Веса Хирвонен
Университет Восточной Финляндии vesa.hirvonen@uef.fi
ЖАН ЖЕРСОН ОБ ИСПОВЕДИ ДЕТЕЙ*
Жерсон поддерживал исповедь даже для довольно маленьких детей возраста 8-10 лет, так как, хотя и не в полной мере, они определенным образом использовали разум. Исповедь важна для них, потому что помимо всего прочего они узнавали через нее, что такое грехи, и получали освобождение от стыда.
Жерсон отстаивал доброе и любящее воспитание детей. По его словам, наставник должен сам стать ребенком, смеяться с детьми, болтать с ними, хвалить их и так далее, для того, чтобы быть дружелюбным. Только таким образом наставник может добиться успеха в отношениях с детьми, и убедить их, например, признаться в своих грехах.
В своих работах об исповеди Жерсон рассматривает молодых людей в качестве носителей сексуальности уже с их раннего детства. Они могут мастурбировать, что может привести к сексуальным отношениям с другими людьми, как с теми, которые принадлежат к их полу, так и иного пола. Взрослые должны быть осторожны, чтобы не дать им повода для сексуального поведения и не поощрять его каким-либо образом своим собственным примером.
Ключевые слова: ребенок, исповедь, Средневековье, Жан Жерсон, любовь, сексуальность
Vesa Hirvonen
University of Eastern Finland
JEAN GERSON ON CHILDREN'S CONFESSION
Gerson advocated confession from rather young children, even those aged 8-10, since, although not complete, they had some use of reason. Confession is important to them because among other things, through it they learn what sins are and get relief from shame.
Gerson emphasized a kind and loving formation of children. According to him, an instructor should even become a child himself, smile with the children, babble to them, praise them and so on, in order to be friendly. In this way the instructor may succeed with the children, get them, for instance, to confess their sins.
In his confession texts, Gerson considers young people as sexual beings, already from their early childhood. They may masturbate, and it may lead to sex with other people, either those belonging to the same or other sex. Adults should be careful not to give them any occasion for sexual behaviour or encourage it in any way by their own example.
Key words: child, confession, Middle Ages, Jean Gerson, love, sexuality Перевод с английского языка О. Э. Душина.
§ 1. Жерсон заботился о детях Жан Жерсон (1363-1429) был богословом и философом, который проявлял большой интерес к детям. Современники называли его «Доктор людей и Доктор маленьких детей» ("Le Docteur du people et le Docteur des petits enfants").1 Жерсона особенно интересовало моральное и религиозное образование детей.2 Более того, в своей карьере университетского преподавателя и администратора Жерсон работал в качестве научного руководителя молодых людей, которые были вовлечены в школу Парижа.3 Что касается его обязанностей, то Жерсон говорил, что его задача в том, чтобы спасти детей от ада, но добавлял, что он не забывал про свои особые обязанности Канцлера университета, так как он работал с детьми в свободное время.4
§ 2. Дети на исповеди Детская исповедь была той темой, которой Жерсон уделял особенно пристальное внимание. Средневековые богословы широко обсуждали её. Согласно Суламифь Шахар, «...среди священников не было единства, должна ли обязанность исповеди налагаться на мальчиков и девочек, прежде достижения ими возраста от 12 до 14 лет соответственно».5 Следуя Браун, канонический возраст обязательной ежегодной исповеди был четырнадцать лет. Тем не менее, в некоторых епархиях это могли быть десять или даже семь лет.6
Жерсон был одним из тех, кто выступал за исповедь весьма маленьких детей. В его трактате «О том, как следует привлекать детей ко Христу» (De parvulis ad Christum trahendis) он признает, что «исповедь должна быть наиболее прямым и эффективным средством для обращения детей ко Христу».7 В «Записках об исповеди» (Notes sur la confession) Жерсон советует родителям и учителям, чтобы дети шли на исповедь. Даже 8-10-летние должны исповедоваться, так как они учатся, и они совершают дурные поступки.8 Маленькие
дети также могут делать плохие дела. В проповеди «Против похоти» (Contre la
i
Adams-Smith D. E. Some French Works of Jean Gerson. An Introduction and Translation. Diss. University of South Carolina, 1977, P. 14.
2 Walkley M. J. The Audience of Jean Gerson's Exemplaire des petits enfants// Paedagogica Historica. 1992, Vol. 28, № 1, P. 61.
о
Относительно карьеры и биографии Жерсона см.: Gerson J. Early Works. Transl. by B.P. Mc-Guire. N.Y., 1998, P. 4-21 (Classics of Western spirituality, vol. 92); McGuire, B. P. In Search of Jean Gerson: Chronology of His Life and Works // A Companion to Jean Gerson. Ed. by B. P. McGuire. Leiden, Boston, 2006, P. 1-39 (Brill's Companions to the Christian Tradition, vol. 3). Об различных интересах Жерсона в сфере образования см.: Brown D. C. Pastor and Laity in the Theology of Jean Gerson. N.Y., 1987, P. 238-251.
4 Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // Oeuvres complètes (OC). Introduction, texte et notes par Mgr Glorieux. 1960-1973. Vol. 9, P. 681-682.
5 Shahar S. Childhood in the Middle Ages. L., 1990, P. 176.
6 Brown D. C. Op. cit., P. 242.
j
Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // OC. Vol. 9, P. 676. Согласно Браун, именно к таинству покаяния Жерсон относился с наибольшим трепетом. См.: Brown D. C. Op. cit., P. 56. Также в его работе «Для детей Церкви Парижа» (Pro pueris ecclesiae parisiensis) Жерсон подчеркивает важность регулярной исповеди со стороны детей, особенно мальчиков.
8 Gerson J. Notes sur la confession // OC. Vol. 7, P. 411-412.
luxure), Жерсон говорит, что маленькие дети, которые не знают, что то, что они сделали, есть грех, должны исповедоваться, когда они позже узнают об этом.1 Браун считает, что Жерсон мог быть предвестником тех, кто поощрял исповедь детей.2
Поскольку существует великое множество детей во всем мире, согласно с работой Жерсона «О том, как следует привлекать детей ко Христу», хорошо, что в какой-то момент ребенок может сделать тщательное исповедание грехов, которые он совершил в своей жизни.3 Он считает, что подобная полная исповедь весьма полезна для детей: они узнают, что такое грех, и как они должны исповедовать свои грехи в будущем. Кроме того, если бы люди делали такую полную исповедь в детстве, им, согласно Жерсону, после этого не нужно было бы подвергать себя тяжкому испытанию снова, объявляя грехи своего детства.4 Также в его тексте «Об искусстве слушать исповеди» (De arte audiendi confessions) Жерсон подчеркивает, что особенно в случае с молодыми людьми (juvenes) и детьми (parvulos) духовник должен стремиться получить от них полное признание.5 Он также отмечает, что никто, знающий истинную тиранию стыда в человека, не стал бы недооценивать плоды такого признания.6 Представляется, что Жерсон считал, что и дети обладают сильной эмоциональной жизнью, а стыд являлся одной из их эмоций.
В его «Кратком способе исповеди молодежи» (Breve maniere de confession pour les jeunes) Жерсон предложил достаточно требовательную исповедь для молодых людей; это означало, что он полагал, что молодые люди были в состоянии использовать свой разум, по крайней мере, в довольно значительной степени. Мне кажется, что он не думал о детях в этой связи. Вопросы для молодых людей касались сердца и пяти чувств. Касательно сердца, умы молодых людей могут содержать дурные помыслы, превратные желания, направленные против разума, Бога и на неповиновение. Относительно глаз молодые люди могут смотреть на вещи с завистью и ненавистью. Относительно ушей они могут слушать плохие вещи. Относительно рта они могут слишком много говорить и произносить дурные слова. Даже относительно носа они могут искать неприемлемых удовольствий. Относительно прикосновений, как мы увидим позже, молодые люди могут касаться себя или кого-то еще или позволять кому-то прикасаться к ним с неприемлемым удовольствием.7 Далее мы поймем, что Жерсон писал об исповедании сексуальных грехов достаточно подробно.
Одна из средневековых дискуссий относительно исповеди была связана с так называемыми зарезервированными грехами, т. е. грехами, которые
i
Gerson J. Poenitemini. Contre la luxure // OC. Vol. 7, P. 832.
2 Brown D. C. Op. cit., P. 242.
о
Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // OC. Vol. 9, P. 676.
4 Ibid, Макгуайр предполагает, что здесь Жерсон снова подразумевает сексуальные действия. См.: McGuire B.P. Education, Confession and Pious Fraud. J. Gerson and a Late Medieval Change // American Benedictine Review. 1996, Vol. 47, № 1, P. 322.
5 Gerson J.De arte audiendi confessiones // OC. Vol. 8, P. 12.
6 Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // OC. Vol. 9, P. 676.
Gerson J. Breve maniere de confession pour les jeunes //OC. Vol. 7, P. 408-409.
обычные приходские священники не могли отпускать. В своем письме к епископу относительно этого Жерсон провозгласил следующее: «Мы находим мальчиков, девочек, очень застенчивых женщин и просто идиотов, от которых вряд ли можно получить исповедание таких грехов, даже если духовник внимательный, нежный, заботливый и сдержанный».8 Он продолжает: «... по крайней мере, представляется наиболее правильным, что ни один случай не должен попасть под исключение, если дети хотят исповедоваться, что подразумевает и тех, кто не достиг четырнадцати лет. Как было показано прежде, они не могут применять разум в полной мере, и они не способны легко сопротивляться собственным искушения или злу других. Тем не менее, им нелегко обрести смелость, чтобы предстать перед официальными лицами, которых они не знают. Они все меньше осмеливаются исповедывать постыдные вопросы».9 Так, Жерсон решительно выступает против резервирования в случае с детьми. Кроме того, в «Искусстве слушать исповедь» Жерсон настаивает на том, что это не должно применяться к исповедникам, работающим с четырнадцатилетними или младше (или женщинами) из-за опасности их гибели вследствие отсутствия полной исповеди.10
Согласно Жерсону, в приходе должны быть тактичные духовники, назначенные специально для молодых людей и женщин. В любое время этот духовник должен быть готов к тому, чтобы выслушать исповедь детей и молодых людей, и должен быть в состоянии сделать свою работу спокойно: «Это должно быть видно, что никто из тех, кто виновен и кто соблазнил молодых людей, не может преследовать священника прямо или косвенно через свои действия или путем манипулирования умами детей».11 Жерсон мог иметь опыт преследований со стороны взрослых, стремившихся нарушить его работу через самих детей, пытаясь убедить детей восстать против него. Он подчеркивает, что духовник должен быть абсолютно надежным, и он даже не должен назначать покаяние, которое может обнаружить детей.12
Жерсон рекомендовал, что вопросы на исповеди должны быть адаптированы к психологии ребенка. Согласно С. Шахар, «предложения Жерсона указывают на психологическое понимание детей», так как «трудно предположить, что были тогда (и сегодня) дети, которые не совершили один или несколько из указанных грехов». По Шахар, достаточно трудно увидеть, что дети могли бы добиться от исповеди, если бы они и в самом деле исповедовались. Шахар размышляет о том, что, повинуясь священнику или родителям в осуществлении исповеди, сама исповедь или, возможно, покаяние (несомненно, мягкое) принесет ли освобождение ребенку.13 Она утверждает, что те, кто были против детской исповеди, полагали, что вместо того, чтобы
о
Gerson J. Gerson a un Eveque // OC. Vol. 2, P. 90. В английском переводе см.: Gerson J. Early Works. Transl. by B. P. McGuire. P. 214, 215.
9 Gerson J. Gerson a un Eveque // OC. Vol. 2, P. 91-92.
110
Gerson J. De arte audiendi confessiones // OC. Vol. 8, P. 16.
11 Ibid.
12 Ibid.
13 Shahar S. Op. cit., P. 176-177.
получить пользу от нее, дети могут обрести неприятие к ней и узнать от духовника о грехах, о которых они прежде не слышали.14 Жерсон так не думал.
Жерсон обратил особое внимание на отношение взрослых к детям в ходе их общения и вне зависимости от их роли: родителей, учителей, священников. В трактате «О том, как следует привлекать детей ко Христу» он представляет пространное объяснение добродетельного воспитания. Наставник должен обладать любовью (amor) к детям: если его поучения не проистекают из любви, то дети не обязаны (libenter) следовать им, верить и исполнять их. Как должна проявляться эта любовь? Ссылаясь на Сенеку, Жерсон подчеркивает, что авторитет (majestas) и любовь (amor) не соответствуют друг другу. Поэтому любое высокомерие должно быть исключено при общении с детьми, а наставник должен сам стать ребенком наравне с детьми (pro parvulis parvulum se facere), в то же время исключить порок и все проявления нескромности. Нужно убедить детей в своей доброжелательности и стать их другом (amicus). Для того чтобы достичь этого, Жерсон говорит, что надо скромно улыбаться с теми, кто смеется, поздравлять тех, кто играет [и выигрывает?], отмечать хорошую учебу детей. Также нужно избегать резкости и гнева, когда кто-то ругается, вести себя предельно милосердно и мягко, так чтобы дети не чувствовали, что их ненавидят, но как будто они получают братскую любовь (ita ut non odisse eos sed fraternaliter dilexisse sentiatur). Жерсон также отмечает, что в стремлении к дружбе с детьми следует подражать их простоте, их действиям и лепетать так, как матери общаются со своими детьми. Так, как апостол Павел вел себя с детьми: он уподоблялся детям, чтобы привести их ко Христу. К тому же этим примером с Павлом Жерсон призывает власти к защите добродетели: Христос, Комикс (Comicus), Августин, Амвросий. Если демонстрировать детям доброе снисхождение и теплое чувство юмора (tollens condescensionem affabilem et comicam a viro cum parvulis), обязанности в отношении с детьми могут быть исполнены более эффективно, например, исповедь и увещевание. Жерсон утверждает, что особенно когда они начинают исповедоваться, дети склонны лгать и скрывать свои грехи. Только упорством и добротой от них можно добиться правды. Как показано выше, по Жерсону, застенчивые дети просто не исповедуют свои грехи тем, кого они ненавидят или боятся; некоторые дети говорили ему лично, что они никогда бы не признались кому-либо еще, кроме как такому доброму человеку как Жерсон. Он отмечает, что даже в случаях с животными было установлено, что доброе обращение воздействует лучше, чем страх.15
§ 3. Детская сексуальность
Жерсон интересовался детской сексуальностью с точки зрения греха. По его словам, сексуальность была той областью жизни, в которой не только
14 Ibid, p. 176.
15
Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // OC. Vol. 9, P. 669, 677, 679-681. Жерсон даже ссылается здесь на «благочестивый обман», который использовался для того, чтобы заставить детей исповедоваться. По поводу этого «метода» у Жерсона см. ссылку далее. Ведя себя подобно ребенку, можно также унизить себя перед Богом. См.: Gerson J. De parvulis ad Christum trahendis // OC. Vol. 9, P. 681.
взрослые, но и дети делали много дурных поступков. Он обратил внимание, как на детскую мастурбацию, так и на их сексуальные контакты с другими людьми.16 Прежде всего, давайте посмотрим на то, что он писал о детской мастурбации. В своем главном трактате об исповеди «Об искусстве слушать исповеди» Жерсон утверждает, что грех мастурбации может быть совершен и до возраста половой зрелости [риЬвгЬаБ] без семяизвержения.17 В работе «Краткий способ исповеди молодежи», сконцентрированной на исповеди молодых людей, Жерсон предложил задавать молодым людям вопросы, касающиеся чувства осязания; они могут трогать себя или кого-то другого или позволить кому-то прикоснуться к ним, предоставляя им неприличное удовольствие в постели или в другом месте, что они не стали бы делать, если бы присутствовали другие люди.18 Но этого было недостаточно. Жерсон написал также текст, связанный, в частности, с исповедью по поводу мастурбации, под названием «Об исповеди распущенности» (Эв соп/вББЮпв тоПШв!).19 В нем он обратил внимание на мастурбацию детей и молодых людей. Он говорит, что из-за нарушения их природы даже мальчики трех или пяти лет имеют склонность к мастурбации. Во время эрекции они чувствуют определенное желание, они начинают трогать себя и впадают в грех мастурбации или содомии.20 Жерсон считает, что духовник должен использовать даже обман, чтобы получить от молодого человека признание в мастурбации, т. е. вести себя так, как будто он не считает, что мастурбация является чем-то необычным или грехом.21
Теперь давайте обратимся к замечаниям Жерсона о сексуальном поведении детей в отношениях с другими людьми. В своем важном сочинении «Об искусстве слушать исповеди» Жерсон признает также необходимым расспрашивать детей об их близости с другими людьми. Он говорит, что он считает, что прежде всего уместно спросить детей (очевидно мальчиков) и подростков мужского пола о близости с их друзьями и слугами. Это их меньше отпугивает, так как это менее необычно. После этого их можно спросить о близости с женщинами. По словам Жерсона, это довольно характерно для мальчиков в возрасте пяти или шести лет, чтобы лежать в постели со служанками. Он считает, что интимные отношения детей могут быть также
16 Жерсон и другие теологи в Средние века и долгое время после считали само собой разумеющимся, что все сексуальное поведение в принципе, за исключением того, что происходит в браке, было греховным. Относительно средневековых представлений о сексуальности см.: Elliott D. Fallen bodies. Pollution, sexuality, and demonology in the Middle Ages. Philadelphia, 1999; Handbook of Medieval Sexuality. Eds. V. L. Bullough & J. A. Brundage. N. Y., 1996 (Garland Reference Library of the Humanities).
17
Gerson J. De arte audiendi confessiones // OC. Vol. 8, P. 14.
11
Gerson J. Breve maniere de confession pour les jeunes // OC. Vol. 7, P. 408-409.
1 g
Gerson J. De confessione mollitiei // OC. Vol. 8, P. 71-75.
20 Gerson J. De confessione mollitiei // OC. Vol. 8, P. 72-73. См.: Brown D.C. Op. cit., P. 239.
21
Gerson J. De confessione mollitiei // OC. Vol. 8, P. 71. Относительно истории «благочестивого обмана», начиная с Амвросия Медиоланского, см.: McGuire B. P. Op. cit., P. 324-325. Когда Браун обращается к данному месту, он, кажется, думает, что Жерсон говорит о детях, но представляется, что он подразумевает здесь молодых людей. См.: Brown D. C. Op. cit., P. 243.
обнаружены с самыми близкими родственниками.22 Как было показано только что, а также в работе «Краткий способ исповеди молодежи» Жерсон предложил задавать молодым людям вопросы, связанные с их сексуальными контактами с другими людьми, особенно вопросы относительно чувства осязания, так как они могут касаться кого-то другого или позволить кому-то прикасаться к ним, производя неприличные удовольствия в постели или в ином месте.23
22
Gerson J. De arte audiendi confessiones // OC. Vol. 8, P. 15.
2 3
См.: Gerson J. Breve maniere de confession pour les jeunes //OC. Vol. 7, P. 408-409 и Gerson, J. Breve maniere de confession pour les jeunes // OC. Vol. 7, P. 408-409.