Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - НАШЕ БУДУЩЕЕ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОУ)'

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - НАШЕ БУДУЩЕЕ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОУ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - НАШЕ БУДУЩЕЕ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОУ)»

простого к сложному», начиная с первых самых лёгких заданий ребёнок втягивается в игру и ему нравится, что он может самостоятельно построить заданную конструкцию.

Таким образом, в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное пространственное мышление и самостоятельное решение проблем.

Решение разного рода задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе развивающих игр и упражнений дети овладевают умением ориентироваться в пространстве самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением развивающей игры, приводящих в конечном результате к решению образовательных задач. Систематическое упражнение в использовании развивающих игр активизирует умственную деятельность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Список использованной литературы:

1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

2. Зайцев А. А. Катамино - что это? / А. А. Зайцев, М. Л. Сайфиуллина. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 10 (30). - С. 50-55. - URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1778/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Миронов А.В. Игра - средство реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. 2013. №12. С. 22-27

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. -3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990. -160 с.

5. Современный психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.; СПб, 2000.

6.Развивающие игры Никитиных из первых рук: сайт. - URL: https://igrynikitinyh.ru/?yclid=580817065611362303 (дата обращения 01.12.2021) - Текст: электронный.

7. Чиркова Е.В. Игровая деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Астрахань: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж», 2015. - 76 с.

© Ежова О.П., 2021

УДК37

Журбенко В.Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29 Гредасова Е.М. Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - НАШЕ БУДУЩЕЕ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОУ)

Здоровая нация - крепкое государство. Здоровая нация является безусловным признаком сильного

государства. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны.

Поэтому формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуатьного, творческого ресурсов дошкольного учреждения.

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права- право на здоровый рост и развитие.

Одним из приоритетов нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов ДОУ систематически работает над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению.

Наша цель - повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей здоровьесберегаюшие и здоровьеразвивающие инновационные технологии.

Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом в системе управления государством. Как решить эту проблему? На наш взгляд, есть способ: «Здоровый ребёнок - здоровая нация». Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой человек, например, воспитатель? Один - нет. Но в содружестве с инструктором по физической культуре и родителями можно свернуть горы!

Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные технологии в своей работе. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и преумножать свое здоровье.

Идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.

И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

Только с изменением уклада жизни семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

Коллектив сотрудников нашего детского сада целенаправленно работает над I созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Мы постоянно осваиваем комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех

этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели -формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий: соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН, облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения), утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры (согласно возрасту детей), ребристые дорожки - для профилактики плоскостопия, правильная организация прогулок и их длительность, соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями), мытье прохладной водой рук по локоть, комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст, самомассаж, три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводит инструктор по физическому воспитанию, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке), кроме того, проводятся спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе, находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций, в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ - проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников, в группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна, осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом), систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости, важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, также с детьми проводится артикуляционная гимнастика, логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются врачом педиатром, старшие группы узкими специалистами.

Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

Цель детского сада - вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для ребёнка период - поступление в первый класс.

Здесь большое значение имеет наличие непрерывной преемственности в работе между школой и детским садом, родителями и участковой педиатрической службой.

Большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. Оформляются папки-передвижки для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки -источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Особенно остро встает вопрос здоровьесбережения детей в зимний и весенний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

Поэтому, у нас, воспитателей группы, возникла мысль о разработке и реализации совместного с родителями проекта по формированию здорового образа жизни «Быть здоровым - здорово!» с использованием здоровьесберегающих и здоровъеразвивающих инновационных технологий,

Одна из главных целей проекта - это сохранение и развитие здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и их родителей, формирование сознательного отношения к здоровью как к главной ценности у всех участников проекта.

Девиз нашего проекта: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца... и воспитателей!». Родители вместе с детьми катались с ребятишками на санках, записались в бассейн, делали по утрам зарядку.

Прошел месяц со дня реализации проекта и мы уже можем сделать следующие выводы: данный проект по формированию ЗОЖ, рассчитанный на детей старшего возраста, завершен успешно. Была проведена большая работа с родителями.

Они активно участвовали в фестивале зарядок в ДОУ (инновация: ведущий -родитель), в выставке сотворчества родителей и детей «Спортивный герб моей семьи», с восторгом соревновались с родителями в различных играх в «Веселых стартах», с энтузиазмом выполняли домашнее задание: «ни дня без прогулки!», что способствовало установлению положительных взаимоотношений с родителями и детьми, а также укреплению партнерских отношений с воспитателями группы.

В течение месяца с детьми группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т.д.

Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни, разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека. В процессе реализации проекта проводилась работа по оздоровлению ребят: умывание, хождение босиком по дорожке здоровья, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.

И поэтому у ребят нашей группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни, снизились показатели заболеваемости детей. Они воочию увидели свою причастность к жизни своей семьи, своей группы.

Считаем, что данная инновация с использованием здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий может быть реализована в практике других ДОУ.

Так будем же и впредь стараться растить здоровое поколение жизнерадостных детей, потому что всем нам необходимо помнить о том, что здоровый ребенок - здоровая нация!

Список использованной литературы:

1.Мухина С. А,, Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. -Л/.. 2008. - 116с.

2.Павлова М.А., Лысогорская MB. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград.: Учитель, 2008. -209 с.

3.Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 - 7 лет. ВолгограО. Учитель. 2008. -215с.

4.Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм. -метод. обеспечение. - М.: Линка-Пресс, 20(19. -320с.

5.Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. - М., 2012. - 154 с.

© Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.