Научная статья на тему 'Земельная реформа в республике Дагестан: проблемы, противоречия и оценка в общественном сознании дагестанских народов'

Земельная реформа в республике Дагестан: проблемы, противоречия и оценка в общественном сознании дагестанских народов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахбанова М.М.

В данной статье раскрывается существующее в массовом созна-нии дагестанских народов отношение к проводимой в Дагестане земельной реформе. На основе анализа материалов республи-канской периодической печати и результатов авторского социо-логического исследования установлена условно позитивная оценка проводимой в республике земельной реформы. Вместе с тем в установках дагестанцев имеет место констатация наличия в положениях земельной реформы потенциала возникновения межнациональной напряженности, возможности ее перерас-тания в межэтническое противостояние и открытый этнический конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шахбанова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельная реформа в республике Дагестан: проблемы, противоречия и оценка в общественном сознании дагестанских народов»



УДК 316.334.52(470.67)

земельная реформа в республике дагестан: проблемы, противоречия и оценка в общественном сознании дагестанских народов

М. М. Шахбанова

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала E-mail: madina2405@mail.ru

В данной статье раскрывается существующее в массовом сознании дагестанских народов отношение к проводимой в Дагестане земельной реформе. На основе анализа материалов республиканской периодической печати и результатов авторского социологического исследования установлена условно позитивная оценка проводимой в республике земельной реформы. Вместе с тем в установках дагестанцев имеет место констатация наличия в положениях земельной реформы потенциала возникновения межнациональной напряженности, возможности ее перерастания в межэтническое противостояние и открытый этнический конфликт.

Ключевые слова: земельная реформа, Республика Дагестан, межнациональные отношения, межэтническое противостояние, историческая территория, национальные интересы.

Land Reform in the Republic of Dagestan: Problems, Contradictions and Evaluation in Public Consciousness of the Dagestan Peoples

M. M. shakhbanova

The attitude that exists in the mass consciousness of the Dagestan peoples to the land reform carried out in Dagestan is revealed in this article. Based on the analysis of the materials of periodical press of the republic and the results of the author's sociological research, a conditionally positive assessment of the land reform carried out in the republic in the mass consciousness of the respondent Dagestan peoples is established. This positivity is conditioned by the need to carry out reforms in conditions of publicity, without the exceptional powers of the head of the republic to transfer land from the republican to municipal property.

Key words: land reform, the Republic of Dagestan, interethnic relations, interethnic opposition, historical territory, national interests.

DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-280-286

В связи с наметившейся земельной реформой в Дагестане в республиканских средствах массовой информации развернулась острая дискуссия по данному вопросу. Основанием послужило принятие в первом чтении на сессии Народного собрания Дагестана (29 октября 2015 г.) законопроекта «О регулировании земельных отношений в Республике Дагестан». Тревогу в общественном сознании вызывает наделение главы Дагестана полномочиями, во-первых, передавать земельные участки (государственную или муниципальную собственность) юридическим лицам без проведения торгов для реализации масштаб-

ных инвестиционных проектов, во-вторых, возможности предоставлять землю для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Недовольство дагестанские народы в большей степени демонстрируют в отношении применения данного положения к землям равнинной части Дагестана, с мотивацией игнорирования мнения местного населения, причем органы местного самоуправления низменных районов практически отстранены от разработки данной программы, отсутствует всякая координация с ними при межевании границ и определении статуса отгонных земель.

Сложившаяся в земельной сфере Дагестана ситуация закономерно ведет к усилению межнациональной напряженности, дополненная тем, что в результате политики властей последних десятилетий хозяйства горных районов республики в расчете на одного жителя имеют земли гораздо большие, чем хозяйства равнинных районов. В то же время в самих горных районах высокоурожайные террасные земли, сады, сенокосы и другие угодья, обеспечивающие жизненные потребности значительной части горского населения, заброшены и не обрабатываются. В результате в горной местности из сельскохозяйственного оборота выведено более 100 тыс. га пашни (или 42% земельного фонда), обрабатывавшихся в 70-х гг. XX в. земельного фонда1.

21 октября 2015 г. Комитет Народного собрания Республики Дагестан по аграрной политике провел парламентские слушания по земельным вопросам, на которых обсуждались проекты республиканских законов о статусе земель отгонного животноводства и приватизации земель сельхозназначения. Кроме того, Мингосимущество Дагестана планировало до конца 2015 г. завершить подготовку кадастровой документации по 49 из 199 поселений для последующего придания им статуса населенных пунктов. Официальный статус земель отгонного животноводства может привести к незапланированным значительным последствиям: можно ожидать уменьшения населения в горных районах при его увеличении на равнине. Исходя из подушевой системы ассигнования, автоматически во много раз повышается финансирование равнинных районов, что невыгодно для горных районов Дагестана2.

Не меньшую тревогу у общественности вызывает законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Да-

гестан». С 1 января 2018 г. предполагается начать приватизацию земельных участков сельхозназначения, но при этом исключается возможность приватизации отгонных пастбищ. При продаже земли преимущественное право покупки имеют республика и муниципальное образование, за исключением случаев продажи с публичных торгов и изъятия для государственных и муниципальных нужд.

А. Алклычев, член Экономического совета при главе Республики Дагестан, категорически против приватизации земель сельхозназначения, считая административное решение оторванным от мнения народа, местного коренного населения, проживающего исторически на этих землях. Эксперт исследовательского центра ИАМСОМ Д. Соколов определил риски, которые несут новые законопроекты: во-первых, это коррупционные риски, во-вторых, возникают перекрестные права собственников: «...сегодня земельный ресурс и его продажу будет контролировать достаточно узкая группа людей, которая так или иначе связана с администрацией и правительством республики.... Также мы забываем о праве наследства. Получается, те земли, которые у частных общин, будут проданы в интересах других людей. И это в условиях, когда вопрос о справедливости передачи земель отгонного животноводства муниципалитетам, мягко говоря, открыт. Согласия равнинных жителей не будет»3.

Таким образом, одним из факторов возникновения, а при наличии межнациональной напряженности и ее роста, являются территориальные споры, ибо «территория - это символ жизненных интересов, жизненное пространство этноса, гарантия его выживания, роли и места в сообществе других этносов. Поэтому территориальные споры и вызывают самые жестокие конфликты и войны»4.

Как известно, межнациональные взаимоотношения осуществляются на институциональном и межличностном уровнях. В России постсоветского периода можно было наблюдать их обострение по самым различным причинам, среди которых следует отметить ориентацию национальных республик на суверенитет, усиление этнического самосознания, выдвижение национальных лозунгов и т. д. В этой связи задача гармонизации межнациональных отношений является одной из важнейших на современном этапе развития российского государства, и особенно она актуальна в административных образованиях, характеризующихся многообразием этносоциальной структуры.

Социологическое исследование по изучению состояния межнациональных отношений дагестанских народов и факторов роста межнациональной напряженности проведено автором в 2016 г. в Дербентском, Казбековском, Кизляр-ском, Кизилюртовском, Хасавюртовском районах, городах Махачкала, Дербент, Каспийск,

Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт. По этнической принадлежности распределение респондентов выглядит следующим образом: аварцы - 319 чел. (33,8%), даргинцы - 184 чел. (19,5%), кумыки -162 чел. (17,2%), лакцы - 61 чел. (6,4%), лезгины - 145 чел. (15,3%), русские - 39 чел. (4,1%), чеченцы - 35 чел. (3,7%). Выборка опроса в национальном разрезе является репрезентативной. N = 945.

Прежде чем перейти к изложению результатов социологического опроса следует отметить, что намеченная в республике земельная реформа неоднозначно была воспринята в современном дагестанском обществе по целому ряду объективных и субъективных причин. С учетом злободневности данного вопроса он был включен в анкету нашего социологического исследования с целью выявления отношения дагестанских народов к проведению земельной реформы в республике (табл. 1).

Полученные результаты нашего исследования констатируют доминирование в массовом сознании дагестанских народов, с большим отрывом от иных суждений, позитивного отношения к земельной реформе, но с существенным дополнением, если она «будет проведена прозрачно». По этнической принадлежности данная позиция ближе каждому второму среди аварцев, лакцев и русских, каждому третьему среди чеченцев и даргинцев, каждому четвертому среди кумыков, каждому пятому опрошенному среди лезгин; с возрастом и образовательным статусом респондентов увеличивается доля придерживающихся данной позиции: 29,7% «до 20 лет», 32,4% «от 20 до 30 лет», 39,0% «от 30 до 40 лет», 39,6% «от 40 до 50 лет», 50,0% «от 50 до 60 лет», 28,6% «от 60 лет и выше»; 30,9% со средним, 40,7% средним специальным и 34,9% с высшим и незаконченным высшим образованием.

По значимости второе ранговое место занимает суждение «положительно, если будут отменены полномочия главы республики по передаче земель из республиканской в муниципальную собственность», разделяемое каждым четвертым опрошенным среди аварцев и лезгин, в возрастном разрезе «до 20 лет» и «от 60 лет и выше», каждым пятым среди чеченцев, каждым шестым опрошенным среди лакцев и в возрастной когорте «от 20 до 30 лет»; меньше всего придерживающихся вышеприведенной позиции среди респондентов кумыков и в возрастной подгруппе «от 50 до 60 лет» (9,6%).

Однако массовому сознанию опрошенных дагестанских народов характерно и негативное отношение к земельной реформе с мотивацией: «при передаче земель отгонного животноводства в ведение местных муниципалитетов они потеряют особый статус, будут выведены из сель-хозоборота и приобретут статус земель поселений». Больше всего придерживающихся данного суждения среди респондентов даргинцев и че-

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к проведению земельной реформы в Дагестане?»,

% от общего количества опрошенных

Национальности

Варианты ответов

£ !а

а р

орр

ъ .я ^

а Л 8 к з « эй»

ЯКи оьо

§

с ^

Аварцы

25,3

47,1

13,6

6,8

14,9

14,5

Даргинцы

14,7

34,3

3,5

19,6

16,8

23,1

Кумыки

26,7

24,1

24,1

Лакцы

16,7

45,8

12,5

12,5

Лезгины

24,0

23,3

13,2

9,3

4,7

14,7

Русские Чеченцы Другие Всего

10.5

18.6 31,3 18,9

42,1

28.7

18.8 34,9

10,5 15,5 25,0 11,0

21,1 20,9

14,6

10,1 18,8 13,4

10.5 27,1 6,3

16.6

0

0

ченцев, в возрастных подгруппах «до 20 лет» (21,2%), «от 60 лет и выше» (17,9%), «от 30 до 40 лет» (17,6%), «от 50 до 60 лет» (17,0%). Еще одним фактором отрицательного отношения к земельной реформе является игнорирование мнения местного населения при «межевании границ и определении статуса отгонных земель»; по национальной принадлежности данную позицию разделяет каждый четвертый опрошенный среди кумыков и в возрастной подгруппе «от 60 лет и выше», каждый пятый среди даргинцев, русских и чеченцев, в возрастном разрезе «от 50 до 60 лет».

Далее, каждый седьмой респондент по всему массиву, каждый четвертый опрошенный среди кумыков, каждый шестой среди даргинцев и каждый седьмой опрошенный среди аварцев, 14,3% респондентов «до 20 лет», 10,6% «от 20 до 30 лет», 15,4% «от 30 до 40 лет», 11,3% «от 40 до 50 лет», 17,9% «от 60 лет и выше» негативно оценивают земельную реформу, потому что, по их мнению, «в результате политики республиканских властей последних десятилетий хозяйства горных районов в расчете на одного жителя имеют земли гораздо большие, чем хозяйства равнинных районов». На последнем месте располагается вариант ответа «положительно, потому что можно будет передавать землю под крупные инвестиционные проекты», на который указала наибольшая часть респондентов чеченцев, аварцев и лезгин, а также диаметрально противоположные возрастные подгруппы «до 20 лет» (15,8%) и «от 60 лет и выше» (14,3%).

Таким образом, полученные на вопрос «Как вы относитесь к проведению земельной реформы в Дагестане?» результаты показывают неоднозначное отношение опрошенных дагестанских народов к преобразованиям земельного фонда республики: характерные им позиции показывают наличие в массовом сознании самых разнообразных суждений в отношении данного вопроса, основанных на существовании определенного недоверия со стороны опрошенных к республиканской власти, дополненное недовольством представителей народов, исторически проживающих на равнинных территориях Дагестана.

Актуальность и неоднозначное отношение к земельной реформе требует выявления существующих в массовом сознании дагестанских народов тенденций в ее оценке (табл. 2).

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что каждый пятый опрошенный по всему массиву, по этнической принадлежности каждый второй среди русских, каждый четвертый среди лакцев, даргинцев и лезгин, каждый пятый среди аварцев, каждый шестой среди кумыков и чеченцев оценивают земельную реформу положительно, усматривая в этом возможность «привлечь в сельское хозяйство людей и решить проблему безработицы»; по социально-демографическим признакам ответы по этому варианту распределились следующим образом: 21,2% «до 20 лет», 22,9% «от 20 до 30 лет», 23,6% «от 30 до 40 лет», 11,3% «от 40 до 50 лет», 25,0% «от 50 до 60 лет», 17,9% «от 60 лет и выше»; 18,9% со средним,

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как вы оцениваете проводимую в Дагестане земельную реформу?»,

% от общего количества опрошенных

Национальности Варианты ответов

Положительно, это позволит развивать сельское хозяйство республики Положительно, это позволит привлечь в сельское хозяйство людей и решить проблему безработицы Положительно, это позволит в полной мере обеспечить республику сельскохозяйственной продукцией Отрицательно, это приведет к росту межнациональной напряженности Отрица-тельно,это провоцирует межнациональные конфликты Отрицательно, это способствует дальнейшей коррупции

Аварцы 18,6 19,9 27,1 12,2 8,1 20,4

Даргинцы 13,3 23,1 13,3 21,7 9,8 25,2

Кумыки 10,3 16,4 7,8 17,2 25,0 15,5

Лакцы 15,3 26,4 23,6 13,9 2,8 25,0

Лезгины 27,9 24,8 14,7 7,8 11,6 14,0

Русские 5,3 42,1 15,8 10,5 0 26,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чеченцы 15,5 16,3 24,8 23,3 23,3 14,0

Другие 6,3 12,5 25,0 18,8 0 31,3

Всего 16,7 21,1 19,3 15,7 12,8 19,3

24,2% средним специальным и 21,2% высшим образованием. С небольшой разницей на второй позиции располагается также позитивное отношение к земельной реформе, ибо она «позволит в полной мере обеспечить республику сельскохозяйственной продукцией», разделяемое каждым четвертым опрошенным среди аварцев, лакцев и чеченцев в возрастных подгруппах «до 20 лет» и «от 60 лет и выше», каждым пятым в подгруппе «от 50 до 60 лет», имеющими среднее и среднее специальное образование, каждым шестым опрошенным среди русских, а также в подгруппах «от 20 до 30 лет» и «от 40 до 50 лет», каждым седьмым среди лезгин, в возрастной подгруппе «от 30 до 40 лет», каждым восьмым опрошенным среди даргинцев. При этом противоположной оценки земельной реформы с мотивацией «она способствует дальнейшей коррупции» придерживается каждый пятый опрошенный по всему массиву, из них каждый четвертый среди русских, даргинцев и лакцев, а также в возрастных подгруппах «от 30 до 40 лет» и «от 40 до 50 лет», каждый пятый среди аварцев, в возрастной когорте «от 20 до 30 лет», каждый шестой среди кумыков, каждый седьмой опрошенный среди лезгин и чеченцев, в подмассиве «от 50 до 60 лет» и «от 60 лет и выше». Следует отметить, что с повышением образовательного статуса увеличивается доля придерживающихся данной позиции: 11,6% со средним, 22,2% - средним специальным и 26,8% высшим образованием. Далее, каждый шестой опрошенный по всему массиву также настроен положительно, ибо земельная реформа «позволит развивать сельское хозяйство республики», причем выбравших данное суждение больше среди лезгин, в под-массиве «до 20 лет», имеющих среднее образование (каждый четвертый опрошенный) и мень-

ше всего среди русских, а также в возрастной подгруппе «от 50 до 60 лет» (5,8%). На пятом и шестом местах по всему массиву располагаются негативное отношение к земельной реформе, ибо она «приведет к росту межнациональной напряженности» и «провоцирует межнациональные конфликты». По этнической принадлежности первое суждение ближе каждому четвертому опрошенному среди чеченцев, каждому пятому среди даргинцев, каждому шестому среди кумыков, каждому восьмому среди аварцев и лакцев, каждому десятому опрошенному среди русских; по возрастному признаку: 13,7% респондентов «от 30 до 40 лет», 14,2% «от 40 до 50 лет», 16,5% «до 20 лет», 17,3% «от 50 до 60 лет», 19,0% «от 20 до 30 лет», 25,0% «от 60 лет и выше». Вторую позицию отметил каждый четвертый опрошенный среди кумыков и чеченцев, а доля остальных почти в 2,0-2,5 раза меньше; по возрасту ответы распределились следующим образом: 7,1% опрошенных «от 60 лет и выше», 11,3% «от 40 до 50 лет», 11,7% «от 20 до 30 лет», 13,2% «от 30 до 40 лет», 13,6% «до 20 лет» и 15,4% респондентов «от 50 до 60 лет».

Таким образом, полученные результаты нашего социологического исследования показывают, что в установках опрошенных дагестанских народов существует противоречивое отношение, соответственно, и оценка проводимой в республике земельной реформы, которую они, с одной стороны, характеризуют позитивно, с другой, усматривают заложенный в ней конфликтный потенциал.

С учетом сложности и неоднозначного отношения дагестанских народов к земельной реформе, специфики некоторых ее положений участникам опроса был задан «контрольный вопрос» (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «В Дагестане проводится земельная реформа, и одним из ее положений является передача земель, на которых расположены поселения на землях отгонного животноводства, из государственной в муниципальную собственность. Согласны ли вы с этим?», % от общего количества опрошенных

Варианты ответов Национально сти

аварцы даргинцы кумыки лакцы лезгины русские чеченцы другие всего

Да, если земли будут пере-

даны в муниципальную собственность моего района, 27,6 34,3 12,1 36,1 31,8 42,1 15,5 25,0 26,4

т. е. района, на территории

которого находятся эти земли

Да, если эти земли будут

переданы в муниципальную собственность районов (Ахвахского, Гунибского, Хунзахского, Тляратинского 25,8 9,1 3,4 8,3 14,0 5,3 39,5 18,8 18,1

и т. д.), которые имеют земли

отгонного животноводства

на равнинных территориях Дагестана

Нет, потому что местное на-

селение на равнине потеряет

свои исторические (этнические) территории, в связи 38,0 36,4 29,3 30,6 30,2 36,8 36,4 25,0 34,2

с чем возможно появление

межнациональных конфлик-

тов и противостояние

Нет, потому что земельная

реформа направлена на «захват» земель традиционного 31,1 16,8 47,4 15,3 10,1 10,5 13,2 6,3 18,0

проживания кумыков, ногай-

цев, русских и т. д.

Результаты нашего социологического исследования, представленные в табл. 3, констатируют несогласие опрошенных дагестанских народов с проводимой в республике земельной реформой с мотивацией, что «местное население на равнине потеряет свои исторические (этнические) территории, в связи с чем возможно появление межнациональных конфликтов и противостояние» (каждый второй опрошенный по всему массиву); по этнической принадлежности данную позицию разделяет каждый третий опрошенный среди аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, русских и кумыков; 50,0% в возрастной подгруппе «от 60 лет и выше», 38,1% «до 20 лет», 35,7% «от 30 до 40 лет», 31,1% «от 40 до 50 лет», 30,8% «от 50 до 60 лет», 30,2% «от 20 до 30 лет»; 36,1 % со средним, 33,5% средним специальным и 35,2% высшим образованием. Но при этом в массовом сознании опрошенных кумыков превалирует позиция, что «земельная реформа направлена на "захват" земель традиционного проживания кумыков, ногайцев, русских и т. д.» (каждый второй респондент), хотя на него указал каждый третий среди аварцев, а доля остальных народов в 2,0-2,5 раза меньше; по социально-демографическому признаку ответы распределись следующим образом: 10,7% в подгруппе «от 60 лет и выше», 16,5% «до 20 лет», 17,3% «от 50 до 60 лет», 18,9% «от 40 до 50 лет», 20,1%

«от 20 до 30 лет», 20,3% «от 30 до 40 лет»; 18,6% со средним, 19,6% средним специальным, 16,8% высшим образованием.

Далее, каждый четвертый опрошенный по всему массиву согласен на передачу земель из государственной в муниципальную собственность, если они «будут переданы в муниципальную собственность района, на территории которого находятся эти земли»; по этнической принадлежности данный вариант ответа разделяет каждый второй респондент среди русских, каждый третий среди даргинцев, лакцев, лезгин; в возрастных подгруппах «от 30 до 40 лет», «от 40 до 50 лет», «от 50 до 60 лет» и «от 60 лет и выше»; имеющие высшее образование - каждый четвертый опрошенный среди аварцев в подгруппе «до 20 лет», «от 20 до 30 лет» - имеющие среднее специальное образование, и их заметно меньше в подмассиве кумыков и чеченцев.

На предпоследнем месте располагается суждение «если эти земли будут переданы в муниципальную собственность районов (Ахвахского, Гунибского, Хунзахского, Тляратинского и т. д.), которые имеют земли отгонного животноводства на равнинных территориях Дагестана», и оно доминирует в установках респондентов чеченцев, хотя большая доля аварцев также указала на него, в остальных этнических подгруппах разделяющих данную позицию заметно меньше; по

возрастному признаку ответы распределились следующим образом: 23,4% респондентов «до 20 лет», 17,9% «от 60 лет и выше», 15,1% «от 20 до 30 лет», 14,2% «от 40 до 50 лет», 13,7% «от 30 до 40 лет», 13,5% «от 50 до 60 лет».

Таким образом, опрошенные дагестанские народы в целом не согласны с одним из основных положений земельной реформы, предполагающим передачу земель отгонного животно-

водства из государственной в муниципальную собственность, по самым разным мотивам, но наиболее жесткую позицию в данном вопросе занимают кумыки, характеризуя ее как «захват» земель их традиционного проживания.

В исследовании был задан еще один «контрольный вопрос», позволяющий более глубоко проанализировать отношение дагестанских народов к земельной реформе (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы на передачу земельных наделов под инвестиционные

проекты?», % от общего количества опрошенных

Национальности Варианты ответов

Да, это позволит эффективно использовать земли и развивать сельское хозяйство республики Да, это позволит иметь равный доступ к получению земель под инвестиционные проекты, независимо от национальной принадлежно сти Да, если передача земель под инвестиционные проекты будет прозрачной и на публичных торгах Нет, это провоцирует межнациональное противостояние Нет, это откроет путь для махинаций и нечистоплотных действий при передаче земель в частные руки Нет, это станет поводом для коррупционных проявлений

Аварцы 24,4 21,7 25,3 14,9 15,4 14,0

Даргинцы 17,5 7,7 25,9 16,1 28,7 16,1

Кумыки 19,0 5,2 11,2 30,2 22,4 12,9

Лакцы 29,2 16,7 22,2 5,6 19,4 18,1

Лезгины 33,3 7,8 10,1 16,3 15,5 12,4

Русские 15,8 0 21,1 5,3 26,3 21,1

Чеченцы 24,0 20,9 20,9 33,3 9,3 5,4

Другие 25,0 6,3 12,5 18,8 18,8 12,5

Всего 24,0 13,6 19,9 19,3 18,3 13,1

Данные, приведенные в табл. 4, показывают почти равномерное распределение предложенных вариантов ответов, которые одновременно позитивно и негативно настроены к возможности передачи земельных участков под инвестиционные проекты.

Первое ранговое место занимает позиция, демонстрирующая положительную оценку, ибо это позволит эффективно использовать земли и развивать сельское хозяйство республики. Ее разделяет каждый третий опрошенный среди лакцев и лезгин, каждый четвертый среди аварцев и чеченцев, каждый пятый среди кумыков, каждый шестой опрошенный среди даргинцев и русских. С возрастом уменьшается доля придерживающихся данной позиции: 31,5% «до 20 лет», 24,0% «от 20 до 30 лет», 22,0% «от 30 до 40 лет», 15,1% «от 40 до 50 лет», 13,5% «от 50 до 60 лет», 10,7% «от 60 лет и выше».

На второй позиции также располагается положительная оценка, но с существенным уточнением - «если передача земель под инвестиционные проекты будет прозрачной и на публичных торгах», разделяемая каждым четвертым опрошенным среди аварцев и даргинцев, каждым пятым среди лакцев, русских и чеченцев, меньше всего таковых среди кумыков и лезгин; с образовательным статусом увеличивается доля раз-

деляющих данное суждение - 16,8% со средним, 19,6% со средним специальным и 22,1% с высшим и незаконченным высшим образованием.

С небольшой разницей третье ранговое место занимает позиция, что в самом процессе передачи земельных наделов под инвестиционные проекты заложен механизм ухудшения межэтнических отношений, более того, она может провоцировать межнациональное противостояние и конфликты. Прогноз такого негативного сценария развития событий присущ каждому третьему опрошенному среди кумыков и чеченцев, каждому шестому среди даргинцев и лезгин, каждому седьмому среди аварцев, в то время как среди респондентов лакцев и русских их доля статистически небольшая; по социально-демографическому признаку его разделяют 25,0% опрошенных «от 50 до 60 лет», 23,8% «до 20 лет», 21,4% «от 60 лет и выше», 17,0% «от 30 до 40 лет», 16,8% «от 20 до 30 лет», 15,1% «от 40 до 50 лет». Кроме того, каждый пятый опрошенный по всему массиву, каждый третий среди даргинцев, каждый четвертый среди русских, каждый пятый среди кумыков и лакцев, каждый шестой опрошенный среди аварцев и лезгин считают, что «это откроет путь для махинаций и нечистоплотных действий при передаче земель в частные руки»; по возрасту доля придержива-

ющихся данного мнения больше в подгруппах «от 60 лет и выше» (35,7%) и «от 30 до 40 лет» (23,6%), а также среди респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием (21,5%). Вместе с тем опрошенные дагестанские народы считают, что передача земель под инвестиционные проекты «позволит иметь равный доступ к получению земель под инвестиционные проекты, независимо от национальной принадлежности»; данную позицию по этнической принадлежности разделяет каждый пятый респондент среди аварцев и чеченцев, каждый шестой среди лакцев. Мнения, что земельная реформа и передача земель под инвестиционные проекты может стать поводом для коррупционных проявлений, придерживается каждый пятый опрошенный среди русских, каждый шестой среди лакцев и даргинцев, каждый седьмой среди аварцев, каждый восьмой опрошенный среди кумыков и лезгин.

Таким образом, полученные на блок вопросов по оценке земельной политики и реформы в республике результаты исследования показывают:

1) существование в массовом сознании дагестанских народов при оценке земельной реформы противоположных тенденций: с одной стороны, в целом положительная оценка, с другой, обозначение заложенного в ней потенциала межнационального противостояния, этноконфликтов, ухудшения характера взаимоотношений между дагестанскими народами, базу формирования ин-толерантного сознания и поведения, а также возможности для коррупционных сделок и т. д.;

2) позитивно к проведению земельной реформы в республике относится каждый третий опрошенный по всему массиву при условии ее прозрачности, с уточнением, «если будут отменены полномочия главы республики по передаче земель из республиканской в муниципальную собственность» и возможности передачи земли под крупные инвестиционные проекты;

3) однако для массового сознания дагестанцев характерна негативная оценка земельной реформы, потому что, во-первых, «с местным населением не согласовывают межевание границ и определение статуса отгонных земель», во-вторых, «в результате политики властей последних десятилетий хозяйства горных районов в расчете на одного жителя имеют земли гораздо большие, чем хозяйства равнинных районов» и, в-третьих, «при передаче земель отгонного животноводства в ведение местных муниципалитетов они потеряют особый статус, будут выведены из сельхозоборота и приобретут статус земель поселений»;

4) в ответах на «контрольный вопрос» опрошенные дагестанские народы последовательны и подчеркивают, что передача земельных наделов под инвестиционные проекты может спровоцировать межнациональное противостояние, откроет путь для махинаций и нечистоплотных действий при передаче земель в частные руки и станет поводом для коррупционных проявлений. Однако при этом респонденты усматривают и позитивные последствия, заключающиеся в возможности эффективно использовать земли и развивать сельское хозяйство республики, а также равного доступа к получению земель под инвестиционные проекты, независимо от национальной принадлежности.

Примечания

1 См.: АгаевМ. Бомба в земле // Черновик. 2015. 6 нояб. С. 1, 19.

2 См.:ВагабоваС. Сложные отношения с землей // Черновик. 2015. 23 окт. С. 19.

3 Вагабова С. Эксперименты над землей // Черновик. 2015. 30 окт. С. 17.

4 Коршунов С. Национальная идентичность. Постижение смысла. М., 2009. С. 416.

Образец для цитирования:

Шахбанова М. М. Земельная реформа в Республике Дагестан: проблемы, противоречия и оценка в общественном сознании дагестанских народов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 280-286. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-280-286.

Cite this article as:

Shakhbanova M. M. Land Reform in the Republic of Dagestan: Problems, Contradictions and Evaluation in Public Consciousness of the Dagestan Peoples. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 280-286 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-280-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.