3. Hrebin'yak L. How to make your strategy work: Effective implementation of strategies and implement changes / Lawrence J. Hrebin'yak / Per. with English .. - Kiev: Balance Business Books, 2006. -352 p.
4. Mintzberg H. Rise and Fall of Strategic Planning / Per. from English. K. Sysoeva. - K.: Publishing Alexey Kapusta, 2008. - 412 p.
5. Riding K. Strategic Business Planning: A dynamical system efficiency and gain a competitive advantage / Clive Reading / Trans. from English., Ed. I.A. Voytyuk. - Kiev: Balance Business Books, 2005. -384 p.
6. Knowledge Management: A Reader. 2nd ed. / Per. from English. edited. T.E. Andreyeva, T. Gut-nikov, Graduate School of Management. St. Petersburg. Univ 'Graduate School of Management, "2010. -514 p.
УДК 614.2(470.12)
М.А. Ласточкина
канд. экон. наук, науч. сотр., Институт социально-экономического развития территорий РАН
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье производится расчет ожидаемой продолжительности жизни с учетом сокращения смертности по основным причинам. Анализируется состояние российской и зарубежной системы финансирования здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни.
M.A. Lastochkina, Doctoral student, Institute of Territories' Socio-Economic Development of
RAS
HEALTH CARE AND HEALTH OF THE PEOPLE OF RUSSIA AND VOLOGDA AREA
Abstract. In article it is settled an invoice expected life expectancy taking into account mortality reduction for the main reasons. The condition of the Russian and foreign system of financing of health care is analyzed.
Keywords: health care, the incidence, expected life expectancy.
Продолжительность жизни людей зависит от многих факторов: от образа жизни, доходов граждан, наследственности, качества питания, развития здравоохранения, уровня загрязнения окружающей среды, уровня преступности и др. В конце 1950-х начале 1960-х годов продолжительность жизни в России была сопоставима с продолжительностью жизни в развитых странах. Россияне, в среднем, жили примерно столько, сколько французы, итальянцы, японцы, немцы, американцы и дольше, чем китайцы [4]. Кроме того, что Россия по продолжительности жизни уступает всем развитым странам, за период 1970-2000 гг. ее опередили многие развивающиеся и слаборазвитые: Албания, Египет, Гондурас, Эквадор и десятки других. И хотя в последние несколько лет общая продолжительность жизни при рождении начала расти, нынешние тенденции не позволяют утверждать, что в обозримом будущем (10-15 лет) мы приблизимся к пока-
зателям Китая (74 года в 2008 г.), не говоря уже о Швеции или Японии (табл. 1).
Таблица 1 - Ожидаемая продолжительность жизни (лет) [4]
Страна Мужчины Женщины Оба пола
1990 2000 2009 1990 2000 2009 1990 2000 2009
Япония 76 78 80 82 85 86 79 81 83
Швеция 75 77 79 80 82 83 78 80 81
Канада 74 77 79 80 82 83 77 79 81
Россия 64 59 62 74 72 74 69 65 68
Отмеченный с 2003 г. рост средней продолжительности жизни в России, поднял планку более чем на 4 года так, что ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении в 2010 г. составила в среднем у мужчин и женщин около 69 лет. Здесь позитивный вклад в демографию на наш взгляд внесла, успешная реализация нацпроекта «Здоровье» и «Концепции демографического развития». За десять лет финансирование здравоохранения в России повысилось более чем в шесть раз. Немалые вливания в эту сферу принесли весомые результаты: в стране удалось увеличить продолжительность жизни, рождаемость, снизить смертность населения, младенческую смертность. Ожидаемая продолжительность жизни, является ключевой характеристикой состояния здоровья населения. Качество здоровья, заболеваемость населения несут определяющую нагрузку на уровень смертности населения. По данным статистики в России неинфекционные заболевания являются основной причиной заболеваемости и смертности населения, (подобная тенденция наблюдается и во всем мире). В свою очередь, анализируя смертность населения Вологодской области по причинам, можно отметить, что значительную долю занимают болезни системы кровообращения (60,4%), новообразования (13,3%), несчастные случаи, отравления и травмы - предотвратимые причины (12,1%, данные по Вологодской области за 2010 г.). Для того чтобы оценить негативные последствия смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, и предотвратимых причин на уровень ожидаемой продолжительности жизни нами была использована методика вычисления индекса ОПЖ, основанная на модели последовательного убывания условного поколения, вероятность умереть рассчитывалась по формуле Паевского [1]. Как видно из расчетов сокращение смертность от выделенных заболеваний на 30% способствовало бы повышению ОПЖ у женщин на 1,5 года, а у мужчин еще значительнее - на 3,2 года. Очевидно, что подобное сокращение вряд ли достижимо в течение года, наиболее возможное снижение представляется нам в пределах 5%, т.е. расчетная продолжительность жизни при рождении среди мужчин повысилась бы на полгода и составила 62,0 года, у женщин повысилась на 0,3 года и составила 73,9 года (ОПЖ всего населения - 67,8 года). Полученные данные свидетельствуют о том, что роль смертности от заболеваний как отрицательного фактора формирования продолжительности жизни более высока в группах раннего возраста и постепенно снижается в группах позднего возраста. Таким образом, с демографической и экономической точки зрения сокращение ОПЖ среди представителей молодого возраста отражается в потенциальном снижении трудового и человеческого потенциала.
По данным ВОЗ, ожидаемая продолжительность жизни растет по мере увели-
чения общих расходов на здравоохранение на душу населения, однако с убывающей приростной отдачей [4]. В 2000-2009 гг. в США расходы на здравоохранение составляли 13-18% от ВВП, в Швеции и Японии 8-10%. В России с такими серьезными проблемами - качеством и продолжительностью жизни, здоровьем населения с одной стороны и значительными накоплениями от продажи природных ресурсов с другой - объем расходов на здравоохранение должен был быть естественно больше. Между тем, расходы на здравоохранение за период с 2000 г. по 2009 г. даже снизились и составляли всего 5,4% и 4,8% от ВВП, соответственно.
Хотя отмеченный рост реального ВВП с 7677,6 до 120710,6 (млрд руб., в ценах 2000 г.) обеспечил увеличение реальных расходов на здравоохранение, однако это в разы меньше, чем в развитых странах. Сравнение расходов на здравоохранение на душу населения по паритету покупательской способности, еще более усугубило тенденции, - здесь российский показатель в 3-7 раз меньше, чем в развитых странах (табл. 2).
Таблица 2 - Расходы на здравоохранение [4]
Страна Общие расходы на здравоохранение на душу населения (ППС в межд. долл.) Государственные расходы на здравоохранение на душу населения (ППС в межд. долл.)
2000 г. 2009 г. 2000 г. 2009 г.
Россия 369 1043 221 661
Китай 108 347 41 182
Япония 1924 3045 1600 2507
Швеция 2286 3722 1939 3033
Канада 2519 4314 1772 3047
США 4703 7960 2032 3795
Результаты многочисленных исследований вопроса о том, почему во всей Европе растет стоимость медико-санитарной помощи, говорят о том, что движущие силы этого роста связаны с увеличением объема пользования услугами. К ним относятся технологический прогресс и связанные с ним изменения в структуре пользования услугами, а также старение населения совместно с ростом доходов и ожиданий.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, в рамках государственных гарантий формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи определяют эффективное функционирование системы здравоохранения [3]. Анализ фактических показателей реализации территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) по объему и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи показал, что сохраняется существенная дифференциация подушевых финансовых показателей реализации ТПГГ (от 3667,0 руб. в республике Дагестан до 36172,7 руб. в Чукотском автономном округе, в 2010 г.). При рассмотрении фискальных показателей нельзя точно определить, какой именно из них отражает сущность финансовой устойчивости системы здравоохранения, например, основываясь на данных ТПГГ, можно отметить ежегодные увеличения расходов на одного жителя, вместе с тем расходы консолидированных бюджетов на здравоохранение, физческую культуру и спорт в Вологодской облас-
ти снижаются, хотя в среднем по России увеличиваются.
Имея развитую сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными (неадекватно высокая численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку; расширенный объем лечебной работы при острой патологии; нехватка кабинетов доврачебной медицинской помощи) [2]. Причина сложившейся ситуации кроется в малообеспеченности первичного медико-санитарного звена, так доля финансирования в общей структуре составляла только 22,5%, тогда как на стационарную помощь приходилось 54,6% подушевого финансового обеспечения ТПГГ.
По сравнению с 2000 г. почти в 7 раз вырос объем платных услуг населению. На наш взгляд, отправной точкой подобного увеличения является длительное время ожидания приема, неудобный график работы государственных и муниципальных амбулаторных учреждений здравоохранения, следовательно доступность бесплатной первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи для работающего населения оказывается крайне низкой. То есть граждане, имеющие «хороший» стабильный доход, экономя время, все больше стали обращаться к услугам платной медицины.
На современном этапе развитие и модернизация здравоохранения Вологодской области тесным образом связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», «Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», исполнение которых в сочетании с региональными инициативами позволило перераспределить финансовые потоки и создать дополнительные возможности функционирования здравоохранения. С принятием областной программы «Программа модернизации здравоохранения Вологодской области на 2011-2012 годы» в отрасль здравоохранения в 2011 г. было привлечено около 1,9 млрд рублей. Ее реализация нацелена повысить доступность и качество оказания медицинской помощи, в первую очередь по заболеваниям, являющимся основными причинами смертности населения: сердечнососудистым, цереброваскулярным, онкологическим, а также травмам. Планирование осуществлено на основе показателей, целевые значения которых установлены с учетом социально-экономического развития региона, потребностей населения в бесплатной медицинской помощи и установленных требований к организации функционирования сети учреждений здравоохранения. В ходе осуществления Программы поставлены задачи достичь следующих результатов:
1. Младенческая смертность - 9,0 случая на 1000 детей.
2. Смертность населения в трудоспособном возрасте, всего - 743,0 случая на 100 тыс. населения; в том числе:
- от болезней системы кровообращения - 232,0 случая на 100 тыс. нас.;
- от злокачественных новообразований - 85,0 случая на 100 тыс. нас.;
- от травм - 218,0 случая на 100 тыс. нас.
Таким образом, используя расчеты ОПЖ, при достижении поставленных результатов, ожидаемая продолжительность жизни при рождении может увеличиться у мужчин на 0,4 года и составит 61,9 лет; у женщин на 0,2 года и составит 73,8 лет. Подводя итог сказанному, отметим: в регионе демографическая ситуация находится на
подъеме (сокращение смертности, рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни), необходимо только не потерять намеченных тенденций и обозначить акцент на совершенствование медицинской помощи, развитие здравоохранения, как части экономики страны, разработку и постоянную оптимизацию многолетних программ здравоохранения (как, например, «Здравоохранение») в привязке к конкретным целям - например, снижение смертности от сердечнососудистых заболеваний на 10%.
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-32-01287.
Список литературы:
1. Демографическая модернизация России, 1900-2000 / Под ред. А. Г. Вишневского М.: Новое издательство, 2006. - 608 с.
2. Калашников К.Н. Здравоохранение и экономика региона // Проблемы развития территории. 2011. № 1. - С. 75.
3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. - 61 с.
4. Мировая статистика здравоохранения, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/en/index.html (Дата обращения 15.06.2012).
List of references:
1. Demographic modernization of Russia, 1900-2000 / Under the editorship by Vishnevsky A. M.: New publishing house, 2006. - 608 P.
2. Kalashnikov K. N. Health care and region economy // Problems of development of the territory. 2011. No. 1. - P. 75.
3. The concept of development of health system in the Russian Federation 2020 - 61 P.
4. World statistics of health care, 2012 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/en/index.html.