Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни: руководство к действию'

Здоровый образ жизни: руководство к действию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кантор Виталий Зорахович, Марат Борис Александрович

В статье представлена рецензия на книгу: Основы здорового образа жизни петербургского студента: учеб. / под ред.В.П.Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни: руководство к действию»

В. З. Кантор,

декан факультета коррекционной педагогики

Б. А. Марат,

доцент кафедры основ коррекционной педагогики

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник / Под. ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 319 с.

Более века назад выдающийся российский врач, профессор Н. П. Гундобин, выступая с лекциями для педагогов в зале Петербургской городской думы, подчеркнул особое значение гигиенического образования, оказывающего возвышающее, нравственное влияние на человеческую личность, сравнив его в социальном отношении с капиталом, увеличивающим ценность фактора здоровья во всех отраслях жизни общества. Иными словами, уровень здоровья общества тесно связан с его духовностью, а потребность осуществления здорового образа жизни является признаком интеллигентности человека.

В данном контексте несомненно заслуживает внимания выход в свет учебника «Основы здорового образа жизни петербургского студента», созданного под общей редакцией профессора В. П. Соломина и опубликованного при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, ибо цель этого издания, сформулированная и успешно реализованная коллективом его авторов, состоит именно в том, чтобы

сформировать у студентов Санкт-Петербурга ценностные представления о здоровье, здоровом образе жизни, привить им навыки здорового образа жизни, направленность на профилактику заболеваний. Особое значение этот учебник приобретает для личностного и профессионального становления студентов педагогических университетов как будущих воспитателей новых поколений российской молодежи. В свою очередь и преподаватели вузов найдут в нем многочисленные и ценные — в плане межпредметных взаимосвязей — материалы для разработки своих дисциплин.

Актуальность учебника «Основы здорового образа жизни петербургского студента», представленного как в традиционной, книжной, так и, что принципиально важно, в электронной версии, очевидна.

Сохранение здоровья молодых граждан общества на этапе их созревания является важнейшей государственной задачей, от решения которой зависит здоровье последующих поколений. В сущности эта задача отражает уровень цивилизованности общества. Однако в настоящее время в

рамках потребительского стереотипа поведения российской молодежи здоровье как ценностная категория не рассматривается в числе жизненных приоритетов. Данная негативная тенденция, к сожалению, прослеживается и среди студенческой молодежи, и авторы учебника настойчиво привлекают к этому внимание читателей, представляя им материалы комплексного медико-социального мониторинга образа жизни петербургского студента, свидетельствующие о слабой мотивированности студентов на сохранение и укрепление здоровья. Речь идет о тревожных фактах, зафиксированных по результатам целевых исследований, проведенных в 2003-2007 гг. в молодежной студенческой среде Санкт-Петербурга и касающихся незаконного потребления наркотиков и психотропных средств, злоупотребления курением и алкоголем. Это, между тем, может быть в числе прочего обусловлено недостаточной разработанностью системной методологии и методики формирования здорового образа жизни молодежи в целом, причем применительно к студенческой молодежи она

явно недостаточно представлена в учебной литературе. Поэтому несомненным достоинством учебника «Основы здорового образа жизни петербургского студента» является то, что в его материалах рассматриваются и фундаментальные, связанные с понятиями «здоровье», «болезнь», «предболезнь», «образ жизни» и др., и прикладные вопросы, касающиеся структуры, критериев оценки здоровья, факторов риска его ухудшения, навыков ведения здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни авторы рассматривают в качестве значимого фактора первичной профилактики наиболее распространенных видов патологии современного человека, актуальных и для студентов вузов (системных заболеваний органов кровообращения, дыхания, пищеварения). Это весьма важно, так как нередко студенты вузов при возникновении у них симптомов отклонений в деятельности функциональных систем организма не могут дать им правильную оценку, следствием чего являются либо пессимистические представления о состоянии своего здоровья, либо беспечная потеря времени, необходимого для своевременной диагностики и лечения заболевания. Приведенная в учебнике клиническая информация поможет студентам более адекватно оценивать свои переживания и принимать верные в отношении здоровья решения.

Отличительная особенность данного учебника, которая, бесспорно, сделает его еще более привлекательным для читателей, состоит в том, что сложные философские категории, а равно и практические психолого-медико-педа-

гогические аспекты, авторы сумели представить в рациональной форме, обеспечивающей широкие возможности его использования в качестве базового пособия для студентов разных курсов и различных направлений профессиональной специализации. Яркий и характерный пример — раздел «Теоретические основы сохранения здоровья», в котором авторы рассматривают здоровье в связи с проблемами экологии, наследственности, образа жизни, уделяя особое внимание, в частности, вредным привычкам и аддиктив-ному поведению молодежи и давая гигиенические рекомендации по организации питания, двигательной активности студентов и др.: учебный материал здесь представлен убедительно и, в то же время, без нарочитой назидательности, что создает у читателей познавательную мотивацию.

При этом авторы справедливо подчеркивают значение личностно-ориентированного подхода в процессе формирования здорового образа жизни, основанного на учете индивидуальности студента, в связи с чем в данном направлении образования целью является формирование личностных структур сознания, а ведущими ориентирами служат гуманистические ценности, и в первую очередь — здоровье. Проблемы же физического, психического и репродуктивного здоровья авторы закономерно анализируют в контексте образа жизни как модели личного поведения, дают практические советы по его оптимизации в различных видах деятельности студенческой молодежи. Вместе с тем собственно физическое здоровье студентов в учебнике рассматривается с позиции тео-

рии адаптации, в связи с чем студенты знакомятся с понятием «адаптационный потенциал» и методическими возможностями его измерения и оценки. Эти сведения могут представлять для учащихся вузов практическую ценность в плане изучения личного здоровья и прогноза его возможной неблагоприятной динамики в связи с конкретными обстоятельствами жизни.

Важнейшим фактором, определяющим жизнеспособность и состояние здоровья человека, является деятельность иммунной системы. Авторы в доступной форме рассказывают о видах иммунитета, его формировании, стимулируя студентов к совершенствованию своей иммунологической реактивности, что может быть особенно важным для учащихся педагогических профессий в связи с эпидемиологическими особенностями их деятельности.

В том же ключе авторы излагают и материалы о влиянии наследственных факторов на здоровье, акцентируя внимание читателей на тревожных фактах роста наследственной патологии, анализируя причины и условия, механизмы формирования наследственной и врожденной патологии человека. Это особенно важно для формирования мировоззрения молодых людей, поскольку сведения, касающиеся предупреждения наследственных и врождённых заболеваний, могут оказать им реальную и существенную помощь в выборе жизненного пути при реализации репродуктивной функции.

В свою очередь, обсуждая вопросы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга, авторы приводят важнейшие правитель-

ственные документы и указывают наиболее эффективные направления организации экологического просвещения, актуальные в молодежной среде и способствующие обучению экологической безопасности жизнедеятельности. Полученные в этом разделе знания, несомненно, будут способствовать формированию экологической культуры студентов, осознанию ими ответственности за экологическую безопасность общества.

Наконец, актуальная информация представлена относительно распространения ВИЧ и других инфекций в молодежной среде Санкт-Петербурга. Специальное внимание авторы уделили проблеме повышенного риска распространения ин-

фекций, передаваемых половым путем, в молодежных группах, проживающих в студенческих общежитиях, где могут складываться благоприятные условия для частой смены половых партнеров при отсутствии контроля со стороны семьи.

Основное содержание учебника — и это в еще большей степени повышает его потенциальную востребованность — органично дополняется прак-тико-ориентированными приложениями, в которых авторы рекомендуют современные технологии диагностики зависимостей у молодых людей, их психических свойств и состояний, уровня фрустрированно-сти, синдрома эмоционального выгорания, исследования нрав-

ственности, разнообразных показателей физического состояния и физической работоспособности. В приложении авторы также приводят апробированные ими эффективные обучающие модели оптимизации жизнедеятельности студента с активным формированием установок на здоровый образ жизни и методические рекомендации по их применению в процессе обучения.

Не вызывает сомнений, что учебник «Основы здорового образа жизни петербургского студента» поможет вузовской молодежи найти ответы на многие волнующие ее вопросы и выработать рациональную для здоровья стратегию и тактику поведения и построения жизненного пути.

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА

Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы VII Международной научно-практической конференции, 24-26 апреля 2008 г. Т. 1. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 321 с.

В сборник включены доклады и сообщения, прозвучавшие на международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», в которой принимали участие преподаватели вузов, аспиранты и

студенты из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Программа конференции охватывала широкий круг актуальных проблем преподавания русского языка и литературы в иностранной аудитории.

Бабияк В. В. Рисунок в технике сангины: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 108 с.: ил.

Пособие включает историко-искусствовед-ческий обзор возникновения и развития рисунка в технике сангины как одной из основных художественных техник искусства уникальной графики, а также содержит методические рекомендации к выполнению учебных заданий в данной технике и ее разновидностях в высших художественных и художественно-педагогических учебных заведениях.

В работе осуществляется анализ методов выполнения рисунка сангиной на примере изучения образцов русского академического рисунка, а также рисунков мастеров изобразительного искусства, имеющий целью развитие творческих навыков, присущих новому типу специалиста, обладающего разносторонней профессиональной компетенцией.

Для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Речевая конфликтология: Учебное пособие / Отв. ред. М. Я. Дымарский. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.

Речевая конфликтология — новая и пока мало исследованная область междисциплинарного знания, изучающая речевую сторону многообразных ситуаций, содержащих элемент конфликтности. Владение коммуникативной культурой с необходимостью предполагает владение базовыми понятиями речевой конфликтологии, коммуникативными сценариями и связанными с ними стратегиями и тактиками речевого поведения в конфликтной ситуации.

Книга предназначена для использования в качестве учебного пособия на занятиях по русскому языку и культуре речи, риторике, в спецкурсах для будущих учителей, методистов, лингвистов, социологов, психологов, юристов, врачей, специалистов по рекламе и связям с общественностью, менеджменту; на курсах переподготовки и повышения квалификации; в коммуникативных, психологических тренингах и др.

Сложноподчиненное предложение в лексикографическом аспекте: Коллективная монография / Под ред. С. Г. Ильенко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 344 с.

Коллективная монография посвящена проблемам описания и лексикографического представления сложноподчиненного предложения в русском языке. В ней обобщаются результаты исследований, сопутствовавших созданию «Лексико-синтаксического словаря русского языка: Модели сложноподчиненного предложения», а также определяются теоретические основания дальнейших лексикографических разработок, связанных с явлениями лексико-синтаксической координации.

В разделе «Приложения» даются дополнения к лексико-синтаксическому словарю, обусловленные расширением состава моделей за счет описания «лексико-синтаксической периферии» сложноподчиненных изъяснительных предложений и смежных с ними ме-стоименно-соотносительных предложений вмещающего типа.

Для специалистов в области лексикографии и синтаксиса современного русского языка, преподавателей, аспирантов и студентов.

Груздева Е. Н. Петербургский историк Сергей Васильевич Рождественский / Под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 199 с., ил. [сер. «Герценовский университет. Золотые имена»].

Книга рассказывает о жизни петербургского историка первой половины ХХ века, преподавателя ряда высших учебных заведений Санкт-Петербурга — Петрограда, члена-корреспондента РАН Сергея Васильевича Рождественского (1868-1934). Более четверти века он отдал преподавательской работе в Женском педагогическом институте — предтечи Герценовского университета. В один из самых сложных периодов нашей истории —

с 1916 по 1920 год — С. В. Рождественский возглавлял этот институт как ректор. Им был разработан оригинальный учебный курс по истории педагогики в России, а его научные труды посвящены разным вопросам русской истории.

Издание адресовано всем, интересующимся историей нашей страны, историей культуры и интеллигенции, может служить пособием по изучению истории педагогики.

Языковая картина мира. Лексика. Текст: Сборник научных статей, посвященных юбилею профессора Надежды Евгеньевны Сулименко / Ред. кол.: Л. А. Пиотровская, В. Д. Черняк. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 164 с.

В сборник вошли научные статьи, написанные коллегами и учениками профессора кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Надежды Евгеньевны Сулименко. Статьи посвящены широкому кругу проблем современной русистики: языковая картина мира, принципы исследования текста, типология

текстов, слово в лексико-семантической системе языка, слово в тексте, прикладные аспекты исследования слова и текста.

Материалы сборника представляют интерес для специалистов по русистике, преподавателей, аспирантов и студентов филологических специальностей высших учебных заведений.

Козырев В. А., Черняк В. Д. Современная языковая ситуация и речевая культура: лингвистические аспекты гуманитарных технологий: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 147 с.

Учебное пособие выполнено в рамках инновационной образовательной программы по проекту «Гуманитарные технологии: оптимизация общения в современной языковой и социокультурной ситуации». В пособии рассматриваются основные характеристики гуманитарной образовательной среды, место в ней языковой составляющей. Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике совре-

менной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. Пособие содержит большое количество практических заданий, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций.

Книга адресована студентам и магистрантам, получающим образование по гуманитарным направлениям и специальностям, а также всем, кто проходит специальную подготовку в сфере гуманитарных технологий.

Черняк В. Д., Черняк М. А. Базовые понятия массовой литературы: Учебный словарь-справочник. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 167 с.

Учебное пособие выполнено в рамках ин- щемся частью социокультурного пространства,

новационной образовательной программы по проекту «Гуманитарные технологии: оптимизация общения в современной языковой и социокультурной ситуации». В учебном словаре-справочнике впервые в словарной форме представлены базовые понятия массовой литературы, знание которых необходимо для ориентации в современном книжном потоке, являю-

для формирования читательской компетенции. Словарь может служить своеобразным путеводителем для квалифицированного читателя.

Книга адресована студентам и магистрантам, получающим образование по гуманитарным направлениям и специальностям, а также всем, кто проходит подготовку в сфере гуманитарных технологий.

Основы гендерной лингвистики: Учебно-методическое пособие / Сост. В. А. Ефремов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 118 с.

В издание включены программные материалы, методические рекомендации, учебные задания и терминологический словарь по дисциплине «Основы гендерной лингвистики», которые позволят специалистам гуманитарной сферы не только углубить полученные ранее знания по психологии, педагогике, социологии, лингвистике и теории коммуникации, но и познакомиться с новой сферой гуманитарных знаний и овладеть современными технологиями работы с информацией.

Главная цель учебного пособия — научив анализировать с точки зрения гендерных исследований различные факты языковой и внеязыковой действительности, сформировать гендерную составляющую гуманитарной компетенции специалиста, владеющего навыками толерантного и гендерно правильного речевого и социального, в частности педагогического, поведения, а также осознающего всю сложность и глубину взаимопереплетений социокультурных параметров личности и языка.

Королькова А. В. Возвратные глаголы в современном русском языке: структурно-семантическая характеристика: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 123 с.

В учебном пособии представлена структурно-семантическая характеристика возвратных глаголов в современном русском языке. С учетом достижений лингвистической науки

описаны типы возвратных глаголов. Книга содержит богатый языковой материал, необходимый для самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.