Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / здоровый стиль жизни / физическое самовоспитание и самосовершенствование / физическая культура / спорт. / health / healthy lifestyle / healthy lifestyle / physical selfeducation and self-improvement / physical culture / sports.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байшугурова А. У., Шамсутдинов Ш. А.

В данной статье рассматривается понятие о здоровье студентов, ее компоненты, особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE FOR STUDENTS

This article discusses the concept of student health, its components, features of a healthy lifestyle of modern students and the role of physical education in the process of developing a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА»

УДК 796

Байшугурова А. У.

студент

Уфимский университет науки и технологий

Стерлитамакский филиал Шамсутдинов Ш.А., кандидат педагогических наук

доцент

Уфимский университет науки и технологий ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие о здоровье студентов, ее компоненты, особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование, физическая культура, спорт.

Baishugurova A. U.

student Sterlitamak Branch University of Science and Technology Shamsutdinov Sh.A., Ph.D. associate professor Ufa University of Science and Technology

HEALTHY LIFESTYLE FOR STUDENTS

Annotation. This article discusses the concept of student health, its components, features of a healthy lifestyle of modern students and the role of physical education in the process of developing a healthy lifestyle.

Key words: health, healthy lifestyle, healthy lifestyle, physical self-education and self-improvement, physical culture, sports.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия определяются уровнем здоровья.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. [1]

Образ жизни - это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.

Здоровый образ жизни - совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется

на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. [2]

К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо

вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного

монофазного сна 7,5—8 ч. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный приём пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах:

- достижения энергетического баланса;

- установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между

растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами;

- сбалансированности минеральных веществ и витаминов;

- ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями.

Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. [3]

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. [4]

Таким образом, правильное соблюдение условий ЗОЖ будет способствовать успешному выполнению образовательных задач в период обучения в ВУЗе.

Использованные источники:

1. Барчуков И.С. Физическая культура. - М., 2011. - 255 с. [2]

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М., 2010. [3]

3. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие/ Под общ. ред. Д.Н. Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2012. - 348 с. [1]

4. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М., 2013. - 448 с. [4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.