Научная статья на тему 'Зеленые тренды в налоговой политике развитых стран'

Зеленые тренды в налоговой политике развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговая политика / экологическое налогообложение / зеленые тренды / Европейский союз / парниковые газы / энергоэффективность / углеводородные выбросы / tax policy / environmental taxation / green trends / European Union / greenhouse gases / energy efficiency / hydrocarbon emissions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Юрьевна Сидорова

Предмет исследования — налоговая политика стран ЕС в отношении зеленой экономики. Цель работы — определение способов борьбы до 2030 г. с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды посредством инструментов налоговой политики. В статье определена структура экологических налогов и сборов на основании нормативных документов ЕС в области экологической политики. Рассмотрена стратегия экологической политики ЕС под названием «Европейский зеленый курс» как одно из направлений обеспечения устойчивости экономики стран Запада, предусматривающая формирование механизма налогообложения потребителей углеродного топлива для возмещения ущерба климату, вызванного выбросом углекислого газа в атмосферу. Проведен анализ динамики общего объема налоговых поступлений в ЕС за период 2002–2020 гг., в том числе от экологических и энергетических налогов для сокращения выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г. и достижения европейскими странами к 2050 г. климатической нейтральности, т. е. баланса, когда выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода или метан, соответствуют объему их поглощения из атмосферы. Сделаны выводы о трендах развития зеленой экономики ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Green Trends in the Tax Policy of Developed Countries

The subject of the study is the tax policy of the EU countries in relation to the green economy. The aim of the work is to identify ways to combat global warming and environmental pollution through tax policy instruments until 2030. The article establishes the structure of environmental taxes and fees, based on EU regulatory documents in the field of environmental policy. The strategy of the EU environmental policy called the “European Green Course” is considered as one of the directions of ensuring the sustainability of the economies of Western countries, which provides for the formation of a mechanism for taxation of carbon fuel consumers to compensate for climate damage caused by carbon dioxide emissions into the atmosphere. The analysis of the dynamics of the total volume of tax revenues in the EU for the period 2002–2020, including revenues from environmental and energy taxes to reduce greenhouse gas emissions by at least 55% by 2030 and the achievement by European countries of climate neutrality by 2050, i. e. a balance when greenhouse gas emissions, such as carbon dioxide or methane, correspond to their absorption from the atmosphere. The article establishes a connection between the minimum tax rates on fuel and its energy intensity or greenhouse gas emissions. Conclusions are drawn about the trends in the development of the EU green economy, as well as the tools for their implementation.

Текст научной работы на тему «Зеленые тренды в налоговой политике развитых стран»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-3-120-127 УДК 336.1;339.543(045) JEL H2, H25, M31

Зеленые тренды в налоговой политике развитых стран

Е. Ю. Сидорова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - налоговая политика стран ЕС в отношении зеленой экономики.

Цель работы - определение способов борьбы до 2030 г. с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды посредством инструментов налоговой политики.

В статье определена структура экологических налогов и сборов на основании нормативных документов ЕС в области экологической политики. Рассмотрена стратегия экологической политики ЕС под названием «Европейский зеленый курс» как одно из направлений обеспечения устойчивости экономики стран Запада, предусматривающая формирование механизма налогообложения потребителей углеродного топлива для возмещения ущерба климату, вызванного выбросом углекислого газа в атмосферу. Проведен анализ динамики общего объема налоговых поступлений в ЕС за период 2002-2020 гг., в том числе от экологических и энергетических налогов для сокращения выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г. и достижения европейскими странами к 2050 г. климатической нейтральности, т.е. баланса, когда выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода или метан, соответствуют объему их поглощения из атмосферы. Сделаны выводы о трендах развития зеленой экономики ЕС. Ключевые слова: налоговая политика; экологическое налогообложение; зеленые тренды; Европейский союз; парниковые газы; энергоэффективность; углеводородные выбросы

Для цитирования: Сидорова Е. Ю. Зеленые тренды в налоговой политике развитых стран. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(3):120-127. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-3-120-127

Green trends in the tax Policy of Developed Countries

The subject of the study is the tax policy of the EU countries in relation to the green economy.

The aim of the work is to identify ways to combat global warming and environmental pollution through tax policy instruments until 2030.

The article establishes the structure of environmental taxes and fees, based on EU regulatory documents in the field of environmental policy. The strategy of the EU environmental policy called the "European Green Course" is considered as one of the directions of ensuring the sustainability of the economies of Western countries, which provides for the formation of a mechanism for taxation of carbon fuel consumers to compensate for climate damage caused by carbon dioxide emissions into the atmosphere. The analysis of the dynamics of the total volume of tax revenues in the EU for the period 2002-2020, including revenues from environmental and energy taxes to reduce greenhouse gas emissions by at least 55% by 2030 and the achievement by European countries of climate neutrality by 2050, i.e. a balance when greenhouse gas emissions, such as carbon dioxide or methane, correspond to their absorption from the atmosphere. The article establishes a connection between the minimum tax rates on fuel and its energy intensity or greenhouse gas emissions. Conclusions are drawn about the trends in the development of the EU green economy, as well as the tools for their implementation. Keywords: tax policy; environmental taxation; green trends; European Union; greenhouse gases; energy efficiency; hydrocarbon emissions

For citation: Sidorova E. Yu. Green trends in the tax policy of developed countries. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(3):120-127. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2023-16-3-120-127

© Сидорова Е. Ю., 2023

E.Yu. Sidorova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

Современной парадигмой развития налогообложения является его экологизация посредством принятия органами властей разного уровня мер воздействия на загрязнителей окружающей среды для ограничения выбросов вредных веществ в естественные и техногенные среды [1], что подразумевает использование различных инструментов, в том числе финансово-экономической направленности [2; 3].

СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В ЕС

Состав экологических налогов и сборов в ЕС представлен на рис. 1.

В табл. 1 приведена разбивка областей применения экологических налогов и других фискальных инструментов в странах ЕС.

Основополагающими нормативными документами по экологическому регулированию ЕС являются директивы:

1) 2003/96/ЕС от 27 октября 2003 г. о реструктуризации рамочного законодательства Сообщества в отношении налогообложения энергоносителей и электрической энергии;

2) 1999/62/ЕС от 17 октября 1999 г. о взимании сборов за использование определенных маршрутов движения грузовыми автомобилям;

3) 2009/33/ЕС от 23 апреля 2003 г. о поддержке экологически чистых и энергоэффективных автотранспортных средств;

4) 2003/87/ЕС об установлении схемы торговли выбросами парниковых газов в пределах Сообщества и сокращении выбросов парниковых газов, выполнении обязательств ЕС в соответствии с «Рамочной конвенцией ООН об изменении климата» и «Киотским протоколом», а также о внесении изменений в директиву 96/61/ЕС от 13 октября 2003 г. о комплексном предупреждении и контроле загрязнения и системе торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Директива о налогообложении энергии 2003/96/ ЕС от 27 октября 2003 г. регламентирует минимальный уровень ставок акцизов, применяемых государствами ЕС к продуктам энергетики для моторных топлив, отопительного топлива и электроэнергии, и призвана обеспечивать функциональность внутреннего энергетического рынка ЕС и избегать недобросовестной конкуренции с помощью различных налоговых систем [4].

Кроме того, она должна способствовать созданию низкоуглеродной, энергоэффективной экономики, т.е. обеспечивать защиту окружающей среды и климата. С этой целью в ней установлены общесоюзные минимальные суммы налогов на электроэнергию и топливо при их использовании в качестве моторного, авиационного топлива или топлива для обогрева частных жилищ [5; 6].

Страны ЕС могут беспрепятственно применять акцизные ставки выше установленных налоговых минимумов в соответствии со своими национальными нуждами и экологическими миссиями. При налогообложении потребленной электрической энергии отдельные государства ЕС устанавливают тарифы выше минимальных ставок, регламентированных директивой (1 евро/МВт-ч для предприятий некоммерческого сектора и 0,5 евро/ МВт-ч для коммерческого сектора). Размер самой высокой тарифной ставки, применяемой в Нидерландах к электрической энергии в 2020 г.,— 125 евро/ МВт-ч.

13 ноября 2003 г. была подписана директива 2003/87/ЕС, регламентировавшая структуру распределения квот на выбросы углекислых газов. Согласно данному документу страны ЕС должны взять на себя обязательства не заниматься с 1 января 2005 г. деятельностью, приводящей к выбросу парниковых газов, если только они не приобретают на их выбросы специальное разрешение, выдаваемое компетентным органом. В соответствии с данной директивой ставки налога на выбросы углекислого газа в государствах ЕС устанавливаются в размерах от не менее 1 евро за тонну углеродных выбросов в Польше и до 110 евро в Швеции. Хотя в таких странах ЕС, как Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия, налоги на выбросы углекислого газа применяются уже почти треть века, ряд государств ввел налогообложение выбросов углекислого газа относительно недавно (Испания, Франция, Португалия) либо же только рассматривает возможность их применения в будущем (Австрия и Нидерланды) [7].

В половине стран ЕС, в том числе в Италии, Бельгии, Германии, не применяется налог, способствующий снижению выбросов углекислого газа. Тем не менее в них действуют косвенные налоги на энергию (акцизы на топливо), транспорт.

22 января 2014 г. Европейская комиссия предложила две поправки к директиве 2003/87/ЕС, а именно:

• ввести коэффициент линейного сокращения, при котором общий лимит выбросов парниковых

www.ETL.FA.Ru

Налог на содержание

углерода в источниках энергии

Рис. 1 / Fig. 1. Состав экологических налогов и сборов в ЕС / Structure of environmental taxes and fees in the EU

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

газов снижается с 1,74% (2013-2020 гг.) до 2,2% каждый год в период с 2021-2030 г., тем самым уменьшая выбросы CO2 в ЕС на 43% по сравнению с 2005 г.

• создать 12-процентный резервный механизм «автоматического контроля» ежегодных выбросов CO2 с 2021-2030 гг., формируя тем самым квазиуглеродную или минимальную цену на выбросы углерода в ценовом диапазоном, ежегодно устанавливаемом Генеральным директоратом Европейской комиссии по изменению климата1.

Многие государства применяют налоги на выбросы углерода (далее — углеродные налоги), которые имеют такой же механизм действия, как акцизы на топливо и соответственно исходят из расчета ставки

1 European Union Emissions Trading System URL: https:// dimate.ec.europa.eu/eu-action/eu-emissions-trading-system-eu-ets en.

в общих единицах измерения на базе официальных коэффициентов выбросов разных типов топ.

В ЕС также приняты директивы по качеству воды в водных объектах. Первая из них предназначена «для поддержки жизни рыб» (Council Directive 78/659/ EEC), где нормативы подразделяются на обязательные (которые должны были быть достигнуты в установленные сроки) и желательные (значения нормативов, к которым следовало стремиться) нормы.

Целью принятой 11 декабря 2019 г. стратегии экологической политики ЕС «Европейский зеленый курс»2 является достижение углеродной нейтральности к 2050 г.

2 Communication from the commission to the european parliament, the european council, the council, the european economic and social committee and the committee of the regions the european green deal URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2019%3A640%3AFIN.

Таблица 1 / Table 1

Состав экологических налогов и сборов в ЕС / Composition of environmental taxes and fees in the EU

Сектор / Sector Инструмент / instrument Применение в странах / Application in countries

Транспорт/ Transport Регистрационный налог на базе углеродных выбросов Франция: налог на регистрацию автомобиля (IEEP 2014)

Ежегодный налог на эксплуатацию автомобилей Испания: налог на эксплуатацию транспортных средств (CFE 2017)

Дорожные сборы Великобритания: дорожные сборы в Лондоне (IEEP 2014)

Сбор за перегрузку (относится к большегрузным автомобилям) Великобритания: сбор за въезд в центр (Transport for London 2017)

Энергия / Energy Налоги на транспортное топливо Германия: налог на энергию (BMF 2016)

Налоги на потребление энергии

Углерод / Carbon Налоги на содержание углерода в источниках энергии Нидерланды: налог на энергию (IEEP 2014)

Цены на углерод Великобритания: (Centre for Climate Change Economics and Policy 2013)

Воздух / Air Плата за загрязнение воздуха (SO2, VOC, NOx, SO2, PM, NH2, CO, NH3, и т.д.) Чехия: сбор за загрязнение воздуха (IEEP 2014)

Вода / Water Налоги и сборы за водоснабжение Дания: платежи за воду (IEEP 2014)

Загрязнение / Pollution Налог на места свалок Великобритания: налог на свалку (IEEP 2014)

Налог на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду Германия, Франция: общий налог на деятельность, загрязняющую окружающую среду (IEEP 2014)

Ресурсы / Resources Налог на природные ресурсы Латвия: налог на природные ресурсы (IEEP 2014)

Плата за вырубку деревьев Литва: Плата за несоблюдение правил вырубки деревьев (Ecologic 2006)

Примечание/Note: IEEP - Institute for European Environmental Policy / Институт европейской экологической политики. URL: https://ieep.eu. Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

На рис. 2 представлена динамика общего объема налоговых поступлений в ЕС за период 2002-2020 гг.

В 2020 г. общие поступления в ЕС от экологического налога, сущность которого состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду, равнялись 300,5 млрд евро, что составляет 2,2% ВВП и 5,4% от взимания общих налогов и социальных отчислений [8].

Более трех четвертей общих сумм от взимания экологических налогов в 2020 г. составили поступления от энергетических налогов на топливо, производство, передачу или потребление энергии [9]. Сумма экологических налогов ЕС в 2020 г. была

примерно на 82,2 млрд евро выше, чем в 2002 г. Однако по отношению к ВВП она снизилась (с 2,6 до 2,2% ВВП). За тот же период доля экологических налогов в общих поступлениях от налогов и социальных отчислениях уменьшилась на 1 п.п. с 6,6% в 2002 г. до 5,6% в 2020 г.

В большинстве государств — членов ЕС в период 2019-2020 гг. произошло снижение поступлений от экологического налога в процентах от ВВП и общих налогов. Значительное уменьшение поступлений наблюдалось в Эстонии и Словении (соответственно на 2,4 и 1,1%).

Среди государств — членов ЕС Люксембург выделяется наибольшей долей поступлений от энергети-

эоо дао

isoooo

200000

150000

1Ö0W»

»wo

^Транспортный №логннага-рлзненнен -Ктотоналошн -BBrVGDP,?i

энер-н kj/E ner^i; tax налог/Тпа itsuort tax рееу реы/Р&'йщп a nd iesou -ее социальные

tax отчисления/

Tota taxeiand эося!

«лМШнп^К

Рис. 2 / Fig. 2. Поступления от экологических налогов в ЕС / Receipts from environmental taxes in the EU

Источник/Source: составлено автором на основе статистики поступления экологического налога. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/ statistics / compiled by the author on the basis of Environmental tax statistics. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics.

ческого налога (53,3%), взимаемого с нерезидентов в основном за счет покупки ими бензина и дизельного топлива. На Мальте нерезиденты также вносят существенный вклад в налоговые поступления страны (34,8%).

На оказание услуг (включая транспортировку и торговлю) приходилось 25,9% поступлений от энергетического налога ЕС. При этом доли Хорватии и Словакии составили более 40%.

Производство, строительство, добыча полезных ископаемых и оказание коммунальных услуг сгенерировали более 23,2% поступлений от энергетического налога в ЕС.

В среднем на транспортные налоги, уплачиваемые домашними хозяйствами, в 2020 г. приходилось больше платежей (68,2%), чем на коммерческий сектор (30%) ввиду того, что домашние хозяйства являются основными плательщиками транспортных налогов в ЕС.

НАПРАВЛЕНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ ЕС

Европейский зеленый курс (the European Green Deal), т.е. план достижения нулевого нетто-выброса пар-

никовых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья в странах — членах ЕС к 2050 г., одобренный Европейской комиссией 11 декабря 2019 г., представляет собой стратегию экономического развития, заключающуюся в том, чтобы сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г., и превратить Западную Европу к 2050 г. в полностью климатически нейтральный континент, закрепив зеленую трансформацию ЕС в коммюнике «Европейский зеленый курс»3 и Дорожной карте4. В своей политике ЕС ставит задачу повышения эффективности использования ресурсов и продвижения к экономике замкнутого цикла, предусматривающей восстановление биоразнообразия и ограничение загрязнений окружающей среды.

Ожидается, что к 2030 г. произойдет снижение импорта нефти на 13% и природного газа на 19%.

3 URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar: b828d165-1c22-11ea-8c1f-01aa75ed71a1.0002.02/ DOC_1&format=PDF.

4 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1 576150542719&uri=C0M%3A2019%3A640%3AFIN.

Таблица 2 / Table 2

Тренды развития зеленой экономики ЕС и пути их реализации / Trends in the development of the EU

green economy and their ways of implementation

Направление развития / Directions of development Инструменты реализации / Implementation tools Нормативный документ / Regulatory document

Сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 г. и становление к 2050 г. западной Европы полностью климатически нейтральной Налог на импорт товаров, оставляющих значительный углеродный след на основе степени углеродоемкости конкретного продукта и его доли в продажах на рынке ЕС Европейский зеленый курс, 2019 г.

Установление связи между минимальными налоговыми ставками на топливо и его энергоемкостью или выбросами CO2 Пересмотр Директивы о налогообложении энергетики, с целью корректировки способа налогообложения Директива ЕС 2003/96/ EC от 27 октября 2003 г. о налогообложении энергоносителей и электрической энергии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восстановление биоразнообразия Европы к 2030 г. Создание более крупной общеевропейской сети охраняемых территорий на суше и море, запуск плана ЕС по восстановлению природы, принятию мер по финансированию необходимых трансформационных изменений для решения глобальной проблемы биоразнообразия Стратегия сохранения биоразнообразия до 2030 г.

Содействие устойчивым инновациям в области эффективного использования водных ресурсов, сокращение промышленного спроса на воду Увеличение налога на потребление воды для промышленных потребителей на 25% в отношении доходов предприятий водоснабжения (включая воду, отходы и канализацию) Фискальная стратегия для экономики, 2020 г.

Уменьшение углеродных выбросов, Содействие устойчивым инновациям в направлении более чистого и эффективного производства Увеличение ставки углеродного налога, охватывающего выбросы парниковых газов от промышленных процессов и от неэнергетической деятельности, до 30 евро/т CO2

Содействие устойчивым инновациям, направленным на повышение энергоэффективности Введение дополнительного налога на потребление электроэнергии крупными электростанциями в размере 50 евро за МВт-ч

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

После 2030 г. ЕС практически полностью откажется от угля и существенно сократит импорт нефти и газа на 78-79% и 58-67% от уровня 2015 г. соответственно.

Налог на импорт товаров, оставляющих значительный углеродный след, является одним из механизмов, предусмотренных Европейским зеленым курсом, состоящим во взимании налогов, размер которых будет зависеть от углеродоемкости конкретного продукта и его доли в продажах на рынке ЕС.

Уменьшения зависимости ЕС от импорта сырья из Российской Федерации предполагается достичь благодаря повышению эффективности использования наличных ресурсов исходя из того, что

ЕС импортирует 87% потребляемой нефти и 74% природного газа.

Еще одним свидетельством актуальности задачи повышения конкурентоспособности товаров европейского производства является тот факт, что размер налога на импорт товаров, ввозимых из-за пределов ЕС и оставляющих значительный углеродный след, будет зависеть от доли углеродо-емкой продукции во внешней торговле, что будет способствовать стимулированию продаж товаров, произведенных в европейских странах.

По мнению российских ученых, одним из «несправедливых» аспектов взимания такого налога с российских производителей является то, что

ЕС пользуется преимуществом в более высоком уровне экономического и технологического развития по сравнению с Россией и к тому же не принимает в расчет исторически накопленный объем выбросов парниковых газов в атмосферу. Так, за период 1951-2017 гг. ЕС произвело 22% всех глобальных выбросов парниковых газов, что делает его вторым по величине источником выбросов после США (25%), в то время как на Российскую Федерацию приходятся всего 6% выбросов парниковых газов [10]5.

Основные риски для ЕС заключаются в высоких затратах на воплощение в жизнь Европейского зеленого курса. Европейская комиссия оценивает дополнительные ежегодные инвестиции, необходимые для достижения к 2030 г. поставленных целей, в 260 млрд евро.

Одним из основополагающих документов ЕС по экологическому развитию является Стратегия сохранения биоразнообразия до 2030 г., предусматривающая целенаправленные действия для перехода Европы на путь экологического восстановления в течение следующего десятилетия и представляющая собой комплексный план по защите природы и обращению вспять деградации экосистем6.

Ко всему вышеприведенному нужно добавить, что в 2020 г. в ЕС была принята фискальная стра-

5 https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-es-i-rossii/ Пи-скулова Н. «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России.

6 Nature restoration law URL: https://environment.ec.europa.

eu/publications/nature-restoration-law_en.

тегия для экономики7, в которой были выделены основные направления развития экологических налогов. Так, налог на потребление воды для промышленных потребителей увеличился на 25% в отношении доходов предприятий водоснабжения (включая воду, отходы и канализацию). В настоящее время средняя цена воды во многих европейских городах колеблется от 0,40 до 5,75 евро за 1000 литров. В Швеции, например, жители Мальмё уплачивают всего 1,03 евро, а жители Гетеборга — 4,19 евро за 1000 литров. Таким образом, более высокие платежи за потребление воды могут потенциально приводить к потере конкурентоспособности водоемких секторов экономики.

ЕС ставит перед собой задачу сократить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 40% по сравнению с уровнем 1990 г. Текущие планы состоят в том, чтобы достичь этого результата путем уменьшения спроса на энергию по крайней мере на 27% и достижения доли возобновляемых источников энергии не менее 27% в валовом конечном потреблении энергии. Предусматривается также возможность сокращения субсидий для предприятий, занимающихся добычей ископаемого топлива (угля, нефти, природного газа, торфа).

ВЫВОДЫ

Все страны — члены ЕС применяют экологические, транспортные и энергетические налоги в зависимости от направлений развития их зеленой экономики (табл. 2).

7 A fiscal strategy for an inclusive, circular economy. URL: https://www.neweranewplan.com/wp-content/ uploads/2016/12/New-Era-New-Plan-Europe-Extax-Report-DEF.compressed.pdf.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Самоделко Л. С. Перспективы использования экологического налогообложения в налоговой системе РФ. Дис. ... канд. экон. наук. М.: Государственный университет управления; 2020. 185 с.

2. Ефимцева Т. В. Некоторые подходы к решению вопросов энергетики и экологии в законодательстве интеграционных объединений (на примере ЕС и ЕАЭС). Lex russica (Русский закон). 2019;(8):64-178.

3. Салиева Р. Н. Особенности экономической деятельности в энергетическом секторе экономики. Экономика. Право. Общество. 2017;(3):34-39.

4. Калиниченко П.А Зеленые налоги в праве европейского сообщества. Lex Russica (Русский закон). 2014;(2):546-554.

5. Сачивко И. Г. Европейский опыт применения налоговой политики для развития «зеленой» экономики. Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2019;(6):64-71.

6. Марьин Е. В. О некоторых особенностях введения углеродного налога в ЕС. Научный аспект. 2022;(1):53-55.

7. Саляхова А. Р. Роль и значение трансграничного углеродного налога в ЕС и России. Правовой энергетический форум. 2022;(2):36-42.

8. Игнатова И. В., Лузина Т. В., Алиева К. А., Щупак Э. Ф. Углеродный налог как фактор развития «зеленого» предпринимательства в России. Бизнес. Образование. Право. 2022;(1):124-131.

9. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Вклад земельного налога с юридических лиц в развитие «зеленой» экономики: теория и практика. Экономика. Профессия. Бизнес. 2022;(3):140-150.

10. Пискулова Н. «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-es-i-rossii.

REFERENCES

1. Samodelko L. S. Prospects for the use of environmental taxation in the tax system of the Russian Federation. Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. Moscow: Publishing House of the State University of Management; 2020. 185 p. (In Russ.).

2. Efimtseva T. V. Some approaches to solving energy and environmental issues in the legislation of integration associations (on the example of the EU and the EAEU). Lex russica (Russkii zakon). 2019;(8):64-178. (In Russ.).

3. Salieva R. N. Features of economic activity in the energy sector of the economy. Ekonomika. pravo. Obshchestvo = Economy. law. Society. 2017;(3):34-39. (In Russ.).

4. Kalinichenko P.A "Green" taxes in the law of the European Community. Lex Russica (Russkii zakon). 2014;(2):546-554. (In Russ.).

5. Sachivko I. G. European experience in the application of tax policy for the development of a "green" economy. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of the Belarusian State University of Economics. 2019;(6):64-71. (In Russ.).

6. Mar'in E. V. About some features of the introduction of a carbon tax in the European Union. Nauchnyi aspekt = Scientific aspect. 2022;(1):53-55. (In Russ.).

7. Salyakhova A. R. The role and significance of the cross-border carbon tax in the European Union and Russia. Pravovoj ehnergeticheskij forum = Legal Energy Forum. 2022;(2):36-42. (In Russ.).

8. Ignatova I. V., Luzina T. V., Alieva K. A., Shchupak E. F. Carbon tax as a factor in the development of "green" entrepreneurship in Russia. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022;(1):124-131. (In Russ.).

9. Chuzhmarova S. I., Chuzhmarov A. I. Contribution of the land tax from legal entities to the development of the "green" economy: theory and practice. Ekonomika. Professiya. Biznes = Economy. Profession. Business. 2022;(3):140-150. (In Russ.).

10. Piskulova N. Green Deal: risks and opportunities for the EU and Russia. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-es-i-rossii. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Елена Юрьевна Сидорова — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия

Elena Yu. Sidorova — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof. of the Department of Taxes and Tax Administration,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-4385-7173

[email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 15.02.2023; принята к публикации 20.05.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 15.02.2023; accepted for publication 20.05.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.