Научная статья на тему '«Здравствуйте, дорогой учитель!. . ». К 80-летию профессора В. Т. Томина'

«Здравствуйте, дорогой учитель!. . ». К 80-летию профессора В. Т. Томина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Здравствуйте, дорогой учитель!. . ». К 80-летию профессора В. Т. Томина»

«Здравствуйте, дорогой учитель!..».

К 80-летию профессора В.Т. Томина

«Best Wishes, Dear Teacher!..».

On the 80th anniversary of Professor V.T. Tomin

Когда мы говорим о традициях учебного заведения, традициях кафедры или научной школы, то в первую очередь подразумеваем преемственность поколений ученых и преподавателей. Эта «эстафета» прослеживается в опубликованных монографиях, учебниках, научных статьях, созданных педагогических методиках, проведенных конференциях...

В научно-педагогическом сообществе обязательно должна быть еще традиция добрых, человеческих отношений. В первую очередь это память о тех, с кем ты рядом работал и исследовал неисчерпаемую материю жизни, кого учил. Или кто учил тебя. Благодарность к тем, кто помог найти дорогу в жизни, с кем ты вошел в профессию. Эту память, как и знания, надо беречь от глупости и находящейся у нее на службе пошлости. Как справедливо писал об этом А.С. Пушкин: «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим. У нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою своего двоюродного дяди, чем историей своего дома, то есть историей Отечества».

Лингвисты справедливо считают, что язык является не только средством общения, но и тонко настроенным инструментом самовыражения личности. Сегодня принято считать, что работы советских ученых- гуманитариев, а в особенности правоведов, были слишком идеологизированы и политизированы. Наверное,это так.

Однако если произведение откликается в читателе состраданием и желанием помогать людям, то какое бы глубинное идеологическое значение в нем не было заложено, оно вызывает самые сильные нравственные и интеллектуальные переживания.

Именно такой является книга В.Т Томина «Рядом с тобой: Записки милиционера», увидевшая свет в 1983 году. В этом произведении рассказывается о важной и полезной работе по охране правопорядка. Служебный и гражданский долг милиционера — сделать нашу жизнь безопасной.

Используя богатый фактический материал о повседневной службе сотрудников органов внутренних дел, опираясь на научные данные, В.Т Томин популяризирует работу милиционера, заставляет читателя по-новому взглянуть на тяжелую, опасную, не всегда благодарную, но нужную профессию. Такой подход к популяризации правоохранительной службы — настоящая просветительская деятельность. Прочитав эту книгу, многие мальчишки захотели стать и в дальнейшем стали милиционерами.

В 1985 году кировский старшеклассник Андрей Драничников в своем письме, адресованном

Волго-Вятскому книжному издательству, пишет: «Дорогая редакция! Передайте это письмо Валентину Тимофеевичу Томину, автору книги «Рядом с тобой». Далее, обращаясь к профессору, он пишет, что «.с интересом прочитал Вашу книгу и она очень понравилась. Еще после третьего класса у меня появилась мечта — работать в уголовном розыске (а именно инспектором). И вот на следующий год я заканчиваю 10 классов, но моя мечта стала еще сильнее. Валентин Тимофеевич, посоветуйте, в какой мне юридический институт поступать или в высшую школу милиции, а может быть лучше начать со средней школы милиции.». Молодой человек не только просит совета, но и рассказывает профессору о своих проблемах. Например, о том, что учится он не очень хорошо для будущего сотрудника милиции — восьмой класс закончил только на одни «4», а еще он носит очки.». Школьник спрашивает очень личного совета, как правильно поступить при выборе своего жизненного пути, а это говорит о том, что читатель полностью доверяет автору, искренне разделяет его убеждения, проникся ими.

Ответ В.Т. Томина содержит не только слова поддержки, но и действенные рекомендации, как поступить в сложившейся ситуации. Не вправе обманывать своего юного читателя, Валентин Тимофеевич прямо говорит, что в школы милиции берут только отслуживших в армии и его плохое зрение может явиться препятствием для поступления.

В.Т Томин пишет: «.мой совет таков: если Ваше решение работать в милиции твердо, по окончании школы (или после службы в армии) поступайте в гражданский юридический вуз, а после окончания его просите распределить Вас в милицию. Для поступающих на службу из гражданских вузов требования к зрению существенно ниже, чем для поступающих на учебу в милицейские школы.

Желаю Вам, Андрей, успехов в достижении своих целей. Надеюсь, лет через 8-9 получить письмо от лейтенанта милиции Драничникова, в котором он расскажет об этих своих успехах».

В архиве кафедры хранятся письма от выпускников, адресованные преподавателям кафедры и лично Валентину Тимофеевичу. В них содержится высокая оценка педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры уголовного процесса. Ученики сохранили чувство признательности, благодарности к тем людям, которые помогли им стать настоящими людьми и профессионалами высокого уровня.

Из этих писем видно, что для Валентина Тимофеевича высшей ценностью были люди, ученики,

«Здравствуйте, дорогой учитель!..». К 80-летию профессора В.Т. Томина

«Здравствуйте, дорогой учитель!..». К 80-летию профессора В.Т. Томина

продолжатели дела. Он обладает жизненным стержнем гражданственности и служения делу.

На томинские лекции ходили учиться. Профессор прекрасно читал лекции. Материал излагался им системно, четко и методически выверенно. На семинарских занятиях он поощрял дискуссии, свободный обмен мнениями по проблемам правоприменительной практики.

Валентин Тимофеевич был очень внимателен к курсантам, стремился поддержать их оригинальные мысли и идеи. Иногда в начале лекции, семинарского или практического занятия им объявлялся конкурс на наиболее интересный вопрос лектору или на наиболее оригинальное решение теоретической или практической проблемной ситуации. Призами были его книги или научные журналы.

Отзывы слушателей о его занятиях говорят сами за себя. В 1981 году выпускник Горьковской высшей школы МВД СССР 1979 года А. Войтович, в то время работавший следователем следственного отдела Полоцкого ГОВД Витебской области Белорусской ССР, пишет профессору Томину: «Уважаемый Валентин Тимофеевич! Мне посчастливилось быть слушателем курса лекций по советскому уголовному процессу, прочитанных Вами в стенах Горьковской высшей школы. Вспоминается Ваша первая лекция, начавшаяся выражением: «А сейчас повесьте свои уши на гвоздь внимания», припоминаю пример из Вашей следственной практики, когда Вы в качестве меры пресечения избрали залог, и, кстати, неудачно. Ваши лекции отличались новизной, необычностью и поэтому всегда были интересны. Разве можно забыть стадии уголовного процесса, если эту тему Вы преподнесли в художественнографическом исполнении.».

На его занятиях скуке не было места. Девизом построения томинской педагогической системы была фраза: «Учиться надо весело!». Курсантам и слушателям было дорого само общение с профессором, который искренне увлечен правовой наукой.

Преподаватель несет свет просвещения, поэтому он не может быть тусклым и вялым! Он должен озарять своих учеников! У Валентина Тимофеевича особое чутье на таланты. Он помог войти в научную и педагогическую жизнь многим талантливым слушателям и курсантам. Профессор сумел заинтересовать их, сделал так, чтобы они поверили в свои силы, в силу науки и знаний.

В 1988 году на кафедру уголовного процесса пришло письмо от Мингалина Наифа, в котором он пишет: «Уважаемый Валентин Тимофеевич, здравствуйте! Вам пишет Ваш ученик (выпускник Омской высшей школы милиции 1968 года) Н. Мингалин (наверное, вы меня не помните).».

Проходя службу на различных должностях органов внутренних дел, Н. Мингалин «без отрыва от производства» завершил диссертационное исследование и в этом письме просил В.Т. Томина написать отзыв на автореферат. Но самое интересное,

что «тема исследования «Милиция как орган дознания: уголовно-процессуальные и организационные аспекты», — пишет Н. Мингалин, — (еще в 1965— 1966) была мне поручена в качестве реферата Вами (в Омске), и вот лишь теперь считаю ее законченной (условно)».

В 2011 году Наифу Шафиковичу Мингалину исполнилось 70 лет, он полковник милиции в отставке, имеет более полусотни научных, методических, практических и учебных пособий и множество статей по проблемам дознания. В настоящее время работает доцентом на кафедре уголовного процесса Уральской государственной юридической академии.

Другое письмо: «Уважаемый Валентин Тимофеевич! Беспокоит Вас бывший Ваш слушатель Омской высшей школы МВД СССР А.В. Лагутин. В настоящее время я занимаюсь в адъюнктуре Киевской высшей школы (КВШ) МВД СССР на кафедре криминалистики»1.

Ситуация, которая побудила А. Лагутина написать это письмо, — проигрыш команды слушателей Горьковской высшей школы МВД СССР на юридической олимпиаде в Киеве. По его мнению, такой результат по отношению к горьковчанам был несправедлив. Как пишет А. Лагутин: «Если говорить честно, то Ваши ребята выиграли конкурс, но необходимо было дать победу КВШ, а о причинах Вы догадываетесь».

Далее он пишет: «.Мне пришлось случайно познакомиться с Вашими слушателями (Аболин, Войтович, Ходченков и др.). Прекрасные ребята, обладающие большой эрудицией и культурой. .Они чем-то напоминают слушателей ОВШМ, которые под Вашим научным руководством сделали определенные успехи в науке. Мне приятно отметить, что Ваши ребята в большинстве своем перспективные и, думается, что многие из них изберут свой путь в науку.

Спасибо Вам, Валентин Тимофеевич, за то, что я под Вашим влиянием нашел свой путь в жизни!

Мне думается, что многие выпускники Омской и Горьковской школ милиции благодарны Вам за те мысли и пожелания, что вы высказывали на лекциях и на семинарских занятиях. Эти мысли и высказывания многим помогли в выборе своей профессии и жизненного пути».

В архиве кафедры уголовного процесса встречаются и просто короткие записки с благодарностью: «Здравствуйте, Валентин Тимофеевич! Пользуясь случаем, передаем Вам большой привет и выражаем большую благодарность за все, что Вы сделали для нас. О вас здесь помнят. Я работаю старшим инспектором ОБХСС Сургутского РОВД. По работе все отлично. Встречаюсь с коллегами, часто вспоминаю школу, преподавателей. Большое спасибо Вам за человечность. С уважением, Ваш бывший слушатель группы № 406 (1972—1976 годов) Халиулин Александр Сергеевич.

1 Лагутин А.В. Тактические операции при расследовании преступлений. Киев, 1989.

PS. Прошу передать слушателям, чтобы обращали самое серьезное внимание на Ваш предмет Особенно на оформление документов. Пусть сделают образцы. В первые два года все мы просто путались».

Научный и педагогический авторитет профессора Томина был столь велик, что преподавателям кафедры и ему лично писали слушатели других школ милиции с просьбой помочь разрешить возникающие в ходе проведения исследований, семинарских занятий научные проблемы.

Очень показательна следующая ситуация. Она связана с идеологическим постулатом советского государства о том, что по мере продвижения к коммунизму государство будет отмирать и заменяться другой формой организации общества.

В 1979 году слушатель ВСШ МВД СССР Алексей Фурман обратился к Томину В.Т. с таким письмом:

«Валентин Тимофеевич, здравствуйте! Пишет Вам слушатель 4 курса Волгоградской следственной школы МВД СССР Фурман Алексей. Имя мое Вам ничего не скажет, разве что, обладая хорошей памятью, Вы вспомните мое выступление на конференции в Горьковской высшей школе МВД СССР в ноябре 1977 года. Тема моего доклада «Этико-правовой аспект привлечения лица в качестве обвиняемого».

Валентин Тимофеевич, недавно у нас проходил семинар по теме: «Научные основы привлечения общественности к следственной работе». Мы пришли к выводу, что: «...в дальнейшем перед нами может встать такая проблема, как передача функций правоохранительных органов общественности». В рамках отмирания государства...

Преподаватели предложили нам дать определение понятию «общественность». Вот тут-то и вышел lapsus.

Подготовились слушатели к семинару хорошо, лично я прочитал несколько Ваших работ по этому вопросу. Однако к единому мнению мы не пришли и дефиницию понятия «общественность» вывести не смогли.

Сложность заключается еще и в том, чтобы в данное определение не попадала такая фигура, как свидетель. Поскольку Вы, Валентин Тимофеевич, занимаетесь вопросами общественности, постольку я и обращаюсь с просьбой, чтобы Вы написали свое определение... для нас интересно, как Вы определите данную категорию.».

Нижегородская академия МВД России (Горьковская высшая школа милиции) — специализированный вуз в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации — готовит исключительно специалистов по борьбе с преступностью, в том числе и в сфере экономической деятельности. Благодаря высокому потенциалу научно-педагогических кадров Нижегородская академия превратилась в один из центров юридической науки, стала развиваться на прочном фундаменте научных школ и обрела собственное научное лицо.

Однако без взаимодействия с практической деятельностью такие высокие научные результаты не

были бы достигнуты. Важнейшим направлением взаимодействия с практикой В.Т Томин рассматривал поддержание информационной связи с выпускниками. Эта деятельность позволяла не только фактически обогатить проводимые кафедрой научные исследования, не только методически правильно выверить и скорректировать учебно-воспитательный процесс, но и оказать помощь выпускникам при вхождении их в профессию.

Цитата из письма сотрудника Управления внутренних дел по г Ленинграду, выпускника 1978 года: «Не первый год я тружусь в штабе, имея под рукой огромный материал почти по всем направлениям деятельности органов внутренних дел Питера. И этот материал не реализован, не обобщен в научном плане. Я почти не имею четкого представления о решаемых Вами научных проблемах. Быть может можно было бы и мне принять участие в сборе, обобщении, обработке какого-либо материала, опыта Ленинграда и т. д. для Ваших научных целей...».

Обращались выпускники к В.Т Томину и к преподавателям кафедры за советами, разъяснениями о том, как поступить в той или иной ситуации, возникшей при расследовании преступлений.

«Здравствуйте, мои дорогие преподаватели! К Вам обращается с просьбой бывший выпускник (1981), ныне работающий старшим инспектором ОБХСС ОВД Багишамальского райисполкома г Самарканда Узбекской ССР — Кулиев Садулло Файзуллаевич, чтобы уяснить такую ситуацию.». Далее С.Ф. Кулиев спрашивает, может ли он, как сотрудник милиции, быть допрошенным в качестве свидетеля по уголовному делу, которое было возбуждено по его оперативным материалам. Сам он считает и все отделение ОБХСС, где он работает что допрашивать инспектора ОБХСС в этой ситуации нельзя.

Кроме того, по мнению С.Ф. Кулиева, у него не складываются взаимоотношения и полностью отсутствует взаимопонимание со следователями, которые необоснованно, по его мнению, отказывают в возбуждении уголовных дел или незаконно прекращают их. Он пишет: «У меня дела идут нормально, но вот с некоторыми следователями. Они, следователи, нам (опять нарушая УПК) дают оперативные задания, а не отдельное поручение. Не ясно, почему у нас в Самарканде следователи требуют от работников БХСС составлять не акт, а протокол (например: протокол о контрольной проверке).».

И снова пожелания тем, кто учится: «Передайте слушателям, чтобы они обратили внимание на все статьи УПК, это очень важно. Еще раз спасибо Вам за те знания, которые мы получили от Вас и не краснеем среди других. Еще раз от нас передайте преподавателям и слушателям — горячий узбекский салом».

Ни одно письмо не было оставлено без ответа: «Здравствуй, дорогой Садулло! Нам приятно, что ты помнишь о нашей школе, что в трудную минуту обратился за помощью именно к нам. Мы рады,

«Здравствуйте, дорогой учитель!..». К 80-летию профессора В.Т. Томина

«Здравствуйте, дорогой учитель!..». К 80-летию профессора В.Т. Томина

что научили тебя подходить к решению конкретных практических задач (ситуаций) не только вдумчиво, но и критично. Конфликтная ситуация, в которую ты попал, не такая критичная, хотя для тебя, несомненно, имеет принципиальное значение. Мы попытаемся подробнее ответить на все вопросы, изложенные тобой в письме.».

Через два года Садулло снова написал на кафедру: «Здравствуйте, Валентин Тимофеевич! Сейчас я работаю начальником отделения БХСС ОВД Багишамальского райисполкома г. Самарканда. Валентин Тимофеевич, помните, Вы мне ответили на мои вопросы? После получения Вашего ответа, честно признаюсь, что я на 180 градусов изменился в отношении со следователями. Сейчас нет ни одного «нашего» дела, осуществленного без согласования со следователем, и успехи налицо. Без них я сейчас не могу! Спасибо еще раз! С уважением Кулиев С.Ф.

РБ. От нашего РОВД и лично от выпускников ГВШ (у меня в отделении выпускник 1984 года Ишы-улатов Аслитдин) всем огромное спасибо за все!!!».

Валентин Тимофеевич любит работать с аспирантами и адъюнктами. Как он говорит: «Аспиранты — это мое хобби!». Эта любовь взаимна. В личном общении с начинающими исследователями он всегда доступен и никогда не демонстрирует своего превосходства. Делится всей информацией. Для В.Т. Томина высшей ценностью всегда были люди, ученики, продолжатели его дела.

В свою очередь его адъюнкты, общаясь со своим научным руководителем, слушая его наставления, советы и рекомендации, считали себя не вправе подвести его. Они регулярно отчитывались о проделанной работе, рассказывали о своих успехах и неудачах.

В наше время большая редкость, когда личные отношения тесно переплетаются с научными интересами ученика и учителя. Именно такое тесное общение связывало адъюнкта Владимира Абросимова (ВНИИ МВД СССР, г. Москва, 1984 год) с В.Т. Томиным.

Его письмо-отчет начинается с обращения: «ДОРОГОЙ УЧИТЕЛЬ! За истекшие две недели1 мною была проделана следующая работа.

1. В области научно-исследовательской работы: готовится статья в научные труды «К вопросу совершенствования деятельности добровольных народных дружин»; закончен план и обоснование темы диссертационного исследования. Материал отдан сотрудникам лаборатории для подготовки обсуждения; разобран имеющийся материал по предполагаемому диссертационному исследованию согласно плану диссертации, материал разложен в десять папок; приступил к написанию первого параграфа первой главы. Написал семь страниц.

2. В области направленного образования: ежедневно занимаюсь языком; читаю одновременно

две книги по уголовному процессу и одну по криминологии (из списка для сдачи кандидатского минимума); прочел первый том Ч. Диккенса.

3. В области публицистики: мучаю2 две статьи (одна для Горького и одна для «Советской милиции»); ездил в редакцию журнала «Человек и закон». Главный редактор находится на больничном. Стерегу ее по телефону.

4. В области культурной жизни: посетил выставку картин Н. Рериха и С. Рериха (отца и сына). Выставка проводится в Музее искусств народов Востока; вчера пропали билеты в театр им. Вахтангова — вне очереди заступил на дежурство.

5. В области служебных отношений: встал на партийный учет. Провел политчас. Провел чаепитие, то есть прописался в коллективе. Получил удостоверение.

6. В области новых идей: надо заняться сбором материала для написания книги «Организация работы добровольных народных дружин в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка».

Письмо завершается так: «Жду советов и дальнейших указаний. Кланяюсь Ольге Николаевне и кафедральной общественности».

Выпускники советовались с Валентином Тимофеевичем и по проблемам, которые возникали в их личной жизни.

Один из выпускников в 1979 году пишет: «Валентин Тимофеевич, этими сугубо личными мыслями я делюсь с Вами, а не, скажем, с отцом вот почему. Сейчас мой отец, совершенно уставший от не совсем удачно сложившейся жизни, больной человек, у которого «на руках» моя мама. О том, что она уже болеет около 22 лет — Вы знаете. Ему самому нужна моральная поддержка».

Дальше он советуется с профессором по поводу дальнейшего построения служебной карьеры и личной жизни: «.Надо сказать, давно собирался откровенно поговорить с Вами. Но когда мы виделись в Ленинграде, как-то об этом забывалось, да и другие, более неотложные были дела». Мой звонок и это письмо, безусловно, вызваны. желанием обменяться информацией, замыслами на ближайшую и более длительную перспективу. За последние годы мы этого не делали. А делать это необходимо. Особенно остро я почувствовал это в последнее время.

.По мотивам недостаточной укомплектованности в настоящее время штаба и «невозможности» терять подготовленного сотрудника мне отказали в направлении в Академию управления МВД СССР

.В то же время мой знакомый и бывший сослуживец, а ныне партийный работник стал затягивать с поддержкой в отношении перехода на преподавательскую работу в политическое училище. В самом же училище хороших контактов у меня нет. И этот вопрос остался открытым.

1 По этим словам можно сделать вывод о том, что такие письма являются нормой общения, а не исключением.

2 Справедливо: «Нет мук сильнее, чем муки слова».

Так вот, эти факты побудили меня к размышлениям, к переоценке некоторых моих, наверно упрощенных, взглядов на действительность. Начал остро понимать, что многие большие дела сейчас, особенно в науке, в одиночку не делаются. Переход на преподавательскую работу надо тщательно готовить. Научная работа и преподавательская деятельность для меня слова-синонимы).

Постараюсь в ближайшее время (2—5 лет) добиваться перехода на преподавательскую работу и сделать необходимые шаги в науке. Крепко жму вашу руку. С уважением, А.К.».

В архиве кафедры уголовного процесса сохранились письма, которые писали друг другу преподаватели-коллеги. Иногда служба их разводила по разным регионам, учебным заведениям, но все это время они интересовались делами и поддерживали друг друга, налаживали творческие контакты.

Из Омской школы МВД СССР в 1974 году В.Т. Томин был направлен в г. Горький, а В.М. Быков, служивший в ОВШ МВД СССР старшим преподавателем, был переведен на службу в Ташкентскую высшую школу МВД Узбекской ССР

В 1978 году своему коллеге по работе в Омске так пишет о Ташкентской высшей школе МВД СССР: «В целом преподавательский коллектив в научном плане слабее. Специалистов высшей квалификации меньше, чем в Омске. Например, по уголовному праву — один кандидат наук, по процессу — 2 кандидата. В целом специальные кафедры кандидатами обеспечены слабо. Из имеющихся и активно работающих и пишущих и еще меньше. Каждый школьный сборник рождается в муках. В Омске же, в этом была и ваша заслуга, вы много писали и издавали.

В плане преподавания здесь работать труднее, для некоторых слушателей еще проблема русский язык, но когда они видят, что преподаватель на занятиях выкладывается, они принимают это с благодарностью. Во всяком случае я уже работаю на преподавании 10-й год и со своим курсом, кажется, справляюсь, во всяком случае, мне так кажется».

Юбилей Валентина Тимофеевича в этом году совпал с 40-летием со дня образования кафедры

уголовного процесса. Кафедра — это его детище. Эффективное руководство научно-педагогическим коллективом заключается в умении поступательно усиливать его творческий потенциал, видеть перспективу развития, которая реализуется через воспитанные на кафедре таланты. Этим искусством в полной мере обладает профессор.

Формирование квалифицированного научнопедагогического коллектива кафедры — очень долгий процесс. Он предусматривает естественную преемственность поколений. Когда приходишь на кафедру молодым преподавателем, находишься среди своих учителей, учишься у них профессиональному мастерству, тянешься к высотам, которых достигли старшие коллеги, стремишься продолжить, а позже передать более молодым сложившиеся традиции.

Сегодня преподаватели кафедры в своих научных исследованиях и педагогической деятельности опираются на мощное интеллектуальное наследство тех, кто составляет плеяду выдающихся ученых Нижегородской научной школы процессуалистов, лидером которой является Валентин Тимофеевич Томин.

Сотрудники кафедры уголовного процесса, двигаясь в русле традиций отечественной уголовнопроцессуальной науки, имеют свои оригинальные воззрения по целому ряду ключевых теоретических и практических проблем.

Мы изучаем общество и человека через призму уголовно-процессуальных отношений. Мы помним слова Н.Г Чернышевского: «Как ни возвышенно зрелище небесных тел, как ни восхитительны величественные или очаровательные картины природы, человек важнее, интереснее всего для человека. Поэтому, как ни высок интерес, возбуждаемый астрономией, как ни привлекательны естественные науки, важнейшею, коренной наукой остается и останется наука о человеке».

Дорогой Валентин Тимофеевич! Вся кафедральная общественность поздравляет Вас с 80-летием! Желаем крепкого здоровья, благополучия, творческих успехов, талантливых студентов и аспирантов!

Мы Вас любим!

Начальник кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент А.В. Федулов

«Здравствуйте, дорогой учитель!..». К 80-летию профессора В.Т. Томина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.