«ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» КАК ФАКТОР ПРИОРИТЕТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. А. Пахомов, И. Д. Элякова, Т. С. Мостахова
Александр Алексеевич Пахомов,
доктор экономических наук, заместитель председателя Якутского научного центра СО РАН (ЯНЦ СО РАН)
Изабелла Дамдиновна Элякова,
доктор экономических наук, профессор финансово-экономического факультета
Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
Татьяна Семёновна Мостахова,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
отдела региональных экономических и социальных исследований ЯНЦ СО РАН
Как известно, современный кризис в финансовой, экономической, экологической, энергетической и социально-демографической сферах происходит на фоне заметных климатических изменений. Причём темп этих изменений превышает скорость адаптации экосистем. Всё это требует существенного изменения подходов к социально-экономическому развитию. На первый план выходят задачи обеспечения устойчивости экономики и общества, улучшения сопротивляемости негативным изменениям и восстанавливаемости от их воздействия, повышения эффективности использования ресурсов (в особенности, энергетических). Поиски новой модели развития привели к эволюции парадигмы устойчивого развития, появлению концепции «зелёной экономики». Мировое сообщество приходит к глубокому пониманию того, что экономика и общество должны вписываться в природные системы и в их ограничения, т. е. экономика должна стать «зеленой».
Термин «зелёная экономика» впервые был использован в работе «Проект зелёной экономики» [1], ставшей программным документом для экономики устойчивого развития. Наиболее полное определение этого термина было дано в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), где под «зелёной экономикой» понималась экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, но при этом существенно снижает риски для окружающей среды, не допуская её обеднения. «Зелёная экономика» - это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая природные ресурсы и отвечающая интересам всего общества. При «зелёной
экономике» рост доходов и занятости населения обеспечивается государственными и частными инвестициями, уменьшающими выбросы углерода и загрязнение окружающей природной среды, повышающими эффективность использования энергии и ресурсов и предотвращающими утрату биоразнообразия и экосистем-ных услуг Если традиционная экономика совмещает труд, технологии и ресурсы, чтобы производить товары конечного пользования и отходы, то «зелёная экономика» должна возвращать отходы обратно в производственный цикл, нанося минимальный вред природе [2].
Сегодня перед регионами России и крупными корпорациями стоит задача разработать адекватные инструменты для оценки прогресса во время перехода к «зелёной экономике» на перспективу. По мнению ведущих российских и зарубежных учёных, тема экологизации экономики, создание «зелёной экономики» является одной из самых актуальных в исследованиях и прогнозировании макроэкономики в мире. По мнению международных экспертов, для успешного становления новой концепции необходимы значительные инвестиции в эффективные инновации. Глобальными тенденциями «зелёной экономики» являются повышение энергоэффективности во всех сферах, развитие возобновляемой энергетики и экологически безопасного транспорта, обеспечение потребностей в безопасном качественном продовольствии и воде, строительство новой промышленной и информационной инфраструктуры (рис. 1).
В современной ситуации для того, чтобы «зелёная экономика» стала реальностью, необходимы масштабная помощь государства,
Рис. 1. Источники возобновляемой энергетики
активное участие частных инвесторов, посильное участие потребителей. Ключевую роль в обеспечении разворота российского общества в направлении устойчивого развития могла бы сыграть поддержка модернизации производства через политику так называемого двойного выигрыша, когда экономическая эффективность будет тесно связана с сокращением вредных выбросов, не-истощительным использованием природных ресурсов и применением ресурсов малоотходных производств.
Можно сформулировать следующие три важнейшие цели построения «зелёной экономики»:
1) сохранение и устойчивое использование экосистем, экосистемных услуг и базы природных ресурсов (природный капитал);
2) обеспечение стабильного и устойчивого экономического развития и устойчивой структуры производства и потребления в интересах повышения доли «зелёного» ВВП в экономике;
3) коэволюционное развитие общества и природы [3].
Основной акцент в государственной
политике в настоящее время сделан на увеличение энергоэффективности существующих технологий, что отвечает мировым трендам. Базовым законодательным актом здесь является Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», принятый в 2009 г На его основе сформирована Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Однако многие направления развития «зелёной экономики» остаются неразработанными.
На сегодняшний день можно выделить целый ряд российских проектов на федеральном и региональном уровнях,
посвящённых собственно индикаторам устойчивого развития. Принятые приоритеты развития страны в сфере инновационной политики, энергоэффективности, модернизации экономики в соответствии с современными требованиями уже естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Важнейшая же цель «зелёной экономики» - повышение энергоэффективности - является приоритетной. Она присутствует в Энергетической стратегии России до 2030 г. (2010 г), в Указе Президента РФ «О повышении энергетической и экологической эффективности» (2008 г) и в Законе об энергоэффективности (2009 г.) и др.
Приоритеты развития секторов «зелёной экономики» нашли своё отражение в имеющихся долгосрочных программах по отдельным ресурсам: по энергетическим, в том числе возобновимым, - в Энергетической стратегии до 2030 г; по водным ресурсам - в Водной стратегии РФ до 2020 г (2010 г); по земельным ресурсам - в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. (2012 г.). Именно экологические требования, которые сегодня озвучены как принципы «зелёной экономики», определяют направления инновационного развития и модернизации производства для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики (рис. 2, 3).
Для России само понятие «зелёная экономика» является новым. Тем не менее намеченные страной цели на ближайшие 10 - 20 лет во многом корреспондируются с целями перехода к «зелёной экономике». Это отражается в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу, в имеющихся правовых и экономических инструментах. Вероятно,
Рис. 2. Общий вид Батагайской солнечной электростанции -крупнейшей за Северным полярным кругом
главной задачей российской экономики на современном этапе, отражённой в основных документах развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, является уход от сырьевой модели экономики. Эта важнейшая задача в концепции «зелёной экономики» включена в основные концептуальные документы государства: Концепцию долгосрочного развития страны (2008 г.), Стратегию долгосрочного развития страны («Стратегия - 2020», 2012 г.), Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённые Президентом РФ (2012 г.), и др.
Якутский научный центр СО РАН, в целях исследования территориально-производственных ресурсных структур, роли «зелёной экономики» в достижении устойчивого развития региона, трансграничных взаимодействий, проблем изменения климата, оценки трансформации природных и природно-антропогенных ландшафтов, 21 ноября 2016 г. в г. Сеуле (Республика Корея) подписал Меморандум о взаимодействии с Корейским институтом окружающей среды, Корейским сельским экономическим институтом, Северо-Восточным федеральным университетом им. М. К. Аммосова, Байкальским институтом природопользования СО РАН, Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН, Забайкальским государственным университетом, Бурятским государственным университетом, Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, Институтом географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В. Р. Филиппова, Восточно-Сибирским государственным институтом культуры.
Для устойчивого развития региона в соответствии с принципами «зелёной экономики» необходимы меры по радикальному изменению природоёмких сырьевых тенденций. Очевидно, что экспортно-сырьевая модель экономики, которая сформировалась в России в конце ХХ в., сегодня исчерпала себя. Новая модель общественного развития должна базироваться, прежде всего, на экологической устойчивости (рис. 4).
Рис. 3. Открытие солнечной электростанции в пос. Батагай Верхоянского района (2015 г.)
Рис. 4. Солнечная электростанция в с. Иннях Олёкминского района РС(Я)
Между тем уровень потребления электроэнергии, в том числе и в Республике Саха (Якутия), непрерывно возрастает, особенно по инновационному и максимальному сценариям (таблица), что вряд ли свидетельствует о переходе к «зелёной экономике».
Как видно из таблицы, в прогнозах предполагается, в основном, рост производства электроэнергии, в то время как республика располагает достаточными ресурсами возобновляемых источников энергии (рис. 5). Использование потенциала возобновляемых источников энергии способствовало бы улучшению энергетического снабжения районов с децентрализованными потребителями, повышению эффективности и эколо-гичности производства электроэнергии.
Исходя из вышесказанного, принципы «зелёной экономики» должны быть системно заложены в
Рост уровня потребления электрической энергии в Республике Саха (Якутия) с 2005 по 2030 гг.,
млн кВт/ч [4]
Сценарий 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Рост, %
Инерционный 6161 7920 8113 9235 9333 9333 9333 152
Инновационный 6161 8829 9779 13 908 20 218 21 975 23609 383
Максимальный 6161 8929 10 179 14 708 21 318 28 225 29959 486
Технический потенциал ветровой энергии
Потенциал солнечной радиации при производстве электроэнергии
Потенциал биомассы отходов
Рис. 5. Потенциал возобновляемых источников энергии в Республике Саха (Якутия), млн т.у.т. [5]
программных документах Республики Саха (Якутия). В них нужен раздел «Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов» («зелёная экономика»). В этом разделе должны быть отражены следующие направления и меры:
1) использование и охрана недр, в том числе: мониторинг состояния недр, обеспечение геологической изученности территории, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и охрана недр;
2) использование и охрана земель, в том числе: мониторинг, рациональное использование и охрана земель, сохранение и восстановление плодородия почв;
3) использование и охрана водных объектов, в том числе: мониторинг, рациональное использование, охрана и восстановление водных объектов, обеспечение защищённости населённых пунктов и сооружений от негативного воздействия вод, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
4) использование и охрана лесов, в том числе: мониторинг и рациональное использование лесных ресурсов, развитие лесного хозяйства, охрана лесов от пожаров, защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, воспроизводство лесных ресурсов;
5) охрана атмосферного воздуха, в том числе: мониторинг состава атмосферного воздуха, снижение негативного техногенного воздействия на атмосферный воздух;
6) обращение с отходами производства и потребления, в том числе: переработка и экологически безопасное размещение производственных отходов, создание производственной базы (индустрии) по переработке и обезвреживанию твёрдых бытовых и производственных отходов;
7) энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в том числе: снижение энергоёмкости ВВП путём применения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в производственных процессах, энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере, развитие атомной энергетики, гидроэнергетики и нетрадиционной энергетики (энергия солнца, ветра, биоэнергетика и т. п.), повышение уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ);
8) ликвидация экологического ущерба, нанесённого прошлой хозяйственной деятельностью (накопленного ущерба);
9) обеспечение воспроизводства и сохранения рыбных и охотничьих ресурсов;
10) обеспечение биологического разнообразия;
11) развитие системы особо охраняемых природных территорий;
12) совершенствование механизмов обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе: совершенствование нормативной базы в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, развитие правовых, организационных и экономических инструментов регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
При разработке прогноза развития «зелёной экономики» в регионе должны учитываться мероприятия, включенные в государственные республиканские программы, программы развития муниципальных образований, а также в программы предприятий по реконструкции и их техническому перевооружению, в том числе с использованием ресурсосберегающих и экологобезо-пасных технологий; экологической реабилитации или перепрофилирования экологически опасных предприятий (производств); строительству и реконструкции установок и очистных сооружений на предприятиях с применением эффективных методов очистки, реагентов и оборудования (в том числе систем и сооружений по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем водоснабжения, в том числе оборотных и бессточных систем водоотведения и очистки сточных вод и т. п.); реабилитации (рекультивации) нарушенных в процессе производственной деятельности земель (в том числе в местах базирования воинских частей и других военных объектов, оставленных в результате их реформирования); проведению мелиоративных и противоэрозионных работ; проведению инженерной защиты территорий от негативного воздействия вод (укрепление и защита берегов, очистка и выпрямление русел и т. п.); лесовосстановительным, противопожарным и фитосанитарным работам; созданию и развитию производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания и размещения твёрдых бытовых и производственных отходов; проведению государственного экологического мониторинга; развитию и расширению сети особо охраняемых природных территорий.
Прогнозные показатели должны разрабатываться с учётом действующих государственных программ Республики Саха (Якутия), в том числе программ: «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 - 2019 годы»;
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы»; «Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов на 2012 - 2019 годы»; «Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2019 годы»; «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы»; «Газификация населённых пунктов и обеспечение надёжности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; «Геологоразведочные работы на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 -2019 годы»; «Энергоэффективная экономика на 2012 -2019 годы и на период до 2020 года»; «Региональная экономическая политика Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; «Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы»; «Развитие государственно-частного партнёрства и реализация долгосрочных инвестиционных проектов» (в проекте).
Все эти меры, в конечном счете, должны обеспечить главную цель «зелёной экономики» - приоритетное развитие человека и обеспечение его благополучия без нанесения серьёзного вреда окружающей природной среде.
Список литературы
1. Blueprint for a green economy / D.Rierce et all. -London: Earthscan Publications, 1989. - 192 p.
2. Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradiction [Электронный ресурс] // United Nations Environment Programme: сайт. - Режим доступа : http:// all62.jp/ecoacademy/ images/15/green_economy_report.pdf (дата обращения: 23.03.2017).
3. United Nations Economic Commision for Europe: сайт. - Режим доступа : http://www.unece.org/fileadmin/ DAM/env/documents/2014/ece/cep/ece.cep.2014.sr.pdf (дата обращения: 23.03.2017).
4. Элякова, И. Д. Прогноз потребления электрической энергии Республики Саха (Якутия) до 2030 года / И. Д. Элякова // Экономические стратегии. - 2009. -№ 8. - С. 156-165.
5. Ощепкова, Я. О. Кластерный анализ потенциала возобновляемых источников энергии в Республике Саха (Якутия) / Я. О. Ощепкова, В. Р. Киушкина // Интернет-журнал «Науковедение». - Режим доступа : http://naukovedenie.ru. Выпуск 4 (23), июль - август 2014 publishing@naukovedenie.ru.
тът куеиш
Т.е. МОСТ АХОВА
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Мостахова, Т. С. Социально-демографические проблемы в арктических районах Республики Саха (Якутия) / Т. С. Мостахова ; отв. ред. А. А. Па-хомов ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Якут. науч. центр, отд-ние Рус. геогр. об-ва в Респ. Саха (Якутия). - Якутск : Сайдам, 2016. - 110 с.
В монографии представлены итоги научного исследования особенностей социально-демографических процессов в арктических районах Республики Саха (Якутия). Дана характеристика Арктической зоны Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных тенденций воспроизводства населения в регионе, территориальных особенностей демографических процессов. Особое внимание уделено арктическим районам республики; выявлена специфика демографического развития этих районов. Проанализированы проблемы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, основным ареалом расселения которых являются арктические районы. Издание адресовано специалистам в сфере национальной политики, демографам, североведам, специалистам в сфере государственного управления.
•А-А'А'А'А-А-А-А-А'А'А'А'А'А^