Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 5 (71), № 2. 2019 г.
УДК: 94(73)
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТЕХАСЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ
Бочко В. Ю.
Институт развития образования Краснодарского края, г. Краснодар, Российская Федерация.
E- mail: [email protected]
Исследование ставит своей целью изучение земельной политики Техаса, как фактора интеграционных процессов в отношении США. Хронологически исследование охватывает период с XVIII в. по 1850-е гг. Проводится сравнение техасской и американской систем использования земельных ресурсов. Отмечаются общие вехи развития американской земельной системы до Гражданской войны. Рассматривается переход от продажи крупных участков, к продаже небольших наделов. Большое внимание уделено техасской системе землепользования в период существования государственных органов Техаса, т.е. начиная с 1820-х гг. Рассмотрена мексиканская земельная политика в Техасе на севере страны в период 1820-х-сер. 1830-х гг. Изучены причины, сущность и последствия так называемых «земельных грантов» и «гомстедов» Техаса. Продемонстрировано влияние республиканской внешней и внутренней политики, оказанное на процесс передачи техасских общественных земель колонистам и предпринимателям. Изучена роль общеамериканского опыта в развитии техасской системы пользования общественными землями. Продемонстрирована связь между решениями в рамках земельной политики в разные периоды и политическими последствиями: независимостью, аннексией и сецессией. Исследование продемонстрировало отличия и сходства мотивов государств Техаса и США. Техасская система строилась на идее земли, как ресурса необходимого к трате для скорейшего освоения региона. Как следствие, в исследовании раскрыта важная роль подобной земельной политики в «освоении» региона и продемонстрирована прямая связь между этой политикой и присоединением Техаса к США.
Ключевые слова: США, региональная история, США перед Гражданской войной, Техас, гомстед, земельная политика, земельные наделы, аннексия Техаса.
Практическую значимость изучению американского опыта государственной земельной политики придает принятие в 2016 г. закона 119-ФЗ, известного как «Закон о дальневосточном гектаре». В идеологии документа явно прослеживаются аналогии с американским гомстед-актом, соответственно, вполне допустимо прогнозировать последствия современного российского реформирования, опираясь, в том числе, и на полуторавековой опыт США.
Гомстед-акт США являлся результатом долгих многолетних ожесточённых споров о роли земли в финансовой независимости американских граждан. В отечественной исторической науке подробно изучен американский акт, но малоизученными остаются примеры альтернативной земельной политики отдельных штатов, хотя именно она предоставила необходимый опыт для федерального реформирования.
Одним из примеров альтернативной земельной политики до Гражданской войны можно назвать штат Техас. Техасская земельная политика являлась достаточно самобытной, в то же время она значительно поспособствовала присоединению Техаса к США, где он остается и поныне. Изучения именно этого
примера продемонстрирует и сепаратизм, возникший вследствие неудачной раздачи земель, и интеграционные процессы, развивавшиеся из-за этой неудачи.
Исследование техасской политики необходимо начинать с раскрытия земельного вопроса в целом в США до Гражданской войны. Вопрос землевладения и продажи общественных земель для Соединенных Штатов был одним из старейших. Ещё под властью Великобритании в колониях существовала проблема нехватки сельскохозяйственных земель для растущего населения, что усугубилось после 1763 г. с изменением политики колонизации [5, с. 107; 4, с. 38].
Принятием статей Конфедерации земля признается ценностью, которую необходимо продавать для пополнения бюджета [12]. Затем штаты один за другим отказывались от земельных претензий на западные территории и таким образом передали конгрессу конфедерации право распоряжаться ими. Это сформировало относительно либеральную земельную политику, выраженную в Северо-западных ордонансах, приведшею к быстрому заселению ближайших западных областей [3, с. 24]. Хотя всё же земельные участки были слишком крупными для мелких фермеров: предусматривалась продажа земли участками площадью по 640 акров и стоимостью от 1 долл. за акр [7, с 74]. В 1796 г. государство удваивает цену участка до 2 долл. за акр, но затем в 1800 г. в два раза сокращает минимальную площадь земли, кроме того разрешает выплату в кредит.
В начале следующего века продажа общественной земли становится ещё более важным политическим вопросом, и Джефферсон, как президент США, способствовал развитию малого фермерства на западных землях, добиваясь снижения минимального объема покупки до 160 акров [11; 14, с 277-278]. При стоимости в 2 долл. за акр фермерам по-прежнему был необходим кредит для приобретения личного участка, а многие земли приобретались спекулянтами с целью дальнейшей перепродажи.
В 1820 г. принимается упомянутый многими исследователями акт Конгресса США, снижающий минимальную выплату до 100 долл. и минимальный объем земельного участка до 80 акров [15, с. 566-567]. В 1832 г. было позволено делить участок до 40 акров [16, с. 503].
Впервые предложение о наделении американцев участками по 160 акров из общественных земель поступило в конгресс в 1846 г. В отношении данного участка применялся термин «гомстед» [6]. В качестве локомотива данной идеи с 1848 г. выступала партия фрисойлеров, но успех её оставался весьма ограниченным [10, с. 61-62].
Проблема сохранялась в 1850-е и проявилась в предвыборной борьбе 1860 г. (таблица 1), когда республиканцы стали продолжателями фрисойлеров и сделали земельный вопрос одним из основных в своей платформе. Впрочем, в погоне за голосами фермеров противостоящие им демократы также пытались эксплуатировать данную тему [1]. Таким образом земельный вопрос в США до Гражданской войны оставался неразрешенным в полной мере.
4
Таблица 1
Особенности американской земельной политики
Период Минимальная площадь (акров) Минимальная цена за участок (долларов) Минимальная цена за 1 акр (долларов)
1785-1796 640 640 1
1796-1800 [18] 640 1280 2
1800-1804 [19] 320 640 2
1804-1820 [13] 160 320 2
1820-1832 80 100 1,25
1832-1862 40 50 1,25
В Техасе политика не была столь стабильной и отличалась в зависимости от государственного флага, развевающегося над Техасом: от Испанской политики до политики штата Техас, зачастую в реформировании разных правительств разобраться весьма сложно.
Первые земельные наделы больших объемов стали выделять ещё колониальные власти Испании. В середине XVIII в. получателями становятся крупные скотоводы на территории долины реки Сан-Антонио. Земельные наделы одобрял губернатор провинции, получавший от претендентов небольшую плату. Часто скотоводы неформально занимали земли вдали от городов и в дальнейшем легализировали эти владения. В 1767 г. на территории Техаса начала действовать королевская комиссия, предоставлявшая официальные земельные участки частным лицам [29]. По итогу обследования были розданы документы на владение собственностью. Земледельцам земли выдавали вдоль водоёмов, необходимых для орошения. Скотоводам, менее зависимым от больших объёмов пресной воды, выдавались участки вдоль Мексиканского залива [28].
Политики стремились привлечь население с целью опереться на него в защите региона. Желая заселить территорию. В 1820 г. испанские власти сделали шаги, необходимые для привлечения иностранцев на территорию Техаса, разрешив М. Остину занять земли, необходимые для 300 семей.
Требования Испанского государства вскоре остались в истории. Наследник М. Остина, С. Остин был вынужден снова добиваться разрешения на колонизацию, теперь у Мексики. По результату был принят закон, открывающий дорогу колонистам из США, что ознаменовало начало нового этапа развития Техаса.
Мексика создавала выгодные условия для переселения иностранцев, на что неоднократно указывалось в отечественных исследованиях. «Под давлением американских предпринимателей правительство Агустина I издало 4 января 1823 г. закон о колонизации, который предусматривал раздачу земли наряду с
5
мексиканскими гражданами иностранцам католикам, гарантировал охрану их прав, предоставлял им существенные льготы и привилегии» [2]. По сути оплата земли в период до 1825 г. была необходима лишь для компенсации расходов измерения и оформления участков. В техасских источниках упоминается цифра в 12,5 центов за акр в качестве компенсации эмпресарио за вышеуказанные расходы [20, с. 41]. Таким образом, при получении участка в 640 акров колонист заплатил бы 80 долл.
Колонистам разрешалось подавать прошения о натурализации через агентов-эмпресарио или действовать самостоятельно, но преимущество имела система агентов. Колонистам, готовым заниматься земледелием или скотоводством, предоставлялась земля площадью не менее лабора плодородной земли или кв. лига пастбищ соответственно.
Колонисты, проживающие компактно, могли основать город или поселок, создав в нем органы власти. Колонистам предоставлялись налоговые и таможенные льготы. Были также наложены некоторые незначительные ограничения на рабовладение [22].
Одновременно Мексика пыталась привлечь к колонизации индейцев: некоторые группы индейцев были более приоритетным населением, чем иммигранты. Однако Мексика, занятая внутренними проблемами, не могла успешно проводить постоянную индейскую политику [32].
После смены формы правления в Мексике. Остину с коллегами пришлось вести переговоры уже с конгрессом республики. 18 августа 1824 г. был издан Национальный колонизационный закон. Во многом он повторял Имперский закон, но были и изменения: вводились новые ограничения и уточнения[33]. Была предусмотрена передача полномочий по работе с переселенцами с федерального на местный уровень. В случае Техаса она должна была проходить в Салтилло, столице штата Коалуила-и-Техас.В соответствии с этим положением правительство штата приняло 24 марта 1825 г. собственный колонизационный закон. В нем давались указания о процедуре натурализации иностранцев, ограничивались свободные зоны от границы и побережья, а также ряд уступок или ограничений [23].
Законом была установлена плата за ситио пастбищ - 30 долл. (то есть менее 1 цента за акр), за лабор земли 2,5 долл. без орошения и 3,5 долл. за землю той же площади с орошением (1,5 цента и 2 цента за акр соответственно) [23]. По сути эти выплаты должны были заменить выплаты эмпресарио и покрыть организационные расходы. Как указывается некоторыми исследователями, эти законы ещё больше увеличили выгодность приобретения техасских земель [2].
Реализация закона способствовала деятельности эмприсарио. За период до 1835 г. был заключен 41 контракт. Наиболее известными эмприсарио были С. Остин и Г. де Витт [34, с. 40]. За десятилетие Остин лично поселил на этих землях около полутора тысяч семей. По заключенной концессии С. Остин получил 200 тыс. акров земли для заселения на нее колонистов, позже к ним добавились земли еще по 4 концессиям [9, с. 33]. В советской историографии встречается цифра в 26,28 млн. акров, переданных по контрактам за период с 1824 г. по 1835 г. Земли также предоставлялись мексиканцам (в основном крупным скотоводам), но их численность росла очень медленно [2].
6
После начала активной колонизации региона американцами, возникла проблема взаимоотношения с коренным населением [21, с. 66]. Примером действий власти может служить ситуация с индейцами Шони. Мексиканское правительство оформило за ними по четверти квадратной мили земель Техаса на каждого воина, за это Шони были верными союзниками в последующие годы и многократно помогали в боевых действиях. Чероки в подобной ситуации, при постоянной поддержке, кроме обещаний в итоге не получили ничего.
Вызвавший возмущение колонистов государственный переворот мексиканского президента Санта-Анны усилил влияние сепаратистов. Как следствие в 1835 г. был создан самопровозглашенный штат Техас, в котором были сформированы новые правила для получения земельных наделов. Во время гражданского конфликта с армией Мексики земельные наделы были взаимосвязаны с революционной целесообразностью.
Так американцы, записывались в армию Техаса на условиях получения земли. За участие в военной компании и в зависимости от срока службы добровольцы получали от 320 до 1280 акров, в ряде случаев и более [8, с. 35]. Тогда как колонисты, бежавшие из Техаса, лишись своих земель. Всего было роздано более 1 млн. акров 7,5 тыс. получателей [26, с. 26].
С принятием конституции республики были обозначены реформы в земельной политике. Новая политика правительства Техаса проводилась с целью привлечь как можно больше иммигрантов для повышения обороноспособности.
В республиканский период техасской истории существовали так называемые «гранты». Впервые в республике о них упомянуто в конституции и согласно её тексту граждане, не получившие земли ранее как колонисты, имеют право на участки определенных площадей. Дальнейшие законы уточняли эти положения.
В конституции указано, что граждане, проживавшие в Техасе до объявления декларации независимости, имеют право на землю общей площадью в 1 лигу и 1 лабор для главы семьи (4,6 тыс. акров), 1/3 лиги (1,5 акров) для одиноких мужчин, достигших 17 лет [24].
Обычно получатель земли выплачивал всего 5 долл. на расходы оформления и, в случае соответствиям всем критериям получал, земельный сертификат. Однако стоит отметить, что около 1/3 участка стоила оплата работы геодезиста, проводившего разграничение. По сути это означало получение всего за 5 долл. участка объемом в 2/3 от установленного законом [27]. Данное явление вызвало ажиотаж, всплеск мошеннических операций и вооруженные конфликты между колонистами. Государство было вынуждено корректировать подобную политику.
Всего за период до 1841 г. было передано в собственность около 37 млн. акров земель [29]. Политика грантов продолжалась и в период штата. С 1845 г. по 1854 г. объем предоставляемого участка составлял 320 акров, а с 1854 г. по 1856 г. - 160 акров. Для получения участка поселенцы должны были прожить на нем три года и совершенствовать его [25].
Были и другие способы получения земель. После 1841 г. заключались отдельные контракты, схожие с мексиканским периодом с представителями групп. Таким способом частные лица получили около 4,5 млн. акров земли. 30 января 1844
7
г. была прекращена практика колонизационных контрактов. Земли передавались по отдельным законам для отдельных категорий населения. С 1845 г. государство допустило обратный порядок: поселенцы селились на государственной земле, а потом могли её выкупить с преимуществом. Допускалась покупка участка до 320 акров по цене в 50 центов за акр [9, с. 62].
Земля выступала гарантией кредита, залоговой собственностью. Правительство Техаса предполагало её стоимость от 0,5 до 2 долл. за акр [25]. Хотя по некоторым данным для получения дополнительных средств были предоставлены права финансистам прямой покупки земли по цене 25 центов за акр [9, с 69].
Распространенным способом отчуждения земель у государства была передача площадей в качестве субсидий компаниям, занимающихся внутренними улучшениями, в особенности в сфере транспорта. Например, за каждую милю построенной железной дороги в начале 1850-х гг. штат предполагал передачу компании до 10240 акров земли. Также государство за счет земли пыталось наладить систему образования. Впрочем, земельные субсидии не являлись эффективными в данных случаях.
Помимо того, что Техасцы могли претендовать на земельный участок близкий по духу к гомстедам 1862 г., так ещё и в законодательный оборот прочно входит термин гомстед.
Благодаря изменению отношения к должнику не как преступнику, а как к неудачливому, но, зачастую, честному человеку общественное мнение обратилось к защите семьи должника. Поскольку большое количество техасцев перебралось на территорию республики, скрываясь от долгов, и многие семьи пострадали от финансовой паники 1837 г. и последовавшего кризиса, данное изменение было не только теоретическим, но и прикладным [31]. Поэтому в Техасе был принят в 1839 г. собственный гомстед акт - каждому гражданину республики позволялось неотторжимо владеть до 50 акров земли или земельным участком в городе, а также другим имуществом согласно списку [17, с. 125-126].
После кризиса 1837 г. в некоторых регионах США были установлены временные моратории на взыскание долгов. Но по данным Л.Лондон защита гомстеда была оригинальным решением Техаса, примеру которого позже последовали другие штаты. Ещё до аннексии 1845 г. аналогичный закон приняли Миссисипи, Джорджия, Алабама и Флорида. На конституционном уровне утвердили правило штаты Висконсин, Калифорния, Мичиган, Индиана, Миннесота, Мэриленд. Айова, Иллинойс, Кентукки, Огайо, Орегон, Нью-Йорк, Массачусетс, и Вирджиния затевали обсуждение, но не приняли данное положение. На территории США этот прецедент активно обсуждался [30, с. 432].
В техасской конституции 1845 г. закон был расширен - в нем количество земли составило 200 акров. Теперь уже влияние на конвент оказывал закон действующий в Алабаме, где неотчуждаемыми являлись 160 акров [30, с. 446].
Изучив развитие земельной политике в Техасе, можно сделать следующие выводы:
1) В целом американский Техас следовал общеамериканскому опыту, используя общественные земли как важный источник финансирования;
8
2) Многие черты при этом были характерны именно для Техаса, как для региона где смешались Испанские, Мексиканские и Американские методы колонизации. Дешевизна земли, использование её для максимального привлечения населения и, на первом этапе, защита минимального надела отличали политику Техаса от США.
3) Но при этом постепенно это различие стиралось. Аннексия не помешала Техасу первоначально сохранить либеральную земельную политику, поскольку все общественные земли остались за Техасом, а гомстеды были переняты и другими штатами.
4) Политически земельный вопрос не являлся острым для Техаса на протяжении периода до Гражданской войны, поскольку плотность штата оставалась достаточно низкой.
Подводя итог, важно отметить влияние американского политического и экономического опыта, на достаточно самобытную Техасскую политику. При этом аннексия не принесла революционных изменений в данную политику, что доказывает успех предварительного интеграционного процесса.
Список использованных источников и литературы
1. Алентьева Т. В. Президентские выборы 1860 г. в зеркале прессы // Северная Америка. Век девятнадцатый. URL: http://america-xix.org.ru/library/alentieva-elections-1860/ (дата обращения: 12.08.2017).
Alent'eva T. V. Prezidentskie vybory 1860 g. v zerkale pressy // Severnaya Amerika. Vek devyatnadtsatyi. URL: http://america-xix.org.ru/library/alentieva-elections-1860/ (data obrashcheniya: 12.08.2017).
2. Болховитинов Н. История США // Библиотека Гумер. URL:http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ History/bolh/09.php (дата обращения 8.08.2017).
Bolkhovitinov N. Istoriya SShA // Biblioteka Gumer. URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/bolh/09.php (data obrashcheniya 8.08.2017).
3. Гуляков А. Д., Саломатин А. Ю. Основание федеративного государства в США (историко-государствоведческий очерк) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион: Общественные науки. Право. 2015. №1 (33). С. 20-31.
Gulyakov A. D., Salomatin A. Yu. Osnovanie federativnogo gosudarstva v SShA (istoriko-gosudarstvovedcheskii ocherk) // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region.: Obshchestvennye nauki. Pravo. 2015. №1 (33). S. 20-31.
4. Иванян Э. А. История США. М., 2004. - 576 с.
Ivanyan E. A. Istoriya SShA. M., 2004. - 576 s.
5. История США в четырех томах. Т.1.: 1607-1877. М., 1983. - 687 с.
Istoriya SShA v chetyrekh tomakh. T.1.: 1607-1877. M., 1983. - 687 s.
6. Куропятник Г. П. Земельный вопрос в Конгрессе США в середине XIX века // Северная Америка. Век девятнадцатый. URL: http://america-xix.org.ru/library/kuropiatnik-land/land_xix.html (дата обращения: 14.08.2017).
Kuropyatnik G. P. Zemel'nyi vopros v Kongresse SShA v seredine XIX veka//Severnaya Amerika. Vek devyatnadtsatyi. URL: http://america-xix.org.ru/library/kuropiatnik-land/land_xix.html (data obrashcheniya: 14.08.2017).
7. Муравьева Л. А. Финансово-экономическое развитие Соединенных Штатов Америки в первой половине XIX в. // Финансы и Кредит. 2012. №31(511). С. 71-79.
Murav'eva L. A. Finansovo-ekonomicheskoe razvitie Soedinennykh Shtatov Ameriki v pervoi polovine XIX v. // Finansy i Kredit. 2012. №31(511). S. 71-79.
8. Потокова Н. В. Агрессия США против Мексики. 1846-1848. М., 1962. - 141 с.
Potokova N.V. Agressiya SShA protiv Meksiki. 1846-1848. M., 1962. - 141 s.
9
9. Потокова Н. В. Аннексия Техаса Соединенными Штатами Америки. Ростов-на-Дону, 1986. -
168 с.
Potokova N. V. Anneksiya Tekhasa Soedinennymi Shtatami Ameriki. Rostov-na-Donu, 1986. - 168 s.
10. Прилуцкий В. В. Образование партии Фрисойлеров и её политическая платформа // Вестник Брянского государственного университета. 2009. №2. С. 60-64.
Prilutskii V. V. Obrazovanie partii Frisoilerov i ee politicheskaya platform // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. №2. S. 60-64.
11. Савин К. Ф. Идеи и представления Томаса Джефферсона о демократии // Международный студенческий научный вестник. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/253/4182 (дата обращения: 12.08.2017).
Savin K. F. Idei i predstavleniya Tomasa Dzheffersona o demokratii // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/253/4182 (data obrashcheniya: 12.08.2017).
12. Статьи конфедерации // Викитека - свободная библиотека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Статьи_Конфедерации (дата обращения: 10.08.2017).
Stat'i konfederatsii // Vikiteka - svobodnaya biblioteka. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Stat'i_Konfederatsii (data obrashcheniya: 10.08.2017).
13. A Century of Lawmaking for a New Nation: U.S. Congressional Documents and Debates, 17741875 // American Memory. URL: http://rs6.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=llsl&fileName=002/ llsl002.db&recNum=314 (дата обращения: 14.08.2017).
14. Acts of the Eighth Congress of the United States // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/8th-congress/c8.pdf (дата обращения: 14.08.2017).
15. Acts of the Sixteenth Congress of the United States // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/16th-congress/c16.pdf (дата обращения: 14.08.2017).
16. Acts of the Twenty-Second Congress of the United States // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/law/help/statutes-at-large/22nd-congress/session-1/c22s1ch65.pdf (дата обращения: 14.08.2017).
17. An act entitled an act to exempt certain property therein named from execution//The Laws of Texas, 1822-1897. Vol. 2. Austin, 1898. - 1536 p.
18. An Act providing for the Sale of the Lands of the United States, in the territory northwest of the river Ohio, and above the mouth of Kentucky river, 1796 // History Kat. URL:http://www.historykat.com/US/statutes/ act-providing-sale-lands-united-states-territory-northwest-river-ohio-and-above-mouth-kentucky-river.html (дата обращения: 14.08.2017).
19. An Act to amend the act intituled «An act providing for the sale of the lands of the United States, in the territory northwest of the Ohio, and the mouth of Kentucky river» 1800 // History Kat. URL: http://www.historykat.com/US/statutes/act-amend-act-intituled-act-providing-sale-lands-united-states-territory- northwest-ohio.html (дата обращения: 14.08.2017).
20. Barker Е. С. Life of Stephen F. Austin, founder of Texas, 1793-1836: a chapter in the westward movement of the Anglo-American people. Dallas, 1925. - 584 p.
21. Barton H. W. The Anglo-American Colonists under Mexican Militia Laws // Southwestern Historical quarterly. 1961. Vol. 65, № 1.
22. Colonization Law Decree of 1823 // Sons of DeWitt Colony Texas. URL: http://www.tamu.edu/faculty/ccbn/dewitt/cololaws.htm#decree (дата обращения: 20.05.2011).
23. Colonization Law State of Coahuila and Texas 1825 // Sons of DeWitt Colony Texas. URL: http://www.tamu.edu/faculty/ccbn/dewitt/cololaws.htm#decree (дата обращения: 20.05.2011).
24. Constitution of the Republic of Texas (1836). General Provisions // Tarlton Law Library. URL:https://tarltonapps.law.utexas.edu/constitutions/texas1836/general_provisions (дата обращения: 15. 08. 2015).
25. Crump T. R. Categories of Texas Land Grants // Rootsweb.com. URL:http://www.rootsweb. ancestry.com/ ~txguadal/landgrant.html (дата обращения 4. 08. 2017).
26. Davis J. M. Texas Land Grants, 1750-1900: A Documentary History. Jefferson, 2016.
27. Ericson С. R. Introduction // First Settlers of the Republic of Texas: Headright Land Grants which Were Reported as Genuine and Legal by the Traveling Commissioners. URL:http://jack0204.tripod.com/ gen/Heskew/first_settlers.html (дата обращения 1. 08. 2017).
10
28. Greaser G. D. De la Teja J.F. Quieting Title to Spanish and Mexican Land Grants in the TransNueces: The Bourland and Miller Commission, 1850-1852 // Southwestern Historical quarterly. 1992. Vol. 95 № 4.
29. Lang A. S., Long C. Land Grants // Texas State Historical Association. URL:https://tshaonline.org/ handbook/online/articles/mpl01 (дата обращения: 08.08.2017).
30. London L. The Initial Homestead Exemption in Texas // The Southwestern Historical Quarterly. 1954. Vol. 57, №. 4.
31. Mertes T. Crash of 1837 // New Left Review. URL: https://newleftreview.org/II/84/tom-mertes-crash-of-1837 (дата обращения 14.08.2017).
32. Muckleroy A. The Indian Policy of the Republic of Texas // JSTOR. URL: http://www.jstor.org/ stable/select/30234837?seq=1&thumbView=thumbs&thumbPager=one (дата обращения: 20.07.2017).
33. National Colonization Law 1824// Sons of DeWitt Colony Texas. URL: http://www.tamu.edu/faculty/ccbn/dewitt/cololaws.htm#decree (дата обращения: 20. 05. 2011).
34. The Encyclopedia of the Mexican-American War: A Political, Social, and Military History. Vol. 1. Santa Barbara, 2013. - 1084 p.
Bochko V. Y. The land policy in Texas and its consequences in the first half of the XIX century.
The aim of this study is exploring the land policy of Texas as factor of integration processes between Texas and USA. The study covers the period from the XVIII century untill the 1850s. The author compares Texas and American systems of use land resource. The author marks the general milestones of the development of the American land system before the Civil War. In this period the minimum amount of land that could be purchased decreased from 1280 acres to 40 acres. An important part of the study is land use system of Texas during the existence of the state authorities of Texas starting from the 1820s. The author studies the Mexican land policy in Texas in during the period 1820-1836 and the causes, nature and consequences of «land grants» and «homesteads» in the independent Texan Republic. The article describes the influence of republican foreign and domestic policies on the transfer of Texas public lands to colonists and entrepreneurs. Decisions within the framework of land policies in different periods are associated with political consequences: independence, annexation and secession. The author demonstrated strong differences of motives of the state of Texas and the United States. The Texas system was built on the idea of soil as a necessary resource to spend for the speedy development of the region. As a result, the article has revealed the important role of land policy in the «development» of the region and demonstrated a direct link between this policy and the annexation of Texas in 1845.
Keywords: USA, Regional history, Antebellum USA, Texas, Homestead, Land Policy, Land grants, annexation of Texas.
11