«ЗЕЛЕНОЕ» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В.Е. Царев, студент Д.А. Вершина, студент И.В. Новиков, студент В.А. Уткина, студент
Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
Аннотация. В данной статье рассматривается концепция «зеленого» предпринимательства как экологического вектора развития современной экономики страны. Акцент на выбранной теме обусловлен тем фактом, что лишь подобная деятельность в состоянии соединить два таких аспекта, как устойчивое развитие экономики и успешное развитие общества путем сохранения благоприятного состояния окружающей среды. Рост промышленного производства ни в коем случае не должен приводить к росту экологического ущерба и создавать все новые и новые проблемы для человечества.
Ключевые слова: экономика, бизнес, общество, экологическое предпринимательство, «зеленое» предпринимательства, предприятие.
Прежде чем рассмотреть концепцию «зеленого» предпринимательства необходимо акцентировать внимание на том, что экологическое предпринимательство со стороны предприятий рекомендуется осуществлять не только как экологический менеджмент (цель которого заключается в соблюдении экологической политики посредством реализации программ охраны
Оба этих аспекта крайне важны при внедрении и дальнейшем ведении экологической деятельности в сфере предпринимательства. Естественно, что для осуществления всех этих емких и затратных направлений деятельности необходима, в первую очередь, качественная поддержка государства, выражающаяся в финансовой, налоговой, организационной, правовой
окружающей среды), но и как экологический маркетинг (сущность которого заключается в максимальном удовлетворении нужд потребителей путем предоставления им товаров и услуг, минимальной наносящих вред окружающей среде) [1]. Рассмотрим отличия экологического менеджмента и маркетинга предприятия (табл. 1).
сферах и т.д., а затем уже чуткое видение экологического аспекта со стороны самого предпринимателя.
Роль «зеленого» предпринимательства
Концепция сообщества «зеленых» социально-ответственных предпринимателей пытается переорганизовать нынешнее положение дел путем поднятия в обществе
Таблица 1. Сравнительная характеристика экологического менеджмента и экологического маркетинга [2]_
Экологический менеджмент Экологический маркетинг
Бережливое производство. Расчет наиболее выгодной для потребителя цены.
Ресурсосбережение. Внедрение экологической маркировки.
Безотходное производство. Построение общей экологической политики и стратегии компании (а также сбытовой, коммуникационной и товарной политик).
Поиск экологически неисчерпаемых источников энергии. Создание устойчивого положительного представления об использовании эко-продукции.
Комплексное использование природных ресурсов. Поддержание инициатив по популяризации правильного образа жизни и оздоровления нации.
Непосредственное внедрение эко-менеджмента и согласование его со стратегией предприятия.
Примечание: составлено авторами на основе собственного исследования
вопроса о необходимости разработки и последующего осуществления нового, инновационного подхода к экономической деятельности компаний [2]. Дальнейшая глобальная урбанизация считается исследователями тупиковой дорогой: ухудшение состояния почвы ведет к увеличению количества осадков, наводнениям и снижению продовольственной безопасности уже сейчас.
Захеди А. в своем обширном исследовании говорит о том, что две основные функции в решении экологической катаст-
рофы ложатся на плечи «зеленого» предпринимательства, которое, во-первых, должно изменяет текущую структуру экономики и стабилизировать ее, а, во-вторых, принимать на себя обязанность «нормотворца» в сфере предпринимательства. Вторая функция здесь является основным гарантом обеспечения осознанного развития общества. Процесс исполнения роли экологического предпринимательства в дальнейшем развитии общества он изображает на схеме, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1. Роль экологического предпринимательства в процессе устойчивого развития
(А. Захеди)[3]
Таким образом, А. Захеди актуализирует необходимость интеграции экономики, экологии и общества на базе предпринимательства, которое в согласии с интересами каждого из этих трех элементов должно формировать стратегии своей экономической деятельности, которая осуществляясь подобным образом будет способствовать все более устойчивому развитию общества.
Заключение
«Зеленое» предпринимательство может стать катализатором, который приведет к
желаемым изменениям в обществе, и которое, кроме того, изменит поведение существующих на рынке фирм. Поэтому ясно, что исследователи и преподаватели должны уделять больше внимания теме экологического предпринимательства, которая возникла уже два десятилетия назад, исследователи должны выходить за рамки описания маломасштабных конкретных случаев [4]. «Зеленое предпринимательство» - будущее российского бизнеса.
Библиографический список
1. Казина, О.В. Экологизация бизнеса: как стимулировать потребителя. - Москва: Издательство «Маркетинговые коммуникации», 2015. - №6. - С. 352-362.
2. Анисимов, А.П. Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // Правовое пространство России: опыт и современность. Сб. научных трудов памяти профессора В.Г. Тимофеева. Книга 2 / Гражданское право и процесс. Уголовное право и процесс. - Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2008. - С. 7-10.
3. Уразова, Л.П. Управление развитием экологического предпринимательства. - СПб.: Издательство «ЛИТЕРА», 2007. - 22 с.
4. Коваленко, В.И. Исследование рынка экологических услуг / В.И. Коваленко, Л.М. Кузнецов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 170 с.
«GREEN» ENTREPRENEYRSHIP
V.E. Tsarev, student
D.A. Vershina, student
I.V. Novikov, student
V.A. Utkina, student
Far Eastern federal university
(Russia, Vladivostok)
Abstract. This article considers the concept of «green» entrepreneurship as an environmental vector for the development of the modern economy of the country. The emphasis on the chosen topic is due to the fact that only such activities are able to combine two such aspects, such as sustainable development of the economy and the successful development of society by maintaining a favorable state of the environment. The growth of industrial production in no case should lead to an increase in environmental damage and create more and more new problems for mankind.
Keywords: economy, business, society, environmental entrepreneurship, «green» entrepre-neurship, company.