Научная статья на тему 'Здравый смысл как предмет философской рефлексии'

Здравый смысл как предмет философской рефлексии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5493
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ / СТАТУС / ПАРАМЕТР / ПОТЕНЦИАЛ / COMMON SENSE / STATUS / PARAMETER / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мигуренко Раиса Афанасьевна

Предпринят анализ философских интерпретаций понятия здравого смысла с целью выявления его сущностных инвариантных характеристик, позволяющих определить потенциал здравого смысла, благодаря которому он участвует в концептуальных разработках философии сознания, и истоков амбивалентности эпистемологического статуса здравого смысла в философской рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common sense as a matter of philosophical reflection

Mainstreaming of theme of common sense in modern philosophy is due to various factors, including changes in methodological principles in analyzing the production and study of philosophical knowledge, demand for potential of common sense in the philosophy of mind and contradictory positions on the role of common sense in the theoretical knowledge. On the one hand, there is a tendency of ignoring the truths of common sense in the production and substantiation of philosophical knowledge of the mind, on the other, "passion" for common sense, reflected in the active use of its sets, axioms, principles in the development of the problem of consciousness. It is necessary to identify the essence of common sense, to analyze the methods and forms of its manifestation, as one of the causes of the contradictory status of common sense at the level of philosophical reflection is the lack of clarity of the concept, identifying it with other concepts (everyday life, everyday consciousness). Parameters of philosophical vision of common sense are: an innate quality (the instinct of reasonableness); the overall quality (common feeling, common sense); universal knowledge; function (settings, axioms, principles, truth, argument, rules / regulations, output, method, etc.); logical construct; the matrix of consciousness; system such us rhizomes. For conceptualizing the problem of standards of common sense in the philosophy of mind its interpretation of various options is productive, because common sense is a complex phenomenon that can be seen as a system. The logical sequence of links within the system of "common sense" is as follows: Instinct Intelligence as the primary setup (1) ^ Intuition as the ability to direct vision (2) ^ Truth as a result and status of direct knowledge (3) ^ Axiom (4) ^ Postulate (5) ^ Maxim (6) ^ Norm (7) ^ Principle (8) ^ Set of Consciousness (9) ^ method (10) ^ intuition as the basis of the method and its results (2/11) ^ source of the initial installation for a reasonable arrangement of the world in instinct intelligence (1/12). Thus, 1 and 2 (11-12) are "human" at the natural level of the mind; 3-10 are intuitive truths functions of common sense. However, common sense does not operate by the "scheme", even if it has a certain logic, but as a system in which "all in all" and "all at once." It is therefore difficult to explicate the sense as a "unit." Understanding of that makes common sense possible by a set of specifications. Philosophical content of specifications of common sense and their epistemological potential is the subject to further research.

Текст научной работы на тему «Здравый смысл как предмет философской рефлексии»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 38-45

УДК 130.3

Р.А. Мигуренко

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Предпринят анализ философских интерпретаций понятия здравого смысла с целью выявления его сущностных инвариантных характеристик, позволяющих определить потенциал здравого смысла, благодаря которому он участвует в концептуальных разработках философии сознания, и истоков амбивалентности эпистемологического статуса здравого смысла в философской рефлексии.

Ключевые слова: здравый смысл; статус; параметр; потенциал.

Человек не может жить за пределами здравого смысла. Философия «умирает», порвав с ним связь. В «живых» философских текстах, посвящённых теме сознания, здравый смысл «говорит», «диктует», «требует», «протестует», «заставляет» или, напротив, «не позволяет», а мы «взываем» к нему, «заигрываем» с ним, «заглушаем» его [1, 2].

В этих, обыденных по своему происхождению, выражениях здравый смысл предстаёт как нечто мифоподобное, обладающее универсальными способностями. Более двухсот лет назад И. Кант объяснял философскую апелляцию к здравому смыслу бессилием в решении поставленной задачи, тем более что каждый философ понимает здравый смысл по-своему [3. С. 183]. В современной философии в отношении феномена здравого смысла проявляются тенденция апелляции к нему и плюрализм в его интерпретациях.

В понимании здравого смысла различают два уровня - обыденный и философский. Обыденное понимание здравого смысла - это общепринятое его понимание; понимание человеком «с улицы». Человек, не находящийся в состоянии рефлексии, его понимает, но не определяет и не объясняет, а кроме того, термин «здравый смысл» использует «по необходимости»: для оценки какого-то действия (поступка) с точки зрения общепринятых норм.

Философский уровень понимания здравого смысла связан с концептуализацией этого феномена, рациональной аргументацией защиты или опровержения предписаний, установок здравого смысла. Однако обыденный и философский уровни понимания здравого смысла рефлексирующим субъектом не всегда различаются. Так, не был последователен в использовании понятия «здравый смысл» и смешивал философское (как уникальную интуитивную способность) и общепринятое значения здравого смысла (как очевидные первичные истины) основоположник философии здравого смысла Т. Рид. Эта «непоследовательность» обнаруживается не только в работах последователей Т. Рида, но и тех авторов, которые считают себя независимыми от сложившейся под влиянием шотландской «философии здравого смысла» традиции. И. Кант видел основное различие между обыденным рассудком («здравым человеческим смыслом») и спекулятивным в том, что первый требует опытного подтверждения [3. С. 184].

В философии предпринимаются различные подходы к интерпретациям феномена здравого смысла, однако в качестве постоянных аспектов в них так или иначе обнаруживаются эпистемологический и аксиологиче-

ский комментарий. Актуальность здравого смысла в современной философии обусловлена не только определённой неудовлетворённостью «классическими» решениями проблемы здравого смысла, но и изменением методологических установок в анализе процесса производства и обоснования философского знания; востребованностью эпистемологического потенциала здравого смысла в философии сознания; неоднозначностью позиций в отношении потенциала и роли здравого смысла на уровне философской рефлексии: с одной стороны, игнорирование базовых предписаний здравого смысла, с другой - их активное использование в разработке проблемы сознания. Некритическое доверие интуитивным истинам здравого смысла на уровне теоретического познания приводит к негативным последствиям - «обнулению» теоретического результата исследования. Если чрезмерная апелляция к суждениям здравого смысла делает философию «популярной», то их игнорирование приводит её к «экстравагантности». Поэтому существует проблема предела - как в использовании потенциала здравого смысла, так и в пренебрежении им в философском познании. Кроме того, выражаются сомнения в целесообразности оценки философских концепций сознания с позиции здравого смысла на том основании, что: а) результаты философского осмысления сознания не изменяют базовые представления о нём, зафиксированные на уровне обыденного сознания; б) напротив, эти «навязчивые» представления о сознании способны превратить философию в заложницу здравого смысла. Однако здравый смысл -не случайный попутчик в философских поисках решения проблемы сознания. Явно и неявно его предписания представлены в философских интерпретациях сознания. В исследовательских программах они часто служат первичной «парадигмальной» системой отсчёта. Всё это обусловливает необходимость выявления характера, форм взаимодействия рефлексивного и до-рефлексивного (на уровне здравого смысла) понимания сознания.

Многие философы обращались к теме здравого смысла. Знакомство с философскими концепциями здравого смысла представителей разных мировоззрений и направлений даёт возможность контекстуального понимания этого феномена, с одной стороны, и надежду на определение его внеконтекстуальной (инвариантной) составляющей, с другой.

Задача данной статьи - определить параметры философских интерпретаций здравого смысла и обосновать гипотезу о системном характере феномена здравого смысла, что позволит определённым образом

«снять» остроту проблемы неоднозначности его трактовок. Определение сущности здравого смысла, анализ способов и форм его проявления и потенциала позволит, на наш взгляд, выявить не только истоки противоречивости трактовок здравого смысла, но, в перспективе, ответить на вопросы: заслуживает ли здравый смысл нашего доверия настолько, чтобы привлекать его в качестве участника рационального познания? почему выраженные в суждениях здравого смысла представления о сознании так устойчивы? Ответы на поставленные вопросы позволят понять роль здравого смысла в концептуальных решениях проблемы сознания.

Одной из причин амбивалентности в понимании здравого смысла на уровне философской рефлексии является отсутствие дефинитивного анализа данного понятия, следствием чего является невнятность трактовок, противоречивость и неявное отождествление его с другими понятиями. Эта тенденция обнаруживается даже в тех исследованиях, которые тематически выходят за рамки повседневности. Так, в исследовании А.Е. Решетовой [4] здравый смысл представлен как «многогранное социально-гносеологическое явление», «характеристика мыслительной деятельности», «неформальный критерий рациональности обыденного», «несовершенный инструмент познания действительности» и т.д.

О трудностях «взаимоотношений» с феноменом здравого смысла на уровне философской рефлексии свидетельствует следующий пример. В.В. Васильев в «Трудной проблеме сознания» констатирует, что к здравому смыслу можно подойти по-разному: раскрыть это понятие «из него самого», рассмотреть историю понятия, объяснить истоки здравого смысла. Связывая здравый смысл с когнитивными способностями человека [1. С. 205], автор использует для описания этого феномена ряд терминов и понятий (принципы, истины, установки и др.); проводит различие между «принципами здравого смысла» и его «истинами», между онтологическими установками и установками здравого смысла. Так, «принципы здравого смысла» выявляются в процессе философской рефлексии, их можно причислить к истинам здравого смысла, но «тезисами здравого смысла» они не являются, хотя и могут служить неявным истоком других положений здравого смысла [1. С. 210]. Основу здравого смысла составляют онтологические установки - «естественные» и «наивные». Задача философа - прояснить, защитить «наивные установки нашего сознания» и «подтвердить непротиворечивость предписаний здравого смысла» [1. С. 249-250]. Таким образом, здравый смысл «вторичен» по отношению к онтологическим установкам сознания и к своим принципам, при этом его истины могут иметь функцию установок, предписаний в познании. Выдвигается концепция решения трудной проблемы сознания, которая, по мнению её автора, полностью гармонирует с когнитивными установками (принципами) здравого смысла... Критическая реакция: автор излишне самоуверен [5].

Иллюстрацией последствий, к которым приводит отсутствие определения или указания на то, какое значение придаётся понятию «здравый смысл» в конкретном философском тексте, может служить следующая ситуация [6. С. 21]: Дж. Беркли полагал, что его фило-

софия согласуется со здравым смыслом, у философов и писателей XVIII в. на этот счёт имелось другое мнение, а многие современные авторы отмечают верность Беркли здравому смыслу. Выводы А.Ф. Грязнова: декларативные заявления авторов о приверженности здравому смыслу затрудняют критическое исследование концепций [6. С. 15], философы редко придерживаются какого-то одного, определённого понимания здравого смысла [6. С. 17].

Поскольку был поднят вопрос о противоречивости в отношении статуса здравого смысла, его философских трактовок, актуален вопрос о том, где искать источник этой противоречивости - в субъективных особенностях авторской рефлексии и / или в её предмете? Тему оснований амбивалентности философской рефлексии здесь мы рассматривать не будем, но поскольку задача конкретного исследования связана с содержанием понятия «здравый смысл», обратимся к накопленному опыту философской рефлексии по проблеме здравого смысла.

Здравый смысл - это понятие. Выраженное в языке, оно есть словосочетание, имеющее значение / смысл. Иметь понятие о здравом смысле - то же самое, что понимать значение выражения «здравый смысл» и знать, как им правильно пользоваться. На обыденном уровне сознания есть понимание сущности здравого смысла, термин «здравый смысл» адекватно используется в речи естественного человека, при этом нет необходимости и способа дефинировать это понятие. Философское употребление данного понятия отличается от обыденного тем, что появляется необходимость и возможность его описания, объяснения или определения. На уровне философской рефлексии обнаруживается неоднозначность / многозначность трактовок этого понятия. По вопросу о том, для какого дискурса - философского или обыденного - первичен термин «здравый смысл», существуют разные мнения: 1) в повседневную речь это понятие вошло из философских и научных текстов;

2) здравый смысл «старше» философии и науки. В данном контексте нам важна не первичность сферы функционирования этого понятия, а проблематичность его функционирования в научном дискурсе, связанная прежде всего с ним самим как предметом мысли.

Итак, у понятия как формы мысли есть содержание - совокупность существенных и отличительных признаков. Поскольку понятие «здравый смысл» не имеет заданной совокупности признаков, то интерпретаторы «наделяют» здравый смысл определёнными характеристиками и тем самым предопределяют совокупность того, что мыслится как обладающее этими свойствами. В результате «здравому» смыслу придаётся множество смыслов и множество обозначаемых объектов. Общепринятым значением «здравого смысла» предполагается признак «нормальный», «правильный». На уровне философской рефлексии это понятие приобретает множество значений, и как одно из следствий этой многозначности - появление «понятий-двойников», используемых в качестве его синонимов. Чаще всего, как уже было продемонстрировано выше, допускается отождествление «здравого смысла» с «повседневностью», «обыденностью», «обыденным сознанием», несмотря на то что у них разный эквивалент, и потому адекватно они не могут заменять друг друга.

«Здравый смысл» - это своеобразный «знак качества» / «метка» суждений, поступков, действий.

Способ определения содержания понятия «здравый смысл» и объёма мыслимых в нём объектов представляет метафизическую и эпистемологическую проблему. При этом любой способ является относительным, в том смысле что он связан с определённой концепцией здравого смысла. Выход из сложившейся ситуации - обнаружение в многообразных интерпретациях этого феномена объективного и непротиворечивого смысла. С учётом субъективной составляющей в философских исследованиях эта задача является актуальной. Противоречивость данной ситуации заключается в том, что преодоление субъективности на уровне рефлексии здравого смысла предполагает «безусловное условие» интерсубъективности. Однако в таком статусе можно, вопреки традиции, рассматривать и базовые внеконтекстные, очевидные «истины-нормы» здравого смысла как всеобщий «нелегитимный» гарант объективности на том основании, что фактически «очевидное» функционирует в теоретическом познании как установка, аргумент метод, критерий.

Итак, каковы параметры понимания здравого смысла в философии?

Здравый смысл как естественное по происхождению человеческое качество (инстинкт разумности; «животная вера», врождённая способность и т.п.). На этом уровне понимания здравого смысла мы различаем то, что относится к «произведениям» человеческой мысли, и то, что относится к человеческой природе (инстинкт разумности, способность к чувственноинтуитивному «прозрению»). Понимание здравого смысла как врождённой формы приспособления человека к условиям жизни посредством познания мы встречаем у античных философов, Р. Декарта, Кл. Буфье, Х.-М. Бальмеса, Т. Рида, Г.В.Ф. Гегеля, Дж. Сантаяны. Допускает подобную трактовку здравого смысла и Ж. Делёз.

Гносеологическая традиция философии, зародившаяся в Античности, начинается с темы ума (ум -«нус»). В основе общих и предварительных представлений (здравого смысла) - врождённая способность к их познанию.

Платон, Аристотель, Посидоний, Марк Аврелий отождествляли ум с внутренним гением, личным божеством [7]. Первые концептуализации здравого смысла принадлежат Сократу (идеи о предзнании) и Платону (теория припоминания). Их представления о существовании идеалов в умопостигаемом мире и обнаружении их каждым в собственной душе стали традиционными для западной культуры. Аристотель различает «ум потенциальный» - как «дощечка для письма», на которой ещё ничего нет, и «ум актуальный» - безличное «я», демон («О душе»). Он же («Вторая Аналитика», «Метафизика») делает вывод о недоказуемости достоверности знания первоначал и их необходимости для рационального познания. Необходимость первой ничем не опосредованной ступени познания Аристотель видит в том, чтобы положить предел дурной бесконечности и обосновать возможность организации общего / объективного познания [8. С. 40].

Первая волна актуализации темы здравого смысла пришлась на Новое время, когда стали обсуждаться

вопросы о связи философии с миром повседневности, о здравом смысле и его эпистемологических функциях. Тогда же в понимании здравого смысла сложились две традиции - рационалистическая и гуманистическая.

Здравый смысл - врождённые идеи («естественный свет разума») и универсальный метод. Это здравый смысл по Р. Декарту, с которого начинается рационалистическая традиция в интерпретации здравого смысла. Он использовал это понятие в нескольких значениях: «врождённые идеи», «общие идеи», «первые принципы». Познание начинается, по Декарту, с «врождённых идей», носителем которых является каждый человек. Они ни у кого не вызывают сомнения, представляются ясно и отчётливо, а потому не требуют доказательств (это есть первое правило картезианского метода). Истинное знание в душе каждого делает познание объективным [9. С. 7].

У Г.В.Ф. Гегеля термин «здравый смысл» используется как синоним непосредственного знания, критерием которого является вера [10. С. 187]. «Впрочем, то, что здесь получает название веры, есть совершенно то же самое, что называлось у других вдохновением, откровением сердца, содержанием, вложенным в человека природой, и в особенности тем, что называлось здравым смыслом, common sense» [10. С. 188]. «Под непосредственным знанием разумеется здесь также и то, что обычно называется инстинктом, врождёнными идеями, здравым смыслом, естественным разумом и т.д.» [10. С. 192]. Однако истины здравого смысла являются опосредованными (размышлением и опытом), непосредственным является их существование. При этом постижение всеобщего знания имеет культурно-историческую обусловленность: «...какую бы форму мы ни придавали этой первоначальности знания, для того, чтобы довести его до сознания. требуется воспитание, развитие» [Там же]. Таким образом, на основе идей немецкого мыслителя можно сформулировать следующее положение: инстинкт разумности - это природный пусковой механизм для восприятия мира как разумного, обеспечивающий непосредственность (нерефлексивность) знания.

Здравый смысл - аналог «животной веры» («животная вера» - аналог здравого смысла). Так трактует интересующий нас феномен американский философ, представитель критического реализма Дж. Сантаяна. Он обращает внимание на амбивалентность природы здравого смысла, связанную с его рациональноиррациональными качествами. Она такова, что позволяет здравому смыслу обеспечивать убеждённость в объективном существовании внешнего мира и быть основой философии и науки, опирающихся на постулаты животной веры человека [11. С. 82].

Со сылками на архетипы как возможный источник здравого смысла допускает идею врождённости в отношении здравого смысла и Ж. Делёз: по своим истокам здравый смысл претендует на родство с высшими моделями [12. С. 107]. Автор «Логики смысла» определённо заявляет, что здравый смысл - это способность задавать «общий смысл единственно возможного смысла» [12. С. 109].

Здравый смысл как общее качество на уровне ментального. Согласно Хрисиппу, человеческий разум

представляет собой совокупность общих и предварительных представлений, и это понимание сформировало одно из значений понятия ума в древнегреческой культуре. У Аристотеля речь идёт о том, что это «общая чувствительность» как основа всякого восприятия, у Эпиктета - «общий ум». Произошла трансформация от латинского communis sensus (общее чувство) через английское common senseв к русскому общее чувство или общий смысл [11. С. 56].

В качестве трактовок здравого смысла у Д. Юма выступают «природосообразные», «естественные»,

«общие» принципы (убеждения), в отношении которых на уровне обыденного здравого смысла проблемы обоснования его положений нет: мы не можем им не верить; но на уровне философской рефлексии возникает проблема рациональной аргументации в пользу этих убеждений. Юм полагал, что наши природосообразные общие убеждения недоступны для рациональных процедур обоснования и неуязвимы для скептицизма.

Основоположник «шотландской школы здравого смысла» Т. Рид противопоставляет обыденное понимание здравого смысла философскому как «правильное» - «искажённому» [11. С. 58]. Это противопоставление становится понятным, когда выясняется источник здравого смысла: здравый смысл как врождённая интуитивная способность присущ не каждому (от Шефтсбери), но как изначальное знание (принципы / истины), «внушённое» людям Богом, здравый смысл доступен всем людям (от Буфье). На второй трактовке здравого смысла и была построена философская система шотландской школы.

И. Кант, отрицавший очевидность непосредственного знания, критически относящийся к идеям «шотландской школы» по поводу использования суждений здравого смысла в философском познании, полагал, что здравый смысл как «общий человеческий разум» полезен вне философии, но его интерес тесно связан с метафизикой [3. С. 10]. Кант называет здравый смысл великим даром неба, но дёшево приобретённой мудростью, поскольку многие основоположения не почерпнуты приверженцем здравого смысла из опыта, независимы от опыта и априорны [3. С. 98]. Здесь - признание здравого смысла в качестве естественного свойства человека, но свойства несовершенного и потому нуждающегося в подтверждении рассудительностью. Кант противопоставляет общий рассудок спекулятивному и считает ссылки на здравый смысл в философском познании неприемлемыми ещё и потому, что «каждый понимает его по-своему» [3. С. 183]. Здравый смысл -обычный интеллект, правильный рассудок, проявляющийся в сфере эмпирического опыта. Его использование в философии снижает её уровень, делает «популярной». Апелляция к здравому смыслу - удобное средство сопротивляться безо всякого понимания. Философ, обращаясь к здравому смыслу, прибегает к «крайнему средству», суть которого - «ссылка на суждение толпы, от одобрений которой философ краснеет...» [3. С. 13]. Такая апелляция - от «безысходности» своего положения.

Л. Витгенштейн выразил своё понимание здравого смысла как общечеловеческих убеждений, закрепленных в структурах естественного языка. Параметр «об-

щего»: это суждения, которые интересны не тем, что они истинны, а тем, что «ни к одному из них мы не приходим в результате исследования» [13. С. 340. § 138]. При этом каждый из нас знает то, что знают все, поскольку эти истины очевидны. «Чтобы ошибаться, человек уже должен судить согласно с человечеством» [13. С. 343. § 156].

Здравый смысл как коллективная интенциональ-ность и матрица сознания. Согласно Д. Сёрлу, интен-циональные феномены - наши объяснения, интерпретации, убеждения и др. - функционируют в пределах «Фона», т.е. неявных знаний о мире, представляющих собой предельные условия нашего сознания [14. С. 166]. «Глубокий Фон» представляет собой доинтен-циональное состояние сознания - фундаментальные допущения, «установки по умолчанию». Сёрл полагает, что теорию сознания надо создавать, опирась на них, поскольку это «то, что мы действительно знаем», «факты» [1. С. 63]. Перечисленные им «факты» являются расхожими суждениями, а его концептуальная схема соединяет тезисы здравого смысла человека «с улицы», рассуждающего о сознании, делает вывод В.В. Васильев [1. С. 67-68].

Однако в этой трактовке здравый смысл получает характеристику матрицы сознания (нем. Matrize, лат. Matrix (matricis) - матка, источник, начало; основная часть штампа наших представлений о мире. По сути в этом же состоит и позиция Витгенштейна: наше мышление осуществляется в пределах несомненного, фундаментального. Оно (несомненное и фундаментальное) обеспечивает способность рассуждать, выносить суждения, исследовать и сомневаться [13. § 512].

Здравый смысл как универсальное знание. Интуитивные самоочевидные истины, за которыми опыт человечества, выполняют в различных сферах человеческой жизнедеятельности разные функции: в познании они служат аксиомами, альтернативой научной рациональности; в обыденной сфере - выполняют онто-гносеологическую и аксиологическую функции как фоновые «заготовки» для интерпретации мира и критерии оценки.

На трактовке здравого смысла как некоторого изначального универсального знания была построена философская система «шотландской школы». Её основоположник Т. Рид [15] полагал, что принципы здравого смысла, внушённые человеку Богом, преимущество которых - ясность и надёжность, являются основой интеллектуальной деятельности человека на всех уровнях. Они могут использоваться в философии против скептицизма, участвовать в решении сложных гносеологических задач. У Рида здравый смысл как система первичных принципов есть философско-логическая концепция, определяющая способ понимания и оценки происходящего. Его основная функция - давать оценку и противостоять абсурду.

Здравый смысл как функция. Такая интерпретация здравого смысла относится к его суждениям. В философских концепциях сознания интуитивные истины здравого смысла выполняют различные функции: установки (онтологической / методологической), аксиомы, принципа, аргумента, метода, специфической формы рациональности; образца / нормы интерпретации и критерия оценки, вывода и др. [16].

В основных чертах определяя функциональную зону ответственности здравого смысла в рациональном познании, Декарт видел в самоочевидных истинах универсальный метод познания.

По поводу функции нормы в отношении здравого смысла сошлёмся на ряд авторов. К. Буфье принадлежит идея нормы как языковая традиция и принцип здравого смысла [6. С. 24], которая была воспринята Т. Ридом, от него Дж. Муром. Идею функции нормы (правила) мы встречаем у Л. Витгенштейна [13. § 98, 321]. Понимание здравого смысла (здравомыслия) у Д. Юма как нормы не выражено явно, однако, полагает И. Шпилевская, «интуиция нормы» в его философии является фундаментальной [17. С. 129]. В качестве двойника нормы у него выступают природосообразные принципы. Здравый смысл у Юма - это некая неуязвимая для рациональной критики когнитивная реальность, перед которой бессильно тотальное сомнение. Следовать здравому смыслу как норме - соблюдать осторожность в суждениях и выводах [18. С. 131]. На основе различения типов дискурса (теоретический тип сохраняет все общие принципы рациональности, кроме требования сведения к очевидно разумному, характерного для философского типа рациональности) И. Шпилевская настаивает на правомерности тезиса о том, что, согласно Юму, конституция нашей природы -норма - совместима с общими стандартами рациональности, или с её «нормой» [18. С. 136].

Функцию оценки за здравым смыслом отстаивал Т. Рид. Сравнивая здравый смысл по природе и скорости решений с инстинктом, А. Бергсон преимущество его видел в разнообразии методов, гибкости и способности выполнять контролирующую функцию. Эти достоинства здравого смысла придают действиям человека разумность, а мыслям - практичность, обеспечивая тем самым внутреннее согласие мысли и действия [19. С. 165].

Здравый смысл может быть интерпретирован как одна из форм рациональности, противостоящих идеальным конструкциям и точным методам [20. С. 39]. О «заготовках», образцах, имеющихся в сознании «естественного» человека, говорит Ю. Хабермас [21]. Можно сослаться на то, как реализован инстинкт разумности в «заготовке», реализованной в общей метафизической предпосылке в форме нерефлексивной картины мира - «мир разумно обустроен».

В аргументе видит функцию суждений здравого смысла Ж. Делёз. Чем выше степень анонимности, тем более объективен аргумент [12. С. 115].

Здравый смысл как структура естественного (обыденного) языка / логический конструкт. Это «лингвистическая» версия понимания здравого смысла. Предпосылки её были заложены Т. Ридом в учении о языке. В той или иной мере она представлена в творчестве Дж. Мура, Н. Малкольма, Л. Витгенштейна и Б. Рассела.

Согласно Т. Риду, язык есть образ мыслей, и здравый смысл как элемент интуитивного познания отражается в структуре обыденного языка. Правильный (здравый) смысл выражается в правильных суждениях. Таким образом, здравый смысл суждения свидетельствует о качестве, уровне суждения.

Явным последователем Т. Рида как в понимании здравого смысла, так и в отношении к обыденному языку был Дж. Мур. Он не создал своей философии здравого смысла, но стоял у истоков радикального лингвистического сближения здравого смысла и обыденного языка: в отступлении от правил обыденного языка видел отступление от здравого смысла [6. С. 121].

Значение термина «здравый смысл» Дж. Мур не раскрывал и использовал его так же, как в естественном языке - без определения. Возможно, и в этом автор «Защиты здравого смысла» следовал Т. Риду, который полагал, что общепринятые слова, как правило, не нуждаются в определении, их нужно использовать в обычном значении, и лишь некоторые - объяснять [6. С. 39]. Однако неявно в текстах Мура термин «здравый смысл» функционирует в двух значениях: как знание в форме очевидных истин (элементарных достоверных суждений, в совокупности своей имеющих характер «трюизмов») и как вера в объективность этого знания [11. С. 83].

Отсутствие определения (и объяснения) создаёт трудности в понимании авторского замысла по «защите здравого смысла» и характера его «защиты». На основании авторского текста можно сделать предположение, что здравый смысл в понимании Дж. Мура - это выражения в общепринятом (обыденном) смысле [22. С. 134]. Иначе говоря, он защищал обыденный язык, в котором здравый смысл представлен в качестве самоочевидного достоверного знания на уровне единичных, случайных, ситуационных суждений. Посылочные суждения обыденного уровня - это и есть аргументы «от здравого смысла», на которые Дж. Мур опирается и посредством которых защищает здравый смысл. Философский уровень понимания здравого смысла обнаруживается в выводе. Так, признавая истинность суждений здравого смысла, он выражает сомнение в возможности адекватного истине анализа этих суждений и называет его причину - наличие в суждениях здравого смысла «чувственно-данного» [22. С. 154]. Этот элемент - «чувственно-данное» - в единичных эмпирических суждениях и суждениях, имеющих статус базовых установок здравого смысла, различен, но он присущ всем суждениям здравого смысла, какой бы статус они ни имели.

Мур выступал против определённого типа философских суждений в отношении базовых установок сознания, соответствующих здравому смыслу. Однако его метод «защиты» здравого смысла понять не просто. Так, Н. Малкольм сначала понимает этот метод как опровержение философских парадоксов, состоявший в выявлении их противоречия обыденному языку [23. С. 87]. Затем уточняет: в действительности опровержение парадоксов состоит в выявлении их применимости к эмпирическим единичным высказываниям, т.е. общеупотребительным, непротиворечивым выражениям обыденного языка, используемым для описания определённых ситуаций [Там же. С. 93]. Метод Мура несовершенен, но он «первым из философов почувствовал, что любое философское утверждение, которое нарушает обыденный язык, является ложным.» [23. С. 99].

Концептуальная позиция (и ошибка) Мура выражена в его взгляде на проблему смысла (значения), «со-

гласно которому значение предложения как бы закреплено за ним и присутствует всегда, когда это предложение произносится.» [24. С. 242]. Суть «лингвистического» варианта защиты здравого смысла Мура -защита обыденных высказываний в обычных обстоятельствах (обыденных значений обычных выражений) от философских положений скептицизма путём доказательства очевидностей, но не путём опровержения философских парадоксов, направленных против очевидностей.

Концептуальная позиция Н. Малкольма иная: различные употребления предложений есть функции различных обстоятельств, и именно последние обусловливают значение употребления предложения. «Обычные» обстоятельства - это различные обстоятельства [24. С. 244]. Он демонстрирует, как изменяется смысл (функция) и цель произнесения одного и того же по форме суждения в зависимости от обстоятельств. Высказывание имеет смысл («здраво»), когда соответствует ситуации: со сменой ситуации меняются смысл (функция) и цель высказывания. Н. Малкольм устанавливает ряд функций одного и того же высказывания: согласия, убеждения, доказательства (его возможности, наличия, подтверждения), аргумента, свидетельства компетентности, сообщения о компетентности, знания-ощущения (знание без аргументации как уверенность), знания-предчувствия, проницательности, поддержки, согласия и др.

Трудности понимания Мура связаны с тем, полагает Малкольм, что в действительности Мур необычно (философски) использует обычное «Я знаю», тогда как возможны различные правильные интерпретации философских утверждений такой формы [24. С. 250]:

- «лингвистическая» как анализ практики использования языка;

- «логическая» как проявление закона исключённого третьего;

- «интроспективная», согласно которой знание есть состояние, признаком которого является ощущение непосредственности и несомненности.

Высказывание человека о знании как состоянии характеризуется следующими логическими чертами:

1) «оно не подвержено ошибке»; 2) «оно не нуждается в доказательстве или дополнительных свидетельствах»;

3) «оно не может быть подтверждено или опровергнуто в результате какой-либо проверки или дополнительного исследования» [24. С 253]. Малкольм предположил, что Мур, используя в философском контексте высказывания о знании, считал свои утверждения обладающими именно этими логическими характеристиками, а потому истинными и безошибочными, в то время как выказывания от первого лица есть высказывания не о знании, а о ментальных состояниях - ощущении, чувстве, настроении [Там же]. Витгенштейн тоже видел ошибку Мура в переносе принципа несомненности в отношении высказываний о состоянии от первого лица на высказывания о знании: Дж. Муру надо было заменить «Я знаю» на «Я верю» и тем самым избежать ошибки [13. § 178].

Вывод, к которому пришёл Малкольм в результате интроспективной интерпретации защиты Муром здравого смысла: в споре со скептиками он сосредоточился

не на доказательстве очевидного, а на анализе своего ментального состояния.

Витгенштейн развивал идеи Мура в отношении обыденного языка, но критически оценивал его «взаимоотношения» со здравым смыслом, в частности использование Муром единичных, чисто эмпирических, т.е. имеющих опытное, а не интуитивное основание в качестве аргумента. Мур противопоставил метафизическому утверждению скептиков («Человек не может знать») утверждение «Я знаю» [13. § 521]. Тем самым Витгенштейн указывает на смешение философского и обыденного уровней в понимании здравого смысла Муром. Выражение «Я знаю» не используется в обыденной речи для доказательства философских положений, на этом уровне в нём нет «философского подтекста» [13. § 407]. «Как только я начинаю думать не о философском, а о повседневном употреблении этого предложения, его значение сразу становится ясным и понятным» (цит. по: [23. С. 249-250]).

В своей работе «О достоверности» Витгенштейн, рассуждая по поводу выступления Мура в защиту здравого смысла, высказывает своё понимание здравого смысла. Прежде всего, это истинные суждения, к которым мы приходим не в результате исследования [13. § 136-138]. Однако доверие вызывает не единичная истина, а система истин (аксиом), «в которой следствие и посылки взаимно поддерживают друг друга» [13. § 140-142]. Витгенштейн говорит о том, что мы разделяем с Муром его мнение (он знает то, что знаем и мы [13. § 100]), потому что он ссылается на очевидное. «Чтобы ошибиться, человек уже должен судить согласно с человечеством» [13. § 155, 156].

Витгенштейн высказывает ряд идей, которые могут быть использованы в качестве аргументов в обосновании возможностей участия суждений здравого смысла в философских исследованиях, в частности в осмыслении проблемы нормативов здравого смысла в философской рефлексии сознания:

1) суждения, функционирующие как гипотезы, могут быть использованы в качестве принципа исследования и действия в том случае, когда они выражают нечто само собой разумеющееся, несомненное [13. § 87];

2) наши сомнения возможны только потому, что есть «стержень», представляющий собой совокупность суждений, истинность которых не вызывает сомнений. Это то, без чего исследование невозможно, то, что в исследовании не нуждается, в отношении чего сомнения исключены [13. § 341];

3) на основе унаследованного опыта человек обретает картину мира и способность различать истинное и ложное [13. § 94]. «Предложения, описывающие эту картину мира, могли бы входить в своего рода мифологию». Роль этих предложений подобна роли правил игры: их не заучивают, а осваивают. Однако мифология может прийти в состояние изменения: «русло, по которому текут мысли, может смещаться.» [13. § 95, 96];

4) «. то же самое предложение в одно время может быть истолковано как подлежащее проверке опытом, а в другое - как правило проверки» [13. § 98];

5) эмпирические высказывая, приобретая статус постулата, становятся нормой изложения» [13. § 321].

В завершение знакомства с «лингвистической» версией здравого смысла обратимся к пониманию здравого смысла Б. Расселом [25. С. 196-210.] Установка Рассела: выводы обыденного здравого смысла - результат донаучного познания. Существуют выводы логические и выводы анимальные, т.е. без участия сознания. Здравый смысл содержит анимальные выводы, в их основе -«чувственная вера», эмоциональный интерес. Сферой анимальных выводов является человеческая практика.

Рассел опирается на обыденное понимание здравого смысла. Здраво мыслить и действовать - мыслить и действовать в пределах нормы. Здравый смысл есть знак, метка нормы, правильности, образца.

В отношении функции здравого смысла Рассел видит две составляющие - субъективную, связанную с доверием в отношении мысли, и объективную - на уровне поступков; в соответствии с этим - пассивные и активные идеи.

Например, мы субъективно полагаем, что Дж. Сёрл создал теорию сознания в согласии с выводами здравого смысла, а Д. Деннет, напротив, вышел за рамки здравого смысла, а потому противоречит ему. Таким образом, мы субъективны в оценке мыслей даже тогда, когда опираемся на интерсубъективность всеобщего опыта, закреплённого в истинах здравого смысла. А вот оценка их процедуры исследования с точки зрения нормы здравого смысла была бы объективным выводом, а наша идея - активной. В том же случае, если мы имеем некую идею в отношении мыслей другого (Сёр-ла, Деннета и др.), но не уверены в ней и она осталась «при нас», - это пассивная идея.

Ошибаемся и противоречим мы на уровне активных идей. Природа ошибки, по Расселу, состоит в активности бессознательного, связанного с эмоциональной верой субъективного знака (мысли). Выводы, в которых содержится эмоциональный интерес, т.е. анималь-ные - вероятные выводы, их истинность относительна. Наука начинается с готовых, приблизительно истинных обобщений, большая часть из них создавалась как ани-мальные выводы, т.е. без участия сознания, а значит, ещё до того, как были заявлены. Однако научные выводы содержат не эмоциональную / бессознательную, а «осознанную веру» [25. С. 201].

С общечеловеческими истинами следует считаться, поскольку с них начинается познание, но необходимо учитывать тот факт, что истины здравого смысла не являются выводами из опыта [25. С. 204].

Здравый смысл как система. Наше знание образует систему, и только в ней единичные истины имеют ту

значимость, которую мы им приписываем. Это утверждение принадлежит Витгенштейну [13. § 410]. Попробуем транспортировать идею системы на феномен здравого смысла с учётом выявленных в его интерпретациях характеристик. Но сначала схематично обозначим его структурные элементы в определённой последовательности:

Инстинкт Разумности ^ Первичные (онтологические) установки на восприятие действительности как матрица сознания ^ Интуиция как способность (метод) непосредственного усмотрения первичных

начал ^ Истина как результат и статус непосредственного знания ^ Функции (гносеологические): [Установка Сознания, Аксиома, Постулат, Норматив, Принцип, Метод, Критерий оценки] ^ Логический конструкт: [Суждение ^ Тезис, Аргумент, Вывод].

Функционирует здравый смысл не по «схеме», а как система, организованная по принципу «всё во всём» и «всё сразу». Этот принцип придаёт системе здравого смысла специфический характер: по способу организации она бесструктурна и нелинейна, а её конструкты «инаковы» на уровне функций (значений) и «одинаковы», поскольку являются интуитивными самоочевидными истинами. Таким образом, взаимозависимость внутри системы «здравый смысл» такова, что любой её «элемент» может выполнять функции всей системы. Это система типа «ризомы»: в ней всё связано, но без иерархии; её внутренние связи функционально подвижны и переменчивы; она свободна в перемене конфигураций; значимость её элементов относительна. В онтологическом плане здравый смысл есть система предельных ориентаций человека в различных сферах жизнедеятельности, способных к обеспечению как стабильности, так и обновления [26; 27. С. 9]. Непосредственно для интерпретации системы истин здравого смысла можно воспользоваться термином «открытая структура» [26. С. 39] с учётом того, что она способна содержательно меняться (под влиянием культурноисторических факторов).

Экспликация здравого смысла как «единицы» проблематична: возникает ощущение её противоречивости (об этом шла речь вначале). Однако если принять идею системы в отношении здравого смысла, можно «снять» ряд претензий по поводу неоднозначности его интерпретаций как «целого» и обратиться к вопросу о специфике (содержательной и функциональной) здравого смысла на уровне его «частей». Философское содержание спецификаций здравого смысла и их эпистемологический потенциал - тема дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М. : Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.

2. Кувакин В А. Твой ад и рай: Человечность и бесчеловечность в человеке. СПб. : Алетейя ; М. : Логос, 1998. 360 с.

3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки : пер. с нем. М. : Прогресс^1А, 1993. 240 с.

4. Решетова АЕ. Здравый смысл в контексте обоснования философского знания : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары : ЧГУ

им. И.Н. Ульянова, 2008. 18 с.

5. Дубровский ДИ. «Трудная» проблема сознания (в связи с книгой В.В. Васильева «Трудная проблема сознания») // Вопросы философии.

2011. № 9. С. 136-148.

6. ГрязновА.Ф. Философия шотландской школы. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. 127 с.

7. Мельников СА. «Логос» и «нус» в античной философской традиции (несколько наблюдений) // Философия сознания: история и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современность : материалы науч. конф., посвящ. пам. проф. МГУ А.Ф. Грязнова. М. : Современные тетради, 2003. С. 5-9.

8. Яковлева Л.И. Понятие здравого смысла и традиция, его конституирующая // Вестник Московского университета. Сер. 7. 2007. № 4. С. 29-

49.

9. Яковлева Л.И. Метод здравого смысла и его социальная миссия // Вестник Московского университета. Сер. 7. 2009. № 3. С. 3-25.

10. Гегель ГВ.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1, ч. 1: Наука логики. М. : Мысль, 1975. С. 185-201.

11. Милютин ЮЕ. Философия здравого смысла Т. Рида // Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб. : Алетейя, 2000. С. 10-85.

12. ДелёзЖ. Логика смысла. М. : Академический проект, 2009. 261 с.

13. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы : в 2 ч. М. : Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 321-405.

14. Серл Дж. Открывая сознание заново. М. : Идея-Пресс, 2002. 256 с.

15. Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб. : Алетейя, 2000. 350 с.

16. Мигуренко РА. Решение проблемы сознания: методологический аспект // Вестник Томского государственного университета. Сер. Филосо-

фия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18). С. 29-37.

17. Шпилевская ИВ. Дэвид Юм: «человеческая природа» в перспективе нормы и патологии // Логос. 1999. № 4. С. 104-115.

18. Шпилевская ИВ. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы шотландской «школы здравого смысла» // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 129-145.

19. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 163-168.

20. ВальденфельсБ. Повседневность как плавильный тигль рациональности // СОЦИО-ЛОГОС. М. : Прогресс, 1991. Вып. 1. 480 с.

21. ХабермасЮ. От картины мира к жизненному миру // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2010. № 1. С. 3-14.

22. Мур Д.Э. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М. : Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. С. 130-154.

23. Малкольм Н. Мур и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные труды / сост., вступ. ст., коммент. А.Ф. Грязнова. М. : Изд-во

МГУ, 1993. 181 с.

24. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю» // Философия, логика, язык. М. : Прогресс, 1987. С. 234-263.

25. Рассел Б. Вероятные выводы обыденного здравого смысла // Человеческое познание: его сфера и границы. К. : Ника-Центр, 2001. С. 196-

210.

26. Ильин ИЛ. Постмодернизм. М., 2001. С. 254-255.

27. Знание в современной культуре. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 3-45.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 25 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.