УДК -
ЗЕМСКАЯ ШКОЛА НОВОЗЫБКОВСКОГО УЕЗДА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.
Ю.В. Анисин, А.Г. Кублицкий
Анализируются отдельные аспекты деятельности земских начальных учебных заведений на территории современного Новозыбковского района Брянской области.
Ключевые слова: земства, начальное образование, Новозыбков.
Правительство Александра II после отмены крепостного права ощутило определенней вакуум административной власти на местах. Прежде единственным и надежным администратором был помещик. Теперь же возникла необходимость в формировании органов местного управления. Была разработана земская реформа (введена в действие с 1 января 1864 г.), базировавшаяся на принципах возможно большего доверия, самостоятельности и единства местного самоуправления, в известной мере, на началах принципа всесословности. Все это было призвано отвечать новому гражданскому строю страны, освобожденной от крепостного права.
Работы у губернских и уездных земств было
немало, но из их числа, несомненно, выделялись заботы о народном здравии и народном просвещении. В ведении земств оказались местные начальные школы. При организации школьного дела стремились проводить общедоступность обучения, его обязательность, бесплатность, преподавание на родном языке. Однако эти благие намерения часто оставались лишь намерениями из-за скудности земского бюджета, ибо правительство всячески ограничивало поступление налогов с местных фабрикантов и заводчиков. Так, законом от 21 ноября 1866 г. земствам было разрешено взимать лишь от 25 до 10 % той суммы, какой облагаются государственной казной местные промышленные, торговые и иные заведения. Таким образом, начальная школа государством была передана на земский, местный бюджет, который государством же был весьма ограничен. Отсюда и неимоверная бедность земских школ, больниц, почт и т.д. Так, например, земством Черниговской губернии, куда входили и западные районы современной Брянщины, в 1873 г. на народное образование из расчета на каждого ребенка было затрачено 11, 39 копеек (1, с. 159-160). Как отмечал исследователь земской школы того времени А.М.Иринин, загрязненность школьных помещений не поддается описанию: «Побелка стен и мытье полов производились в некоторых школах только один раз в год, перед Пасхой...». (2, с. 77-78).
Врач Г.И.Ростовцев в 1899 г. утверждал, что для двух третей учащихся школьный завтрак, принесенный с собой, состоял из черного хлеба ржаного, при питании которым в кишечнике развивается масляно-кислое брожение, вытесняющее все виды брожения, вызывающее вздутие живота... Остальная часть учащихся имеет тоже для своих завтраков неудовлетворительные по своему составу пищевые продукты». (3, с. 179, 183, 185).
В 1906 г., исследуя состояние начальных народных школ Министерства народного просвещения и Ведомства православного исповедания, М.И.Супрунов констатировал: «Впечатление было неотрадно: физическое развитие учащихся в школе идет ненормально, что отражается не только на здоровье, но и на учении и поведении детей... Условия, при которых в России растут дети в первые годы своей жизни, очень неблагоприятны, Статистика дает тому неопровержимое доказательство: семилетнего возраста достигает немного более трети родившихся детей Оставшиеся в живых имеют организмы, ослабленные условиями, сведшими в могилу их однолеток... Поступив в школу, они не находят в ней чистого воздуха и света... В большинстве школ вентиляция не устроена, нет забот о достаточном проветривании школьных помещений: освещение при низко и неправильно расположенных окнах недостаточно и частично вредно: встречаются классы с освещением кроме левостороннего (что и следует) еще и спереди, последнее портит глаза и расстраивает нервы... Следствием является в детях болезненность, нервность, раздражительность, дерзость, воровство (начиная с пищи) и утомляемость в учебном отношении». (4, с. 3-5).
Земское движение ставило благородные задачи. Либерально настроенные земцы «воевали» с правительством, Министерством народного просвещения за пополнение своих скудных бюджетов. Но итоги их деятельности были весьма и весьма ничтожны. Вот типичная картинка обстоятельств жизни глубинки: Новозыбковский уезд, 1913 г., корреспонденция в сборнике «Селянин» (Чернигов. 1913. № 6. С. 189) сообщала, что одновременно с усилением в деревнях «грызни между крестьянами, крайне широкие размеры приняло хулиганство, причинами которого стало обеднение деревни и связанный с этим отлив молодежи на заработки в города на фабрики и заводы, отсутствие просветительно-культурных учреждений, слабое (почти ничтожное) влияние молодежи на молодое поколе-
ние современной школы, духовенства и проч., драки в селах и деревнях, поножовщина, «затрагивание» средь бела дня на улицах женщин, взламывание замков в амбарах и т.п. Житель новозыбковского села Каташин И.М.Руденок рассказывал одному из авторов этой статьи: «Каташииская трехклассная земская сельская школа размещалась в одной комнате. Первоклассники сидели на первых рядах, сзади них занимались второклассники, на последних рядах грамоту постигали третьеклассники». (5, с. 26).
О трудностях земской школы свидетельствует и постановление Новозыбковского съезда по школьному и внешкольному образованию. В нем, в частности, говорится: «Земская управа... выражает уверенность, что мрачное прошлое Новозыбковского уезда в области народного образования пойдет по другому пути в зависимости от близкой реформы Земства...». (6, с. IV). Как видим, просвещенные люди уже тогда были явно не удовлетворены состоянием земских школ. Заметим при этом, что начальное обучение в уезде до 1917 г. получала лишь одна пятая часть детей школьного возраста. (7, с 16).
Следует признать, что несколько десятилетий функционирования земской школы, бедной и убогой, принесло определенную пользу в безграмотной России. Но земская школа не смогла принять вызовы начала XX века (русско-японская и первая мировая войны, революционнее события, проблема индустриального развития, общенациональный кризис к началу 1917 г.). Только советская школа смогла реализовать мечту земцев сделать народную школу — доступную для всех слоев населения, бесплатную обязательную, отделенную от церкви, с обучением грамоте на родном языке.
Some aspects of activity of local primary schools in the territory of modem Novozybkov district of the Bryansk region are examined.
Keywords: Zemstvo, primary education, Novozybkov
Список литературы
1.Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. Часть неофициальная. 1874.
2.Иринин A.M. Черниговщина. Чернигов, 1919.
3.Ростовцев Р.И. Школьное пищевое довольствие учащихся в земских училищах // Вестник воспитания. 1899. №7.
4.Супрунов М.Н. Научные основы питания: опыт применения их, согласованный с требованиями физиологии и диетики. СПб., 1909.
5. Анисин Ю., Кублицкий А.. Три натиска бури. Тула, 1991.
6.Постановление Новозыбковского съезда по школьному и внешкольному образованию 1-5 сентября 1916 г. Новозыбков, 1916.
7. Отчет Черниговского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ грамоты Черниговской епархии за 1693—1894 уч. год. Чернигов, 1899.
Об автрах
Анисин Ю.В. - доктор исторических наук, профессор Брянского государственного университет имени академика И.Г. Петровского
Кублицкий А.Г. - краевед, г. Новозыбков.
Zemstvo school of the Novozybkov district (late XIX - early XX century)
Yu.V.Anisin, A.G.Kublitsky.