Научная статья на тему 'ЖАЛОБА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ЖАЛОБА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпова Ксения Евгеньевна, Досмагамбетова Даяна Жылкыбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖАЛОБА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ТВОРЧЕСТВА

ЖАЛОБА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Карпова Ксения Евгеньевна, Досмагамбетова Даяна Жылкыбаевна, Карагандинский университет Казпотребсоюза, г. Караганда,

Республика Казахстан

E-mail: dayanadosmagambetova851 @gmail. com

Взаимодействие государственных органов с физическими и юридическими лицами является важнейшим элементом реализации административно-процедурного законодательства в правовом государстве.

Более того, это является прямым способ реализации конституционных прав граждан, ведь согласно статье 23 пункта 1 Конституции Республики Казахстан, «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

Стоит понимать, что жалоба по своему юридическому содержанию должна иметь не только критическое оценивание действия (бездействия), но в первую очередь конкретные требования к органу власти. В современной юридической науке жалобы делятся на административные и судебные. Административные жалобы - вид обращения граждан в уполномоченный административный орган, рассматриваемый во внесудебном (досудебном порядке). Судебные жалобы, соответственно, рассматриваются в результате обращения гражданина в суд.

Административные жалобы в свою очередь подаются вышестоящему органу, который вправе принять соответствующие меры по отношению к органу, на действие (бездействие) которого подаётся жалоба или же в независимый контрольный орган, который имеет полномочия проводить проверку по изложенному в жалобе факту нарушения прав и свобод заявителя. Таковым является прокуратура. Жалобы в органы прокуратуры приводит к прокурорскому реагированию - по результатам проведённой проверки, в случае выявления нарушения законности, выносится представление, постановление или заявление.

Граждане могут направить жалобу в уполномоченный государственный орган на действие (бездействие) иных государственных органов, должностных лиц в целях защиты нарушенных прав и свобод и принятие необходимых мер по устранению нарушений. Предметом жалобы никак не могут являться события.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Жалоба не может подаваться на действия (бездействия) государственных органов, в ситуациях, когда имеющиеся у них полномочия и возможности не могли предотвратить нарушение прав и свобод граждан. Например, жалоба не может быть подана на стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, однако жалоба может быть направлена в результате действия (бездействие) органов власти по непринятию обязательных, законодательно установленных мер по устранению последствий.

Ранее в отечественном законодательстве порядок подачи жалобы и принятия решения по ней регулировался Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», который утратил силу в 2020 году, в результате принятия кодифицированного акта -Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, который объединил в себе все виды осуществления внутренних административных процедур государственных органов и правил взаимодействия с ними физических и юридических лиц.

Так, согласно Административного процедурно-процессуального кодекса, жалоба определяется как одна из форм обращения, содержащая требование участника административной процедуры о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов его или других лиц, которые были нарушены административным актом, административным действием (бездействием). [1]

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов подается в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) не позднее трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о совершении действия (бездействии) или принятии акта (решения).

Во вновь принятом Кодексе вопросу определения жалобы, а также административному порядку её оформления и подачи уделена целая глава. Так, согласно статье 93, пункта 1, жалоба подаётся в письменной форме, в бумажном или электронном виде. Последний же способ подачи жалобы обеспечивается созданным электронным порталом E-Otinish. Это позволяет подать жалобу, заявление, иск и другие виды обращений в государственные органы прямо из дома, без бюрократических задержек и отслеживать статус поданного обращения в режиме реального времени. Более того, это помогает исключить коррупционные риски, так как нет личного контакта с должностными лицами, что, безусловно, входит в реализацию целей государственной политики цифровизации административных процессов и иной работы государственных органов.

Немаловажным фактором является то, что согласно вышеназванному Кодексу, жалоба может быть рассмотрена должностным лицом как единолично,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

так и коллегиально. Но здесь стоит учитывать то правило, что в случае если в коллегиальном составе по рассмотрению жалобы входит должностное лицо, на чей административный акт непосредственно подана жалоба.

Правила подачи жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях предусмотрены статьей 827 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Так, согласно части 1, статьи 827 Кодекса, «Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и (или) решением органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд на нарушение закона по составлению протокола об административном правонарушении, применению мер обеспечения производства по делу, назначению и порядку производства экспертизы, на иные действия (бездействие) и принятие решений, за исключением принимаемых решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении. Предварительное обращение в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления жалобы в суд и ее принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу» [4]. Кодекс предусматривает две формы подачи жалобы: устная и письменная. При обращении с устной формой жалобы, уполномоченное лицо, принимающее жалобу, обязано занести её в протокол, поставив свою подпись и предоставить на подпись заявителю. Устные жалобы должны быть рассмотрены и решены на равных условиях и в одинаковом порядке с письменными. Срок рассмотрения жалоб в административном производстве составляет десять суток. Результатом рассмотрения жалобы является вынесение рассматривающим органом постановления об отказе удовлетворения поданной жалобы либо постановления об удовлетворении жалобы. Вынесенное постановление вручается заявителя незамедлительно, а в случае его неявки, высылается в течении трёх дней со дня вынесения.

Стоит также отметить, что в соответствии с действующим законодательством запрещается рассмотрение анонимных жалоб и обращений.

Анонимные обращения проверяются в случае наличия в них коррупционных или экстремистских преступлений. Также, при подаче жалобы должен быть чётко указан орган, в который она направляется. Указание сразу нескольких государственных органов в качестве адресатов приводит к отказу к рассмотрению, поскольку это усложняет осуществление проверочных и уточняющих мероприятий, и соответственно определение ответственного органа.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

На данный вид обращения выделено больше всего времени на формирование ответа по жалобе. Именно поэтому действующим законодательством предусматривается требование к органу, рассматривающему жалобу по принятию мер для всестороннего, полного и объективного исследования фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения жалобы.

Жалоба граждан на действия (бездействия) является достаточно эффективным видом проявления общественного контроля и реагированием на незаконные действия государственных органов.

От четкой и слаженной работы субъектов управления, организуемой на принципах строгого соблюдения законов и подзаконных актов, неукоснительного выполнения возложенных обязанностей, во многом зависит правильность, объективность и оперативность решения вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций. Органу, осуществляющему рассмотрение поступившей жалобы необходимо тщательно и наиболее объективно подойти к изучению всех обстоятельств изложенных в жалобе для принятия справедливого, законного решения по устранению нарушенных прав и свобод гражданина.

Литература:

1. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

2. Ростовщиков И.В., Косолапов А.В. Жалоба в юридическом смысле и ее правозащитная функция // Правовая политика и правовая жизнь, 2018.

3. Косолапов А.В. Жалоба как правовое средство: понятие и виды // Legal Concept. - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/zhaloba-kak-pravovoe-sredstvo-ponyatie-i-vidy

4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235^ЗРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.