явления - театра. Молодой человек Яков Кочетов переживает внутреннюю борьбу: с одной стороны, воспитание в духе домостроя, с другой - стихийная тяга к искусству, рост культурных потребностей русского общества.
Драматург воссоздает момент рождения первой в России сцены. Изображая условия, в которых рождался русский театр, А.Н. Островский «утверждает его великое значение как школы жизни, как суда над пороками, несправедливостью, как восхваление людей и дел, достойных подражания» [5,
с. 134]. Устами одного из героев пьесы А.Н. Островский выражает свои мысли о роли комедии и театрального искусства в целом:
... В душе у человека,
В числе даров господних есть один Спасительный: порочное и злое Смешным казать, давать на посмеянье,
Величие родной земли героев Восхваливать и честно и похвально;
Но больше честь, достойно большей славы Учить людей, изображая нравы [4, с. 362].
Возникновение театра - это обогащение русской культуры, но происходит оно не без борьбы. В момент, воссозданный А.Н. Островским в комедии, победу одерживают силы, ратующие за развитие. Вместе с тем драматург знает, что, несмотря на старания боярина Матвеева, театр будет заброшен. Эти будущие противоречия заложены в эпилоге комедии и не дают полностью реализоваться «счастливой развязке». Бояре, окружающие Матвеева и Грегори, не понимают, чем театр отличается от простого скоморошества, не верят, что у нового «действа» есть будущее в России: «Ну, это брат в других землях ведется, / У нас не так» [4, с. 362].
Таким образом, счастливая развязка как жанровый признак присутствует в исторической комедии А.Н. Островского с оговоркой. По замечанию А.И. Журавлевой, «поэтика счастливых концов в драматургии А.Н. Островского весьма сложна и разнообразна, а благополучный конец часто оказывается далек от традиционного понятия “счастливый конец”» [1, с.46-47]. Бытовой внешний конфликт пьесы разрешается благополучно, а противоречия, глубинные, некомедийные, далеки от преодоления. Думающий зритель чувствует, что перемены только начались - предстоит еще долгая борьба за театр. Следовательно, движение от дисгармонии к гармонии, свойственное традиционной комедии, в исторической комедии А.Н. Островского мы не наблюдаем как однозначное.
Грусть самого А.Н. Островского чувствуется в словах его героя боярина Матвеева:
...Иль мало
Ругают нас бояре, так и ловят Поймать у нас хоть малую оплошку,
Царю донесть и делу помешать (...)
Помехи, вижу, много
Со всех сторон: кто с умыслом, кто спросту Мутит народ, по всей Москве разносит,
Что будто мы готовим государю Бесовскую потеху [4, с. 335-336].
Подспудный драматический конфликт, который не находит благополучного разрешения, казалось бы, должен вывести пьесу за пределы жанра комедии, но целостное восприятие произведения показывает, что такое отклонение не приводит к нивелировке комедийного пафоса. Жизнеутверждающий пафос пронизывает эту праздничную пьесу благодаря тому, что театр, несмотря на все трудности, займет прочное место в русской культуре. При-
чина - в «художественной одаренности народа, в его природном артистизме и юморе» [3, с. 535]. Поэтому главным героем комедии у А.Н. Островского станет не боярин Матвеев, многое сделавший для становления театра, а простой человек, который тянется к новому, но пока не понимает значения этого нового. А.Н. Островский всегда был уверен, что «русский народ особенно артистически одарен»: «Нет почти ни одного явления в народной жизни, которое не было бы схвачено народным сознанием и очерчено бойким живым словом (...) Такой народ должен производить комиков и писателей и исполнителей», - писал драматург в начале 60-х годов [цит. по: 3, с. 535].
Бытовой фон, всегда играющий большую роль в жанре комедии, А.Н. Островский превращает в проводника своих сокровенных мыслей о значении театрального искусства в русской культуре. Сам быт русского народа, воссозданный драматургом в пьесе на примере одной семьи, пронизан комическим пафосом. А.Н. Островский убеждает зрителя, что комедия - это неотъемлемая часть жизни русского народа, национального мировосприятия. В настоящий комедийный спектакль превращаются переговоры о приданом Кочетовых с матерью Натальи. Наталья разыгрывает перед матерью и Кочетовым комическую роль, чтобы скомпрометировать себя и сделать неизбежным свой брак с Яковом.
А.И. Журавлева предлагает различать два типа комедии у А.Н. Островского - высокую народную комедию и нравоописательную народную комедию. В первом типе интерес сосредоточен на фабуле. Герои изначально ясны, но «даны в отношениях с меняющейся, текущей, обновляющейся жизнью». Во втором типе интерес сосредоточен на самих «типах», а фабула «как бы дробится, подчиняясь задаче возможно полнее дать проявиться типам» [2, с. 115]. Историческую комедию «Комик XVII столетия» мы должны отнести к первому типу. Пьеса посвящена событию - рождению первой русской сцены, и именно этот момент и разворачивающиеся на его фоне события, а не человеческие типы, оказываются в центре внимания драматурга и зрителей.
Жанровая разновидность комедий А.Н. Островского получила наименование «народной» не случайно: все проблемы, которые в них поднимались, так или иначе были связаны с поисками драматургом разгадки русского национального характера, тайны своеобразия русской культуры. По обобщающему суждению Н.И. Савушкиной, они «заключали сокровенные мысли драматурга о русском народе, национальном своеобразии его облика, быта, истории, наконец, о необходимости культурного развития России, лучшим средством которого А.Н. Островский считал национальный демократический театр» [6, с. 3].
Богатый материал для поисков и размышлений о русской истории и русском человеке давал драматургу фольклор. Обращение к устному народному творчеству у А.Н. Островского выражается не только в том, что в пьесах есть переклички и прямые заимствования из фольклора, но прежде всего в принципе обобщения жизненных явлений. События оцениваются с точки зрения народной нравственности.
Комический характер в пьесе А.Н. Островского представляет собой вовсе не осмеянный, обличенный персонифицированный порок. Носителем комического выступает живой национальный характер. Комическое в нем соединяется не с сатирическим началом, а с мягким юмором, который, как «категория жизнеутверждающая», «через противоречия и дисгармонии раскрывает в смешном персонаже человеческое» [8, с. 320]. Комический герой А.Н. Островского самобытен, глубоко национален, что в сочетании со своеобразием природы комического в его решении придает ему определенное обаяние в глазах зрителя. Схематизм, свойственный характерам традиционной комедии, которые выступают чаще как типы, отступает в пьесе «Комик XVII столетия». Легкий юмор вместо сатирического обличения сопровождает пороки, недостатки героев. У А.Н. Островского нет отрицательных персонажей, искаженных характеров и противопоставленного им идеала, а есть лишь естественная, самобытная жизнь русского народа в ее историческом развитии. При этом внимание драматурга сосредоточено не на социальной среде, а на тайнах национального характера, не на сиюминутных настроениях общества в ту или иную эпоху, а в непреложных вечных загадках русской души. Разгадке их способствует сам жанр комедии, в котором силен бытовой колорит, скрывающий в себе многие национальные черты. Мягкий комизм, переплетение случайностей и игровая стихия осознаются как неотъемлемая часть русского национального характера, которая и позволяет русской культуре идти своим особым путем, естественным образом преодолевая косность, предрассудки. Умение русского народа посмеяться добрым смехом над собой же предстает в комедии как национальная черта.
Своеобразие в жанровое решение «Комика» привносит и то, что эта пьеса предназначена для праздничной постановки. В такие дни театр полон простыми людьми, для которых спектакль редкое и надолго запоминающееся впечатление. Для А.Н. Островского было важно, чтобы такие зрители уходили из театра духовно обогащенными.
А.Н. Островский считал ценнейшей чертой театрального искусства - народность. В праздничных постановках эта черта реализовалась с максимальной полнотой. Поэтому драматург придавал большое значение подобным своим произведениям
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
99
и вкладывал в них самые сокровенные свои мысли. Он считал, что «они должны будить мысль, <.> стать источником умственного и нравственного развития зрителя» [3, с. 534]. Серьезные мысли, которые драматург стремился донести до простого, рядового человека, облекались им в доступную форму комического. Целью комического жанра для А.Н. Островского, бесспорно, оставалось исправление нравов, но он считал, что добиться этого одним обличением невозможно. Человеку важно показать не только то дурное, что водится за ним, но и все хорошее, что в нем есть.
Библиографический список
1. ЖуравлеваА.И. Драматургия А.Н. Островского. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 103 с.
2. Журавлева А.И. Островский - комедиограф. -М.: Изд-во МГУ, 1981. - 216 с.
3. Лотман Л.М. Стихотворная драматургия
A.Н. Островского (1861-1865) // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. / под общ. ред. Г.И. Владыкина, И.В. Ильинского, В.Я. Лакшина и др. - Т. 7. -С. 520-542.
4. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. / под общ. ред. Г.И. Владыкина, И.В. Ильинского,
B.Я. Лакшина и др. - М.: Искусство, 1976. - Т. 7. -604 с.
5. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. - М.: Просвещение, 1974. - 334 с.
6. Савушкина Н.И. Русская народная драма в интерпретации А.Н. Островского // Вестн. Моск. унта. Сер. 9: «Филология». - 1991. - № 3. - С. 3-13.
7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.
8. Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. -М.: Юрид. лит., 1990. - 336 с.