Научная статья на тему 'Жалованные грамоты Соловецкого монастыря как источник сведений о повседневной жизни иноков'

Жалованные грамоты Соловецкого монастыря как источник сведений о повседневной жизни иноков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЫ / ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ / ИНОК / МОНАСТЫРЬ / ACTS / PATENTS OF NOBILITY / A MONK OF THE MONASTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курносова Жаннетта Вячеславовна

В рамках данной статьи на материалах опубликованных источников конца XV XVI вв. выявляются особенности повседневной жизни иноков Соловецкого СпасоПреображенского монастыря. Данный материал может быть использован как для работы в научной сфере и экскурсионной практике, так и для широкого круга читателей и любителей Отечественной истории.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the framework of this article there are based on the materials published sources the end of the XV--XVI centuries peculiarities of Spaso-Preobrazhensky monastery monks everyday life, which are identified. This material can be used both for work in the scientific sphere and the excursion practice, as well as for a wide circle of readers and lovers of Russian history.

Текст научной работы на тему «Жалованные грамоты Соловецкого монастыря как источник сведений о повседневной жизни иноков»

УДК [947+957]

ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИНОКОВ Курносова Жаннетта Вячеславовна, [email protected], преподаватель кафедры «Образовательный и гуманитарный сервис», Институт сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный

университет туризма и сервиса»

In the framework of this article there are based on the materials published sources the end of the XV--XVI centuries peculiarities of Spaso-Preobrazhensky monastery monks everyday life, which are identified. This material can be used both for work in the scientific sphere and the excursion practice, as well as for a wide circle of readers and lovers of Russian history.

В рамках данной статьи на материалах опубликованных источников конца XV -XVI вв. выявляются особенности повседневной жизни иноков Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Данный материал может быть использован как для работы в научной сфере и экскурсионной практике, так и для широкого круга читателей и любителей Отечественной истории.

Keywords: acts, patents of nobility, a monk of the monastery

Ключевые слова: акты, жалованные грамоты, инок, монастырь

Значительное место в исследовании повседневной культуры общества играют документы официального делопроизводства, в частности, так называемые, публичные акты. К ним относятся царские жалованные грамоты (жалованные и указные) и монастырские грамоты. Изучение и публикация жалованных и указных грамот начались в первой половине XIX века. Интерес к ним определился развитием буржуазной историографии, обращавшей особое внимание на историю права, а также тем обстоятельством, что в 1818-1858 годах было запрещено «печатно обсуждать» крестьянский вопрос [2, с. 2].

Исследуя культуру повседневности Соловецкого монастыря, нами были рассмотрены публичные акты Соловецкой обители. В предлагаемой статье рассмотрим в деталях первую группу данного вида источников - жалованные грамоты, применительно к повседневной жизни Соловецкого монастыря.

Жалованные грамоты - это название правовых актов, предоставлявших определенные льготы и преимущества различным городам, монастырям и частным лицам, в том числе, Соловецкому монастырю. В первую очередь, следует изучить формуляр жалованной грамоты. Данное исследование можно провести на примере Жалованной тарханно-проезжей, несудимой и заповедной грамоты № 130 Ивана IV Соловецкому монастырю на беспошлинную продажу 10 000 пудов соли, беспошлинный провоз необходимых припасов в монастырь и о неподсудности игумена, монахов, монастырских крестьян, слуг и дворников [1, с. 80].

Формуляр жалованных грамот Соловецкому монастырю от государя начинается всегда со слов: «Се аз, великий князь Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми Соловецкого монастыря игумена Филиппа з братьею или хто по нем иный игумен в том монастыре будет» (указывалось имя того государя и того игумена, кто в конкретный период служил).

Далее идут слова: «Что ми били челом...», то есть игумен с братией «бьют челом», просят чего-либо у великого князя Ивана Васильевича. В частности, в данной грамоте говорится, что соловецкие монахи, ощущая острый недостаток в собственном пропитании, просят, чтобы к 4 000 пудов соли, царь Иван Грозный «пожаловал» еще 6 000 пуд соли для беспошлинной продажи: «ныне деи у них в том монастыре братьи прибыло много и прокормиться им нечем и нам бы их пожаловати, придати к тому четыре тысячи пуд соли, а велети им торговати десятью тысячи пуд соли беспошлинно» [1, с. 80].

После так называемого «битья челом» или просьб, в формуляре жалованной царь дает распоряжение, которое сопровождается различными условиями: «И аз, великий князь Иван Васильевич всея Русии, Соловецкого монастыря игумена Филиппа з братьею или хто по нем иный игумен в том монастыре будет, пожаловал, придал есми четыре тысячи пуд соли и велел есми им торговати десятью тысячи пуд соли беспошлинно; и поедут их старцы из монастыря в. и вести им десять тысяч пуд соли, а больше им в тех насадех десяти тысяч пуд соли не вести.; и все пошлинники с тех трех наседех десяти тысяч пудов соли ни мыти ни явки, ни тамги, ни весчево, ни побережного, ни с кормщиков кормчьего, ни с носников с носового, ни со сначей шестового не емлют с них ничего.; а повезут больше десяти тысяч пудов соли в тех насадех лишка, и им с того давати пошлины, как идет с торговых людей; а хлеб продавати им и всякой запас монастырской беспошлинно же» [1, с. 80]. Из данного отрывка видно, что государь прибавил к 4 000 пудов соли еще 6 000, то есть разрешил продавать всего 10 000 пудов соли беспошлинно, но при условии - если вес не будет превышать 10 000 пуд, при нарушении данного условия со старцев будет взиматься пошлина как с обычных торговых

стр. 313 из 326

людей. Монахам давалось разрешение беспошлинно продавать хлеб и другие монастырские запасы.

Рассматриваемая нами грамота является не только тарханно-проезжей, но и несудимой, далее говорится о неподсудности игумена, монахов, монастырских крестьян, слуг и дворников судам местных властей и новгородского архиепископа, за исключением «душегубства и разбоя с поличным». Игумена с братией, согласно данной грамоте, судит сам царь или его казначеи, а монастырских людей - слуг, крестьян, дворников -- судят игумен и братия Соловецкого монастыря. Далее говорится: «а учинитца у них голова убитая на монастырской земле, а утечет душегубец, ино за голову выры четыре рубли московская, а будет душегубец, и он сам в своей вине, а до игумена, и до старцев, и до слуг, и до крестьян, и до дворников дела нет, опроче душегубца, а явится у них голова безвестная, морем прикинет, или в реки приплывет, или утонет, или деревом зашибет, или на дорозе полозом затрет, или сам от своих рук утеряется, или иною которою напрасной смертию умрет, и им та голова явити, а явки с нею не дают ничего», то есть если на территории монастыря произойдет убийство, а убийца скроется, то старцам нужно будет выплатить четыре московских рубля.

Далее царь Иван Грозный в настоящей грамоте предупреждает, что если кто обидит соловецких старцев, то он обязан явиться на суд, а если не явится обидчик, то «тот и без суда виноват».

В конце грамоты указывается число и год: «а дана грамота на Москве лета 7050 шестого ноября в 24 день» (1547 г. ноября 24).

Рассматриваемая нами выше грамота была пересмотрена царем Иваном IV 28 июня 1555 года. К ней было составлено, так называемое, «подтверждение» с отменой права беспошлинной торговли солью и пожалованием вместо него земель и варниц в Сумской волости. В «подтверждении» к грамоте царь Иван Васильевич велел игумену впредь не торговать солью и иными товарами, а если игумен «учнет торговати», то со всякого товара в местах торговли велел платить пошлину, как платят ее другие торговые люди. В случае если игумену с братией нужно будет закупить «на монастырский обиход» хлебного запаса, платьев или иного товара «на колко рублев ни буди», тогда тем старцам или слугам, кто поедет закупаться, велено выдавать «памяти диака казенного руку»: сколько, кому, где и какого запасу на монастырь купить и на какую сумму, к этой «памяти» должна прикладываться печать игумена, а «священнику, или казначею, или келарю рука своя приложити» [1, с. 82]. При наличии такой «памяти» соловецким монахам разрешено беспошлинно закупаться на «монастырский обиход» согласно тем пунктам, которые прописаны в данном документе, но при условии, что закупаются старцы не на продажу и не на обмен. Если иноки или их слуги ослушаются, и станут продавать или обмениваться товарами, предназначенными на личный обиход, то велено взимать с них

«таможенные, и мытные, и всякие пошлины счетчи за все прошлые годы, велети взяти вдвое» [1, с. 82]. Вместо права беспошлинной торговли солью, царь пожаловал земли и варницы в Сумской волости.

Из других жалованных грамот выясняется, какие просьбы были у соловецких иноков к государю Ивану IV. Например, в грамоте № 75 под названием: «Жалованная данная и обельно-несудимая грамота великого князя Ивана Васильевича, Соловецкому монастырю на земли в Спасском Выгозерском погосте» [1, с. 50], говорится, что соловецкие старцы «бьют челом», «... что у них по грехом монастырь згорел весь до основания, им деи в монастыре церкве и келей строити нечем, и леса де на их острове мало.» [1, с. 50]. Пожар случился в мае 1538 года, а данная грамота составлена в марте 1539 года, мы видим, что прошел почти год после случившегося несчастья в монастыре, прежде чем государь распорядился пожаловать государские земли монахам. Мы полагаем, что это было не первое обращение старцев к властям о пожаловании им земель, об этом свидетельствует следующая фраза: «что поминал нам о них богомолец наш архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей» [1, с. 50].

Царь Иван IV пожаловал в монастырь земли в «Спасском Выгозерском погосте» «со всеми оброки, и с угодии, и с рыбными ловлями у моря на реках, и с цренными оброки, со всем с тем, что было к тем луком изстари потягло, оприч моей великого князя обежные дани» [1, с. 51]. Далее в грамоте говорится, что монастырских крестьян, которые начнут жить на этих землях «новгородские и выгозерские» власти не должны судить ни в чем, кроме «розбоя и татьбы с поличным», не высылать к ним своих приставов, а также не собирать с них поборов: «праведчики и доводчики поборов своих на них не емлют и не въезжают к ним ни по что» [1, с. 51]. Судить своих людей и крестьян имеет право сам игумен и его братия или тот, кого они назначат. Далее определялось, что если случится спор между монастырскими людьми и местными крестьянами, то судить их будут «новгородские и выгозерские» власти вместе с игуменом монастыря. В конце грамоты сказано, что если кто «будет чего искати на игумене з братьею или на их приказщикех», то их будет судить сам царь: «ино их сужу яз, князь великий, или мой боярин введеной», после этой фразы указывается число и год написания жалованной: «Писана на Москве лета 7047-го марта [1539 г. март]» [1, с. 51].

Данная грамота имеет свое подтверждение 15 июня 1584 года. Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси, выслушав данную жалованную грамоту, пожаловал игумена Иакова с братией Соловецкого монастыря, и велел им подписать эту грамоту и на свое царствование.

В следующей грамоте под № 153: «Жалованная данная и обельно-несудимая грамота великого князя Ивана Васильевича Соловецкому монастырю на деревню на усть-

Калежме и деревню Калежму, восемь варниц, островок на реке Суме с тремя дворами» [1, с. 96] братья «бьют челом», «что ставят они церковь камену, а от монастыря деи у них с острова лес вышел, и у них деи на церковное строенье лесу нет». Употребление следующих выражений: «лес вышел» и «на церковное строенье лесу нет», объясняется тем, что на самих Соловецких островах крайне мало деревьев, пригодных для строительства из-за сложившегося там климата, именно поэтому соловецкие монахи просят пожаловать им еще лесных земель. Г осударь пожаловал инокам две деревни, восемь варниц и островок на реке Суме с тремя дворами, а игумена и братьев соловецких просит молиться «за его здравие» и «за упокой души» своих родителей, а также: «игумену с братьею на мои именины пети молебен собором и обедня служити о нашем здравье, и на братью корм большой и милостыня; а по моих родителех представльшихся по памятем игумену пети панихиды и обедни служити собором и на братью корм большой с милостынею» [1, с. 96]. Далее, как и во многих других грамотах, например, № 85, 130, 167 говорится о неподсудности игумена, монахов, монастырских крестьян, слуг и дворников судам местных властей за исключением «душегубства».

Из другой жалованной «двусрочной» несудимой грамоты Ивана IV Соловецкому монастырю под № 212 «на вкладное село Пузырево с деревнями в Бежецком Верхе» [1, с. 128] выясняется, что соловецкие иноки «бьют челом», «что де им в монастырь дано по душе после Ивана Васильевича Полева в Городецком уезде в Бежицком Верху село Пузырево з деревнями, а сошные де пашне в том селе соха без четверти и в деревнях; и в то их село и в деревни въезжают наши приставы многие и сроки на их на монастырских крестьян наметывают, и от тех их приставов их монастырским крестьянам чинится продажа и убытки великие» [1, с. 128]. Тогда царь Иван Грозный пожаловал соловецких монахов и дал им пристава - своего дьяка певчего Григория Жердь. Новый пристав монастырским крестьянам и слугам выделил, так называемых, «два срока»: зимой - Рождество Христово, летом - день памяти апостола Петра, больше теперь никто не имеет право наматывать на монастырских людей свои «сроки».

Среди разнообразных по смыслу жалоб или просьб соловецких иноков в грамоте № 85 под названием: «Жалованная тарханная, несудимая односрочная грамота великого князя Ивана Васильевича Соловецкому монастырю с предоставлением права на беспошлинный провоз и продажу соли, закупку припасов и рыбную ловлю» [1, с. 54], встречается интересный факт - игумен Алексей с братией «бьют челом», просят государя дать им новую грамоту с тем же содержанием, что и старая, которая у них сгорела в монастыре. Царь выдал им новую грамоту с теми же условиями и своим распоряжением.

Рассмотрим еще одну жалованную грамоту великого князя Ивана Васильевича под № 90 «в Кереть и Ковду о присутствии земских целовальников при рассмотрении судебных дел» [1, с. 59]. В грамоте сказано, что иноки «били челом, а сказывают о том,

стр. 316 из 326

что наши данщики и слободчики земских людей керевчан и ковдян судят не по суду, а земским людем лутчим и середним на суде данщики и слободчик бытии у себя не велят, да в том керетчаном земским людем чинят продажи великие; а выбрали деи они в целовальники всею волостью (далее перечисляется кого выбрали в целовальники).» [1, с. 59]. Государь пожаловал соловецких монахов и велел тем целовальникам, которых выбрали местные жители, присутствовать на каждом суде у «керетцкых и ковденских даньщиков и у слободчика», а без целовальников не разрешил проводить суды. Тем целовальникам, которые владеют грамотой, царь велит к «судным спискам» «руку прикладывать», расписываться, «да тем же целовальникам у них разбойничьих дел сидети и разбойничьи дела делати по губной грамоте» [1, с. 59]. Отметим, что целовальники выбирались сроком на один год из тяглых людей (посадских, черносошных и дворцовых крестьян) самим тяглым населением.

Из этой грамоты выше уже был приведен отрывок: «а земским людем лутчим и середним на суде данщики и слободчик бытии у себя не велят» [1, с. 59]. Ясно, что «средними» и «лучшими» людьми называют наиболее богатых людей. Таким образом, получается, что «даньщики» приглашали на суд бедных крестьян, и «судят не по суду».

Вот еще интересный факт для нашего исследования. В жалованной грамоте Ивана IV Соловецкому монастырю под № 166 «на безоброчное владение езом на реке Сороке в Спасском Выгозерском погосте» [1, с. 103] игумен Филипп с братией «бьют челом», что уж сорок лет церковь Живоначальной Троицы стоит без присмотра и без проведения в ней служб «в Выгозерском стану на речке Сороке», а в год с нее идет в царскую казну оброк - новгородский рубль. Эту церковь еще строил старец Нафанаил, и в церкви преставился соловецкий чудотворец Савватий, после чего его мощи были перенесены на Соловки. Царь Иван Грозный отменяет оброк с упомянутой в грамоте церкви и велит, чтоб соловецкий игумен устроил в ней богомолье.

Таким образом, можно утверждать, что жалованные грамоты позволяют более детально проследить повседневную жизнь Соловецкого монастыря в период средневековья.

Литература

1. Акты социально-экономической истории Севера России конца ХУ--ХУ1 вв. Акты Соловецкого монастыря 1479--1571 гг. / Сост. И.З. Либерзон; АН СССР, Институт истории СССР. Л., 1988. 274 с.

2. Каштанов С.М. Жалованные и указные грамоты как источник по истории феодального иммунитета на Руси в первой пол. XVI века. М.: Академия наук СССР, Институт истории, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.