Научная статья на тему 'Жак Ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства'

Жак Ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3561
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР / НАЦИИ / ЭТНОСЫ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТЫ / ХРИСТИАНСКИЙ МИР / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ / CIVILIZATION / MENTALITY / VALUE ORIENTATIONS / EUROPEAN / WORLD / NATIONS / ETHNIC GROUPS / PILGRIMAGES / UNIVERSITIES / CHRISTIAN WORLD / CULTURAL SPACE / IDENTITY / SECULAR CULTURE / CHRISTIAN COMMANDMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иконникова Светлана Николаевна

Дается анализ историко-культурологической концепции французского ученого Жака Ле Гоффа, в которой исследуются основные тенденции исторического процесса становления и развития европейской цивилизации как единого культурного пространства. Анализируются исторические особенности Европы как «долгого средневековья», выделяется история интеллектуальной жизни, история ментальности, история ценностных ориентаций. Выделены четыре признака европейской цивилизации: 1) развитие городов и городского образа жизни; 2) развитие торговли и коммерческой деятельности «купеческой Европы»; 3) создание университетов «интеллектуальной Европы»; 4) распространение христианства, как духовного основания европейской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Birth of Europe» by Jacques Le Goff as unified cultural space

This article analyzes the historical-cultural concept of the French scientist Jacques Le Goff, which examines the main tendencies of the historical process of formation and development of European civilization as a unified cultural space. The author analyzes the historical features of Europe as a «Long Middle Ages», highlighting the history of intellectual life; the history of mentalities; the history of value orientations. The author distinguishes four elements in European civilization: 1) the development of cities and urban lifestyles; 2) the development of trade and commercial activity «merchants of Europe»; 3) the establishment of the universities «intellectual Europe»; 4) the spread of Christianity as the spiritual Foundation of European civilization.

Текст научной работы на тему «Жак Ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства»

УДК 930.85(4)

С. Н. Иконникова

Жак Ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства

Дается анализ историко-культурологической концепции французского ученого Жака Ле Гоффа, в которой исследуются основные тенденции исторического процесса становления и развития европейской цивилизации как единого культурного пространства. Анализируются исторические особенности Европы как «долгого средневековья», выделяется история интеллектуальной жизни, история ментальности, история ценностных ориентаций. Выделены четыре признака европейской цивилизации: 1) развитие городов и городского образа жизни; 2) развитие торговли и коммерческой деятельности «купеческой Европы»; 3) создание университетов «интеллектуальной Европы»; 4) распространение христианства, как духовного основания европейской цивилизации.

Ключевые слова: цивилизация, ментальность, ценностные ориентации, европейский мир, нации, этносы, паломничество, университеты, христианский мир, культурное пространство, самосознание, светская культура, христианские заповеди

Svetlana N. Ikonnikova «The Birth of Europe» by Jacques Le Goff as unified cultural space

This article analyzes the historical-cultural concept of the French scientist Jacques Le Goff, which examines the main tendencies of the historical process of formation and development of European civilization as a unified cultural space. The author analyzes the historical features of Europe as a «Long Middle Ages», highlighting the history of intellectual life; the history of mentalities; the history of value orientations. The author distinguishes four elements in European civilization: 1) the development of cities and urban lifestyles; 2) the development of trade and commercial activity «merchants of Europe»; 3) the establishment of the universities «intellectual Europe»; 4) the spread of Christianity as the spiritual Foundation of European civilization.

Keywords: civilization, mentality, value orientations, European, world, Nations, ethnic groups, pilgrimages, universities, Christian world, cultural space, identity, secular culture, Christian commandments

В замечательном созвездии французских историков «Школы Анналов» особое значение имеют труды Жака Ле Гоффа - всемирно известного ученого, специалиста по средневековой Европе, члена редколлегии журнала «Анналы. История. Социальные науки»1, президента Школы высших исследований в области социальных наук, руководителя группы по изучению исторической антропологии средневекового Запада.

Автор монографий по методологии истории культуры - «Новая историческая наука», «Другое средневековье: время, труд и культура Запада», «История Европы, рассказанная детям», «Рождение Европы»2 разделяет теоретические позиции представителей новой исторической науки М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя. Он выделяет три направления истории культуры: историю интеллектуальной жизни, историю ментальности, историю ценностных ориентаций. Опираясь на знание исторических фактов, он выявляет динамику признаваемых в обществе целей и ценностей, образцов и идеалов. В ментальности он выделяет исторически обусловленные особенности восприятия времени и пространства, ценности труда и богатства, отношение к деньгам, образованию и народным традициям. Он отметил существенные различия между ментальностью просвещенной элиты и народной бесписьмен-

ной культурой, предложил методику изучения их взаимодействия. Значительная часть научных работ Ж. Ле Гоффа посвящена обоснованию идеи «долгого средневековья», которое начинается с III в. и заканчивается не Ренессансом или Реформацией, как считали историки, а длится до середины XIX в.

«Введение понятия долгого средневековья, -утверждает Ле Гофф, - лишает смысла противопоставление между двумя одинаково неверными образами узко понимаемого средневековья: образом мрачным, олицетворяющим „темные времена", и образом позлащенным, олицетворяющим идиллическую эпоху веры, гармоничного развития общественного организма, отразившегося в создании корпоративных содружеств, в расцвете чудесного искусства, рожденного народом»3. Долгое средневековье позволяет представить сложность и противоречивость развития европейской цивилизации, бывшей эпохой голода и великих эпидемий, нищенства и костров инквизиции, но одновременно и эпохой соборов и замков, городов и университетов, наемного труда и использования вилки, представлений о Солнечной системе и кровообращении, понятия терпимости. Долгое средневековье - это наши корни, наше рождение, наше детство, ностальгическую память о котором мы продолжаем сохранять.

Такое понимание средневековья не умаляет достоинств блистательного Ренессанса, обновления искусства, литературы, теологии. На протяжении долгого средневековья Ренессанс не является конечной вехой периодизации истории, ибо на протяжении средневековья было несколько периодов подъема не только в Италии. Долгое средневековье - это эпоха господства христианства, которое одновременно является и религией, и идеологией феодального мира. Это общество духовенства, воинов и крестьян; основным средством передвижения были конь и телега; это эпоха появления госпиталей, введения всеобщего школьного обучения и медленного освоения грамоты, появления университетов; время угасания феодального строя и абсолютной монархии, завершившееся промышленным переворотом и Французской революцией.

Несомненный интерес представляет исследование процесса становления Европейской цивилизации как территориальной, социальной и культурной целостности. Книга «Рождение Европы» была написана в период 2002-2003 гг., когда в Европейский союз были приняты несколько государств Центральной и Восточной Европы, введена единая европейская валюта, принята декларация Болонского процесса об образовании. В это время издательствами разных стран опубликована серия книг «Становление Европы» о наиболее важных переменах в социальной и духовной жизни европейских стран.

Ле Гофф как составитель серии писал: «Мы стремимся приблизиться к ответу на глобальные вопросы, которые волнуют сегодняшних и будущих творцов Европы, равно как и всех людей в мире, кому небезразлична ее судьба: Кто мы такие? Откуда пришли? Куда идем?»4. Поиск ответа можно рассматривать как вклад в создание единого европейского культурного пространства.

Вполне очевидно, что длительный процесс зарождения и формирования Европы как исторической реальности прошел ряд этапов и их изложение требует специального исследования. Ле Гоффа интересует история возникновения самой идеи европейского мира как целого, преодоления условных границ, воздействие христианства и Просвещения на создание общего стиля мышления, европейской ментальности и образа жизни.

История постепенного формирования Европы весьма драматична, сопровождалась многочисленными переменами, утратами, кризисами. Сама идея единства не была заложена ни в ее истории, ни в географии. «До сегодняшнего дня, - считает Ле Гофф, - Европу еще нужно выстраивать и даже - придумывать. Прошлое предлагает направления, но не диктует ничего определенного, так что настоящее, в его поступательном развитии, - во многом дело случая и результат свободного человеческого выбора»5.

Контуры Европы сложились в период сред-

невековья (IV-XV вв.), именно в это время сформировались такие особенности, как сочетание потенциальной общности и глубинных различий, этническое смешение населения, выделение оппозиций между Западом и Востоком, Севером и Югом, нечеткость восточной границы. Приоритетная роль в создании Европы как целостности принадлежит культуре, которая становится объединяющим началом в формировании ментальных образов и сферы человеческого общения.

Термин «Запад» обозначает территорию, которая приблизительно совпадает с Европой, хотя в период средневековья понятие «Запад» не было распространено. В сознании оно было связано с разделением Римской империи на Восточную и Западную, в связи с христианским вероучением и отделением восточного православного мира.

Слово «Европа» использовалось финикийскими моряками в Персии для обозначения «заката». В древнегреческой мифологии Европой звали дочь финикийского царя Агенора. В Европу влюбился Зевс, царь греческих богов, превратившись в быка, он унес ее через Средиземное море на остров Крит. Затем у них родился сын Минос, будущий царь-просветитель и законодатель. Этот сюжет запечатлен во многих сказаниях, мифах, легендах. «Похищение Европы» - известная картина русского художника В. Серова.

Географически Европа представляет край материка Евразия. Благодаря грекам, обитатели оконечности азиатского континента стали «европейцами». Часто отождествляют понятия Запада и Европы, противопоставляя их Востоку и Азии. В средневековой Европе существовали два понятия Востока: Ближний Восток относился к византийскому миру православия, азиатский Восток был опасным источником нашествий, военных угроз, эпидемий.

Ле Гофф выделяет четыре слоя в культурном наследии Европы. Первый слой - наследие Греции. Как уже говорилось, именно благодаря древнегреческой мифологии закрепилось в языке само название «Европа». Однако образ Европы как целостности, а также понятие «европейский» формируется в языке довольно длительное время и закрепляется только в XVIII в. Античное наследие проявляется в освоении идей гуманизма, распространении образа героя как христианского святого и мученика. К этому следует добавить возникновение средневекового города, напоминающего греческий «полис», античный храм превратится в собор, вино станет частью ритуала средневековой литургии.

Второй слой - наследие Римской империи. Оно заключается в распространении латыни как разговорного и письменного языка, который станет основой европейской культуры, постепенно вытеснит вульгарные народные языки. Прямыми наследниками латыни станут языки романской

группы - французский, итальянский, испанский, португальский. Латынь широко используется в средневековых университетах, теологии и богослужениях, медицине и научных трактатах, философии и литературе. Средневековье наследовало римское право и активно развивало законотворчество. В первом университете, созданном в XII в. в Болонье, преподавали, главным образом, юриспруденцию, и его называли «цитаделью европейского правоведения». В системе образования было принято разделение предметов на два цикла. Первый включает искусства речи - тривиум (грамматика, риторика, диалектика); искусства чисел - квадри-ум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Такое разделение образования на гуманитарные и технические науки используется и в современной школе. Культура римлян проявилась в архитектуре и каменном строительстве, дорогах и благоустройстве городов, военном деле и взаимоотношениях городского и сельского населения.

Третий слой культурного наследия составляет политическая преемственность греческой и римской социальной структуры общества. Император, кесарь, кайзер, царь представляют верховную власть. В обществе выделяются три социальные группы: духовенство, воины и труженики. Между ними возникают отношения власти и подчинения, производства и потребления. Особую роль имеет аристократия, имеющая политические привилегии, власть и богатство.

Четвертый слой культурного наследия составляет христианское вероучение и священная книга Библия. Монотеизм как основа христианства формирует мировоззрение средневековья, оказывает влияние на политический строй и архитектуру, искусство и литературу, экономику и торговлю, повседневную жизнь и календарные праздники. Массовое распространение христианства и превращение его в государственную религию характеризует становление средневековой Европы.

Важно отметить, что взгляды Ле Гоффа на период европейской истории, именуемый средневековьем, существенно отличаются от обычной трактовки, в которой преобладала негативная оценка как мрачного, унылого, жестокого времени, господства религиозного догматизма. Он рассматривает средневековье как созидательный порыв, отличающийся многообразием форм развития. «Это долгое средневековье есть история доиндустриального общества, момент творения современного общества, цивилизации. Оно породило город, нацию, государство, университеты, машины и мельницы, часы и время, книгу, вилку, белье, личность, сознание и, наконец, революцию»6. Но не будем увлекаться верой в золотую легенду средневековья, которой следует заменить легенду о темных веках, предупреждает Ле Гофф. Он при-

зывает историков создать более полную картину средневековья на основе как литературных, художественных, археологических, юридических источников и уже известных исторических документов. Новый подход позволил постичь средневековье в полноте повседневных привычек, верований, особенностей поведения и менталитета.

Особое место в процессе становления европейского общества принадлежит университетам, студентам и университетским преподавателям, которые обычно оставались в тени исследования социальных и экономических процессов. Ле Гофф называет их «интеллектуальными тружениками», деятельность которых способствует экономическому, политическому, профессиональному и духовному развитию общества и личности.

Развитие европейской цивилизации продолжалось несколько столетий и проходило ряд этапов. Первоначальный набросок будущей Европы относится к периоду нашествия варваров на Римскую империю. На территории крупных владений происходил процесс «смешения» народов романского происхождения и варваров, образование новых этнических групп. В Европе с самого начала утверждается идея единства в многообразии, которая остается принципиальной особенностью современного общества. Даже неполное перечисление народов и племен создает весьма пеструю картину смешения языков, обычаев и форм культурной жизни.

С востока пришли вестготы и остготы, через Рейн переправились свевы, вандалы, аланы, за ними последовали бургунды, франки, аламаны и продвинулись на юг и запад Галлии. К этому времени относится поход ютов, англов и саксов через Северное море и отток бриттов из Британии в Галлию. Происходит внедрение германцев на территорию бывшей империи, нашествие лангобардов на Италию. К востоку от Рейна обосновались саксы, фризы, тюринги и бавары. В VII в. начинается массовое расселение славян, которые в период до IX в. обосновались в основном на востоке Европы, отчасти продвинулись к Балтийскому морю и Эльбе, в сторону Богемских гор и на север Балканского полуострова. Эти великие перемещения народов создают новую ситуацию взаимодействия, освоения общего языка и культуры. К этому процессу следует добавить нашествие гуннов, мусульманские завоевания, захват арабами Аравийского полуострова, Ближнего и Среднего Востока, Египта и Марокко. В начале IX в. они занимают Корсику, Сардинию, Сицилию, Крит, принадлежавшие в прошлом Римской империи. Средиземноморье становится ареной захватнических войн, противостояния христианства и мусульманства. «К кельтской периферии добавляется англосаксонская, а вскоре вслед за ними - территории норманнов, скандинавов и славян»7.

В период раннего средневековья наметились очертания новых наций и этнических образований. Для их объединения нужна была общая религия, которой стало христианство, постепенно вытеснившее язычество. Духовное влияние соединялось с территориальным управлением, подчинением епископам и архиепископам. Особую роль играли церкви и монастыри. В повседневную жизнь был введен новый распорядок дня, режим питания, ритм и образ жизни. В нем были строго предписаны часы работы и отдыха, молитвы и праздника.

Создание Европы как целостности относится к VIII-X вв. и связано с правлением Карла Великого в течение 46 лет. Как пишет Ле Гофф, «это был первый образец единой Европы, но образец нездоровый. Ведь проект Карла Великого был националистическим. Империя, которую он создал - это прежде всего империя франков»8. В документах IX в. названы три главные части Европы: Галлия, Германия и Италия. Эти территории были первыми эскизами трех будущих государств Нового времени. Но Европа того периода не включала ни Британских островов, ни Пиренейского полуострова, ни Южной Италии и Сицилии, ни Скандинавии.

Присоединение этих территорий произойдет значительно позже. Тем не менее идея объединения Европы принадлежит Карлу Великому, и он остался в народной памяти как «Отец Европы». Во время своего длительного правления он распространил единое законодательство на всей территории империи, провел финансовую реформу и ввел единую денежную валюту - серебряную монету «денье». С целью введения единого порядка в предоставлении права на владение землей и строениями были введены хартии. Для их оформления понадобились юристы, нотариусы, канцелярии, архивы. Эта деятельность была окружена почитанием и сакральным ореолом. Он ввел единообразие в монастырский устав, определил время молитв и полезного труда, проповедничества и образования, призвал к обращению язычников в христианство. Была введена воинская повинность, обязательная служба «со своим конем, щитом и оружием».

Карлу Великому принадлежит послание «О необходимости занятий науками», он считал ученость и образование неотъемлемыми признаками власти, стремился окружать себя интеллектуалами. Во время его правления была проведена реформа письменности, упростившая правописание. Впоследствии процесс объединения народов продолжается. В христианское пространство входят скандинавы, венгры, западные славяне. На всей территории Европы возникает чувство единства и общности на основе принадлежности к христианскому миру.

Большая часть феодальной Европы была крестьянской, земледелие - основным занятием. Мельницы, пекарни, продавцы хлеба становятся

героями легенд и мифов, изображаются в живописи. Возникает новая структура поселений: сеньор стоит во главе пожалованного ему «феода» и проживает в замке, вокруг образуются крестьянские поселения. Замок феодала и придворных, крестьянские дома, собор и кладбище образуют типичный ландшафт. Этот тип поселения сохраняется очень долго в европейской культуре, Почитание предков символизирует новое отношение между прошлым и настоящим. Возникают королевские некрополи в соборах и аббатствах крупных европейских городов. Приходская церковь наделяется многими гражданскими полномочиями: заключение брака, крещение детей, отпевание умерших, а также обучение в приходских школах, взимание церковных сборов, проповеди и богослужения.

Распространение феодальных отношений, возникновение дворянства как социального слоя, пользующегося политическими, экономическими и юридическими привилегиями, создание рыцарства как воинской элиты способствуют возникновению нового типа культуры. Дворянство гордится своим благородным происхождением, поддерживает святость кровного родства, славится манерами, этикетом, ритуалами. Посвящение в рыцари и проведение турниров становятся всеобщими праздниками и торжественной церемонией прославления воинской доблести, храбрости и благородства. Между рыцарем и благородной дамой поддерживаются отношения «куртуазной», или утонченной, романтической любви и поэтического восхищения, как правило, платонического, лишенного сексуальных намерений. Рыцарство и куртуазность как добродетели верности и преданности отразились в европейской художественной культуре, хотя церковь не одобряла куртуазную любовь как несовместимую с законным браком. Интересно, что в это время появляется такое выражение чувств, как «поцелуй в губы», которым обмениваются, главным образом, мужчины в знак приветствия и уважения. В XII в. брак становится таинством, которое совершает священник, браки становятся моногамными и находятся под контролем церкви, развод не разрешается, запрещаются брачные узы между близкими родственниками. Эти правила сохраняются длительное время.

В период средневековья происходит небывалый расцвет паломничества, странствий и путешествий. Бродячие музыканты, торговцы разными мелочами, студенты университетов, монахи - все проводят жизнь в дороге, воплощая христианское определение «человека как странника» (homo viator). Возникает целая сеть паломнических маршрутов в Иерусалим, Рим, к христианским святым местам. Распространение христианства способствует возникновению культа женственности и почитания Девы Марии в образе Богоматери. С этим связаны

три христианских праздника: Сретения (2 февраля) праздник пробуждения природы и благословения женщины после родов, символизирует внесение Младенца Христа в храм. Праздник Благовещения (25 марта) посвящен благой вести архангела Гавриила о грядущем Воплощении сына Божьего. Праздник Успения (15 августа) связан с упокоением Богоматери и вознесением на небеса. Все эти религиозные события отразились в иконописи, поэзии, религиозных и философских трактатах, изобразительном искусстве.

Эпоха средневековья, наряду с возникновением христианского гуманизма, прославилась жестокими гонениями, преследованиями за убеждения, агрессией против народов и религиозных верований. Как пишет Ле Гофф, «рождается протестующая Европа»9. Он отмечает: «В Европе началась эпоха дьявола»10. Гонения против ереси организует церковная инквизиция, а публичные казни еретиков, осужденных трибуналами, исполняются светской властью. В этот период гонениям подверглись также гомосексуалисты, прокаженные. В XI —XIII вв. происходят воинственные Крестовые походы на Восток с целью присоединения святых земель, подавления мусульманского сопротивления, обращения язычников в христианство. Анализируя исторический смысл Крестовых походов, Ле Гофф полагает, что это было первым проявлением процесса европейской колонизации.

Наивысший расцвет средневекового Запада приходится на XIII в. К этому времени складывается тот облик, который называют «европейской моделью» цивилизации. Достижения проявляются в четырех основных сферах.

Первый признак европейской цивилизации заключается в бурном развитии городов. Города становятся центрами экономической деятельности, рынки и ярмарки перемещаются в города, развиваются ремесла и торговля, увеличивается население, возникает городская ментальность как новый тип самосознания. Города приобретают значение столиц, становятся резиденциями монархов и религиозных деятелей. Возвышаются Лондон и Париж, Рим и Ватикан. Возникает городской тип общества и управления. Складывается городская эстетика города как произведения искусства. Она проявляется в архитектуре соборов и дворцов, планировке площадей и улиц. Горожанин формируется как новый антропологический тип, отличающийся от крестьянина внешним обликом, стилем поведения, широтой взглядов, участием в экономической, торговой деятельности. Распространяется грамотность, ежедневное пользование деньгами. «Сам город - это личность, слепленная из личностей горожан, на которых он, в свою очередь, накладывает свой отпечаток. Это во многом верно и для сегодняшней городской Европы»11. Меняется

архитектурный облик городов, распространяется готический стиль, возникает «эпоха соборов», стремительных вертикалей, цветных витражей.

Второй признак заключается в развитии торговли и возникновении «купеческой Европы». Выделяются основные регионы, в которых концентрируется коммерческая деятельность. Широко распространяется «странствующая торговля». Развиваются строительство дорог, мостов, речное и морское судоходство. Совершенствуется правовое регулирование торговли, вводятся охранные грамоты и пошлины, налоги и штрафы, долги и кредиты, финансовые расчеты и обмен валюты. Возникают купеческие союзы и ассоциации, торговые дома и клубы. Купечество оказывает влияние на различные сферы социальной и культурной жизни. Строительство соборов, вознаграждение художников зависело от благотворительной деятельности купеческих гильдий. Торговые интересы стимулировали развитие городских школ, обучение молодых людей основам письма, счета, географии, морского дела, иностранных языков для общения.

Третий признак состоит в создании университетов и «интеллектуальной Европы». Наряду с развитием начальных и средних школ, в XII—XIII вв. возникают университеты. Этот термин впервые появился в Париже в 1221 г. для обозначения общины парижских преподавателей и студентов (ипме^На тад^гогит et $со!амит)12. Были созданы университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Монпелье, Неаполе, Риме, Саламанке. Рождалась Европа интеллектуального труда и образования. Университеты располагали относительной независимостью от светской власти, но были вынуждены терпеть вмешательство церкви. Ректора избирали преподаватели, но он находился под надзором епископа. Университетский профессор совмещал преподавание с «размышлением и письмом», участием в дебатах со студентами. В университетах, как правило, было четыре факультета: подготовительный или искусств, юридический, медицинский, богословский.

Первой ступенью в образовании была степень бакалавра, вторая ступень была связана с получением лицензии магистра, третья и высшая степень была докторская, дающая право занимать должность профессора. Студенты вносили плату за обучение, имели возможность посещать занятия в разных университетах, в зависимости от интересов и возможностей. Складывается Европа средневековых интеллектуалов, книжников и энциклопедистов.

Четвертый признак становления Европы связан с возникновением и распространением так называемых «нищенствующих орденов» братьев-проповедников (доминиканцев, францисканцев). Они представляли оппозицию нарастающему стремлению к обогащению и призывали наслаж-

даться природой, ограничить потребности, довольствоваться малым в еде, одежде, жилище. Особой популярностью пользуется Франциск Ассизский, который в своем сочинении «Гимн Солнцу» призывал к ограничению материальных потребностей, посвящая помыслы благотворительности, милосердию и восхищению природой. Эти идеи в ХХ в. станут привлекательными для молодежного движения «хиппи».

Наряду с позитивными переменами, Европа пережила тяжелые испытания: голод и неурожаи, войны и нашествия, казни и насилие, страшные эпидемии бубонной чумы. Преследования еретиков, борьба с колдовством, действия инквизиции, этнические погромы, крестьянские бунты и восстания городских ремесленников, раскол Церкви привели европейскую культуру на грань катастрофы. Эти трагедии унесли значительную часть населения Европы.

«Новая» Европа появилась в результате мощного рывка в развитии христианского мира. Этот процесс охватывает глубокие изменения в системе ценностей и ментальности. Новые ценности проникают во все сферы общественной жизни: в технологической, экономической, социальной, интеллектуальной, художественной, религиозной, политической, причем все эти сферы находились во взаимодействии. Ле Гофф называет это периодом осознания великого взлета в середине средневековья, когда «ценности спускаются с Небес на землю»13. Это означает, что все большее предпочтение отдается земным благам. Технический и интеллектуальный прогресс, радость и красота жизни, труд, приносящий прибыль и выгоду, трезвый расчет и организованность приобретают все большую популярность.

Возникает новое представление об идеале честного человека, сочетающего мудрость, умеренность, храбрость, скромность, доблесть и благоразумие.

Стремительно развивается книгопечатание, повышается интерес к чтению. В Парижском университете создается кафедра книгопечатания, формируется Европа новых читателей, повышается авторитет ученых и интеллектуальной элиты общества. Больше внимания уделяется «земным радостям», карнавалам, играм, состязаниям, застольной роскоши, гастрономии и кулинарии. Самым блестящим примером европейского расцвета становится Флоренция. Однако все это не умаляет значения Церкви. Христианская идеология является духовным основанием единства европейского средневековья. Роль религии остается ведущим фактором во всех европейских странах.

Завершая краткий исторический очерк «Рождения Европы», Ле Гофф подводит некоторые итоги. Он отмечает наличие двух аспектов в отношениях Европы и Истории. Проследим за его аргументацией.

Первый аспект - территориальный. История всегда делается на некоем пространстве, культура развивается и распространяется на определенной территории. В XV в. в основном завершается формирование европейского пространства. Постепенно возникает коллективное самосознание как в результате сближения отдельных народов, социальных слоев внутри общества, так и в процессе противостояния «чужому» в результате нашествий и войн. Сопротивление Европы было сплачивающим фактором.

Второй аспект характеризует изменения в самосознании, ценностных ориентациях и ментальности. Большую роль в объединении Европы играли университеты. Они распространяют знания от Средиземноморья до Балтики, привлекают студентов, формируют интеллектуальную элиту общества, поддерживают интерес к наукам. Распространяются идеи гуманизма о ценности человеческой жизни. Формируются регулярные экономические связи между европейскими странами. Россия, освободившаяся от монгольского ига, становится единым государством, в котором действует крепкая административная и законодательная система. Христианская религия повсеместно остается идеологической и духовной основой общества. Светская культура развивает христианские ценности. Средневековье является историческим периодом творчества, изобретений и продвижения вперед, стремится к росту экономического обмена и производства, увеличению прибыли и благосостояния. «Долгое средневековье» - историческая реальность, в которой постепенно и неуклонно создавалась Европа как содружество государств и наций, как европейская цивилизация и европейская культура.

Примечания

1 Annales. Économies, Sociétés, Civilisations (ou Annales ESC) издается с 1929 г., в 1946-1993 гг. выходил под названием «Анналы. Экономика. Общество. Цивилизация» (Annales. Histoire, Sciences sociales (ou Annales HSS)).

2 Ле Гофф Ж. Другое средневековье: время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000; Его же. Рождение Европы. СПб., 2007; Его же. Человек в истории. М., 1991; Его же. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Его же. История Европы, рассказанная детям. М., 1998.

3 Его же. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С. 38.

4 Его же. Рождение Европы. С. 10.

5 Там же. С. 14.

6 Его же. Другое средневековье. С. 8-9.

7 Его же. Рождение Европы. С. 42-43.

8 Там же. С. 53.

9 Там же. С. 132.

10 Там же. С. 143.

11 Там же. С. 173.

12 Там же. С. 186.

13 Там же. С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.