Научная статья на тему 'Земля России: экономика, право, собственность'

Земля России: экономика, право, собственность Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельные ресурсы / использование / планирование / эффективность / собственность / безопасность / land resources / use / planning / efficiency / property / security

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николай Васильевич Комов, Людмила Петровна Подболотова, Владимир Дмитриевич Горлов

Главное национальное природное богатство России — земля с ее лесами, водой, недрами, биологическими и другими природными ресурсами, включая расположенную на ней недвижимость. Обеспечить рациональное и эффективное использование земли и других ресурсов с пользой для людей и страны — главная задача всех ветвей власти как в центре, так и на местах. Единственным механизмом, надежно обеспечивающим решение этой задачи, являются разработка и реализация национальных, региональных и местных программ использования и охраны земель в границах административно-территориальных образований страны. Самое богатое в мире природное земельное богатство предоставляет уникальные возможности решать на огромных просторах стратегические задачи долгосрочного развития страны, повышения на этой основе качества жизни многонационального народа и обеспечения национальной безопасности великой мировой державы, какой является Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Николай Васильевич Комов, Людмила Петровна Подболотова, Владимир Дмитриевич Горлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The land of Russia: economics, law, property

The main national natural wealth of Russia is the land with its forests, water, subsoil, biological and other natural resources, including real estate located on it. Ensuring the rational and efficient use of land and other resources for the benefit of people and the country is the main task of all branches of government, both in the center and on the ground. The only mechanism that reliably ensures the solution of this problem is the development and implementation of national, regional and local programs for the use and protection of land within the borders of the administrative-territorial entities of the country. The world’s richest natural land wealth provides unique opportunities to solve strategic tasks in the vast expanses of the country’s long-term development, improving on this basis the quality of life of a multinational people and ensuring the national security of a great world power, which is Russia.

Текст научной работы на тему «Земля России: экономика, право, собственность»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 172—177. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):172—177.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.3

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-172-177 NIION: 2007-0062-3/24-143

EDN: https://elibrary.ru/JWARXJ MOSURED: 77/27-004-2024-03-143

Земля России: экономика, право, собственность

Николай Васильевич Комов1, Людмила Петровна Подболотова2, Владимир Дмитриевич Горлов3

1 2 3 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

1 ran-komov@mail.ru

2 lyusi90@yandex.ru

3 gorlofff@gmail.com

Аннотация. Главное национальное природное богатство России — земля с ее лесами, водой, недрами, биологическими и другими природными ресурсами, включая расположенную на ней недвижимость. Обеспечить рациональное и эффективное использование земли и других ресурсов с пользой для людей и страны — главная задача всех ветвей власти как в центре, так и на местах. Единственным механизмом, надежно обеспечивающим решение этой задачи, являются разработка и реализация национальных, региональных и местных программ использования и охраны земель в границах административно-территориальных образований страны.

Самое богатое в мире природное земельное богатство предоставляет уникальные возможности решать на огромных просторах стратегические задачи долгосрочного развития страны, повышения на этой основе качества жизни многонационального народа и обеспечения национальной безопасности великой мировой державы, какой является Россия.

Ключевые слова: земельные ресурсы, использование, планирование, эффективность, собственность, безопасность

Для цитирования: Комов Н.В., Подболотова Л.П., Горлов В.Д. Земля России: экономика, право, собственность // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 172—177. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-172-177. ЕЭЫ: https://elibrary.ru/JWARXJ.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

The land of Russia: economics, law, property

Nikolay V. Komov1, Lyudmila P. Podbolotova2, Vladimir D. Gorlov3

1 2 3 State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

1 ran-komov@mail.ru

2 lyusi90@yandex.ru

3 gorlofff@gmail.com

Abstract. The main national natural wealth of Russia is the land with its forests, water, subsoil, biological and other natural resources, including real estate located on it. Ensuring the rational and efficient use of land and other resources for the benefit of people and the country is the main task of all branches of government, both in the center and on the ground. The only mechanism that reliably ensures the solution of this problem is the development and implementation of national, regional and local programs for the use and protection of land within the borders of the administrative-territorial entities of the country.

The world's richest natural land wealth provides unique opportunities to solve strategic tasks in the vast expanses of the country's long-term development, improving on this basis the quality of life of a multinational people and ensuring the national security of a great world power, which is Russia.

Keywords: land resources, use, planning, efficiency, property, security

For citation: Komov N.V., Podbolotova L.P., Gorlov V.D. The land of Russia: economics, law, property // Obrazo-vaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3): 172—177. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-172-177. EDN: https://elibrary.ru/JWARXJ.

© Комов Н.В., Подболотова Л.П., Горлов В.Д., 2024

Россия на протяжении многих веков убедительно доказала, что, несмотря на самые серьезные потрясения, она не только устояла, но и обеспечила устойчивое развитие. Стратегически значимость в этом сыграла российская земля со своими огромными просторами, разместившимися на самой большой земельной территории мира с самой богатой ресурсосберегающей зоной планеты Земля.

Сегодня это шестая часть мировой земной суши, четверть запасов лесных и водных ресурсов, более половины черноземов. Да плюс к этому в российской земле хранятся огромные запасы полезных ископаемых. Эти, не имеющие мировых аналогов, природные ресурсы хранят в себе огромную земельную и природную ренту, которая оценивается не одной сотней триллионов долларов [9].

Такое земельно-природно-ресурсное богатство предоставляет государству и обществу неисчерпаемые возможности успешно решать на огромных земельных просторах стратегические цели, задачи и приоритетные направления научно-технологического развития страны. Их две: первая — обеспечение качества жизни многонационального народа и вторая — обеспечение национальной безопасности государства.

Уникальное земельно-природно-ресурсное богатство страны может обеспечить не только экономическое и социальное развитие России, но и быть ее самым надежным геополитическим щитом и хранителем историко-культурного и природно-национального наследия российского народа [3].

Такие задачи могут быть успешно решены только на основе комплексного планирования использования и охраны всего природно-терри-ториального земельного богатства. Разместившись на двух континентах, сегодня Россия — самый прекрасный природный центр мировой цивилизации.

Особенно ценна российская земельная территория своей обеспеченностью самыми мощными в мире электроэнергетическими и нефтегазовыми системами, позволяющими создать единую евразийскую телекоммуникационную, транспортную и энергетическую коммуникационную сеть. Такая система уже в ближайший период станет базовой основой комплексного обустройства и устойчивого развития наших территорий на многие столетия вперед. Это и есть главная миссия нашей страны в развитии всего человечества в третьем тысячелетии [13].

Российская земля располагает еще и ценным биологическим разнообразием: уголки первозданной природы, чистые вода и воздух, духовное

наследие. В большей степени это относится к сельской местности, без которой страна существовать не может [1].

Эти территории в первоочередном порядке и подлежат комплексному освоению и развитию со своими исключительно важными для сохранения страны селами и поселками. В них — дух земли, в них — духовность народа, в них — вся жизнь российского крестьянства, в них и формируется характер всей российской нации.

«Русский человек с самого начала никогда не мог представить себя без земли... Уж когда свободы без земли не хотел принять, значит, земля у него прежде всего, в основании всего, земля — все, а уж из земли и жизнь, и честь, и семья, и детишки, и порядок, и церковь — одним словом, все, что есть драгоценного» (Ф.М. Достоевский). Именно благодаря этому неразрывному ни во времени, ни в пространстве единению человека с землей Россия с честью выходит из самых сложных ситуаций.

Питая любовь к российской земле и используя ее богатства, наш народ не только создал и продолжает создавать сегодня современную промышленность, системы образования, науки, здравоохранения, но и обеспечил национальную безопасность России. Базисной основой таких крупномасштабных действий всегда служили разработка и реализация программ и проектов использования и охраны земель в целом по стране, межрегиональных, региональных и местных [8].

Так, на протяжении многих веков создавалась самая мощная в мире собственная российская система землепользования, т.е. система комплексного использования и охраны всей российской земли на всей территории страны. Ее основой являются природно-территориальные особенности и богатства российских территорий. Такие земельные проекты в советское время были разработаны в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, в зоне строительства Байкало-Амурской магистрали, в Нечерноземной зоне, зоне охраны озера Байкал, Северо-Кавказском регионе, по бассейнам крупных рек. Они служили базисом не только развития территорий и различных отраслей народного хозяйства, но и оказывали позитивное влияние на жизнь многонационального народа России.

Такие крупные народно-хозяйственные земельные проекты нужны и в новой России. Они будут не только продолжением традиций, которые еще живы в нашем народе, они и позволят нашей стране вырваться в огромное многоликое российское земельное пространство и стать при-

мером цивилизованного подхода к успешному развитию своих территорий.

Базой таких действий должны быть государственные земли, которых в стране 92,2% ее территории (1,57 млрд га — почти три Европы). Частных земель в России только 7,8% (0,13 млрд га) [11]. Только государственных лесных земель в стране 1,13 млрд га (65,8% ее территории). Наличие такого огромного количества государственной земли — реальное природное богатство, которого нет ни в одной стране мира. Это богатство обязано работать на наш народ. Сделать это — главная задача государства.

Великий государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин, программа преобразований которого предусматривала возрождение многонациональной, единой и неделимой России не по импортным, а по национальным рецептам, говорил, что все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния — земли. Необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу истощенную, нашу слабую землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия [7].

Исключительную значимость земельных ресурсов в развитии страны подтвердил Президент России В.В. Путин еще в 2012 г. на заседании президиума Госсовета при рассмотрении вопроса совершенствования использования земельных ресурсов в интересах граждан и юридических лиц. Земельные ресурсы — мощный фактор экономического и социального развития, но земельный потенциал реализуется малоэффективно. В результате земля не работает в полную силу. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. Как следствие, замедляется продвижение страны в целом [12].

Значительное количество земли, отметил он, передано многочисленным ведомствам, которые используют ее часто не по назначению. Если земля не работает, давайте передавать ее другим собственникам, в том числе муниципалитетам. Они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как-то по-другому использовать землю с пользой для людей и страны. Такова позиция высшего руководства страны.

Эффективно использовать природные ценности российской земли — огромная возможность у российских регионов. Они имеют колоссальный пространственно-экологический земельный потенциал. Это не только сельхозземли, но и

леса, реки, болота, горные массивы. Наши регионы — уникальные уголки мировой цивилизации. Они во многом способны компенсировать огромные разрушительные действия человека на природную среду, не нанося ущерба людям, живущим на территориях [2].

Вся территория российской земли практически равнинная. Это позволяет эффективно осуществлять важнейшие инфраструктурные проекты по энергетике, телекоммуникациям, транспортным магистралям, транспортировке нефти, газа, воды и одновременно создавать вокруг них новые сельскохозяйственные, промышленные и научно-технологические кластеры и восстанавливать многие ранее развитые, а ныне заброшенные земли и поселения. В них появится малый и средний бизнес, восстановятся во всех уголках России былое мощное кооперативное движение и местное самоуправление. В результате таких действий оживится жизнь народа на земле, которая не будет пустовать, а служить этому народу.

Такой резкий разворот от земельного запустения к реальному вовлечению богатой российской земли на службу живущему на ней народу позволит государству достойно исполнять свою главную обязанность — служить этому народу. По данным научных исследований земельно-ресурсный потенциал России в расчете на одного человека в два раза превосходит США и в шесть раз Германию. Для его эффективного использования необходимо перестроить систему пространственного развития России и направить ее на разработку и внедрение проектов комплексного пространственного развития на всей территории страны.

Основа таких проектов — не точечное участковое развитие, а общетерриториальный и транснациональный подход. В нем «красной чертой» обозначить главное — в развитии России необходимо использовать ее исключительное преимущество перед другими странами мира — данное ей географическое положение. Основой таких решений должна быть собственная российская система землепользования. Она многослойная, многовекторная и не только экономически, но и социально направленная.

Эта система должна строиться с учетом интересов всех категорий, групп и слоев населения и обеспечивать общенациональные, групповые (ведомственные, территориальные) и индивидуальные (частные) потребности общества. Она должна быть многоукладной, многомерной, многоуровневой и решать фундаментальные экономические, социальные, экологические и национальные интересы государства и общества.

Что мешает сегодня созданию такой системы? Прежде всего, незавершенность земельного

законодательства из-за неоправданно затянувшейся дискуссии в обществе по земельному вопросу. Что первично в ускорении создания нового, отвечающего интересам граждан и общества земельного или гражданского законодательства? Отсутствие долгосрочной государственной земельной политики, многочисленная реорганизация земельных органов страны — все это породило межведомственную разобщенность в использовании земли, сформировало теневой земельный рынок [14].

В целях ускорения создания нового земельного строя необходимо обеспечить дальнейшее развитие земельного законодательства; провести государственную оценку всего земельного фонда страны; сформировать новую систему земельных платежей; создать современную инфраструктуру оборота земель; завершить создание единой автоматизированной системы государственного земельного кадастра и учета недвижимого имущества; обеспечить территориальные возможности для самодостаточного производства продовольствия посредством формирования многоукладного сельскохозяйственного землепользования; усилить экологические требования при использовании земли; сформировать долгосрочные национальные планы (программы) развития и планирования землепользования и современную систему управления рациональным использованием и охраной земельных ресурсов страны.

Магистральным направлением в использовании земельного богатства страны должны быть использование и охрана сельскохозяйственных земель, которые в соответствии с земельным законодательством имеют особый правовой статус и подлежат особой охране государства. Их общая площадь составляет 380 млн га. Сельскохозяйственные угодья занимают 198 млн га, из них пашня — 116 млн га. Занимая 22% территории России, сельская земля обеспечивает не только продовольственную безопасность, но во многом и безопасность страны. Следует особо отметить, что из 380 млн га только 130 млн га (34%) земли находится в частной собственности. Остальные 250 млн га (66%) сельскохозяйственных земель находятся в государственной собственности.

Эффективность использования земли на территориях должна определяться не только экономическими методами и расчетами, но и детальными экологическими, социальными и другими критериями (рекреация, туризм и т.д.). Таких земель много на сельских территориях. Без их обследования, изучения на месте и разработки конкретных научно обоснованных мер по их комплексному освоению на основе внедрения регио-

нальных систем землепользования с учетом их эколого-пространственных особенностей и уникального разнообразия российских природных ландшафтов приступать к освоению территорий недопустимо. А это обустройство территорий, организация рекреационных, туристических и охранных зон, традиционных промыслов малых народов, ведение экологически чистого сельскохозяйственного производства, современной транспортной системы, системы связи и т.д.

Важнейшей составляющей территориальных систем землепользования является их научное комплексное изучение, включая знания наук о Земле. Такие действия обеспечивают устойчивость самой системы и на ее основе — устойчивое развитие страны в целом [10].

Первоочередные меры решения указанных проблем:

1) в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ:

■ принять основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений (доктрину государственной земельной политики);

■ разработать и реализовать федеральные программы использования и охраны земель на территории Российской Федерации;

■ разработать и реализовать региональные программы использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

■ разработать и реализовать местные программы использования и охраны земель [4; 6];

2) провести инвентаризацию всего земельного фонда страны, на рентной основе оценить его, поставить на государственный баланс, создать современную земельно-информационную систему страны и всех ее регионов и муниципальных образований [4; 6];

3) сформировать в муниципалитетах земельно-инвестиционные фонды комплексного развития территорий. Оценить эти фонды и включить их в программы и проекты комплексного развития территорий;

4) обеспечить на основе проектов опережающее развитие сельских территорий как основы мощного природного, демографического, культурного и духовного потенциала территориальной целостности и безопасности России.

Российское село наряду с продуктами питания способно обеспечить сохранность традиционного сельского уклада, самобытности и образа жизни многонационального народа на своей земле;

5) возродить на сельских территориях родовые поселения, объекты культурного наследия

и храмы, восстановить в них народные традиции и промыслы, существовавшие в России с давних времен в качестве мощной структуры государственного устройства страны и памяти времен и поколений. Такие поселения способны во многом решать и демографические проблемы [4];

6) возродить ранее существовавшую эффективную систему научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов по земле и земельному устройству. Их деятельность на всей территории страны повысит роль земельного фактора в экономическом, социальном, экологическом и духовном развитии России. А это сегодня — самое главное.

Более 30 лет назад так поступил Китай [5]. Главные базовые документы пространственного развития Китая — генеральные планы использования земли, освоение которых позволило создать современную интегральную систему землепользования с мощной инфраструктурой и богатейшим природным земельным капиталом на территориях, имеющих огромную социальную значимость для китайского народа [5].

Указанные решения крайне нужны России. Они ускорят не только комплексное обустройство страны на основе применения цифровых и других технологий, но и сформируют общество современного развития, обеспечивающее защиту интересов многонационального народа, его стиля жизни, творческих поисков, создание семейного и другого бизнеса.

Необходимо возродить наши собственные давние традиции российских научных школ и инженерных обществ. Они всегда были реальным двигателем прогресса и успешного развития России. Реализация предложенных мер поможет устранить бюрократический произвол и коррумпированность чиновников и откроет народу огромные возможности строить на своей земле свои дома, вести бизнес, в целом использовать землю с пользой для людей и для страны.

Это и будет реальный вклад нашего мощного земельно-природно-ресурсного капитала в решение стратегических задач долгосрочного развития великой России, обозначенных Президентом В.В. Путиным в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г.

Список источников

1. Дебаты о земле в Государственной Думе (1994 — 2000 гг.). Документы и материалы (в 2 кн.) / под общ. ред. В.И. Черноиванова. М.: ГОСНИТИ, 2000. 862 с.

2. Земельная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Аналитичес-

кий вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2012. № 37 (480). 126 с.

3. Комов Н.В., Родин А.З., Алакоз В.В. Земельные отношения и землеустройство в России. М.: Русслит, 1995. 509 с.

4. Комов Н.В., Цыпкин ЮА., Подболотова ЛП. Новой России нужна эффективная система управления земельными ресурсами / / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023. № 6. С. 326—330. DOI 10.33920/sel-04-2306-01. EDN BBSAHE.

5. Комов Н.В., Цыпкин Ю.А., Подболотова Л.П. Исследование модели земельной политики Китая во взаимосвязи с национальными интересами России // АПК: экономика, управление. 2023. № 6. С. 115—120. DOI 10.33305/236-115. EDN CZTVBP.

6. Комов Н.В., Подболотова Л.П. Современное землепользование России и механизмы его развития // Государственная служба и кадры. 2023. № 3. С. 73—78. DOI 10.56539/23120 444_2023_3_73. EDN LVVETC.

7. Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства. М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. 620 с.

8. Комов Н.В. Управление земельными ресурсами в новой России. Казань: РИВЦ, 2001. 566 с.

9. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / под ред. А.М. Шелехова. М.: Изд-во Государственной Думы ФС РФ. 2002. 161 с.

10. Строев Е.С., Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале XXI века (проблемы и решения). М.: ГУЗ, 2001. 55 с.

11. Струков Д.Б. Столыпин. М.: Вече, 2012. 564 с.

12. Комов Н.В., Шарипов С А. Земельные ресурсы в стратегии устойчивого развития России. Казань: Бриг, 2017.

13. Papaskiri T.V., Nilipovsky VI., Podbolotova L.P. Development of the Russian real estáte taxation system based on the state cadastral valuation of real estate / / International conference on real estate development and management ICREDM 2023, Ankara, 1—4 February, 2023. Ankara: ankara un, 2023. P. 119—120. EDN FHURQT.

14. Подболотова Л.П. Изменение полномочий Росреестра в 2020 году с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 № 1369 // Цифровизация землепользования и кадастров: тенденции и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25 сентября 2020 года. М.: Государственный университет по землеустройству, 2020. С. 332—339. EDN TDYVCG.

References

1. Debates on land in the State Duma (1994— 2000). Documents and materials (in 2 books) / under the general editorship of V.I. Chernoivanov. M.: GOSNITI, 2000. 862 p.

2. Land reform in the Russian Federation: problems and prospects / / Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2012. No. 37 (480). 126 p.

3. Komov N.V., Rodin A.Z., Alakoz V.V. Land relations and land management in Russia. Moscow: Russlit, 1995. 509 p.

4. Komov N.V., Tsypkin YuA., Podbolotova L.P. New Russia needs an effective land management system // Land management, cadastre and land monitoring. 2023. No. 6. pp. 326—330. DOI 10.33920/sel-04-2306-01. EDN BBSAHE.

5. Komov N.V., Tsypkin YuA., Podbolotova L.P. Investigation of the model of China's land policy in relation to the national interests of Russia // Agroindustrial complex: economics, management. 2023. No. 6. pp. 115—120. DOI 10.33305 / 236115. EDN CZTVBP.

6. Komov N.V., Podbolotova L.P. Modern land use in Russia and mechanisms of its development // Civil service and personnel. 2023. No. 3. pp. 73—78. DOI 10.56539/23120444_2023_3_73. EDN LVVETC.

7. Komov N.V. The Russian model of land use and land management. M.: Institute of Natural Resources Assessment, 2001. 620 p.

8. Komov N.V. Land management in new Russia. Kazan: RIVTS, 2001. 566 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The scientific basis of the strategy of sustainable development of the Russian Federation / edited by A.M. Shelekhov. M.: Publishing House of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2002. 161 p.

10. Stroev E.S., Volkov S.N. The land issue in Russia at the beginning of the XXI century (problems and solutions). Moscow: GUZ, 2001. 55 p.

11. Strukov D.B. Stolypin. M.: Veche, 2012. 564 p.

12. Komov N.V., Sharipov SA. Land resources in the strategy of sustainable development of Russia. Kazan: Brig, 2017.

13. Papaskiri T.V., Nilipovsky V.I., Podbolotova LP. Development of the Russian real estate taxation system based on the state cadastral valuation of real estate // International conference on real estate development and management ICREDM 2023, Ankara, February 1—4, 2023. Ankara: ankara un, 2023. P. 119—120. EDN FHURQT.

14. Podbolotova L.P. Changing the powers of the Rosreestr in 2020, taking into account the decree of the Government of the Russian Federation dated 07.09.2020 No. 1369 // Digitalization of land use and cadastres: trends and prospects: materials of the international scientific and practical conference, Moscow, September 25, 2020. Moscow: State University of Land Management, 2020. pp. 332—339. EDN TDYVCG.

Информация об авторах

Н.В. Комов — заведующий кафедрой кадастра недвижимости и землепользования Государственного университета по землеустройству, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный землеустроитель Российской Федерации;

Л.П. Подболотова — доцент кафедры кадастра недвижимости и землепользования Государственного университета по землеустройству, временно исполняющий обязанности проректора по учебно-методической работе Государственного университета по землеустройству, кандидат экономических наук, доцент;

В.Д. Горлов — аспирант кафедры кадастра недвижимости и землепользования Государственного университета по землеустройству.

Information about the authors N.V. Komov — Head of the Department of Real Estate Cadastre and Land Use of the State University of Land Use Planning, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honored Land Surveyor of the Russian Federation;

L.P. Podbolotova — Associate Professor of the Department of Real Estate Cadastre and Land Use of the State University of Land Management, Acting Vice-Rector for Educational and Methodological Work of the State University of Land Use Planning, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

V.D. Gorlov — Postgraduate Student at the Department of Real Estate Cadastre and Land Use of the State University of Land Use Planning.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 10.08.2024. The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 10.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.