Научная статья на тему '«Зеленая» экономика, как фактор устойчивого развития региона'

«Зеленая» экономика, как фактор устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА / «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНВЕСТИЦИИ / «ЗЕЛЕНЫЕ» ПРОЕКТЫ / ГРАНТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «GREEN» ECONOMY / «GREEN» INVESTMENTS / ENVIRONMENTAL PROTECTION / GRANTS / PROJECT ACTIVITIES / «GREEN» PROJECTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич

Введение: развитие «зеленой» экономики в России набирает свои темпы. Все больше разрабатывается программ, целями которых становится привлечение инвестиций по охране окружающей среды. Но в силу того, что в России до сих пор присутствует разобщенность и нескоординированность действий участвующих сторон возникает множество факторов, не способствующих устойчивому развитию «зеленой» экономики. Одним из таких факторов является низкая инвестиционная привлекательность проектов, направленных на развитие «зеленой» экономики. Поиск вариантов стимулирования предприятий и организаций для выделения собственных и привлечения сторонних средств является приоритетным на всех уровнях государственного управления. Повысить интерес предприятий и организаций на уровне региона, федерации или других стран можно при помощи разработки грантов, источниками финансирования которых выступают бюджетные средства различных уровней и иностранные средства. Именно через гранты можно добиться планомерного развития «зеленой» экономики и в конечном итоге прийти к устойчивому развитию региона. Материалы и методы: рассматриваются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы научно-практических конференций, диссертации, монографии. При написании использовались абстрактно-логический, монографический, метод сравнения. Результаты: анализ инвестиционной активности в области охраны окружающей среды свидетельствует о том, что главным источником средств выступают собственные средства организаций и предприятий. При этом средства, направленные на охрану окружающей среды, выделяются из расчета необходимых для очистки сточных вод и вредных выбросов в атмосферу, не предусматривая внедрение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, так как это требует дополнительных вливаний средств в больших объемах. Многие предприятия и организации не ставят перед собой целей по экологизации своего производства более чем это необходимо с точки зрения законодательства. Решением в данном случае могут быть только государственные механизмы воздействия на конкретные элементы «зеленой» экономики, что, безусловно, требует разработки нового понятийного аппарата, законодательно закрепленного, и новых программ. Обсуждение: инвестиционная привлекательность «зеленых» проектов очень низкая из-за ряда причин, но она является частью «зеленой» экономики. Следовательно, решение этой проблемы является задачей на государственном уровне. В качестве стимула по привлечению предприятий и организаций в «зеленые ряды» могут выступать гранты, доступные по степени участия для всех форм собственности на региональном уровне. Тем самым внутри региона предприятия и организации будут участвовать в грантовом отборе не по своей величине или возможностях, а по качеству и значимости предлагаемых ими проектов которые в дальнейшем могут получить возможность приять участие в федеральных грантах, постепенно набираясь знаний и опыта в этой сфере. Заключение: именно ступенчатая система участия в грантовых отборах позволит предприятиям и организациям разных форм собственности влиться в «зеленые ряды» постепенно, осваивая сложные элементы «зеленой» экономики и применяя полученные знания в практической деятельности. Полученные средства будут использованы на развитие предприятий и организаций с учетом охраны окружающей среды путем вовлечения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, что даст эффективное развития самого предприятия, а следовательно, и экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GREEN» ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Introduction: the development of the «green» economy in Russia is gaining momentum. More and more programs are being developed to attract investment in environmental protection. However, due to the fact that Russia still has disunity and uncoordinated actions of the parties involved, there are many factors that do not contribute to the sustainable development of the «green» economy. One of these factors is the low investment attractiveness of projects aimed at developing a «green» economy. The search for ways to stimulate enterprises and organizations to allocate their own and attract third-party funds is a priority at all levels of government. It is possible to increase the interest of enterprises and organizations at the level of the region, the Federation or other countries by developing grants that are funded by budget funds of various levels and foreign funds. It is through grants that it is possible to achieve a planned development of the «green» economy and eventually come to the sustainable development of the region. Materials and methods: works of domestic and foreign authors, materials of scientific conferences, dissertations, monographs are considered. Abstract-logical, monographic, and comparison methods were used in writing. Results: the Analysis of investment activity in the field of environmental protection shows that the main source of funds is the own funds of organizations and enterprises. At the same time, funds aimed at protecting the environment are allocated from the calculation of necessary waste water and harmful emissions into the atmosphere. Without providing for the introduction of energy-saving technologies and the use of renewable energy sources. Since this requires additional injections of funds in large volumes. Many enterprises and organizations do not set goals for the greening of their production more than is necessary from the point of view of legislation, the Solution in this case can only be state mechanisms for influencing specific elements of the «green» economy, which certainly requires the development of a new legislative apparatus, legally fixed and new programs. Discussion: the Investment attractiveness of «green» projects is very low due to a number of reasons, but it is part of the «green» economy. Therefore, solving this problem is a task at the state level. As an incentive to attract enterprises and organizations to the «green ranks», grants that are available according to the degree of participation for all forms of ownership at the regional level can be used. Thus, within the region, enterprises and organizations will participate in the grant selection not by their size or capabilities, but by the quality and significance of their proposed projects. Who may later be able to take part in Federal grants, gradually gaining knowledge and experience in this area. Conclusion: it is the step-by-step system of participation in grant selection that will allow enterprises and organizations of different ownership forms to join the «green ranks» gradually, mastering the complex elements of the «green» economy and applying the acquired knowledge in practical activities. The received funds will be used for the development of enterprises and organizations taking into account the protection of the environment by involving energy-saving technologies and renewable energy sources. That will give an effective development of the enterprise itself, and, consequently, the economy of the region.

Текст научной работы на тему ««Зеленая» экономика, как фактор устойчивого развития региона»

_08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ_

08.00.05 УДК 332.14:338

«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА, КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© 2020

Сергей Николаевич Козлов, кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: развитие «зеленой» экономики в России набирает свои темпы. Все больше разрабатывается программ, целями которых становится привлечение инвестиций по охране окружающей среды. Но в силу того, что в России до сих пор присутствует разобщенность и нескоординированность действий участвующих сторон возникает множество факторов, не способствующих устойчивому развитию «зеленой» экономики. Одним из таких факторов является низкая инвестиционная привлекательность проектов, направленных на развитие «зеленой» экономики. Поиск вариантов стимулирования предприятий и организаций для выделения собственных и привлечения сторонних средств является приоритетным на всех уровнях государственного управления. Повысить интерес предприятий и организаций на уровне региона, федерации или других стран можно при помощи разработки грантов, источниками финансирования которых выступают бюджетные средства различных уровней и иностранные средства. Именно через гранты можно добиться планомерного развития «зеленой» экономики и в конечном итоге прийти к устойчивому развитию региона.

Материалы и методы: рассматриваются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы научно-практических конференций, диссертации, монографии. При написании использовались абстрактно-логический, монографический, метод сравнения.

Результаты: анализ инвестиционной активности в области охраны окружающей среды свидетельствует о том, что главным источником средств выступают собственные средства организаций и предприятий. При этом средства, направленные на охрану окружающей среды, выделяются из расчета необходимых для очистки сточных вод и вредных выбросов в атмосферу, не предусматривая внедрение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, так как это требует дополнительных вливаний средств в больших объемах. Многие предприятия и организации не ставят перед собой целей по экологизации своего производства более чем это необходимо с точки зрения законодательства. Решением в данном случае могут быть только государственные механизмы воздействия на конкретные элементы «зеленой» экономики, что, безусловно, требует разработки нового понятийного аппарата, законодательно закрепленного, и новых программ. Обсуждение: инвестиционная привлекательность «зеленых» проектов очень низкая из-за ряда причин, но она является частью «зеленой» экономики. Следовательно, решение этой проблемы является задачей на государственном уровне. В качестве стимула по привлечению предприятий и организаций в «зеленые ряды» могут выступать гранты, доступные по степени участия для всех форм собственности на региональном уровне. Тем самым внутри региона предприятия и организации будут участвовать в грантовом отборе не по своей величине или возможностях, а по качеству и значимости предлагаемых ими проектов которые в дальнейшем могут получить возможность приять участие в федеральных грантах, постепенно набираясь знаний и опыта в этой сфере. Заключение: именно ступенчатая система участия в грантовых отборах позволит предприятиям и организациям разных форм собственности влиться в «зеленые ряды» постепенно, осваивая сложные элементы «зеленой» экономики и применяя полученные знания в практической деятельности. Полученные средства будут использованы на развитие предприятий и организаций с учетом охраны окружающей среды путем вовлечения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, что даст эффективное развития самого предприятия, а следовательно, и экономики региона.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции, «зеленые» проекты, гранты, инвестиционная привлекательность, охрана окружающей среды проектная деятельность.

Для цитирования: Козлов С. Н. «Зеленая» экономика, как фактор устойчивого развития региона // Вестник НГИЭИ. 2020. № 4 (107). С. 55-65.

«GREEN» ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

© 2020

Sergey Nikolaevich Kozlov, Ph. D. (Economy), associate Professor

Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the development of the «green» economy in Russia is gaining momentum. More and more programs are being developed to attract investment in environmental protection. However, due to the fact that Russia still has disunity and uncoordinated actions of the parties involved, there are many factors that do not contribute to the sustainable development of the «green» economy. One of these factors is the low investment attractiveness of projects aimed at developing a «green» economy. The search for ways to stimulate enterprises and organizations to allocate their own and attract third-party funds is a priority at all levels of government. It is possible to increase the interest of enterprises and organizations at the level of the region, the Federation or other countries by developing grants that are funded by budget funds of various levels and foreign funds. It is through grants that it is possible to achieve a planned development of the «green» economy and eventually come to the sustainable development of the region. Materials and methods: works of domestic and foreign authors, materials of scientific conferences, dissertations, monographs are considered. Abstract-logical, monographic, and comparison methods were used in writing. Results: the Analysis of investment activity in the field of environmental protection shows that the main source of funds is the own funds of organizations and enterprises. At the same time, funds aimed at protecting the environment are allocated from the calculation of necessary waste water and harmful emissions into the atmosphere. Without providing for the introduction of energy-saving technologies and the use of renewable energy sources. Since this requires additional injections of funds in large volumes. Many enterprises and organizations do not set goals for the greening of their production more than is necessary from the point of view of legislation, the Solution in this case can only be state mechanisms for influencing specific elements of the «green» economy, which certainly requires the development of a new legislative apparatus, legally fixed and new programs.

Discussion: the Investment attractiveness of «green» projects is very low due to a number of reasons, but it is part of the «green» economy. Therefore, solving this problem is a task at the state level. As an incentive to attract enterprises and organizations to the «green ranks», grants that are available according to the degree of participation for all forms of ownership at the regional level can be used. Thus, within the region, enterprises and organizations will participate in the grant selection not by their size or capabilities, but by the quality and significance of their proposed projects. Who may later be able to take part in Federal grants, gradually gaining knowledge and experience in this area.

Conclusion: it is the step-by-step system of participation in grant selection that will allow enterprises and organizations of different ownership forms to join the «green ranks» gradually, mastering the complex elements of the «green» economy and applying the acquired knowledge in practical activities. The received funds will be used for the development of enterprises and organizations taking into account the protection of the environment by involving energy-saving technologies and renewable energy sources. That will give an effective development of the enterprise itself, and, consequently, the economy of the region.

Keywords: «green» economy, «green» investments, environmental protection, grants, project activities, «green» projects, investment attractiveness.

For citation: Kozlov S. N. «Green» economy as a factor of sustainable development of the region // Bulletin NGIEI. 2020. № 4 (107). P. 55-65.

Введение

В мировом сообществе широкое распространение приняло использование «зеленых инвестиций» для развития экономики страны. В России привлечение «зеленых инвестиций» только начинает набирать обороты. Особую сложность вызывает привлечение иностранных «зеленых инвестиций» в производственные процессы российских организаций в силу наличия множества бюрократических

препятствий. Положение России в рейтингах индекса экологических показателей (Environmental Performance Index) - 52 место среди 180 оцениваемых стран. Основными факторами, негативно влияющими на место нашей страны в рейтинге, являются низкий уровень «зеленых» инвестиций и «зеленых» инноваций [1].

В ходе своих исследований Мишулина С. И. определила, что высокий уровень развития системы

генерирования и внедрения экологических инноваций является ключевым условием для перехода на модель «зеленого» экономического роста. К этому автор пришла в ходе исследования факторов, определяющих как глубину, так и динамику процессов экологизации экономики, подтверждая актуальность поиска эффективных инструментов государственного стимулирования «зеленой» инновационной и инвестиционной активности, как Российской Федерации в целом, так и субъектов российской экономики в частности [2; 3].

Целью исследования: определение проблем, формирование эффективного механизма для стимулирования развития экологических инноваций и привлечения экологических инвестиций на региональном уровне.

При контроле качества предоставляемых аут-сорсинговых услуг в области бухгалтерского учета необходимо решить следующие задачи:

1) изучение инструментов государственного стимулирования «зеленых» инвестиций в регионы страны;

2) определить возможные стимулы для привлечения «зеленых» инвестиций;

3) изучить возможные риски при внедрении инновационных проектов.

Проблемы «зеленой» экономики в России рассматриваются в публикациях С. Мишулина [2; 3], А. Бокарева [4], Л. Кабир, С. Никулиной [6], И. Яковлева [5], И. Ракова [7], Е. Пака и Н. Писку-ловой [8], Е. А. Лесных [9], И. Н. Сычева [10], Н. А. Шпак [11], В. В. Моисеев, А. В. Яни [12], Л. В. Кузина [13], Халил Мусаб Рушади Ахмад [14], А. А. Отарбабиева [15], К. О. Нургалиева [16], А. Е. Янтранов, И. Г. Сангадиева [17].

Материалы и методы исследования

Основой для исследования выступают труды как отечественных, так и зарубежных авторов, в своих работах они раскрывают результаты практических и теоретических исследований в области привлечения «зеленых» инвестиций в субъекты Российской Федерации, в том числе материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках, диссертации, монографии.

Методы исследования. В исследовании используются различные подходы и методы, такие как: абстрактно-логический, монографический, метод сравнения.

Результаты исследования

Российская Федерация, как и ряд зарубежных стран, в приоритет ставит активное развитие «зеленой» экономики, форм и инструментов «зеленого» инвестирования, как основу для устойчивого роста

экономики страны в целом. На законодательном уровне решаются вопросы устойчивого развития экономики с учетом возможных рисков, возникающих при развитии «зеленых» отношений как между субъектами страны, так и между Российской Федерацией и другими странами в целом. Мировое сообщество, обладая большим опытом в развитии «зеленой» экономики, так или иначе обозначает условия сотрудничества посредством международных соглашений в этой сфере. Применяемые другими странами инструменты в отношении «зеленого» развития могут оказывать прямое влияние на развитие страны в силу того, что Россия имеет высокую долю углеро-доемких и ресурсоемких отраслей в экспорте. Сократить степень такого влияния можно путем планирования своей деятельности по снижению углеродоем-кости и модернизации экономики в целом по стране и в частности для каждого отдельного региона.

По-новому в российском законодательстве стали смотреть на экологическую составляющую хозяйственной деятельности российских организаций. Теперь охрана окружающей среды и рациональное природопользование имеют высокое значение. Сегодня в России все большие темпы набирает регулирование деятельности организаций в ресурсосберегающей и природоохранной сферах, внедрение «зеленых» технологий, формирование «зеленых» отраслей, постоянный мониторинг инструментов финансирования перехода к «зеленой» экономике и многое другое. Оценить степень развития «зеленой» экономики в России возможно, проанализировав объемы «зеленых» инвестиций как в масштабах страны в целом, так и в отдельных субъектах в частности. Уровень и структура «зеленых» инвестиций даст возможность определить основные тенденции и проблемы в этой сфере.

Само понятие «зеленые» инвестиции тесно связано с таким понятием, как «зеленые» финансы. Другими словами, это средства, используемые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, внедрения техники и технологий, направленных на использование возобновляемых источников энергии в производственной деятельности, и многое другое.

По данным Росстата, в 2018 и 2019 годах только 34 %, среди опрашиваемых организаций, ставят перед собой цель по привлечению инвестиций для охраны окружающей среды и 38 % - для экономии энергоресурсов (рис. 1). А вот замена изношенной техники и оборудования является приоритетной целью для большинства организаций, их доля составляет в 2019 году 68 %. Такая ситуация обусловлена тем, что инвестиционная деятельность

многих организаций была ограничена рядом факторов, таких как высокий уровень инфляции, нестабильная экономическая ситуация в стране, недоста-

ток собственных финансовых средств, инвестиционные риски, высокий процент коммерческого кредита, параметры курсовой политики в стране.

Создание новых рабочих мест / The creation of new jobs 21 22 22

Увеличение производственной мощности с расширением номенклатуры продукции/ Increase in production capacity...

Увеличение производственной мощности с неизменной

Охрана окружающей среды/Environmental protection

Внедрение новых производственных технологий / Introduction of new production technologies

Снижение себестоимости продукции/Reducing the costof production

Экономия энергоресурсов/Energy saving

Автоматизация или механизация существующего производственного процесса/ Automation or mechanization...

Замена изношенной техники и оборудования/Replacement of wom-out machinery and equipment

21 22 22

29 28 29

32 32 35

33 34 34

34 34 35

39 39 40

38 40 40

45

46

65

49

50

66

100

68

150

200

250

-2017 год/year I 2018 год/year >2019 год/ year

Рис. 1. Распределение организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал (по итогам выборочного обследования инвестиционной активности промышленных

организаций, в процентах к общему числу организаций) Fig. 1. Distribution of organizations by assessing the goals of investment in fixed capital (based on the results of a sample survey of investment activity of industrial organizations, as a percentage of the total number of organizations) Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [ 18]

Многие организации по понятным причинам преследуют цели, тесно связанные с самим производственным процессом, ведь, как известно, без соответствующей техники и технологий практически невозможно произвести конкретный вид продукции. К тому же привлечь инвестиции в производственный процесс гораздо проще, так как они для инвесторов в дальнейшем будут приносить доход. Другое дело - инвестиции, направленные на охрану окружающей среды, так называемые «зеленые» инвестиции. Финансовая отдача от них минимальна либо совсем отсутствует, поэтому и желающих для инвестирования этого направления кроме государства не находится. Основными источниками финансирования инвестиций на охрану окружающей среды выступают собственные средства организации (таблица 1), порядка 90 %. Только около 5 % выделяется из федерального бюджета и 4 % из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Подавляющее большинство этих средств направлено на охрану и рациональное использова-

ние водных ресурсов и атмосферного воздуха. Другими словами, промышленные предприятия тратят свои средства на очистку сточных вод и выбросов в атмосферу, которые неизбежны при их производственном процессе. Больше, чем это необходимо, предприятия не планируют затрачивать средств на охрану окружающей среды.

Несмотря на то, что Россия заинтересована в развитии «зеленой» экономики, на местах картина практически не меняется. Доля средств из федерального бюджета, направленная на охрану окружающей среды, в 2018 году увеличилась всего на 0,5 процентного пункта, а доля средств из субъектов Российской Федерации и местных бюджетов уменьшилась на 2,3 процентных пункта [18].

Цели, которые ставят перед собой организации, практичные и значимые, но без помощи стороннего финансирования практически не достижимые. «Зеленые» инвестиции - это не только средства, направленные на охрану окружающей среды, но и те средства, которые будут принимать актив-

ное участие во внедрении ресурсосберегающих технологий, работающих на возобновляемых источниках энергии. Но для себя такую цель, как экономия энергии, поставили только 40 % опрашиваемых организаций (рис. 1). Получается, что для остальных

эта проблема не является актуальной. Именно нежелание организаций оптимизировать свои производственные процессы тормозит развитие и «зеленой» экономики.

Таблица 1. Источники финансирования инвестиций на охрану окружающей среды (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) Table 1. Sources of financing investments in environmental protection (without small businesses and the volume of investment not observed by direct statistical methods)

Источники / sources 2018 год / year в % к итогу / % of total

млрд рублей / billion rubles' в % к итогу / % of total 2015 год / year 2016 год / year 2017 год / year

Инвестиции в основной капитал / Investments in fixed assets из них за счет / of these, due to: федерального бюджета / federal budget бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов / Budgets of subjects of the Russian Federation and local budgets

собственных средств организаций / own

funds of organizations

других источников / other source

157,7 7,7

6,3

142,7 1,0

100 4,9 4,0

90,5 0,6

100

4,3

4,9

2,8

100 5,4 6,1

86,9 1,6

100 4,4

6,3

86,5 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [18].

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, в 2018 году со-

ставили 157,7 млрд рублей, что в процентах к предыдущему году составило 97,2 % (таблица 2).

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2018 году (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) Table 2. Investments in fixed assets aimed at environmental protection and rational use of natural resources in 2018 (without small businesses and the volume of investments not observed by direct statistical methods)

Показатель / Indicator Всего / Total в том числе, направленные на охрану и рациональное использование / including those aimed at protection and rational use

водных ресурсов / water resource атмосферного воздуха/ atmospheric air земель / lands' прочих природных ресурсов/ other natural resources

Инвестиции в основной капитал в фактически действующих ценах, млрд рублей / Investments in fixed assets (in actual prices, billion rubles) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) / in % of the previous year (in comparable prices) в % к итогу / % of total

157,7

62,8

65,5

97,2 89,6 103,3

100 39,8 41,5

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [18].

10,0

93,1 6,3

19,4

107,6 12,4

В свою очередь, на федеральном уровне недостаточно активно разрабатываются и внедряются программы, стимулирующие развитие данного направления. Поэтому инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, не равномерно распределяются между субъектами Российской Федерации. Субъекты федерации, в свою очередь, не пропагандируют среди своих предприятий и организаций «зеленое» направление развития экономики. Привлечение иностранных инвестиций в эту сферу практически невозможно из-за низкого уровня развития «зеленой» экономики и не стабильной нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовая основа для перехода к «зеленой» экономике в России заложена. Согласно этой основе отмечается важность и приоритетность «зеленой» экономики. Но при этом наблюдается торможение процесса практического внедрения из-за ряда проблем.

Во-первых, в российских организациях используются разные подходы по внедрению экологической ответственности в свою деятельность. Часть руководствуется собственными разработками, другие же являются членами глобальных международных сетей и делают упор на их опыт.

Во-вторых, отсутствие общепринятых понятий, связанных с «зеленой» экономикой, которые были бы законодательно закреплены и имели критерии, по которым их можно было бы обозначить. Если нет четкого понятия, то нет и контроля за исполнением организациями экологической ответственности.

В-третьих, отсутствие пропаганды среди предприятий и организаций о необходимости повышения экологической ответственности как фактора устойчивого развития организации в целом.

В-четвертых, наличие теневой экономики. Кризисные явления в экономике и социальной сфере являются следствием недостаточного учета органами власти в своей деятельности первичных факторов. Основная масса функций государственного управления выполняется не эффективно [19].

Несмотря на отсутствие единой терминологии, в ряде регионов есть программы, включающие в себя элементы «зеленой» экономики. Примером может послужить Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, в которой говорится о том, что «Республика Алтай может стать региональной моделью перехода к «зеленой» экономике, обеспечить в долгосрочной перспективе развитие экологически чистых производств, поскольку основные компо-

ненты внедрены и активно используются». В Тамбовской области - «мероприятия по созданию и развитию экологически чистых производств («зеленая экономика»)», под которыми подразумевают «внедрение в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду; выполнение заказов по производству и установке оборудования по водоочистке, очистных сооружений сточных вод и другое» [5].

Отсутствие единой стратегии развития «зеленой» экономики не позволяет регионам страны развиваться планомерно и целенаправленно. Ряд регионов, остро нуждающихся во внедрении элементов «зеленой» экономики ни в каком виде их не используют. Внедрение единых требований позволит подобрать для каждого региона наиболее выгодный вариант развития, при этом не нанося серьезного вреда окружающей среде.

Для решения этой проблемы на данном этапе развития можно использовать гранты. Грант - безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании [20].

Сегодня в стране есть множество сайтов, которые предлагают разработать проекты по охране окружающей среды для получения гранта. Чаще всего эти гранты предлагают организации, занимающиеся непосредственно охраной окружающей среды. На наш взгляд, необходимо пересмотреть грантовую деятельность в этом направлении и обозначить источником грантовых средств саму Российскую Федерацию или субъекты федерации. Таким образом организации страны, которые заинтересованы в охране окружающей среды, смогут привлечь средства со стороны, а те организации и предприятия, которые таких целей не ставили, могут получить реальную возможность для саморазвития в этом направлении. Большое значение будет иметь широкое распространение информации о предоставлении грантов по подготовке и внедрению проектов, направленных на охрану окружающей среды.

Процедура получения гранта должна быть четко проработана, по своей структуре проста и доступна для всех видов предприятий и организаций. Но при этом гранты должны выдаваться именно тем предприятиям и организациям, которые действительно готовы заниматься охраной окружающей среды и направлять средства на это, а не ставить

своей целью получение дополнительных средств в своё пользование. Требования к участникам по видам грантов представлены на рисунке 2.

Основой идеи является то, что принять участие в грантовой деятельности могут не только крупные организации, но и субъекты малого предпринимательства, но только на региональном уровне. В стране успешно функционирует множество малых организаций, которые занимаются различными видами деятельности, но при этом не задумываются об экологизации. Начиная именно с них, будет проще менее болезненно внедрять элементы «зеленой» экономики оставляя при этом ВВП региона непосредственно в самом регионе. Для выхода на федеральные гранты по защите окружающей среды нужно выполнение более существенных условий, которые обуславливают размер самой организации и дают возможность выполнить

последнее требование - наличие документов, подтверждающих участие в других проектах. Подразумевается, что федеральные гранты более объемные и направлены на внедрение техники и технологий по энергосбережению, вовлечению в производство возобновляемых источников и многое другое. Иными словами, в федеральных грантах участвуют масштабные и экологически значимые проекты, поэтому и требования к участникам иные. Выход на международные гранты предусматривает аналогичный набор требований, что и для федеральных. Участие в международных грантах в большей степени дает опыт и общения с зарубежными коллегами по конкретной проблематике, с возможным получением средств. В международном сообществе активно развернута грантовая деятельность в области «зеленой» экономики, реализация таких грантов предполагает существенное финансирование.

Региональный грант

по разработке и внедрению проектов,

направленных на охрану окружающей среды / Regional grant for development and implementation of projects aimed at environmental protection

подавать заявку могут любые организации в том числе и индивидуальные предприниматели / any organization can apply including individual entrepreneurs

наличие расчетного счета в банке / availability of a Bank account.

Федеральный грант по разработке и внедрению проектов, направленных на охрану окружающей среды / Federal grant

for development and implementation of projects aimed at environmental protection

неправительственные и/или некоммерческие организации / non governmental and or non profit organizations

наличие устава или эквивалентного документа / availability of a Charter or equivalent document

наличие коллегиального высшего органа управления, которые принимают решения, и проектныый офис, который занимается реализацией проектов / having a Board of Directors who make decisions and a workforce that implements projects

ведение бухгалтерского учета / accounting

наличие офиса, который выступает как база при реализации проекта / availability of an office that acts as a base for project implementation

наличие документов, подтверждающих участие в других проектах и результаты от

этого участия / availability of documents confirming participation in other projects and the results of this participation

Международный грант по разработке и внедрению проектов, направленных

на охрану окружающей среды / International grant for development and implementation of projects aimed at environmental protection

неправительственные и/или некоммерческие организации / non governmental and or non profit organizations

наличие устава или эквивалентного документа / availability of a Charter or equivalent document

наличие коллегиального высшего органа упраления, которые принимают решения, и проектныый офис, который занимается реализацией проектов / having a Board of Directors who make decisions and a workforce that implements projects

наличие офиса, который выступает как база при реализации проекта / availability of an office that acts as a base for project implementation

наличие документов, подтверждающих участие в других проектах и результаты от этого участия / availability of documents confirming participation in other projects and the results of this participation

Рис. 1. Требования к участникам грантов по «зеленой» экономике в разрезе источников финансирования Fig. 1. Requirements for participants and grants for «green» economy in terms of sources of funding

Источник: составлено автором.

В итоге получается, что неустойчивая нормативно-правовая база в отношении «зеленой» экономики делает невозможным вменить охрану окружающей среды организациям и предприятиям, соответственно невозможно проконтролировать выполнение обязанностей по охране окружающей среды и применить в отношении нарушителей систему штрафов и наказаний. Но можно пойти по пути стимулирования деятельности по охране окружающей среды путем упрощения процедуры участия в грантах, тем самым привлечь внимание предприятий и организаций к экологичному производству и использованию энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Основная роль при этом отводится региональным грантам.

Обсуждение

Развитию «зеленой» экономики в России препятствуют множество факторов, которые являются результатом разобщенности и нескоординированно-сти действий участвующих сторон. В процессе внедрения экологической ответственности в экономику страны, сдерживающих факторов на каждом этапе не становится меньше, но при этом проделанная работа в ближайшее время начнет приносить свои результаты. Каждый месяц в области формирования рынка «зеленых» финансов в России отмечаются конкретные направления, вносятся предложения и намечаются плановые работы [21].

Выходом из сложившейся ситуации может стать четкая проработка опыта зарубежных стран в отношении развития и становления «зеленой» экономики. Тем самым проецируя их опыт на нашу экономику, можно оценить возможные риски и подводные камни, подобрать более выгодные вари-антыдля дальнейшей реализации. Международная общественность уже давно активно вовлекает в «зеленую» экономику предприятия при помощи грантов. При этом преследуется сразу несколько целей:

- вовлечение предприятий в мероприятия по охране окружающей среды;

- поиск новых проектов, способных частично или полностью решить экологические проблемы конкретной отрасли;

- рост «зеленой» экономики за счет роста «зеленых» инвестиций.

Для того чтобы предприятие или организация смогли привлечь инвесторов в свой «зеленый» проект, он должен отвечать ряду требований с точки зрения финансирования:

- «зеленые» проекты в области общественной инфраструктуры должны быть экономически устойчивыми;

- нефинансовые организации в своих решениях об инвестициях в проекты основываются на ожидаемой доходности;

- проекты вобласти устойчивой инфраструктуры воспринимаются инвесторами как более рискованные по сравнению с традиционными проектами;

- недостаточный потенциал государственных ведомств, на которые возложена обязанность по подготовке инфраструктурных проектов, также ограничивает перспективность таких проектов с точки зрения финансирования;

- соответствие финансовых инструментов потребностям на протяжении всего жизненного цикла проекта;

- стандартизация финансовых инструментов способствует сокращению операционных затрат и повышению перспективности проекта с точки зрения финансирования [22].

Не каждый сможет выполнить все эти условия, чтобы привлечь инвестора, именно поэтому большая часть средств на «зеленые» проекты берется из собственных средств организации или предприятия. Возможность участвовать в грантах позволит представить свой проект на равных с другими и показать его значимость для экологической обстановки региона, с учетом экономических результатов от его реализации. Значимость проекта для потенциального грантодателя (в данном случае субъект федерации) уже актуальна, так как преследуется одна важная цель - охрана окружающей среды. Ну а возможность получения гранта зависит от грамотно построенного проекта и четко описанных в нем результатов, при этом ограничений по формам собственности в нашем понимании не должно быть. Грантовая деятельность может стать одним из главных факторов развития «зеленой» экономики региона и способствовать повышению валового регионального продукта, тем самым способствовать развитию экономики в регионе.

Заключение

Российская экономика взяла курс на «зеленое» развитие. Но в силу разобщенности и неско-ординированности действий участвующих сторон количество факторов, сдерживающих это развитие, только усиливается. Безусловно, принимается множество мер, направленных на планомерное внедрение элементов «зеленой» экономики в жизненный цикл деятельности организаций, но эти шаги ничтожно малы в масштабах страны. «Зеленые» инвестиции, выступающие как инструмент развития «зеленой» экономики, с другой стороны, могут выступать как сдерживающий фактор. Так

как проекты, созданные для привлечения таких инвестиций и отвечающие требованиям «зеленой» экономики, не выглядят привлекательными для инвесторов из-за сомнительных сроков возврата вложенных средств. В данной ситуации роль государства остается главной, государственная политика должна быть построена таким образом, чтобы присутствовала ступенчатость вовлечения организаций различных форм собственности в «зеленую» экономику. И начинать нужно с регионального уровня. Кроме существующих и планируемых программ, направленных на охрану окружающей среды, одним из инструментов могут являться гранты. Источники финансирования по грантам предлагаем разделить на региональные и федеральные, а также

международные. Но основной упор сделать на региональных, которые будут направлены на привлечение предприятий и организаций всех форм собственности к грантовой деятельности по охране окружающей среды и представлять самостоятельно разработанные проекты. Только самые сильные смогут перейти на федеральный и международный уровень, но уже с опытом и накопленными знаниями. Средства, выделенные в виде грантов, останутся в пределах региона и будут направлены на его развитие, распределение выделенных средств можно будет проконтролировать. Грантовая деятельность регионов - это один из факторов, направленных на развитие «зеленой» экономики в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Материалы сайта Global Metrics for The Environment. The Environmental Performance Index ranks countries erformance on high-priority environmental issues. 2016 REPORT [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-topline?country=&order=field_epi_rank_new&sort=asc (дата обращения 14.02.2020).

2. Мишулина С. И. Факторы развития «зеленого» туризма // Современные проблемы сервиса и туризма.

2017. Т. 11. № 4. С. 27-37.

3. Мишулина С. И. Институциональные, организационные и экономические условия «зеленой» трансформации индустрии туризма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2018. Т. 20. № 2. С. 25-36.

4. Бокарев А., Яковлев И., Кабир Л. «Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений // Financial Journal. 2017. № 6 (40). С. 40-49.

5. Яковлев И. А, Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Финансовый журнал. 2018. № 3. С. 9-20.

6. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). C. 9-21.

7. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Раков И. Д. «Зеленые» инвестиции в России: основные тенденции // Экономика: теория и практика. 2017. № 3 (47). C. 66-75.

8. Пак Е. В., Пискулова Н. А. Возможности международного сотрудничества России в сфере зелёной экономики // Международные процессы. 2017. № 4 (51). C. 40-58.

9. Лесных Е. А. «Зеленая экономика» и «зеленые технологии» как путь развития экономики Алтайского края // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2019. № 10 (22). С. 31-32.

10. Сычева И. Н. «Зеленая экономика» - устойчивое развитие экономики // Вестник Алтайской науки.

2013. № 2-2. С. 188-189.

11. Шпак Н. А. Современные парки науки и индустриальные парки как инструменты перехода экономики региона к принципам «зеленой экономики» // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии.

2014. № 208. С. 267-275.

12. Моисеев В. В., Яни А. В. Развитие виноградно-винодельческого подкомплекса Краснодарского края // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 2. С. 66-71.

13. Кузина Л. В. «Зеленая экономика» как альтернатива существующей рыночной экономике // Вестник Московского государственного университета леса - лесной вестник. 2015. Т. 19. № 4. С. 37-42.

14. Халил Мусаб Рушади Ахмад. Концепция зеленой экономики: основные положения и перспективы, экономические механизмы и условия перехода к зеленой экономике // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 98-100.

15. Отарбабиева А. А. Зеленая экономика - путь к равновесию между экономикой и природой // Академическая публицистика. 2018. № 8. С. 15-20.

16. Нургалиева К. О. Совершенствование экономики Казахстана на базе реализации принципов «зеленой экономики» // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии.

2018. № 2 (21). С. 129-133.

17. Янтранов А. Е., Сангадиева И. Г. Потенциал перехода экономики Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 25.

18. Материалы сайта Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.gks.ru (дата обращения 17.02.2020).

19. Ермолаев К. Н., Афанасенко И. Д., Борисова В. В., Богомолова И. В., Шерин В. А., Зинова Ю. В., Ко-стоглодов Д. Д., Бондаренко В. А., Покровская О. Д., Прокофьева Т. А., Элларян А. С., Резников С. Н., Павлов К. В., Плетнева Г. Н., Тесленко И. Б., Огудин С. А., Мумриков О. А., Золин И. Е. Экономика России: прошлое, настоящее, будущее. Москва, 2014. 288 с.

20. Материалы сайта Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Грант (дата обращения 17.02.2020).

21. Материалы сайта Ежемесячный обзор «Устойчивое развитие и зеленые инвестиции» № 11-12, ноябрь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/ NAKDI_green_finace-11-12-2019.pdf (дата обращения 17.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. Аналитическая записка. [Электронный ресурс]. URL: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf / (дата обращения 17.02.2020).

Дата поступления статьи в редакцию 10.02.2020, принята к публикации 04.03.2020.

Информация об авторах: Козлов Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 8283-9030

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Materialy sajta Global Metrics for The Environment. The Environmental Performance Index ranks countries erformance on high-priority environmental issues. 2016 REPORT [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-topline?country=&order=field_epi_rank_new&sort=asc (Accessed 14.02.2020).

2. Mishulina S. I. Faktory razvitiya «zelenogo» turizma [Green Tourism Development Factors], Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern service issues], 2017, Vol. 11, No. 4, pp. 27-37.

3. Mishulina S. I. Institucionalnye, organizacionnye i ekonomicheskie usloviya «zelenoj» transformacii indus-trii turizma [Institutional, organizational and economic conditions of the green transformation of the tourism industry], Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Bulletin of Volgograd State University. Series 3: Economics. Ecology], 2018, Vol. 20, No. 2, pp. 25-36.

4. Bokarev A., Yakovlev I., Kabir L. «Zelenye» investicii v Rossii: poisk prioritetnyh naprav-lenij[Green investments in Russia: search for priority areas], Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2017, No. 6 (40), pp. 40-49.

5. Yakovlev I. A, Kabir L. S. Mekhanizm finansirovaniya «zelenyh» investicij kak element nacio-nalnoj strate-gii finansirovaniya ustojchivogo razvitiya [The mechanism of financing green investments as an element of the national strategy for financing sustainable development], Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2018, No. 3, pp. 9-20.

6. Yakovlev I. A., Kabir L. S., Nikulina S. I., Rakov I. D. Finansirovanie «zelenogo» ekonomiche-skogo rosta: koncepcii, problemy, podhody [Financing green economic growth: concepts, problems, approaches], Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2017, No. 3 (37), pp. 9-21.

7. Yakovlev I. A., Kabir L. S., Rakov I. D. «Zelenye» investicii v Rossii: osnovnye tendencii [Green investments in Russia: main trends], Ekonomika: teoriya i praktika [Economics: theory and practice], 2017, No. 3 (47), pp. 66-75.

8. Pak E. V., Piskulova N. A. Vozmozhnosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii v sfere zelyo-noj ekonomiki [Opportunities for international cooperation of Russia in the field of green economy], Mezhdunarodnye processy [Internationalprocesses], 2017, No. 4 (51), pp. 40-58.

9. Lesnyh E. A. «Zelenaya ekonomika» i «zelenye tekhnologii» kak put' razvitiya ekonomiki Altaj-skogo kraya [«Green Economy» and «Green Technologies» as a Way of Development of the Altai Territory Economy], Nauka i

obrazovanie: problemy, idei, innovacii [Science and education: problems, ideas, innovations], 2019, No. 10 (22), pp.31-32.

10. Sycheva I. N. «Zelenaya ekonomika» - ustojchivoe razvitie ekonomiki [«Green Economy» - sustainable economic development], Vestnik Altaj-skoj nauki [Bulletin of Altai science], 2013, No. 2-2, pp. 188-189.

11. Shpak N. A. Sovremennye parki nauki i industrialnye parki kak instrumenty perekho-da ekonomiki regiona k principam «zelenoj ekonomiki»[ Modern science parks and industrial parks as tools for transition of the region's economy to the principles of «green economy»], Izvestiya Sankt-Peterburgskoj lesotekhniche-skoj akademii [Proceedings of the St. Petersburg Forestry Academy], 2014, No. 208, pp. 267-275.

12. Moiseev V. V., Yani A. V. Razvitie vinogradno-vinodel'cheskogo podkompleksa Krasnodarskogo kraya [Development of the wine and grape subcomplex of the Krasnodar territory], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [Economics of agriculture of Russia], 2012, No. 2, pp. 66-71.

13. Kuzina L. V. «Zelenaya ekonomika» kak al'ternativa sushchestvuyushchej rynochnoj ekonomike [Green Economy as an Alternative to the Existing Market Economy], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa - lesnoj vestnik [Bulletin of Moscow State Forest University - forest bulletin], 2015, Vol. 19, No. 4, pp. 37-42.

14. Halil M. Koncepciya zelenoj ekonomiki: osnovnye polozheniya i per-spektivy, ekonomicheskie mekhan-izmy i usloviya perekhoda k zelenoj ekonomike [The concept of a green economy: basic provisions and prospects, economic mechanisms and conditions for the transition to a national economy], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, No. 45 (231), pp. 98-100.

15. Otarbabieva A. A. Zelenaya ekonomika - put' k ravnovesiyu mezhdu ekonomikoj i priro-doj [Green economy - the way to a balance between economy and nature], Akademicheskaya publicistika [Academic journalism],

2018, No. 8, pp. 15-20.

16. Nurgalieva K. O. Sovershenstvovanie ekonomiki Kazahstana na baze realizacii princi-pov «zelenoj ekonomiki» [Improving the economy of Kazakhstan based on the implementation of the principles of the «green economy»], Izvestiya Issyk-Kul'skogo foruma buhgalterov i auditorov stran Cen-tral'noj Azii [News of the Issyk-Kul Forum of Accountants and Auditors of Central Asia], 2018, No. 2 (21), pp. 129-133.

17. Yantranov A. E., Sangadieva I. G. Potencial perekhoda ekonomiki Bajkal'skogo regiona k ustojchivomu razvitiyu na principah «zelenoj» ekonomiki [The potential transition of the Baikal region economy to sustainable development on the principles of a «green» economy], Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Economic Systems Management: an electronic scientific journal], 2017, No. 3 (97), pp. 25.

18. Materialy sajta Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://old.gks.ru (Accessed 17.02.2020).

19. Ermolaev K. N., Afanasenko I. D., Borisova V. V., Bogomolova I. V., Sherin V. A., Zinova Yu. V., Kostoglodov D. D., Bondarenko V. A., Pokrovskaya O. D., Prokofeva T. A., Ellaryan A. S., Reznikov S. N., Pavlov K. V., Pletneva G. N., Teslenko I. B., Ogudin S. A., Mumrikov O. A., Zolin I. E. Ekonomika Rossii: proshloe, nas-toyashchee, budushchee [Russian Economy: past, present, and future], Moscow, 2014, 288 p.

20. Materialy sajta Vikipediya [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Grant (Accessed 17.02.2020).

21. Materialy sajta Ezhemesyachnyj obzor «Ustojchivoe razvitie i zelenye investicii» № 11-12, noyabr-dekabr 2019 g. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/NAKDI_green_finace-11-12-

2019.pdf (Accessed 17.02.2020).

22. «Zelenoe finansirovanie» v Rossii: sozdanie vozmozhnostej dlya «zelenyh» investicij. Analiticheskaya zapiska. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf / (Accessed 17.02.2020).

Submitted 10.02.2020; revised 04.03.2020.

About the authors:

Sergey N. Kozlov, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Buhgalterskij uchyot, analiz i audit» Address: Address: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: [email protected] Spin-code: 8283-9030

Author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.