Научная статья на тему 'Зеркало общества: философия и антропология "Звездного пути". (Обзор)'

Зеркало общества: философия и антропология "Звездного пути". (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
391
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ" / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / ФЭНТЕЗИ / АНТРОПОЛОГИЯ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / АРХЕТИП / СУБКУЛЬТУРА / ГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА / МИФ / МОНОМИФ / ХОЛОКОСТ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ГЕНДЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ БИНАРНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ НЕБИНАРНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУУМ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ГУМАНИЗМ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТ / ОБЩЕСТВО / РОДДЕНБЕРРИ / РЭДКЛИФФ-БРАУН / К. ЛЕВИ-СТРОСС / АБРАМС / Б. КЛИНТОН / ДЖ. БУШ / Б. ОБАМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зеркало общества: философия и антропология "Звездного пути". (Обзор)»

2018.01.003. ШКАЕВ Д.Г. ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ «ЗВЕЗДНОГО ПУТИ». (Обзор).

Ключевые слова: «Звездный путь»; научная фантастика; фэнтези; антропология; сравнительная мифология; культура; архетип; субкультура; генетическое разнообразие; мультикультура-лизм; американская мечта; миф; мономиф; Холокост; холодная война; гендерная ориентация; гендерная бинарность; гендерная небинарность; международные отношения; личность; индивидуум; индивидуальность; человечность; человечество; пространство; время; гуманизм; искусственный интеллект; робот; общество; Родденберри; Рэдклифф-Браун; К. Леви-Стросс; Абрамс; Б. Клинтон; Дж. Буш; Б. Обама.

Сюжет американского научно-фантастического сериала «Звездный путь», созданный сценаристом Джином Родденберри в 1966-1969 гг., лег в основу пяти телевизионных сериалов, тринадцати полнометражных фильмов, ряда компьютерных игр и множества литературных произведений. Сегодня медиафраншиза «звездный путь» популярна во всем мире, а идеи, положенные в основу оригинального сценария, как и субкультура, порожденная сериалом, подвергаются серьезному научному анализу.

Одним из первых исследований, посвященных данному вопросу, стала работа Питера Клауса «Звездный путь: Восприятие структуралиста» (Claus P.J. A Structuralist Appreciation of Star Trek), впервые опубликованная в сборнике «Американское измерение: Мифы культуры и реалии общества» (The American Dimension: Cultural Myths and Social Realities) в 1976 г. В настоящем обзоре освещаются лишь некоторые из ключевых подходов к интерпретации «звездного пути» как специфического социокультурного явления, зеркала цивилизации и весьма неординарного объекта для изучения в рамках современной антропологии, культурологии и социальной философии.

Американский специалист по философии фантастики и мифологии супергероев Дэрил Фразетти, автор нашумевшей монографии «Антропология "звездного пути": Исследование ключевых концептов культуры» (2), в одном из выступлений в авторском ви-

деоблоге «Doctor D Geek Anthropologist»1 описывает «звездный путь» как современный миф, выполняющий функцию легитимации субкультуры. Миф, объясняющий смыслы, которые поклонники приписывают как самому сюжетному циклу, так и архетипам его персонажей. «Звездный путь» выступает светским мифом современности, предлагая культурные символы и значения, которые служат моделью для формирования отдельной субкультуры. Тематические встречи (конвенты) фанатов являют собой способ полноценного соучастия в этом мифе, его закрепления в повседневной жизни поклонников сериала и продолжения эволюции их живого сообщества. Объединяясь, фанаты преобразуют мифологию «звездного пути» в культурные скрепы и сходятся во мнении, что такие встречи необходимы, а миф требует эмпирического воплощения.

Вышеупомянутая монография Фразетти состоит из десяти глав. Хотя лишь первые две посвящены интерпретации «звездного пути» как «зеркала» и как «учителя» культуры, внимание в книге также акцентировано на содержательных аспектах медиафраншизы (философия, мультикультурализм, мифология), которые автор пытается исследовать сквозь призму антропологии. Осуществляя функцию своего рода футуристического медиатора, «звездный путь», по мнению Фразетти, служит зеркалом американской культуры с 1960-х годов по настоящее время.

«На всем протяжении "Звездного пути" персонажи сталкиваются с многочисленными личностными проблемами, тесно связанными с вопросами личности, семьи и религии» (2, с. 43). Восьмая глава монографии посвящена вопросам религии, девятая -прикладной антропологии, десятая (наиболее обширная) - субкультуре. Рассматривая «Звездный путь» в качестве «учителя» культуры, автор обращается к проблематике сообщества поклонников и самобытности. Например, Фразетти полагает, что «ремейки по мотивам "Звездного пути", созданные фанатами сериала, продолжают развивать самобытность медиафраншизы таким образом, когда независимые кинематографисты самостоятельно выбирают комбинацию образов и характеров, прибегая к собственным интерпретаци-

1 Geek out!! - Mode of access: https://www.youtube.com/channel/UCA0T79mto T1GhIaAYo5XWDA (Дата обращения: 16.10.2017.)

ям и создавая новых персонажей» (2, с. 40). В целом, по мнению автора, Родденберри создал социальный феномен, который не только изменялся со временем, но и оказывал определенное влияние на сами перемены.

В публикации «Использование "Звездного пути" при изучении моделей происхождения человечества и его разнообразия» (3) тот же Фразетти делает попытку импликации идей медиафраншизы в образовательном процессе, так как, по мнению исследователя, сериал в достаточной степени отражает проблематику генетического разнообразия человеческих существ. «По итогам вводного курса по биоантропологии у студента желательно сформировать понимание взаимосвязей между биологией, культурой и окружающей средой, а также моделей, объясняющих эволюционную историю человечества, и способы адаптации, обеспечивающие понимание разнообразия и того, что оно означает для человека как вида в контексте биологии и расового подхода».

Стремление использовать «Звездный путь» в качестве наглядного примера поддерживает профессор философии Университета штата Орегон (США) Хосе-Антонио Ороско. В программе курса «"Звездный путь" и философия» (7) автор предусматривает исследование влияния художественных феноменов на современную западную культуру, которую он рекомендует рассматривать в более широком контексте.

Вслед за Ороско тему развивает Маргарет Хабер из Университета М. Вашингтон (США). В статье «Преподавание "Звездного пути" как антропологической дисциплины» (5), опубликованной в журнале Южного антропологического общества США, сообщается: «Авторы "Звездного пути" имплицитно принимают викторианскую модель культурной эволюции и, что, впрочем, менее очевидно, разделяют также идеи функционализма Рэдклиффа-Брауна» (5, с. 37). С точки зрения Хабер, «Звездный путь» самым естественным образом подходит для преподавания антропологии на его примере. Как и в научной фантастике в целом, в шоу нашли отражение проблемы современности в мифологической форме. Кроме того, оригинальный сценарий во многом опирался на опыт антропологии и этнографии (5, с. 32).

Один из разделов статьи озаглавлен следующим образом: «"Звездный путь" как мифическая репрезентация культуры и поли-

тики США». Автор предполагает, что оригинальный сериал воплотил в себе страхи и надежды американцев 1960-х (период холодной войны), помещая актуальные темы в созданный сценаристами мифологический контекст.

Отметим, что политолог Стивен Дайсон (профессор Коннектикутского университета, США) в книге «Политика иных миров: Международные отношения в циклах "Звездный путь", "Игра престолов" и "Звездный крейсер "Галактика"» (1) также стремится рассматривать историю и теорию международных отношений сквозь призму научной фантастики и фэнтези второй половины XX в. Автор определяет пять преимуществ данного подхода: «оживление теории» (1, с. 5), «расширенная доказательная база» (1, с. 6), «улучшенная аргументация» (1, с. 7), «облегченный багаж» (1, с. 8) и «выявление причинно-следственных связей» (1, с. 9). Дайсон обращает внимание читателя на сходство между теорией международных отношений как упражнением по моделированию мира, с одной стороны, и созиданием фантастической вселенной - с другой. Опираясь на описание невозмутимого характера одного из ключевых героев «Звездного пути», автор исследует «потенциал рациональных решений и неудобных выводов, которые могут быть продиктованы логикой» (1, с. 37), и делает вывод, что пересмотр теории рационального выбора и международных отношений в целом по окончании холодной войны находит отражение в новых типах фантастических произведений 1990-х годов. По словам Дайсо-на, телевизионные жанры и фантастика могут легко раскрыть содержание международных отношений, но сегодня стоит обратить внимание на скрытые зоны риска: «научно-фантастические предпосылки реальности искусственного интеллекта, тотальное наблюдение за частной жизнью, роботов, что все сильнее похожи на людей, и такие функции государства, как война, с участием дронов, которые все время должны быть под рукой» (1, с. 130).

Необходимо упомянуть широко известный сборник «"Звездный путь" как миф: Очерки о символах и архетипах последнего рубежа» (8) под редакцией американского антрополога Мэтью Капелла. Книга поделена на две части и состоит из 14 материалов (помимо вступления и заключения), описывающих медиафраншизу как современную мифологическую систему, в которой «миф ловко замаскирован под своего рода спекулятивные маркеры будущего»

(8, с. 7), но, как отчетливо американское явление, основан на историческом становлении США. Стоит отметить, что в книге переиздана вышеупомянутая работа Питера Клауса (8, с. 29-43) наряду с другими известными критическими статьями 1970-х, 1980-х, 1990-х и начала 2000-х годов. В интерпретации первого сезона франшизы Клаус опирается на структуралистский подход, применяя в телевизионной среде ту же методологию, что и К. Леви-Стросс при изучении классических мифов.

Предшествующий ему материал Уильяма Тирелла «"Звездный путь" как миф и телевидение как творец мифов» (8, с. 19-28) из первого раздела сборника рассматривает повторяющийся в оригинальном сериале мотив рая с целью аргументировать так называемую силу телевидения. Далее в очерке Скотта Литтлтона «Некоторые импликации мифа в сериале "Звездный путь"» (8, с. 44-53) мы обнаруживаем утверждение, что «секуляризованная мифология будущего» проявляется посредством изучения «фундаментальных мифологических тем и мотивов». Эйс Пилкингтон в работе «"Звездный путь": Американская мечта, миф и реальность» (8, с. 54-66) говорит о «множестве мифических посланий» как надежде на будущее. А вышеупомянутый Мэтью Капелл доказывает, что холокост на одной из планет вымышленной вселенной представляет собой опасный симулякр, основанный не на истории, а на американизированных представлениях о холокосте, которые в конечном счете уменьшает драматическое воздействие и вредит исторической памяти (8, с. 68).

Здесь стоит упомянуть, что Ллойд Стриклэнд из Манчестерского университета (Великобритания), будучи специалистом по философии, в аналитической заметке «"Звездный путь" и философия путешествий во времени» (9) также выступает с критикой сюжетных хитросплетений медиафраншизы. Однако внимание ученого привлекает не моральная сторона, а допущенные, с его точки зрения, ошибки в интерпретации философии пространства и времени.

Второй раздел антологии под редакцией Капелла содержит материалы, написанные специально для него, и открывается статьей под заголовком «"Звездный путь" как американский мономиф» (8, с. 93-111). Ее автор Джон Лоуренс видит в сюжетной линии не обнадеживающее будущее, а приоритет военного руководства над

демократическими устремлениями. В столь же критической манере рассматривает гуманистический посыл двух первых сезонов и Брюс Айзекс в работе «Образ места и времени: Духовный гуманизм и утопический импульс» (8, с. 182-196). Джефри Лэмп (8, с. 112-128) и Дженифер Портер (8, с. 163-181) анализируют «Звездный путь» с точки зрения различных доктрин христианства, обнаруживая в сюжетной канве сериала как мессианские, так и реформаторские идеалы. Стивен Маквэй, автор статьи о «доктрине капитана Кирка» и архетипическом лидерстве (8, с. 197-212), анализирует экранизацию режиссера Абрамса и обращается к болезненной для американцев теме теракта 11 сентября 2001 г., одновременно апеллируя к взаимоисключающим мотивам правления Клинтона, Буша и Обамы. Иными словами, автор видит в более современном воплощении сюжета все то же зеркало проблем американского общества.

Однако не только признанные, но и молодые специалисты обращаются к образам «Звездного пути» в своих изысканиях. Ме-ган Каджихара из Северотехасского университета апеллирует к совершенно иному классу проблем социального восприятия. В статье «"Звездный путь" и индивидуум с небинарной гендерной принадлежностью» (6) Каджихара исследует символическую функцию таких индивидуумов, анализируя восемь персонажей в четырех экранизациях медиафраншизы. В современном обществе человек живет в условиях гендерной бинарности, идентификации в рамках того или иного пола. Автор ищет взаимосвязь между вымышленным смысловым функционалом персонажей и тем, как происходит концептуализация реальных небинарных индивидуумов сегодня. Каджихара описывает дуальный характер небинарных персонажей «Звездного пути» (зло - добро), однако замечает, что для наблюдателя «небинарное тело физически иллюстрирует неизвестность и сопряженные с этим опасности, оно физически и по существу -зловещая тайна» (6, с. 3-12). Продолжая эксперимент, Каджихара подразделяет небинарных индивидуумов «Звездного пути» на тех, у кого наблюдаются гендерные аспекты, и тех, кто их лишен. В целом проблема гендерной ориентации уже ранее поднималась исследователями. Так, Роджер Кауфман в статье «Притяжение и отторжение архетипической лесбийской любви в сериале "Звездный путь: Вояджер"» (8, с. 144-162) говорит о «вдохновляющей силе

лесбийской любви» (8, с. 160). Но в данном случае Каджихара пытается разрешить вопрос о необходимости идентификации пола в реальных условиях и устранить проблему остракизма в отношении тех, кто был рожден с признаками обоих полов. Автор видит заслугу научной фантастики в коммуникации и сближении человека с пришельцами, в демонстрации нас самим себе (6, с. 11).

Другой молодой ученый Джесмин Вудс из Бристольского университета (Великобритания) высказывает свою позицию в аналитическом эссе под названием «Антропологические картины личности в сериале "Звездный путь: Следующее поколение"» (10). Вудс во многом цитирует предшественников, но также обращает внимание читателя на тот факт, что именно популярность медиаф-раншизы позволяет поклонникам исследовать роль и место личности в сюжетных переплетениях характеров.

В определенном смысле этот подход развивает более авторитетный ученый Джон Фуш из Католического университета Айштад-та-Ингольштадта. В статье «"И вдруг человек": Значение индивидуализма и человечности во вселенной "Звездного пути" (1966 г. -н.в.)» (4) автор говорит о том, что большинство историй медиа-франшизы сосредоточены на личности и ее уникальности. Повествование развивается вокруг персонажей, поглощенных своими мечтами и печалями. Самая большая угроза в сериале - это потеря индивидуальности. И каждый человек, до тех пор пока он формирует продуктивную часть общества, сохраняет человечность.

Таким образом, начиная с 1970-х годов медиафраншизе «Звездный путь» посвящен более чем широкий спектр исследований, часть из которых отражена в настоящем обзоре. Каждый из вышеупомянутых авторов ищет в сюжетах различных экранизаций тот остросоциальный или сугубо индивидуальный набор ответов, ради которого инициировал исследование. Однако можно предположить, что краеугольный камень интереса к фантастической вселенной лежит гораздо глубже, в той части личности, где все еще существует тяга автора к «со-творению» (термин Д.Р.Р. Толкина).

Список литературы

1. Dyson S.B. Otherworldly politics: The international relations of Star Trek, Game of Thrones, and Battlestar Galactica. - Baltimore: J. Hopkins univ. press, 2015. -176 p.

2. Frazetti D.G. Anthropology of Star Trek: Exploring core cultural concepts. -Jefferson: McFarland & Company, 2016. - 277 p.

3. Frazetti D.G. Using Star Trek to explore human origins models and human variation. - Mode of access: https://www.academia.edu/223600 (Дата обращения: 16.10.2017.)

4. Fuchs J.A. «Suddenly human» the importance of individualism and humanitas in the Star Trek universe (1966-today) // Faith and reason: An interdisciplinary construction of human rights / Ed. van Loon J., Trajkovic M. - Sankt Augustin: Academia Verlag, 2016. - P. 163-173.

5. Huber M. W. Teaching Star Trek as anthropology // Southern anthropologist. -Wilmington, 2009. - Vol. 34, N 1-2. - P. 32-53.

6. Kajihara M. Star Trek and the non-binary gender individual // Eagle feather. -Denton, 2016. - Vol. 13, N 1. - P. 1-12.

7. Orosco J.-A. Star Trek and philosophy. - Corvallis: Oregon st. univ., 2016. - 11 p.

8. Star trek as myth: essays on symbol and archetype at the final frontier / Ed. Kapell M.W. - Jefferson: McFarland & Company, 2010. - 229 p.

9. Strickland L. Star Trek and the philosophy of time travel. - Mode of access: https://www.academia.edu/27365646 (Дата обращения: 16.10.2017.)

10. Woods J. Anthropological depictions of personhood in Star Trek: The next generation. - Mode of access: https://www.academia.edu/19595595 (Дата обращения: 16.10.2017.)

2018.01.004. ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГЕ: ТРЕНДЫ 2017: Обзор Конференции «Digital Marketing-2017» (Москва, МИА «Россия сегодня», 8 сентября 2017 г.). (Обзор).

Ключевые слова: философия маркетинга; информационные технологии; коммуникации; креативное мышление; гендер; искусственный интеллект; ответственность; биткоин.

Диджитал-технологии и продвигаемый продукт - как они соотносятся, как креативно использовать технологии в интересах бизнес-успеха? Как технологии меняют не только способы продвижения продукта, но и сам характер креативной маркетологической деятельности и как продвигать на рынке технологии как продукт? Что думают об этом сами маркетологи и как они оценивают мировые тренды? Об этом крупнейшие российские и зарубежные специалисты по маркетингу, его философии, коммуникациям и информационным технологиям высказались на конференции «Digital Mar-keting-2017» (Москва, МИА «Россия сегодня», 8 сентября 2017 г.). В своих выступлениях они рассказали о новых проектах и ходах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.