удк 712.01 Мигулько Е.Н. [Migulko E.N.]
«зеленая» архитектура современных зарубежных школ
The green architecture of modern foreign schools
В статье рассматриваются вопросы развития комфортной и благоприятной атмосферы посредством создания архитектурной среды «зеленых» школ. Приведены примеры лучших мировых практик ландшафтного дизайна территории школ.
Ключевые слова: архитектура, ландшафтный дизайн, «зеленые» школы
The article deals with the development of a comfortable and supportive atmosphere by creating architectural environment «green» schools. We give examples of global best practices of landscape design school grounds.
Key words: architecture, landscape design, «green» school
Одним из актуальных направлений в архитектуре и дизайне современных школ является неразрывная связь с природной средой, активное взаимодействие здания и природных элементов, их включение в школьную архитектуру и опосредованно в учебный процесс. Данное направление реализуется технологиями «зеленого строительства», позволяющими создавать устойчивую архитектурную среду школьных зданий и комплексов, которая сохраняет, и улучшает природную среду.
Если в современной России об устойчивой архитектуре, и в частности о «зеленой» архитектуре пока еще говорят как об архитектуре будущего, то в зарубежной архитектурной практике это архитектура настоящего. В этом отношении особенно интересны примеры зданий «зеленых», или экологических школ. Это инновационные школы, при проектировании и строительстве которых учитываются особенности природного ландшафта, природные элементы и растительность, характерные для данной территории, активно применяются зеленые крыши и вертикальное озеленение.
Целью создания подобных школ является стабилизация отношений человека и окружающей среды, попытка гармонизации отношений
«человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. Для экологических школ характерны наличие эко-пространств свободного взаимодействия и развития, где проявляется единство человека с окружающей средой, где установлена связь с природой, характеризующаяся возможностью контакта с ней. Качество этой связи обеспечивается наличием естественных и искусственных природных форм. Урбанизированная городская среда, в которой расположены «зеленые» школы, - это своего рода антипод природной среды, где контакт с природой существенно ограничен. Создание «зеленых школ» - чрезвычайно перспективный процесс, направленный не только на формирование дополнительных экологических городских пространств, но и на экологию человека. Качественная архитектурная среда и дизайн подобных школ оказывают положительное влияние на состояние здоровья, психофизический комфорт, развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала учащихся.
Устойчивая архитектура и дизайн экологических школ не только создают эстетическую привлекательность и комфорт, они направлены на развитие экологического сознания, на экологическое образование и воспитание, на формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и системе научных и практических знаний. Основная цель экологического образования направлена на приобретение учащимися определенного объема специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности. Учащиеся на собственном опыте постигают значимость разумного и тактичного взаимодействия с природой, бережного отношения к ней, наблюдая жизнью разнообразных экологических систем и порой участвуя в процессе их создания. Экологическое воспитание оказывает непосредственное влияние на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них особой этики взаимоотношения с окружающей средой, делая акцент на эмоциональной составляющей стороне этих взаимоотношений. Экологическое образование и воспитание становятся образом современного образования.
Многообразная по формам и содержанию архитектурная среда «зеленых» школ создает комфортную и благоприятную атмосферу, направленную на увлекательное и эффективное взаимодействие с природой.
Новую школу Bobigny в северо-восточном пригороде Парижа Франции отличает многоуровневая «зеленая» крыша (рис. 1).
Рис. 1. Bobigny школа, северо-восточный пригород Парижа, Франция.
Здание, созданное Mikou Design Studio, уже стало достопримечательностью центра города. Расположенная в плотной городской застройке школа является частью более крупного комплекса, поэтому в первую очередь было важно сделать так, чтобы дети чувствовали себя здесь защищенными. Это достигается с помощью эллиптической формы здания, построенного вокруг ряда внутренних дворов. Тщательная ориентация здания по отношению к сторонам света гарантирует, что каждый этаж
Рис. 2. школа Nueva хиллсборо, штат Калифорния, СшА.
постройки получает оптимальный уровень естественного освещения. Необычная форма трехэтажной школы напоминает спираль, что способствует максимальному естественному освещению, созданию защитного экрана и использованию «зеленого» покрытия в качестве прогулочной зоны. Стены здания облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков. Подобный эффект помогает сделать здание новой школы заметным ориентиром в этом райо-
не, способствующим распространению идей эко-строительства [1]. Школа Nueva Хиллсборо, штат Калифорния, США - это экспериментальная образовательная школа, в которой элементы ландшафтного дизайна увязываются со школьной учебной программой, создавая открытые экологические пространства для детей (рис. 2).
По мнению архитекторов, хорошее здание является хорошим учителем, соединяя учащихся с окружающим миром на различных уровнях. Экологические пространства в этой школе помогают педагогам осуществлять более широкое взаимодействие между наукой, искусством, природой и обществом. Зеленые крыши зданий школы (более 10 000 кв. футов) обеспечивают отличную изоляцию, уменьшают сток ливневых вод и являются местами обитания для птиц и насекомых, находящихся под угрозой исчезновения. Растения на крыше учебного корпуса воссоздают калифорнийский луг - один из исчезающих типов растительности в стране. На плитах мощения нанесены изображения листьев местных деревьев. Устойчивая архитектура и дизайн Nueva-школы создает экономически эффективную, высокопроизводительную среду обучения, которая учит с достоинством и любовью относиться к окружающей среде и проблемам ее сохранения [2].
В городе-оазисе Лива (Абу-Даби, ОАЭ), открылась первая экологичная школа «Liwa International School» (рис. 3). От жары её бетонные стены защищают более 35 тысяч зелёных и цветущих растений, которые заняли кованые ниши от фундамента до крыши общей площадью 3 000 кв. метров. Живой ковёр не только перерабатывает углекислый газ в кислород, столь необходимый для умственной деятельности учеников, но и понижает уровень шума, а также поддерживает внутри школы температуру примерно на 5 ° ниже наружной, что позволяет уменьшить мощность работы кондиционеров и тем самым сэкономить 20 % энергии. Электричество вырабатывают 102 солнечные панели, разместившихся на крыше, а полив растений предусмотрительно осуществляется с помощью очищенной сточной воды. Этот проект «школы-джунглей» был разработан самими старшеклассниками [3].
Rommen школа и культурный центр в Осло, Норвегия. Концепция дизайна школы состоит в объединении ее пространств с ландшафтом окружающей местности (рис. 4). Школа расположена на плоском рельефе, который слегка поднимается на севере, к долине, окруженной холмами. Востоку от участка школы есть овраги с травянистыми склонами и
Рис. 3. школа Liwa International, Абу-Даби, ОАЭ.
ценные пояса растительности. Крыша школы озеленена и покрыта растительностью из очитков. Деревянные настилы в тихой зоне между крыльями здания, могут быть использованы как классные комнаты на открытом воздухе. Дети могут сидеть, лежать, обедать и обучаться на открытом воздухе. На территории школы максимально сохранены существующие деревья, а вновь посаженные деревья и кустарники имеют таблички, с тем,
Рис. 4. Rommen школа и культурный центр, Осло, Норвегия.
чтобы дети могли познакомиться с названиями и видами растений норвежских лесов [4].
Среди уже существующих экологических школ, следует отметить созданные проекты, которые будут осуществлены в ближайшем будущем.
Инновационная начальная школа будет построена в одном из пригородов Парижа, проект архитектурного бюро Chartier-Dalix architects
(рис. 5). Экспериментальная крыша школы будет «живой», состоящей из различных видов местной флоры: трав и деревьев. Более того, здесь будут жить и живые существа - множественные насекомые и птицы. Целью этого эксперимента является создание автономной экосистемы, которая послужила бы полем для обучения и развития детей, обучающихся в школе. Приближение молодого поколения к природе особенно важно в условиях
современного города. На крыше будут созданы дорожки, впадины и небольшие холмы, чтобы искусственная экосистема выглядела более естественно [5].
В Дании появится первая школа, здание которой соответствует достаточно жестким местным энергетическим стандартам (рис. 6). В этом проекте эко-школы архитекторы JJW Агкйекег предусмотрели размеще-
ние садов на крыше, многочисленных игровых зон, кафе и даже причалов. Со стороны школа будет отдаленно напоминать корабль, пришвартовавшийся в гавани. Она открывается к воде террасами на разных уровнях, а также спортивными и другими площадками. Тут же предусмотрены небольшие огороды, на которых дети смогут изучать процесс выращивания овощей. В эко-школе специальные кабинеты для рукоделия и работы с древесиной разместятся прямо в помещениях у гавани, причем зайти в них можно будет как с суши, так и с воды. Близость к морю, плавание, обилие зелени и всевозможных площадок, нескучное оформление - архитекторы сделали все, чтобы учеба в школе приносила детям удовольствие [6].
Анализируя зарубежный опыт в создании экологических школ, необходимо отметить, что архитекторы и дизайнеры демонстрируют новые средства архитектурно-художественной выразительности, стремление к оригинальным решениям, символике, образности школьных экологических пространств.
Зеленые крыши и вертикальное озеленение экологических школ, которые, кроме эстетических, образовательных и воспитательных функций, решают ряд полезных задач, таких как естественная фильтрация воздуха, борются с загазованностью воздуха, обеспечивают звукоизоляцию и температурный баланс внутри помещений, над которыми они расположены, служат естественным местом обитания животных. Растительный слой зеленой крыши защищает кровлю от ультрафиолетовых лучей, уменьшает вредные электромагнитные излучения, служит дополнительным утеплением кровли, предохраняет ее от механических повреждений.
В большинстве «зеленых» школ школьники сами ухаживают за растениями - и это замечательная возможность привлечь внимание молодежи к проблемам экологии.
Устойчивая архитектура и дизайн служат не только эстетическим фоном, но также являются неотъемлемой частью прогрессивной учебной программы экологических школ, которая фокусируется на изучении и сохранении природы и экологической устойчивости.
ЛИТЕРАТУРА 1. Tiered Green Roofs Crown the Landmark Bobigny School in France / Architecture // Inhabitat. URL: http://inhabitat.com/tiered-green-roofs-crown-the-landmark-bobigny-school-in-france (дата обращения -20.07.14).
2. Nueva School Hillside Learning Complex in Hillsborough, California by Leddy Maytum Stacy Architects / Blogs // AECCafe. URL: http://www10. aeccafe.com/blogs/arch-showcase/2011/09/16/nueva-school (дата обращения - 20.07.14).
3. Al Ain Jungle School: Other UAE Institutes Are "Green" With Envy / School home / Cool school / High school / Uae Dubai / Cities // Green Prophet. URL: http://www.greenprophet.com/2011/04/al-ain-jungle-school (дата обращения - 20.07.14).
4. Landscaping for the community. Rommen School and Cultural Center / Landscaping // Livegreen. URL: http://www.livegreenblog.com/lands-caping/landscaping-for-the-community-rommen-school-and-cultural-center-8244 (дата обращения - 20.07.14).
5. Primary School & Sport Hall / Chartier-Dalix architects // Archdaily. URL: http://www.archdaily.com/141503/primary-school-sport-hall-chartier-dalix-architects/ (дата обращения - 20.07.14).
6. Sydhavn skole / Copenhagen x gallery // DAC& LIFE. URL: http://www. dac.dk/en/dac-life/copenhagen-x-gallery/cases/sydhavn-skole/ (дата обращения - 20.07.14).
ОБ АВТОРЕ Мигулько Елена Николаевна, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», кафедра дизайна, доцент. Телефон: (8652) 95-69-48. E-mail: Dizain_sieu@mail.ru
Migulko Elena Nikolaevna, North Caucasian federal University, Department of Design, Associate Professor. Telephone (8652) 95-69-48. E-mail: Dizain_sieu@mail.ru