Научная статья на тему 'Зерновой сектор: потенциал евразийской интеграции и задачи экономической политики'

Зерновой сектор: потенциал евразийской интеграции и задачи экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Андрей Михайлович, Кузнецов Алексей Владимирович, Булавин Рудольф Евгеньевич, Ган Евгений Альбертович, Кобута Ирина Викторовна

Современная аграрная политика России, Беларуси, Казахстана и Украины ориентирована на развитие сельского хозяйства и повышение его эффективности. В статье описаны аспекты формирования единой зерновой политики, которая предполагает активное развитие государственно­частного партнерства в зерновом секторе Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов Андрей Михайлович, Кузнецов Алексей Владимирович, Булавин Рудольф Евгеньевич, Ган Евгений Альбертович, Кобута Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зерновой сектор: потенциал евразийской интеграции и задачи экономической политики»

зерновой сектор: потенциал евразийской интеграции и задачи экономической политики

А.м. Анисимов, А.л. злочевский, р.Е. Булавин, Е.А. ган, И.В. Кобута, А.В. Корбут

зерновой сектор: потенциал евразийской интеграции и задачи экономической политики

Аркадий

злочевский

александр Корбут

Андрей Михайлович Анисимов — руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Электронная почта: anisimov_am@eabr.org

Аркадий Леонидович Злочевский — президент Российского зернового союза с 2002 года. Доктор экономических наук. В 1990 году окончил Московский государственный институт культуры, в 1995-м после учебы в высшей школе бизнеса им. Дж. Кеннеди (Гарвардский университет, Бостон, США) присвоена квалификация «управляющий агробизнесом». Экономическое образование получил в 1999 году в Институте современного бизнеса. Является членом Совета по вопросам агропромышленного комплекса при председателе Совета Федерации России, членом экспертного совета по агропромышленному комплексу при ФАС России. Автор более 150 публикаций. Награжден медалью «За труды по сельскому хозяйству». Электронная почта: nvp@grun.ru

Рудольф Евгеньевич Булавин — директор информационно-аналитического департамента Российского зернового союза. В 1982 году с отличием окончил МФТИ по специальности инженер-физик. Имеет большой опыт аналитической и консалтинговой работы в коммерческих и международных структурах.

Электронная почта: bulavin@grun.ru

Евгений Альбертович Ган — президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана. В 1974 году окончил Новочеркасский политехнический институт имени С. Орджоникидзе по специальности инженер-электромеханик. Кандидат технических наук (1994). Автор свыше 80 публикаций. Обладатель свыше 30 патентов, из них восемь — российских, свыше 15 — предварительные патенты Республики Казахстан.

С 1974 года — инженер-конструктор, с 1976-го — и. о. начальника конструкторского бюро экспериментальной базы, с 1976 года — заведующий лабораторией механизации работ с зерном, с 1984 года по 2001 год — заместитель директора по научной работе Казахского научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки (г. Астана). С 2000 года по настоящее время — президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана (г. Астана).

статьи

ЕЭИ — № 1 (18) февраль '13

Ирина Викторовна Кобута — доктор экономических наук, старший научный сотрудник ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины». В течение 12 лет была консультантом и экспертом проектов технической помощи Всемирного банка (World Bank), Агентства по международному развитию США (USAID), Программы развития ООН в Украине (UNDP), Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Провела ряд исследований по анализу и прогнозированию конъюнктуры рынков продовольствия, трансформации государственной политики поддержки сельского хозяйства, оценки последствий вступления Украины в ВТО, расширения ЕС для сельского хозяйства страны и создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Автор и соавтор 78 публикаций, многочисленных докладов и презентаций. В 2008 году награждена государственной наградой — медалью «За работу и достижения» за значительный вклад в процесс присоединения Украины к ВТО (указ президента Украины № 108/2008 от 7 февраля 2008 года).

Александр Вадимович Корбут — вице-президент Российского зернового союза, ответственный секретарь Совета экспортеров зерна РЗС. Являлся советником аппарата аграрного комитета Совета Федерации РФ, а также членом Экспертного совета по аг-ропродовольственным рынкам России при комитете Государственной думы по аграрным вопросам.

Электронная почта: avko@grun.ru

Аграрный сектор экономики стран ЕЭП занимает относительно небольшое место в формировании национального валового внутреннего продукта и общем объеме инвестиций в основные фонды, однако имеет критически важное социально-экономическое значение. В сельской местности проживает значительная часть населения стран ЕЭП, и национальное сельское хозяйство является основой продовольственной безопасности. Уровень и динамика развития аграрного сектора в значительной степени определяют возможности роста сопряженных отраслей производства ресурсов для агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности и агропродо-вольственного рынка.

Современная аграрная политика России, Беларуси, Казахстана и Украины ориентирована на развитие сельского хозяйства и повышение его эффективности. Реализованные программы поддержки заложили инвестиционную платформу отрасли, а новые программы создают предпосылки устойчивого развития аграрной индустрии.

Особое место в развитии сельского хозяйства занимает производство зерна, которое исторически является основой функционирования национального агропродовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства.

Рисунок 1. Валовой сбор зерна, млн тонн

Россия

Казахстан

Беларусь

Украина

Несмотря на волатильность производства зерна, являющуюся следствием климатических факторов, прослеживается устойчивый рост урожайности и валовых сборов, что стало следствием перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве.

В последние годы Россия, Украина и Казахстан заняли устойчивые позиции на мировом рынке: число стран — покупателей произведенного тремя странами зерна и муки устойчиво растет и превышает 100 государств. Доля ЕЭП+Украина в мировой торговле за последние пять зерновых лет составила в среднем: по ячменю — 36.3%, по пшенице — 21.5% и по кукурузе — 7.7%. Начиная с 2007 года Казахстан по экспорту муки занимает лидирующее место в мире.

Страны ЕЭП — основной поставщик зерна для его потенциальных участников (Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Кыргызстан), где площадь сельхозземель и объемы производства зерна относительно невелики. Эти страны, кроме Молдовы, являются нет-то-импортерами зерна. В среднем за последние несколько лет в импорте пшеницы странами ЕЭП+5 доля Казахстана составляет 77%, а России — 23%. Казахстанская пшеница экспортируется в основном в страны Центральной Азии, российская — в Армению.

Оценивая текущее состояние зернового сектора стран ЕЭП, следует отметить, что по валовым показателям сбора он преодолел последствия трансформационного спада конца ХХ века: отмечается его достаточно динамичное развитие, растет в целом продуктивность и в растениеводстве, и в животноводстве, расширяется применение современных технологий в продовольственном секторе. Вместе с тем производительность труда остается на низком уровне, конкурентоспособность значительной части сельхозпродукции, сырья и продовольствия в ряде случаев достигается за счет массированной таможеннотарифной защиты внутреннего рынка и бюджетного субсидирования. Явно недостаточны пока стимулы к технологической модернизации.

Прослеживается нарастающее отставание внутреннего потребления от производства зерна при отсутствии долгосрочных программ

стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки. Отмечается искусственное сдерживание цен на зерно в целях обеспечения доступности продовольствия, что приводит к недополучению доходов зернопроизводителями и негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность. Прослеживается низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологии, технологий, адаптированных к глобальным изменениям климата и демографии. Усиливаются инфраструктурные ограничения эффективного оборота зерна.

В этой ситуации существуют явные пределы роста урожайности, которые могут привести к ее стагнации после 2016-2018 годов, а возможности экстенсивного роста за счет ввода в оборот дополнительных площадей сельхозугодий потребуют значительных инвестиций и не обеспечат существенного роста конкурентоспособности.

ЕЭП+Украина обладают уникальными возможностями увеличения вклада в решение мировых продовольственных проблем при наличии крупнейших в мире ресурсов пахотных земель, запасов водных ресурсов, промышленности по производству минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники, традиций агронауки, территориальной близости к регионам мира, предъявляющим растущий спрос на зерно. В перспективе доля объединения в мировом экспорте пшеницы может вырасти до 25%, ячменя — до 38-40%, формируя новую реальность, где страны ЕЭП+ выступают гарантом стабильности мирового рынка зерна.

Реализация этого потенциала возможна на основе эффективного использования агроресурсного и научно-технического потенциала каждой из стран и достижения синергетического эффекта от согласованных мер поддержки и развития агропродовольственного рынка стран ЕЭП+Украина, что является объективной необходимостью формирования единой агропродовольственной политики ЕЭП (ЕАП) и эффективной экономической интеграции на евразийском континенте.

Это предопределяет объективную целесообразность более глубокой социально-экономической интеграции между странами ЕЭП+

Рисунок2. Урожайность зерновых, ц/га с убранной площади

в вопросах устойчивого развития сельского хозяйства исходя из взаимной заинтересованности в обеспечении стабильности и устойчивости функционирования агропродовольственного рынка. При этом можно выделить несколько иерархических целей единой агропродо-вольственной политики для различных групп участников рынка.

1. Сельхозпроизводители:

• достижение приемлемого уровня и снижение волатильности доходов;

• повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора.

2. Потребители:

• обеспечение продовольственной безопасности (физическая и экономическая доступность, безопасность продовольствия).

3. Общество в целом:

• защита окружающей природной среды и биоразнообразия;

• сохранение агрокультурных ландшафтов и рекреационных зон;

• обеспечение жизнеспособности сельских территорий.

Формирование и практическая реализация ЕАП требует синхронизации национальных аграрных политик, мер и инструментов государственного регулирования исходя из целей общей агропро-довольственной политики ЕЭП и распределения функций наднационального и национального государственного регулирования и вмешательства.

Эффективность ЕАП будет определяться уровнем реальной интеграции аграрных экономик стран-членов и синхронностью дальнейшего развития рыночных механизмов, рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, рационализации и оптимизации режимов природопользования, распределения функций наднационального и национального регулирования, что потребует принятия целостной системы международных договоров о согласованной агропродо-вольственной политике, которые должны дополнять существующие и подготавливаемые документы ЕЭП в части специфики аграрного сектора экономики и агропродовольственного рынка.

В системе соглашений и меморандумов должны быть определены согласованные:

• цели, задачи, принципы, механизмы, направления и инструменты реализации ЕАП, распределение мер регулирования на национальном и наднациональном уровнях;

• меры национальной государственной поддержки (субсидирова-

ние производства и система выравнивания конкурентных условий на рынке продукции из стран ЕЭП)*;

налогообложение сельхозпроизводителей;

принципы внешней торговой политики в отношении агропродо-вольственных товаров;

ветеринарные и фитосанитарные требования на основе норм и правил ВТО,

процедуры и правила функционирования надзорных и контрольных органов;

методы статистического наблюдения и информационного обмена;

технические регламенты и стандарты;

технические требования к объектам инфраструктуры агропродо-вольственного рынка;

система координации деятельности национальных институтов развития агропродовольственного рынка и др.

Принятие предлагаемой системы соглашений обеспечит создание единой институциональной среды функционирования национальных агропродовольственных рынков в рамках интеграционного объединения ЕЭП и сформирует базу для разработки секторальных соглашений по отдельным подотраслям сельского хозяйства.

В рамках такой институциональной среды создаются благоприятные условия для формирования общей зерновой политики ЕЭП+. При этом следует учитывать, что для ее реализации существуют явные предпосылки — высокая географическая концентрация взаимосвязанных компаний, географическая, культурная и институциональная близость (как результат интеграционных процессов). Все это формирует для участников рынка мощные стимулы к развитию, а институциональная среда и меры государственного регулирования приобретают функции катализатора и инициатора развития, так как детерминантами глобальной неценовой конкуренции являются не столько сами продукты, сколько гибкая, прозрачная и инновационно ориентированная среда на уровне интеграционного пространства.

Зерновая политика ЕЭП+ является составной частью ЕАП и призвана обеспечить:

• высокие темпы устойчивого экономического роста отрасли, сбалансированность программ развития производства (по объемным показателям и структуре производства зерновых культур) исходя из требований устойчивого развития сельскохозяйствен-

Сегодня ратифицировано лишь соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое ввело ограничение господдержки в объеме 10% от произведенных сельскохозяйственных товаров в отношении мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю (для Республики Беларусь достижение разрешенного объема поддержки предусмотрено в 2016 году), а также ответственность и компенсационные выплаты за превышение объемов поддержки.

ного производства и оптимального использования производственных факторов (конкурентных преимуществ) и потребностей внутреннего рынка каждой страны;

• высокую динамику интеграционных процессов и развития взаимной торговли зерном между государствами — членами ЕЭП+;

• создание потенциала для будущего развития;

• рост конкурентоспособности на внешних рынках и развитие экспорта зерновых товаров стран ЕЭП+;

• формирование необходимых резервов зерна для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства — члена ЕЭП+ и Сообщества в целом.

Ее практическая реализация предполагает принятие специального секторального соглашения, которое обеспечит применение единых принципов ценообразования и доступа на национальные рынки, устранит избыточные барьеры входа и создаст условия оптимизации структуры посевов зерновых исходя из принципа реализации каждым участником естественных конкурентных преимуществ и ведения взаимодополняющего производства зерна.

Соглашение призвано определить общую парадигму поддержки и регулирования всего аграрного сектора, предусматривая переход с поддержки заниженных цен на зерно для его внутренних потребителей на меры прямой государственной поддержки эффективных производителей в рамках национальных бюджетов и наднациональной системы поддержки. Необходимо отметить, что государственная поддержка остается основным финансовым рычагом влияния на развитие зернового сектора и существуют риски, что каждая из стран ЕЭП будет пытаться самостоятельно поддерживать все подотрасли агропродовольственной сферы, распыляя средства и снижая результативность их использования, провоцируя рост необоснованной взаимной конкуренции и снижая возможности эффективного экспорта.

Соглашение должно определить в качестве рамочного подхода стимулирование формирования специализации каждого участника ЕЭП исходя из условия рационального использования накопленных компетенций и естественных преимуществ наших стран не только для достижения высокой степени самообеспечения, но и для повышения эффективности выгодного международного сотрудничества и поддержки зернопроизводителей в объеме, достаточном для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и сбалансированности производства и внутреннего потребления.

Формирование и реализация соглашения призваны обеспечить синергетический эффект функционирования комплексной системы стимулирования производства, оптимизации территориальной структуры производства исходя из конкурентных преимуществ стран ЕЭП, поддержки зернового экспорта, охватывающей все уровни

Национальный уровень

Инструменты

Институты

Макроэкономические, конъюнктурные, природно-климатические, технологические и агроэкологические, торгово-экономические, институциональные, социальные, «вызов знаний», «вызов динамизма»

Принципы 2

оптимального использования производственных факторов, сохранения плодородия почв, взаимосвязанности, синхронизации, пропорциональности, наращивания усилий, дополнительного эффекта от развития зернового рынка для других секторов экономики, сбалансированности, универсальности и паритетности подходов и методов регулирования, единства управления и контроля развития зернового рынка в соответствии с индикаторами достижения целей.

г

Эффекты

Цели I

- создание благоприятных условий для расширения производства, взаимной торговли и экспорта зерна на мировой рынок и усиление национальной конкурентоспособности;

- оптимизация национальной структуры производства;

- снижение ценовой волатильности и поддержание баланса зерна ЕЭП+ на уровне, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства и Сообщества в целом

Секторальное соглашение

Соглашение ЕЭП по зерну определяет в качестве рамочного подхода формирование специализации каждого участника ЕЭП исходя из условий рационального использования накопленных компетенций и естественных преимуществ стран ЕЭП+, общую парадигму поддержки и регулирования всего а фарного сектора, целевые индикаторы развития зернового рынка ЕЭП+.

Дорожная карта

призвана обеспечить последовательность действий по реализации Секторального соглашения и Зерновой политики ЕЭП+.

Механизмы и инструменты

Субсидирование производства, установление коридора изменения закупочных цен на зерно, интервенционные операции на рынке зерна, поддержка спроса на зерно на внутреннем и внешнем рынках, развитие зерновых кластеров, информационное обеспечение деятельности участников рынка зерна

1п

Рисунок 3. Блок-схема зерновой политики ЕЭП +

- формирование единой институциональной среды

- синхронизация наднациональных и национальных мер и инструментов государственного регулирования;

- повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для расширения масштабов

и оптимизации структуры производства и посевных площадей;

- стимулирование взаимной торговли зерном

и обеспечение равных условий доступа на рынки всех стран ЕЭП+;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка взаимных инвестиций и научных исследований;

- реализация экспортного потенциала ЕЭП+;

- сбалансированное и опережающее развитие инфраструктуры рынка зерна на основе государствен-но-частного партнерства;

- развитие научных исследований, ориентированных на использование всеми странами ЕЭП+.

Институты

1. Регулирования и стандартизации

2. Административные органы

3. Органы надзора

4. Арбитражные органы

5. Фонд финансирования совместных исследовательских программ

6. Межгосударственные центры разработки и продвижения новых технологий

7.Совместный резервный фонд семян и продовольственного зерна

8. Совет экспортеров при ЕЭК

9. Единая информационная система учета выдачи и обращения складских свидетельств

10. Биржевой центр

11. Центр государственно-частного партнерства ЕЭП

12. Финансовый фонд ЕЭК

I

СТАТЬИ

ЕЭИ —№ 1 (18) февраль '13

управления и опирающейся на эффективные механизмы взаимодействия государства и бизнеса. При этом на основании единых принципов и с учетом рисков должны быть определены цели и задачи, выбраны институты ее реализации и сформирована соответствующая дорожная карта, которая призвана обеспечить последовательность действий по реализации зерновой политики, что может быть представлено соответствующей упрощенной схемой.

В качестве основных целей развития зернового сектора ЕЭП+ можно определить следующие:

• создание благоприятных условий для расширения производства и взаимной торговли, расширение экспорта зерна и зерновой продукции (муки и др.) на мировой рынок, усиление национальной конкурентоспособности;

• оптимизация национальной структуры производства исходя из принципа оптимального использования производственных факторов (конкурентных преимуществ) и реализации возможностей развития интеграции;

• снижение ценовой волатильности и поддержание баланса зерна ЕЭП+ на уровне, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности каждого государства и Сообщества в целом.

Основными задачами развития рынка зерна ЕЭП+, ориентированными на достижение целей развития сектора, соответственно являются:

• синхронизация наднациональных и национальных мер и инструментов государственного регулирования исходя из целей общей аграрной и зерновой политики ЕЭП+ и задач поддержания доходов зернопроизводителей и переработчиков зерна на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства и обеспечения ликвидности произведенной продукции;

• повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для расширения масштабов и оптимизации структуры производства и посевных площадей, ввода в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель;

• стимулирование взаимной торговли зерном и обеспечение равных условий доступа на рынки всех стран ЕЭП+;

• поддержка взаимных инвестиций, научных исследований, природосберегающих технологий;

• реализация экспортного потенциала ЕЭП+, позволяющего занять устойчивые позиции на мировом рынке зерна и продуктов его переработки и максимизировать доходы за счет использования интеграционного потенциала;

• сбалансированное и опережающее развитие инфраструктуры рынка зерна на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) исходя из условий развития рынка зерна ЕЭП+ в целом;

• развитие научных исследований, ориентированных на исполь-

зование всеми странами ЕЭП+, предполагающих постепенный переход к росту аграрной экономики, основанному не только на импортных технологиях, но и на создании современных конкурентоспособных технологий, адаптированных к меняющимся климатическим условиям.

Реализация предлагаемых подходов требует применения соответствующих мер наднационального регулирования, соответствующих мер и инструментов реализации зерновой политики ЕЭП+, которые преследуют цели стимулирования ускоренного перехода к современным технологиям производства и переработки зерна, внедрения достижений биотехнологии, введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и повышения урожайности зерновых культур, поддержания доходов зернопроизводителей и расширения рынков сбыта.

Выбор целей и инструментов развития зернового сектора в рамках интеграционных процессов должен учитывать максимальное использование потенциальных преимуществ от увеличения емкости единого рынка и эффекта масштаба производства, роста конкуренции и улучшения условий взаимной торговли, консолидации знаний и возможности распространения новейших технологий.

Одновременно должны быть нивелированы возможные отрицательные последствия, связанные с различными масштабами и направлениями бюджетной поддержки странами ЕЭП+, неравноправной взаимной или необоснованной межстрановой конкуренцией. В результате должна быть обеспечена высокая конкурентоспособность зернового сектора ЕЭП+ по сравнению с товарами из стран, не входящих в интеграционное объединение. Следует отметить, что современное понятие конкурентоспособности связано не только со способностью продавать больше продукции и генерировать большую прибыль, но и с «нематериальными» аспектами, такими как бренды, ноу-хау.

Достижение высокой конкурентоспособности является не самоцелью, а средством достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, то есть инструментом для решения задач развития сельских территорий, а также гарантом обеспечения продовольственной безопасности.

Необходимо отметить, что логика интеграционных процессов требует изменений в пространственном развитии зернового рынка, усиления внутренних и межотраслевых кооперационных связей. Эффективное аграрное производство возможно при оптимизации территориальной структуры производства исходя из естественных конкурентных преимуществ. Перенос принятия оперативных решений на субрегиональный уровень является объективной необходимостью, однако он должен быть обеспечен усилением координирующей роли центра в вопросах территориального размещения производительных сил на межрегиональном уровне. Рынки ресурсов и продукции являются межрегиональными, и реализация масштабных проектов неиз-

бежно будет сталкиваться с мощными рыночными ограничениями по доступу к ресурсам и рынкам сбыта.

Основой территориального развития зернового рынка является формирование кластеров — «симбиоза кооперации и конкуренции», учитывающего положительные синергетические эффекты территориальной агломерации, что обеспечивает прирост потенциала за счет эффективного использования возможностей участников. При этом общая заинтересованность в конечном результате стимулирует перетекание финансовых ресурсов в сектора, приоритетные для развития кластера в целом. Сложившаяся структура размещения зернового производства ЕЭП+ позволяет сформировать следующие субрегиональные кластеры: «ржаной», «кукурузный», «экспортный» и «пшеничный высокопротеиновый» (см. рисунок з). При этом на их долю приходится около 2/3 среднего за предшествующие 10 лет валового сбора зерновых ЕЭП+: 90-92 млн тонн. Целью формирования субрегиональных производственных кластеров является усиление (через рыночные механизмы) влияния на оптимизацию территориального размещения производства, хранения и переработки зерна, стимулирование разработки и внедрения современных технологий и в конечном итоге повышение конкурентоспособности продукции.

Интеграционные процессы предполагают сочетание поддержки на национальном и наднациональном уровнях. На национальном уровне поддержка, по нашему мнению, должна быть ориентирована на решение оперативных задач развития зернового сектора, но с учетом выработанных единых стратегических подходов, за счет использования бюджетных субсидий (прямых и косвенных, включая налоговые льготы и преференции) в согласованных масштабах и направлениях, в частности, путем субсидирования производства и поддержки доступа к ресурсам, программы расширения и обеспечения доступности рынков сбыта. В то же время ценовое регулирование необходимо перенести на наднациональный уровень.

Основными инструментами ценового регулирования, исходя из анализа существующей национальной практики и мирового опыта, могут стать следующие.

• Установление коридора изменения закупочных цен на зерно. Верхним уровнем цен являются цены мирового рынка, скорректированные на инфраструктурные издержки, а нижним уровнем — минимальные гарантированные цены, которые устанавливаются централизованно для всех стран ЕЭП+ для различных культур и природно-климатических зон. При этом уровень минимально гарантированных цен должен быть достаточно низок и соответствовать себестоимости производства в наиболее эффективных хозяйствах, а круг зерновых культур, на которые распространяется применение минимальных гарантированных цен, являться жестко ограниченным. Выбор культур, по которым осу-

«ржаной» (Беларусь, Россия)

«кукурузный» (Россия, Украина)

«экспортный» (Россия, Украина — пшеница, ячмень) «пшеничный высокопротеиновый» (Казахстан, Россия)

Кандидаты в потенциальные кластеры:

«гречишный» (Россия, Беларусь)

Ї") «дальневосточный» (Россия — соя, кукуруза, пшеница) потенциальное приращение ржаного кластера

№ Название Культура Страна Средний валовой сбор, млн тонн

1 Экспортный пшеница 4, 5 классов, ячмень Украина, Россия 51.2

2 Кукурузный кукуруза Украина, Россия 17

3 Пшеничный высокопротеи- новый пшеница сильная и ценная Казахстан, Россия 16

4 Ржаной рожь Беларусь, Россия 4.4

Потенциальные кластеры

5 Дальневосточ- ный соя, кукуруза, пшеница Россия 1

6 Гречишный гречиха Беларусь, Россия 0.7

ществляется поддержка, помимо поддержки доходов обеспечивает ориентиры для зернового бизнеса по изменению структуры посевных площадей.

• Интервенционные операции на рынке зерна, которые в существующем виде должны быть замещены залоговыми операциями с государственной поддержкой в части компенсации части затрат на хранение и страхование зерна. Залоговые операции должны проводиться по единой методологии с использованием складских свидетельств на зерно, которые могут обращаться по всей территории ЕЭП+ и использоваться в качестве обеспечения при привлечении кредитов. В целях повышения их лик-

Рисунок4. Схема зерновых кластеров ЕЭП +

видности и удешевления стоимости кредитов следует уменьшить нормы обязательного резервирования банками средств в национальных банках при их использовании в качестве залога.

• Поддержка спроса на зерно на внутреннем и внешнем рынках. На внутреннем рынке это можно обеспечить за счет организации адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам, реализации программ продовольственного обеспечения учреждений образовательной и социальной сферы, а также установлением нормы о приоритетности, по сравнению с третьими странами, закупок отдельных видов продукции, производимой в ЕЭП+ для государственных и муниципальных нужд.

Актуальным направлением стимулирования внутреннего спроса представляется развитие глубокой переработки зерна, которое является одним из основных трендов мирового рынка и позволяет закрыть постоянно растущие потребности в продукции как внутри стран ЕЭП+, так и за их пределами.

Не менее значимо развитие экспорта зерна как инструмента поддержания ликвидности рынка, что требует формирования согласованной экспортной политики и создания соответствующего организационного механизма ее реализации. Базовым положением согласованной политики в области экспорта зерна является отказ от введения любых ограничений его экспорта и система мер господдержки экспортной активности. На наднациональном уровне следует разработать единые принципы и механизмы регулирования деятельности экспортеров зерна (включая создание компенсационного механизма при добровольных ограничениях экспорта зерна в пользу одного из участников), обеспечить выработку общих подходов торговой политики на внешних рынках (включая определение приоритетных географических направлений экспорта зерна), создание центров поддержки экспорта, включая разработку механизма взаимодействия с тогрпредствами и объединениями предпринимателей и формирование зарубежной товаропроводящей сети ЕЭП+ (торговые дома за рубежом, центры поддержки, региональные консигнационные склады и элеваторы, создание и использование которых ведется участниками из различных стран).

Достижение высокой эффективности зернового сектора и обеспечение конкурентоспособности продукции невозможно без глубокой технологической модернизации, что в свою очередь требует развития научных исследований, инфраструктуры общего пользования и инвестиций в человеческий капитал. Один из наиболее серьезных вызовов настоящего этапа развития аграрного сектора — «вызов знаний», связанный с риском недостаточной эффективности аграрной науки, недостаточной интегрированностью научных центров как между собой, так и с бизнес-сообществом, низкой мобильностью научных сотрудников и знаний, отставанием в вопросах использования современных лабораторных, информационных и биотехнологий.

Сегодня национальные аграрные сектора стран ЕЭП+ развиваются, базируясь на импорте технологий. Однако в дальнейшем необходимо формирование собственных технологических заделов, что возможно, в частности, при создании межгосударственных центров разработки и продвижения новъх технологий.

Формирование и функционирование таких центров должно осуществляться в порядке частной инициативы или в режиме ГЧП (вложения в исследовательскую инфраструктуру, доступ к банкам данных и генетических ресурсов и т. п., налоговые льготы). Финансирование должно осуществляться на условиях государственно-частного партнерства и путем получения на конкурсной основе грантов национальных правительств и ЕЭК.

Дальнейший прогресс сельского хозяйства, рост урожайности зерновых культур, производства зерна с заданными потребительскими качествами, нивелирование и учет последствий глобального изменения климата, а также демографии становятся невозможны без применения современных биотехнологий. Однако в этой сфере нарастает отставание от ряда стран, во многом в результате недостаточного уровня фундаментальных знаний, и связанного с этим распространения в обществе спекулятивных и не подтвержденных квалифицированными научными изысканиями заявлений. Неготовность ответить на этот вызов, отсутствие четкой правовой базы, масштабных квалифицированных научных исследований, ответственной независимой экспертизы и практической деятельности может привести к тому, что сельское хозяйство ЕЭП+ окажется слабо подготовленным к вызовам мирового научно-технического прогресса в зерновом секторе, что несет дополнительные риски и для конкурентоспособности. При этом государственная политика замалчивания уже привела к тому, что сегодня, по крайней мере в России и Украине, ведется неконтролируемое возделывание генномодифици-рованных сортов (ГМО) кукурузы, сои и рапса. Во многом страны ЕЭП+ повторяют путь Бразилии, где возделывание ГМО культур было формально запрещено и, соответственно, не контролировалось, а в результате производство ГМО сои и кукурузы достигло таких масштабов, что постфактум законодательство было изменено исходя из реалий жизни.

Практическая реализация предлагаемых подходов требует формирования соответствующих институтов, часть из которых должна иметь национальный, а другие — наднациональный уровень. Создаваемые и модернизируемые институты призваны дать адекватный ответ на «вызовы динамизма», убрать барьеры для создания новых предприятий, в том числе формирования евразийских зерновых ТНК, создать систему мотивации предпринимательства в принятии на себя рисков, которые могли бы помочь в создании более динамичной и гибкой среды.

Национальные институты регулирования зернового рынка, хотя их деятельность относится к компетенции национальных правительств,

должны базироваться на основополагающих документах ЕЭП и обеспечить соблюдение следующих принципов:

• недопустимость совмещения в государственных институтах бизнеса по любым направлениям, аналогичным или близким к функциям, делегированным государством;

• невозможность делегирования оказываемых услуг для сельхозпроизводителей третьим лицам;

• открытость и безвозмездность доступа к информации, полученной при реализации государственных услуг.

Вместе с тем, исходя из целей зерновой политики, необходимо сформировать ряд институтов для реализации функций наднационального регулирования. Основным институтом является финансовый фонд ЕАП для финансирования совместных исследовательских программ и проектов, проведения операций по регулированию рынка зерна и резервного фонда семян, поддержки развития инфраструктуры внедрения инноваций.

За счет средств этого фонда в том числе должны финансироваться следующие направления деятельности:

• совместные исследовательские проекты, которые формируются на условиях софинансирования за счет бюджетов всех участников, а все получаемые результаты являются общедоступными для хозяйствующих субъектов национальных экономик;

• совместный резервный фонд семян и продовольственного зерна (пшеницы) для использования при чрезвычайных ситуациях. Фонд формируется каждой страной ЕЭП пропорционально величине посевных площадей зерновых культур из расчета 10% годовой потребности семян озимых и двухмесячного потребления. Формирование ресурсов и хранение зерна фонда осуществляется на национальных территориях, а решение о его использовании в интересах того или иного члена ЕЭП проводится коллегиально. Поставки осуществляются на возмездных условиях.

Реализация предлагаемых подходов и проведение единой зерновой политики предполагают активное развитие государственночастного партнерства в зерновом секторе ЕЭП (исследования и разработки, ирригационные проекты, транспортные проекты, в том числе терминалы и т. п.), что может быть обеспечено в рамках создания и деятельности центра государственно-частного партнерства ЕЭП. Основная цель создания центра — продвижение и содействие развитию рынка ЕЭП по проектам ГЧП, имеющим стратегическое значение и обслуживающим интересы хозяйствующих субъектов из всех или части стран ЕЭП, а также развитие отношений с экономическими партнерами ЕЭП. Центр должен взаимодействовать с национальными органами власти в вопросах выбора и согласования приоритетных проектов, а также готовить предложения по участию ЕЭП в реализации конкретных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.