УДК 502/504 : 631.6(476) Е. А. КОНОПЛЕВ
Республиканское научное дочернее унитарное предприятие «Институт мелиорации», г. Минск, Республика Беларусь
Л. Т. КОНОПЛЕВА
Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛАРУСИ: ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА
Рассмотрена обеспеченность Беларуси земельными ресурсами, их состав и структура. Показана роль земельных ресурсов, в том числе мелиорированных земель по обеспечению продовольственной безопасности и экономической независимости страны, а также поставок сельскохозяйственной продукции на экспорт для решения социально-экономических проблем и устойчивого развития страны. Показана роль принятой концепции приоритетного развития крупного сельскохозяйственного производства с ориентацией на рыночную экономику и государственной поддержки сельхозпроизводителей на результаты сельскохозяйственного производства. Рассмотрены направления и меры по снижению антропогенной нагрузки на компоненты ландшафтов, увеличение биоразнообразия и повышение экологической устойчивости агроландшафтов в регионах республики. Определены направления деятельности в области охраны земель и стратегические цели экологической политики Республики Беларусь. Земельные ресурсы, как и другие природные комплексы, являются национальным богатством Беларуси, основным ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность и экономическую независимость страны, ее социально-экономическое развитие. Сделан вывод о том, что достижения в сельском хозяйстве явились результатом его государственной поддержки, инновационного развития и принятой в Беларуси концепции приоритетного развития крупного сельскохозяйственного производства с ориентацией на рыночную экономику. Отмечается,что более 9 % территории Беларуси представлены сетью особо охраняемых природных территорий, направленных на сохранность природных комплексов и уникального для Европы биологического разнообразия. При этом особое внимание уделяется уникальному по своей природе Полесскому региону с площадью более 6 млн гектаров.
Земельные ресурсы, землепользователи, освоенность территории, экологический потенциал,особо охраняемые природные территории,болота,продовольственная безопасность, мелиоративный фонд, осушенные угодья, антропогенно-преобразованные почвы, рыночная экономика, природопользование, природная среда,природно-ресурсный потенциал,биологическое разнообразие.
There is considered the provision of Belarus with land resources, their composition and structure. There is shown the role of land including reclaimed lands on ensuring a food security and economic independence of the country as well as the export of agricultural products for solution of social-economic problems and steady development of the country. There is shown the role of the adopted concept of the priority development of large agricultural production with the orientation to the market economy and state support of agricultural producers on agricultural outcomes. There are considered directions and measures on reduction of the anthropogenic load on the components of landscapes increase of biodiversity and higher environmental stability of agricultural landscapes in the regions. There are defined directions of the activity in the field of land protection and strategic objectives of the environmental policy of the Republic of Belarus. Land,like other natural systems, are the national wealth of Belarus, the main resource providing a food security and economic independence of the country,its social-economic development. It is concluded that achievements in the agriculture was the result of its state support, innovative development and adopted in Belarus concept of the priority development of large agricultural production with orientation to the market economy. It is noted that more than 9 % of Belarus's territory is represented by a network of specially protected natural areas aimed at the preservation of natural systems and unique biological diversity. Special attention is paid to the unique nature of the Polessye region with an area of over 6 million hectares.
Land resources, land users, development of the territory, ecological potential, specially protected natural areas, bogs,food security,reclamation fund,drained lands, anthropogenically transformed sois, market economy, environmental management, natural environment, natural resource potential, biodiversity.
Развитие рыночных механизмов диктует необходимость коренного изменения отношений к природным ресурсам, и в первую очередь к земле.
Расположенная в Восточной Европе Республика Беларусь - одна из центральныхикрупныхстраневропейского континента с территорией 20,76 млн гектаров. Площадь средообразующих видов земель, формирующих природный каркас территории, составляет 11,5 млн га или 55,4 % ее территории [1]. Это луговые и лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью с насаждениями, болотами и водными объектами, имеющими важное значение для экологии страны и ее социально-экономического развития.
Основными землепользователями в стране являются сельскохозяйственные организации и организации, ведущие лесное хозяйство, площадь которых составляет, соответственно 43,3 % и 40,7 % общей площади. Земли, находящиеся в пользовании граждан занимают 4,6 % территории Республики Беларусь. Остальные земли иного назначения. Основная форма собственности на землю - государственная. Удельный вес земель, находящихся в частной собственности, незначительный и составляет около одного процента.
По данным Государственного комитета по имуществу (статистический сборник Республики Беларусь, 2014 г.) в 2014 г. в структуре земельных ресурсов Республики Беларусь 8726,4 тысяч гектар занимают сельскохозяйственные земли, эффективное использование которых является одним из направлений и предпосылок решения продовольственной безопасности и устойчивого развития страны.
По категориям землепользователей сельскохозяйственные земли распределяются следующим образом: 86,7 % приходится на сельскохозяйственные организации, 1,7% - на крестьянские (фермерские) хозяйства, в пользовании граждан находится 9,9 % земель.
Более 90 % таких земель имеется в пользовании крупных сельскохозяйственных организаций, являющихся основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции и решающими задачи продовольственной безопасности
страны и экспорта продовольствия.
Земли сельскохозяйственных организаций представлены в основном сельскохозяйственными угодьями, занимающими более 80 % общей площади этих организаций. Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то удельный вес их площадей как в общей площади землепользования, так и сельскохозяйственного назначения незначителен и составляет менее одного процента.
Сельскохозяйственная освоенность (удельный вес сельскохозяйственных земель в общей площади) территории страны достаточно высокая. Сельскохозяйственные земли занимают 42 % общей площади, а их распаханность составляет 63,7 %.
Сельскохозяйственная освоенность территории областей колеблется от 33,5 % в Гомельской до 50 % в Гродненской. Сельскохозяйственная освоенность территории районов еще более дифференцированная и колеблется в диапазоне 33...77 %.
Эффективность сельскохозяйственного производства и направления совершенствования аграрного землепользования обусловлены особенностями конкретного региона и сельскохозяйственной организации, состояния их производственного потенциала.
Анализ показывает, что в Беларуси, как и в других странах, имеет место устойчивая тенденция сокращения сельскохозяйственных земель. Основными причинами сокращения площади сельскохозяйственных земель является оптимизация землепользования с учетом исключения из активного сельхозисполь-зования низкоплодородных участков, а также отвод земель для несельскохозяйственных нужд: под объекты строительства, разработку полезных ископаемых, дороги, передачи земель низкого качества лесохозяйственным организациям под посадки и по другим причинам. Значительные площади в результате Чернобыльской катастрофы были загрязнены радионуклидами и выведены из оборота.
С 2011 по 2014 годы общая площадь сельскохозяйственных земель сократилась на 531,3 тыс. га (с 9257,7 до 8726,4 тыс. га) или на 5,7 %. В сельскохозяйственных организациях сокращение площадей сельскохозяйственных земель составило 104,5 тыс. га или 13,6 %. Более
интенсивно сокращение площадей за это время проходило находящихся в пользовании граждан с 975,2 до 655,3 тыс. га или на 32,8 %. В крестьянских (фермерских) хозяйствах такие площади удвоились. Это объясняется, с одной стороны, старением населения на селе, а с другой общим повышением жизненного уровня.
Если учесть, что основным поставщиком продовольственного сырья и продуктов питания и в отдаленной перспективе останутся земельные угодья, в условиях постоянного роста населения планеты, развития процессов опустынивания и деградации земель по оценкам ООН и других международных организаций роль и значение земельных ресурсов будет постоянно возрастать.
Количественный и качественный состав таких ресурсов становится стратегическим показателем, определяющим экономический, социальный и экологический потенциал любой страны мира. В этой связи классики марксизма справедливо отмечали, что труд - отец богатства, а земля - мать богатства.
Территория Беларуси относится к зоне избыточного увлажнения, что в сочетании с равнинным рельефом обусловило обширное распространение земель под болотами, заболоченных и периодически переувлажняемых земель, площадь которых в изначальном состоянии составляла 7,6 млн. га или 36,6 % общей ее площади, болота занимали 2,94 млн. га. А это каждый седьмой гектар территории страны. Наличие таких земель отрицательно влияло на развитие сельского хозяйства, транспортных путей, социальной инфраструктуры, условия жизни проживающего населения и на экономику в целом.
Объективная необходимость осушения болот и заболоченных земель была предопределена, с одной стороны, необходимостью решения продовольственной безопасности, а с другой - безальтернативностью интенсификации сельского хозяйства, без его проведения.
К настоящему времени площадь осушенных земель составила 3,4 млн. га, или 74 % площадей, обозначенных как первоочередной мелиоративный фонд, составляющий 4,6 млн. га.
Состав первоочередного мелиоративного фонда представлял в основном потенциально плодородные торфяные и
■I2
связные минеральные заболоченные земли, что при его осушении и освоении позволило обеспечить ведение сельскохозяйственного производства на европейском уровне.
Объемы и виды проведенных мелиоративных работ имели свои отличия по регионам страны. Наибольшие их объемы были выполнены в южной и центральной зонах, главным образом в Полесских районах, отличающихся высокой заболоченностью и сравнительно меньшими затратами на их проведение.
В результате в Брестской и Гомельской областях мелиоративный фонд освоен более чем на 80 %, в Минской - на 77 %. Осушенные земли в этих областях явились основой ведения сельскохозяйственного производства. При этом основные объемы мелиоративных работ были выполнены в сравнительно короткие сроки (за 1960-1990 гг.).
В северной части страны мелиорация началась позднее, однако и здесь освоенность мелиоративного фонда составила: в Гродненской области 70 %, Витебской и Могилевской областях соответственно 63 и 61 %.
В отдельных районах и многих хозяйствах осушенные угодья составляют 70 и более %, и и они являются основным источником кормов и продовольствия.
Среди осушенных земель 2,9 млн. га занимают сельскохозяйственные угодья, в которых более одного миллиона гектаров земли с торфяными почвами различной мощности и антропогенно-преобразованные с содержанием органического вещества менее 30 %.
Важная особенность осушенных сельскохозяйственных земель состоит и в том, что в их составе высокий удельный вес земель с песчаными почвами, характеризующиеся низкой водоудерживающей способностью. Значительные площади таких земель, как и торфяных, в Брестской и Гомельской областях (регион Полесья).
Осушенные сельскохозяйственные земли, в преобразование которых вложены огромные средства, являются важнейшим ресурсом развития АПК, что определяет необходимость их высокоэффективного использования и сохранения как одной из важнейших государственных задач.
Тенденция аридизации климата Беларуси повышает значимость орошаемых
5' 2015
земель и земель с регулируемым водным режимом. Имеющиеся в составе осушенных земель мелиоративные системы с двухсторонним регулированием водного режима призваны обеспечивать максимальную интенсификацию земледелия и формирование ареала устойчивого растениеводства, не зависящего от экстремальных погодных условий.
Основными программными документами, направленными на проведение мелиоративных мероприятий в стране являются Государственная программа сохранения и использования мелиорированных земель, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь.
Стабильность функционирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия определяется ресурсным потенциалом страны, общим состоянием экономики, а также тенденциями международного разделения труда.
Имея индустриально-аграрную экономику, значительные земельные, водные, трудовые и другие ресурсы позволило иметь развитое сельскохозяйственное производство. Занимая в мире 0,15 % территории, при численности населения 0,17 % Беларусь производит 6 % льноволокна, 2,8 % картофеля, 0,9 % молока, 0,6 % сахарной свеклы, 0,3 % мяса в убойном весе, 0,24 % зерна и за счет собственного производства обеспечивает продовольственную безопасность [2].
По мере интенсификации сельскохозяйственного производства возросла продуктивность угодий и урожайность возделываемых культур. Урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий возросла с 19,4 ц с гектара в 2000 году до 34 и более ц в последние годы. Соответственно возросли и валовые сборы зерна до 10 млн.т в год
В структуре производства зерна в 2013 г. 95,1 % приходится на сельскохозяйственные организации, 1,9 % - на крестьянские (фермерские) хозяйства и 3 % - на хозяйства населения.
Более 80 % картофеля производит население и 4...4,4 % крестьянские (фермерские хозяйства).
Для обеспечения страны сахаром
расширены площади посева сахарной свеклы и повышена ее урожайность до 500 ц с гектара с валовым сбором корнеплодов до 5 млн т. Основные посевы сахарной свеклы сосредоточены в сельскохозяйственных организациях.
Вместе с тем следует отметить, что уровень рентабельности сельскохозяйственного производства остается при этом невысоким, что связано с высокой стоимостью покупаемых технических средств и энергоемкостью производства.
Для Беларуси с ее ограниченными энергетическими ресурсами, не имеющей прямого выхода к морю и доступа к морепродуктам, но с высоким земельным потенциалом и высоким (37 %) удельным весом населения села сельское хозяйство было и остается стратегически важнейшей отраслью экономики. Оно имеет важную роль в экономике страны и внешней торговле и вносит большой вклад в поддержку уровня доходов на селе, обеспечение продовольственной безопасности, а также развитие сельской местности и экономический рост.
Наряду с решением собственной продовольственной безопасности и независимости сельскохозяйственное производство Беларуси формирует экспортный потенциал конкурентноспособной продукции и создает необходимые запасы продовольствия.
По расчетам специалистов, для достижения продовольственной безопасности в республике, доля собственного производства в продовольственных ресурсах в оценке по питательности должна составлять 80...85 % при нижней границе продовольственной безопасности 60 % [3].
В настоящее время на внутренний рынок поставляется до 60 % продукции перерабатывающих предприятий, что удовлетворяет потребность национального рынка в продуктах питания в пределах 95 %. При этом за пределы республики поставляется около половины производимых в Беларуси молочных продуктов и до 30 % - мясных.
В условиях республики невозможно полностью отказаться от импорта продовольствия (зерно твердых сортов с высоким содержанием клейковины, масло растительное, сахар, фрукты и др.). А поэтому импор-тозамещение и расширение экспорта продовольствия являются одним из направлений
государственной политики.
Успехом в развитии сельскохозяйственного производства Беларуси явилось принятие Президентом и Правительством концепции приоритетного развития крупного сельскохозяйственного производства с ориентацией на рыночную экономику. И в тоже время равные условия хозяйствования здесь получили и другие формы собственности.
Достижения в сельском хозяйстве явились также результатом его государственной поддержки и инновационного развития, перехода на интенсивные технологии в растениеводстве и животноводстве. При этом существенный вклад в решение продовольственной программы и экспортных поставок продукции сельского хозяйства вносят мелиорированные земли. В структуре сельскохозяйственных угодий они занимают одну треть. В таком же соотношении находится производство продукции земледелия, а через корма - и животноводства.
Следует отметить, что в Беларуси, как и в других государствах практически все цели, задачи и программы развития производств и территорий направлены на расширение масштабов природопользования с использованием природных ресурсов и природной среды для извлечения, прежде всего, экономической выгоды без системы мер по компенсации и воспроизводства природного потенциала. А это следует рассматривать как потребительское отношение к природной среде и использованию природно-ресурсного потенциала.
Характерным проявлением такого подхода явилось проведение в Беларуси в относительно короткие сроки крупномасштабной мелиорации земель с существенным вторжением человека в природную среду.
Воздействие человека на природную среду следует рассматривать как естественный процесс, в котором его хозяйственная деятельность выступает основным природообразующим фактором. В этой связи между хозяйственной деятельностью и природными системами неизбежно выступают противоречия, имеющие различную глубину проявления и пути их решения.
Наиболее реальны и ощутимы эти противоречия в сельскохозяйственном
■I4
производстве. В результате хозяйственной деятельности здесь происходят, а порой и неизбежны, существенные изменения основных компонентов природной среды. Нарушение ландшафтов сопровождается изменением теплового, водного,
биологического и геохимического балансов и условий почвообразования, нарушением экологического равновесия природных систем, биологического разнообразия. Последствия этих изменений без принятия природозащитных мероприятий могут представлять большую экономическую и экологическую угрозу.
А поэтому выход из такого положения заключается в отказе от чисто потребительского подхода к использованию природно-ресурсного потенциала к научно-обоснованному рациональному природопользованию.
Такой подход в первую очередь относится к использованию торфяных почв, занимающих значительный удельный вес в структуре землепользования Полесского региона. При этом особые требования как природоохранные, так и экономические должны предъявляться к характеру их сельскохозяйственного использования.
При сельскохозяйственном использовании мелиорированных земель не всегда учитывались и учитываются те качественные изменения, которые происходят при эволюции торфяников. Осушенному торфянику, как и любому органическому веществу свойственна минерализация, темпы которой зависят от нормы осушения и характера использования. При повышении глубины осушения и возделывании пропашных культур они минерализуются значительно быстрее, чем при луговом использовании с меньшей нормой осушения. А это в конечном итоге приводит к преобразованию их в другие почвенные комплексы и снижению плодородия, созданию сложного рельефа.
Многолетними научными исследованиями Института мелиорации доказана необходимость в максимальном создании в Полесском регионе высокопродуктивных травяных угодий и развитии молочного и мясного скотоводства преимущественно на травяных кормах. Такая задача и ставилась при принятии решений по проведению крупномасштабных работ в регионе.
Однако в результате не всегда
5' 2015
рационального использования торфяников, высокого удельного веса возделывания на них пропашных культур и сработки торфа появились деградированные органоминеральные почвы, невырав-ненность поверхности, что существенно снижает их продуктивность и требует дополнительных затрат на поддержание почвенного плодородия и новых подходов по регулированию водного режима.
Мелиоративное освоение больших площадей болот и заболоченных земель предопределило существенные изменения в сложившихся природных комплексах, и прежде всего, в Полесье. А поэтому, в условиях Беларуси особые требования предъявляются к Полесскому региону, -своеобразному и уникальному региону со своей флорой, фауной и не имеющему аналогов.
Природные условия Полесья, и прежде всего высокая заболоченность и лесистость, наличие песчаных почв с низким уровнем естественногоплодородия обусловили в регионе в прошлом и низкий уровень сельскохозяйственной освоенности земель.
Мелиорация и освоение для сельскохозяйственного производства более плодородных торфяных почв при высокой плотности проживающего населения являлись объективной необходимостью в ускорении темпов экономического и социального развития региона. Вместе с тем, здесь созрела необходимость не только создавать благоприятные условия для равновесного функционирования природной среды, возмещать изъятие из природы ресурсов на уровне простого воспроизводства, но и обеспечивать приоритетное укрепление и развитие природного потенциала.
Для сочетания производственных и экологических целей при мелиорации земель и избежания нарушения природного равновесия в регионах возможны следующие пути: создание заповедных территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.) и строительство технически и экологически совершенных мелиоративных систем с антропогенными ландшафтами, удовлетворяющими требованиям жизни и отдыха местного населения и биотехнологическими мероприятиями по созданию условий для существования ди-
кой флоры и фауны. В этом направлении проведены и проводятся значительные работы.
Несмотря на выполненные большие объемы мелиоративных работ, на территории Беларуси в естественном состоянии имеется более миллиона гектаров болот, преимущественно в зоне Полесья. В настоящее время их осушение, и прежде всего в природоохранных целях, не проводится и для сельхозиспользования не планируется.
Значительные площади болот были нарушены в связи с добычей торфа на топливо и удобрения. Одним из наиболее перспективных направлений использования выработанных торфяных месторождений является их реабилитация путем повторного заболачивания.
Белорусские болота приобрели международную значимость как «легкие Европы». Здесь обитает множество животных и растений, занесенных в Красную книгу, в том числе таких как вертлявая камышовка, большой подорлик, венерин башмачок. По их массовости судят о «здоровье» экологического комплекса. В этой связи принимаются меры по сохранению ценных природных территорий, обеспечивающих сохранность уникального для Европы биологического разнообразия
В соответствии с требованиями рационального природопользования в Беларуси активно формируется сеть особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ), общая площадь которых составляет более 9 % территории страны.
При технико-экономическом обосновании и проведении мелиоративных работ большое внимание уделялось природоохранным мероприятиям в поймах рек, и особенно в зоне Полесья с ее богатым животным и растительным миром. Так, общая площадь природоохраняемых объектов только в пойме р. Припять составляет 273 тысячи гектаров, или 64,2 % ее площади в 425 тысяч гектаров в границах Беларуси. Здесь расположен Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник площадью 19,9 тысяч га. На территории Наровлянского и Хойникского районов после аварии на Чернобыльской АЭС создан Полесский государственный экологический заказник площадью 26,2 тысяч
гектаров.
В местах с наибольшим разнообразием и концентрацией растительного и животного мира созданы ландшафтно-экологические прибрежные ниши, где сохраняется режим спокойствия: не допускается проведение мелиоративных работ, пахоты, вырубки древесной и кустарниковой растительности.
Особое значение в формировании системы ООПТ имеет сотрудничество с соседними странами и международными организациями, такими как ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы, секретариаты международных конвенций в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Благодаря такому сотрудничеству в республике формируются новые образования с участием ООПТ. Особое значение имеют трансграничные ООПТ и их системы, которые обеспечивают интеграцию национальных экологических сетей в международную (европейскую) сеть. Одним из важнейших миграционных коридоров европейской значимости и является регион Полесья, которому уделяется первоочередное внимание в трансграничном контексте.
Созданный по соглашению между правительтсвами Беларуси, Польши и Украины трехсторонний биосферный резерват «Западное Полесье» решением ЮНЕСКО включен во Всемирную сеть биосферных заказников. Он представляет собой самый крупный не только на Полесской низменности, но и в Центральной и Восточной Европе охраняемый природный комплекс лесных ландшафтов площадью более 200 тысяч гектаров. Основную часть территории составляют суходольные полесские леса. Лесные экосистемы отличаются здесь высокой степенью естественного восстановления, обладают высоким потенциалом биологического разнообразия, в том числе с участием видов, которые встречаются только в этом регионе.
Кроме того, этот природный комплекс выполняет роль крупного резервата биологического разнообразия и является трансграничным
экологическим коридором формируемой общеевропейской экологической сети.
В соответствии с концепцией социального развития Союзного
государства на 2011-2015 годы осуществляется совместное управление трансграничными территориями России и Беларуси. Для восстановления и сохранения уникальных природных комплексов в настоящее время решается вопрос создания на базе белорусских заказников Освейский и Красный бор и Российского национального парка Собежский национального биосферного заказника международного значения. Это позволит рассматривать как единое целое крупный водно-болотный комплекс, включающий озера, избыточно-
увлажненные леса, переходные и верховые болота.
В целях улучшения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в Республике Беларусь разрабатываются мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, определяются эффективные пути улучшения экологической обстановки, которые согласуются с основными направлениями социально-экономического развития страны.
Основными направлениями
деятельности в области охраны земель и почв, являющимися составной частью утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 302 в мае 2006 г. Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь являются:
совершенствование законодательства в части обеспечения неистощимого рационального использования и охраны земель (почв) в условиях развития земельных отношений;
создание системы стимулирующих экономических механизмов для разных категорий землепользователей;
обеспечение комплексного подхода к планированию, использованию и охране земель (почв) для их устойчивого использования, поддержания экологических функций почв в ландшафтах и реализации мер по борьбе с их деградацией и загрязнением;
выполнение мероприятий по оптимизации землепользования в целях формирования экологически устойчивых природно-территориальных комплексов путем перепрофилирования
сельскохозяйственных низкоплодородных земель, повышения лесистости малолесных районов, развития сети особо охраняемых природных территорий;
получение достоверной информации о состоянии земель (почв) республики для принятия своевременных и оперативных управленческих решений на основе широкого использования дистанционных методов, эколого-геохимического картографирования, совершенствования системы мониторинга, развития методической и аналитической базы;
разработка и реализация приоритетных мероприятий Национальной программы действий по борьбе с деградацией земель в целях улучшения координации действующих секторальных программ, объединения усилий заинтересованных сторон в обеспечении устойчивого использования и охраны земель (почв) как важнейшего компонента природной среды.
На основе результатов анализа состояния окружающей среды и инструментов управления в области охраны окружающей среды определяются первоочередные мероприятия по дальнейшему улучшению использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Управление в области охраны окружающей среды базируется на нормативном правовом обеспечении, экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды, информационном обеспечении, мониторинге окружающей среды, воспитании, образовании и просвещении в этой сфере, управлении в области охраны окружающей среды в организациях, международном сотрудничестве.
Важной предпосылкой решения экологических проблем является научное обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Выводы
Земельные ресурсы, как и другие природные комплексы, являются национальным богатством Беларуси, основным ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность и экономическую независимость страны, ее социально-экономическое развитие.
Развитое сельскохозяйственное про-
изводство формирует важный для страны экспортный потенциал продовольствия, а также необходимые его запасы.
Достижения в сельском хозяйстве явились результатом его государственной поддержки, инновационного развития и принятой в Беларуси концепции приоритетного развития крупного сельскохозяйственного производства с ориентацией на рыночную экономику.
Для обеспечения природного равновесия и предотвращения деградации почв совершенствуется структура землепользования с учетом их рационального использования. Особое внимание уделяется использованию торфяных почв, сокращены до минимума мелиоративные работы по осушению болот.
Более 9 % территории Беларуси представлены сетью особо охраняемых природных территорий, направленных на сохранность природных комплексов и уникального для Европы биологического разнообразия. При этом особое внимание уделяется уникальному по своей природе Полесскому региону с площадью более 6 млн гектаров.
Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды осуществляется с учетом разрабатываемых в стране национальных планов природопользования.
1. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. Государственный земельный кадастр Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2014 года). - Минск, 2014.
2. Ильина З. М., Батова Н. Н. Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси. - 2010. - С.87.
3. Гусаков В. Г., Ильина З. М. Продовольственная безопасность. Вопросы теории и практики. - Мн.: 2004. — 135 с.
Материал поступил в редакцию 26.05.2015. Коноплев Евгений Адамович, кандидат экономических наук,доцент E-mail: [email protected] Коноплева Лидия Тимофеевна, научный сотрудник
E-mail: [email protected]