ИСТОРИЯ
УДК 94(470.620)«03/05» ББК 63.3(235.7)4 Б 34
Б.Х. Бгажноков,
доктор исторических наук, заведующий сектором древней истории и археологии Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН, г. Нальчик, тел.: +79187268191, e-mail: bbarasbi@ yandex.ru
ЖАНЕЕВЦЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА (IV-VI ВВ.)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о переселении значительной части санигов из районов Закавказья на северо-западные отроги Главного Кавказского хребта. Судя по данным Певтингеровой карты, оно состоялось в конце III - начале IV вв. Отмечается, что из части санигов, оставшихся на прежнем месте, сформировалась в период Средневековья отдельная зихская общность под названием садзов (джихов, джигетов - Б.Б.). Она заняла важное место в чер-кесско-абхазской контактной зоне. Показано, что саниги, переселившиеся на Северный Кавказ, вошли в состав Зихии под именем жанеевцев и занимали сначала территорию в окрестностях Никопсиса, Джубги, а затем продвинулись на северо-запад до Цемеза и Абрау-Дюрсо, оттеснив готов и гуннов к Кубани и Дону. При этом река Жанэ к югу от современного Геленджика получила свое название по имени, которое было дано санигам в Западной Черкесии. Уделено внимание обряду трупосожжения, который был привнесен на Северный Кавказ, по всей видимости, санигами и практиковался в этих районах также готами.
Ключевые слова: Восточное Причерноморье, Кавказский хребет, Северный Кавказ, саниги, зихи, жанеевцы, готы, гунны.
B.Kh. Bgazhnokov,
Doctor of Historical Sciences, Head of Department of Ancient History and Archeology, Institute of Humanitarian Researches, Kabardino-Balkarian Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Nalchik, ph.: 79187268191, e-mail: [email protected]
ZHANEEVETS IN HISTORICAL GEOGRAPHY OF THE NORTHWEST CAUCASUS (THE 4-6TH CENTURIES)
Abstract. This study aims to explore resettlement of a considerable part of Sanigs (the people well-known according to messages of antique writers - B.B.) from the areas of Transcaucasia to northwest spurs of Greater Caucasus Range. Judging by data of the Pevtingerovy map, it took place in the late 3rd and in the early 4th centuries. The part of Sanigs which remained on the former place created in the period of the Middle Ages the Zikhsky separate community under the name of Sadz (Dzhikhs, Dzhigits - B.B.), which took the important place in the Circassian-Abkhazian contact zone. Sanigs who moved into the North Caucasus formed Zikhiya's part under a name of Zhaneevets and occupied at first the territory in the neighborhood of Nikopsis and
Dzhubga. Then they advanced to the northwest to Tsemez and Abrau-Durso, having pushed the Goths and Huns out to Kuban and Don. At that time, the Zhane River to the south of modern Gelendzhik received its name which was given by Sanigs in the Western Circassia. Attention is paid to a ceremony of cremation, which was introduced into the North Caucasus, most likely, by Sanigs and practiced in these areas by the Goths as well.
Keywords: East Black Sea Coast, Caucasian ridge, North Caucasus, Sanigs, Zikh, Zhaneevets, Goths, Huns, migration.
Жанеевцы по своему происхождению - древние саниги (санники, саны - Б.Б.), народ, который в I в. н.э. занимал берег Черного моря от Диоскуриады (Сухуми) до Питиун-та (Пицунда) и затем еще дальше до северо-западных отрогов Главного Кавказского хребта. О том, что ранняя история жанеевцев связана с санигами, писали Ад. Берже, Л.И. Лавров, Н.Г. Волкова. Это мнение, как наиболее обоснованное, было нами поддержано с учетом материалов античного и последующего времени, свидетельствующих в пользу такой постановки вопроса [1].
По данным Певтингеровой карты и по сведениям Прокопия Кеса-рийского, в вв. саниги мигри-
ровали на север и поселились на северо-западных отрогах Большого Кавказа, в район к северу от Туапсе.
По нашему мнению, группа са-нигов, наиболее тесно связанная с абазгами и апсилами, все же осталась на прежнем месте. Уже в период раннего Средневековья она сформировалась как отдельная зихская в своей основе общность под названием садзов у абхазо-адыгских обществ и джиков/джихов или джигетов у грузинских племен. Этническое имя садз уже само по себе говорит нам о санигском происхождении данной общности. Оно состоит из двух корневых морфем, первая из которых - са восходит к этнониму «саниги», а вторая - дз к семантеме дзэ - «множество», «общность» (в абхазо-адыгских языках - Б.Б.), «сыновья», «потомки» (в грузинском языке - Б.Б.). Аналогичное разъяснение данного этнонима содержится также в книге Ш.Д. Инал-Ипа об этнической истории садзов [2; 94-95].
О санигском происхождении садзов свидетельствует, кроме всего сказанного, их язык. Судя по данным Эвлия Челеби, это по преимуществу зихский язык [3; 55]. Сообщается также, что садзы свободно говорили «на черкесском и абхазском языках» [3; 55], занимая вследствие этого (и по своему географическому положению - Б.Б.) важное место в чер-кесско-абхазской контактной зоне. В период Средневековья садзы-сани-ги располагались, по всей вероятности, по рекам Бзыбь, Псоу и Мзымта. Затем уже в конце XVII в. этнические границы садзов смещаются на север ближе к Сочи [3; 49-51].
Что же касается той части сани-гов, которые мигрировали на север, то, судя по Певтингеровой карте, перевалив через Главный Кавказский хребет, они оседают к югу от народа Сaucasi, иначе говоря, к югу от страны касов, каукасов ^aucas!) или черкесов, там, где в это время были расположены синды, псаканы, аланы, аорсы, амазонки и другие северокавказские народы (рис. 1). Этноним Sannigae, пишет в данной связи А.В. Подосинов, «надписан южнее надписи Сaucasi и севернее западных отрогов большого горного массива (очевидно, Большого Кавказа)» [4]. Это означает, что первоначально саниги осели в районе северо-восточных окрестностей Туапсе, то есть в горах, а не на морском побережье. И лишь впоследствии, вытеснив римлян и других завоевателей, заняли берега Черного моря к северо-западу от Туапсе.
Учитывая, что основа Певтин-геровой карты создавалась в конце III в. [5], можно предположить, что переселение санигов на северный
Рис. 1. Фрагмент Певтингеровой карты с локализацией санигов в северной части Западного Кавказа по соседству с кавкасами, синдами, аорсами, амазонками и др.
склон Кавказского хребта произо-шлоуже тогда,в конце III в.,во всяком случае,не позднее1У в.,во есть звдолго доообытий V3 в., озисыеа, емых
этом зйидетелествует з нтее^с^з^се^в^-нве на -Вцтьиегеровкарте зпниае-ская номенклосурв северо-запанцсц го Кавказа (синды, аорсы, амазонки, псаканы и др. - Б.Б.), которая уже но мозла йедщзятьст о ньицм виде даже в IV-V тв. Одним словом, сонец П1 — наоалт °[V ос.являются нап.о-
ориентироввеной дацой с аноцтв впЗекцв-
ло^зтьня
По всей видимости, это была вынужденная миграция, вызванная главным образом экспансией рим-лон° нх стремлениом подчиниць вебе нцселение .ентрарьно0 запои Вне-точц^о^в^ц)зВоЕ^чнп^с^в^с^В^^л. Насваедо: запцдной оцсеецности Kaвкaзcквго xязбсее окружезо и бцицкооодствен-зз1х ту^е^мс^^х племенсанигиоОпе-лиооеНуду т не-ит- содинуВслее за этим начинается новаястраница истории древних санигов как одно-вз из сзиыц влиотепьныссредае-ве «овых народов Северо-Западного Казназт ооо назаеаием осота ози жанеезцее.
Сочиненче Прюкопин Ктцарио-скоип «енйез. о готами» заслужизио ет в этой связи особого внимания. В
нем отражена в общих чертах этническая ситуация Западного Кавказа перкой половизы VI в., оеределена, в тим числе, лсктлизацио саин гов кс севеанчл скпояс Кавказского чребтм к сяверу от вчимон 3ичиит
«От ноедеиами аСасюов до Кавказского иуобта, и пишео Пронвпий, - живут брухи, находясь между абасгов и алан. По берегу же Понта Эвксааскога утвердились змки. В древности эмчм зехам римечийим-п»ратон натначил царя; тенснь кт эти тмасары по в чемуже не птвк-нуются римлямам.За ним» жизут сагимы; примтрскоИ же чмзтью их страны издревле владели римляне» [6; 383]. Отмечается также, что к северу от зихов и сагинов до «Меот-скогт стоотт» (Асктикязс моаи) и до реаи ТанаооКДон) живут гунчы и от-деозлые группы готов [6; 484].
Ясно, что Прокопий наза1ваее здесо стгичамм пнишгдшихна Северный Кавклт из Затавктечч сама-гят;а не какой-кибо иитй народ. Тем более что о санигах (санах) на северном склоне Кавказского хребта, в окрестнзстяхНикопсиса, смеются сведения во многих других источ-ничал, в зом чисоеи в чткмкоизах домонеоаьского периода] Начоимчрт яСотом сказано а грузапткяй хутни-ке «З^я^с^с^г^^^^к о восхваленик сонлт-носцеяс, кизззсточм тюжетео »ом,
как мегрельский правитель Вардан Дадиани мобилизовал жителей Западного Кавказа до Никопсии, в том числе «санигов и кашагов», выступить против царицы Тамары и возвести на грузинский престол ее мужа Юрия Андреевича (сына Андрея Боголюбского и внука Юрия Долгорукого - Б.Б.). Вардан Дади-ани, читаем мы в хронике, «собрал всю Сванетию, Абхазию, Эгерию с Гурией, Самокалако, Рачу-Таквери и Аргвети и, присоединив санигов и кашаков, заставил дидебулов и военных этих земель присягнуть русскому князю в старании возвести его на трон» [7; 264].
Этот пассаж позволяет считать, что во второй половине XII в. сани-ги занимали берег Черного моря в окрестностях Никопсии по соседству с родственными кашагами (кассами, касогами, черкесами - Б.Б.). Иными словами, в этом отношении мало что изменилось за семь-восемь столетий после первых упоминаний санигов в этих местах, содержащихся в Певтингеровой карте и в трудах Прокопия Кесарийского. Видимо, таким же было положение санигов и в X в., когда этническую ситуацию на Западном Кавказе описывал византийский император Константин Багрянородный. Правда, он сообщает о размещении в районе Никопсии зихов и Зихии, не вычленяя сани-гов из общей массы зихских племен. Взгляд из Грузии, в отличие от этого, был более детальным и разборчивым, опираясь на лучшее знание истории санигов и их места в среде зихов и адыгских племен в целом.
Возвращаясь к приведенным выше сообщениям Прокопия Ке-сарийского, следует отметить, что здесь представлена широкая панорама внутренних и внешних связей народов Восточного Причерноморья, содержится, в том числе, важная информация о зихах и санигах как о родственных племенах единой и большой страны. Речь идет, одним словом, о Зихии, о легендарной, известной еще по описаниям Страбона
и Тацита, стране скептухов-скипе-троносцев, искусных мореходов и пиратов, совершавших (управляя своими боевыми лодками камарами - адыг. къуашъомарэ - Б.Б.) разбойничьи нападения на проплывающие корабли, на города и порты Восточного Причерноморья.
Итак, переселившись на Северный Кавказ в конце III - начале IV в., саниги занимали, по всей видимости, район за Туапсе близ Ни-копсиса, Джубги, а затем постепенно в течение длительного времени расширяли свою территорию до реки Жанэ, южнее современного Геленджика и еще дальше - до Цеме-за, Абрау-Дюрсо, Анапы. При этом река Жанэ с множеством дольменов по ее берегам, по всей вероятности, получила свое название по имени (жанэ), которое было дано санигам (санам) в Зихии и Западной Черке-сии. Объединившись с зихами, они вышли из-под влияния рухнувшей Западно-Римской империи. И, как видно, еще не подчинились ее преемнице Византии. Прокопий Кеса-рийский, как мы убедились, прямо на это указывает: «В древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем уже не повинуются римлянам».
Власть Рима над Зихией была, вообще говоря, всегда лишь номинальной и недостаточно прочной. Видимо, это лишило зихов поддержки со стороны римлян во время нашествия остготов в 230-250 гг. и гуннов в 371 г. Этим завоевателям удалось на некоторое, сравнительно короткое, время вытеснить зихов из северных территорий страны, из окрестностей современного Новороссийска, Геленджика, Джубги. Но затем под давлением зихов и сани-гов готы и гунны были вынуждены отступить к Тамани, устью Кубани и Дона. Расположившись на северных границах зихских земель, Жа-нетия стала здесь форпостом Зихии, надежно защищавшим страну от дальнейшего продвижения и вторжения кочевников. В VI в., судя по
описаниям Прокопия Кесарийского, в окрестностях Туапсе, Геленджика и Цемеза уже господствовали зихи и саниги. Во всяком случае, гунны и готы уже не были преобладающим населением в этом регионе и были оттеснены к Тамани и Восточному Приазовью.
Вне всякого сомнения, это стало возможным благодаря усилению военной мощи зихов за счет пришедших с Закавказья и присоединившихся к ним санигов.
Особо следует сказать о том, что при участии саниго-зихов в этих районах сформировался в ^-У вв. и практиковался затем вплоть до Х!У-ХУ вв. обряд трупосожжения, распространившийся на всем Северо-Западном Кавказе на родственных зихским народам кашаков (ка-сов, касогов). При этом наиболее полно кремационные погребения были представлены в Причерноморье, в районах, где жили саниги, которые, надо полагать, и принесли с собой данный обряд из Закавказья. По данным Е.П. Алексеевой, из известных ей 29 могильников с тру-посожжением на Северо-Западном Кавказе 20 могильников находилось в Причерноморье, в пространстве от Туапсе до Анапы [8; 36, 51-52], то есть там, где находились, вне всякого сомнения, саниги. Опровергая сомнительную гипотезу тюркского происхождения кремационных погребений Северо-Западного Кавказа [9; 198-208], это свидетельствует о предпочтительности концепции кавказских корней данного обряда, которая представлена в трудах Е.П. Алексеевой.
Но стойкость традиций кремационного обряда захоронения в Нижнем Закубанье связана, видимо, и с влиянием готов. Известно, что они также были носителями обряда трупосожжения и, по всей вероятности, длительное время жили в окрестностях Геленджика, находясь в постоянном контакте с местным
- зихско-санигским (жанеевским)
- населением. Подтверждением
готско-адыгского культурного взаимодействия являются результаты раскопок Борисовского могильника !У-УП вв., произведенного В.В. Саха-невым в 1914 г. [10]. По его мнению, ингумационные захоронения в этом могильнике принадлежат зихам, а кремационные - готам. Это свидетельствует в любом случае о близости или сближении религиозно-бытовых традиций зихского и готского населения в этом районе, о тесных контактах адыгов и готов, о межэтнической интеграции, перераставшей в ассимиляцию. Наглядным подтверждением этому служит обилие черкесских родовых фамилий с основой «гот»: Гъот, Хъот, Хъут, Гъут, Гъутэкъу, Гъут1э и др.
В заключении следует сказать, что данные о переселении большей части санигов из Закавказья на Северо-Западный Кавказ существенно меняют наши представления об этнической истории адыгов периода раннего Средневековья.
Во-первых, выясняется, что группа санигов, наиболее тесно связанная с абазгами и апсилами, осталась на прежнем месте и сформировалась как отдельная зихская в своей основе общность под названием садзов у абхазо-адыгских обществ и джиков/джихов или джиге-тов у грузинских племен.
Во-вторых, хорошо прослеживается и восстанавливается ранний период этнического развития сани-го-жанеевцев как одного из самых влиятельных зихских народов на Северном Кавказе.
В-третьих, становится более понятной общая картина процессов межэтнического и внутриэтниче-ского взаимодействия племен и народов Нижнего Закубанья в домонгольский период. Особенно касается это отношений санигов с готами, а также с родственными кашагами или кавкасами.
Преодолеваются, кроме того, некоторые досадные неточности и ошибочные представления об этнической географии и истории Северо-Западного
Кавказа. Среди них представление о тождественности санигов (сагинов) и хегаков (А.В. Гадло) [11; 70-71], зих-ских и касских (касожских) народностей, Зихии и Черкесии (С.Х. Хот-ко) [12], о тюркском происхождении кремационных захоронений в этом регионе и, соответственно, о возможности рассматривать кашаков (касо-гов) как одну из тюркских общностей (А.В. Пьянков).
Ранняя история жанеевцев проливает свет и помогает ответить на некоторые другие сложные вопросы истории Северо-Западного Кавказа, касающиеся, в том числе, и периода позднего Средневековья. Но это требует, однако, отдельного рассмотрения - в связи с историей Жанетии как одного из самых крупных и влиятельных княжеств Черкесии.
Примечания:
1. Бгажноков Б.Х. К культурной истории майкопско-анатолийских племен (гениохи и Гениохия) // Археология и этнология Северного Кавказа. Нальчик: Изд. отдел Кабардино-Балкарского ин-та гуманит. исслед., 2017. Вып. 7. С. 33-60.
2. Инал-Ипа Ш.Д. Садзы. Историко-этнографические очерки. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. 286 с.
3. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 3: Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983. 376 с.
4. Подосинов А.В. Восточная Европа в Римской картографической традиции. М.: Индрик, 2002. 488 с.
5. Ратман М. Певтингерова карта: состояние вопроса и перспективы дальнейшего исследования // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. Т. 12. С. 98-131.
6. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М.: Наука, 1950. 519 с.
7. Картлис Цховреба. История Грузии. Тбилиси: Артануджи, 2008. 456 с.
8. Алексеева Е.П. О происхождении абазин и расселении их в средние века // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ, 1980. С. 14-59.
9. Пьянков А.В. Касоги/касахи/кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа // Материалы и исследования по археологии Кубани. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2001. Вып. I. С. 198-208.
10. Саханев В.Б. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. // Известия археологической комиссии. М., 1914. Т. 56. С. 75-219.
11. Гадло А.В. К этнической истории адыгских племенных объединений (саги-ны - шегаки) // XIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа: тез. докл. Майкоп, 1984. С. 70-71.
12. Хотко С.Х. Черкесия: генезис, этнополитические связи со странами Восточной Европы и Ближнего Востока (XIII-XVI вв.). Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2017. 543 с.
References:
1. Bgazhnokov B.Kh. On the cultural history of Maikop-Anatolian tribes (Heniochi and Heniochia) // Archeology and ethnology of the North Caucasus. Iss. 7. Nalchik: Publishing Department of the Kabardino-Balkarian Institute for Humanitarian Studies, 2017. P. 33-60.
2. Inal-Ipa Sh.D. Sadzy. Historical and ethnographic essays. M.: Institute of Ethnology and Anthropology of RAS, 1995. 286 pp.
3. Evliya Chelebi. The Book of Travels. Iss. 3. Lands of Transcaucasia and adjacent regions of Asia Minor and Iran. M., 1983. 376 pp.
4. Podosinov A.V. Eastern Europe in the Roman cartographic tradition. M.: Indrik, 2002. 488 pp.
5. Ratmann M. Peutinger's Tabula: state of the issue and prospects for further research // Aristaeus. Bulletin of classical philology and ancient history 12. M.: Russian Foundation for Assistance to Education and Science. 2015. P. 98-131.
6. Procopius from Caesarea. War with Goths. M.: Nauka, 1950. 519 pp.
7. Kartlis Tskhovreba. History of Georgia. Tbilisi: Artanudzhi, 2008. 456 pp.
8. Alekseeva E.P. On the origin of the Abazins and their settlement in the Middle Ages // Problems of the ethnic history of the peoples of Karachay-Cherkessia. Cherkessk: Karachay-Circassian Research Institute, 1980. P. 14-59.
9. Pyankov A.V. Kasogi / Kasakhi / Kashaki of written sources and archaeological realities of the North-West Caucasus // Materials and studies on the archeology of the Kuban area. Iss. I. Krasnodar: Kub. State University, 2001. P. 198-208.
10. Sakhanev V.B. Excavations in the North Caucasus in 1911-1912 // News of the archaeological commission. Vol. 56. M., 1914. P. 75 - 219.
11. Gadlo A.V. On the ethnic history of the Adyghe tribal associations (Saginas - Shegaki) // The 13th Krupnov's readings on the archeology of the North Caucasus (abstracts). Maikop, 1984. P. 70-71.
12. Khotko S.Kh. Circassia: genesis, ethnopolitical relations with the countries of Eastern Europe and the Middle East (13th - 16th centuries). Maikop: Adyghe Rep. Publishing house, 2017. 543 pp.