Научная статья на тему 'Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 года'

Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 года»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Бовкало

Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 года

Опубликовано: Христианское чтение. 1998. № 16. С. 133-137

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

А. А. Бовкало

Здравомыслов К. Я. БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ВВЕДЕНИЯ НА РУСИ ХРИСТИАНСТВА ДО 1918 ГОДА

Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки хранится «Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения на Руси христианства до 1918 года», составленный К. Я. Здравомысловьгм1 (Ф. 102, on. 1, ед. хр. 431—438).

Его составитель, Константин Яковлевич Здравомыслов (род. 17 марта 1863 г.), уроженец Новгородской епархии, окончил в 1887 году Санкт-Петербургскую Духовную академию, а в 1891 — Археологический институт. С 1889 года он служил в Архиве Св. Синода, а с 14 сентября 1903 года был его начальником. Его деятельность в архивах продолжилась и после 1917 года. К. Я. Здравомыслов написал немало статей для «Русского биографического словаря» и «Православной Богословской энциклопедии». Ему принадлежит труд «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени» (Новгород, 1897), в котором он поместил 117 биографий новгородских архиереев и их викариев. Многочисленные поправки к опубликованным биографиям архиереев он сделал в критических отзывах о сочинении А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых XVIII курсов Санкт-Петербургской Духовной академии. 1814—1869 гг. СПб., 1907» 2, И. М. Покровского «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. Казань, 1906» 3 и других. По подсчетам самого К. Я. Здраво-мыслова, примерно 2/3 биографий духовных лиц так или иначе составлено при его участии.

Материалы К. Я. Здравомыслова (8 папок) содержат сведения о примерно полутора тысячах архиереях (последний порядко-

вый номер— 1570; однако, в папке на букву I не сохранилось начало (№ 655—738; первая сохранившаяся биография — 1оаннъ (Козлович)). Тем не менее, в черновиках (ед. хр. 442—450) можно найти сведения о некоторых архиереях, отсутствующих в папке на букву I. «Биографические сведения, насколько было возможно, — писал К. Я. Здравомыслов в предисловии к словарю, были проверены по архивным документам и сообщены в более обширном виде», чем в более ранних публикациях. Последний по хиротонии (22 октября 1917 года) архиерей, чья биография помещена в Словаре, — Аполлинарий (Кошевой).

«При происшедшем великом расколе в Русской Церкви, — отмечал К. Я. Здравомыслов, — когда в каждой епархии имеются по меньшей мере два архиерея — «тихоновский» и «обновленческий» (а иногда и третий — «живоцерковный»), постоянно сменяемых, переводимых, заключаемых и ссылаемых, и при отсутствии печатных органов, в которых бы отмечались передвижения и назначения архиереев, нет никакой возможности следить за этой стороной церковной жизни и продолжать «Списки архиереев», почему они и оканчиваются 1918-м годом». Тем не менее, в Словаре содержится множество интереснейших сведений о перемещениях архиереев в первые два — три послереволюционные года. За более позднее время имеются лишь отдельные пометки, сделанные как К- Я. Здравомысловым, так и, вероятно, другими лицами. Самая поздняя относится к перемещению митрополита Сергия (Страгородского) на Московскую кафедру и присвоению ему титула «Блаженнейший».

Приведем наиболее интересные сведения о перемещениях архиереев. Так, в 1918 году 7 июня Павел (Поспелов) был назначен в Козлов, а 30 июля Макарий (Гневушев) —в Вязьму. 23 августа были учреждены самостоятельные епархии: Великоустюж-ская и Устьвымская, Челябинская и Троицкая, Уральская и Николаевская, Сарапульская и Елабужская»; в этот же день епископ Костромской Евгений (Бережков) был уволен на покой. 4 сентября архиепископ Серафим (Чичагов) был назначен на Варшавскую кафедру (освобожден от этого назначения в 1920 году), а епископ Павел (Ивановский)—на Вяземскую. 8 октября

архиепископ Евдоким (Мещерский) получил назначение в Нижний Новгород. 4 декабря была образована самостоятельная Царицынская епархия. 10 декабря епископ Александр (Немолов-ский) был назначен временно управляющим Алеутской епархией, а Варнава (Накропин) уволен от управления Высокопетровским монастырем (3 июня 1919 года он получил назначение управляющим Калязинским монастырем, а в 1921 году назначен на кафедру в Самару, но за его арестом это назначение было отменено). В 1919 году 7 апреля были возведены в сан митрополита Ага-фодор (Преображенский) и Митрофан (Симашкевич), а Нафа-наил (Троицкий) и Никандр (Феноменов)—в сан архиепископа. 9 апреля Серафим (Александров) получил назначение на Ста-рицкую кафедру, 3 мая Митрофан (Загорский)—на Михайловскую, 13 мая Филарет (Никольский; +декабрь 1921)—в Самару,

30 сентября Дионисий (Прозоровский) — в Челябинск, 4 ноября Евгений (Мерцалов)—в Петрозаводск, а 16 декабря Филипп (Ставицкий), освобожденный 28 августа от временного управления Смоленской епархией, — в Вязьму. В 1920 году 22 января Иосиф (Петровых) был назначен в Ростов (Ярославский),

31 января Корнилий (Попов) получил титул Романовского, а 29 марта Алексий (Бельковский) —сан архиепископа.

Уточняются даты смерти некоторых архиереев: Гавриил (Голосов)—13 августа 1916 г., Иоанникий (Казанский)—в ночь с 14 на 15 декабря 1917 г., Исидор (Колоколов) — 1 октября 1918 г. (расстрелян), Исофит (Следников)—29 ноября 1918 г., архиепископ Рязанский Иоанн (Смирнов) —14 октября 1919 г., архиепископ Тихон (Никаноров)—27 февраля 1920 г., Дмитрий (Сперовский) — 5 мая 1923 г., Геннадий (Туберозов) — 18 мая 1923 года. Иоасаф (Каллистов) с 11 октября 1918 г. — архиепископ Коломенский и Можайский, с 11 октября 1919 г. — архиепископ Крутицкий, скончался 3 февраля 1920 г. 18 февраля 1920 года митрополитом Крутицким был избран Евсевий (Никольский).

Интересны две заметки, относящиеся к Петроградской кафедре. О митрополите Вениамине (Казанском) говорится: «В 1922 г. был судим за противодействие изъятию церковных ценностей и по

приговору расстрелян в ночь с 30-го на 31-е июля 1922 г. на 11-й версте Ириновской жел. дороги. Но существует и такое мнение, что он жив и находится в Сузд«льской крепости или в Соловецком монастыре в схиме [приписано карандашом — А. Б.]»4. Относительно Кирилла (Смирнова), с 1920 г. митрополита Казанского, сказано: «Много раз был арестован и заключен в тюрьму до сентября 1924 г., когда предположено назначить его митрополитом Петроградским. Не возвратился из ссылки» 5.

В Словаре помещены также списки русских архиереев по кафедрам за время до 1721 года. За 1721 —1917 годы указан состав Св. Синода, а для каждого царствования указаны правившие архиереи (только имена и фамилии, без кафедр).

К «Предисловию» К. Я. Здравомыслова имеется приписка: «Остается только добавить, что автор «Словаря» погиб из-за любви к архивному делу, к архивным изысканиям, вообще к кропотливым, вроде предлагаемой, работам. В марте 1929 года он был арестован за злонамеренную якобы потерю папских булл и др. не имеющих ценности документов. После 4-х с половиной месяцев ареста освобожден, но через 4 месяца подвергнут 3-годичной свободной высылке с запрещением проживать в столицах и еще в 3-х городах. Жил во Владимире-на-Клязьме, Твери, Рыбинске и Юрьеве Польском. В декабре 1932 г. возвратился в Ленинград, но по случаю введения единой паспортной системы должен был выехать в Боровичи, где, вероятно, и скончает свои дни на 8-м десятке лет от рождения»6.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ), Ф. 102, оп. 1, ед. хр. 431—438

2 3 д р а в о м ы с л о в К. Я. Отзыв о сочинении А. С. Родосского: Биографический словарь студентов первых XXVIП-ми курсов С.-Петербургской духовной академии 1814—1869 гг. К 100-летию С.-Петербургской духовной академии, С.-Петербург, 1907 г. СПб., 1909 (Отдельный оттиск из «Отчета о пятидесятом присуждении наград графа Уварова»).

3 3 д р а в о м ы с л о в К. Я. Отзыв о сочинении И. М. Покровского: «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. Церковно-археологическое, историческое и экономическое исследование. (В память 350-летия существования Казанской епархии 1555—1905 гг.). Казань, 1906 г. I—ХП+1—482+1—XXXII—26411— XVI стр., с двумя видами Казанского кремля второй половины XVII в., с планом кремля по чертежу

1730 г. и с картой вотчинных владений Казанского архиерейского дома 1764 года». Б. ]\ (Отдельный оттиск из «Отчета о пятидесятом присуждении наград графа Уварова»)

4 ОР РНБ, Ф. 102, оп. 1, ед. хр. 431, л. 68.

Год рождения св. митрополита Вениамина у К. Я. Здравомыслова указан неверно. Действительная дата рождения—17 апреля 1873 (Государственный архив Архангельской Ьбласти, Ф. 29, оп. 42, ед. хр. 311, л. 114 об.— 115). Впервые опубликовано: Бовкало А., Галкин А. Родился сын Василий... Установлена точная дата рождения св. митрополита Вениамина. — Вечерний Петербург, 1995, № 148, с. 3.

5 ОР РНБ, Ф. 102, оп. 1, ед. хр. 436, л. 27—27об.

6 ОР РНБ, Ф. 102, ед. хр. 431, л. 2—2а.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.