Научная статья на тему 'Земельный вопрос в поэзии С. Якшигулова и Ш. Бабича'

Земельный вопрос в поэзии С. Якшигулова и Ш. Бабича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / БАШКИРСКАЯ ПОЭЗИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / РЕВОЛЮЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / BASHKIR POETRY / HISTORICAL PERIOD / REVOLUTION / NATIONAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллина Лариса Хашимовна

В статье описываются истоки башкирской просветительской литературы, влияние демократических идей конца XIX века, в частности творчества М. Акмуллы, на башкирскую поэзию. Отдельно рассматривается просветительская деятельность башкирского поэта Сафуана Якшигулова, становление его творческой деятельности. Сравниваются взгляды национальных поэтов Ш. Бабича и С. Якшигулова по вопросу расхищения башкирских земель. Даются некоторые сведения и о Ш. Бабиче, творчество которого более изучено, чем поэзия С. Якшигулова. При этом большее внимание уделяется анализу стихотворений С. Якшигулова. Делается вывод о том, что поэты-просветители стояли у истоков национальных движений и образовательных реформ начала ХХ века. Статья посвящена изучению просветительской поэзии, точнее говоря, осмыслению земельного вопроса в творчествах двух башкирских поэтов начала ХХ века. В данном материале также дается оценка социально-политическим проблемам, таковыми являлись колониальная политика царизма, земельный вопрос, социальное неравенство в обществе. Демократические преобразования в различных областях духовно-культурной жизни страны рассматриваются с ракурса башкирской просветительской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAND ISSUEIN THE POETRY OF S. YAKSHIGULOV AND SH. BABICH

The article describes the origins of Bashkir enlightenment literature, the influence of democratic ideas of the late XIX century, in particular the influence of M. Akmulla’s works on Bashkir poetry. Separately is discussed the enlightenment work of Bashkir poet Safuan Yakshigulov and his becoming the educator. The article compares the views of the national poets Sh. Babich and S. Yakshigylov on the problem of looting of Bashkir lands. There is some information about Sh. Babich, whose works are studied better than the poetry of S. Yakshigulov. While more attention is paid to the analysis of poems by S. Yakshigylov. It is concluded that poets-educators were pioneers of national movements and educational reforms of the beginning of the twentieth century. The article deals with the study of enlightenment poetry, more precisely, with the understanding of the land issue in the works of two Bashkir poets of the early twentieth century. This article also assesses socio-political problems, such as the tsarist colonial policy, the land issue, and social inequality in society. Democratic transformations in various areas of spiritual and cultural life of the country are considered from the perspective of Bashkir educational poetry.

Текст научной работы на тему «Земельный вопрос в поэзии С. Якшигулова и Ш. Бабича»

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПОЭЗИИ С. ЯКШИГУЛОВА И Ш. БАБИЧА

Л.Х. Абдуллина

Ключевые слова: просветительство, башкирская поэзия, исторический период, революция, национальное движение. Keywords: enlightenment, Bashkir poetry, historical period, revolution, national movement.

DOI 10.14258/filichel(2020)2-13

Башкирская просветительская поэзия конца XIX и начала ХХ века - это литература, которая зародилась в результате крупных социально-политических перемен, вызванных вступлением России в стадию империализма. Бурное развитие капитализма привело к зарождению башкирской национальной буржуазии, к появлению рабочего класса, национального пролетариата. Если в свое время сэсэны (так называли у башкир поэтов-сказителей) своими яркими выступлениями доносили до народных масс новые идеи, мысли, то в XX веке эту роль выполняли поэты-просветители.

Башкирская просветительская мысль берет начало от Батырши Алиева, идеолога и предводителя Башкирского восстания (1755 -1756), который написал письмо императрице. «Это воззвание воспринимается как образец башкирской народной публицистики XVIII века» [Хусаинов, 1998, с. 562]. В своем известном письме автор рассказывает не только о себе, но и о судьбе народа, основываясь на документальных фактах. «Первые образцы таких сочинений принадлежат перу М. Уметбаева, Г. Салихова, М. Рамзи, Р. Фахретдинова. В цикле статей, вошедших в книгу "Ядкар"(1897), и в рукописной работе "Башкиры" М. Уметбаев дает научное освещение и объективную оценку некоторым героическим и трагическим событиям в истории башкирского народа», - пишет академик Г. Хусаинов [Хусаинов, 1998, с. 480]. Их современником был выдающийся башкирский поэт, просветитель М. Акмулла. Новая демократическая поэзия берет истоки с родников поэзии Акмуллы. Многие тюрксие народы, в частности башкиры, казахи, татары, считали его своим. Об этом писали ученые Г. Хусаинов, Р. Шакур, А. Вильданов и другие изучавшие его творчество авторы. Акмулла был не только поэтом-просветителем; его поэзии присуща и философская тематика. В книге «Татарская просветительская литература» М.Ф. Гайнуллин показывает

его и как ценителя просвещения: «Акмулла одним из первых дал высокую оценку просветительству и свободе мыслей Ш. Маржани своим поэтическим произведением "Памяти Шигабетдину хазрату"» [Гайнуллин, 1979, с. 415].

В начале ХХ века для башкир самым актуальным стал аграрный вопрос. «По закону 1898 года в противоречии с действовавшим в течение 16 лет запретом на продажу башкирских земель каждой общине разрешалось по своему усмотрению продавать или отдавать в аренду свои лишние земли, что обернулось присвоением арендаторами этих "излишков"» [Хусаинов, 2012, с. 368]. В стране начали проводить аграрную реформу. В этой работе особую роль сыграл Крестьянский поземельный банк. В 1906-1915 годах Уфимский и Оренбургский отделения Крестьянского поземельного банка закупили 464,6 тыс. десятин земли, тем самым учреждение помогало помещикам выгодно ликвидировать имения, башкирские земли покупались им в 3 -5 раз дешевле.

Эту довольно острую ситуацию не могли обойти стороной поэты. Башкирская просветительская литература зародилась тогда, когда среди народных масс остро возникла земельная проблема. «В результате национально-колониальной политики царизма площадь земель, находившаяся во владении башкир, к 1905 году уменшилась в Уфимской и Оренбургской губерниях на 1250 тысяч десятин по сравнению с 1877 годом. При ежегодном росте народонаселения средняя обеспеченность башкирского двора землей сократилась почти на 40%. Если к отчуждаемым землям отнести и участки, находившиеся в "аренде" (1,5 млн десятин), тогда станет понятно, насколько велики были земельные захваты» [Очерки по истории Башкирской АССР, 1959, с. 305]. На фоне этих ситуаций родились поэтические строки С. Якшигулова и Ш. Бабича. Оба поэта тяжело восприняли распродажу башкирских земель.

Тема ограбления башкирских земель в разных жанрах отражалась в башкирской литературе начала ХХ века. Например, драма Бахтияра «Продажа земли» раскрывает эту проблему, точность исторических фактов придает произведению убедительность. «Автор реалистически показал грабеж башкирской бедноты русскими боярами, местными богатеями и их подхалимами» [Буляков, 2012, с. 418]. В прозе эту тему в начале века поднимал в своих произведениях Ф. Сулейманов. Автор в рассказе «Тимербай-кураист» пишет о молодом бедном парне, который нанялся пастухом к богатому. Очень печальна судьба Тимербая, так как после его смерти хозяин выкинул его курай свиньям, а через пять лет откопал и его могилу. «Читатель понимает намек

автора: если колонизация края будет продолжаться и дальше, то всех башкир ждет такая же судьба» [Надергулов, 2012, с. 458]. И в драматургии, и в прозе авторы показывали, насколько остро стоит земельный вопрос для населения местных губерний.

Многие просветители в начале ХХ века поднимали земельный вопрос в своем поэтическом творчестве. Среди них выделяются поэты С. Якшигулов и Ш. Бабич: первый автор пришел в литературу именно благодаря освещению этой темы, и она более ярко выражена в его поэзии, второй посредством образного мышления о земле создал уникальные художественные произведения. Но все же земельный вопрос более глубоко был освещен в творчестве С. Якшигулова.

Поэтическое наследие С. Якшигулова составляют книги стихов, выпущенные при жизни. И после его смерти издавались книги, но они были только переизданием тех же сборников. В 1994 году в Башкирском издательстве «Китап» вышла его книга «Дела башкирские» с предисловием С. Сафуанова. В 2017 году тот же сборник вышел в Уфе, в издательстве «Самрау», вступительное слово к которому было написано автором этих строк. Поэзии С. Якшигулова присущ публицистический пафос. Как было отмечено, в поэзию он пришел с темой ограбления башкирских земель. Это была новая демократическая поэзия, которая пропитана духом поэзии М. Акмуллы. Как пишет Г. Хусаинов, «М. Гафури, Д. Юлтый, Ш. Бабич, С. Якшигулов, Ш. Аминев, Г. Юмрани и многие другие поэты и сесены пришли в литературу под непосредственным влиянием Акмуллы» [Хусаинов, 1998, с. 489].

С. Якшигулов писал стихи, был учителем в медресе, духовным наставником, преподавателем светских наук для своих земляков. Он всю свою жизнь творил и работал на демской земле. Если в свое время М. Акмулла, Ш. Бабич, М. Гафури ездили по всей стране, преподавали и у казахских детей, то он до конца своей жизни остался преданным своим ученикам, односельчанам. Деятельность С. Якшигулова была посвящена башкирскому просветительству.

Ограбление башкирских земель - это основная тема в его творчестве. Житейские воззрения башкирского просветителя звучали как стихийный протест против социальной несправедливости и национального угнетения, расхищения народного добра. Его поэзия повлияла на нравственно-эстетическое сознание башкирского народа. Как пишет Г. Кунафин: «В своих стихах С. Якшигулов уделяет основное внимание изображению горькой участи сородичей, процесса обострения аграрного вопроса в современных условиях, что приводит

к усилению в них нарративного - описательно-повествовательного, событийно-аналического начала» [Кунафин, 2004, с. 75].

Наши древние деды с усердием, Другим народам показывая свою мощь, Нам эти земли оставили в наследство, А вы не знаете им цены, башкиры мои1 (Якшигулов, 2017, с. 55)2, - пишет С. Якшигулов в стихотворении «Обращение к отцам-башкирам». Как полагает бабичевед, народный поэт Башкортостана Равиль Бикбаев: «Земельный вопрос - вот это прежде всего волновало башкирскую литературу начала века. Творчество Сафуана Якшигулова, Даута Юлтыя началось как раз с горьких размышлений о судьбе родного недра, выражало боль и протест народа к этим событиям...» [Бикбаев, 1995, с. 238]. Как мы уже отметили, земельный вопрос в это время в Башкортостане стоял остро. Поэт Ш. Бабич в стихотворении «Почва» в образе родного человека показывает землю:

Почва, почва! Наша мать. Грунт! Земная благодать! Стоя прочно на тебе Благодарны мы судьбе. Чернозем - ты наш отец. Нет тебя - и нам конец. Вся ошибка наша в том, Что тебя не бережем (Бабич, 1995, с. 170).

В творчестве С. Якшигулова и Ш. Бабича ярко отразились социальные мотивы. Они остро чувствуют социальную несправедливость, расхищение башкирских земель. С. Якшигулов описывает историческую действительность и повествует о том, что эти земли оставлены им предками, но потомки не знают им цены. Он критикует не только национально-колониальную ситуацию в стране, тут больше критики в адрес самих башкир. Ш. Бабич, используя сравнения, представляет землю в образах матери и отца.

В стихотворении «Курай» автор от имени музыкального инструмента рассказывает свою боль и печаль, высказывая также критическую оценку поведению современников:

1 Перевод с башкирского наш. - Л.А.

2 Здесь и далее в круглых скобках даны ссылки на тексты из списка источников, приведенного в конце статьи.

Слушайте мое последнее слово, эй, братцы, Закончились у вас ведра и посуды, Эй, вотчинники, кончились вы, кончились. С каждым днем ваша работа идет вниз... (Якшигулов, 2017, с. 65).

Через обращение к образу музыкального инструмента автор показывает критичность ситуации, которая сложилась в то время в Башкортостане. В результате национально-колониальной политики царской власти башкиры остались без земли. Автор, обращаясь к вотчинникам, говорит, что их дела очень тяжки. Тем самым С. Якшигулов не только показывает историческую действительность своим сородичам, но и выражает свой протест всей колониальной системе.

Эта тема также освещается в стихотворении «Дела башкирские»: Эй, башкиры! Ушла древняя ширь, Красивые луга, поля уже исчезли, Все земли продали чужим, Как будто бросили кость собаке. Спашены зеленые луга и поля, С печалью слушаю народные песни... (Якшигулов, 2017, с. 75)

Дальше в том же стихотворении он обращается к молодежи, говорит, что только будучи образованным, со знаниями многих светских наук, можно решить эти проблемы. В жанре хитап-обращения С. Якшигулов хотел донести до народа информацию о сложившейся ситуации, в своих произведениях он искал ответы и предлагал решения вопроса. Его поэзия была летописью жизни башкир начала ХХ века и освещала социально-политические проблемы. Эти поэтические обращения несли просветительскую и антиколониальную миссию. «Хитапы просветительства, то есть конца XIX - начала ХХ столетия, можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют произведения, призывающие к духовному прогрессу, науке и культуре, вторую группу - стихотворения, появившиеся в виде реакции на массовые расхищения башкирских земель и обнищание трудового народа» [Надергулов, 2002, с. 31].

Такую же параллель можно провести и в творчестве Ш. Бабича, который рисует исторические события, дает понять народу, что земля для них - не только почва под ногами, но и суть жизни, смысл существования башкирского народа:

Башкир чести своей не изменит, К Отчизне любовь сохранит,

Умрет за родимую землю, Но будет стоять как гранит ... (Бабич, 1995, с. 236).

С помощью сравнений автор показывает, как народ оценивает свою землю. В то же время, продавая свои земли за бесценок, башкиры остались на краю бедности. В своем творчестве Ш. Бабич больше рисует любовь народа к родной земле, к его историческому прошлому. Будучи государственным деятелем, членом Башкирского правительства, он отстаивал права за башкирские земли на политической арене и в нормативно-правовых документах вместе с выдающимся современником, основоположником Башкирской Автономии З. Валиди.

В стихотворении «Сейчас уж...» С. Якшигулов также с глубокой болью рассказывает о положении, в котором оказались башкиры: Коль взглянешь ты по сторонам, То увидишь, что очень мало осталось земли у башкир. <...> Споры, ссоры, вражда везде, Сейчас богатый - бедному, бедный богатому враг. Начиная с мая говоря «кумыс - лечение», Идут больные сюда из Азии, Европы... (Якшигулов, 2017, с. 104).

«С. Якшигулов в основном до конца жизни остается преданным просветительству, будучи свидетелем ограбления башкирских земель, в каждом стихотворении в той или иной степени возвращается к этой теме. Судьба поэта была связана с жизнью народа, его творчество развивается как антиколониальное явление» [Ахмадиев, 1983, с. 15], -пишет ученый В. Ахмадиев. С этим высказыванием можно и не согласиться, так как поэт выступал не только против антиколониальной системы, в первую очередь он был за всеобщее просвещение народа. В том же стихотворении «Дела башкирские» он снова обращается к башкирам:

В этом мире были мужчины с ремеслом:

Химики, механики, инженеры.

Все они пришли в свое дело через учебу,

Во всей вселенной неграмотный в лучшие дела не войдет.

Всякий народ твердит: учеба, учеба,

И вы старайтесь учиться

(Якшигулов, 2017, с. 75).

Поэт был убежден, что только с помощью просветительства можно решить социальные проблемы народа. Будучи участником

национального движения в Башкортостане, С. Якшигулов отстаивал права башкирского народа, в частности через поэтические строки поднимал земельный вопрос. А Ш. Бабич в стихотворении «Гордись, башкир!» пишет несколько иначе:

Гордись, башкир! Ты гордости достоин, Когда за честь свою ведешь войну, Когда страданья переносишь стойко, Отстаивая землю и страну... (Бабич, 1995, с. 193).

В произведениях о земле Ш. Бабич больше рассказывает о моральных качествах народа относительно земельного вопроса.

Как мы уже отметили, С. Якшигулов был муллой, но с демократическим настроем. Это проявляется в его творчестве. С. Якшигулов критиковал тех священнослужителей, которые не хотят войти в диалог с современниками и не несут людям свет науки:

Что Коран - это лечение, во мне нет сомнения, Я признаю, что он - лечение, восхваление, Но также я признаю, Что вы не знаете дела. Давайте бросим древние привычки, Будем учить просвещение, мораль, Чтоб уберечься от таких незнаний,

Давайте постараемся узнать причины обстоятельств... (Якшигулов, 2017, с. 60).

Национальные движения, обращения поэтов к народу в стихотворной форме не могли остаться без внимания. Как известно, после революции 1917 года на II съезде Советов Народных Депутатов был принят один из первых декретов советской власти «Декрет о земле». В дальнейшем начали проводиться мероприятия, посвященные просвещению народа. Как пишет Г.С. Девяткин: «В сентябре 1924 года в Москве прошел съезд, который был посвящен просвещению. В его работе приняли участие просвещенцы Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской губерний, Башкирской и Татарской АССР» [Девяткин, 1986, с. 121]. Мы полагаем, что просветительская поэзия поэтов начала ХХ века также повлияла на политические и общественно-культурные реформы в стране.

Делая вывод, можно сказать, что башкирская просветительская поэзия начала ХХ века несомненн связана с именами и деятельностью поэтов С. Якшигулова и Ш. Бабича. В своих произведениях они отражали исторические события. Возможно, это была поэзия с

публицистическими элементами, так как она выполняла информационную и агитационную функцию. Хроника событий начала века отчетливо отражается в их творчестве. Они занимались просветительской деятельностью, в то же время были во главе национально-освободительного движения. Расхищение башкирских земель и колонизации родного края, призыв народа к просвещению и знаниям - основные темы творчества С. Якшигулова.

Литература

Ахмадиев В.И. Башкирская литература начала ХХ века. Уфа, 1983 (на башк. языке).

Бикбаев Р.Т. Шайхзада Бабич. Уфа, 1995.

История башкирской литературы. С древнейших времен до начала ХХ века. Уфа, 2012. Т. 1.

Кунафин Г.С. Поэтическое эхо прошлого.Уфа, 2004.

Левин Д.В., Коренева Д.А. Аграрная реформа начала ХХ века: попытка модернизации страны // История и археология. СПб., 2015.

Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы. Уфа, 2002.

Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1959.

Просветители и педагоги мордовского края. Саранск, 1986.

Татарская просветительская литература. Казань, 1979.

Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Уфа, 1998.

Список источников

Бабич Ш.М. Весенняя песнь. Уфа, 1995.

Якшигулов С.С. Дела башкирские. Уфа, 2017 (на башк. языке).

References

Akhmadiev V. I. Bashkirskaya literatura nachala XX veka [Bashkir Literature of the Beginning of the XX Century]. Ufa, 1983 (on the Bashkir language).

Bikbaev R.T. Shajhzada Babich [Shaikhzada Babich]. Ufa, 1995.

Istoriya bashkirskoj literatury. S drevnejshih vremen do nachala XX veka [History of Bashkir Literature. From Ancient Times to the Beginning of the XX Century]. Ufa, 2012. Vol. 1.

Kunafin G.S. Poeticheskoe ekhoproshlogo [Poetical Echo of the Past].Ufa, 2004.

Levin D.V., Koreneva D.A. Agrarnaya reforma nachala HKH veka: popytka modernizacii strany [Agrarian Reform of the Beginning of the XX century: An Attempt to Modernize the Country]. Istoriya i arheologiya [History and Archeology]. Saint Petersburg, 2015.

Nadergulov M.H. Istoriko-funkcional'nye zhanry bashkirskoj literatury [Historical and Functional Genres of Bashkir Literature]. Ufa, 2002.

Ocherki po istorii Bashkirskoj ASSR [Essays on the History of the Bashkir ASSR]. Ufa, 1959.

Prosvetiteli i pedagogi mordovskogo kraya [Educators and Teachers of the Mordovian Region]. Saransk, 1986.

Tatarskayaprosvetitel'skaya literatura [The Tatar Enlightening Literature]. Kazan, 1979.

Khusainov G.B. Literatura i nauka [Literature and Science]. Ufa, 1998.

List of sources

Babich Sh.M. Vesennyayapesn' [Spring Song]. Ufa, 1995.

Jakshigulov S.S. Dela bashkirskie [Case Bashkir]. Ufa, 2017 (on bask. language).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.