Научная статья на тему 'ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЁНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗЕЛЁНЫЙ МАРКЕТИНГ / ВЕТРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бикметов Е. Ю., Бронников М. А., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я.

В настоящее время одной из актуальных проблем является экологическая устойчивость, отсутствие которой способно привести к ухудшению условий существования будущих поколений людей. Для обеспечения экологической устойчивости необходимо не только совершенствование производственных технологий, но и применение зелёного (экологического) маркетинга. Цель этого маркетинга - ориентировать рынок на товары, производимые по экологически безопасным технологиям. Одной из перспективных зелёных технологий является ветровая энергетика, которая не загрязняет воздух, не влияет на климат и является мобильной. В статье рассмотрена необходимость активного использования маркетинга зелёных технологий в области ветровой энергии и проведен анализ развития альтернативных технологических решений в этой сфере. Объектом исследования выступает ветровая энергетика как отрасль энергетики, обеспечивающая резистентный гомеостаз экосистемы и экологическую устойчивость; предмет исследования - зелёный маркетинг в рамках концепции устойчивого развития. Преимуществами применения зелёного маркетинга предприятиями ветровой энергетики выступают ориентированность на развитие имиджа бренда и репутации производителя; реализация корпоративной социальной ответственности в области энергосбережения; увеличение конкурентных преимуществ на рынке; повышение рентабельности производства и эксплуатации. Приведена классификация ветроэнергетических установок (ВЭУ) по ориентации ветровоспринимающего ротора. Проведено сравнение работы горизонтально-осевых и вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Представлены альтернативные технические решения в конструкциях ВЭУ, использующие современные знания в области композиционных материалов и методов математического моделирования. Показано, что повышение энергоэффективности и энергоотдачи является ключевым фактором обеспечения рентабельности использования ВЭУ. Определены основные тенденции развития ветроэнергетических установок, как высокомощных ветровых ферм, так и малых локальных ВЭУ. Инструментом успешного вывода на рынок зелёной энергетики в современных условиях выступает маркетинговое управление, которое может быть реализовано посредством кооперации технологических стартапов и государства на принципах взаимовыгодных партнерских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бикметов Е. Ю., Бронников М. А., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREEN MARKETING AS A TOOL FOR PROMOTING WIND ENERGY TECHNOLOGIES

Currently, one of the urgent problems is environmental sustainability, the absence of which can lead to a deterioration in the living conditions of future generations of people. To ensure environmental sustainability, it is necessary not only to improve production technologies, but also the use of green (environmental) marketing. The purpose of this marketing is to focus the market on products produced using environmentally friendly technologies. One of the promising green technologies is wind energy, which does not pollute the air, does not affect the climate and is mobile. The article considers the need for active use of marketing of green technologies in the field of wind energy and analyzes the development of alternative technological solutions in this area. The object of the study is wind energy as an energy industry that provides resistant ecosystem homeostasis and environmental sustainability; the subject of the study is green marketing within the framework of the concept of sustainable development. The advantages of using green marketing by wind energy enterprises are the focus on developing the brand image and reputation of the manufacturer; the implementation of corporate social responsibility in the field of energy conservation; increasing competitive advantages in the market; increasing the profitability of production and operation. The classification of wind power plants (wind turbines) according to the orientation of the wind-receiving rotor is given. The operation of horizontal axis and vertical axis wind power plants is compared. Alternative technical solutions in wind turbine constructions using modern knowledge in the field of composite materials and mathematical modeling methods are presented. It is shown that increasing energy efficiency is a key factor in ensuring the profitability of the use of wind turbines. The main trends in the development of wind power plants, both high-power wind farms and small local wind turbines have been identified. Marketing management, which can be implemented through the cooperation of technology startups and the state on the principles of mutually beneficial partnerships, is the instrument for successful product launch into the green energy market in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

Б01 10.46320/2077-7639-2022-2-111-38-48

Зеленый маркетинг как инструмент продвижения технологий ветровой энергетики

Бикметов Е.Ю., Бронников М.А., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я.

В настоящее время одной из актуальных проблем является экологическая устойчивость, отсутствие которой способно привести к ухудшению условий существования будущих поколений людей. Для обеспечения экологической устойчивости необходимо не только совершенствование производственных технологий, но и применение зелёного (экологического) маркетинга. Цель этого маркетинга - ориентировать рынок на товары, производимые по экологически безопасным технологиям. Одной из перспективных зелёных технологий является ветровая энергетика, которая не загрязняет воздух, не влияет на климат и является мобильной. В статье рассмотрена необходимость активного использования маркетинга зелёных технологий в области ветровой энергии и проведен анализ развития альтернативных технологических решений в этой сфере. Объектом исследования выступает ветровая энергетика как отрасль энергетики, обеспечивающая резистентный гомеостаз экосистемы и экологическую устойчивость; предмет исследования - зелёный маркетинг в рамках концепции устойчивого развития.

Преимуществами применения зелёного маркетинга предприятиями ветровой энергетики выступают ориентированность на развитие имиджа бренда и репутации производителя; реализация корпоративной социальной ответственности в области энергосбережения; увеличение конкурентных преимуществ на рынке; повышение рентабельности производства и эксплуатации. Приведена классификация ветроэнергетических установок (ВЭУ) по ориентации ветровоспринимающего ротора. Проведено сравнение работы горизонтально-осевых и вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Представлены альтернативные технические решения в конструкциях ВЭУ, использующие современные знания в области композиционных материалов и методов математического моделирования. Показано, что повышение энергоэффективности и энергоотдачи является ключевым фактором обеспечения рентабельности использования ВЭУ. Определены основные тенденции развития ветроэнергетических установок, как высокомощных ветровых ферм, так и малых локальных ВЭУ. Инструментом успешного вывода на рынок зелёной энергетики в современных условиях выступает маркетинговое управление, которое может быть реализовано посредством кооперации технологических стартапов и государства на принципах взаимовыгодных партнерских отношений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Зелёные технологии, зелёный маркетинг, ветровая энергетика, ветроэнергетические установки, энергоэффективность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Бикметов Е.Ю., Бронников М.А., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я. Зеленый маркетинг как инструмент продвижения технологий ветровой энергетики // Дискуссия. - 2022. - Вып. 111 - С. 38-48.

,1Е1_: М310, Q420, Q550

DOI 10.46320/2077-7639-2022-2-111-38-48

Green marketing as a tool for promoting wind energy technologies

Bikmetov E.Yu., Bronnikov M.A., Kuznetsova E.V., Ruvenny I.Ya.

Currently, one of the urgent problems is environmental sustainability, the absence of which can lead to a deterioration in the living conditions of future generations of people. To ensure environmental sustainability, it is necessary not only to improve production technologies, but also the use of green (environmental) marketing. The purpose of this marketing is to focus the market on products produced using environmentally friendly technologies. One of the promising green technologies is wind energy, which does not pollute the air, does not affect the climate and is mobile. The article considers the need for active use of marketing of green technologies in the field of wind energy and analyzes the development of alternative technological solutions in this area. The object of the study is wind energy as an energy industry that provides resistant ecosystem homeostasis and environmental sustainability; the subject of the study is green marketing within the framework of the concept of sustainable development.

The advantages of using green marketing by wind energy enterprises are the focus on developing the brand image and reputation of the manufacturer; the implementation of corporate social responsibility in the field of energy conservation; increasing competitive advantages in the market; increasing the profitability of production and operation. The classification of wind power plants (wind turbines) according to the orientation of the wind-receiving rotor is given. The operation of horizontal axis and vertical axis wind power plants

is compared.

Alternative technical solutions in wind turbine constructions using modern knowledge in the field of composite materials and mathematical modeling methods are presented. It is shown that increasing energy efficiency is a key factor in ensuring the profitability of the use of wind turbines. The main trends in the development of wind power plants, both highpower wind farms and small local wind turbines have been identified. Marketing management, which can be implemented through the cooperation of technology startups and the state on the principles of mutually beneficial partnerships, is the instrument for successful product launch into the green energy market in modern conditions.

FOR CITATION APA

Bikmetov E.Yu., Bronnikov M.A., Kuznetsova E.V., Ruvenny I.Ya. Green marketing as a tool for promoting wind energy technologies. Diskussiya [Discussion], 111, 38-48.

KEYWORDS

Green technologies, green marketing, wind energy, wind power plants, energy efficiency.

JEL: M310, 0420, 0550 ДИСКУССИЯ № Z ( lll) АПРЕЛЬ Z0ZZ

BUSINESS ECONOMICS 39

Введение

Зелёный маркетинг - это продвижение экологически безопасных, т.е. экологически более устойчивых продуктов и технологий. Он относится к разработке и распространению решений, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду. Зелёный маркетинг -комплексное понятие. В данной статье на примере ветровой энергетики рассмотрен его элемент, связанный с технологией производства - маркетинг зелёных технологий, который является наиболее сложной частью зелёного маркетинга. Это связано с необходимостью полной смены или серьёзной модернизации технологии производства, что достаточно сложно и затратно. Кроме того, необходимо донести до потребителя, что зелёные технологии не наносят вред окружающей среде.

Усилия по разработке и распространению зелёных проектов имеют долгосрочную направленность. В этом авторам видится стратегическая направленность зелёного маркетинга [1], [2]. Polonsky and Rosenberger [ з ] полагают, что зелёный маркетинг - это целостный, комплексный подход, который постоянно пересматривает то, как фирмы могут достигать корпоративных целей и удовлетворять потребности потребителей, сводя к минимуму долгосрочный экологический ущерб. Peattie [4] утверждает, что зелёный маркетинг используется для разработки маркетинговых мероприятий, направленных на уменьшение негативного социального и экологического воздействия существующих продуктов и производственных систем и для продвижения менее вредных продуктов и услуг. Зелёный маркетинг представляет собой набор маркетинговых стратегий и мероприятий, определённых и созданных для облегчения операций с товарами и / или услугами с целью удовлетворения потребностей и желаний экологически устойчивых потребителей. Следовательно, способ производства, коммерциализации, распространения и продажи продуктов и/или услуг должен учитывать интересы потребителей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития [5]. Charter [6] рассматривает зелёный маркетинг как целостный и ответственный процесс управления, который определяет, предвосхищает, удовлетворяет и выполняет требования заинтересованных сторон за разумное вознаграждение и который не оказывает негативного воздействия на благополучие человека или природную среду. Исследование и позиционирование взаимоотношений в управлении зелёными технологическими проектами следует рассматривать

как важное условие их успешного вывода на рынок. Зелёный маркетинг является проявлением социальной ответственности государства и бизнеса. Необходимо повышение осведомленности целевых групп стейкхолдеров о способах использования зеленого маркетинга в технологических фирмах [7]. Уделяется внимание исследованию взаимодействия государства с бизнесом в процессе внедрения зелёных инновационных технологий [8].

Объектом использования зелёного маркетинга в данной статье является ветровая энергетика. Энергия ветра - один из самых многообещающих возобновляемых ресурсов энергии. Классификация ветроэнергетических установок (ВЭУ) основана на ориентации ветровоспринима-ющего ротора относительно ветра: горизонтально-осевые ВЭУ (ГО ВЭУ) и вертикально-осевые ВЭУ (ВО ВЭУ). ГО ВЭУ широко используются, но могут эффективно использовать энергию ветра в зонах, где ветер слаб и обладает большой вариабельностью по скорости. Преимущества ВО ВЭУ: хорошая работа при слабом и непостоянном ветре, малый шум, высокая безопасность.

Обзор литературы и методы исследования

В этом разделе рассмотрены релевантные публикации в области альтернативных решений по использованию энергии ветра.

В [9] указано на необходимость увеличения числа лопастей для ВО ВЭУ. Показана эффективность применения переменного профиля рабочей лопасти. Вопросы анализа энергетической отдачи и энергетической эффективности рассматриваются в [10]. Утверждается, что коэффициент полезного действия для ГО ВЭУ - 44-55 %, в то время как для ВО ВЭУ 50-53 %. Но достижение указанного уровня затруднено, так как заполненные строениями населённые пункты имеют низкое качество потока ветра, включая высокую турбулентность, значительные флуктуации скорости ветра и высокую частоту изменений направления. В исследовании [11] определено, что ВО ВЭУ имеют преимущества для использования в прибрежно-морских и открытых океанских районах, к числу которых следует отнести универсальность в восприятии потока ветра и низкий опрокидывающий момент установки с лучшей доступностью для обслуживания. Использование ВО ВЭУ в морском размещении обеспечивает возможность уменьшить величину затрат за счёт меньших требований к опорам и фундаментам. С другой стороны, инвариантность направления ветрового потока даёт возможность простого размещения маломощных ВЭУ в населённых пунктах на крышах зданий [12].

Маломощные ВО ВЭУ способны к применению даже при недостаточно удачных условиях своего расположения и будут полезны при энергообеспечении освещения зданий, улиц, мостов, особенно в развивающихся странах. Малоразмерные ВО ВЭУ способны воспринимать вертикальный компонент ветра, несущий в себе на малых скоростях до 30 % всей энергии ветра [13] в турбулентных зонах.

Решения в области конструкции и монтажа ВО ВЭУ обсуждались в [14], где была подчеркнута необходимость отказа от обеспечения устойчивости ВЭУ через использование тросовых вант и применение трубчатых башен-опор для вращающихся роторов. ВО ВЭУ трубчато-башенной конструкции будут существенно эффективны для использования в сельских местностях, ветрофермах и для зелёных домов. Расширение возможностей использования ВО ВЭУ в этих областях связано с техническими решениями в области применяемых материалов и способами их монтажа на площадке использования. Преимущества ВО ВЭУ показаны в [15], где продемонстрировано, что рабочая лопасть ВО ВЭУ длиной 60 м имеет вес около 9000 кг, в то время как для ГО ВЭУ вес лопасти той же длины составляет приблизительно 15500 кг. Подчёркивается, что лопасти ВО ВЭУ имеют мень-

шие производственные издержки, так как могут иметь однородный профиль по длине, транспортироваться по частям и собираться на более низкой высоте. Указывается, что ВО ВЭУ имеют меньшее количество движущихся частей и не нуждаются в редукторе-мультипликаторе, что гарантирует их надёжность в эксплуатации. Эти же преимущества показаны и в [16], где указывается необходимость развития методов моделирования и расчёта ВО ВЭУ, так как эти методы существенно отстают в своем развитии от ГО ВЭУ.

Размещение ВО ВЭУ в прибрежных и открытых морских районах позволяет создавать крупные ветровые фермы. Исследование таковых выполнено в [17]. Установлено, что высокую эффективность имеет размещение отдельных ВО ВЭУ кластерами (кластер имеет треугольную форму). Разработанная кластерная ветроферма из 27 ВО ВЭУ с ротором Савониуса обеспечивает удельную мощность с территории 4,5 Вт/м2, что в три раза выше, чем у 27 отдельно стоящих ВО ВЭУ.

Потребность в использовании аэродинамически высокоэффективных преобразователей энергии ветрового потока требует использования соответствующих решений, в частности применения роторов ВО ВЭУ системы Даррье,

недостатком которых является низкий крутящий момент при малых скоростях ветра. В [18] продемонстрирован оптимизированный ротор Даррье, способный к самостоятельному запуску при низких скоростях ветра за счет применения лопастей с изменяемым углом атаки. Предложено иное решение использования ветра малой интенсивности путем объединения вертикально-осевой и горизонтально-осевой систем в одной ВЭУ с использованием одной опоры [19]. Такое решение позволит уменьшить территорию, занимаемую одной ВЭУ.

Иное решение использования малоинтенсивных ветров основано на применении ротора Горлова. В [20] отмечено, что ротор Горлова может быть вертикально стоящим и, поэтому, является главным кандидатом на использование в портативных ВО ВЭУ. Проведенные эксперименты показали, что разработанная конструкция ВО ВЭУ с ротором Горлова устойчиво работает на низких скоростях ветра.

Наиболее простое решение запуска роторов ВО ВЭУ от ветров малой интенсивности рассмотрено в [21], где предложено объединить в гибридном роторе решения Даррье и Савониуса. Такие гибридные роторы продемонстрировали способность к устойчивому самозапуску от слабых ветров. Другой вариант гибридного решения обсуждался в [22], где была предложена комбинация ГО ВЭУ и ВО ВЭУ на одной башне-опоре, причём осью ротора ВО ВЭУ служила сама опора. Исследование показало, что подобная система может развивать мощность, значительно превышающую индивидуальную мощность каждого компонента в тех же условиях.

Испытания ВО ВЭУ в городских условиях были проведены [23] в целях обеспечения проектирования и моделирования мелкосерийной ВО ВЭУ. Проведённые эксперименты и испытания показали, что предложенные конструкции обеспечат окупаемость за 3.5 года.

Достигнутые преимущества технологии ВО ВЭУ рассмотрены в [24], где авторы указывают на более низкий удельный уровень шума в расчёте на окружную скорость ротора. Подчеркнуто, что ВО ВЭУ наиболее соответствуют использованию именно в населенной среде обитания. Проведенные эксперименты показали, что при использовании ротора Горлова с высокой величиной хорды лопасти достигается коэффициент полезного действия в 0.479 при окружной относительной скорости в 3.5, что делает ВО ВЭУ с таким ротором весьма малошумной.

Эффективность использования ВО ВЭУ при ветрах малой скорости настолько велика, что такая ВЭУ была разработана, даже, для использования на Марсе. Это решение основано на знаниях в области применения композиционных материалов и лучших методах моделирования усталостных нагрузок. Последние преимущества обеспечивают создание решений в области морского использования ВО ВЭ, удельная мощность при этом имеет потенциал увеличения на порядок по сравнению с ГО ВЭУ [25].

Авторы настоящего исследования рассматривают возможность внедрения ВО ВЭУ в рамках зелёного маркетинга в реальную энергетику. Методология проведённого исследования включает в себя ряд общих принципов и методов.

Концепция устойчивого развития предприятия, организующая хозяйственную деятельность на принципе социальной ответственности, сохранения окружающей среды, предполагает внедрение инструментов продвижения в экологически ориентированный маркетинг.

Принцип системности, позволяющий целостно рассмотреть характер и механизм отношений между заинтересованными сторонами инновационных энергетических проектов.

Принцип сущностного анализа, который связан с раскрытием законов существования и развития сложных инженерно-экономических, экологических систем, ключевых факторов их развития.

Методы системного и логического анализа, которые позволяют учитывать и эффективно использовать разнообразные по характеру и объёму данные анализа первичной и вторичной научной информации.

Результаты и дискуссия

Произведем обзор альтернативных решений в области использования энергии ветра в Российской Федерации.

Отечественные исследователи признают за ВО ВЭУ аналогичные области применения [26]. Обращается особое внимание на использование ВО ВЭУ в условиях территорий с низким ветровым энергетическим потенциалом, причём подчёркивается необходимость повышения энергоотдачи от ВО ВЭУ, особенно в районах с малой ветровой нагрузкой.

Основной областью применения ВО ВЭУ предлагается их использование для удаленных сельскохозяйственных потребителей. Методом повышения энергоотдачи рассматривается использование диффузорных и ветронаправляющих устройств. Другим направлением повышения

энергоотдачи рассматривается введение интеллектуальных систем управления комплексов ВО ВЭУ. Значительное внимание уделено применению технологий Бша^Оп^ оптимизации энергоэффективности потребления и диспетчеризации локальных энергосистем.

Важную область отечественных исследований занимает поиск альтернативных технических решений в конструкциях ВО ВЭУ. Исходя из особенностей конструкции ротора ВО ВЭУ, предлагается использовать для опоры ротора электромагнитные подшипники. Это обеспечивает отсутствие трения и механического износа в опорах ротора, исключает потребность в смазке и придает ВО ВЭУ большую степень независимости от условий внешней среды и обслуживания. Важным достижением является использование модульного подхода в проектировании и изготовлении ВО ВЭУ с математическим моделированием компонентов, являющихся независимыми кластерами или модулями. Исследования продемонстрировали высокие показатели выработки электроэнергии экспериментальными ВО конструкциями ряда мощностей 0.1-30 кВт, выполненными согласно такой методологии. Кроме этого, в рамках модульного подхода предложено использование аэродинамического регулирования лопастей; создание несущей конструкции в виде кольца или шестигранника, исключение всех возможных растяжек для снижения сопротивления и замена горизонтальных траверс с аэродинамическими регуляторами и обтекателями на траверсы овальной (аэродинамической) формы в сечении. Другой набор предлагаемых решений в области повышения энергоотдачи включает в себя регулирование мощности с помощью поворота лопасти, аэродинамическое регулирование скорости вращения ротора, торможение ротора балластным сопротивлением и комбинированное интеллектуальное управление комплексом устройств регулирования.

Проблема производства аэродинамически совершенных изделий для ВО ВЭУ заставляет искать способы применения технологически простых решений конструкций роторов с повышением их энергоотдачи через применение дополнительных компонентов в конструкциях ВЭУ. Таким компонентом чаще всего рассматривается аэродинамический диффузор. В [27] для повышения энергоотдачи в ВЭУ с ротором Савониуса наиболее эффективным направлением признается добавление к конструкции аэродинамической трубы-диффузора. Иные решения [28] предусматривают использование принципа дифференциаль-

ного лобового сопротивления в роторе Савониуса, поскольку именно эти роторы способны работать при очень малых скоростях ветра и в большей мере приспособлены для дальнейшего совершенствования. Создана конструкция лопасти с изменяющимися размерами в зависимости от воздействия на нее воздушного потока, что содействует повышению аэродинамических характеристик лопасти.

Поиск оптимальных условий и районов применения ВО ВЭУ актуален для современных российских исследователей. В [29] показано, что для электроснабжения объектов связи Крайнего Севера в условиях постоянных ветров целесообразно применение ВО ВЭУ. Для этого предложена вихревая ВО ВЭУ с повышенной устойчивостью к буревым ветрам, повышенной надёжностью и упрощённой технологией эксплуатации. На основе экспериментальных исследований продемонстрировано, что применение ВО ВЭУ на основе комбинированных роторов Дарье-Савониуса [30] позволит обеспечить достижение максимального значения коэффициента мощности ВО ВЭУ 0.60. Подобные ВО ВЭУ целесообразно применять в заповедниках и национальных парках.

Поиск решений повышения энергоотдачи ВО ВЭУ приводит к идее исключения промежуточного преобразователя энергии ветра в электричество путем создания ВО ВЭУ прямого привода. Предложена конструкция винтовой штангово-на-сосной установки для подъема нефти из скважины с использованием комбинированного вертикально-осевого ветродвигателя на основе сочетания роторов Дарье и Савониуса. Другим примером применения ВЭУ прямого привода является использование комбинированных вертикально-осевых ветродвигателей на основе роторов Дарье и Савониуса на судах-ветроходах. Предложены варианты расположения роторов: одноярусный трехлопастной ротор Дарье с расположенным сверху двухъярусным ротором Савониуса и одноярусный трехлопастной ротор Дарье с расположенным сверху и снизу одноярусными роторами Савониуса.

Сравнение результатов исследований ВО ВЭУ, выполненных за последние годы в мире и в Российской Федерации показывает перспективность применения ВО ВЭУ. Для повышения эффективности предлагается управление геометрией лопастей ротора для обеспечения использования слабых ветров и возможности самопуска. Основной тенденцией совершенствования ВО ВЭУ следует считать развитие их конструкций для применения в крупных установках и ветрофермах

прибрежно-морского и океанского размещения, что обуславливается малыми относительными нагрузками на основание, простотой обслуживания и возможностью размещения в глубоководных районах, а также обеспечение применимости малых ВО ВЭУ для выработки электроэнергии в местах ее непосредственного потребления. Основным объектом исследований является ротор Дарье как обладающий наиболее высоким аэродинамическим коэффициентом полезного действия. Преимущества ВО ВЭУ (простота, низкий шум, высокий аэродинамический коэффициент полезного действия) являются основным аргументом в пользу такого подхода. Следует отметить, что исследования ВО ВЭУ в Российской Федерации ориентированы как на применение роторов Дарье, так и Савониуса.

Исследования в области ВО ВЭУ высокой мощности в Российской Федерации не проводятся, что создаёт опасения отставания в области развития передовых технологических решений в энергетической отрасли. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает активное использование технологий возобновляемой энергетики, в частности, наземной ветровой

энергетики. Но Россия не обладает технологиями производства и эксплуатации ветровых турбин мощностью более 500 КВт. Следует обратить внимание на тот факт, что существуют значительные препятствия как к успешному внедрению и тиражированию инновационных разработок, так и собственно самой исследовательской и конструкторско-экспериментальной деятельности. Первоначально считалось, что эффективные технологии конечного использования способствуют значительному сокращению выбросов и обеспечивают более высокую социальную отдачу от инвестиций, чем технологии энергоснабжения [31], тем не менее государственные институты и финансовые структуры чаще отдавали предпочтение именно технологиям энергоснабжения.

Впоследствии ход развития показал, что этот курс остается превалирующим, что привело к положительным последствиям: государственная поддержка НИОКР и льготные тарифы повлияли на количество патентных заявок в секторе ветроэнергетики, при этом влияние государственной поддержки НИОКР на ветроэнергетику оказывается более значительным, если оно сопровождается использованием льготных тарифов.

В исследовании [32] на основании этих фактов сформулирован вывод о том, что технологические инновации в области зелёных технологий требуют как НИОКР, так и практического применения и по этой причине государственные программы НИОКР в области зелёной энергетики не должны разрабатываться в отрыве от их практического применения.

Исследование [33] показало, что местные власти активнее участвуют в планировании энергетического перехода к зелёным технологиям. Партнерство властей и бизнеса в стартап-орга-низациях улучшает ситуацию. Такое партнерство, реализуясь через создание региональных кластеров, вызывает положительные эффекты сетевого взаимодействия и управления синер-гетического вида.

Сегодня подходы к организации энергетического перехода не затрагивают в должной степени маркетинговое обоснование продуцирования и реализации идей в области технологий энергетического перехода. Авторы полагают, что маркетинговое управление инновационными энергетическими проектами (зелёный маркетинг) является высокоэффективным средством сокращения длительности энергетического перехода. Такое управление возможно реализовать в рамках концепции устойчивого развития посредством кооперации деятельности технологических бизнес-стартапов и государства на принципах взаимовыгодных партнёрских отношений, что позволит обеспечить синергетический эффект от внедрения результатов. Побудительные причины публичного партнёра видятся в следующем: экономический рост и обеспечение конкурентоспособности научно-технической продукции; стимулирование инновационной деятельности производителей энергетической продукции; создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; привлечение внебюджетных источников финан-

сирования; повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки; вовлечение в экономический оборот и коммерциализацию результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; развитие инфраструктуры. Мотивы частного партнёра: максимизация прибыли; новые возможности для развития инновационного бизнеса; возможность доступа к государственному финансированию, результатам исследований и разработок государственного сектора и его инфраструктуре.

Разработка эффективных механизмов государственной поддержки развития ветровой энергетики представляет собой важную научно-практическую задачу, к решению которой могут быть подключены научные коллективы как из технической, так и экономической среды. Таким образом, междисциплинарные экономико-инженерные исследования создают теоретическую основу зелёного маркетинга с учетом концепции устойчивого развития.

Заключение

Исследования ВО ВЭУ в России имеют достаточно разнообразную тематику, но ориентированы прежде всего на поиск решений в области малых ВО ВЭУ. Вследствие этого возникает риск потери технологического приоритета в области мощных ВО ВЭУ, применение которых может быть широким и эффективным, нежели ГО ВЭУ. Инструментом успешного вывода на рынок новых зелёных технологий в современных условиях выступает маркетинговое управление. Сильными сторонами зелёного маркетинга являются ориентированность на развитие имиджа бренда и репутации производителя; реализация корпоративной социальной ответственности в области энергосбережения, которая превышает планку законодательных требований; увеличение конкурентных преимуществ на рынке; повышение рентабельности производства и эксплуатации.

Список литературы

1. Bikmetov E, Galimullina N., Ruvenny I., Sizonenko Z, Sizonenko R. Strategic thinking as a factor of sustainable development of the organization. E3S Web of Conferences. 2020. 1. 07008. DOI: 10.1051/e3sconf/202020807008.

2. Бикметов Е.Ю., Рувенный И.Я., Шаяхметова Р.Р. Социальный маркетинг как средство социально ответственного стратегического управления бизнес-организациями // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 183-196. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.13.

3. Polonsky M.J., Rosenberg P.J. Reevaluating green marketing: a strategic approach // Business Horizons. 2001. Vol. 44. № 5. P. 21-30. DOI: 10.1016/S0007-6813(01)80057-4.

4. Peattie K. Towards sustainability: the third age of marketing // The Marketing Review. 2001. Vol. 2. P. 129-146. DOI: 10.1362/1469347012569869.

5. Vural C.A. Green Marketing // Encyclopedia of Sustainable Management, S. Idowu, R. Schmidpeter, N. Capaldi, L. Zu, M. Del Baldo, R. Abreu, Eds. Springer. Cham. 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-02006-4_1078-1.

6. Charter M. Greener Marketing: A Greener Marketing Approach to Business. Greenleaf Publishing, Sheffield. 1992. DOI: 10.4324/9781351283526.

7. Simula H., Lehtimaki T., Salo J. Managing greenness in technology marketing // Journal of Systems and Information Technology. 2009. 11 (4). P. 331-346. DOI: 10.1108/13287260911002486.

8. Wang X., Cho S.-H., Scheller-Wolf A. Green technology development and adoption: competition, regulation, and uncertainty - a global game approach // Management Science. 2020. 67 (1). P. 201-219. DOI: 10.1287/mnsc. 2019.3538.

9. El-Samanoudy M, Ghorab A.A.E., Youssef Sh. Z. Effect of some design parameters on the performance of a Giromill vertical axis wind turbine // Ain Shams Engineering Journal. 2010. № 1. P. 85-95. DOI: 10.1016/j.asej.2010.09.012.

10. Pope K., Dincer I., Naterer G.F. Energy and exergy efficiency comparison of horizontal and vertical axis wind turbines // Renewable Energy. 2010. 35 (9). P. 2102-2113. DOI: 10.1016/j. renene.2010.02.013.

11. Shires A. Design optimisation of an offshore vertical axis wind turbine // Energy. 2013. 166 (EN1). P. 7-18. DOI: 10.1680/ ener.12.00007.

12. Gulve P., Barve Sh. Bh. Design and construction of vertical axis wind turbine // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2014. № 5 (10). P. 148-155. https:// www.researchgate.net/publication/316430419_DESIGN_AND_ CONSTRUCTION_OF_VERTICAL_AXIS_WIND_TURBINE.

13. Lee K-Y, Tsao S-H., Tzeng Ch.-W., Lin H.-J. Influence of the vertical wind and wind direction on the power output of a small vertical-axis wind turbine installed on the rooftop of a building // Applied Energy. 2018. 209 (C). P. 383-391. DOI: 10.1016/j.apenergy.2017.08.185.

14. Tjiu W, Marnoto T., Sohif M, Ruslan M. H. Darrieus vertical axis wind turbine for power generation I: assessment of Darrieus VAWT configurations // Renewable Energy. 2015. № 75. P. 50-67. DOI: 10.1016/j.renene.2014.09.038.

15. Tjiu W, Marnoto T., Sohif M, Ruslan M.H. Darrieus vertical axis wind turbine for power generation II: challenges in HAWT and the opportunity of multi-megawatt Darrieus VAWT development // Renewable Energy. 2015. №75. P. 560-571. DOI: 10.1016/j.renene.2014.10.039.

16. Xin J., Gaoyuan Zh, KeJun G., Wenbin Ju. Darrieus vertical axis wind turbine: basic research methods // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. № 42. P. 212-225. DOI: 10.1016/j.rser.2014.10.021.

17. Shaheen M, Abdallah Sh. Development of efficient vertical axis wind turbine clustered farms // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. № 63. P. 237-244. DOI: 10.1016/j. rser.2016.05.062.

18. Mohamed D, Zeroual A, Rabehi R, Allam N. Wind energy systems: Analysis of the self-starting physics of vertical axis wind turbine // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017. № 81 (1). P. 1602-1610. DOI: 10.1016/j.rser.2017.05.238.

19. Vivek C.M., Gopikrishnan P., Murugesh R., Raja Mohamed R. A review on vertical and horizontal axis wind turbine // International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET). 2017. № 04 (04). P. 247-250. https://www.irjet.net/ archives/V4/i4/IRJET-V4I449.pdf

20. Dommeti R., Kathi A., Pasumarthi M. A design for high-torque, low-speed vertical axis wind turbine // Advances in

Smart Grid and Renewable Energy, S. SenGupta et al., Eds. Springer Nature Singapore Pte. Ltd. 2018. Р. 203-213. DOI: 10.1007/978-981-10-4286-7_20.

21. Kumar R, Raahemifar K, Fung A. S. A critical review of vertical axis wind turbines for urban applications, Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2018. № 89 (C). Р. 281-291. DOI: 10.1016/j.rser.2018.03.033.

22. GovindB. Increasing the operational capability of a horizontal axis wind turbine by its integration with a vertical axis wind turbine // Applied Energy. 2017. № 199. Р. 479-494. DOI: 10.1016/j.apenergy.2017.04.070.

23. Shah S.R., Kumar R, Raahemifar K, Fung A.S. Design, modeling and economic performance of a vertical axis wind turbine // Energy Reports. 2018. № 4. Р. 619-623. DOI: 10.1016/j. egyr.2018.09.007.

24. Moghimi M, Motawej H. Developed DMST model for performance analysis and parametric evaluation of Gorlov vertical axis wind turbines // Sustainable Energy Technologies and Assessments. 2020. № 37. Р. 100616. DOI: 10.1016/j.seta.2019.100616.

25. Hand B, Cashman A. A review on the historical development of the lift-type vertical axis wind turbine: from onshore to offshore floating application // Sustainable Energy Technologies and Assessments. 2020. № 38. Р. 100646. DOI: 10.1016/j. seta.2020.100646.

26. Пустовойтов А.С., Чернов М.А., Павлов ДО, Землянский Л.О., Александров Н.В. Обзор различных типов ветрогенераторов, использующихся в мире // Евразийское научное объединение. 2020. 9-2 (67). С. 124-127. DOI: 10.5281/zenodo.4072072.

27. Бубенчиков А.А., Белодедов А.Е., Булычев И.С., Шепелев А.О. Исследование аэродинамики и энергетических характеристик ротора Савониуса // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. 12-3 (54). С. 28-34. DOI: 10.18454/ IRJ.2016.54.266.

28. Хозяинов Б.П. Пути достижения лидерства в ветроэнергетике // Альтернативная энергетика и экология (ISJAEE). 2018. 22-24 (270-272). С. 59-67. DOI: 10.15518/isjaee.2018.22-24.059-067.

29. Деремов М.В., Руденко Н.В., Ершов В.В., Махаури Г.З. Анализ возможности использования ветроэнергетических установок для электроснабжения автономных объектов связи Крайнего Севера // Труды Северо-кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. 2019. № 1. С. 303-311.

30. Шишкин Н.Д., Ильин Р.А., Атдаев Д.И. Применение экологически эффективных вертикально-осевых ветроэнергоустано-вок для заповедников и национальных парков юга России // Экология и промышленность России. 2019. Т. 23. № 11. С. 43-49. DOI: 10.18412/1816-0395-2019-11-43-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Wilson Ch, Grubler A, Gallagher K.S., Nemet G.F. Marginalization of end-use technologies in energy innovation for climate protection // Nature climate change. 2012. № 2. Р. 780-788. DOI: 10.1038/ nclimate1576.

32. Lindman A, Soderholm P. Wind energy and green economy in Europe: Measuring policy-induced innovation using patent data // Applied Energy. 2016. 179 (C). Р. 1351-1359. DOI: 10.1016/j. apenergy.2015.10.128.

33. Geenhuizen M.Van, Nejabat R. Municipalities policy on innovation and market introduction in sustainable energy: a focus on local young technology firms // Energies. 2021. № 14 (4). Р. 1094. DOI: 10.3390/en14041094..

References

1. Bikmetov E., Galimullina N., Ruvenny I., Sizonenko Z.,Sizonenko R. Strategic thinking as a factor of sustainable development of the organization. E3S Web of Conferences. 2020. 1. 07008. DOI: 10.1051/e3sconf/202020807008.

2. Bikmetov E.Yu., Ruvenny I.Ya., Shayakhmetova R.R. Social marketing as a means of socially responsible strategic management of business organizations // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2021. № 3. P. 183-196. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.13.

3. Polonsky M.J., Rosenberg P.J. Reevaluating green marketing: a strategic approach // Business Horizons. 2001. Vol. 44. № 5. P. 21-30. DOI: 10.1016/S0007-6813(01)80057-4.

4. Peattie K. Towards sustainability: the third age of marketing // The Marketing Review. 2001. Vol. 2. P. 129-146. DOI: 10.1362/1469347012569869.

5. Vural C.A. Green Marketing // Encyclopedia of Sustainable Management, S. Idowu, R. Schmidpeter, N. Capaldi, L. Zu, M. Del Baldo, R. Abreu, Eds. Springer. Cham. 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-02006-4_1078-1.

6. Charter M. Greener Marketing: A Greener Marketing Approach to Business. Greenleaf Publishing, Sheffield. 1992. DOI: 10.4324/9781351283526.

7. Simula H., Lehtimäki T., Salo J. Managing greenness in technology marketing // Journal of Systems and Information Technology. 2009. 11 (4). P. 331-346. DOI: 10.1108/13287260911002486.

8. Wang X., Cho S.-H., Scheller-Wolf A. Green technology development and adoption: competition, regulation, and uncertainty -a global game approach // Management Science. 2020. 67 (1). P. 201-219. DOI: 10.1287/mnsc.2019.3538.

9. El-Samanoudy M., Ghorab A.A.E., Youssef Sh. Z. Effect of some design parameters on the performance of a Giromill vertical axis wind turbine // Ain Shams Engineering Journal. 2010. № 1. P. 85-95. DOI: 10.1016/j.asej.2010.09.012.

10. Pope K., Dincer I., Naterer G.F. Energy and exergy efficiency comparison of horizontal and vertical axis wind turbines // Renewable Energy. 2010. 35 (9). P. 2102-2113. DOI: 10.1016/j. renene.2010.02.013.

11. Shires A. Design optimisation of an offshore vertical axis wind turbine // Energy. 2013. 166(EN1). P. 7-18. DOI: 10.1680/ ener.12.00007.

12. Gulve P., Barve Sh. Bh. Design and construction of vertical axis wind turbine // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2014. № 5 (10). P. 148-155. https:// www.researchgate.net/publication/316430419_DESIGN_AND_ CONSTRUCTION_OF_VERTICAL_AXIS_WIND_TURBINE.

13. Lee K-Y., Tsao S-H., Tzeng Ch.-W., Lin H.-J. Influence of the vertical wind and wind direction on the power output of a small vertical-axis wind turbine installed on the rooftop of a building // Applied Energy. 2018. 209(C). P. 383-391. DOI: 10.1016/j. apenergy.2017.08.185.

14. Tjiu W., Marnoto T., Sohif M., Ruslan M. H. Darrieus vertical axis wind turbine for power generation I: assessment of Darrieus VAWT configurations // Renewable Energy. 2015. № 75. P. 50-67. DOI: 10.1016/j.renene.2014.09.038.

15. Tjiu W., Marnoto T., Sohif M., Ruslan M.H. Darrieus vertical axis wind turbine for power generation II: challenges in HAWT and the opportunity of multi-megawatt Darrieus VAWT development // Renewable Energy. 2015. № 75. P. 560-571. DOI: 10.1016/j. renene.2014.10.039.

16. Xin J., Gaoyuan Zh., KeJun G., Wenbin Ju. Darrieus vertical axis wind turbine: basic research methods // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. № 42. P. 212-225. DOI: 10.1016/j.rser.2014.10.021.

17. Shaheen M., Abdallah Sh. Development of efficient vertical axis wind turbine clustered farms // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. №63. P. 237-244. DOI: 10.1016/j. rser.2016.05.062.

18. Mohamed D., Zeroual A., Rabehi R., Allam N. Wind energy systems: Analysis of the self-starting physics of vertical axis wind turbine // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017. 81 (1). P. 1602-1610. DOI: 10.1016/j.rser.2017.05.238.

19. Vivek C.M., Gopikrishnan P., Murugesh R., Raja Mohamed R. A review on vertical and horizontal axis wind turbine //

International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET), 2017. 04 (04). P. 247-250. https://www.irjet.net/archives/ V4/i4/IRJET-V4I449.pdf.

20. Dommeti R., Kathi A., Pasumarthi M. A design for high-torque, low-speed vertical axis wind turbine // Advances in Smart Grid and Renewable Energy, S. SenGupta et al., Eds. Springer Nature Singapore Pte. Ltd. 2018. P. 203-213. DOI: 10.1007/978-981-10-4286-7_20.

21. Kumar R., Raahemifar K., Fung A. S. A critical review of vertical axis wind turbines for urban applications, Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2018. 89(C). P. 281-291. DOI: 10.1016/j.rser.2018.03.033.

22. Govind B. Increasing the operational capability of a horizontal axis wind turbine by its integration with a vertical axis wind turbine // Applied Energy. 2017. 199. P. 479-494. DOI: 10.1016/j. apenergy.2017.04.070.

23. Shah S.R., Kumar R., Raahemifar K., Fung A.S. Design, modeling and economic performance of a vertical axis wind turbine // Energy Reports. 2018. № 4. P. 619-623. DOI: 10.1016/j. egyr.2018.09.007.

24. Moghimi M., Motawej H. Developed DMST model for performance analysis and parametric evaluation of Gorlov vertical axis wind turbines // Sustainable Energy Technologies and Assessments. 2020. № 37. P. 100616. DOI: 10.1016/j. seta.2019.100616.

25. Hand B., Cashman A. A review on the historical development of the lift-type vertical axis wind turbine: from onshore to offshore floating application // Sustainable Energy Technologies and Assessments. 2020. № 38. P. 100646. DOI: 10.1016/j. seta.2020.100646.

26. Pustovoitov A.S., Chernov M.A., Pavlov D.O., Zemlyansky L.O., Alexandrov N.V. Review of various types of wind generators used in the world // Eurasian Scientific Association. 2020. 9-2 (67). P. 124-127. DOI: 10.5281/zenodo.4072072.

27. Bubenchikov A.A., Belodedov A.E., Bulychev I.S., Shepelev A.O. Study of aerodynamics and energy characteristics of the Savonius rotor // International Research Journal. 2016. 12-3 (54). P. 28-34. DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.266.

28. Khoziainov B.P. Ways to achieve leadership in wind energy // Alternative energy and ecology (ISJAEE). 2018. 22-24(270-272). P. 59-67. DOI: 10.15518/isjaee.2018.22-24.059-067.

29. Deremov M.V., Rudenko N.V., Ershov V.V., Makhauri G.Z. Analysis of the possibility of using wind power plants for power supply of autonomous communication facilities of the Far North // Proceedings of the North Caucasus branch of the Moscow Technical University of Communications and Informatics. 2019. № 1. P. 295-301.

30. Shishkin N.D., Ilyin R.A., Atdaev D.I. Application of environmentally efficient vertical-axial wind power plants for nature reserves and national parks of the South of Russia // Ecology and industry of Russia. 2019. Vol. 23. № 11. P. 43-49. DOI: 10.18412/1816-0395-2019-11-43-49.

31. Wilson Ch., Grubler A., Gallagher K.S., Nemet G.F. Marginalization of end-use technologies in energy innovation for climate protection // Nature climate change. 2012. № 2. P. 780-788. DOI: 10.1038/nclimate1576.

32. Lindman A., Söderholm P. Wind energy and green economy in Europe: Measuring policy-induced innovation using patent data //Applied Energy. 2016. 179 (C). P. 1351-1359. DOI: 10.1016/j.apenergy.2015.10.128.

33. Geenhuizen M.Van, Nejabat R. Municipalities policy on innovation and market introduction in sustainable energy: a focus on local young technology firms // Energies. 2021. 14 (4). P. 1094. DOI: 10.3390/en14041094.

JMKyCGllil №2 (111) AnPE/Vb 2022

BUSINESS ECONOMICS 47

Информация об авторах

Бикметов Е.Ю., доктор социологических наук, профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении Уфимского государственного авиационного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: bicprof@mail.ru

Бронников М.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении Уфимского государственного авиационного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: merlin_1010101@mail.ru

Кузнецова Е.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении Уфимского государственного авиационного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: 5kuznetsova@mail.ru

Рувенный И.Я., кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении Уфимского государственного авиационного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: ruvenny@mail.ru

Information about the authors

Bikmetov E.Yu., Doctor of Sociology, Professor of the Department of Digital Technologies in Economics and Management of Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russian Federation). Email to contact the author: bicprof@mail.ru

Bronnikov M.A., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Digital Technologies in Economics and Management of Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russian Federation). Email to contact the author: merlin_1010101@mail.ru

Kuznetsova E.V., PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Digital Technologies in Economics and Management of Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russian Federation). Email to contact the author: 5kuznetsova@mail.ru

Ruvenny I.Ya., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Digital Technologies in Economics and Management of Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russian Federation). Email to contact the author: ruvenny@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 23.03.2022

Дата принятия к публикации: 26.04.2022

Article Info

Received for publication: 23.03.2022 Accepted for publication: 26.04.2022

© Бикметов Е.Ю., Бронников M.A., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я., 2022.

© Bikmetov E.Yu., Bronnikov M.A., Kuznetsova E.V., Ruvenny I.Ya., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.