Научная статья на тему '"ЗЕЛЕНЫЙ ПРИНЦИП" В НОВОМ КОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

"ЗЕЛЕНЫЙ ПРИНЦИП" В НОВОМ КОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / КОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЗАКОН / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симоненко Э.С.

Охрана окружающей среды в основном находится в центре внимания экологического права Китая, но по мере того, как Китай начал стремиться к экологической цивилизации, его гражданское право стало реагировать на экологические проблемы, что получило название «озеленение гражданского права». В результате в недавно принятом ГК КР (его Общей части) был закреплен «зеленый принцип», который потребовал от участников гражданско-правовых отношений вносить свой вклад в сохранение ресурсов и защиту окружающей среды в имущественной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GREEN PRINCIPLE” IN THE NEW CODIFIED LEGISLATION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: ITS BACKGROUND AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Environmental protection is mainly the focus of environmental law in China, but as China has started to pursue ecological civilization, its civil law has begun to respond to environmental problems as well, which is called the “greening of civil law”. As a result, the newly passed Civil Code the People’s Republic of China adopted a “Green Principle” requiring private actors to contribute to resources conservation and environmental protection in property activities.

Текст научной работы на тему «"ЗЕЛЕНЫЙ ПРИНЦИП" В НОВОМ КОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 347(510) «ЗЕЛЕНЫЙ ПРИНЦИП»

В НОВОМ КОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ:

ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Э. С. Симоненко

Аспирант

Кубанский государственный университет 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: el.simonenko@internet.ru

Аннотация: охрана окружающей среды в основном находится в центре внимания экологического права Китая, но по мере того, как Китай начал стремиться к экологической цивилизации, его гражданское право стало реагировать на экологические проблемы, что получило название «озеленение гражданского права». В результате в недавно принятом ГК КР (его Общей части) был закреплен «зеленый принцип», который потребовал от участников гражданско-правовых отношений вносить свой вклад в сохранение ресурсов и защиту окружающей среды в имущественной сфере.

Ключевые слова: гражданское право; принципы гражданского права; кодифицированный закон; обязательство; право собственности; экология.

"GREEN PRINCIPLE" IN THE NEW CODIFIED LEGISLATION

OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA:

ITS BACKGROUND AND DEVELOPMENT PROSPECTS

E. S. Simonenko

Kuban State University

149, Stavropol'skaya st., Krasnodar, 350040, Russia E-mail: el.simonenko@internet.ru

Annotation: Environmental protection is mainly the focus of environmental law in China, but as China has started to pursue ecological civili-

© Симоненко Е. С., 2022

zation, its civil law has begun to respond to environmental problems as well, which is called the "greening of civil law". As a result, the newly passed Civil Code the People's Republic of China adopted a "Green Principle" requiring private actors to contribute to resources conservation and environmental protection in property activities.

Key words: civil law, principles of civil law; codified law; obligation; property rights; ecology.

Значительным этапом во всей истории становления законодательства Китайской Народной Республики (далее - КНР) является разработка первого гражданского кодекса, который стал также первым нормативным правовым актом Китая, содержащим в своем названии слово «кодекс».

После образования в 1949 г. КНР как самостоятельного государства китайские цивилисты предприняли четыре попытки кодификации гражданского законодательства. Первые две попытки - в 1954 г. (после принятия первой Конституции КНР) и в 1962 г. (в перерыве между Большим скачком и Культурной революцией) - по политическим причинам закончились безрезультатно. Следующая попытка состоялась в 1979 г., но она также была безуспешной, ввиду признания отсутствия необходимых объективных условий для создания кодифицированного закона страны.

В связи с необходимостью регулирования отдельных видов гражданских правоотношений в КНР с начала 80-х гг. прошлого столетия был принят ряд законов, среди которых следует выделить Закон «О браке» (1980 г.), «О хозяйственных договорах» (1981 г.), «О хозяйственных договорах, осложненных иностранным элементом» (1985 г.), «О наследовании» (1985 г.) и др. Данные нормативные акты содержали в себе не только общие нормы и институты гражданского права, такие как принципы гражданского права, правовой статус физических и юридических лиц, исковая давность, гражданские права и ответственность, но и коллизионные нормы международного частного права.

Все законы, касающиеся договорного права КРН, в 1999 году были объединены в один общий Закон «О договорах», в котором содержались не только общие для всех видов договоров нормы, но и специальные для более 20 видов договоров.

Новый проект Гражданского кодекса Китайской Народной Республики был опубликован в 2001 году. Он содержал в себе девять разделов - общая часть, вещное право, договоры, личные права, брак, усыновление, наследование, деликтная ответственность, применение пра-

ва к гражданским правоотношениям, осложненным иностранным элементом. И снова принятие единого нормативного акта было отложено.

В четвертый раз работу по кодификации гражданского законодательства возглавила комиссия Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей по законодательству. Под ее руководством была сформирована специальная рабочая группа из представителей Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, Министерства юстиции, Китайской академии общественных наук, Китайского юридического общества, которая в марте 2015 г. приступила к созданию первого для Китая Гражданского кодекса. Изначально была принята Общая часть Гражданского кодекса, параллельно с которой составлялись нужные разделы из ранее принятых законов. В частности, как подчеркивает в своих исследованиях Е. А. Ербахаев, осуществлялась переработка и интеграция норм действующих законов КНР об отдельных видах гражданских правоотношений в единый кодифицированный нормативный акт1.

Через два года, в марте 2017 г., на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва были приняты «Основы гражданского законодательства Китайской Народной Республики» (в некоторых переводах Общая часть гражданского права)2, которые должны были стать первой частью будущего Гражданского кодекса3. Стоит отметить, что «Общие положения гражданского права», которые были приняты в 1986 г., впоследствии были интегрированы в Общую часть ГК КНР.

В июне 2016 г., а затем в августе 2018 г. и декабре 2019 г. доклад о работе над Гражданским кодексом был заслушан Си Цзиньпином на заседаниях Постоянного комитета Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая.

15 марта 2018 г. Комиссия по законодательству Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей предложила на обсуждение шесть разделов будущего ГК. В августе того же года все разделы Гражданского кодекса были готовы и началось их повторное обсуждение.

1 См.: Ербахаев Е. А. Вступительное слово к Гражданскому кодексу Китайской Народной Республики // Eurasia: Statum et Legem (Евразия: Государство и право). 2020. № 13. С. 35.

2 Трощинский П. В. Кодификация гражданского законодательства Китая // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2.

3 Подробнее см.: Ербахаев Е. А. Новые Основные положения гражданского права Китайской Народной Республики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 402.

В декабре 2019 г. Постоянный комитет ВСНП рассмотрел подготовленный проект Гражданского кодекса и принял решение о его внесении на голосование на третьей сессии ВСНП 13-го созыва в 2020 году.

По традиции последних десятилетий сессия Всекитайского собрания народных представителей должна была пройти в Пекине в начале марта 2020 г. Однако по причине начавшейся эпидемии новой корона-вирусной инфекции ее созыв был перенесен на май. Несмотря на различные препятствия объективного и субъективного характера, 28 мая 2020 г., т.е. через 66 лет после начала процесса первой кодификации гражданского законодательства (1954 г.), подавляющим большинством голосов первый в истории Китая Гражданский кодекс был принят1.

Одним из примечательных нововведений Общей части гражданского кодекса является включение «зеленого принципа» в статье 9 ГК КНР. В ней было предусмотрено, что «стороны в гражданских правоотношениях при ведении гражданской деятельности должны способствовать сохранению ресурсов и защите экологической среды»2. Каким бы общим ни был этот принцип, впервые в Китае частный закон, регулирующий правовые отношения между людьми, в дополнение к законодательству об охране окружающей среды и другим публичным законам, предусмотрел возникновение обязательства по охране окружающей среды и природных ресурсов в рамках гражданско-правовых отношений. Однако следует отметить, что принятие формулировки «зеленого принципа» не было простым и легким. Формулировки менялись несколько раз, прежде чем стать основным принципом в Общей части ГК.

Академические дискуссии об экологизации гражданского права Китая предшествовали обновлению законодательства. Китайские ученые предложили с этой целью два разных подхода: законодательный подход и подход судебного толкования. Законодательный подход предполагал введение новой статьи в гражданское право, предписывающей охрану окружающей среды и природных ресурсов, в то время как подход судебного толкования пытался ввести такое юридическое обязательство посредством толкования уже существующих принципов гражданского права3. Более того, в рамках второго подхода мне-

1 Трощинский П. В. Указ. соч.

2 Перевод ГК КНР на русский язык, выполненный российскими специалистами, см.: Гражданский кодекс Китайской Народной Республики / отв. ред. П. В. Трощинский. М., 2020.

3 См.: Zhai T., Chang Y.-Ch. The Contribution of China's Civil Law to Sustainable Development: Progress and Prospects // Sustainability 2019, 11(1).

ния расходились относительно конкретных принципов, которые суды должны интерпретировать. Законодательный орган предпочел первый подход, потому что насущные экологические проблемы и острая необходимость в своевременном и эффективном реагировании на эти проблемы требовали новой специализированной нормы. Реакция гражданского законодательства на экологические проблемы с принятием «зеленого принципа» в качестве отправной точки была направлена на защиту общественного здоровья и благосостояния от экологического ущерба и явилась ценным дополнением к правоприменительной практике в области окружающей среды в Китае.

Для появления законодательных решений всегда имеются объективные причины. В течение последних нескольких десятилетий экономический взлет Китая сопровождался экологическими проблемами, которые представляли серьезную угрозу для его устойчивого развития, а также для здоровья и благополучия населения. Хотя были предприняты значительные усилия по пересмотру экологического законодательства, Китай по-прежнему страдал от загрязнения воздуха и воды. Помимо этого, кризис природных ресурсов и ухудшение экологической среды не были эффективно изучены, кроме того, ситуация осложнялась большими региональными различиями и хрупкостью экологической среды. Все более серьезные проблемы с окружающей средой и природными ресурсами угрожали здоровью и благополучию китайцев.

Китайское гражданское право, регулируя имущественные отношения, связанные с экологическими ресурсами в Китае, признало необходимым реагировать на экологические проблемы. Следует отметить, что целый ряд ранее принятых законов были также направлен на стимулирование эффективного использования ресурсов. Например, закон о собственности Китая содержал положение об узуфрукте. Согласно этому положению, узуфруктуарий имеет право владеть, использовать и получать доход от недвижимого или движимого имущества, находящегося в собственности другого лица. В результате ресурсы могли использоваться иными субъектами, помимо собственника. Кроме того, на природные ресурсы распространялся принцип «пользователь платит», который также в некоторой степени сокращал нерациональное использование природных ресурсов. Однако эти правила в основном были сосредоточены на экономической, а не на экологической ценности природных ресурсов. Точно так же обстояли дела с деликтной ответственностью, которая не покрывала ущерб, нанесенный экологическим разрушением, и не предоставляла средств правовой защиты окружающей среды. Следовательно, необходимы были более эффективные ответные меры со стороны гражданского

права, чтобы помочь снять озабоченность людей проблемами окружающей среды и устранить угрозу для здоровья и благополучия населения. Экологизация гражданского права была призвана воплотить именно такие ценности, способствуя защите общественного здоровья и благосостояния.

Подчеркнем, что до появления нового принципа реагирование на экологические проблемы в Китае в основном зависело от соблюдения обществом исключительно экологических законов, в том числе руководящего Закона об охране окружающей среды1, около 30 отдельных законов, касающихся окружающей среды, сотен административных правил и более подробных стандартов. Однако, хотя экологическое законодательство Китая и охватывало почти все аспекты управления окружающей средой, оно являлось очень «базовым» и трудным для исполнения. Кроме того, по сравнению с исполнением норм частного права, исполнение норм экологического права имеет ряд недостатков, делающих его менее эффективным при определенных обстоятельствах. Механизму публичной защиты окружающей среды недостает мотивации. Как подчеркивают исследователи, государственные исполнители плохо мотивированы, ибо их зарплата и продвижение по службе не связаны напрямую с интересами потенциальных «жертв». Кроме того, децентрализация регулирования вопросов окружающей среды в Китае дала местным органам власти существенные полномочия по сопротивлению экологической политике, проводимой центральным правительством. В результате возникал местный протекционизм из-за соперничества между юрисдикциями за экономическое превосходство. Таким образом, природоохранные законы Китая, хотя и были многочисленны, но соблюдались неравномерно, а нарушение экологических законов было по-прежнему широко распространено.

Таким образом, гражданское право, используя частный правовой механизм, обладает важными свойствами, которые делают его эффективным дополнением к публичному правовому регулированию. Ци-вилистическая доктрина предприняла попытку доказать, что именно гражданские законы, а не экологические, даже эффективнее для решения экологических проблем Китая.

Современное развитие гражданского права в разных странах демонстрирует свою эволюцию за пределы традиционной модели. Оно не фокусируется сегодня исключительно на защите частных прав, а предусматривает обязательства нового типа, устанавливающие соци-

1 Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей Китая. Закон об охране окружающей среды Китайской Народной Республики. URL: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?id=18126&lib=law.

альную ответственность, включая ответственность за охрану окружающей среды. На сегодняшний день в гражданском законодательстве многих стран произошел серьезный прорыв в области защиты окружающей среды с помощью гражданских кодексов. Эти практики демонстрируют возможность применения гражданского права для решения экологических проблем и в то же время служат примером для его дальнейшего развития.

Так, параграф 90 (а) Гражданского кодекса Германии обеспечивает особую защиту животных, предписывая, что животные отличаются от обычной собственности, находящейся под исключительным господством человека. Законодатель подчеркнул, что «при осуществлении своих прав владелец животных должен соблюдать особые положения о защите животных». Гражданский кодекс Швейцарии 2016 года включил аналогичные положения, закрепив в статье 482 обязательство заботы о животном, чтобы оно было благоприятным для самого животного, в том числе если оно было получено в дар в связи со смертью. Статья 293 Гражданского кодекса Украины 2003 г. установила, что физические лица имеют «право на безопасную окружающую среду». В Гражданском кодексе Российской Федерации также подчеркивается важность защиты окружающей среды; пункт 2 статьи 209 ГК РФ закрепляет пределы осуществления права собственности, связанные с необходимостью охраны окружающей среды, а статья 751 ГК РФ закрепляет, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды.

В ноябре 2014 г. были внесены поправки к Гражданскому кодексу Аргентины, которые объединили экологию как «законное благо» и коллективное право, тем самым укрепив правовую базу страны. Граждане Аргентины получили право использовать гражданский закон, чтобы требовать принятия мер по предотвращению деградации и восстановлению экосистемы. Кроме того, Гражданский кодекс Франции в 2017 году был дополнен новой главой, предусматривающей возмещение вреда за экологический ущерб. Статья 1246, в частности, предусмотрела, что любое лицо, ответственное за экологический ущерб, обязан принять меры по их устранению. Сегодня восстановление экологической среды во Франции является приоритетом, и в случаях, когда восстановление невозможно, неотвратимо взыскивается денежная компенсация. Кроме того, статья 1248 предписывает, что судебные разбирательства, затрагивающие экологические общественные интересы, находятся под особым контролем государственных органов1.

1 См.: Zhai Т, Chang У.-^. Ор. ск.

Передовая и мощная поддержка со стороны гражданского законодательства, как представляется, в конечном итоге будет способствовать эффективной практике в области экологии и защиты окружающей среды. Данный тезис в полной мере разделяют природоохранные неправительственные организации (НПО) Франции, Италии, Нидерландов, Португалии. В этих странах гражданско-правовые средства защиты являются активно используемым механизмом (по сравнению с подходом государственного регулирования) для принятия мер адекватного реагирования на экологический ущерб.

Подводя некоторые итоги, следует заключить, что ответные меры со стороны гражданского права на экологические проблемы не только формально осуществимы на законодательном уровне, но и представляют собой мощный инструмент для устранения разнообразных экологических ущербов на практике. Таким образом, пример экологизации гражданского права в Китае может быть весьма плодотворно использован во многих странах мира, в том числе и российским гражданским законодательством.

Библиографический список

1. Ербахаев Е. А. Новые Основные положения гражданского права Китайской Народной Республики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 390-403.

2. Ербахаев Е. А. Вступительное слово к Гражданскому кодексу Китайской Народной Республики // Eurasia: Statum et Legem (Евразия: Государство и право). 2020. № 13. С. 35-38.

3. Гражданский кодекс Китайской Народной Республики / отв. ред. П. В. Трощинский. М., 2020. 448 с.

4. Трощинский П. В. Кодификация гражданского законодательства Китая // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 56-68.

5. Zhai T., Chang Y.-Ch. The Contribution of China's Civil Law to Sustainable Development: Progress and Prospects // Sustainability 2019. № 11(1). 294 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.