Научная статья на тему 'Земельные ресурсы - основа устойчивого развития АПК Омской области'

Земельные ресурсы - основа устойчивого развития АПК Омской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
728
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕГРАДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ОРОШАЕМОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Рогатнёв Юрий Михайлович

Рассмотрены вопросы современного хозяйственного состояния земель Омской области, повышения эффективности их использования и совершенствования земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельные ресурсы - основа устойчивого развития АПК Омской области»

Основными сдерживающими факторами развития мелиорации являются:

- отсутствие в достаточном количестве специальной техники. Так, за период с 2005 по 2011 г. для обеспечения проведения мелиоративных мероприятий закуплено всего 19 гусеничных, 5 колесных (на базе МТЗ) экскаваторов, 25 бульдозеров на базе ДТ-75 ДЕРС-4;

- до настоящего времени на уровне Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не принята концепция «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России», не говоря уже о самой подпрограмме, в связи с чем не определены приоритеты, отсутствует программное финансирование и т. д. ;

- продолжается системный кризис отрасли. В настоящее время перестали функционировать все государственные институты управления отраслью, многие научно-исследовательские и проектные институты, перепрофилированы высшие учебные заведения, взамен ничего не создается;

- даже если вдруг с 2013-2014 гг. начнут выделять средства на финансирование строительства, реконструкцию мелиоративных систем, из-за отсутствия проектных организаций, специалистов-проектировщиков, способных работать главными инженерами проектов, возникнут большие проблемы по полноценному и качественному проектированию мелиоративных систем и прохождению их экспертизы в надзорных органах;

- из-за отсутствия специалистов уже сегодня есть значительные трудности при эксплуатации существующих мощностей, особенно систем орошения дождеванием.

Поэтому программа развития мелиорации сельскохозяйственных земель должна учитывать воссоздание всех этих направлений.

Одна из главных задач - подготовка высококвалифицированных специалистов и закрепление их на местах. Сегодня по линии департамента по подготовке и расстановке кадров в центральных вузах, ссузах на профильных специальностях обучаются 37 студентов. Первые выпускники уже работают в Управлении. Поскольку у молодых специалистов отсутствует стаж работы в отрасли, зарплата мизерная. Данные специальности надо включит в перечень на получение компенсационных выплат молодым специалистам, работающим в отрасли сельского хозяйства. В противном случае, даже при принятии самых хороших программ, некому будет их реализовывать в жизнь.

УДК 551.4:338.436.33(571.13) Ю.М. Рогатнёв

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены вопросы современного хозяйственного состояния земель Омской области, повышения эффективности их использования и совершенствования земельных отношений.

Ключевые слова: земельно-имущественные отношения, деградация земель, орошаемое земледелие.

Современное состояние. Основным ресурсом развития АПК являются земельные ресурсы области. На 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в Омской области занимают 9374,2 тыс. га - это почти две трети территории. Среди земельных угодий Омской области наибольший удельный вес (47,6%) занимают сельскохозяйственные. За отчетный период их общая площадь составила 6721,5 тыс. га. В 2010 г. площадь пашни составила 4,2 млн га. В структуре сельскохозяйственных угодий отмечено сокращение площадей, занятых естественными кормовыми угодьями (сенокосами и пастбищами), их удельный вес -

© Рогатнёв Ю.М., 2012

более 35%. Наличие 1,1 млн га сенокосов и 1,3 млн га пастбищ и стабильность их площадей обусловливают объективную возможность развития животноводческой отрасли агропромышленного комплекса Омской области.

Сельскохозяйственное освоение, особенно юга области, в прошлом веке вызвало значительное снижение облесенности лесостепной зоны. Нарушение оптимального соотношения компонентов агроландшафтов создало предпосылки для резкого, масштабного возрастания ветровой эрозии (70% сельхозугодий), вторичного засоления (до 65% сельскохозяйственных угодий), вторичного подтопления (до 45% сельскохозяйственных угодий), что привело к увеличению площади малопродуктивных земель в 8 раз и снижению на треть потенциального уровня плодородия. Применяемые системы земледелия, базирующиеся на зернопаровых севооборотах, и сменившее их в последние годы почти бессменное возделывание зерновых культур на фоне низких объемов применяемых удобрений (1-2 т вместо 4-5) способствовали минерализации и выносу гумуса, снизив его содержание в почвах за 20 лет на 20-50%. Современные системы обработки земель, нарушения в агротехнике и использование тяжелой сельскохозяйственной техники привели к разрушению структуры почв на площади 600 тыс. га, нарушению естественного водообмена и возникшему вследствие этого подтоплению территории южных районов (до 40%). Но наибольшую опасность для земель области представляют проявляющиеся в последние годы системные геохимические, биохимические и биологические изменения агроландшафтов. Комплексные химические загрязнения почв вызваны не только применением мелиорантов, гербицидов, минеральных удобрений по недостаточно проработанным технологиям, но и не изученными пока природными геохимическими процессами. На фоне сульфатно-хлоридно-нитратного загрязнения отмечается повышенное содержание бора и тяжелых металлов. На юге области проявляются процессы опустынивания, а в лесостепной зоне - остепнения (до 30% земель области).

За годы реформы серьезно осложнилось хозяйственное состояние земель. Многие проблемы возникли еще в дореформенный период, но вследствие их нерешенности сохранились и до настоящего времени. В прошлые годы, особенно в период освоения целины, в сельскохозяйственный оборот было вовлечено достаточно много малопригодных и непригодных земель. Их использование продолжается. В целом по области 88% земель пригодно, 7% земель недостаточно, а 5% не пригодно для эффективного использования в сельском хозяйстве. Использование земель, не обеспечивающих необходимую эффективность, в условиях рыночного производства сельскохозяйственных предприятий является причиной неустойчивости их экономики и возможного банкротства. Таких земель с учетом современного экономического положения области - около 12%, в том числе в северной - 12,2%, в северной лесостепной -29%, южной лесостепной - 5%, в степной зоне - 3,2%. Наиболее серьезное положение в На-зываевском районе, где подобных земель более 70%, Тюкалинском - более 37%, Нижнеомском - более 30% площади всей пашни. В условиях вступления России в ВТО и обострения конкурентности на продовольственном рынке их величина может значительно увеличиться. При этом большая часть подобных земель в 1992-1993 гг. приватизирована. Разбалансиро-ванность и жесткость системы сельскохозяйственного производства не позволяют достаточно оперативно соединять земельные ресурсы с необходимым количеством рабочей силы и основных средств производства. Это приводит к постоянному сокращению площади пашни и увеличению площади неиспользуемых земель. По отчету Росреестра в области числится около 4,2 млн га, а по отчетам Росстата используется не более 3,0 млн га. Это говорит о неполном и недостаточно эффективном их использовании.

Повышение эффективности использования земель и совершенствование земельных отношений. Реформирование земельных отношений в Российской Федерации привело к кардинальному изменению системы земельных отношений и землепользования. Ликвидирована старая система земельных отношений, новая же находится в стадии становления и касается не только земли, но и имущества, неразрывно связанного с ней. Земельно-иму-

щественные отношения затрагивают больший круг проблем, связанных с использованием земли как земельно-имущественного комплекса и включением ее в активный экономический оборот как объекта недвижимости.

В связи с этим в настоящее время наметились серьезные проблемы, требующие решения:

Обеспечение соответствия темпов преобразования земельно-имущественных отношений темпам происходящих преобразований в сельском хозяйстве. Сложившиеся земельно-имущественные отношения не способствуют оперативному перераспределению собственности в направлении ее закрепления за эффективным собственником и обеспечению эффективного и устойчивого развития АПК. Развитие регионального земельного законодательства отстает от потребностей развития сельского хозяйства. Произошедшие в России земельные преобразования сформировали достаточно сложный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому возникает сложный конгломерат земельных прав, ограниченный границами хозяйственного использования земли конкретным товаропроизводителем. Требуются дополнительные правовые нормы, обеспечивающие единство хозяйственного использования, устойчивость сельскохозяйственного производства. Особенно сложно это решается для землепользования на праве общей частной собственности, где до настоящего времени законодательно обеспечен примат отдельных граждан. Данное противоречие необходимо разрешить как принятием законодательных норм, так и путем переоформления уставов хозяйствующих субъектов. Учитывая тупиковую ситуацию с оформлением земельных участков на основе земельных долей, необходимо создание переходных форм общей собственности (групповой - семейной, доверительной собственности и т. д.).

Одной из задач землеустроительных работ в современных условиях, для которых характерны многообразие прав землепользования, слабая упорядоченность и неопределенность земельных отношений, является упорядочение границ земельных участков сельскохозяйственных организаций, используемых на разных правах и соответствующих по площади земельным долям:

- выкупленным сельскохозяйственными организациями и перешедшим в их собственность как юридических лиц;

- внесенным в качестве вклада в установленный (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации без права изъятия земельной доли в натуре при выходе из состава этой организации;

- право пользования которыми внесено в качестве вклада в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации с правом изъятия земельной доли в натуре при выходе из состава этой организации;

- переданным сельскохозяйственной организации для использования на праве аренды;

- переданным сельскохозяйственной организации на праве пользования земельной долей;

- собственники которых не распорядились своим правом относительно долей;

- собственники которых не востребовали земельные доли;

- выкупленным органами местного самоуправления.

Развитие земельно-имущественных отношений. Необходимы разработка областных законодательных актов, обеспечивающих исправление ошибок ранее проведенных земельных преобразований, развитие внутрихозяйственных земельных отношений, формирование областной политики в сфере земледелия, создающей условия для его экологизации, сбережения и восстановления свойств земли, экономического стимулирования рационального использования земель; создание и внедрение экологических и экономических нормативов использования земель для обеспечения селективной и адресной поддержки сельскохозяйственных предприятий;

Законодательно следует оформить:

- порядок изменения размера земельной доли для исключения из частной собственности сельскохозяйственного назначения земель, не пригодных для производства сельскохозяйственной продукции;

- механизм ограничения спекуляции земельными участками (через изъятие в муниципальный бюджет большей части спекулятивного дохода, установление сроков перепродажи участков, изъятие по нормативной цене при неиспользовании земель в результате этих сделок);

- изменения в земельном законодательстве о сервитутах, направленные на обеспечение принципа наименьшего беспокойства собственника, обязательности выкупа или аренды при невозможности для собственника осуществлять целевое использование земли или использование на прежних условиях;

- регламент консервации сельскохозяйственных земель;

- реализацию принципа приоритета общих интересов, преимуществ над индивидуальными при совершенствовании системы земельных участков и землепользовании;

- преодоление неустойчивости сельскохозяйственного землепользования путем развития внутрихозяйственных земельных отношений (сроки аренды, порядок выдела земельного участка, компенсации при невыполнении обязательств, упущенной выгоде, обеспечение недопустимости необоснованного приостановления выдела земельного участка, аренды невостребованных земельных долей, аренды выморочного имущества);

- организационные мероприятия по совершенствованию внутрихозяйственных земельных отношений (проведение собраний, изменение уставов);

- стимулирование перераспределения сельскохозяйственных земель для эффективных собственников;

- активизацию участия собственников в управлении своей земельной собственностью (содержание и использование имущества, обеспечение выплаты налогов), решение вопроса о бесхозных землях, завершение принятия решения по распоряжению земельными долями.

Снижение интенсивности деградационных процессов земельно-имущественного комплекса АПК. Реформирование земельных угодий Омской области вызвало крайнюю дезорганизацию их состояния. Значительно ухудшились качественные характеристики сельскохозяйственных угодий. Основные причины ухудшения, деградации земель связаны с отсутствием:

обоснованных научно-методических подходов по реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

• прогнозно-плановых документов по рациональной организации использования земель административно-территориальных образований;

• стратегии использования земель, формирования системы землепользования;

• достоверной, качественной информации специальных видов обследования: почвенного, геоботанического, гидрологического, геологического, почвенно-эрозионного и других;

• оценки экологического состояния земель;

• применения ландшафтно-экологического подхода при решении вопросов использования земель, организации землевладений, землепользования;

• внутренней мотивации разработки проектов землеустройства и проведения работ по улучшению, мелиорации, рекультивации;

• государственного финансирования программ и мероприятий по восстановлению земель, повышению их продуктивности;

должного контроля за состоянием и использованием земель сельскохозяйственными товаропроизводителями;

а также связаны:

• с резким ухудшением финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• со снижением общего уровня культуры земледелия и нарушением требований системы земледелия;

• с применением истощающих типов использования земель и технологий.

Поддержание почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий области возможно только на основе осуществления структурной оптимизации агроландшафтов и выполнения комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: развернуть в Омской области сплошной и локальный почвенный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с использованием ГИС-технологий;

• сформировать информационные базы данных о плодородии почв;

• разработать экологические каркасы с учетом условий рельефа, генетических особенностей почвы и ее сельскохозяйственного использования, обеспечивающие бездефицитный уровень энергетического баланса агроландшафта;

• провести агроландшафтное структурирование земель сельскохозяйственного назначения и определить наиболее эффективные меры по поддержанию и воспроизводству почвенного плодородия с учетом его состояния в каждом агроландшафте;

• разработать рекомендации по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов (де-гумификация, эрозии, переуплотнение, опустынивание и т. д.);

развернуть работы по химической мелиорации и фитомелиорации кислых и засоленных почв, восстановлению плодородия деградированных и малоценных земель.

Развитие орошаемого земледелия. Обеспечивает значительный прирост экономического плодородия земель в условиях зоны неустойчивого земледелия мелиорация земель. Основным критерием стратегии развития мелиоративного комплекса является повышение эффективности использования орошаемых земель с максимальным влагосбережением.

Достижение стратегических целей в области мелиорации должно опираться на решение задач:

• модернизация, реконструкция и восстановление существующих оросительных систем; строительство современных автоматизированных оросительных систем нового поколения и оснащение их современной роботизированной дождевально-поливной техникой;

• завершение работ по недостроенным мелиоративным объектам и ввод их в эксплуатацию;

повышение эффективности работы существующего мелиоративного фонда за счет оптимизации режима эксплуатации оросительных систем;

доведение площадей орошаемых земель к 2020 г. до 260 тыс. га.

В то же время для повышения эффективности использования существующих орошаемых земель и достижения максимального ресурсосбережения необходимо выполнение мероприятий:

• применение инновационных технологий управления мелиоративными объектами, в т. ч. с использованием геоинформационных систем принятия решений;

• совершенствование структур выращиваемых сельскохозяйственных культур, орошаемых севооборотов;

• внедрение агроэкологически обоснованных режимов орошения путем оптимизации нормирования орошения;

• внесение научно обоснованных дифференцированных норм удобрений, обеспечивающих как повышение урожая и его качества, так и сохранение плодородия почв;

• модернизация дождевальных машин и оснащение оросительных систем водоучиты-вающими приборами;

• снижение затрат на энергоносители за счет оптимизации расходов на подачу воды потребителям, модернизация гидросилового оборудования, трубопроводов, каналов, рыбо-защитных сооружений.

Основная часть земель регулярного орошения по-прежнему будет сосредоточена в левобережных районах области. В условиях Правобережья предусматривается применение участков с локальным орошением. В степных и полупустынных районах Заволжья необходимо развивать и эффективно использовать лиманное орошение.

С учетом региональных потребностей и рыночной конъюнктуры на мелиорируемых землях следует возделывать высокоэффективные сельскохозяйственные культуры, прежде всего кормовые, овощи, картофель, кукурузу на зерно, сою. Среди кормовых культур на орошаемых землях приоритет следует отдавать многолетним травам - люцерне, козлятнику восточному, кострецу безостому, овсянице луговой, пырею бескорневищному и др. в связи с высокой продуктивностью и небольшими затратами при выращивании. Для получения высококачественного корма необходимо расширять площадь посевов травосмесей из бобовых и злаковых трав, а также смешанных посевов кукурузы и сои.

Особое внимание на мелиорируемых землях планируется уделять организации производства элитных семян зерновых культур.

Развитие мелиорации должно быть ориентировано как на получение высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур, так и на эффективное использование природных ресурсов, а также создание благоприятной агроэкологической обстановки в регионе.

Обеспечение устойчивости и управляемости сельскохозяйственного землепользования. В последние годы не произошло положительных изменений в организационно-экономическом механизме внутрихозяйственных земельных отношений. Экономические рычаги, связанные с изменением земельной собственности как собственности вообще, оказались незадействованными. Изменения земельных отношений не отражали интересы тех людей, которых они непосредственно касаются.

Поэтому необходим ряд системных мероприятий для восстановления управляемости системы землепользования, обеспечивающей повышение эффективности и устойчивости:

Для стабилизации состояния земель, на наш взгляд, требуется провести в первую очередь работы:

- по планированию использования земель административных и муниципальных образований;

- изучению состояния земель субъектов Российской Федерации, используя менее дорогостоящие современные технологии;

- с целью дифференциации налогооблагаемой базы отграничить малопродуктивные земли от высопродуктивных;

- установить экономически и экологически обоснованные направления использования малопродуктивных земель, невысокая урожайность которых ведет к низкой рентабельности производства и их выбыванию из использования;

- выявить земли, которые целесообразно законсервировать, придать им юридический статус земель в состоянии консервации (по экологическому состоянию в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с ценовой политикой, отсутствием финансовых, людских ресурсов или иных) - при обязательствах хозяйствующего субъекта по улучшению свойств земель;

- выполнить инженерное обустройство малопродуктивных земель: создать инженерные сооружения, лесные насаждения, обеспечивающие повышение их продуктивности.

Разработать систему мероприятий по созданию устойчивого и эффективного землепользования:

- проведение работ по изучению реального экологического и экономического состояния земли и запуску эффективно действующего мониторинга земель для обеспечения объективной и своевременной информацией органов управления сельским хозяйством, налоговой службы, товаропроизводителей, кредитно-финансовых учреждений;

- проведение землеустроительных мероприятий, обеспечивающих наведение порядка в системе землепользования для обеспечения его устойчивости и эффективности;

- проведение мелиоративных мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земли путем льготного кредитования, налогообложения землепользователей или прямого инвестирования за счет областного и муниципальных бюджетов;

- разработка и реализация новых систем государственного, муниципального и хозяйственного управления сельскохозяйственным землепользованием.

Создать земельно-ресурсное обеспечение для развития малых форм хозяйствования:

- изучение природно-ресурсного потенциала муниципальных территорий для определения направления развития КФХ и ЛПХ;

- разработка и реализация мероприятий по восстановлению и улучшению свойств природных ресурсов традиционного природопользования и земельных ресурсов;

- обустройство земель для развития ЛГГХ и КФХ;

- землеустроительное обеспечение залога земельных участков КФК и ЛГГХ.

Усиление управленческой роли государства в системе сельскохозяйственного землепользования. В процессе реформирования в связи с переходом к многообразию форм собственности и хозяйствования намеренно, законодательно ослаблено административное управление земельными ресурсами. Однако предполагаемая адекватная замена методов государственного принуждения методами убеждения (экономическими, общественного воздействия) не состоялась. В процессе реорганизации федеральных органов управления из их функций и полномочий исчез ряд положений, связанных с управлением сельскохозяйственными землями. Специально ориентированного на управление землями сельскохозяйственного назначения органа создано не было. Можно определенно говорить об утрате управляемости сельскохозяйственными землями:

• Последнее почвенное обследование проведено более 20 лет назад, можно только предполагать о состоянии почвенного покрова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Последний тур устройства земель сельскохозяйственных организаций с целью развития производства также проводился более 20 лет назад, а в процессе реформирования сложившееся устройство в значительной степени разрушено.

• Нарушения сельскохозяйственного землепользования стали массовыми и неконтролируемыми (неиспользование в течение ряда лет пашни, бессменный посев зерновых, нарушение экологически обоснованных приемов возделывания культур, зональных систем земледелия и др.), это приводит к резкой деградации земель.

• Отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии внутрихозяйственные земельные отношения, это привело к резкому падению социального статуса не только земли, но и сельского хозяйства в целом. Земля для сельского населения перестает быть не только значимым экономическим, но и социальным фактором жизни.

Необходимо разработать систему мероприятий по восстановлению эффективности государственного управления сельскохозяйственным землепользованием:

- формирование органов и механизма управления землями сельскохозяйственного использования для разного уровня государственного и муниципального управления, в первую очередь создание на уровне правительства Омской области - межведомственной комиссии по земельной политике, на уровне Министерства сельского хозяйства Омской области -управления сельскохозяйственным землепользованием;

- разработка инвестиционных программ развития сельского хозяйства на основе реального состояния земельных ресурсов;

- разработка на основе планов комплексного развития территорий сельских муниципальных образований программ управления земельными отношениями и использования земель;

- государственная поддержка ипотеки и страхования чистоты титула при ипотеке и сделками с землей;

- создание системы землеустроительного обеспечения использования сельскохозяйственных земель;

- экономическое стимулирование перераспределения сельскохозяйственных земель для более эффективных собственников;

- кадровое обеспечение системы управления сельскохозяйственным землепользованием (обучение, переподготовка специалистов, сертифицирование деятельности), создание информационно-консультационного обеспечения эффективной системы управления земельными отношениями и землепользованием;

- обеспечение получения своевременной и объективной информации путем улучшения качества и объективности земельного учета, осуществления мониторинга земель, проведения специальных обследований и т. д. ;

- обеспечение переработки, хранения информации, разработки проектно-плановой документации как свода специальной информации;

- обеспечение доступности информации и защиты авторских прав;

- формирование системы государственных, муниципальных и коммерческих организационных структур для обеспечения информационных и консалтинговых услуг.

Для решения отмеченных проблем целесообразно составить специальную программу -Развитие системы землепользования и земельных отношений АПК области.

УДК 349.422.234.622.2

М.Л. Якименко, Е.И. Линецкая, Н.В. Квасникова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЦИЗИОННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Обоснована необходимость внедрения и эффективность использования информационных технологий с использованием геоинформационных систем (ГИС) при осуществлении агротехнических мероприятий в земледелии.

Ключевые слова: геоинформационные системы (ГИС), программное и аппаратное обеспечение.

Опыт ведущих стран с развитой аграрной сферой свидетельствует, что они прошли своего рода «технологическую революцию». Классическое экстенсивное земледелие вытесняется интенсивным и научно обоснованным. Широко используются информационные и спутниковые системы, многооперационные энергосберегающие сельскохозяйственные агрегаты, значительное внимание уделяется селекции высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, созданию биологически активных компонентов для обогащения почв, новых экологически безопасных средств борьбы с сорняками, вредителями и карантинными болезнями сельскохозяйственных растений.

В условиях рыночной системы ведения хозяйства изменились приоритеты и отечественного аграрного сектора в сторону повышения его эффективности на основе инновационных методов развития [2].

Целью настоящего исследования является теоретико-методологическое обоснование необходимости внедрения и эффективности использования информационных технологий на платформе геоинформационных систем (ГИС) при осуществлении агротехнических мероприятий в земледелии.

© Якименко М.Л., Линецкая Е.И., Квасникова Н.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.