Научная статья на тему 'Земельные отношения и земельные ресурсы в условиях информационной экономики'

Земельные отношения и земельные ресурсы в условиях информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельная рента / земельные отношения / информационная экономика / land rent / land relations / information economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахитова Тина Муратовна, Гаделшина Ландыш Адгамовна

В современном мире земля играет ключевую роль как экономический ресурс и источник ренты. Это обусловлено ее ограниченным количеством и значимостью для различных отраслей экономики. Именно поэтому изучение научных основ земельных (рентных) отношений является актуальной и важной задачей. Особое внимание уделяется земельным информационным системам в современной экономике, их роли и значению. Анализируются тенденции развития земельных отношений в новых условиях, основные направления и современные тенденции регулирования земельных отношений земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях, а также перспективы и возможности развития земельных отношений в информационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вахитова Тина Муратовна, Гаделшина Ландыш Адгамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Land Relations and Land Resources in the Era of the Information Economy

In the modern world, land plays a key role as an economic resource and a source of rent. This is due to its limited quantity and significance for various sectors of the economy. Therefore, the study of the scientific foundations of land (rental) relations is a relevant and important task. Special attention is paid to land information systems in the modern economy, their role, and significance. The trends in the development of land relations in new conditions, the main directions and modern trends in regulating land relations at the regional and municipal levels are analyzed, as well as the prospects and opportunities for the development of land relations in the information economy.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения и земельные ресурсы в условиях информационной экономики»



Вестник экономики, права и социологии, 2024, № 3, Конференции

УДК 332.01

DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-282-288

Земельные отношения и земельные ресурсы в условиях информационной экономики*

Вахитова Т.М.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и эконометрики Казанского (Приволжского) федерального университета

Гаделшина Л.А.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и эконометрики Казанского (Приволжского) федерального университета

В современном мире земля играет ключевую роль как экономический ресурс и источник ренты. Это обусловлено ее ограниченным количеством и значимостью для различных отраслей экономики. Именно поэтому изучение научных основ земельных (рентных) отношений является актуальной и важной задачей. Особое внимание уделяется земельным информационным системам в современной экономике, их роли и значению. Анализируются тенденции развития земельных отношений в новых условиях, основные направления и современные тенденции регулирования земельных отношений земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях, а также перспективы и возможности развития земельных отношений в информационной экономике.

Ключевые слова: земельная рента, земельные отношения, информационная экономика

Для цитирования: Вахитова Т.М., Гаделшина Л.А. Земельные отношения и земельные ресурсы в условиях информационной экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 282-288. DOI 10.24412/1998-5533-2024-3-282-288.

Земельные отношения представляют собой целый комплекс находящихся в диалектическом единстве отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, распоряжения и пользования землей. Являясь базисом производственных отношений, они активно влияют на развитие производительных сил, замедляют или ускоряют процесс производства. В любую историческую эпоху земельные отношения были результатом земельной политики, которая всегда находилась в центре внимания общества, государства и политиков.

Целями развития и совершенствования земельных отношений как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе должны быть повышение эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности; охрана и повышение производительного

* Статья подготовлена в рамках V Казанского международного конгресса евразийской интеграции - 2024 г. Конгресс проводится при поддержке и содействии Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Раиса Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан, Экономического общества Республики Татарстан.

потенциала, приостановка деградации и повышение плодородия почвы; обеспечение экологической безопасности. Для понимания путей достижения этих целей необходимо теоретическое обоснование и разработка методических подходов к формированию системы земельных отношений в современной информационной экономике. Поэтому весь комплекс основных частей - институциональных, экономических, информационных - системы регулирования земельных отношений должен быть адаптирован к современным условиям.

Рентные отношения детально стали анализироваться экономистами достаточно давно. Обобщения и выводы сформулированы в трудах Д. Рикар-до, К. Маркса, А. Маршалла и др. Земельная рента - доля продукта земли, уплаченная за пользование первоначальными и не разрушаемыми силами почвы. Но в тоже время рента - не результат изобильного плодородия земли, а последствие ее скудности, которое выражается в недостатке высокоплодородных земель и необходимости возделывать скудные по плодородию участки [1, с. 108]. А. Маршалл отмечал: «Нехватка земли при отсутствии неравномерности ее плодородия порождает ренту» [2, с. 118]. Но, далее продолжая, «...с точки зрения индивидуального производителя земля является лишь особой формой капитала» [2, с. 122].

Современные аграрные отношения складываются в иных условиях, чем аналогичные в XIX -первой половины XX вв. Соответственно, земельно-рентные отношения имеют свои особенности, связанные в том числе с процессами информатизации. Значительную роль в земельно-рентных отношениях играют формы и правомочия собственности на землю. Поскольку регулирование отношений собственности - это институциональная сфера, государство может предоставить собственнику земли правомочия в полном объеме, а может ввести практически любые ограничения, которые сочтет полезными для производства и для развития общества в целом [3, с. 185].

Большое значение имеют вопросы информационного обеспечения управления земельными ресурсами в Российской Федерации. На сегодняшний момент информацию о качественном состоянии сельскохозяйственных земель землепользователь может получить из разных источников государственных органов и ведомств.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) - важнейшее звено при управлении земельными ресурсами, так как там сосредоточена информация по всем объектам управления. Именно база данных Росре-естра является основой для управления земельными ресурсами, на которую должны накладываться дополнительные сведения, находящиеся в других органах и ведомствах, участвующих в управлении.

Неотъемлемой частью источника информации, обеспечивающего процесс управления земельными ресурсами, являются данные Единого государственного реестра недвижимости и сведения, полученные в результате проведения землеустройства [4, с. 143]. В структуре управления земельными отношениями большое значение придается муниципальным образованиям. В этом видится реализация прямого взаимодействия между органами власти и гражданами, а с другой стороны, возложение на местные муниципалитеты задачи по решению наиболее насущных проблем жителей: управление и распоряжение земельными ресурсами и муниципальным имуществом, градостроительство, социальное обеспечение, дошкольное и школьное образование, экономика и торговля, развитие инженерно-коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д. Очевидно, что в числе объективных факторов, определяющих эффективность деятельности органов местного самоуправления, на первом месте стоит качество информационного обеспечения. В данной сфере наблюдаются реализуемые государством масштабные мероприятия, такие как создание автоматизированной системы кадастрового учета и регистрации недвижимости - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), введение механизмов обязательного информационного взаимодействия и связанные с ними положительные результаты: сокращение сроков оказания муниципальных услуг, перевод их в электронный вид. Однако современные условия реализации Национальной программы «Цифровая экономика» ставят перед используемыми органами местного самоуправления информационными системами новые задачи: интеграция со всевозможными информационными ресурсами, включая коммерческие, мониторинг реального состояния разнородных компонентов городской среды, а также возможность анализировать и прогнозировать развитие процессов. В рамках программы «Цифровая экономика» реализуется как проект цифровизации городского хозяйства программа «Умный город»

Главное назначение информации в системе управления земельными ресурсами - служить основой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов: предоставление необходимой информации (пакета документов) органам управления и иным заинтересованным лицам; консультации по вопросам состояния и развития земельного рынка; консультации по правым вопросам (в том числе по правовому режиму земельных участков); анализ эффективности системы управления земельными ресурсами, использования земель; прогноз развития земельного рынка; прогноз землепользования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Так, по итогам 2023 г. приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений остается обеспечение доходности от использования и реализации имущества и земельных ресурсов в Республике Татарстан. В 2023 г. в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан от реализации и использования муниципального имущества и земельных ресурсов поступи-

ло 7 421,21 млн руб., что составляет 132,82 % бюджетного задания на 2023 г. (см. табл. 1). Плановый процент исполнения годового бюджетного задания по итогам года не достигнут в г. Набережные Челны, Нурлатском и Сармановском муниципальных районах Республики Татарстан [5].

Динамика поступления доходов от реализации и использования муниципального имущества и земель за 2019-2023 гг. показывает стабильный

Таблица 1

Сводная информация о поступлении доходов в местные бюджеты РТ от реализации и использования имущества и земельных ресурсов за 2023 г., тыс. руб. [5]

Наименование городского округа, муниципального района 2023 г. Темп роста (снижения), % Справочно:

План Факт Выполнение плана, % к 2022 г к 2021 г Факт 2022 г Факт 2021 г.

Казань 2 600 900,00 3 960 307,94 152,27 162,43 165,04 2 438 098,33 2 399 574,43

Наб. Челны 909 724,67 908 635,96 99,88 102,40 79,53 887 382,98 1 142 498,52

Агрызский 19 516,80 21 825,73 111,83 135,70 138,01 16 083,53 15 814,19

Азнакаевский 36 848,00 51 033,67 138,50 109,11 74,26 46 772,84 68 718,38

Аксубаевский 12 463,00 17 932,32 143,88 128,94 144,87 13 906,99 12 378,32

Актанышский 32 058,80 32 502,22 101,38 140,72 152,00 23 097,13 21 382,75

Алексеевский 19 266,00 21 049,98 109,26 62,75 103,70 33 545,04 20 298,58

Алькеевский 6 021,10 9 413,57 156,34 76,74 110,73 12 266,38 8 501,45

Альметьевский 238 450,93 257 812,47 108,12 108,86 124,59 236 827,37 206 935,92

Апастовский 18 752,00 24 333,75 129,77 115,86 178,80 21 002,30 13 609,31

Арский 13 360,00 23 218,06 173,79 149,11 133,66 15 571,40 17 370,69

Атнинский 16 906,50 21 821,86 129,07 306,82 847,28 7 112,28 2 575,51

Бавлинский 19 455,00 20 191,32 103,78 94,43 38,46 21 382,52 52 499,64

Балтасинский 6 972,83 20 960,73 300,61 121,93 135,00 17 191,48 15 525,94

Бугульминский 27 936,00 51 523,99 184,44 114,24 139,81 45 100,70 36 853,45

Буинский 21 502,18 28 869,02 134,26 102,23 90,08 28 238,12 32 049,26

Верхнеуслонский 39 834,00 46 965,47 117,90 106,68 127,29 44 026,48 36 897,49

Высокогорский 85 630,00 100 469,32 117,33 128,32 245,83 78 293,69 40 869,22

Дрожжановский 6 577,80 8 576,68 130,39 94,92 90,12 9 035,94 9 517,48

Елабужский 88 000,00 108 294,33 123,06 146,85 216,58 73 746,63 50 002,06

Заинский 60 050,00 71 716,90 119,43 97,38 101,71 73 643,41 70 513,94

Зеленодольский 141 864,00 252 586,20 178,05 140,48 159,11 179 806,36 158 754,35

Кайбицкий 6 419,98 12 947,12 201,67 208,92 304,00 6 197,08 4 258,88

К.-Устьинский 8 328,00 17 508,16 210,23 66,55 227,76 26 307,91 7 687,09

Кукморский 15 227,97 18 283,75 120,07 93,42 67,67 19 571,12 27 017,26

Лаишевский 343 550,00 379 885,56 110,58 181,97 188,98 208 758,07 201 023,56

Лениногорский 43 000,00 58 460,01 135,95 126,19 142,03 46 325,21 41 159,53

Мамадышский 15 155,90 22 031,86 145,37 129,99 54,32 16 948,29 40 562,09

Менделеевский 47 881,00 52 511,31 109,67 58,65 116,67 89 526,74 45 009,76

Мензелинский 21 255,00 25 586,75 120,38 81,04 110,53 31 572,12 23 148,65

Муслюмовский 7 595,40 10 667,02 140,44 121,97 45,32 8 745,78 23 536,33

Нижнекамский 221 000,00 237 046,28 107,26 74,09 75,71 319 945,60 313 107,55

Новошешминский 14 312,00 22 827,23 159,50 88,73 138,06 25 727,00 16 534,59

Нурлатский 28 125,00 27 520,11 97,85 100,23 100,78 27 456,08 27 305,93

Пестречинский 104 759,20 126 754,34 121,00 83,71 104,56 151 427,63 121 222,77

Продолжение таблицы 1

Наименование городского округа, муниципального района 2023 г. Темп роста (снижения), % Справочно:

План Факт Выполнение плана, % к 2022 г. к 2021 г Факт 2022 г Факт 2021 г

Р-Слободский 8 487,30 20 088,86 236,69 170,82 171,64 11 760,56 11 704,22

Сабинский 14 732,00 24 973,43 169,52 101,11 95,08 24 698,80 26 266,00

Сармановский 12 679,00 11 840,06 93,38 92,52 87,21 12 796,77 13 576,50

Спасский 17 772,44 23 831,06 134,09 113,30 120,19 21 034,13 19 828,44

Тетюшский 47 811,00 49 026,68 102,54 144,22 194,89 33 995,26 25 156,54

Тукаевский 66 481,70 74 703,03 112,37 79,64 95,00 93 797,35 78 637,64

Тюлячинский 9 765,00 18 322,29 187,63 273,31 204,64 6 703,94 8 953,22

Черемшанский 42 090,00 42 341,04 100,60 88,02 102,04 48 106,46 41 495,45

Чистопольский 48 394,00 60 847,57 125,73 100,21 120,52 60 720,80 50 485,65

Ютазинский 20 539,70 23 167,61 112,79 78,07 107,22 29 674,21 21 606,58

ИТОГО: 5 587 451,18 7 421 212,61 132,82 131,49 131,99 5 643 928,79 5 622 425,09

план не достигнут

объём поступлений в 2023 г. меньше объёма поступлений 2022 или 2021 гг.

объём поступлений в 2023 г меньше объёма поступлений 2022 или 2021 гг более чем в 2 раза

объём поступлений в 2023 г. больше объёма поступлений 2022 или 2021 гг

их рост с 2020 г. (см. рис. 1). В структуре доходов местных бюджетов за 2023 г. наибольший удельный вес имеют доходы от аренды земельных участков -2 779,28 млн руб. и их реализации - 1 704,41 млн руб., от аренды имущества - 303,66 млн руб., от продажи имущества - 1 336,413 млн руб. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований Республики Татарстан поступила часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 55,40 млн руб., дивиденды - 31,59 млн руб., доходы от передачи имущества в доверительное управление - 1,05 млн руб., от сервитута - 15,68 млн руб., прочие доходы от использования имущества в размере 1 193,72 млн руб. [5].

Развитие техники и информационно-коммуникативных технологий определяет также основные направления развития в сфере использования цифровых технологий в области цифровизации данных о земле и недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2148 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная

7 421,2

5 622,4 5 643,9

4 724,0 4 581,5

2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 1. Динамика поступления доходов от реализации и использования муниципального имущества и земель за 2019-2023 гг., млн руб. [5]

система пространственных данных"» по результатам эксперимента по созданию единого ресурса о земле и недвижимости в четырех регионах РФ (Татарстане, Иркутской области, Краснодарском и Пермском крае) была утверждена государственная программа по созданию единой цифровой платформы пространственных и картографических данных. Эта платформа к 2030 г. должна будет объединить различные сведения о земле и иных объектах недвижимости на территории всей страны, что позволит создать цифровую карту страны, состоящую из 86 связанных слоев, включающую сведения, полученные из 21 информационной системы различных федеральных и региональных органов, в том числе информационных систем различных министерств РФ. Получение информации из информационных систем различных органов власти и объединение выявляет порой серьезные расхождения в данных, заложенных в этих системах. В качестве примера можно привести несоответствие данных ЕГРН и лесного реестра чуть менее, чем на 300 млн га. Для устранения данных несоответствий требуется не только разработка новых технологических решений и единых информационных систем, но и законодательные изменения, что поможет снизить количество гражданских дел в судах общей юрисдикции, ускорит процессы получения необходимой информации, снизит трудоемкость ее формирования и получения [6].

Запуск сервисов и упрощение процесса получения государственных услуг в области земельных отношений позволит не только получить услугу в электронном виде, но и сократить время ее получения. Приказом Росреестра от 29.12.2021 г. № П/0642 определено увеличение доли оказываемых государ-

ственных услуг в электронном виде с 35 % в 2021 г. до 75 % в 2023 и 2024 гг. [7].

Также развитие цифровых технологий в области земельных отношений ускорит мониторинг земель, которые можно вовлечь в оборот, а информацию о земельных ресурсах сделать доступной и публичной, в том числе о разрешенных видах их использования. Это важно для разработки программ по созданию инвестиционных карт регионов и поможет бизнесу принимать решения о старте новых инвестиционных проектов по развитию территорий, а запуск таких сервисов, как «Земля для стройки» и «Земля просто», позволит узнать, как и где можно получить участок под строительство, направить заявку, сформировать участок, оформить все документы на участок и получить их в электронном виде. Все эти изменения требуют развития законодательной базы, и с 1 марта 2023 г. Федеральным законом от 07.10.2022 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» внесены изменения в Земельный кодекс РФ и установлен порядок проведения электронных аукционов по продаже и аренде государственных и муниципальных земельных участков. Эти изменения позволят сделать процедуру торгов более прозрачной [8]. Кроме того, в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанной согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 г «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», создан федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [9]. Среди основных задач данного проекта можно выделить: разработка и урегулирование законодательства в области идентификации и аутентификации участников правовых отношений, электронного документооборота.

Отдельный аспект в анализе земельных отношений - рынок недвижимости. Рынок недвижимости в России является одним из самых динамичных и перспективных секторов экономики. Он охватывает все виды недвижимости -жилую, коммерческую, земельные участки и др. Особенностью рынка недвижимости в РФ является его высокая востребованность как со стороны местных жителей, так и иностранных инвесторов. Это связано с постоянным ростом цен на жилье и недвижимость в целом (см. рис. 2). На рынке недвижимости в России присутствует большое количество посредников - агентств недвижимости, строительных компаний, банков и других участников рынка, что делает его конкурентным и 286

разнообразным. В России существует регулирование рынка недвижимости со стороны государства. Например, цены на жилье могут регулироваться, а также вводиться различные льготы и программы для поддержки рынка. Недостатком рынка недвижимости в России является его нестабильность -цены могут сильно колебаться из-за экономических и политических факторов. Однако, несмотря на некоторые проблемы, рынок недвижимости в РФ все равно остается одним из самых перспективных направлений для инвестиций и бизнеса.

По нашему мнению, существует несколько факторов, которые могли привести к такому росту цен на рынке недвижимости в России за последние несколько лет:

1. Рост экономики и увеличение доходов населения. Улучшение экономической ситуации в стране и увеличение доходов населения могут способствовать увеличению спроса на жилье и, соответственно, росту цен.

2. Недостаток предложения. В некоторых регионах России наблюдается дефицит жилья, что также может привести к увеличению цен из-за роста спроса.

3. Ипотечное кредитование. Повышенный доступ к ипотечным кредитам может стимулировать спрос на жилье и увеличить цены на недвижимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Инфляция. Рост цен на жилье может быть связан с общим ростом уровня инфляции в стране.

5. Инвестиционный потенциал. Недвижимость часто рассматривается как надежный способ инвестирования капитала, что также может привести к увеличению спроса на жилье и росту цен.

Еще одна характерная особенность рынка недвижимости в России - большой разрыв темпов роста цен между первичным и вторичным рынками (см. рис. 3).

Среди причин видится следующее:

1) Недостаток предложения на первичном рынке. В России существует дефицит новостроек из-за сложностей с получением разрешений на строительство, недостаточного финансирования и других проблем. Это приводит к тому, что спрос на новые

Рис. 2. Динамика цен 1м2 на первичном и вторичном рынках, на декабрь каждого года, в 2023 г. на ноябрь [10]

Индекс цен на жилье и средней з/п е целом по России 71

%

ггервииный рыло»" вторимь'ый рынок средняя s/n

о Запуск

квартиры превышает предложение, что удерживает цены на первичном рынке на высоком уровне.

2) Уровень качества жилья. Квартиры на первичном рынке обычно имеют более современные и качественные отделочные материалы, планировку и инфраструктуру. Это также влияет на цену недвижимости и делает первичный рынок более привлекательным для покупателей.

3) Налоговые льготы и субсидии. Государство может предоставлять льготы и субсидии на покупку первичного жилья, что снижает его стоимость для покупателей и стимулирует спрос.

4) Инвестиционные возможности. Некоторые инвесторы предпочитают приобретать недвижимость на первичном рынке, так как это считается более надежным способом инвестирования.

5) Регулирование государства. Государство может влиять на рынок недвижимости через различные меры регулирования, такие как ограничения на ипотечное кредитование, программы поддержки первого взноса, ужесточение требований к застройщикам и т.д.

В целом разрыв темпов роста цен между первичным и вторичным рынками недвижимости в России сохраняется из-за сложной комбинации факторов, включая спрос и предложение, качество жилья, инвестиционные возможности, налоговые льготы и регулирование государства.

Таким образом, изменения подходов к созданию земельно-информационных систем должны отвечать следующим требованиям:

1. Интеграция в единое глобальное геоинформационное пространство (ЕГИП) за счет автоматизированного преобразования пространственных данных и наличия интерфейсов взаимодействия (обмена данными) с внешними информационными ресурсами, региональными, муниципальными и негосударственными системами.

2. Наличие собственных и (или) взаимодействие с внешними системами автоматизированного мониторинга актуальности, взаимного соответствия и корректности данных, в том числе с использованием систем дистанционного зондирования и автоматизированного распознавания (дешифрирования) данных; моделирование и прогнозирование состояния элементов муниципального образования

как территориальных систем. Главная задача информатизации - «удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого уровня, а также управление ими» [12].

Литература:

1. Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения перевод. Н. Рязанов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 310 с.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки: [в 3 т.: перевод с английского] / авт. вступ. ст.: Дж.М. Кейнс. М.: Прогресс; Фирма «Универс», 1993. Т. 1. 414 с.

3. Цхададзе Н.В. Эффективный механизм государственного регулирования аграрного сектора // Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация / Под общей ред. д.э.н., проф. М.А. Эскин-дарова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 466 с. С. 182-192.

4. Долматова О.Н., Щерба В.Н. Информационное обеспечение эффективного сельскохозяйственного землепользования // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 3. С. 142-147.

5. Информация о деятельности муниципальных образований Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений по итогам 2023 года // Официальный сайт Министерства земельно-имущественных отношений Республики Татарстан. URL: https://mzio.tatarstan.ru/ analytic.htm (дата обращения: 25.03.2024).

6. Цедова Н.В. Земельные отношения в условиях цифровизации // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сб. науч. статей участников 22-й Межд. науч.-практ. конф. В 2-х т. Т. 2. Курск: ЗАО «Университетская книга». 2023. С. 284-289.

7. Приказ Росреестра от 29.12.2021 г. № П/0642 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2022 финансовый год и плановый период 2023-2024 годов» (ред. от 25.10.2022) // СПС КонсультанПлюс.

23 п.п.

ИТО 2к20 3120 J-Г'Г Ii Г" 2С1 3Ö1 1к22 Г'-Т? Л.Г? ,1*22 1-ТП 2К2Э

Рис. 3. Разрыв темпов роста цен между первичным и вторичным рынками [11]

8. Федеральный закон от 07.10.2022 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант.

9. Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 г. № 9) // СПС Кон-сультанПлюс.

10.Валюх Н. Шесть выводов о рынке недвижимости прошедшего года, о которых стоит знать. URL: https://journal.tinkoff.ru/realty-2023/ (дата обращения: 25.03.24).

11. Трушинин Г. В ЦБ назвали главные риски для рынка жилья и ипотеки. URL: https://realty.rbc.ru/ news/64f053ae9a79476d870b51ad (дата обращения: 25.03.24).

12.Казарин С.В. Управление процессом информатизации региона на современном этапе // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-protsessom-informatizatsii-regiona-na-sovremennom-etape

Land Relations and Land Resources in the Era of the Information Economy

Vakhitova T.M., Gadelshina L.A.

Kazan (Volga Region) Federal University

In the modern world, land plays a key role as an economic resource and a source of rent. This is due to its limited quantity and significance for various sectors of the economy. Therefore, the study of the scientific foundations of land (rental) relations is a relevant and important task. Special attention is paid to land information systems in the modern economy, their role, and significance. The trends in the development of land relations in new conditions, the main directions and modern trends in regulating land relations at the regional and municipal levels are analyzed, as well as the prospects and opportunities for the development of land relations in the information economy.

Keywords: land rent, land relations, information economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.