УДК 551.4. 557
Рафиков В.А., доктор географических наук
профессор
директор института сейсмологии Академия наук Республики Узбекистан
Шарипов Б.Б. студент магистратуры Национальный университет Узбекистана
Носирова З.К. студент магистратуры Национальный университет Узбекистана
«ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА» В БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ
Аннотация. Рассматриваются вопросы использования «зелёной экономики» в борьбе с опустыниванием. Показано, что в современных условиях интенсивного экономического развития крайне важно уделять внимание защите окружающей среды посредством внедрения принципов «зелёной экономики» во все сферы хозяйственной деятельности человека.
Ключевые слова: зелёная экономика, опустынивание, окружающая среда, деградация земель.
Rafikov V.A., doctor of geographical sciences
professor
Director of the Institute of Seismology Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan
Sharipov B.B. graduate student National University of Uzbekistan
Nosirova Z.K. graduate student National University of Uzbekistan
"GREEN ECONOMY" TO COMBAT DESERTIFICATION
Abstract. The article discusses certain issues of using the green economy in the fight against desertification, as there is still no single universally accepted definition of a "green economy ". This term focuses on the economic aspect of sustainable development, and also concludes the important idea that economic growth and environmental protection can be complementary strategies - as opposed to the prevailing opinion of a compromise between the two goals.
Key words: green economy, desertification, environment, land degradation.
Актуальность. По определению ЮНЕП [2], в основе «зелёной экономики» лежит преимущественное использование внутренних ресурсов, экологически чистых и эффективных технологий, стремление развития сельскохозяйственного производства как одного из факторов достижения экономического роста в целом, обеспечения продовольственной безопасности, в частности. Это высокотехнологичная экономика, которая в идеале должна свести к минимуму использование углеводородных ресурсов.
Основная часть. Концепция «зелёной экономики» широко обсуждается на различных международных форумах. Так, на Всемирном саммите «Рио+20» (2012 г.) было указано на её тесную связь с научно-техническим прогрессом и инновациями. В документе «Будущее, которого мы хотим» рассмотрены вопросы передачи развивающимся странам «зелёных» технологий, инноваций и прав интеллектуальной собственности на них.
Единого определения понятию «зелёная экономика» нет, однако в нём присутствует понимание, что достижение устойчивого развития «почти полностью опирается на экономические права». Оно предполагает, что экономическое развитие должно быть основано на реализации принципа не нанесения ущерба окружающей нас среде.
По определению ЮНЕП [2], внедрение принципов «зелёной экономики» будет способствовать снижению риска возникновения экологических катаклизмов, но целью её является не только решение проблем охраны окружающей среды и дефицита ресурсов. Она ориентирована на правильное их распределение между нынешним и будущими поколениями и искоренение бедности.
Одним из направлений «зелёной экономики» является борьба с опустыниванием посредством развития экологического туризма - очень популярного вида отдыха в мире.
Экологический туризм как отрасль экономики может оказать существенное влияние на развитие отдалённых пустынных регионов, способствовать увеличению поступлений в бюджет, созданию новых рабочих мест и соответственно, повышению уровня жизни в странах, территория которых подвержена опустыниванию.
Другое её направление - обеспечение электроэнергией отдалённых пустынных посёлков стран Центральной Азии. В Казахстане, например, эксперты по «зелёным» технологиям развернули работу по интенсификации использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для энергоснабжения таких населённых пунктов [1].
Национальным институтом пустынь, растительного и животного мира Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана в 1996 г. Был разработан план действий по борьбе с опустыниванием. В частности, реализованы проекты «Разработка,
создание и использование солнечной энергетической установки для подъёма и опреснения воды в Центральных Каракумах», «Создание долголетних осенне-зимних пастбищ в предгорном районе Туркменистана» и мн. др.
Целью этих работ была оценка современного состояния природно-экономического потенциала Туркменистана в условиях перехода к рыночным отношениям, выявление индикаторов процессов опустынивания и тенденций их развития, разработка наукоёмких экономичных технологий по восстановлению нарушенных ландшафтов и использованию природных ресурсов на основе принципа сохранения экологии. При разработке различных программ в области борьбы с опустыниванием были глубоко изучены методы освоения земель и максимально учтены вековые традиции местного населения в этой области [2].
По прогнозу климатологов, повышение в XXI в. температуры воздуха и испарения на территории Центрально азиатского региона отрицательно скажется на состоянии водных ресурсов его стран и, в частности, Узбекистана. Решение проблемы возможно только совместными усилиями этих страни с учётом участия в реализации Межгосударственной программы по стабилизации уровня Аральского моря и ослаблению развития негативных экологических процессов в Приаралье. Вкладом Узбекистанав успешную реализацию этой программы явилось принятие национальной стратегии по озеленению городов и населённых пунктов страны, в которой особое внимание уделено этой работе на осушенном дне Аральского моря. Здесь на территории, осуществлены массовые посадки деревьев.
Цель работы - посредством облесения Приаралья и смягчить влияние северо-западных ветров, которые поднимает пыле-солевые буры с высохшего дна Арала.
Облесение пустынных территорий -одно из важнейших направлений борьбы с опустыниванием в мире. Более 20 стран обязались посадить десятки миллионов деревьев на южной границе пустыни Сахара, чтобы предотвратить её наступление дальше на континент. На реализацию этого проекта выделено 8 млрд. долл. США, и посадки будут осуществлены на территории 11 стран Африки - от Сенегала до Джибути. В настоящее время в Сенегале посажено 11 млн.деревьев, в Нигерии удалось восстановить 4,8 млн. га сельскохозяйственных земель, в Эфиопии - 15 млн. га (на сегодняшний день проект реализован на 15%) [3].
Большая работа по борьбе с опустыниванием ведётся в Китае. В частности, в 2005 г.завершено создание защитной лесополосы вдоль самого длинного в мире автомобильного (таримское) шоссе, которое пересекает пустыню Такламакан с юга на север. По обе стороны шоссе возведена «великая зелёная стена» длиной 436 км и шириной более 70 м, на создание которой ушло более 20 млн.саженцев различных деревьев.
В борьбе с опустыниванием посредством применения «зелёных» технологий необходимо широко использовать так называемый нексус-подход (от лат. «nexus» -взаимосвязь, взаимодействие). В 2011 г. На международной конференции в Бонне было заявлено [3], что ответом на вызовы нынешнего тысячелетия может стать тесное взаимодействие стран мира в решении вопроса об управлении процессами использования основных ресурсов жизнедеятельности человека - воды, энергии и продовольствия.
Нексус-подход, то есть межсекторальное взаимодействие, получил известность не так давно в контексте интегрированного управления использованием водных ресурсов. Принятие ООН Целей устойчивого развития до 2030 г. стало толчком для того, чтобы рассматривать его в качестве инструмента поддержания экологического баланса в условиях интенсивного экономического развития. Новые идеи будут апробированы в ходе реализации уже имеющихся проектов в этой области и помогут в разработке очередной Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4) и Региональной программы по охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии (РПООСУР). Во многих странах мира реализуются проекты поиска новых источников водоснабжения на основе использования «зелёных» технологий. В частности, разрабатываются методы активного воздействия на атмосферные процессы с целью вызывания искусственного дождя. В силу практической значимости Всемирная метеорологическая организация выделяет эту работу в качестве приоритетной.
Исследования и практическая работа по вызыванию искусственного дождя широко проводится в России, США, Австралии, Израиле, Китае, Испании, Сирии, Иране, на Кубе, в Монголии и др. Научно-исследовательскими институтами Гидрометеорологической службы Российской Федерации разработаны эффективные методы и технологии вызывания искусственного дождя и технические средства, необходимые для их реализации. Результаты этой работы показывают, что сезонный объём осадков на определённой площади можно увеличить на 15-30%. Это будет способствовать повышению продуктивности сельскохозяйственного производства, стабилизации режима водопользования, получению положительных результатов в борьбе с опустыниванием и засухой.
Себестоимость 1 т воды, полученной в результате активного воздействия на осадкообразующие облака, составляет 0,1 цента США, а соотношение между экономической выгодой и затратами на проведение этой работы - 10:1. Это позволяет рассматриватьданные технологии как важное средство решения проблемы дефицита водных ресурсов и борьбы с засухой [4].
Выводы. При внедрении «зелёных» технологий встранах Центральной Азии приоритетными должны быть следующие направления деятельности:
- строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, насосных станций и водохранилищ, широкое использование информационных и коммуникационных технологий и инноваций в водном хозяйстве, энерго- и водосберегающих технологий полива растений - в сельском;
- восстановление деградированных пастбищ, диверсификация культур, предотвращение загрязнения водных источников сельскохозяйственными отходами, создание высокопродуктивных пород животных, использование соле- и засухоустойчивых видов растений.
Использованные источники:
1. Арнагельдыев А. Об основных факторах опустынивания в Центральной Азии. Проблемы освоения пустынь, Ашхабад,2009. № 4. С. 33-37.
2. Бельгибаев М. Сотрудничество в изучнии влияния глобального потепления на процессы аридизации и опустынивания. Материалы международной конференции «Сотрудничество Туркменистана с международными организациями по экологии...» (21-22 ноября). Туркменистан, Ашхабад. 2011. С. 75-83.
3. Godie A.S. Aridgeomorphology. Progr. Phys. Geogr. 2019. № 3. Рр. 41-45.
4. Lioubimtseva E., Henerby G.M. Climate and environmental change in arid Central Asia: Impacts, vulnerability, and adaptation. Journal of Arid Environments. 2017. № 73. Рр. 12-27.