ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)
ЗЕМСТВО И МУЗЕИ: КАЗАНСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© И.Б.Сидорова
Освещается роль земств Казанской губернии в создании и развитии музеев в конце XIX - начале XX в.
Конец XX - начало XXI вв. отмечены значительными переменами в традиционной деятельности российских музеев, переосмыслением многих теоретических основ музеологии и возрастанием интереса к истории музейного дела. Внимание исследователей привлекают государственная политика, роль университетов и других учебных заведений, а также частных коллекционеров в создании и деятельности музеев. Позиция органов местного самоуправления изучена гораздо меньше, хотя отечественный опыт здесь имеет не только научное, но и практическое значение: музеи остро нуждаются в поддержке региональных и муниципальных структур, а вместе с тем могли бы содействовать реализации некоторых их задач.
В учреждении и финансировании дореволюционных музеев участвовали городские думы и земства. В литературе встречается материал о музеях Нижегородского, Бессарабского, Полтавского, Таврического, Московского и некоторых других земств [1, с.154-156; 2, с.102, 140; 3, с.96-97; 4, с.181, 192, 222].
О создании Центрального музея мелкой промышленности и профессионального образования Казанского губернского земства в общих чертах сообщается в монографии Г.Р.Назиповой [4, с.181, 192, 222]. Дополнение и уточнение отдельных сюжетов, связанных с этим музеем, а также общий подход земств Казанской губернии к музеям служат предметом рассмотрения данной статьи.
Создание собственных музеев было естественным продолжением и развитием земской выставочной деятельности, непосредственно связанной с основными задачами по содействию экономическому благосостоянию населения, развитию народного образования, здравоохранения. Лучшие сельскохозяйственные машины и орудия труда, домашний и рабочий скот, изделия местных мастеров и многое другое были представлены на земских уездных, губернских, областных (региональных) и всероссийских выставках.
Конечно, порой возникали сомнения даже у самых активных земских деятелей. Так, на 40-й очередной сессии в декабре 1904 года, при обсу-
ждении вопроса об участии Казанского губернского земства во всероссийской выставке по народному образованию в Москве, А.Н.Боратынс-кий посетовал: "Что может отправить на эту выставку Казанское земство? - Общий обзор по народному образованию, диаграммы, картограммы и, наконец, ученические тетради с ошибками и помарками". Профессор университета А.В.Ва-сильев многозначительно добавил: модели
школьных помещений, учебники и другие экспонаты, которые "могут сыграть громадную роль в коренном преобразовании постановки дела обучения" [5, с.16-18]. Убеждение в полезности разного рода выставок преобладало.
Впервые вопрос о музее был поставлен в 1885 году на очередной сессии Казанского губернского земства при обсуждении задач народного образования. Гласные предложили создать склад-музей книг и учебных пособий. В докладе управы, подготовленном к собранию следующего года, земские склады для продажи книг населению и педагогический музей рассматривались уже независимо друг от друга [6, с.447-473] Учреждение педагогического музея на совместные средства одобрила Казанская городская дума, и в 1888 году был составлен соответствующий проект, но он остался нереализованным.
К созданию собственного педагогического музея пришло Казанское уездное земство после принятого в 1901 году Положения Комитета министров об издании новых правил о народных чтениях, расширившего возможность проведения при земских училищах чтений для взрослого населения в просветительных целях на общеобразовательные и специальные темы (по медицине, гигиене, ветеринарии, животноводству и пр.). Уездная земская управа в своем докладе земскому собранию указала на целесообразность чтений предпочтительно с "волшебными фонарями", открытия библиотек-читален, подвижных музеев и выставок [7, с.39].
В 1902 году при этой земской управе был учрежден педагогический музей (музей наглядных пособий). Аргументацией служило мнение, что научные музеи недоступны крестьянину и его детям. "Нужен такой музей, который бы приехал
к нему сам, вместе с учителем, лектором, нужен образовательный подвижной музей". Действительно, музей начал работу со снабжения народных чтений "волшебными фонарями" и световыми картинами. Комплектование музея наглядными пособиями шло путем размещения заказов в специализированные магазины и учреждения. Сначала этим занимались служащие управы, затем в 1905 году появилась должность особого заведующего. В его обязанности была включена также организация районных школьных музеев. Музей в Казани именовался Центральным педагогическим.
Заведующий с увлечением принялся за дело, ездил по школам, демонстрировал свою коллекцию, учил преподавателей пользоваться ею. Он был еще и пропагандистом экскурсионного метода обучения, сам организовывал экскурсии. К музею удалось привлечь учителей и учащихся земских школ, благодаря которым появилась мастерская для изготовления учебных приборов. "Эта новая лаборатория-мастерская товарищества народных учителей и учеников создала в одно лето хорошо оборудованный образовательный музей с каталогом в 328 названий разных серий коллекций и отдельных предметов стоимостью до 1500 рублей и подвижных музеев из 66 названий. Ко всем препаратам музея сделаны краткие описания и начат был подбор брошюр". Всего в Казанском уездном земстве возникло 15 районных музеев, в которых были собраны "коллекции ископаемых, чучела, гербарии и препараты различных животных, разные коллекции насекомых..." [8, с.194-195].
Помимо этих дел, в обязанности заведующего входило "всестороннее наблюдение за постановкой всего учебного дела и распространение просвещения среди взрослого населения" [8, с.194-195]. Фактически ему было поручено заведование народным образованием, однако инспектор народных училищ Казанского уезда усмотрел в этом превышение компетенции земства. Острый конфликт, продолжавшийся несколько лет (1906-1910), коснулся не только этого вопроса: инспектор запрещал организуемые земством районные съезды учителей, увольнял преподавателей земских школ, опротестовывал списки рекомендуемых учебных пособий и книг. Он добился упразднения должности заведующего музеем и отделом народного образования. Деятельность музеев замерла, и лишь в 1911 г., после прихода на пост инспектора другого лица, вновь оживилась, хотя и в более скромных размерах. В 1913 году музей предоставил свои пособия четырем школам, организовавшим 9 чтений, и 28 школам - "волшебные фонари", с помощью ко-
торых было проведено 70 чтений. В основном к нему обращались учителя земских школ, проводившие чтения по естествознанию, физике, истории, географии, реже - санитарный врач и уездный земский агроном. "Запрос и интерес со стороны населения к такого рода чтениям безусловный", - утверждала земская "Казанская газета" [9, с.4-5].
На совещании учителей земских школ при Казанской уездной земской управе в мае 1912 года музеи наглядных пособий были признаны необходимыми. 12 таковых решили перевести в двухклассные школы под наблюдением специально избранной комиссии [10].
Аналогичный Казанскому уездный педагогический музей был создан Цивильским земством Казанской губернии в 1913 году.
Казанское губернское земство к учреждению музея пришло совсем по иному поводу, а именно, в связи с задачей содействия кустарной промышленности. Сначала в 1905 году оно приняло решение об устройстве при сельскохозяйственном складе выставки образцов кустарных изделий, наметив со следующего года их приобретение, но вскоре эта идея была поднята на новый, более высокий уровень.
В 1906 г. земский гласный, бывший директор Казанской художественной школы Н.Н.Белько-вич представил Техническому отделу губернской земской управы доклад "О значении профессионального образования и средствах к его распространению среди населения Казанской губернии". Чтобы поднять качество кустарных изделий, он предлагал развивать профессиональное образование на основе технического рисования, черчения и, в целом, постепенного приобщения учащихся к искусству. Для начала он предложил организовать выставку кустарных промыслов, разместив ее в художественном и промышленном училищах Казани, а в дальнейшем сделать подобные выставки периодическими. Закупая лучшие изделия, земство могло бы создать кустарный музей вместе с библиотекой, постоянной выставкой и бюро заказов [11, с.42-58]. Доклад
Н.Н. Бельковича встретил горячую поддержку общественности.
Разрабатывая комплекс мер по развитию кустарного производства, Казанское губернское земство приступило к подготовке большой выставки, главной задачей которой было показать состояние мелкой промышленности и профессионального образования. Задуманная как областная, выставка в итоге получила статус международной. В процессе ее подготовки в январе 1908 года земское собрание вновь поставило вопрос о кустарном музее, согласившись с мнени-
ем Лаишевского уездного собрания, что выставка является удачным способом его формирования.
Губернская земская управа задала гласным ряд принципиальных вопросов: "Должен ли музей иметь лишь научно-показательный характер или же он должен преследовать и утилитарные задачи по посредничеству между производителем и потребителем? Следует ли в случае утилитарного направления деятельности музея организовать при нем торговлю изделиями мелкой промышленности или же достаточно организовать лишь бюро по приему заказов? Какую роль должен играть музей по отношению к учебноремесленному делу?" С целью изучения опыта других губернских земств в том же 1908 году она разослала им вопросник из 11 пунктов. Поступило 27 ответов (всего в России тогда насчитывались 34 земские губернии). Лишь три из них содержали нужные данные. Вологодское губернское земство имело выставку кустарных изделий преимущественно торгового характера, Нижегородское - музей образцов кустарных изделий, заложенный в 1896 году по итогам Всероссийской выставки. Он занимал одну комнату, служившую одновременно и канцелярией кустарного отдела. В музее заведующий и помощник вели торговые операции по сбыту кустарных изделий. Расходы на музей в первый год составляли 2500 рублей, затем 500 рублей ежегодно.
Наиболее успешно действовал Кустарный музей Московского губернского земства. Член Казанского губернского земского собрания заведующий кустарным отделом В.Н.Белькович отправился в Москву для изучения опыта и в начале 1909 года представил обстоятельный доклад [12, с.447-443].
Московский музей вел свое начало со Всероссийской выставки 1882 года, имевшей особый отдел кустарных изделий. После ее закрытия Московское губернское земство решило учредить бюро для содействия мелкой кустарной промышленности, а при нем постоянный музей кустарных изделий, но бюро не было создано, а музей открылся 9 мая 1885 г. Экспозиция была построена своеобразно: "Коллекции в музее были расположены таким образом, что, обозревая их, можно было видеть весь ход производства, то есть образцы последовательной обработки сырья в различных периодах производства до окончательной изготовки производимого предмета. Коллекции сопровождены подбором употребляемых при производстве орудий и инструментов; кроме того, при некоторых коллекциях выставлены модели помещений, в которых изготовляются изделия, модели печей и рисунки,
изображающие обстановку данного производства и т.д. Наряду с коллекциями расположены карты распространения промыслов, диаграммы и статистические таблицы, поясняющие степень развития промысла". Такую форму показа создатель музея, позднее его попечитель Сергей Тимофеевич Морозов считал "значительно выше постоянной мертвой выставки образцов" [12, с.447-443].
Почти одновременно при музее был устроен склад изделий для продажи. Расценку устанавливали сами кустари, к которой добавлялось 10% в пользу музея. Сначала дело шло довольно медленно, кустари относились к нему недоверчиво. Первые пять лет музей направлял свою деятельность на сбыт изделий, но это было признано ненормальным, так как он превращался в магазин. Земцы решили, что музей должен быть включен в систему мер по поддержке кустарного производства. Таковая начала разрабатываться с 1888 года специальной комиссией, затем Губернским экономическим советом. Учебное направление превратилось в одно из ведущих в музее. Были приглашены специалисты для развития наиболее распространенных промыслов - металлического, игрушечного и мебельного, с участием персонала музея стали устраиваться передвижные учебные мастерские, постепенно превращавшиеся в "оседлые учебные учреждения".
Если в 1889 г. сбыт изделий был на уровне 18 тыс. руб., в 1906 г. - уже 167 тыс. руб. Рост происходил главным образом за счет тех кустарных промыслов, которым земство помогало в техническом усовершенствовании своими учебными мастерскими, своим музеем. По убеждению С.Т.Морозова, торговая деятельность для музея была не главной: она давала возможность создавать новые образцы, проверять их, изучать рынок: "Для человека постороннего деятельность кустарного музея с его торговлей есть просто продажа кустарных изделий, лавочка; для нас -лаборатория, это опытное поле, необходимое для проверки наших теоретических предположений" [12, с.465-466].
Казанское губернское земское собрание в январе 1909 года взяло на вооружение опыт Московского земства:
1. "В основу деятельности будущего музея должны быть положены торговые операции, во-первых, по сбыту изделий мелкой промышленности путем как оптовой, так и розничной продажи, а во-вторых, по снабжению мелких промышленников сырым материалом.
2. Признать желательным, чтобы деятельность музея . развивалась постепенно с обращением ее прежде всего на те промыслы, в от-
ношении которых земством предпринимаются учебно-технические мероприятия" [6, с.472].
Для организации музея был избран особый комитет в составе А.Н.Боратынского, И.С.Кри-воносова, Н.Н.Бельковича, П.Я.Бахтеярова и А.П.Романова, а также всех председателей уездных земских управ. На 1909 год в смету заложили 3550 руб.
Параллельно на том же губернском земском собрании был утвержден доклад управы о распространении в губернии профессионального образования, включавший строительство восьми учебно-ремесленных мастерских.
Смотрителем музея с августа 1909 г. был назначен выпускник Казанской художественной школы Петр Федорович Бессонов. (Со следующего года он назывался заведующим музея.) Для музея тогда же арендовали дом Соломина на Большой Проломной улице за 1500 рублей.
Летом 1909 г. в Казани проходила Международная выставка, после закрытия которой будущие музейные экспонаты были отобраны экспертными комиссиями, особой комиссией из преподавателей Казанской художественной школы, комитетом губернского земства, ведавшим организацией музея, и, наконец, управой. Кроме выставочных экспонатов, для музея были закуплены кустарные изделия через уездные земства. Поступили пожертвования от Московского промышленного училища, Петербургской школы барона Штиглица.
Январская сессия 1910 г. утвердила устав Центрального музея мелкой промышленности и профессионального образования Казанского губернского земства (Кустарного музея). В нем были определены три основных цели музея: "1) Учет современного положения той или другой отрасли мелкой промышленности и учебноремесленных учреждений в Казанской губернии; 2) содействие дальнейшему развитию избранных мелких промыслов путем различных мероприятий экономического характера, как-то: организация сбыта изделий мелкой промышленности и учебно-ремесленных учреждений, снабжение ремесленников дешевыми доброкачественными сырыми материалами, орудиями производства и наиболее совершенными образцами изделий; введение наиболее экономичных и совершенных способов производства. ; 3) содействие педагогической деятельности профессиональных учебных учреждений путем снабжения их необходимыми учебными пособиями и путем устройства при них музеев и библиотек" [12, с.224-225].
Музей включал два отдела - учебно-показательный и торговый. Первый имел "коллекции учебно-ремесленных пособий всякого рода, биб-
лиотеку и собрания наиболее совершенных образцов мелкой промышленности, преимущественно однородных с изделиями развивающихся в губернии промыслов". Торговый отдел - склад должен был вести оптовую и розничную торговлю изделиями мелкой промышленности и учебно-ремесленных учреждений, принимать заказы на их изготовление, закупать сырье и инструменты для снабжения ими мелких промышленников, учебных учреждений, содействовать оказанию мелкого кредита этим производителям. Средства Музея предполагались из ассигнований губернского и уездных земских собраний, пособий от правительственных учреждений, пожертвований частных лиц и прибылей от торговых и посреднических операций. Обсуждение вопросов, связанных с музеем, возлагалось на Центральный совет по мелкой промышленности и профессиональному образованию, учрежденный на том же собрании.
Параллельно губернское земское собрание приняло уставы первых художественно-ремесленных учебных мастерских - Чебаксинской и Рыбно-Слободской. При каждой из них предусматривалось создание музея и библиотеки.
Музейные экспонаты были занесены в систематический каталог, опубликованный в 1910 году [13]. Из него следует, что учебно-показательное отделение включало четыре отдела: 1) изделия кустарей и ремесленников; 2) изделия учебно-ремесленных учреждений; 3) изделия фабрично-заводской промышленности и 4) библиотеку, рисунки, чертежи, модели строительного искусства и др. Для удобства пользователя каждый отдел каталога был напечатан на бумаге своего цвета: розового, синего, зеленого или желтого, а каждый музейный экспонат имел карточку соответствующего цвета со своим номером. В каждом отделе предметы систематизировались по типу материала: "изделия из дерева", "обработка волокнистых веществ", "обработка металлов", "обработка минералов", "обработка животных веществ", "художественная обработка металлов", "изделия из смешанных материалов".
Наибольшее количество экспонатов имелось в двух первых отделах (482 и 438 единиц соответственно), значительно меньше - в третьем и четвертом (171 и 82), а всего таким образом их было более тысячи. "Систематический каталог" был издан тиражом 2000 экземпляров уже после открытия музея, которое состоялось 23 января 1910 г. в присутствии вице-губернатора, губернской земской управы и губернских земских гласных.
В последующие годы продолжалось пополнение музея путем закупки изделий у кустарей
Казанской губернии (для чего заведующий объезжал уезды), размещения заказов на кустарные изделия через земства других губерний, путем дарения разными учебными заведениями Москвы, Петербурга, Главного управления землеустройства и земледелия (книги и альбомы по разным отраслям профессиональных знаний).
В конце 1910 г. в музее началось оборудование показательной ручной ткацкой мастерской, на станках которой стали выполнять работу [14, с.5], что вызывало особый интерес посетителей. В библиотеке при музее можно было узнать о новых технологиях. Земское собрание выделило средства на выписку книг и периодических изданий по вопросам профессионального образования.
В 1910 г. музей посетили 9703 человека, 3314 из них являлись кустарями, ремесленниками и рабочими. За 8 месяцев 1911 года (январь-август) посетителей было 5945, в том числе 2417 кустарей и ремесленников [15, с.16].
В 1912 г. музей провел выставку ученических работ по ювелирно-чеканному делу земской художественно-ремесленной мастерской села Рыбная Слобода. В 1913 г. его экспонаты были представлены на второй Всероссийской кустарной выставке в отделе Казанской губернии. В прессе было отмечено: "Обращает на себя внимание, конечно, знаменитый казанский тарантас и колесо, интересны сельскохозяйственное машиностроение, деревообрабатывающие промыслы в виде ломовых дуг, хомутных клещей и пр." [16, с.636].
Дальнейшая деятельность музея едва прослеживается по имеющимся источникам. Гораздо больше данных о работе кустарного склада. Порой их объединяли в одно учреждение "Музей-склад по сбыту кустарных изделий и снабжению дешевым сырьем и орудиями производства мелких промышленников". Кустарный склад Казанского губернского земства открылся в 1912 году, и его торговля быстро набирала обороты. "Что идет хорошо из изделий местных кустарей: ткани, холсты, строчки, кружева, вязаные и ювелирные изделия, игрушки, кумганы, корзины, дорожные вещи, лыжи, экипажные принадлежности, столярные изделия, художественно выжженные с металлом полочки, коробочки, а также мебель, азиатская и валяная обувь, рукавицы, варежки, рогожи и пр." [17, с.4]. На фоне склада деятельность музея была незаметной. В декабре 1912 года ревизионная комиссия по отделу мелкой промышленности и профессионального образования предложила соединить их [18, с.614], но губернское собрание не согласилось.
По смете на 1910 г. содержание музея обходилось немногим менее 5000 рублей [12, с.58-59], в 1911 г. - чуть более 6000 рублей, в 1912 и 1913 гг. - около 3500 рублей [18, с.58-59; 19, с.642, 644]. На 1914 г. расходы были сокращены до 2000 рублей, так как к осени музей должен был перейти из наемного помещения в собственное, земское. Оно оказалось неприспособленным, как признала в декабре 1914 г. ревизионная комиссия по профессиональному образованию. Это препятствовало работе музея. Была и другая причина: "Заведующий музеем употребляется для командировок в мастерские - ныне в Чебак-синской преподает рисование - вполне целесообразно" [20, с.287]. Его жалованье на 1915 г. устанавливалось, как и раньше, в размере 1200 рублей [20, с.298], но на 1916 г. сократилось вдвое [21, с.340-341].
В докладе ревизионной комиссии в декабре 1915 года снова отмечено совершенное бездействие музея и командировки заведующего [21, с.285-286]. Земские учебно-ремесленные мастерские во время войны занимались изготовлением снаряжения для армии. Заведующий кустарным музеем П.Ф.Бессонов, наряду с инженерами и техперсоналом, был прикомандирован к отделу Губернской земской управы по снабжению армии. Кустарный склад привлек к работе 10 тысяч человек: "Они произвели обмундирования и снаряжения на сумму 2,5 млн. рублей - рубахи, башлыки, шинели, комплекты упряжи и пр., шрапнельные ящики, артиллерийские клещи, полушубки, валенки, кровати, кожаные сапоги, сапожные колодки, валенки" [22, с.8]. Музей оставался в тени, но отнюдь не был ликвидирован.
Значимость музея для передачи земского опыта, объединения и координации усилий сознавалась многими. В связи с приближением 50летнего юбилея земств на совещании председателей губернских земских управ 15 марта 1913 г. в Саратове было принято решение о создании общеземского дома-музея, в который бы вошли также библиотека, лекционный зал, бюро труда, общеземский печатный орган [23, с.703]. Говорилось и о создании Всероссийского бюро-музея по сельскому хозяйству [24, с.3] 22 декабря 1913 года на Казанском губернском земском собрании председатель юбилейной комиссии А.Н.Бора-тынский отметил, что еще не решено, как ознаменовать это событие, но большинство склоняется к предложению Саратовского губернского земства [25, с.3].
Земства Казанской губернии принимали участие в финансировании некоторых других музеев. Так, Казанское уездное земство в 19121915 гг. выделяло пособие Казанскому город-
скому музею. Председатель управы К.Л.Новиц-кий был избран земским представителем в Совет музея. Губернское земское собрание в декабре 1912 г. по ходатайству попечителя Казанского учебного округа внесло 200 рублей на постройку здания для Педагогического музея при условии представительства земства.
Казанское губернское земство ассигновало две тысячи рублей на создание музея Общества естествоиспытателей при Казанском университете [26] и даже разместило его в земском здании (бывшем доме З.Ушковой), где находился и Кустарный музей. Общество естествоиспытателей ходатайствовало перед 52-м очередным губернским собранием в январе 1917 г. о выделении 2000 рублей на содержание музея-склада хирургических инструментов и приборов [27, с.33]. 7 марта 1917 года 97-е чрезвычайное Казанское губернское земское собрание постановило: выделить эту сумму с условием, чтобы музею было придано показательное значение для местных кустарей. (Гласный И.С.Кривоносов по поручению собрания предварительно его обследовал.) [27, с.17]. Такой своеобразный поворот получила идея, положенная в основу Кустарного музея Казанского губернского земства.
Завершая рассказ о музеях, созданных земством, и о музеях, которым оно помогало, надо внести уточнение по поводу Сельскохозяйственного музея. В литературе он ошибочно называется музеем Казанского земства [4, с.221], хотя таковым не являлся. Постановление о его создании было принято в конце декабря 1918 г., и относился он к Казанскому губернскому земельному отделу Совета рабочих и крестьянских депутатов [28]. В 1919 г. его передали Казанскому губернскому музею. Видимо, многие собранные в Сельскохозяйственном музее коллекции принадлежали упраздненным земским учреждениям (кустарному складу или музею, сельскохозяйственному складу или агрономическому отделу управы). Замысел его создания был в духе земских учреждений, ставивших во главу угла практическую пользу для населения.
1. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. 1960.
2. Музейное дело России / Под редакцией М.Е.Кау-лен. М., 2003.
3. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. М., 2004.
4. Назипова Г.Р. Казанский городской музей: Очерки истории 1895-1917 годов. Казань, 2000.
5. Постановления Казанского губернского земского собрания 40-й очередной сессии 14-22 декабря 1904 года. Казань, 1905.
6. Доклад губернской земской управы по поводу учреждения Центрального музея мелкой промышленности // Постановления Казанского губернского земского собрания 44 очередной сессии 7-26 января 1909 г. Казань, 1909.
7. Акимов В. Деятельность Казанского земства по народному образованию (1864-1910 гг.) // Журнал Министерства народного просвещения. Ч.35. 1911. Октябрь.
8. Народное образование в Казанском уезде. 1912-13 учебный год: Отчет Казанской уездной земской управы 49 очередному Казанскому уездному земскому собранию. Б.м., б.д.
9. Школьный музей и народные чтения Казанского уездного земства // Казанская газета. 1913. №46. 17 ноября.
10. Камско-Волжская речь. 1912, 23 мая.
11. Постановления 42 очередного Казанского губернского земского собрания и доклад Губернской земской управы по вопросу о низшем профессиональном (ремесленном) образовании. Казань, 1907.
12. Постановления Казанского губернского земского собрания 45 очередной сессии 8-29 января 1910 года. Казань, 1910.
13. Систематический каталог экспонатов учебнопоказательного отделения Центрального Музея мелкой промышленности и профессионального образования, учрежденного Казанским губернским земством. Казань, 1910.
14. Казанская газета. 1911. №43, 23 октября.
15. Краткий обзор деятельности Центрального музея мелкой промышленности и профессионального образования Казанского губернского земства с 1 января по 1 сентября 1911 года. Казань, 1911.
16. Булатов А. Вторая всероссийская кустарная выставка // Земское дело. 1913. 20 апреля. №8.
17. Казанская газета. 1914. 20 апреля. №16.
18. Постановления 48-го очередного Казанского губернского земского собрания 1-19 декабря 1912 года. Казань, 1913.
19. Постановления 49-го очередного Казанского губернского земского собрания 1-19 декабря 1913 года. Казань, 1914.
20. Постановления 50-го очередного Казанского губернского земского собрания 7-20 декабря 1914 года. Казань, 1915.
21. Постановления 51-го очередного Казанского губернского земского собрания 7-22 декабря 1915 года. Казань, 1916.
22. Соловьев К. Мелкий кредит и кооперация. // Земская неделя. 1916. 27 ноября. №48.
23. Земское дело. 1913. №9
24. Казанская газета.1913. №41.
25. Казанская газета.1913. №51-52, 22 декабря.
26. Решение 92-го чрезвычайного губернского земского собрания 19 сентября 1915 г.
27. НА РТ, ф.419, оп.1, д.1479.
28. НА РТ, ф.81, оп.14, д.134.
THE ZEMSTVO AND MUSEUMS: KAZAN’S EXPERIENCE IN INTERCONNECTION AND INTERACTION
I.B.Sidorova
The role of Zemstvos in Kazan Province in establishing and developing museums at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries is described.