ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ
УДК 332.1; 332.122(1-21)
зеленая экономика в кластерном развитии*
ю.г. лаврикова,
доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе E-mail: k515l@mail.ru
е.в. малыш,
кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник E-mail: malysz.elena@mail.ru Институт экономики Уральского отделения РАИ
В статье анализируется возможность применения принципов зеленой экономики к процессу построения кластеров предприятий. Обозначена основная проблема введения механизмов зеленой экономики, решение которой зависит от того, как соотносятся зеленая экономика и процесс экономического развития. Выявлены источники и принципы зеленого роста экономики в целом и экономики региона (на примере Свердловской области), показаны основные региональные проблемы применения нового зеленого курса развития. Обоснован кластерный механизм реализации принципов зеленой экономики применительно к различным типам регионов. Формирование механизма во многом определяется факторами появления зеленых технологий в различных регионах России. Проведена типизация регионов, в соответствии с которой выделены регионы с высоким удельным весом особо охраняемых природных территорий (туристические кластеры), регионы с развитыми минеральными ресурсами и лесным хозяйством (кластер охраны лесов и развития лесного комплекса), регионы с высокоразвитым промышленным и строительным комплексом (Уральский строительный кластер).
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке проекта УрО РАН 13-7-015-СГ «Формирование и перспективы кластерного подхода в реализации Комплексной программы социально-экономического развития северных территорий Свердловской области».
К важнейшему элементу кластерного развития регионов относится соблюдение экологических стандартов. В рамках Уральского строительного кластера в 2012 г. разработан и принят Стандарт «Производство экологически чистых зеленых строительных материалов и изделий». Данный стандарт устанавливает условия выдачи Союзом стройин-дустрии Свердловской области Сертификата о соответствии категории «зеленые» строительные материалы и изделия.
В статье проведен сравнительный анализ различных типов кластеров в зеленой экономике по таким основным направлениям, как сектор реализации принципов зеленой экономики; инициатор кластерного проекта; проблемы, на решение которых направлено создание кластера; барьеры в реализации кластерной инициативы.
Ключевые слова: зеленая экономика, экология, устойчивость, кластер, зеленые стандарты
Концепция зеленой экономики, хотя и возникла относительно недавно, имеет глубокие политэ-кономические корни. Она творчески интегрирует идеи теории благосостояния и ее современных вариантов:
- теории качества жизни;
- теории больших циклов Кондратьева;
- теории пределов экономического роста;
- теории инновационного развития;
- институционально-экономической теории;
- концепции динамического роста;
- концепции органического роста;
- концепции динамического равновесия. Несмотря на то, что зеленая экономика имеет
такие корни, ее введение в теоретический экономический оборот четко обозначило основную проблему, решение которой зависит от того, как соотносятся зеленая экономика и процесс экономического развития [2]. По мнению авторов, в настоящее время требуются дополнительные исследования, позволяющие выяснить, каким образом зеленая экономика будет способствовать ускорению процесса перехода к устойчивому развитию. В этой связи возникают три направления исследований:
1) необходимо более ясно прояснить зависимость, взаимосвязь и взаимообусловленность между зеленой экономикой и устойчивым развитием как на глобальном уровне, так и на других уровнях экономических систем;
2) необходимы исследования наднациональной увязки экономических, социальных и экологических целей развития как отдельных стран, так и мира в целом в рамках механизмов международного сотрудничества;
3) наряду с проведением исследований на национальном уровне необходима будет также разработка глобальных моделей и сценариев в целях оценки национальных стратегий зеленой экономики в глобальном контексте, включая взаимодействие в рамках международной торговли, инвестиций и передачи технологий. По мнению авторов, зеленая экономика может
открыть новые источники роста за счет следующих факторов:
- производительность активов предприятий;
- инновации, создающие ценности новыми способами и решающие экологические проблемы;
- создание новых рынков путем стимулирования спроса на зеленые технологии, товары и услуги;
- повышение доверия инвесторов благодаря большей предсказуемости и стабильности того, как правительство будет решать основные экологические вопросы;
- стабильность в обществе.
Основным объектом зеленой экономики является, по мнению авторов, природный капитал, который обеспечивает выполнение четырех функций, к которым относятся:
1) ресурсная функция (обеспечение природными ресурсами производства);
2) экологическая функция (регулирование климата и водного режима, ассимиляция загрязнений и т.д.);
3) регулирующая функция (услуги природы, связанные с эстетическими, моральными, культурными и историческими аспектами), своего рода «духовные» экологические услуги;
4) природоохранная и здоровьесберегающая функции (обеспечение сохранения здоровья человека и окружающей среды).
Переход к зеленой экономике базируется на следующих принципах [7]:
- экоэффективность (максимизация полезных свойств товаров и услуг при одновременной минимизации воздействия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции);
- ресурсосбережение (принятие управленческих решений с учетом необходимости сохранения природных ресурсов);
- единство (согласованность действий всех субъектов национальной экономики, участвующих в процессе развития);
- обучение и формирование экологической культуры в бизнесе и среди населения.
Основной критерий зеленых отраслей, технологий и проектов помимо высокой рентабельности и быстрой окупаемости - это многофункциональная эффективность улучшения природной среды, а не просто отсутствие загрязнений [5]. Затраты на улучшение природной среды сейчас становятся окупаемыми благодаря появлению множества рентабельных технологий, восстанавливающих экосистемы и повышающих их хозяйственную продуктивность.
Признаком прорывных направлений зеленой экономики является использование модульных заводов, которые ближе к потребителям и источникам сырья, к вторичным ресурсам и источникам энергии, не требующим крупных капитальных вложений. Зеленая экономика значительно повышает общую инвестиционную привлекательность за счет кластерности смежных взаимодополняемых отраслей, а также синергизма различных технологий, значительно повышая их общую рентабельность и эффективность [3].
Основной вопрос зеленой экономики можно сформулировать следующим образом. Чем являются ресурсно-экологические ограничения - пре-
делами для экономического роста или стимулами для модернизации, позволяющей резко улучшить использование природного капитала и вписаться в экологическую (хозяйственную) емкость планеты, что позволит повысить благосостояние людей?
Экологическая емкость и есть главное ресурсно-экологическое ограничение экономического развития. Она связана со структурой производства и потребления, уровнем благосостояния и материальных запросов населения и зависит от географического положения и временных интервалов.
Наиболее важные ресурсно-экологические ограничения [1]:
1) хозяйственная (экологическая) емкость среды (территории);
2) физические ресурсные ограничения для нево-зобновляемых природных ресурсов;
3) физические ресурсные ограничения для возобновляемых природных ресурсов;
4) ассимиляционный фактор (потенциал), связанный со способностью природной среды поглощать и нейтрализовать негативные факторы воздействия.
Важные агрегированные факторы, влияющие на ресурсно-экологические ограничения:
1) технологический фактор;
2) социальный фактор;
3) инвестиционный фактор;
4) прямое регулирование;
5) экономический механизм;
6) институциональный фактор.
С точки зрения экологической устойчивости зеленая экономика должна обладать следующими характеристиками:
- приоритет отдается наукоемким, высокотехнологичным, обрабатывающим и инфраструктурным отраслям с минимальным воздействием на окружающую среду;
- удельный вес сырьевого сектора уменьшается;
- эффективность использования природных ресурсов и их экономия повышаются, что выражается в резком снижении затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного результата;
- экологические условия жизни населения и их обеспечение приобретают существенное значение;
- загрязнение окружающей среды снижается. Для перехода к зеленой экономике на уровне региона можно выделить следующие предпосылки:
1) во всех основных секторах наблюдается либо низкоэффективное, либо неэффективное использование ресурсов, но потенциал экономии ресурсопотребления существует;
2) несовершенство системы тарифо- и ценообразования на энергоресурсы тормозит технологическое совершенствование промышленности [10];
3) в некоторых регионах (например, в Свердловской области) существует проблема ухудшения состояния природных ресурсов и окружающей среды по наиболее важным экологическим показателям. Отсутствует интегрированная система управления отходами. Также серьезной проблемой являются исторические отходы промышленности;
4) в основном все регионы унаследовали территориальную неоднородность в экономическом развитии, в уровне жизни и в состоянии окружающей среды. Развитие новых индустрий и зеленых кластеров позволит снизить неравенство в развитии регионов и использовать их потенциал [6]. Мировой опыт показал, что зеленая экономика стимулирует региональное развитие, способствует социальной стабильности, увеличению экономического потенциала за счет создания новых рабочих мест в секторах зеленой экономики.
В частности, для Свердловской области можно назвать следующие актуальные направления развития зеленой экономики:
1) внедрение возобновляемых источников энергии;
2) энергоэффективность в ЖКХ;
3) органическое земледелие в сельском хозяйстве:
- управление плодородием почв;
- эффективное использование воды;
- управление здоровьем растений и животных;
4) совершенствование системы управления отходами;
5) совершенствование системы управления водными ресурсами;
6) развитие «чистого» транспорта;
7) сохранение и эффективное управление экосистемами.
Основные проблемы перехода российских регионов на новый, зеленый курс экономического развития включают:
1) отсутствие законодательного регулирования в области зеленой экономики;
2) низкую эффективность экологического нормирования как инструмента обеспечения зеленой экономики;
3) низкую эффективность экологической экспертизы;
4) высокий уровень потребления природных ресурсов;
5) существенные потери природных ресурсов при добыче, транспортировке и переработке;
6) низкий уровень экологизации образования;
7) недостаток научных исследований и проектных работ по природоохранной деятельности;
8) недостаточный учет экологического фактора в статистических изданиях по социально-экономическому развитию страны;
9) отсутствие влиятельных организаций общественного экологического движения. Очевидно, чтобы термин «зеленая экономика»
не остался только лозунгом и данью моде, требуется разработка реального механизма реализации ее принципов. Вступление России в ВТО подразумевает активную работу по приведению деятельности отечественных предприятий и в целом экономики в соответствие с международными стандартами, связанными с ограничением воздействия на окружающую среду и стимулированием перехода к зеленым технологиям. В настоящее время сектор зеленых технологий в России осваивается очень медленно, хотя в мире объем этого рынка оценивается в 2 трлн долл. в год, опережая по динамике рынок туризма, автомобилестроения, электронной промышленности1.
Формирование механизма во многом определяется факторами появления зеленых технологий в различных регионах России.
Так, в Мурманской области, Карелии, регионах центральной части России таким основным фактором является высокий удельный вес особо охраняемых природных территорий [10]. Причем в отличие от Финляндии, где особо охраняемые территории невелики по размеру, аналогичные территории в Карелии занимают довольно большие площади. Это национальные парки «Водлозерс-кий» и «Паанаярви» или планируемый нацпарк «Ладожские шхеры». В Мурманской области это 3 государственных природных заповедника федерального значения, 10 государственных природных
1 «Фишкой» Карелии может стать «зеленая экономика». URL: http://vesti.karelia.ru/kapit/fishkoj_karelii_mozhet_stat_zelenaya_ ekonomika/.
заказников, 50 памятников природы, уникальный Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.И. Аврорина Кольского научного центра РАН2. К числу таких территорий также можно отнести регионы центральной части России, где сохранилось множество природно-туристических объектов, способных стать центрами экологических и этнотуристических кластеров.
Для регионов с развитыми минеральными ресурсами и лесным хозяйством (Республика Коми, Пермская, Свердловская области и др.) в последние годы все большую значимость приобретают вопросы экологизации ресурсопользования и лесопользования.
Регионы с высокоразвитым промышленным и строительным комплексом (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Челябинская, Свердловская области и др.) свои усилия в области зеленой экономики могут сосредоточить на внедрении экологически чистых технологий в наиболее «тяжелых» отраслях - металлургии, химии, нефтехимии и нефтепереработке, машиностроении.
Во многом реализация принципов зеленой экономики в данных регионах может осуществляться на основе кластерной формы организации. По мнению авторов, это обусловлено тем, что в кластере реализация принципов зеленой экономики наиболее эффективна.
Во-первых, кластерная форма объединения прежде всего нацелена на координацию деятельности ее участников по соблюдению стандартов в информационной, маркетинговой, технологической, кадровой и других видах политики [9]. К важнейшему элементу кластерного развития относится и соблюдение экологических стандартов.
Во-вторых, участников кластера объединяет единая технология, используемая для выпуска конкурентоспособной продукции и услуг. По этой причине кластер является эффективным механизмом внедрения такой технологии.
При этом для каждого региона характерен свой тип кластера.
В качестве примера первого типа кластеров можно привести экопарк «Суздаль» во Владимирской области - туристско-рекреационный кластер по развитию экотуризма и зеленого сельского туризма. По
2 Концепция развития особо охраняемых природных территорий Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года: утв. постановлением правительства Мурманской области от 24.03.2011 № 128-ПП.
мнению самих создателей, это инновационный вклад в зеленую экономику Владимирской области3.
Уникальность проекта экопарка «Суздаль» в том, что его конкурентные преимущества опираются на три главные составляющие: экологию, инновации и человеческий капитал. При этом на одной территории, расположенной на основных туристских потоках Золотого кольца России, объединяются самые современные подходы к организации:
- экологического и зеленого сельского туризма;
- производства биопродуктов на основе экологического земледелия;
- строительства зданий по технологии «умный
экодом»;
- производства зеленой энергии и «умных» сетей.
Единые стандарты управления позволяют участникам проекта легко координировать свои действия, иметь свободный доступ к общим, в том числе инновационным ресурсам, развивать успех на базе конкурентных преимуществ, заложенных в проекте.
Примером второго типа кластеров, возникающих в регионах с богатыми природными ресурсами, является кластер охраны лесов и развития лесного комплекса на основе привлечения казачьих обществ, создаваемый в Свердловской области.
В настоящее время в России сложилась неблагоприятная динамика развития лесного комплекса, обусловленная низкой эффективностью механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Так, правонарушения в лесном хозяйстве выявляются в среднем только в 42% случаев, взыскивается всего около 1% причиненного ущерба. В сфере охраны лесов действует государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2012-2020 годы4 (далее - Программа развития лесного хозяйства), направленная на повышение эффективности контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Эффективность лесоуправления сдерживается слабым контролем, низким уровнем использования современных информационных технологий, недостаточным качеством и недоступностью информации о лесах, недостаточным финансированием работ. Остаются высокими объемы незаконных рубок
3 Экопарк «Суздаль» - инновационный вклад в «зеленую экономику» Владимирской области. URL: http://konin-ss.livejoumal. com/18293.html.
4 Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318.
леса, показатели горимости лесов, повреждения их в результате воздействия вредных организмов и других неблагоприятных факторов.
К сожалению, несмотря на определенные позитивные результаты, до настоящего времени не удалось сформировать системную законодательную базу и достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
В связи с этим актуально использование кластеров как новых форм, позволяющих координировать деятельность различных министерств и ведомств, а также подключать общественность к решению вопросов охраны лесов и развития лесного комплекса. О возможности создания научно-образовательных кластеров в сфере лесного комплекса говорится в Программе развития лесного хозяйства.
Лес является народным достоянием. Поэтому высока роль общественности в сохранности и развитии лесных ресурсов. Решением Совета при Президенте Российской Федерации 16 февраля 2012 г. по делам казачества образована постоянная профильная комиссия по привлечению казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса России5. Основные задачи комиссии - обеспечение взаимодействия органов государственной власти с казачьими обществами и общественными объединениями казаков, в частности, привлечение на постоянной основе казачьих обществ к охране лесов, в будущем - создание специализированной казачьей стражи в лесах страны.
По инициативе Оренбургского войскового казачьего общества совместно с Институтом экономики УрО РАН была разработана концепция кластерной инициативы «Формирование модельного многофункционального территориального кластера охраны лесов и развития лесного комплекса на основе привлечения казачьих обществ на примере Свердловской области». Данная концепция реализуется в два этапа.
На первом этапе разрабатывается концепция модельного многофункционального территориаль-
5 О постоянной профильной комиссии по привлечению казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации. Протокол заседания при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 16 февраля 2012 г. №№ 10. С. 9-10. Опубликовано: Официальный интернет-портал Российского казачества http://www.kazakirossii. ru/images/stories/pdf/16_02_2012.pdf. 16.02.2012 г.
ного кластера охраны лесов и развития лесного комплекса на основе привлечения казачьих обществ. На втором этапе реализуется кластерная инициатива. Для этого создается специализированная организация, укомплектованная профессиональными кадрами из членов Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО). ОВКО состоит из отделов, станиц и хуторов, его общая численность - более 7 000 чел. Охрана с помощью казачьих добровольцев предполагает взаимодействие с полномочным представителем Президента России, департаментами лесного хозяйства Уральского федерального округа, Свердловской области, МВД, таможней и федеральной налоговой службой по Свердловской области, а также с образовательными и научно-исследовательскими организациями.
Участники кластера формируют информационно-аналитический центр охраны лесов (ИАЦ), который выполняет функции сбора, хранения и обработки данных обо всех лесопользователях на территории Свердловской области, а также ведет учет универсальных единых карт на каждого лесопользователя, в том числе и перевозчиков лесоматериалов. ИАЦ анализирует данные обо всех лесопользователях и по результатам анализа принимает решение.
Создание кластера охраны лесов и развития лесного комплекса на основе привлечения казачьих обществ позволит:
1) реализовать государственную политику в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в России, повысив вклад лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов;
2) создать механизм и повысить эффективность межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в борьбе с незаконными лесозаготовками;
3) повысить эффективность информационного обеспечения деятельности в сфере охраны лесов;
4) получить дополнительный доход в государственный бюджет за счет легализации деятельности, связанной с лесозаготовками;
5) привлечь общественность, в том числе казачьи общества, к охране лесов и развитию лесного комплекса России;
6) создать готовую модель многофункционального территориального кластера охраны лесов и развития лесного комплекса, готовую к ис-
пользованию и тиражированию на территории
различных субъектов России.
Третий тип кластеров характерен для регионов с высокой долей обрабатывающей промышленности и развитым строительным комплексом. Создание отраслевых кластеров в таких регионах продиктовано в первую очередь экономической выгодой, и создаются они по инициативе бизнес-сообществ. Но формирование имиджа кластера неразрывно связано с его общественным принятием, поэтому его создание обязательно сопровождается внедрением среди его участников экологических зеленых стандартов. В качестве примера можно привести Уральский строительный кластер, объединяющий более 200 организаций строительного комплекса Свердловской области. Концепция создания и программа развития Уральского строительного кластера были разработаны Институтом экономики УрО РАН совместно с Национальным объединением участников строительной индустрии (НОСИ) и Союзом предприятий стройиндустрии Свердловской области [4].
Создание кластера было обусловлено рядом причин.
Первая причина формирования кластера состоит в том, что потребители продукции строительного комплекса (население, бизнес-структуры, органы власти) заинтересованы в получении не просто приемлемых по цене и качеству стройматериалов, а прежде всего конечных результатов в виде объектов строительства (быстровозводимого и качественного жилья, промышленных и инфраструктурных зданий, сооружений). Следовательно, необходимо предлагать рынку готовые решения. По такому принципу был создан Уральский строительный кластер. В его состав входят проектировщики, инжиниринговые компании, производители стройматериалов, строительные фирмы и организации, которые могут выступать генеральными подрядчиками и субподрядчиками. Как показывает практика, привлекая к выполнению строительных работ Уральский строительный кластер, заказчики уверены в гарантированном выполнении всех работ и высоком уровне ответственности. Включение представителей государственных и муниципальных ведомств в совещательные органы кластера связано с необходимостью повышения эффективности информационного и организационного взаимодействия строителей с данными ведомствами, преодоления институциональных барьеров.
Такой подход к объединению позволяет в настоящее время предприятиям кластера гарантированно выполнять полный цикл строительных работ объемом до 40 млрд руб. в год со своими проектировщиками, подрядчиками, что важно для масштабных инвестиционных проектов.
Вторая причина формирования кластера заключается в необходимости гарантии выполнения большого объема строительных работ. До формирования кластера в строительном комплексе Свердловской области практически отсутствовал механизм, объединяющий большую часть хозяйствующих субъектов для выполнения крупных строительных заказов и участия в федеральных тендерах. Даже в случае победы в крупном тендере генподрядчик, заключив договоры субподряда, не мог гарантировать ответственного отношения субподрядчиков к выполнению договорных обязательств (по качеству, срокам, ценам). Формирование кластера было направлено на введение новых стандартов:
- поведения всех участников строительного комплекса региона;
- реализации экономического и правового механизмов взаимной заинтересованности;
- ответственности всех участников при выполнении крупных строительных проектов.
Для снижения рисков невыполнения заказов все участники кластера в зависимости от объектной и территориальной направленности разбиты на под-кластеры. Между участниками каждой кластерной группы могут устанавливаться отношения по типу соглашения о консорциуме без образования юридического лица, когда все участники обязуются временно объединить свои усилия в координации своей деятельности при реализации крупных инвестиционных проектов. Организации, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей проекта. В рамках консорциума заказчики заключают контракты с головным предприятием - лидером, который отвечает перед заказчиком за весь строительный проект и отдельные его части. Лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума.
Третья причина появления кластера объясняет необходимость внедрения новых технологий и материалов в строительстве, в том числе соответствующих стандартам зеленого строительства. Не секрет,
что основные причины тяжелого продвижения новых технологий и материалов в строительстве заключаются:
- в отсутствии утвержденных техниче ских норм и стандартов на новые материалы, конструкции, технологии;
- в медленном внедрении новых стандартов в проектные решения;
- в отсутствии информационного взаимодействия производителей стройматериалов и лиц, ответственных за принятие решения в строительных фирмах.
В этом отношении кластер является коммуникационной площадкой, на которой происходит информационный обмен между лицами, принимающими решения. Это с одной стороны, с другой - в кластере пропагандируются среди его участников стандарты высокого качества, использования передовых инновационных технологий, материалов.
В последнее время в практике строительства появился термин «зеленое строительство» (синонимы -экологическое строительство, экодевелопмент) Это вид строительства и эксплуатации зданий, воздействие которых на окружающую среду минимально. Главная цель экодевелопмента - снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка и до проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и сноса.
Другой целью зеленого строительства является сохранение или повышение качества зданий и комфорта их внутренней среды. Эта практика расширяет и дополняет классическое строительное проектирование понятиями экономии, полезности.
Хотя новые технологии по строительству зеленых зданий постоянно совершенствуются, основной целью является сокращение общего влияния застройки на окружающую среду и человеческое здоровье, что достигается за счет:
- эффективного использования энергии, воды и других ресурсов;
- внимания к поддержанию здоровья жителей и повышению эффективности работников;
- сокращения отходов, выбросов и других воздействий на окружающую среду. Аналогичный подход натурального строительства, имеющий меньший масштаб, заключается в использовании натуральных местных материалов.
Безусловно, говорить об экодевелопменте как о тенденции на российском строительном рынке пока
рано. Несмотря на то, что понятие экодевелопмен-та является чуть ли не самой обсуждаемой темой последних лет, четкого понимания этого явления, а главное - его перспективности для российского рынка недвижимости так и не появилось. Российские застройщики с интересом присматриваются к зеленому строительству, но массово вкладывать в абстрактную экологическую идею и потенциальную экономию конкретные деньги они пока не готовы.
В странах, где развивается экологическое строительство, создаются национальные стандарты зеленого строительства, учитывающие социально-экономические и природные условия страны:
- законодательство;
- государственную политику в отношении энергоресурсов и экологии;
- климатические условия;
- степень осознания проблем энергоэффективности и экологичности профессиональными сообществами и населением.
Сутью развития национального стандарта является переформулирование только тех концептуальных рекомендаций общепризнанных систем экологической экспертизы объектов недвижимости, которые сможет ввести в практику национальный проектно-строительный сектор [4]. Например, нецелесообразно введение в северных областях России таких рекомендаций, как автономная выработка электроэнергии ветрогенераторами и солнечными батареями. Адаптация международных зеленых стандартов призвана дать строительному сектору методическую базу для деятельности и постройки энергоэффективного, экологичного и комфортного жилья.
Развитием и внедрением зеленых стандартов занимаются советы по зеленому строительству и специально создаваемые некоммерческие организации.
На Урале зеленые технологии пока активнее внедряются в коммерческой недвижимости. По оценкам специалистов уральского представительства Schneider Electric, большой интерес к вопросам энергосбережения проявляют девелоперы таких проектов в Екатеринбурге, как бизнес-центры «Венский дом», «Сенат» и «Саммит», клиники «УГМК-Медицина»6. Не отстают и отдельные застройщики жилья. Так, НП «Уралэнергострой-комплекс» старается все чаще применять в своих
6 Уральские застройщики на пути к «зеленым технологиям». URL: http://www.1rre.ru/news/doc/55725/.
объектах индивидуальные газовые котельные. По разным экспертным оценкам, итоговая стоимость тепла в них на 30% ниже, чем при использовании централизованных систем.
В России пока единые национальные стандарты в сфере зеленого строительства не созданы, поэтому активность в данной области проявляют профессиональные сообщества. Так, НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) внедрило Стандарт «Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания». В рамках данного стандарта приводится перечень критериев, используемых для оценки зданий и сооружений на предмет соответствия требованиям зеленой сертификации. По итогам удовлетворительной оценки выдаются сертификаты 4 уровней от класса А до класса D7.
В рамках Уральского строительного кластера в 2012 г. разработан и принят Стандарт «Производство экологически чистых «зеленых» строительных материалов и изделий» (далее - Стандарт «зеленых» строительных материалов и изделий)8. Данный стандарт устанавливает условия выдачи Союзом стройиндустрии Свердловской области Сертификата о соответствии категории «зеленые» строительные материалы и изделия.
Стандарт «зеленых» строительных материалов и изделий устанавливает обязательные требования экологической безопасности:
1) к строительным материалам и изделиям;
2) к связанным с ними процессам производства,
использования, хранения, перевозки и утилизации;
3) к обеспечению:
- безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности граждан, жизни и здоровья животных и растений;
- сокращения существующего уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду при использовании местных техногенных отходов в производстве зеленых строительных материалов;
- учета интересов будущих поколений;
- снижения потребления воды, газа, тепла, электроэнергии.
7 Стандарт организации «Зеленое строительство». URL: http://www.sro-sszs.ru/files/07_sto_nostroi_2_35_4-2011.pdf.
8 Стандарт «Производство экологически чистых «зеленых» строительных материалов и изделий. URL: http://kurs.znate. ru/docs/index-151677.html
В целях предотвращения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также обеспечения экологически безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечения оптимального микроклимата в зданиях и сооружениях экологичные строительные материалы и изделия должны соответствовать следующим требованиям [8]:
1) использование местного сырья или местных техногенных отходов в производстве при условии безопасности для человека и окружающей среды на протяжении жизненного цикла построенных из этих материалов зданий и сооружений;
2) отсутствие скопления влаги и конденсата в строительных материалах и изделиях, на конструктивных поверхностях и внутри помещений;
3) способность к утилизации и повторному использованию;
4) отсутствие выбросов токсичных и вредных газов;
5) способность не загрязнять окружающую среду;
6) отсутствие опасных излучений;
7) снижение выбросов СО2;
8) снижение потребления энергии при производстве материалов и изделий;
9) снижение потребления воды, тепла, газа, электроэнергии при эксплуатации зданий и сооружений, построенных с использованием зеленых материалов и изделий;
10) ограничение воздействия шума в целях обеспечения удовлетворительных и безопасных условий для ночного сна, отдыха и работы людей. Соответствие строительных материалов и изделий,
выпускаемых серийно, ранжируется по категориям:
- высшая категория - соответствие 10 указанным критериям;
- категория 1К - соответствие 9 критериям;
- категория 2К - соответствие 8 критериям.
В настоящее время более 25 организаций кластера получили сертификат соответствия выпускаемых материалов и изделий категории экологически чистых строительных материалов (ОАО «Прокат-монтаж», ООО «Синарский завод строительных материалов», ОАО «Сухоложскцемент», ООО «Невьянский завод железобетонных изделий», ОАО «Ураласбест» и др.).
Безусловно, перечисленные примеры кластерных инициатив не охватывают полностью всего их разнообразия, но позволяют составить первое представление о формирующихся кластерах зеленой экономики в России (см. таблицу).
Сравнительная характеристика кластерных инициатив в сфере зеленой экономики
Тип региона (пример кластера) Направления, сектора реализации принципов зеленой экономики Инициатор кластерного проекта Проблемы, для решения которых создан кластер Барьеры в реализации кластерной инициативы
Регионы с высокой долей особо охраняемых природных территорий и природ-но-туристиче ских объектов (туристс-ко-рекреационный кластер по развитию экотуризма и зеленого сельского туризма «Экопарк «Суздаль») Все 11 хозяйствующих сегментов: - генерация энергии (ветровая, солнечная энергия, биотопливо); - хранение энергии; - энергетическая инфраструктура (умные сети); - энергоэффективность (умный дом); - транспортировка (переход на альтернативные виды транспорта); - вода и сточные воды; - воздух и окружающая среда; - материалы; - промышленность, строительство (зеленое строительство); - сельское хозяйство (производство эко- и биопродукции); - рециклинг, отходы (селективный сбор и утилизация отходов) Государственные региональные органы в сфере туризма и экологии Создание экопоселений в России. Опора на малый бизнес. Активизация инновационной деятельности. Комплексный «зеленый» подход ко всем сферам жизнедеятельности населения. Дополнительные рабочие места в зеленой экономике. Более комфортная жизнь, которую обеспечивает зеленая экономика. Координация деятельности различных бизнес-форматов на основе единых стандартов управления и единого плана развития. Свободный доступ к общим, в том числе инновационным ресурсам Отсутствие государственного решения о создании и выделении бюджетного финансирования
инновационные кластеры Innovation clusters - 57 -
Окончание таблицы
Тип региона (пример кластера) Направления, сектора реализации принципов зеленой экономики Инициатор кластерного проекта Проблемы, для решения которых создан кластер Барьеры в реализации кластерной инициативы
Регионы с богатыми природными ресурсами (кластер охраны лесов и развития лесного комплекса на основе привлечения казачьих обществ в Свердловской области) Рациональное использование лесов как неисчерпаемых ресурсов на основе повышения эффективности их охраны от незаконных вырубок и развития лесного комплекса региона Общественные организации (Оренбургское войсковое казачье общество) Организация общественно-государственного взаимодействия и повышение уровня межведомственного взаимодействия в вопросах охраны лесных ресурсов и их развития. Создание системы мониторинга в сфере охраны лесов Отсутствие механизма привлечения членов казачьих обществ к выполнению государственных функций
Регионы с высокой долей обрабатывающих секторов экономики (Уральский строительный кластер) Внедрение отраслевых стандартов зеленой экономики, в частности зеленого строительства. В целях предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животных и растений, окружающей среде, а также обеспечения экологически безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, оптимального микроклимата в зданиях и сооружениях экологичные строительные материалы и изделия должны соответствовать следующим требованиям: 1) использование местного сырья или местных техногенных отходов в производстве при условии безопасности для человека и окружающей среды на протяжении жизненного цикла построенных из этих материалов зданий и сооружений; 2) отсутствие скопления влаги и конденсата в строительных материалах и изделиях, на конструктивных поверхностях и внутри помещений; 3) способность к утилизации и повторному использованию; 4) отсутствие выбросов токсичных и вредных газов; 5) способность не загрязнять окружающую среду; 6) отсутствие опасных излучений; 7) снижение выбросов СО2; 8) снижение потребления энергии при производстве материалов и изделий; 9) снижение потребления воды, тепла, газа, электроэнергии при эксплуатации зданий и сооружений, построенных с использованием зеленых материалов и изделий; 10) ограничение воздействия шума в целях обеспечения удовлетворительных и безопасных условий для ночного сна, отдыха и работы людей Отраслевое бизнес-сообщество (Союз предприятий стройиндус-трии Свердловской области) Внедрение единых стандартов среди участников кластера, в том числе в сфере зеленой экономики в условиях отсутствия национальных отраслевых стандартов. Повышение качества и конкурентоспособности продукции Отсутствие заинтересованности со стороны бизнеса во внедрении зеленых стандартов
Список литературы
1. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика. М.: типография «ЛЕВ КО». 2009. 72 с.
2. Бочко В.С., Некрасов А.А. Зеленая экономика: теория вопроса // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 244-248.
3. Круглов В.Н. Инновационное развитие региона: кластерный подход // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 12. С. 18-22.
4. Лаврикова Ю.Г. Кластерный подход в освоении северных и арктических территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 6. № 43. С. 71-74.
5. МарковН.А. Осмелиться поверить в будущее // Нефть России. 2018. № 12. С. 10-14.
6. Миланова Е.В. Устойчивое развитие: гло-
бальные вызовы - местные решения // Проблемы региональной экологии. 2012. № 3. С. 166-169.
7. Порфириев Б.Н. «Зеленая» экономика: общемировые тенденции развития и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2012. № 4. С. 323-333.
8. Ремизов А.Н. Энергоавтономное биоклиматическое здание // Жилищное строительство. 2011. № 12.С. 10-13.
9. Татаркин А.И., Попов Е.В. Императивы современной теории экономических институтов // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 7-10.
10. Уткова М.А., Утков П.Ю. Эколого-эконо-мическая безопасность в системе стратегического управления устойчивым развитием территории региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 6. С. 86-89.
Regional economics: theory and practice Innovation clusters
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
THE GREEN ECONOMY IN CLUSTER DEVELOPMENT
Yuliya G. LAVRIKOVA, Elena V. MALYSH
Abstract
The article analyzes the possibility of using the green economy principles to build clusters of enterprises. The main problem of the green economy driving mechanism is the matching of the economy and economic development. The authors reveal sources and principles of the green economy development, in general, and the economy of a region (the Sverdlovsk region), as well as the main regional problems of using the new green line of development. The authors prove the usage of a cluster mechanism of realization of the green economy principles in different regions. The mechanism mainly depends on the factors of green technologies appearance in different regions of the Russian Federation. All regions may be divided in three types: the first type comprises the regions with high percentage of secured territories (touristic cluster); the second type comprises the regions with high-developed mineral resources and forest industry (forest protection and wood industry cluster); and the third type comprises the regions with high-developed industrial and construction complex (the Urals construction cluster). The compliance with
ecological standards is one of the major elements of the cluster development. The Standard "Production of ecologically clean green construction materials and products" was worked out and accepted for the Urals construction cluster in 2012. This Standard determines the conditions of issuing the Certificate of conformity with the category of green construction materials and products by the Construction Union of the Sverdlovsk region. The article presents a comparative analysis of the different types of green economy clusters in the following directions: sectors of green economy realization; cluster project initiators; problems to be solved by cluster formation; and obstacles to the cluster imitative realization.
Keywords: green economy, ecology, stability, cluster, green standards
References
1. Bobylev S.N., Zakharov V.M. Ekosistemnye uslugi i ekonomika [Ecosystem services and economy]. Moscow, Tipografiya LEVKO Publ., 2009, 72 p.
2. Bochko V.S., Nekrasov A.A. Zelenaya ekonomi-ka: teoriya voprosa [Green economy: the matter theory]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii - Journal of economic theory, 2014, no. 1, pp. 244-248.
3. Kruglov V.N. Innovatsionnoe razvitie regiona: klasternyi podkhod [Innovation development of the region: a cluster approach]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2014, no. 12, pp. 18-22.
4. Lavrikova Yu.G. Klasternyi podkhod v osvoenii severnykh i arkticheskikh territorii [A cluster approach to the development of the northern and Arctic territories]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka - North and market: formation of economic order, 2014, vol. 6, no. 43, pp. 71-74.
5. Markov N.A. Osmelit'sya poverit' v budushchee [Daring to believe in the Future]. Neft'Rossii - Oil of Russia, 2012, no. 1, pp. 44-49.
6. Milanova E.V. Ustoichivoe razvitie: global'nye vyzovy - mestnye resheniya [Sustainable development: the global challenges and local decisions]. Problemy regional'noi ekologii - Problems of regional ecology, 2012,no.3,pp.166-169.
7. Porfiriev B.N. "Zelenaya" ekonomika: obsh-chemirovye tendentsii razvitiya i perspektivy [Green economy: the universal tendencies of development and prospects]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk - Bulletin of Russian Academy of Sciences, 2012, no. 4, pp. 323-333.
8. Remizov A.N. Energoavtonomnoe bioklimat-icheskoe zdanie [The energy autonomous bioclimatic building]. Zhilishchnoe stroitel 'stvo - Housing construction, 2011, no. 12, pp.10-13.
9. Tatarkin A.I., Popov E.V. Imperativy sovremen-noi teorii ekonomicheskikh institutov [The imperatives of the modern theory of economic institutions]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii - Journal of economic theory, 2013, no. 4, pp. 7-10.
10. Utkova M.A., Utkov P.Yu. Ekologo-ekonom-icheskaya bezopasnost' v sisteme strategicheskogo upravleniya ustoichivym razvitiem territorii regiona [Eco-economic security in the system of strategic management of the sustainable development of a region]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka - North and market: formation of economic order, 2014, no. 6, pp. 86-89.
Yuliya G. LAVRIKOVA
Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation k515l@mail.ru
Elena V. MALYSH
Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation malysz.elena@mail.ru
Acknowledgments
The publication is prepared with financial support of the Ural Branch ofthe Russian Academy of Sciences, Project 13-7-015-Cr "Formation and prospects of the cluster approach in implementation of the Comprehensive program of socio-economic development of the northern territories of the Sverdlovsk region".