Научная статья на тему 'Жак дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции'

Жак дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
198
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ / ОБРАЩЕННЫЕ / ЖАК ДЮ ПЕРРОН / КАРДИНАЛ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО / RELIGIOUS CONVERSIONS / JACQUES DAVY DU PERRON / CARDINAL / PROSELYTISM / APOSTASY / CONVERTS / MODERN FRANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мартышева Лана Юрьевна

Статья посвящена проблеме обращения протестантов в католичество во Франции на исходе Религиозных войн (конец XVI начало XVII в.). На примере Жака дю Перрона, сумевшего, несмотря на кальвинистское прошлое, сделать блестящую карьеру в Католической церкви и даже получить кардинальское отличие, рассматривается отношение французов эпохи Генриха IV к прозелитам. Выявляется противоречие между официальной позицией церковных и светских властей и восприятием вероотступничества современниками. Все это позволяет лучше понять состояние общества, взбудораженного конфессиональным расколом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jacques Du Perron: apostasy and proselytizing at the end of the Wars of Religion

The article focuses on the issue of Protestant conversions to Catholicism in France at the end of the Wars of Religion. Through the example of Jacques Davy Du Perron who managed, in spite of his Calvinist past, to make a brilliant career in the Catholic Church and even to be appointed Cardinal, the author examines the attitude towards proselytes by French people in the time of Henri IV. A contradiction between the official position of the church and secular authorities and the image of apostasy in the eyes of contemporaries is revealed. The study of these subjects provides a better understanding of a society agitated by a confessional split.

Текст научной работы на тему «Жак дю Перрон: вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 1

Л.Ю. Мартышева

(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки

исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ЖАК ДЮ ПЕРРОН: ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО

И ПРОЗЕЛИТИЗМ НА ИСХОДЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН

ВО ФРАНЦИИ

Статья посвящена проблеме обращения протестантов в католичество во Франции на исходе Религиозных войн (конец XVI — начало XVII в.). На примере Жака дю Перрона, сумевшего, несмотря на кальвинистское прошлое, сделать блестящую карьеру в Католической церкви и даже получить кардинальское отличие, рассматривается отношение французов эпохи Генриха IV к прозелитам. Выявляется противоречие между официальной позицией церковных и светских властей и восприятием вероотступничества современниками. Все это позволяет лучше понять состояние общества, взбудораженного конфессиональным расколом.

Ключевые слова: религиозные обращения, обращенные, Жак дю Перрон, кардинал, прозелитизм, вероотступничество.

The article focuses on the issue of Protestant conversions to Catholicism in France at the end of the Wars of Religion. Through the example of Jacques Davy Du Perron who managed, in spite of his Calvinist past, to make a brilliant career in the Catholic Church and even to be appointed Cardinal, the author examines the attitude towards proselytes by French people in the time of Henri IV A contradiction between the official position of the church and secular authorities and the image of apostasy in the eyes of contemporaries is revealed. The study of these subjects provides a better understanding of a society agitated by a confessional split.

Key words: religious conversions, converts, Jacques Davy Du Perron, cardinal, proselytism, apostasy, Modern France.

* * *

В 1604 г. Жак Дави дю Перрон (1556—1618) получает кардинальскую шапку. Он один из самых влиятельных французских прелатов, пользующийся авторитетом и при королевском дворе, и при Римской курии1. Его знают прежде всего как непобедимого и во-

* Мартышева Лана Юрьевна, тел.: 8-910-454-04-46, +33(63-178-44-16); e-mail: lana.martysheva@gmail.com

1 Первые апологетические биографии Жака дю Перрона появились уже в первой половине XVII в. Наиболее основательный эрудитский труд научного характера вписывается в эту католическую традицию: L'abbé Féret. Le Cardinal du Perron, orateur, controversiste, écrivain: étude historique et critique. Paris, 1877. Важные новые библиографические материалы содержатся также в небольшом юбилейном сборнике, подготовленном Обществом по изучению археологии и естественной истории Ла-Манша: Le cardinal Jacques Davy du Perron. Mélanges publiés à l'occasion du IVe centenaire de sa naissance. Notices, mémoires et documents publiés par la Société

инственного оратора, неустанно отстаивающего католическое толкование веры в теологических диспутах с протестантами: именно он 4 мая 1600 г. в Фонтенбло, в присутствии королевского двора, выступил в знаменитом диспуте с «папой гугенотов» Филиппом Дюплесси-Морне. Дю Перрон несомненно сыграл важную роль в обращении в католичество Генриха IV, даже если осторожно воспринимать его собственные слова, произнесенные перед Генеральными штатами в 1615 г.: «По Божией милости я, а точнее Божья милость через меня обратила его [Генриха IV] в Католическую веру, я добился в Риме от папы Климента VIII отпущения его грехов и примирил его со Святым престолом»2.

Путь дю Перрона, сына кальвинистского пастора, на вершину иерархии Римской церкви нельзя назвать обычным. Талантливый самоучка, перейдя в католичество, он сделал головокружительную карьеру во время опустошительных и казавшихся бесконечными Религиозных войн. Но сумел ли он «загладить» свое протестантское прошлое? Вспоминали ли, и в каком контексте его друзья и враги о его обращении? Был ли его путь уникальным? Изложив известные нам сведения о смене веры дю Перроном, мы рассмотрим отклики современников, упоминавших об этом факте его биографии. Затем мы, как бы перевернув страницу, взглянем на дю Перрона уже как на верного сына Католической церкви, специалиста по обращению в католицизм, и проследим, каково было его отношение к протестантам, сомневающимся и новообращенным. Были ли у него свои идеи по вопросу обращения гугенотов?

Случай дю Перрона позволит нам прояснить некоторые аспекты восприятия современниками перехода протестантов в католицизм на закате эпохи Религиозных войн и непростых взаимоотношений новообращенных с французским обществом и Католической церковью.

d'archéologie et d'histoire naturelle de la Manche. T. 64. Аnnée 105. Saint-Lô, 1956. В последние десятилетия появилось только одно специальное исследование — диссертация, защищенная в университете штата Вирджиния: Guba J.Ed. Cardinal Jacques Davy Du Perron: Conversion, Schism and Politics in Early Modern France. University of Virginia, 2000.

2 «Ie le ramenay par la grace de Dieu ou plustost la grace de Dieu par moy, à la religion Catholique. J'obtins son absolution à Rome du Pape Clement VIII & le reconciliay auec le sainct Siege». Harangue faicte de la part de la Chambre Ecclesiastique, en celle du tiers Estat, sur l'article du Serment, par Monseigneur le Cardinal du Perron, Archeuesque de Sens, Primat des Gaules et de Germanie, et grand Aumosnier de France // Les Diverses Oeuvres de l'illustrissime cardinal Du Perron,... contenant plusieurs livres... non encore vus, ni publiés... ensemble tous les écrits mis au jour de son vivant, et maintenant réimprimés sur ses exemplaires laissez, reveus, corrigez et augmentez de sa main. Paris, 1622. P. 636. В письме от 1 мая 1595 г. Генрих IV рекомендует папе своего нового посла дю Перрона, подчеркивая, что тот не только был свидетелем его публичного отречения, но и «с успехом наставлял и вразумлял Нас, всячески поддерживал и помогал». Recueil des lettres missives de Henri IV / Ed. Berger de Xivrey. Paris, 1848. T. IV. P. 360.

В последние годы проблематика религиозного обращения в самом широком смысле этого слова превратилась в полноценное направление исторических исследований, у истоков которого стоят новаторские для своего времени работы Поля Обена и Уильяма Джеймса, ставшие теперь классическими3. Отметим прежде всего междисциплинарность научных подходов: историки, антропологи, литературоведы, психологи и социологи размышляют над особенностями перехода в иную веру, рассматривая проблему в широком географическом и временном промежутках4. Учитывая несомненную политическую значимость религиозных обращений в Новое время5, согласимся, однако, с авторами вышедшего в 2000 г. сборника под редакцией Эммануэля Годо, указывающими на необходимость рассматривать смену религии прежде всего как феномен религиозный, а не политический или экономический, и настаивающими на учете специфики духовного пути каждого обращенного6.

Среди недавних публикаций (2010 г.) выделяется сборник «Способы конфессионального обращения в Новое время (XVI—XVIII вв.)»7 — плод международного сотрудничества под эгидой Института истории Реформации Женевского университета. Авторы, изучая случаи обращения внутри христианской Церкви в Европе Нового времени (сознательно ограничив временные и пространственные рамки по сравнению со многими другими работами по проблеме религиозного обращения), строят свои исследования вокруг трех главных осей: духовный опыт, интерпретация и институциональные механизмы. Тем самым они охватывают наиболее перспективные, на наш взгляд, направления по разработке проблемы.

Плодотворным нам кажется подход, принятый авторами сборника, вышедшего под редакцией Жана-Кристофа Аттиаса8: сравнительные исследования, в центре которых — образ вероотступника и прозелита, взятый в разных контекстах жизни сообществ. Учет роли группы в обращении индивидуума кажется нам необходимым фактором конструктивного изучения вопроса.

Эпоха Религиозных войн во Франции, казалось бы, должна предоставить нам богатейший материал для исследования самых

3 Aubin P. Le problème de la conversion, étude sur un terme commun à l'hellénisme et au christianisme des trois premiers siècles. Paris, 1962; James W. The varieties of religious experience: a study in human nature: being the Gifford lectures on natural religion delivered at Edinburgh in 1901—1902. N.Y., 1994.

4 Conversion in Late Antiquity and Early Middle Ages. Seeing and Believing / Ed. by K. Mills, An. Grafton. Rochester, N.Y., 2003; Conversion to Modernities: the Globalization of Christianity / Ed. by P. van der Veer. N.Y.; London, 1996.

5 La conversion et la politique à l'époque moderne, textes réunis par D. Tollet. Paris, 2005.

6 La Conversion religieuse / Dir. Em. Godo. Paris, 2000. P. 11.

7 Les modes de la conversion confessionnelle à l'époque moderne / Ed. M.-C. Pitassi, D. Solfaroli Camillocci. Firenze, 2010.

8 De la conversion / Dir. J.-C. Attias. Paris, 1997.

разных аспектов обращений внутри христианской конфессии. И действительно, источников много, но работа с ними сопряжена с целым рядом трудностей: формулировки и клише переходят из одного сочинения в другое9. Рассказы о религиозных обращениях зачастую лишены следов личного духовного опыта, ограничиваясь разъяснением причин и внешних обстоятельств, оправдывающих переход10. Исследование обращения Жака дю Перрона в этом плане еще более проблематично: мы почти ничего не знаем о том, как оно произошло, даже в общих чертах. В поле нашего зрения лишь последствия для самого обращенного, реакция современников, память. Впрочем, это немало, потому что позволяет посмотреть на французское общество эпохи последнего Валуа и первого Бурбона сквозь призму «индивидуальной» истории.

Из гугенотов в католики

Семья Жака дю Перрона, неоднократно бежавшая от преследований, осела в Нижней Нормандии. Однажды графу де Матиньо-ну, наместнику Нормандии, показали юношу — талантливого во всех отношениях самоучку, удивлявшего своими разносторонними познаниями. Спустя несколько лет, в 1576 г., Матиньон взял дю Перрона на Генеральные штаты в Блуа, желая представить его Генриху III. Нерастерявшийся провинциал, блистательно выступив перед монархом, ответил на все каверзные вопросы вельмож11. Он быстро нашел себе друзей и вскоре был назначен королевским чтецом благодаря ходатайству придворного поэта Филиппа Депорта, ставшего покровителем начинающего поэта12.

Именно при дворе незнатный, амбициозный юноша мог рассчитывать на неординарную карьеру. Однако после Варфоломеевской ночи гугенотов практически перестали здесь принимать. Вместо этого последний Валуа поощрял переход протестантов в католичество путем распределения благ и государственных должностей13.

Поэт и оратор Жак дю Перрон в двадцать с лишним лет отрекся от кальвинизма и перешел в католицизм. Не имея возможности судить об истинных мотивах этого поступка, отметим, что обращение дю Перрона во многом способствовало его блестящей карьере и вписывалось в религиозную политику Генриха III.

9 Le Brun J. «Conversion et continuité intérieure dans les biographies spirituelles françaises du XVIIe siècle» // La Conversion au XVIIe s. Actes du XIIe colloque de Marseille (janvier 1982). Marseille, 1983. P. 317—330.

10 Mellet P.-A. Post tenebras lux: le temps et le corps dans la conversion aux XVI et XVIIe siècles // Les modes de la conversion confessionnelle... P. 23.

11 Discours sommaire de la vie et trespas de l'illustrissime cardinal du Perron // Les Diverses Oeuvres... P. 3—4.

12 Ibid. P. 5.

13 Boucher J. Société et mentalités autour de Henri III. Paris, 2007. P. 1069—1070.

Дю Перрон не написал ни «Исповеди», подобно Августину, ни духовной автобиографии об «Истинном и чудесном обращении», подобно своему современнику, англичанину Бенедикту Кэнфилду (1562—1610), принявшему католицизм в 1585 г., т.е. примерно в том же возрасте. Дю Перрон не оставил никаких комментариев ни о своем духовном пути, ни о собственном обращении, нам не известна даже дата его отречения. Прелат, который станет при дворе Генриха IV главным экспертом в деле обращения протестантов в католичество, не будет ссылаться на собственный опыт для наставления колеблющихся, судя по письменным свидетельствам, которыми мы располагаем14. Все, что мы знаем, — это несколько фактов, упоминаемых современными ему биографами: он читал схоластиков, «Сумму» Фомы Аквинского, отцов Церкви и особенно внимательно Августина, беседовал с иезуитами15, упоминается влияние на молодого дю Перрона Филиппа наставника и покровителя Де-порта16. Итак, прелат забыл о своем протестантском прошлом, но забыли ли его современники?

Тем же 1604 годом, когда дю Перрон был возведен в кардинальский сан, датируется небольшая рукописная записка под названием «Речь в защиту кардинала дю Перрона, так как он когда-то был еретиком»17. Текст предназначен для церковных кругов, его автор восхваляет назначение и предлагает ассамблее епископов и аббатов Франции пожелать прелату счастья. Цель сочинения — аргументировать легитимность назначения бывшего кальвиниста дю Перрона кардиналом.

Прежде всего доказывается, что рожденный от родителей-еретиков не обязательно сам является еретиком: «Ересь — не первородный грех, переходящий или передающийся от родителей детям»18. Дети католиков не обладают никаким превосходством, наоборот: «Более достоин восхваления тот, кто, родившись в семье еретиков, осознав это, сразу же сам бросается в объятия истинной Церкви, чем тот, кто был просто крещен по вере своих родителей»19. Автор апологетической биографии, опубликованной в сборнике с трудами дю Перрона, вышедшем вскоре после его кончины, также считает

14 Как отмечает Тьерри Ванегффелен, основная цель рассказов об обращении — новые обращения: Wanegffelen T. Les convertis du siècle des réformateurs // De la conversion. P. 185.

15 Discours sommaire... P. 5.

16 Baratte L.H. Poètes normands. Genève, 1971. P. 2.

17 Discours an faveur du cardinal du Perron a cause qu'il avoit este heretique. B.N., Ms. Fr. 3460, f. 65—66.

18 Ibid, f. 65v. «L'heresie n'est pas un peché originel qui passe ou se transmette des peres aux enfans».

19 Ibid. «Il y a quelque chose digne de plus de louange en celui qui estant sorti de pa-rens heretiques, soudain apres en auoir eu cognoissance, s'est venu jetter entre les bras de la vraie Eglise, qu'en un autre qui seroit simplement baptizé en la foi de ses parens».

нужным оправдать факт его рождения в семье протестантов: по божественному промыслу все великие люди, «рожденные для благополучия и славы своей отчизны», с самого рождения сталкиваются с трудностями, и способность дю Перрона преодолеть их,

20

свидетельствует о его величии20.

Далее в «Речи в защиту кардинала» доказывается, что бывший еретик может стать католическим прелатом. Упоминаются постановления пап Александра II (1061—1073) и Иннокентия II (1130—1143), объявляющие, что рожденные от родителей-еретиков не достойны получения церковных бенефициев21. Но затем автор ссылается на Бонифация VIII (1294—1303), уточнившего, что это правило не касается тех, «чьи родители отреклись от своих заблуждений и счастливо почили, исповедуя католическую веру»22. Таков, по мнению автора, как раз случай дю Перрона. Это утверждение весьма сомнительно: хотя мы знаем про переход в католичество матери и брата прелата, о его отце ничего не известно, его обращение маловероятно, так как о нем обязательно упомянули бы апологетические биографы, воспевшие его мать, которая, «словно новая святая Моника (мать Августина. — Л.М.), заслужила почитание потомства как мать, достойная этого великого и замечательного пре-лата»23. Главный аргумент сочинителя записки: папа римский счел дю Перрона достойным кардинальского достоинства именно потому, что тот обратил своих родителей в католичество, и не важно, что в этом лишь доля правды. Прославляя заслуги прелата, автор отвечает на критику «злых языков», согласно которым новый кардинал «кое в чем запятнан от рождения»24.

Вторая часть записки посвящена вопросу, достаточны ли заслуги дю Перрона для его выдвижения в кардиналы. Прелат прославляется как опытный катехизатор, теолог и проповедник, как человек, спасший Генриха IV от ереси и примиривший его с Католической церковью, упоминаются его образованность и добродетельность25.

Записка, появившаяся более 30 лет спустя после обращения дю Перрона, должна была подготовить положительное восприятие его выдвижения и ответить на доводы критиков. Аргументация, направленная на защиту прелата, выходит за рамки конкретной ситуации и кристаллизируется в рассуждения о статусе обращенного в целом.

20 Discours sommaire... P. 5.

21 Discours an faveur du cardinal... f. 65r.

22 Ibid. «les parens auroient abiuréz leur erreur & seroient herureusement mortz en la profession de la foy catholique».

23 Discours sommaire... P. 839. «merita comme une autre Saincte Monique, d'estre celebrée à la posterité, pour digne mere de ce grand & admirable prelat».

24 Ibid. «souillé de quelques taches qu'il tenoit de sa naissance».

25 Ibid, f. 65.

В Новое время, как показывает случай дю Перрона, конфессиональный выбор родителей имеет принципиальное значение для их детей, сам факт рождения в семье еретиков накладывает неизгладимый отпечаток на их судьбу. Однако, как известно, католическое посттридентское богословие, в противовес протестантскому, не лишало человека свободы воли вследствие первородного греха26. Видимо, эта особенность религиозного сознания католиков давала апологетам де Перрона возможность настойчиво подчеркивать искупляющее значение свободного выбора, полемизируя с теми, кого они называют «пустозвонами». Но главное, что за пышностью панегириков от нас не должно ускользнуть: пурпур на плечах наследственного, пусть и давно раскаявшегося еретика волновал умы.

В каком контексте и как часто появляются ремарки о прошлом кардинала?

В 1587 г. мемуарист Пьер де Л'Этуаль цитирует в своем дневнике его посмертную оду католичке Марии Стюарт, предварив ее следующим комментарием: «Написанный дю Перроном панегирик, как говорят, ничем не выдавал еретическое прошлое его автора»27. «Как говорят», вставляет Л'Этуаль, собиратель слухов и кривотолков: более десяти лет спустя обращение дю Перрона еще обсуждается.

Кальвинист Агриппа д'Обинье во «Всеобщей истории» описывает сомнения Генриха IV в возможности доверять своим советникам, подталкивающим его к обращению в католичество. Упоминается в частности дю Перрон, которого король знал как «восставшего против своей религии»28. Хотя эта краткая ремарка отражает настроение не Генриха, а самого д'Обинье, она показательна: для протестанта, разочарованного отречением короля, смена религии дю Перроном — достаточный повод, чтобы не доверять ему.

Окончательный переход Генриха IV в католичество не был мгновенным, Рим далеко не сразу принял в лоно Церкви монарха, неоднократно менявшего веру. Отречение в Сен-Дени 25 июля 1593 г. не было признано Климентом VIII. После долгих, трудных переговоров и нескольких посольств Жак дю Перрон и Арно д'Осса сумели договориться с папой о прощении Генриха, что было засвидетельствовано на торжественной церемонии в Риме 17 сентября 1595 г. Столь важное событие не осталось незамечен-

26 Delumeau J., Cottret M. Le catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971. P. 75—77.

27 L'Esloile P. de. Registre-journal du regne de Henri III / Ed. M. Lazard, G. Schrenck. Paris, 1992—2003. T. V. P. 274: «Vers funebres faits par Du Perron qui ne ressentoient en rien (disoit on) sa vielle profession hérétique».

28 Aubigné T. Ag. d'. Histoire universelle / Ed. A. Thierry. Genève; [P.], 1981—2000. T. VIII. P. 297. «pour revolté de sa Religion».

ным; среди прочих комментариев — пасквиль, появившийся в марте 1597 г.: «Когда б Климента, папу / Как следует известили, / Он не назначил бы епитимии / Сыночку пастора из Франции / Убийце кредиторов»29. Утверждая, что дю Перрон не достоин был получать отпущение грехов для Генриха, автор этих нескольких емких строк вменяет ему в вину убийство (это не единственное обвинение такого рода: согласно слуху, записанному Таллеманом де Рео, автором «Занимательных историй», в молодости вспыльчивый юноша в кабаке проткнул кинжалом человека, требовавшего вернуть ему долг30). Нас особенно интересует тот факт, что дю Перрона вновь характеризуют как пасторского сына с целью его дискредитации.

Уже упомянутый д'Обинье в своих мемуарах затрагивает тему примирение Генриха IV с Римом и дает краткую, но выразительно нелестную характеристику дю Перрону, настоящему агенту курии: «Сын пастора из Бернских земель, он был отослан из Рима, где ему посулили желанную кардинальскую шляпу, при условии, что он продолжит непоколебимо противостоять протестантам и побуждать отрекаться, следуя его собственному примеру, всех, кого сможет, оспаривая в своих проповедях и писаниях призвание протестантских священников»31. Мемуарист, во-первых, указывает на то, что дю Перрон — сын пастора, а во-вторых — объясняет активную роль дю Перрона в получении прощения для Генриха стремлением выхлопотать для себя кардинальский чин. Он упоминает о полемике дю Перрона, как если бы она была необходима бывшему еретику для самооправдания и продвижения по карьерной лестнице. Д'Обинье ясно выражает собственное мнение о дю Перроне: сын пастора, буквально «восставший» (révolté) против своей религии, он должен был как следует потрудиться, чтобы заработать благорасположение папы, а тем более — кардинальскую шляпу.

Несмотря на многочисленные заслуги дю Перрона, ярлык еретика, хотя и бывшего, трудно было отцепить от облачения: протестанты не забыли и не простили ему ни смены веры, ни диспутов, за которыми следовали громкие обращения. Хотя несомненно, что авторство большинства эпиграмм на дю Перрона принадлежит кальвинистам, католики, вроде л'Этуаля, охотно читали и переда-

29 L'Estoile P. de. Journal de l'Estoile pour le rêgne de Henri IV / Ed. L.-R. Lefèvre. Paris, 1948. T. I. P. 498: De fait, si le pape Clément / Eût eu bon avertissement, / Il n'eût donné la pénitence / Au fils d'un ministre de France, / Assassin de ses créanciers.

30 Tellemant des Réaux. Historiettes. P. 1834—1835. T. I. P. 103—107. P. 59.

31 Ibid. T. I. P. 464. «Du Perron, fils d'un ministre des terres des seigneurs de Berne, fut renvoyé avec espérance du chapeau qu'il briguait, moyennant qu'il continuât de s'opposer fermement à ceux de la religion, et faire révolter à son exemple tous ceux qu'il pourrait: combattant en ses sermons et écrits la vocation des ministres».

вали остроумные анекдоты, да и сами давали единоверцу не слишком лестные определения. Даже когда имя прелата упоминается вскользь, тут же присутствует ремарка — вероотступник, сын пастора. Его активная борьба с ересью нередко мотивируется стремлением к самооправданию и самоутверждению.

Прозелитизм дю Перрона

Согласно христианским представлениям, одному Творцу под силу подлинное, внутреннее обращение еретика в истинную веру. Тома Пеллетье, бывший кальвинист, пишет: «Ученому католику не так уж сложно победить еретика, вырвать оружие из его рук, но вдохновить, затронуть внутренние струны, — такого чуда можно ожидать только с небес»32. В ожидании чуда, уповая на божественную поддержку, христиане вели диспуты, доказывая друг другу свое толкование веры. Жак дю Перрон, теолог, обладавший прекрасной памятью, знаток древних языков и талантливый оратор, на протяжении всей своей жизни (после перехода в католицизм), не прекращал активной полемики с протестантами с целью их обращения. Тот же Пеллетье пишет в посвящении прелату: «Весь христианский мир ныне обильно пожинает плоды Ваших трудов, с таким религиозным рвением посвященных уничтожению ереси»33.

Инициативы дю Перрона (письма, трактаты, беседы, диспуты) вписываются в политику Католической церкви по укреплению своих позиций после Тридентского собора. Но чем объяснить его удивительную активность: религиозным рвением, верой в собственные силы, карьерными интересами, желанием приобрести славу? Являются ли все эти мотивы взаимоисключающими?

Т. Баранова, рассматривая случай современника дю Перрона, кюре Гентиана Эрве, предполагает, что полемика с протестантами была ему, непрофессиональному богослову, необходима для само-утверждения34. То же, хотя и на другом уровне, можно сказать о Жаке дю Перроне, напомним, самоучке, почти чудом попавшем ко двору и обласканном образованными вельможами. Диспуты с бывшими единоверцами фактически сделали ему имя уже вскоре после обращения, и на этом пути ни он, ни его современники не

32 Pelletier T. La Conversion du Sr Pelletier à la foy catholique, en laquelle il répre-sente au naïf les vrayes... marques de l'Eglise... Paris, 1610. P. 2: «Il est bien facile au docte Catholique de vaincre l'heretique, & de luy faire tomber les armes des mains: mais de l'inspirer, & de le toucher au dedans c'est un chef d'œuvre qu'on n'attend que du ciel».

33 Ibid. P. 4: «Toute la Chrestienté reçoit auiourd'huy une pleine moisson des fruicts de vos labeurs si religieusement consacrez à la ruine de l'heresie».

34 Debaggi Baranova T. Stratégies de dénonciation des calvinistes et de leur message dans les écrits polémiques de Gentian Hervet (1560—1565) // Énoncer/dénoncer l'autre. Discours et représentations du différend confessionnel à l'époque moderne (в печати).

открыли Америки: еще в Средние века, с XII в., крещеные иудеи становились лучшими христианскими полемистами против иудеев35.

Каковы бы ни были психологические мотивы дю Перрона, о которых мы можем лишь строить гипотезы, он ясно осознавал знакомые ему на личном опыте проблемы перехода протестантов в католицизм и предлагал свои пути их разрешения. Пасторы, переходившие в Католическую церковь, подобно ренегатам из католического клира, лишались своего социального статуса и дохода, их интеграция в общество усложнялась36. Отдавая себе отчет в том, что положение этой категории обращенных было наиболее критическим, дю Перрон разработал проект, который позволил бы этим людям получить средства к существованию. Он изложил свои взгляды в Риме в 1595 г., во время своего посольства с целью получить отпущение грехов Генриха IV37. Несколько лет спустя он снова написал папе, прося его одобрения: по его мысли, французские епископы могли бы бывших неженатых пасторов рукополагать в каноники, тем же, кто успел обзавестись семьей, следовало просто выплачивать пенсию за счет церковных бенефициев38.

В качестве посредников дю Перрон выбрал кардиналов Баро-ния и Альдобрандини, который информировал его о том, что папа хочет внимательно рассмотреть проект. Сам дю Перрон в письме ему перечисляет возможные препятствия, в частности, нежелание некоторых священников возводить в духовный сан обращенных, не подвергшихся долгим испытаниям. Прелат отдавал себе отчет в главной проблеме, стоявшей перед Церковью: искренности новообращенных39. У Рима были причины осторожно относиться к пасторам, принимавшим католичество, и бояться мнимых обращений. Показателен пример Сюро дю Розье: кальвинистский пастор из окружения Генриха Наваррского, став католиком в конце 1572 г., после Варфоломеевой ночи, и опубликовав исповедь о собственном обращении, он вернулся в протестантизм уже в 1573 г. и, к ужасу католиков, опубликовал новый рассказ, на этот раз во славу кальвинизма40.

35 Многочисленные примеры можно найти в книге: Dahan G. Les intellectuels chrétiens et les juifs au Moyen Âge. Paris, 1990.

36 Fornerod N. La conversion des gens d'Eglise entre controverse et discipline ecclésiastique: le cas de Gaspard Martin et d'Antoine Fuzy (France et Genève 1615—1619) // Les modes de la conversion confessionelle... P. 115.

37 Lettre au Cardial Baronius // Les Diverses œuvres... P. 867.

38 Sanctissimo et beatissimo Domino nostro, ac Patri, Clementi, diuina Prouidentia, Uniuersalis Ecclesia Papa VIII. S. Et humillima pedum oscula // Les Diverses œuvres confessionelle... P. 861—865.

39 Lettre au cardinal Aldobrandin // Les Diverses œuvres... P. 865—866.

40 Wolfe M. The conversion of Henri IV. Politics, Power, and Religious Belief in Early Modern France. Cambridge; London, 1993. P. 17. Подробнее о Сюро Розье: Kingdon R.M. Genève et les réformés français: le cas d'Hugues Sureau, dit du Rosier // Bulletin. Société d'histoire et d'archéologie de Genève. XII. 2. 1961. P. 77—87.

Дю Перрон модифицирует свой проект: отказываясь от идеи принятия бывших пасторов в капитул, он предлагает, чтобы доход с первой свободной пребенды в каждой епархии шел на их содержание и пропитание. Он рассматривает и иной вариант: принятие Галликанской церковью закона, по которому небольшой налог с каждой епархии будет выделен на содержание новообращенных пасторов. Дю Перрон просит папской поддержки и уверяет, что они активно переходят в католичество, многие собираются, но страшатся нищенства41. Будучи реалистом, сын пастора прекрасно понимал, что материальные вопросы нередко являются решающими, и надеялся получить поддержку Рима в реализации своего масштабного проекта по обращению протестантских пасторов.

Двери дома дю Перрона всегда были открыты для гугенотов, сомневавшихся и прозелитов. Апологетические биографы восхваляли его особое участие в судьбе обращенных, прежде всего, па-сторов42. Многие протестанты, наслышанные о победах прелата, желали сразиться с ним в теологическом диспуте по тому или иному вопросу.

Пастор Теофиль Кассегрен искал письменной полемики с дю Перроном, а в случае победы последнего обещал отречься от своей религии. Стремясь убедить предполагаемого оппонента в собственной компетентности, он утверждал, что во всей Бургундии ему нет равных, жаловался на слабость соперников43. Но, к его сожалению, дю Перрон не откликнулся на его предложение: пастор получил ответ от Пальма-Кайе, утверждавшего, что у дю Перрона, вероятно, не найдется времени на ответ44.

Очевидная причина — неравенство соперников: у дю Перрона были оппоненты поинтереснее, например Филипп Дюплесси-Морне или Яков I Английский. Однако дю Перрон не отказывает во встрече: Пальма-Кайе приглашает Кассегрена приехать, послушать епископа, уверяя его в теплом приеме45. Итак, пастору предлагается слушать, а не спорить, желающий быть просвещенным в вопросах веры — желанный гость, но он должен преодолеть расстояние и приехать к прелату.

Историки обратили внимание на значимость статуса участника теологических диспутов. Так, Оливье Кристен говорит о зарождении

41 Lettre au cardinal Aldobrandin. P. 866, 867.

42 Neuville. Oraison funèbre faicte sur le trespas du très illustre cardinal du Perron, Archeuesque de Sens, Primat des Gaules & de Germanie, & grand Aumosnier de France. Paris, 1618. P. 27—28.

43 Cassegrain T. L'Épistre d'un ministre de la religion prétendue réformée désirant se faire catholique, addressée à Mgr l'évesque d'Évreux. Paris, 1598. P. 7—8, 11—12.

44 Cayet P. V.P. Responce des trois thèses envoiées par M. Théophile Cassegrain, ministre, à monseigneur le révérendissime évesque d' Évreux, estant ledit ministre sur le point de se réduire. Paris, 1598. P. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Ibid. P. 4.

в раннее Новое время новой формы социальных взаимоотношений между главными участниками публичных диспутов, не вписывающихся в сословные и институциональные рамки, основанных исключительно на взаимоуважении и взаимном признании46.

Дю Перрон представлял собой, что называется, контроверсиста первого ранга, добиться права на диспут с ним было честью. У него «не было времени» письменно отвечать всем обращавшимся и вести полемику с кем угодно. Он концентрировал свои усилия на особо значимых, показательных обращениях. Так кто же пользовался особым вниманием прелата? Генрих IV, естественно, случай особый. Важна и неудавшаяся попытка обращения его сестры, Екатерины Наваррской47. Упомянем поэта и королевского советника Жана де Спонда, пастора Пьера-Виктора Пальма-Кайе, Тома Пеллетье, будущего советника Марии Медичи и приближенного Ришелье, отплатившего своему наставнику жизнеописанием48, политика и дипломата Николя д'Арле, сеньора де Санси49. Интересно, что в отличие от дю Перрона, многие оставили свидетельства о собственных обращениях, не забыв упомянуть красноречивого прела-та50. Громкие отречения наносили огромный ущерб протестантизму, чьи приверженцы, в частности, Агриппа д'Обинье, с горечью и презрением высмеивали и «обращенных» (де Санси), и «обра-щающих»51. Католики ликовали.

Перейдя в католицизм в сознательном возрасте, дю Перрон лояльно относился к протестантам, желавшим вернуться в лоно Римской церкви. Полемическая деятельность прелата получала одобрение Генриха IV, который, перейдя в католичество, подал пример своим приближенным52. Обращения не только приветствовались

46 Christin O. Confesser sa foi. Conflits confessionnels et identités religieuses dans l'Europe moderne. Seyssel, 2009. P. 36.

47 Сам Шарль II Лотарингский, ярый католик, свекор Екатерины, попросил дю Перрона приехать в Фонтенбло, чтобы убедить принцессу перейти в католичество: Les Ambassades et négociations de l'illustrissime... cardinal Du Perron... avec les plus belles lettres... recueillies et accompagnées de sommaires et advertissements, par César de Ligny, secrétaire dudit seigneur. Paris, 1633. P. 105.

48 Pelletier T. L'Histoire abrégée de la vie et de la mort de feu Mgr l'illustrissime cardinal du Perron. Paris, 1618.

49 За обращение де Санси легат передал дю Перрону папскую благодарность, что не могло не вызвать и особого всплеска ненависти у протестантов.

50 De Sponde J. Déclaration des principaux motifs qui induisent le sieur de Sponde, conseiller et maistre des requestes du Roy, à s'unir à l'Église catholique apostolique et romaine, adressée à ceux qui en sont séparez... Bourdeaux, 1595. P. 27; Pelletier T. La Conversion du Sr Pelletier... P. 2, 4; Palma Cayet P.V. Responce de Maistre Victor-Pierre Cayer contre les calomnies qu'on cuide mettre sur sa vraye & volontaire conversion à la vraye Église catholique, apostolique & romaine. Paris, 1595. P. 21—22.

51 D'Aubigné A. La Confession de M. de Sancy, par L. S. D. A. (le sieur d'Aubigné), auteur du «Baron de Feneste». S.l., 1663. T. II. P. 235.

52 Исследователь К.П. Луриа показывает взаимосвязь между переходом в католичество и лояльностью к королю: K.P. Luria. The Politics of Protestant Conversion to Catholicism in Seventeenth-Century France // Conversion to Modernities... P. 23—46.

королем, существовал специальный фонд с целью поощрения принимавших религию своего короля53. Климент VIII, в инструкциях нунциям во Франции настаивавший на необходимости удалить протестантов с важных должностей и продвигать обращенных54,

не мог не радоваться прозелитизму дю Перрона.

* * *

Почему дю Перрон не оставил свидетельств о собственном обращении? Прошлое «неуместно»? Или его заслуги перед Католической церковью были столь велики, что ему не требовалось оправдываться? Твердость своей веры он доказывал, ведя острую полемику с протестантами и обращая их в католичество. Успехи дю Перрона, прежде всего переход в католичество членов его семьи, использовались его сторонниками для оправдания его возведения в кардиналы. Его случай если не является уникальным (вспомним, например, Виссариона Никейского), все же достаточно исключителен. Церковь возвысила бывшего еретика, но такое возвышение не могло быть безусловным. Сыну пастора пришлось всю сознательную жизнь разбирать публично, словом и пером, увещеванием и проповедью, «заблуждения» вскормившей его веры.

Между обращением короля Франции и возвышением дю Перрона есть причинно-следственная связь, но сыграли свою роль и другие громкие обращения, заслужившие ему и хвалу, и хулу. Строгость в отстаивании католических догматов сочеталась с мягкостью по отношению к тем, кого еще при Карле IX и Генрихе II могли заставить заплатить жизнью за иное толкование веры. Успехи дю Перрона по обращению кальвинистов свидетельствуют об эффективности более умеренной стратегии. Отречения выдающихся протестантов преумножали римский «человеческий капитал», и Церковь была благодарна дю Перрону за его труды — в 1604 г. сын пастора принял наследие апостолов.

Случай дю Перрона показывает двойственность отношения общества к обращенным католикам. Радость, сопровождавшая прозелитизм, омрачалась тенью вероотступничества. Даже прелат, пользовавшийся уважением монарха и папы, находился под подозрением. Вопрос искренности конфессионального перехода не давал покоя современникам новообращенного короля. Особое внимание общества к проблеме обращения свидетельствует о его поли-

53 Vivanti C. Guerre civile et paix religieuse dans la France d'Henri IV. Paris, 2006. P. 37.

54 Barbiche B. Clément VIII et la France (1592—1605). Principes et réalités dans les instructions générales et les correspondances diplomatiques du Saint-Siège // Bulla, legatus, nuntius. Etudes de diplomatique et de diplomatie pontificales (XVIIIe—XVIIe). Paris, 2007. P. 358.

тико-социальной нестабильности. Возможно, ни в какую другую эпоху обращение в католичество не воспринималось с большим подозрением, чем на исходе Религиозных войн.

Список литературы

1. Aubin P. Le problème de la conversion, étude sur un terme commun à l'hellénisme et au christianisme des trois premiers siècles. Paris, 1962.

2. Baratte L.H. Poètes normands. Genève, 1971.

3. Barbiche B. Clément VIII et la France (1592—1605). Principes et réalités dans les instructions générales et les correspondances diplomatiques du Saint-Siège // Bulla, legatus, nuntius. Etudes de diplomatique et de diplomatie pontificales (XVIIP—XVIF). Paris, 2007.

4. Boucher J. Société et mentalités autour de Henri III. Paris, 2007.

5. Christin O. Confesser sa foi. Conflits confessionnels et identités religieuses dans l'Europe moderne. Seyssel, 2009.

6. Conversion in Late Antiquity and Early Middle Ages. Seeing and Believing / Ed. by K. Mills, An. Grafton. Rochester; N.Y., 2003.

7. Conversion to Modernities: the Globalization of Christianity / Ed. by P. van der Veer. N.Y.; London, 1996.

8. Dahan G. Les intellectuels chrétiens et les juifs au Moyen Âge. Paris, 1990.

9. De la conversion / Dir. J.-C. Attias. Paris, 1997.

10. Delumeau J., Cottret M. Le catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971.

11. Guba J.Ed. Cardinal Jacques Davy Du Perron: Conversion, Schism and Politics in Early Modern France. University of Virginia, 2000.

12. James W. The varieties of religious experience: a study in human nature: being the Gifford lectures on natural religion delivered at Edinburgh in 1901—1902. N.Y, 1994.

13. Kingdon R.M. Genève et les réformés français: le cas d'Hugues Sureau, dit du Rosier // Bulletin. Société d'histoire et d'archéologie de Genève. XII. 2. 1961.

14. L'abbé Féret. Le Cardinal du Perron, orateur, controversiste, écrivain: étude historique et critique. Paris, 1877.

15. La Conversion au XVIIe s. Actes du XIIe colloque de Marseille (janvier 1982). Marseille, 1983.

16. La conversion et la politique à l'époque moderne, textes réunis par D. Tollet. Paris, 2005.

17. La Conversion religieuse / Dir. Em. Godo. Paris, 2000.

18. Le cardinal Jacques Davy du Perron. Mélanges publiés à l'occasion du IVe centenaire de sa naissance. Notices, mémoires et documents publiés par la Société d'archéologie et d'histoire naturelle de la Manche. T. 64. Année 105. Saint-Lô, 1956.

19. Les modes de la conversion confessionnelle à l'époque moderne / Ed. M.-C. Pitassi, D. Solfaroli Camillocci. Firenze, 2010.

20. Vivanti C. Guerre civile et paix religieuse dans la France d'Henri IV Paris, 2006.

21. Wolfe M. The conversion of Henri IV Politics, Power, and Religious Belief in Early Modern France. Cambridge; London. 1993.

Поступила в редакцию 30 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.