Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
1
УДК 69.001.5
«ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ» НА ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Гимадиева Лилия Шарифзяновна к.э.н., доцент
Казанский государственный архитектурностроительный университет, Казань, Россия [email protected]
В статье рассмотрены основные положения «зеленых» стандартов, реализуемых в Республике Т атарстан
Ключевые слова: ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, УМНЫЙ ГОРОД
UDC 69.001.5
"GREEN STANDARDS” IN PRACTICE (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Gimadieva Liliia Sharifzianovna Cand.Econ.Sci, associate professor Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia
The article describes the main provisions of the "green" standards implemented in the Republic of Tatarstan
Keywords: GREEN STANDARDS, GREEN BUILDING, SMART CITY
Уменьшение негативного воздействия технологий проектирования и строительства на окружающую среду и здоровье человека, обеспечение эффективного энергопотребления являются в настоящее время основными задачами «зеленого» строительства.
Основной целью «зеленого» строительства является снижение потребления ресурсов (энергии и сырья) на протяжении всего жизненного цикла здания от инвестиционного замысла до сноса здания, включая проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое
обслуживание [10]. Также «зеленое» строительство направлено на повышение качества строительства и комфорта внутренней среды, что достигается путем применения высокотехнологичных решений.
«Зеленое» строительство - это практика проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости, обеспечивающая снижение потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта недвижимости и призванная повысить качество зданий и комфортность внутри помещений.
Зеленые» стандарты - это инструмент для внедрения новейших высоких технологий по обеспечению экологической безопасности, энергосбережения и энергоэффективности, качества и комфорта среды обитания, оптимизации транспортной, коммунальной и социально-
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
2
бытовой инфраструктуры, мониторинга экологического состояния объектов недвижимости [3, 9].
В настоящее время основными стандартами «зеленого» строительства являются BREEAM (Великобритания, 1990 г.), LEED (США, 1998 г). В основу разработки международных экологических стандартов BREEAM и LEED заложены следующие цели [7,8]:
- независимая оценка и подтверждение экологических практик;
- реализация широкого спектра экологических требований и объединение их в единой концепции;
- балансирование целей энергоэффективности с показателями качества строительства, здоровой и комфортной среды;
- формирование критериев и требований, превышающих законодательные стандарты, которые могли бы стать двигателями модернизации строительного сектора;
- уменьшение воздействия техногенной среды на природу;
- предоставление узнаваемого бренда для зданий, понятного широкому кругу инвесторов, арендаторов и конечных пользователей;
- поощрение спроса на экологические здания и технологии.
Большинство стран мира в последнее время активизировало свою
экологическую политику с целью перехода от традиционной модели, в которой охрана окружающей среды считается нагрузкой на экономику, к модели, в которой экология признана двигателем развития, т.е. к «зеленой» экономике [11, 14].
В России природные ресурсы расходуется ускоренными темпами, увеличивается количество свалок, экологическая ситуация в городах не самая хорошая. О необходимости «зеленого» роста в России заговорили на самом высоком политическом уровне сравнительно недавно. В России на текущий момент времени также внедряются экостандарты для зданий. Центр экологической сертификации «Зеленые стандарты» разработал и
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
3
принял в 2010 году первую версию системы сертификации «Зеленые стандарты». На основе «Зеленого стандарта» 30 августа 2012 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 257-СТ был утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам
недвижимости». Требования данного стандарта основаны на нормах Российской Федерации (ГОСТы и СНиПы), а также стандартах систем BREEAM и LEED.
В 2011 году Совет по «зеленому» строительству провел работу по созданию экологического стандарта для малоэтажных зданий САР-СПЗС
1.1.М - 2011. Более того, разработаны и используются национальные стандарты СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания», СТО НОСТРОЙ 2.35.68-2012 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания». Рейтинговая система соответствует международным стандартам ISO, учитывает требования национальных стандартов, строительных и санитарных норм, правил и методических документов, а также основные положения рейтинговых систем LEED, BREEAM, DGNB и HQE (Франция). Данные стандарты содержат систему базовых показателей (индикаторов), которая при необходимости корректируется коэффициентами или дополняется параметрами, отражающими региональные или местные климатические, энергетические, экономические, социальные и объектные особенности [1, 5, 12, 13].
Однако российские девелоперы и инвесторы предпочитают оценивать здания по экостандартам BREEAM и LEED, разработанным более 20 лет назад [11].
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
4
Представителям бизнеса необходимо четкое понимание экономической эффективности вложения средств во внедрение и применение современных «зеленых» строительных технологий и материалов. К сожалению, для «зеленых» объектов в Россию почти все оборудование приходится завозить. Наличие нефти и газа в нашей стране делало «зеленое» строительство не соответствующим моменту, т.к. вопросы экономии энергоресурсов стали актуальными только в последнее время. Как правило, «зеленые» объекты при строительстве обходятся дороже обычных, зато они дешевле в эксплуатации. На период эксплуатации приходится до 75% затрат жизненного цикла здания, поэтому в совокупности, «зеленые» дома дешевле обычных. Если «зеленые» дома построены с использованием местных природных материалов, то они обходятся значительно дешевле, чем дома из бетона или кирпича. Также надо отметить, что из года в год происходит увеличение стоимости энергоресурсов. И содержание обычных домов обходится владельцам очень дорого, поэтому «зеленое» строительство с каждым годом будет становиться все выгоднее.
По мнению Совета по экологическому строительству в России (RUGBC) основными препятствиями для развития зеленого строительства в России являются [2]:
- высокие капитальные затраты на строительство зеленых зданий;
- различия в интересах, которые преследуют строительные компании, девелоперы, конечные пользователи и владельцы зданий;
- недостаточная осведомленность населения, общества в целом о выгодах экологического строительства;
- низкая стоимость энергоресурсов, влияющая на период окупаемости зеленых технологий;
- недостаток навыков и обученных профессионалов
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
5
- недостаточное количество поставщиков экологичных материалов и их сертификации;
- практически отсутствие государственной поддержки;
- устаревшие строительные нормы и стандарты.
В России не ставятся барьеры для развития «зеленого» строительства в регионах. Работа по развитию в Республике Татарстан «зеленого» строительства началась больше года назад, а в рамках расширенного итогового заседания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 12 февраля 2013 г. Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым были даны Поручения о необходимости внедрения «зеленых» стандартов при строительстве объектов
недвижимости в Республике Татарстан.
В целях развития данного достаточно нового направления Минэкологии РТ совместно с Минстроем РТ было обеспечено принятие распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2013 г. № 930-р о внедрении «зеленых» стандартов на территории республики. Данное распоряжение «...в целях внедрения новых высоких технологий обеспечения экологической безопасности, сокращения потребления энергетических ресурсов, использования нетрадиционных,
возобновляемых и вторичных энергетических ресурсов, рационального водопользования, снижения вредных воздействий на окружающую среду в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объектов недвижимости ...» [4] дает список поручений:
1. Министерству строительства, архитектуры и жилищнокоммунального хозяйства Республики Татарстан обеспечить проведение среди проектных и саморегулируемых организаций Республики Татарстан в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ по внедрению «зеленых»
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
6
стандартов и добровольной экологической сертификации на объектах недвижимости Республики Татарстан.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обеспечить проведение разъяснительной работы с коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и эксплуатации объектов недвижимости, о целесообразности применения «зеленых» стандартов при организации проектирования объектов недвижимости и о действующих системах добровольной экологической сертификации.
Документ прогрессивный, но он носит рекомендательный характер. Организациям, осуществляющим деятельность по проектированию объектов недвижимости, предлагается использовать критерии «зеленых» стандартов, а хозяйствующим субъектам в целях подтверждения соответствия «зеленым» стандартам проводить добровольную
экологическую сертификацию объектов недвижимости.
Этим же распоряжением республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» дано поручение регулярно освещать в средствах массовой информации результаты применения хозяйствующими субъектами «зеленых» стандартов и проведения добровольной экологической сертификации объектов недвижимости.
Для дальнейшего продвижения «зеленых» стандартов на территории Республики Татарстан Министерством экологии и природных ресурсов РТ, при участии куратора проекта ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан» и НП «Центр зеленых стандартов» подготовлено и внесено в Кабинет Министров Республики Татарстан распоряжение об определении площадки МИТ «СМАРТ Сити Казань» экспериментальной площадкой в области «зеленого» строительства.
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
7
«СМАРТ Сити Казань» - проект создания нового городского пространства для развития деловой, образовательной, научно-
исследовательской активности с целью стимулирования и развития перспективных отраслей экономики Татарстана. В проекте учитываются последние достижения в области урбанистики и инженерной инфраструктуры.
Учитывая международную практику применения «зеленых
стандартов» в строительстве и развитии территорий «умных» городов, критерии использования «зеленых» стандартов являлись обязательными при разработке Мастер-плана Проекта. Для достижения данных целей были привлечены малазийские компании в сфере урбанистики с большим опытом проектирования и сопровождения реализации подобных экологичных проектов умных городов. Мастер-план спроектирован с заложением основных требований по зеленому строительству, основанных на ведущих международных системах сертификации. Создание данного проекта было основано на принципах [15]:
1. эко-урбанизм;
2. умное развитие;
3. умное расположение;
4. сокращение выбросов;
5. содержательность и индивидуальность.
Применение экологических, зеленых стандартов при строительстве и эксплуатации данного объекта позволят достигнуть высоких показателей в следующих областях:
1. снижение выбросов;
2. переработка отходов;
3. использование экологического транспорта;
4. эко стандарты при строительстве зданий;
5. умное использование ресурсов;
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
8
6. баланс между земляными работами и зелеными насаждениями.
Данный проект сертифицирован по системе LEED. В зависимости от количества набранных при сертификации баллов присваивается рейтинг в системе оценок зеленого строительства LEED. Начисление баллов по системе LEED следующее [7]:
- сертифицирован - 40-49 баллов;
- серебряный сертификат - 50-59 баллов;
- золотой сертификат - 60-70 баллов;
- платиновый сертификат - 80 и более баллов.
Представленный генеральный план СМАРТ-СИТИ Казань набирает минимум 61 балл по системе оценки LEED, что соответствует Золотому сертификату [15].
В практику формирования в Республике Татарстан стандартов «зеленого» строительства внесло вклад и строительство
экспериментального дома. 17 марта 2014 г. в Казани был дан старт строительству нового энергоэффективного дома. В ознаменование этого в его основание была заложена капсула с высокоэффективными строительными материалами
Дом планируется построить 5-этажным, он рассчитан на 39 квартир, из которых 11 однокомнатных, 16 - двухкомнатных и 4 - трехкомнатные. При его строительстве планируется применить целый комплекс энергосберегающих технологий: систему погодного регулирования,
вентиляцию с рекуператором тепла, геотермальный тепловой насос на основе грунтовых теплообменников, энергоэффективное остекление и теплоизоляцию стен, светодиодную систему освещения, солнечные панели, а также систему поквартирной регулировки параметров энергообеспечения.
В энергоэффективном жилом доме потребление энергии будет до 60 процентов меньше нормативного энергопотребления. Годовая потребность
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
9
в отоплении энергоэффективного дома может не превышать 15 кВт-ч на квадратный метр.
В рамках рабочего визита директора НП «Центр зеленых стандартов» Рашида Исмаилова в Республику Татарстан весной 2014 г. обсуждены вопросы поддержки создания и функционирования Центра компетенций при Казанском государственном архитектурно-строительном университете по развитию «зеленых» стандартов в строительстве и выбора приоритетных проектов для проработки внедрения «зеленых» стандартов.
В качестве основных направлений деятельности Центра развития компетенций по зеленым стандартам при КГАСУ были названы [6]:
- подготовка специалистов, обладающих компетенциями в области зеленого строительства, при реализации программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в КГ АСУ;
- проведение инновационных разработок в области создания экологичных и энергоэффективных строительных материалов и ограждающих конструкций зданий, комфортных параметров внутренней среды помещений, гармоничных с окружающей средой архитектурнопланировочных и градостроительных решений, отвечающих требованиям к зеленому строительству;
- проведение экспертной деятельности в области разработки проектных решений, сертификации объектов недвижимости по требованиям зеленых стандартов;
- организация взаимовыгодного взаимодействия с государственными, общественными, предпринимательскими структурами, заинтересованными во внедрении зеленых стандартов на территории Российской Федерации.
- пропаганда и популяризация принципов зеленого строительства в результате организации и участия в научно-практических мероприятиях, конкурсах и выставках соответствующей направленности.
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
10
Все эти мероприятия на региональном уровне говорят о важности данного вопроса для Республики Татарстан на самом высоком уровне.
Внедрению зеленых стандартов в строительстве, по нашему мнению, будут способствовать:
- применение повышенных экологических требований уже на стадии проектирования;
- переход от стратегии снижения расходов на строительство дома к стратегии снижения совокупной стоимости владения им с учетом всех стадий жизненного цикла.
- применение энергосберегающих планировочных и конструктивных решений;
- проектирование и строительство качественных энергоэффективных, экологических зданий, доступных для всех слоев населения;
- использование банковских инструментов для стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в "зеленые" строительные проекты.
- разработка и реализация программ по повышению экологической грамотности потребителей
- стимулирование хозяйствующих субъектов на внедрение инновационных "зеленых" технологий, повышающих экологическую безопасность и энергоэффективность зданий.
Литература
1. ГОСТ Р 54964-2012. Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости. Введ. 30.08.12. - М.: Стандартинформ, 2012. - 32с.
2. Захарова Т.В. «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты / Т.В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2011. - № 4. - С. 28-38.
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
11
3. Лекарева Н.А. «Зеленые» стандарты и развитие «зеленого» строительства / Н.А. Лекарева // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2011. - № 1. -С. 6-9.
4. О проведении работ по внедрению «зеленых» стандартов и добровольной экологической сертификации на объектах недвижимости Республики Татарстан: Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2013 г. № 930-р.
5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.
6. Официальный сайт Казанского государственного архитектурно-строительного университета // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgasu.ru.
7. Официальный сайт организации LEAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lead.org.
8. Официальный сайт системы BREEAM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.breeam.org.
9. Примак Л.В. «Зелёный» кодекс для новой России / Л.В. Примак // Механизация строительства. - 2010. - № 7. - С. 2-4.
10. Сиразетдинов Р.М Внедрение инновационных ресурсосберегающих
технологий в строительном комплексе / Р.М. Сиразетдинов, А.Р. Мавлютова, И.Р. Низамова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 4 (26). - С. 316-325.
11. Сиразетдинов Р.М. Экодевелопмент как главный инструмент устойчивого развития инновационной экономики / Р.М. Сиразетдинов, А.Р. Мавлютова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 249-253.
12. СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011. «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания. Введ. 14.10.11. -М.: Изд-во «БСТ», 2011. - 65с.
13. СТО НОСТРОЙ 2.35.68-2012. «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания. Введ. 22.06.12. -М.: Изд-во «БСТ», 2012. - 45с.
14. Сухинина Е.А. Основные положения и сравнение международных экологических стандартов в строительной сфере / Е.А. Сухинина // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - Т. 4. - № 1 (73). -С. 209-215.
15. Умный город в Казани, Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rugbc.org/ru/resources/case-studies/umnvv-gorod-v-kazani-tatarstan
References
1. GOST R 54964-2012. Ocenka sootvetstvija. Jekologicheskie trebovanija k ob#ektam nedvizhimosti. Vved. 30.08.12. - M.: Standartinform, 2012. - 32s.
2. Zaharova T.V. «Zelenaja» jekonomika kak novyj kurs razvitija: global'nyj i regional'nyj aspekty / T.V. Zaharova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. - 2011. - № 4. - S. 28-38.
3. Lekareva N.A. «Zelenye» standarty i razvitie «zelenogo» stroitel'stva / N.A. Lekareva // Vestnik SGASU. Gradostroitel'stvo i arhitektura. - 2011. - № 1. - S. 6-9.
4. O provedenii rabot po vnedreniju «zelenyh» standartov i dobrovol'noj jekologicheskoj sertifikacii na ob#ektah nedvizhimosti Respubliki Tatarstan: Rasporjazhenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 31.05.2013 g. № 930-r.
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf
Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года
12
5. Ob jenergosberezhenii i o povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 23 nojabrja 2009 g. № 261-FZ.
6. Oficial'nyj sajt Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta // [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kgasu.ru.
7. Oficial'nyj sajt organizacii LEAD [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.lead.org.
8. Oficial'nyj sajt sistemy BREEAM [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.breeam. org.
9. Primak L.V. «Zeljonyj» kodeks dlja novoj Rossii / L.V. Primak // Mehanizacija stroitel'stva. - 2010. - № 7. - S. 2-4.
10. Sirazetdinov R.M Vnedrenie innovacionnyh resursosberegajushhih tehnologij v stroitel'nom komplekse / R.M. Sirazetdinov, A.R. Mavljutova, I.R. Nizamova // Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. - 2013. - № 4 (26). - S. 316-325.
11. Sirazetdinov R.M. Jekodevelopment kak glavnyj instrument ustojchivogo razvitija innovacionnoj jekonomiki / R.M. Sirazetdinov, A.R. Mavljutova // Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. - 2013. - № 1 (23). - S. 249-253.
12. STO NOSTROJ 2.35.4-2011. «Zelenoe stroitel'stvo». Zdanija zhilye i
obshhestvennye. Rejtingovaja sistema ocenki ustojchivosti sredy obitanija. Vved. 14.10.11. -M.: Izd-vo «BST», 2011. - 65s.
13. STO NOSTROJ 2.35.68-2012. «Zelenoe stroitel'stvo». Zdanija zhilye i
obshhestvennye. Uchet regional'nyh osobennostej v rejtingovoj sisteme ocenki ustojchivosti sredy obitanija. Vved. 22.06.12. -M.: Izd-vo «BST», 2012. - 45s.
14. Suhinina E.A. Osnovnye polozhenija i sravnenie mezhdunarodnyh jekologicheskih standartov v stroitel'noj sfere / E.A. Suhinina // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2013. - T. 4. - № 1 (73). - S. 209-215.
15. Umnyj gorod v Kazani, Tatarstan [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rugbc.org/ru/resources/case-studies/umnyy-gorod-v-kazani-tatarstan
http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/157.pdf