УДК 341 ББК 67.412
Е. В. Баева
ЗЕМСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ И КРЕСТЬЯНСКИЙ МИР: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОВОЛЖЬЯ И ЮЖНОГО УРАЛА)
Е. V. Baeva
THE GOVERNMENT DISTRICT COMMISSARS (ZEMSKIE NACHALNIKI) AND A WORLD OF PEASANTS: REGIONAL SPECIFIC FEATURES (ON POVOLJ'E AND SOUTHERN URAL’S DOCUMENTS)
Статья посвящена анализу отношений земских начальников с крестьянским миром (на документах Поволжья и Южного Урала.) Показаны общие проблемы института земских начальников и его специфические особенности, обусловленные территориальным положением, национальным составом населения и экономикой региона. Большое внимание в статье уделяется отношениям правительства и мусульманского населением региона..
Ключевые слова; земские начальники, Южный Урал, особенности, крестьянство, башкиры, перепись, межевание, волнения, правительство, мусульмане.
This article have devoted to analyze the government district commissars (zem-skie nachalniki) relations with a world of peasants (on Povolj’e and Southern Ural’s documents). There have been shown common problems in institute of the government district commissars and its specific features caused by territorial position, national structure and regional economy. The most important attention is taken to relations of a government and Muslim’s population of this region.
Keywords: the government district commissars (zemskie nachalniki), Southern Ural, specific, peasants, Bashkir, population census, land-surveying, revolt, government, Muslim s
Институт земских начальников, как особый тип местных органов управления, был введен в процессе реформ Александра III и до сих пор не получил однозначной оценки.
Историографическая традиция преимущественно рассматривает земских начальников как представителей бюрократии и подчеркивает проявления административного произвола с их стороны1. Лишь в последнее десятилетие появляются исследования, рассматривающие институт земских начальников не как статичное явление, но в динамическом развитии с учетом приспособления его к насущным нуждам государства и возникающими социальными, экономическими и политическими изменениями в обществе2. Тем не менее, во всех этих исследованиях изучение института земских начальников рассматривается на примере лишь одной губернии с незначительным привлечением материалов из иных регионов и не дается полного анализа оценки региональных различий, в которых действовали земские начальники.
Особенного внимания требует изучение деятельности земских начальников в удаленных от политического центра губерниях с преобладающим инородческим населением, особенно магометанским. Поволжье и Уральский регион имеют в этом отношении многие схожие черты, но особенно по-
казательна в этом отношении Уфимская губерния. Многонациональный состав населения, различные религиозные конфессии, многочисленные казачьи станицы, специфический характер экономики губернии, — все это изначально отличает условия деятельности земских начальников Уфимской губернии от регионов, например, Центральной России. Соответственно различны социальный состав и приоритеты деятельности земских начальников центральных и окраинных губерний Российской империи, несмотря на стандартные рамки, заданные законодательством.
В Уфимской губернии одним из важнейших вопросов было взаимоотношение властей с местным мусульманским населением, в первую очередь башкирами. В брошюре, изданной Губернским присутствием Уфимской губернии к 50-летию отмены крепостного права приоритетными направлениями местных земских начальников выделяются межевание башкирских земель, надзор за обеспечением продовольственных потребностей сельских жителей, а затем, с насущными потребностями времени — обеспечение выхода крестьян из общины, оформление единоличного владения землей3. Также на важность башкирского вопроса указывает и то, что в Губернском присутствии было три отделения: по административное, судебное и по делам башкир4.
Е. В. Баева
Земские начальники и крестьянский мир: региональные особенности (на материалах Поволжья и Южного Урала)
Последний позднее переродился в отдельную Межевую комиссию, деятельность которой полностью посвящена была межеванию башкирских вотчин. Эта политика являлась проявлением одной из важных особенностей исторического развития Российского государства, которое выражается в постоянном расширении и освоении территории страны. Вместе с тем, она была направлена на решение актуальной проблемы недостатка земли и перенаселения в центральных районах. Таким образом, земские начальники становились проводниками и непосредственными участниками самых болезненных для коренного населения правительственных мероприятий, что не могло добавить им популярности при сохранении всего комплекса недостатков, и так присущего данному институту.
Основной целью правительства было увеличение казенных земель за счет фактического изъятия их у местного населения, что не могло не вызывать недовольства башкир. Проводимое по закону 1898 года размежевание башкирских дач между деревенскими общинами, в 1900—1906 гг. вызвало крупные столкновения с властями в нескольких уездах Уфимской губернии.
Наряду с движением, направленным на возвращение казенных и дворянских земель в свою собственность, башкиры активно противодействовали аграрной политике властей, направленной на дальнейшее отчуждение их вотчинных угодий. Так, они оказывали упорное сопротивление проведению в жизнь закона от 6 июня 1894 г. «О принятии в казенное заведование башкирских лесов Уфимской и Оренбургской губерний». По нему леса, находящиеся на «свободных сверх душевого надела землях» из состава башкирских дач, переходили под контроль государства.
Новое обострение аграрных отношений в крае было связано с реформами правительства П. А.Столыпина. Основу реформы — разрушение общины, выделение на хутора и отруба — отвергло подавляющее большинство многонационального крестьянства края. Известный писатель и историк С.Р. Минцлов, который в 1910—1911 гг. был земским начальником в Уфимской губернии писал: «... не то, чтобы громадное большинство крестьян, а почти все они к ...закону относились враждебно; башкиры же и слышать не хотели о нем»5.
В этих условиях российское чиновничество сработало по обычному для себя сценарию. Начались приписки, которые значительно усугубили и без того сложную ситуацию в поземельных отношениях. Так, С.Р. Минцлов отмечает, что «...министерство трясло за ворот земских начальников, требуя от них лишь одного — возможно большего количества укреплений земли...», те, в свою очередь, заявили своим писарям, что «.. .если они хотят оставаться на службе,... чтобы дело укрепления у них разгорелось, как по щучьему велению»6.
Проблемные взаимоотношения властей с мусульманским населением очень ярко проявились во время всеобщей переписи 1897 г., в проведении которой земские начальники были обязаны принимать самое активное участие.
Перепись повлекла за собой целую серию бунтов в разных регионах России (что показательно, нацио-
нальных). Доходило до того, что земским начальникам приходилось спасаться бегством от толпы местных жителей. Губернаторы Уфимской, Самарской и Казанской губернии были вынуждены просить вмешательство войск для усмирения выступлений.
Причины столь бурной реакции кроются в том, что в переписи местное население видело покушение на свою автономию и национальную идентичность. Восстания против переписи были реакцией на имперскую политику интеграции и ассимиляции не-русского и не-православного населения окраин, проводимую в к. XIX века7.
Сложные социально-экономические отношения внутри башкирского общества, борьба с местным русским чиновничеством, по старинке пытавшимся эксплуатировать бесправных башкир, но встречавшим энергичное сопротивление, ярко отражаются на страницах местной периодики, особенно газеты «Голос Приуралья»8. Общинно-волостная верхушка челябинских башкир шла на открытую конфронтацию с земскими начальниками, и пресса была одним из средств этой борьбы.
Одновременно интересным фактом является то, что в среде самих земских начальников встречались активные представители местного населения. Несомненно, наиболее известен из них потомок казанских ханов С. С. Джантюрин, депутат 1-й Государственной думы. Будучи крупнейшим землевладельцем, С. С. Джантюрин активно участвовал в политической жизни региона, направленной на либерализацию мусульманского общества, в первую очередь через систему религиозного образования, выдвигал идею национальной автономии мусульман. Так, он активно жертвовал деньги на устройство медресе «Галлия», был одним из инициаторов и организаторов общероссийских политических организаций мусульман (партии «Иттифак аль-муслимин», мусульманской фракции Государственной думы).
Таким образом, земские начальники Уфимской губернии по своему национальному, религиозному, социальному и поведенческому составу ярко и наглядно представляют картину многообразия и противоречий, которые не вписывались в портрет земского начальника, который представлял себе Александр Ш, утверждая Положение от 12 июля 1889 года. Самодержавию с присущим ему традиционным администрированием в земских начальниках виделся почти идеальный адаптационный механизм для перехода крестьянского общества к иным отношениям в условиях уже начавшейся модернизации. Нельзя согласиться с преобладавшей в ранее точкой зрения, что земские начальники были проводниками сословнодворянского влияния на крестьян. Исследование деятельности земских начальников представляет их именно административно-фискальным институтом, роль которого в проведении административной политики правительства все больше возрастала. Последующие многочисленные изменения законодательства в отношении земских начальников, изменяющие их обязанности и требования к кандидатам на должность, только подкрепляют данную точку зрения.
Законодательство предоставило земскому начальнику не просто роль формального управленца,
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 16
13
Исторические науки
но полномочия активного администратора, имевшего довольно обширное право вмешиваться в функционирование крестьянского самоуправления, однако, дав возможность пространного толкования Положения 12 июля, законодатель обрек институт на главенство субъективного фактора в основе его деятельности. Именно в этом кроется причина столь диаметрально противоположных оценок института земских начальников, так как в ситуации, когда все зависит от личных качеств конкретного чиновника, невозможно достичь единства и управляемости всей системы в целом, что делает в итоге ее работу неэффективной.
Возможно, на момент издания Положения, создание предполагаемо гибкой и близкой к крестьянству власти было попыткой найти компромисс между органами крестьянского управления и административной губернской властью. В историографии правление предпоследнего императора называют временем упущенных возможностей, но, справедливости ради, следует отметить, что сложная социально-экономическая и политическая обстановка того времени не способствовала выработке однозначных решений.
Примечания
1. См. например Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993; Рождественский С. В. Исторический очерк деятельности министерства народного просвещения. 1802—1902. СПб., 1902 (гл. 8, С. 601—698); Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет, т. 1—4. СПб., 1909—1911, Кожухар К. Я. Земские начальники // Вестник права, 1905, № 5, 8, 9; Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80—начала 90-х годов). М., 1970
2. Бузанова Н. А. Земские начальники Тамбовской губернии: 1889—1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук :
07.00.02. Тамбов, 2005. 212 с.; Гурьянов М. М. Институт земских начальников в конце XIX—начале XX вв. и его региональные особенности : дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.01. Киров, 2007. 202 с.; Звонцова А. В. Институт земских начальников в России в эпоху консервативной стабилизации и реформаторском процессе в 80-е гг, XIX — начале XX в.: по материалам Тульской губернии : дис.... канд. ист. наук: 07.00.02. Тула, 2006. 286 с.
3. Празднование уфимским губернским присутствием 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Уфа, 1911. С. 35.
4. Там же.
5. Минцлов С. Р. Уфа. Дебри жизни. Дневник 1910— 1915 гт. Уфа, 1992. С. 52.
6. Там же. С. 51—52.
7. Сасііоі I. Ье гесепкешет сіє 1897//СаЫеге сій топсіе пиве еі зоуіегісіие. 2004, № 45/3—4. С. 450—451.
8. Роднов М. Башкиры на страницах уральской прессы начала XX века // Вельские просторы, 2008, № 6.
Поступила в редакцию 23 февраля 2011 г.
БАЕВА Екатерина Владимировна, окончила Самарский государственный университет в 2000 году (факультет истории). Аспирант ЮУрГУ. Научные интересы: История России, аграрная, политическая и экономическая история, экономика в кризисный период, социальные проблемы общества.
E-mail: [email protected]
BAEVA Ekaterina Vladimirovna. She has graduated by Samara State University in 2000 (history faculty). Post-graduate student Southern Ural State University. Scientific interests: Russian history, agrarian, political and economic history, economy during the crisis period, society social problems.
E-mail: [email protected]