Genre and dramaturgy of mugham-opera — studying paradigms
Section 2. Study of art
Mammadova Rubaba Maharram, Azerbaijan National Conservatory, postgraduate student, the Faculty of Musicology E-mail: [email protected]
Genre and dramaturgy of mugham-opera — studying paradigms
Abstract: Observing the problems of researching genre and dramaturgy of mugham-opera is the main object of this research. In an historic-theoretical context are consider genre and dramaturgic features of the organisation of mugham-opera.
Keywords: Key words: mugham-opera, dramaturgy, lyric opera.
Мамедова Рубаба Магеррам кызы, Азербайджанская Национальная Консерватория аспирант, музыковедческий факультет E-mail: [email protected]
Жанр и драматургия мугамной оперы — парадигмы изучения
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с изучением жанра и драматургии мугамных опер. В историко-теоретическом контексте рассматриваются особенности жанровой и драматургический организации мугамных опер.
Ключевые слова: опера-мугам, драматургия, лирическая опера.
Основа, составляющей принципа формирования лирической оперы — является лирический образный строй оперы, лирическая основа. Под понятием «лирическая основа» мы подразумеваем раскрытие в опере, внутреннего мира героя (героев) — переживания, ожидания, мотивирующие его (их) поступки. Даже при использовании в качестве сюжетной канвы шедевры мировой литературы, опера утрачивает глубокую философскую идею произведения, выдвигая на первый план любовную драму.
Как в эпической опере, принцип организации лирической оперы является диалектическая взаимосвязь номерного и сквозного принципов — свойство, получающее иное воплощение по сравнению с эпической драматургией. В лирической опере, вместо гипертрофированных построений «большой» оперы (развитыми хоровыми сценами и ансамблями), номерной принцип реализуется через романс, каватина, баллада, ариозо, то есть сугубо камерными сценическими формами. В них отражается краткий миг, мгновение переживаемого героем (героями) чувства, которое, обладая определенной архитектонической завершенностью (поскольку оно высказывается, излагаясь в «рамках» времени), связано с раскрытием симультантного состояния. Сквозной принцип связан с различными д иалогическими и жанрово-бытовыми сценами. Благодаря нему происходит активное продвижение линии сюжет канвы, интриги оперы.
Как известно, термин «мугам-опера», как разновидность нового жанра в опере, сочетающий структуру классической оперы с сольной вокальной имровизацией (мугамом) на стихи впервые вошёл в музыкознание для определения жанровой основы оперы У Гаджибейли «Лейли и Меджнун» (по мотивам одноимённой поэмы М. Физули). Несмотря на то, что в основу мугамных опер азербайджанских композиторов составляет эпико-романтическая «ветвь» поэзии Востока, однако преобладание ярко выраженного лирического начала, которое проявляет себя главным образом в гуманистической направленности основы сюжетной канвы, где главной темой является побеждающая сила любви, позволяет нам причислить мугам-ные оперы к жанру лирической оперы.
Композиция лирического произведения, как известно, также отличается свободой, однако эта свобода несколько иного плана. Если в эпосе она возникает в результате нарушения повествования путём «вторжения» разного рода вставок или отступления, то в лирическом произведении «эффект свободы» в развитии сюжетной канвы связан с воспроизведением непосредственного, ничем не скованного течения размышлений и переживания лирического героя.
Лирические тенденции мугамных опер проявляется через сольные номера-портреты или хоровых номеров, отражающих моменты внутреннего состояния героев, воспроизводящие модус того или иного эмоционального
7
Section 2. Study of art
состояния-размышления; эпизоды внешнего отстранения, возникающие на протяжении развития действия имеющих важную драматургическую роль — предвосхищая сценические действия или косвенно раскрывая мысли, мотивы поступков героя (героев). Например, хор девушек «Ax§am oldu» («Вечер настал») из оперы «Асли и Керем» У Гад-жибейли, на первый взгляд, данный хор производит впечатление вставного номера, выполняющего фоново — бытовую функцию (здесь, в вечерней девичьей песне поётся о печальной женской доле в семье нелюбимого мужа). В действительности же хор играет важную роль в драматургии оперы — эмоционально предвещает трагическую развязку оперы. А хор девушек «Образ тот с любимой схож» из оперы «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли, раскрывающий виденье Мед-жнуна в облаках образа любимой Лейли, углубляет психологическую характеристику главного героя. Боль Меджнуна не утихла, она даже усилилась, сделалась ещё глубже, но миру безысходного мрака и скорби противопоставляется мир больших человеческих переживаний, поэтической грезы.
Следует отметить, что данный драматургический приём, введённый У Гаджибейли в своих мугамных операх — метод предвосхищения, направляя слушателей в определённое русло образных ожиданий — широко использовался впоследствии в лирических операх азербайджанских композиторов. В качестве примера приведём оперу «Багадур и Сона» С. Алескерова — первое грустное ариозо Соны и её центральна ария во второй картине, в которой раскрывается её тревога, предчувствие трагедии.
Как и в лирической опере, основой движения сюжетно-фабульного действия мугамных опер становятся
ансамблевые номера (в основном через дуэты — например, дуэт Лейли с матерью, дуэт Лейли с Ибн-Саламом из оперы «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли, дуэт Аслан шаха и Визиря из оперы «Шах Исмаил» М. Магомаева и т. п.).
Несмотря на то, что мы в целом относим мугамные оперы к жанру лирической оперы, по сути, данные оперы можно отнести к смешанному оперному жанру, в котором тесно переплелись лирическое начало (вышеуказанные признаки), эпической оперы (поэтическая основа сюжета и особый размеренный повествовательный тон развития сценического действия) и драматической оперы (наличия трёх обязательных начал: конфликта, единого действия и «драматического узла» обстоятельств и «событий, противоборствующих герою или группе лиц и одновременно разжигающих его желания» [1, 19]).
Если непосредственно рассматривать драматургическую структуру мугамных опер, то пятиактная опера «Лейли и Меджнун» стала своего рода образцом в плане построения мугамных опер, как в творчестве самого композитора, так и в творчестве других азербайджанских композиторов. В качестве примера приведём сравнительный анализ построения драматургии известных мугамных опер (табл. 1).
Пятиактная структура стала основополагающей и для мугамных опер композиторов «постгаджибековского периода». В качестве примера приведём структуру оперы «Скала невесты» Шафиги Ахундовой. Несмотря на то, что опера имеет два акта, структура оперы разделена на 5 картин — первый акт (две картины) и второй акт (три картины) (табл. 2).
Таблица 1. - Сравнительный анализ построения драматургии известных мугамных опер
Акты Опера «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли Опера «Асли и Керем» У. Гаджибейли Опера «Шах Исмаил» М. Магомаева
I акт Экспозиция главных героев, завязка действия Экспозиция главных героев, завязка основной линии конфликта (Асли и Керем — Гара кешиш) Экспозиция главного героя, завязка основной линии конфликта (Шах Исмаил — Аслан Шах)
II акт Дальнейшее развития экспозиции (неудачное сватовство Меджнуна) Дальнейшее развития экспозиции (бегство Гара кешиша с дочерью в Исфаган) Развитие лирической линии сюжета (Встреча Шаха Исмаила с Гюльзар)
III акт Центральное действие в раскрытии образа главного героя (Меджнун в пустыне) Центральное действие в раскрытии образа главного героя (Странствование Керема) Центральное действие в раскрытии образа главного героя и введение нового персонажа — Араб-Зенги
IV акт Кульминация, усиление конфликта (отказ Меджнуна от Лейли и смерть последней) Усиление конфликтного начала (встреча Асли и Керема, гнев Гара кешиша) Лирическая кульминация (спасение Гюльзар)
V акт Развязка действия (смерть Меджнуна на могиле Лейли) Кульминация и развязка действия (соединение влюблённых, проклятие Гара кешиша и смерть влюблённых) Кульминация и развязка действия (смерть Аслан шаха и восхождение Исмаила на трон)
Подытоживая вышесказанное, отметим, что, взаимодействие лирического и драматического начал в мугамной опере также является важной закономерностью, свойственной драматургии жанра. Драматическая направленность, присутствующая в лирической опере, определяет
и распределяет направление и непрерывный «ток» сценического действия. Лирическое и драматическое начало в мугамных операх порой столь тесно переплетаются между собой, что можно говорить о смешенном типе - лирикодраматической опере.
8
Art-acoustic realization of the author’s composition based on its interpretation (on the example of the Second Concerto...
Таблица 2. - Структура оперы «Скала невесты» Шафиги Ахундовой
I акт 1 картина Экспозиция главных героев, завязка основной линии любовного конфликта (Гюльбахар - Джамал - Хан)
2 картина Дальнейшее развития экспозиции (сцена заговора против Джамала)
II акт 3 картина Центральное действие (Свадьба Гюльбахар и Джамала, прерываемая поручением хана)
4 картина Усиление конфликтного начала (Неприятие Гюльбахар любовного признания хана, её пленение, возвращение Джамала)
5 картина Кульминация и развязка действия (убийство Гюльбахар Хана, смерть Гюльбахар)
Список литературы:
1. Волькенштейн В. Драматургия - М.: Советский писатель, 1969.
Siryatskaya Tatyana Aleksandrovna, the Kharkov national university of arts I. P. Kotlyarevsky, PhD, Associate Professor, Department of general piano
E-mail: [email protected]
Art-acoustic realization of the author’s composition based on its interpretation (on the example of the Second Concerto for piano and orchestra by R. Shchedrin)
Abstract: the article considers the peculiarities of performing activities in the context of artistic and acoustic realization of the author’s composition based on its interpretation. As an example, the author suggests the Second concert R. Shchedrin.
Keywords: musical interpretation, composer-performing arts, piano, performing techniques.
Сирятская Татьяна Александровна, Харьковский национальный университет имени И. П. Котляревского, к. искусствоведения, доцент, доцент кафедры специального фортепиано
E-mail: [email protected]
Художественно-акустическая реализация авторской композиции на основе ее интерпретации (на примере Второго концерта для фортепиано с оркестром Р. Щедрина)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности исполнительской деятельности в контексте художественно-акустической реализации авторской композиции на основе ее интерпретации. В качестве примера автором предложен Второй концерт Р. Щедрина.
Ключевые слова: исполнительская интерпретация, композиторско-исполнительское творчество, фортепиано, исполнительские приемы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном арт-пространстве с усложнением художественно-коммуникативных процессов возникает проблема переосмысления роли интерпретатора в звуковой реализации художественного замысла музыкального произведения. Новые критерии музыкального языка, формы, жанра, стиля и музыкального мышления композитора формируют новую парадигму современной исполнительськой интерпретации.
Для современного исполнителя-интерпретатора важно понимать музыкально-исполнительский процесс как единство композиционных, семантических и исполни-
тельских средств реализации звукообразной концепции музыкального произведения.
Таким образом, проблема исследования роли исполнителя-интерпретатора в системе трансформации культурных парадигм последней трети ХХ - начала ХХ1 вв. является актуальной и требует детального исследования.
В статье сделана попытка раскрыть художественно -акустическую реализацию авторской композиции на основе ее интерпретации. В качестве интерпретатора выбран известный пианист Денис Мацуев, которому Р. Щедрин сам предложил исполнить концерт на юбилейном вечере,
9